Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Яранского района Кировской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Подготовка обучающихся
к основному государственному экзамену по русскому языку» на 2024-2025 учебный год
Составитель: учитель первой квалификационной категории МКОУ СШ с УИОП №2 им.А.Жаркова г.Яранска Кировской области Чистополова С.М.
Яранск, 2024
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа «Русский язык» курса подготовки обучающихся к единому государственному экзамену рассчитана на 44 часа из расчета 2 учебных часа в неделю.
Слушатели курсов - обучающиеся 9-х классов общеобразовательных организаций.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного курса, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Цели и задачи изучения курса:
Цель - повторить, систематизировать и закрепить знания обучающихся по учебному предмету, научить применять знания на практике, подготовиться к успешной сдаче основного государственного экзамена ОГЭ по учебному предмету, осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов ОГЭ по русскому языку.
Задачи:
- разбор вопросов и решение тренировочных тестов ОГЭ базового, повышенного и высокого уровня сложности по всей линии школьного курса по учебному предмету, разбор типичных ошибок при решении заданий;
- разбор и практика выполнения типовых тестовых заданий ОГЭ, требующих развернутого ответа;
- совершенствование умений использовать соответствующие содержанию учебного предмета термины и понятия, приводить необходимые аргументы в обосновании своей позиции, делать выводы;
- развитие умений анализировать, классифицировать, осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации;
- знакомство с требованиями к оформлению ответов на бланках ответов № 1 и участника ОГЭ формирование умений работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- развитие навыков самоорганизации и саморазвития.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;
- работать с тестовыми заданиями;
- определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;
- уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.
Программа курса рассчитана на 44 часа.
Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
Программа курса состоит из трёх основных разделов:
1. Сжатое изложение.
2. Сочинение-рассуждение.
3. Решение тестовых заданий формата ОГЭ.
В основу содержания курса положены следующие принципы: системности и последовательности подачи материала, проблемно-тематический.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ОГЭ, опробовать разработанные контрольные измерительные материалы, понять их структуру и содержание, объективно оценить свои знания по предмету.
На занятиях уделяется внимание разбору наиболее характерных ошибок, допущенных в предыдущие годы участниками экзамена по учебному предмету, а также особенно сложных случаев решения заданий.
Преподавателем учитывается разная степень подготовленности обучающихся при организации занятий и проверке усвоенного, включая такие формы контроля, как самоподготовка и взаимопроверка.
К основным используемым формам, способам и средствам проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе относятся: устные и письменные опросы, проверка самостоятельных работ, решение тестовых заданий и т.п.. Основной акцент при изучении вопросов курса направлен на активную работу обучающихся в форме диалога преподаватель-обучающийся, активного обсуждения материала в форме обучающийся-группа, обучающийся-преподаватель.
На первом занятии курса проводится входной контроль знаний обучающихся. Текущий контроль уровня учебных достижений осуществляется с помощью заданий контрольных измерительных материалов. Итоговый контроль – зачёт в виде теста формата ОГЭ.
Система оценивания – рейтинговая.
Критерии оценивания: «зачтено» ставится в случае, если обучающийся набрал 50% от максимального количества баллов. «Не зачтено» ставится, если обучающийся набрал менее 50% баллов.
Для реализации учебного плана каждый преподаватель разрабатывает учебную программу по учебному предмету с учётом требований и содержания следующих документов и материалов:
ü Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования;
ü Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения основного государственного экзамена;
ü Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена;
ü Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена;
ü Методических рекомендаций ФГБНУ ФИПИ на основе ОГЭ предыдущего года.
Для проведения занятий по учебному предмету преподавателями используются материалы и учебные пособия для подготовки к ОГЭ текущего года, разработанные с участием ФИПИ и включённые в постоянно пополняемый перечень изданий, размещённый на сайте ФИПИ.
Актуальность данного курса несомненна. Данный курс учитывает новые условия проведения ОГЭ, в нём подробно разбираются все задания демонстрационного варианта ОГЭ, даются подробные методические рекомендации для выполнения каждого задания, акцентируется внимание на трудных случаях. Учащиеся смогут овладеть навыками выполнения всех заданий ОГЭ, узнать, какие трудности подстерегают их при выполнении заданий, а также «подсказки» для успешного их выполнения. Также учащиеся овладеют приёмами написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на всех без исключения заданиях орфографии и пунктуации.
