Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Куйбышевского района детский сад «Золотой ключик» общеразвивающего вида
с приоритетным направлением по художественно-эстетическому развитию воспитанников
Программа
кружка «Умелые ручки »
для детей дошкольного возраста (5 – 7 лет)
Руководитель кружка:
воспитатель
первой квалификационной категории
Ластовская Т.М.
г. Куйбышев, 2019 г.
Пояснительная записка
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти, пальцев становятся более ловкими, точными.
Кроме того, поделки из бисера – прекрасное средство развития творчества. Техника плетения на проволоке очень проста и доступна детям дошкольного возраста. Из разноцветного бисера, бусин и природных материалов дети могут сделать много полезных и интересных вещей.
Рисование 3Д ручкой – новейшая технология творчества, в которой для создания объёмных изображений используется нагретый биоразлагаемый пластик. Застывающие линии из пластика можно располагать в различных плоскостях, таким образом, становится возможным рисовать в пространстве.
Пластик PLA (полиактид) – это термопластический, биоразлагаемый, алифатический полиэфир, мономером которого является молочная кислота. Сырьём для производства служат кукуруза и сахарный тростник.
Использование в изобразительной деятельности современного гаджета - 3D ручки - имеет свои преимущества: с помощью данного устройства можно создавать искусные узоры, оригинальные фигурки и украшения. Кроме этого, устройство существенно расширяет рамки изобразительного искусства: оно позволит ребенку расширить кругозор, развивает пространственное мышление и мелкую моторику рук, а самое главное, это изобретение будет мотивировать ребенка заниматься творчеством, при этом ребенок привыкает к работе с высокотехнологичными устройствами.
Программа построена “от простого к сложному”.
Срок реализации данной программы и режим занятий:
Срок реализации - 2 года
Недельная нагрузка - 1 час
Длительность одного занятия – старший возраст 20 – 25 мин., подготовительный возраст 25 – 30 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Развитие творческих способностей ребёнка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству
Задачи кружка:
Обучающие
Ø Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
Ø Обучать различным приемам работы с бумагой.
Ø Формировать умения следовать устным инструкциям.
Ø Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Ø Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках.
Ø Познакомить детей с народными промыслами, с материалами и инструментами для вышивания.
Ø Закрепить знания о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.
Ø Дать детям представление о трехмерном моделировании, назначении, перспективах развития.
Развивающие:
Ø Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Ø Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Ø Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Ø Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Ø Развивать пространственное воображение.
Ø Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев.
Ø Способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению 3Д моделированию с помощью 3D-ручки.
Воспитательные:
Ø Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание.
Ø Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Ø Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Ø Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Ø Способствовать воспитанию потребности в творческом труде, трудолюбия как высокой ценности в жизни.
1.3 Ожидаемые результаты освоения программы
Главным результатом рабочей программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ребенка является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.
В результате освоения программы ребёнок:
-знает основные понятия и базовые формы разных техник (работа с бросовым материалом, природным материалом, с пластиком, с гофрированной бумагой , пластилином).
- владеет приёмами работы с новыми материалами.
- умеет следовать устным инструкциям.
- знает специальные термины.
- владеет навыками безопасного поведения при работе с ножницами , клеем, мелкими деталями.
- может создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках.
- сформированы трудовые навыки, культура труда
- умеет работать в коллективе
У ребенка развивается:
- художественный вкус, творческие способности детей.
- мелкая моторика
- внимание, память, логическое и пространственное воображение.
- развивать усидчивость, внимание, терпение .
- пространственное воображение внимание память .
- проявляется интерес к искусству.
2. Содержательный раздел
При реализации данной программы использовались следующие технологии:
Здоровьесберегающая технология, помогает воспитать всесторонне развитую личность, бережно относящуюся к своему здоровью , и соблюдающую принципы здорового образа жизни
информационно – коммуникативная технология, позволяющая воспитанникам получать новую информацию и знания через просмотры видео и мультимедиа, сопровождающиеся пояснениями педагога;
деятельностная технология, посредствам которой воспитанники изучают новый материал через личный показ педагогом и его объяснениями с последующим повторением;
игровая технология, помогает развитию творческого мышлении, развивает воображение и фантазию, улучшает общение и взаимодействие в коллективе ;
технология дифференцированного обучения, помогает в обучении каждого на уровне его возможностей и способностей, развитие творческих способностей и созидательных качеств личности, воспитание человека высокой культуры ;
технология групповой работы, помогает детям работать группой, развивает взаимопонимание между детьми и уважение друг к другу.