Курс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тексты ОГЭ 2025 года.
Подготовка к сжатому изложению
Первая часть работы ОГЭ по русскому языку в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
ü умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
ü умение адекватно воспринимать авторский замысел;
ü умение вычленять главное в информации;
ü умение сокращать текст различными способами;
ü умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
ü умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи информации.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение).
Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание (13.1, 13.2, 13.3), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно – на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических и синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
Подготовка к решению тестовых заданий
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратки открытым ответом (задания 2-12). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.
Задания проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при-, правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.
При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).
Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное и составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.
Планируемые результаты элективного курса
В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ. То есть будут знать всё о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ОГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов.
Личностные: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
ü знать трудные случаи правописания;
ü понимать их роль в общекультурном развитии человека;
ü объяснять языковое явление;
ü уметь применять знания при тестировании;
ü формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
ü формировать научную типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
ü активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
ü определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
ü работать над расширением словарного запаса;
ü опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
ü работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
ü чётко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
ü выполнять различные типы тестовых заданий;
ü самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
ü чётко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
ü хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
ü правильно отмечать в бланке вариант ответа;
ü вносить исправления в бланк экзаменационной работы.
Тематическое планирование
|
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов |
Из них |
|
|
Теория |
Практика |
|||
|
1 |
Введение. Значение курса, его задачи |
1 |
1 |
|
|
2 |
Текст. Сжатое изложение |
6 |
2 |
4 |
|
3 |
Текст. Задания 13.1, 13.2, 13.3. Сочинение-рассуждение |
6 |
3 |
3 |
|
4 |
Комплексный анализ текста |
31 |
10 |
21 |
|
Итого: |
44 |
16 |
28 |
|
Календарно-тематическое планирование курса
|
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Вид занятия |
Виды самостоятельной работы |
|
1 |
Введение. Значение курса, его задачи. Содержание экзаменационной работы. Критерии. Особенности ОГЭ по русскому языку: цели, задачи, содержание, учебные пособия. Знакомство с демоверсией. Заполнение бланков. Критерии оценки. |
1 |
Усвоение новых знаний. |
Знакомство с КИМами ОГЭ, заполнение бланков |
|
2 |
Задание части 1 – сжатое изложение. Микротема исходного текста. Абзацное членение текста. Сжатие (компрессия) текста. Приёмы сжатия текста. Отработка приёмов: исключение, обобщение, упрощение. |
1 |
Мини-лекция. Урок-практикум. |
Работа с текстом, создание текста. |
|
3 |
Задание части 1 – сжатое изложение. Микротема исходного текста. Абзацное членение текста. Сжатие (компрессия) текста. Приёмы сжатия текста. Отработка приёмов: исключение, обобщение, упрощение. |
1 |
Мини-лекция. Урок-практикум. |
Работа с текстом, создание текста. |
|
4 |
Практическая работа. Приёмы работы с текстом. Анализ работ. |
1 |
Практикум изложение. |
Создание текста, оценивание. |
|
5 |
Аудирование. Самостоятельная работа. |
1 |
Практикум изложение. |
Создание текста, оценивание. |
|
6 |
Аудирование. Самостоятельная работа. |
1 |
Практикум изложение. |
Создание текста, оценивание. |
|
7 |
Задание части 3 (13.1, 13.2, 13.3) – сочинение-рассуждение. Критерии оценивания. Работа над заданием 13.1 – написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Алгоритм работы над сочинением-рассуждением 13.1. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Работа с текстом. |
|
8 |
Работа над заданием 13.2 – написание сочинения-рассуждения по фрагменту текста. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Работа с текстом. |
|
9 |
Работа над заданием 13.3 – написание сочинения-рассуждения на определённую тему. Алгоритм работы над сочинением. Работа над понятиями. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Работа с текстом. |
|
10 |
Работа над заданием 13.3 – написание сочинения-рассуждения на определённую тему. Алгоритм работы над сочинением. Работа над понятиями. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Работа с текстом. |
|
11 |
Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения (по выбору учащегося). |
1 |
Практикум. |
Работа с текстом. |
|
12 |
Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения (по выбору учащегося). |
1 |
Практикум. |
Работа с текстом. |
|
13 |
Задание 2. Синтаксический анализ. Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