Формы и методы обучения
1.Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2.Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение ,использование скороговорок ,пословиц и поговорок)
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделок)
2.1 Перспективное планирование
Старшая группа (5-6 лет)
|
№ занятия |
Тема |
Цель |
|||
|
1 |
2 |
3 |
|||
|
Сентябрь |
|||||
|
1 |
Волшебная бумага
|
Познакомить детей со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т.д; Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.). Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги, побеседовать на тему для чего еще нам нужна бумага. Развивать творческое воображение и фантазию; Рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеями. |
|||
|
2 |
Мозаичная аппликация: «Гусеница»
|
Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали |
|||
|
3 |
Мозаичная аппликация: «Воздушные шары»
|
Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой. Составлять изображение из частей. Учить подбирать цвета, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать детали, используя салфетку. Развивать творческие способности, воображение, самостоятельность. |
|||
|
4 |
Аппликация из кругов
|
Формировать умение работать с бумагой. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы. |
|||
|
Октябрь |
|||||
|
5 |
Техника «Бумажный комочек» |
Познакомить ребят с новой техникой: Бумажный комочек. Научить детей отрывать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. Показать детям способы применения бумажного комочка: поделка на бумаге, объемная поделка. Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание. |
|||
|
6 |
Поделка в технике «Бумажный комочек»: «Рыбка»
|
Продолжать учить детей формировать комочки из бумаги. Наносить клей кистью. Учить переносить кусочки бумаги на капли клея ватной палочкой, смоченной в воде. Развивать композиционные умения. Закреплять приемы наклеивания. |
|||
|
7 |
Поделка в технике «Бумажный комочек»: «Ёжик»
|
Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. |
|||
|
Ноябрь |
|||||
|
8 |
Бумажная полоска «Петля»
|
Показать детям новое использование бумажной полоски – складывание в форме «петли» и выполнение из нее поделок. Продолжать закреплять умения работы с ножницами, аккуратному отношению к созданной поделке. Развивать усидчивость, терпение и воображение. |
|||
|
9 |
Бумажная полоска «петля» и бумажный комочек - поделка «Петушок»
|
Вспомнить с детьми технику формирования бумажного комочка. Учить детей создавать объемную поделку, применяя, уже знакомые техники работы с бумагой. Развивать умение создавать красивую композицию, аккуратному обращению с клеем и ножницами. Учить соотносить детали поделки по размеру и цвету. |
|||
|
10 |
Новогодняя поделка «Еловые ветки» |
Продолжать учить детей вырезать полоски бумаги. Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки. |
|||
11 |
Новогодняя поделка «Еловые ветки»
|
Закончить начатую на прошлом занятии поделку к новому году. Наклеивать готовые петли на эскиз композиции. Показать детям, что чем больше рядов петель, тем пышнее елочная ветка. Развивать эстетическое чувство, желание доводить начатое дело до конца. |
|
|||
Декабрь |
|
|||||
12 |
«Машина» |
Формировать умение работать с разным материалом (спичечными коробками). Закрепить правила безопасной работы с клеем, ножницами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. |
|
|||
13 |
«Снежинка» |
Учить детей работать с разным материалом (манкой) Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. |
|
|||
Январь |
|
|||||
14 |
«В царстве рыб» |
Формировать умение детей работать с разным материалом, дискам. Закрепить правила безопасной работы с клеем, бумагой, ножницами. Развивать композиционные умения, глазомер, чувство пропорций. |
|
|||
15 |
«Мышка» из конуса |
Закреплять умения детей работать по образцу, с шаблонами и трафаретами. Аккуратно склеить из полукруга или 3\4 круга конус, дополняя различными деталями из бумаги- ушки, хвостик, глазки. Дорисовывая усы. |
|
|||
Февраль |
|
|||||
16 |
Объемные поделки Прием складывание: Ждем гостей
|
Познакомить детей с приемом складывания квадрата (прямоугольника) пополам, по прямой с делением боковых сторон пополам и совмещением противоположных верхних и нижних сторон и углов. Условно назвать этот прием складывания «Книжечка». Воспитывать усидчивость, терпение. |
|
|||
17 |
Объемные поделки Прием складывание: Автобус
|
Продолжать учить детей мастерить объемные поделки, используя прием складывания «Книжечка». Закреплять умение делить полоску на части приемом складывания пополам, вырезать круги из квадрата, плавно закругляя его углы при срезании. Развивать творческие способности, воображение. |
|
|||
Март |
|
|||||
18 |
Оригами из кругов «Грибок» |
Познакомить ребят с техникой оригами, показать несколько поделок в технике оригами. Познакомить с условным обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя); Поделка «грибок». Научить детей складывать круг пополам, правильно располагать части на листе, формируя композицию. |
|
|||
19 |
Оригами из кругов «Божья коровка» |
Продолжать учить складывать базовую форму – круг пополам; Выделять части тела – крылья, тело, голова. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. |
|
|||
20 |
Оригами из кругов «Разноцветный зонтик» |
Учить детей складывать круг пополам, и еще раз пополам, получая при этом ¼ круга; складывать в виде зонта из нескольких четвертинок кругов. Развивать пространственное воображение. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. |
|
|||
Апрель |
|
|||||
21 |
«Фоторамка» |
Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность. |
|
|||
22 |
«Подкова для дома» |
Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками. |
|
|||
23 |
«Летающая тарелка» |
Формировать умение планировать свою работу. Развивать творческую фантазию детей, ручную умелость. Воспитывать самостоятельность. |
|
|||
Май |
|
|||||
24 |
Тарелки «Цветочная поляна» (декупаж) |
Учить детей разрезать ножницами тончайшие салфетки по контуру рисунка. Вызывать интерес к созданию из вырезанных деталей композицию. |
|
|||
25 |
Детское ведерко (декупаж) |
Учить оформить детское ведерко празднично и со вкусом. Уметь поделить работу между собой. |
|
|||
Подготовительная группа (6 – 7 лет)
№ занятия |
Тема |
Цель |
1 |
2 |
3 |
Сентябрь |
||
1 |
Техника «Квиллинг» |
Познакомить детей с новым видом обработки бумаги – квиллингом, с историей возникновения этой техники. Показать готовые работы, необходимое оборудование для квиллинга. Оговорить технику безопасность на занятиях квиллингом. |
2 |
«Грибы» |
Учить детей скручивать полоску цветной бумаги в спираль. Закреплять умение детей выполнять аппликацию из скрученных элементов квиллинга – «свободная спираль» . |
3 |
«Барашек» |
Закреплять умение скручивать полоску бумаги в спираль и распускать. Выполнять аппликации из скрученных элементов квиллинга «Свободная спираль». Составлять композицию, учить советоваться с товарищем, доводить работу до конца. |
4 |
«Березовая роща»
|
Формировать у детей умение работать с бумагой и клеем. Закрепить знания о России. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к работе. |
5 |
«Ветка рябины» |
Развивать пространственное воображение, закреплять умение скручивать бумагу, развивать усидчивость, концентрацию внимания и творческие способности. |
Октябрь |
||
6 |
«Путешествие в страну рукоделия»
|
Познакомить детей с народными промыслами. Развивать любовь к красоте, показать красоту вышитых изделий. Заинтересовать детей, вызвать желание вышивать. Познакомить с видами ниток и иголок, с материалами, инструментами и их назначением для вышивки. Закрепить знания о свойствах материалов. |
7 |
«Знакомство с тканью» |
Познакомить детей с образцами тканей. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус. |
8
|
«Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. |
Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. |
9 |
«Разноцветные кружочки». Вышивка по кругу
|
Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Учить вышивке по кругу. |
Ноябрь |
||
10 |
«Силуэты». Вышивка по контуру. |
Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Учить работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток. |
11 |
«Цветные полоски».
|
Учить детей соединять разные полоски, швом «петельный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. |
12 |
«Пришивание пуговиц с двумя отверстиями».
|
Учить пришивать пуговицу параллельным способом, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять нить в конце шва. |
13 |
«Рыбки в аквариуме» |
Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Учить работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток. |
Декабрь |
||
14 |
«Мешочки для секретов». |
Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивать мелкую моторику, украшать мешочек аппликацией. |
15 |
«Изготовление игольницы» |
Вспомнить знакомые швы «через край», «вперёд иголку», изготовить индивидуальную игольницу. Развивать мелкую моторику рук. Украшать игольницу аппликацией. |
16
|
«Шапочка и шарфик для куклы» |
Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивать мелкую моторику, украшать шапочку аппликацией. |
Январь |
||
17 |
«Салфетка» – подарок маме |
Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Развивать мелкую моторику рук. |
18
|
«Дорожки» |
Учить детей вышивать швом «тамбурный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. |
19 |
«Волшебная радуга» |
Учить детей вышивать швом «тамбурный». Учить подбирать нить по цвету. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. |
Февраль |
||
20 |
Вышивание по замыслу |
Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», шов «тамбурный». Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику рук. |
21
|
Вводное занятие – «3d ручка» |
Знакомство с правилами и техникой безопасности при работе с 3-d ручкой. |
22
|
Разноцветные зонтики |
Создание двухмерной модели зонтика по контуру. Закрепление навыков работы с ручкой. |
23
|
Дома на нашей улице |
Создание модели дома из геометрических фигур. Развитие пространственного мышления. |
Март |
||
24 |
Колечко для мамы |
Создание модели колечка в подарок к 8 марта. Развитие творческого воображения, мелкой моторики. |
25 |
Подарок |
Создание и изготовление подарочной коробки. Развитие творческого воображения, внимания, пространственного мышления. |
26 |
Воробей. |
Работа над созданием модели птицы. Развитие мелкой моторики, внимания. Воспитание чувства прекрасного. |
Апрель |
||
27 |
Воробей. |
Продолжить работу над созданием модели птицы. Развитие мелкой моторики, внимания. Воспитание чувства прекрасного. |
28 |
Украшения для мамы.
|
Создание различных украшений по выбору ребенка. Развитие чувства формы, моторики, внимания. |
29 |
Знакомство с бисером. |
Знакомить детей с историей бисероплетения, различными видами бисера, материалами для работы (леска, проволока, ножницы), украшениями из бисера, с техникой безопасности при работе с бисером |
30 |
«Колечки» |
Обучение последовательности изготовления поделок из бисера на проволочной основе. Обучение планированию работы с использованием схем и переносить схемы на мозаику. |
31
|
«Разноцветные браслетики» |
Формировать практические умения и навыки низание бисера на проволоку по схеме. |
32
|
«Листочек» |
Совершенствовать умение нанизывать бисер на проволоку, правильно держать проволоку в руке, нанизывать бусины на проволоку. Познакомить детей с новым способ плетения – параллельное плетение. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. |
Май |
||
33 |
« Мой веселый звонкий мяч» |
Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. |
34 |
«Стрекоза» |
Формировать практические умения и навыки низание бисера на проволоку по схеме.
|
2.2 Взаимодействие с родителями
Задачи работы руководителя кружка по взаимодействию с родителями:
· Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
· Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей;
· Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
· Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
Мероприятия, проводимые руководителем кружка «Умелые ручки», для родителей в течение года:
· Консультации, изготовление буклетов
· Участие в конкурсах и выставках разного уровня.
Условия реализации программы.
Для реализации данной программы в ДОУ созданы необходимые условия:
Имеется помещение для проведения кружка, оснащено:
Стульями, столами, наглядным материалом.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную бумагу,
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
-бумажные полоски шириной 5-7 мм,
-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
-ножницы,
- карандаши простые,
-линейка,
-кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка,
- многослойные салфетки для декупажа,
- мулине различных цветов,
- иголки для вышивания,
- пяльцы пластмассовые,
- копировальная бумага (на каждого ребенка),
- ткань белая хлопчатобумажная, размер 20×20 см,
- устройство 3D ручка,
- пластик PLA,
- трафареты для практической работы
- бросовый материал.
Программно - методическое обеспечение :
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.
3. Д. Чиотти Оригинальные поделки из бумаги. – Мир книги
4. С.Ю. Афонькин, Л.В.Лежнев, В.П.Пудова Оригами и аппликация П. – СПб.: ООО «Издательство «Кристалл»»; 1998.
5. С.В. Соколова Школа оригами. Аппликация и мозаика. Издательство «Валери СПД»
6. Практическое руководство «Декупаж». Издательство «Ниола - Пресс»
7. «Стильные штучки в технике декупаж». Издательство ASTПРЕСС.
8. Торгашова В.Н. Рисуем нитью. 2005.
9. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб: Детство-Пресс, 2003. -160с.
10. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. - Москва: З.А.О. издательство Эксмо, 1997. - 96с.
11. Бочков В., Большаков А: «Основы 3D-моделирования»
12. Хана Линд. Бумажная мозаика.- М: Айрис-Пресс, 2007 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.