14 |
Задание 2. Синтаксический анализ. Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
15 |
Задание 3. Синтаксический анализ. Простое и сложное предложение. Односоставное и двусоставное предложение. Виды сложных предложений. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
16 |
Задание 3. Синтаксический анализ. Простое и сложное предложение. Односоставное и двусоставное предложение. Виды сложных предложений. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
17 |
Задание 4. Пунктуационный анализ. Простое осложнённое предложение. Пунктуационный анализ простого осложнённого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
18 |
Задание 4. Пунктуационный анализ. Знаки препинания при однородных членах. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
19 |
Задание 4. Пунктуационный анализ. Знаки препинания при обособленных определениях. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Знаки препинания при обособленных дополнениях. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
20 |
Задание 4. Пунктуационный анализ. Знаки препинания при обособленных определениях. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Знаки препинания при обособленных дополнениях. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
21 |
Задание 4. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
22 |
Задание 4. Пунктуационный анализ. Типы сложных предложений. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. СПП с различными видами связи. Синтаксический анализ СП. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
23 |
Задание 4. Пунктуационный анализ. Типы сложных предложений. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. СПП с различными видами связи. Синтаксический анализ СП. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
24 |
Задание 5. Пунктуационный анализ. Обобщение. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
25 |
Задание 6. Орфографический анализ. Основные орфографические правила правописания приставок. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
26 |
Задание 6. Орфографический анализ. Правописание Ъ и Ь знака. Ы-И после приставок. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
27 |
Задание 6. Орфографический анализ. Правописание Ъ и Ь знака. Ы-И после приставок. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
28 |
Задание 6. Орфографический анализ. Основные орфографические правила правописания корней с безударными гласными |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
29 |
Задание 6. Орфографический анализ. Гласные после шипящих и Ц. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
30 |
Задание 6. Орфографический анализ. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
31 |
Задание 6. Орфографический анализ. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
32 |
Задание 6. Орфографический анализ. Правописание НЕ с разными частями речи. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
33 |
Задание 6. Орфографический анализ. Слитно-дефисно-раздельное написания. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
34 |
Задание 7. Орфографический анализ. Обобщение. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
35 |
Задание 8. Основные грамматические (морфологические) нормы современного русского литературного языка. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
36 |
Задание 9. Синтаксический анализ словосочетаний. Грамматическая синонимия словосочетаний. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
37 |
Задание 10. Смысловой анализ текста. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
38 |
Задание 11. Анализ средств выразительности. Основные выразительные средства лексики и фразеологии (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы и др.). Изобразительно-выразительные языковые средства. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
39 |
Задание 11. Анализ средств выразительности. Основные выразительные средства лексики и фразеологии (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы и др.). Изобразительно-выразительные языковые средства. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
40 |
Задание 12. Лексический анализ. Трудности лексического анализа слов. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
41 |
Задание 12. Лексический анализ. Трудности лексического анализа слов. |
1 |
Мини-лекция. Практикум. |
Выполнение тестовых заданий. |
|
42 |
Пробная работа в формате ОГЭ. |
1 |
Урок контроля. |
Выполнение тренировочного варианта ОГЭ. |
|
43 |
Пробная работа в формате ОГЭ. |
1 |
Урок контроля. |
Выполнение тренировочного варианта ОГЭ. |
|
44 |
Анализ пробной работы. Работа над ошибками. |
1 |
Урок контроля. |
Выполнение тренировочного варианта ОГЭ. |
Список использованной литературы:
1. Егораева Г.Т. ОГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ОГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2022.
2. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) – М.: Эксмо, 2020.
3. Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый по форме. – Санкт-Петербург: Сага, 2021.
4. Сенина Н.А. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Типовые тестовые задания. 9 класс. – Ростов-на-Дону: Легион, 2025.
5. Сычева В.П. Экспериментальная тестовая работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2021.
6. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация – 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2023.
Интернет-ресурсы:
1. https://4oge.ru/russkij-jazyk/
2. https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
3. https://fipi.ru/oge/normativno-pravovye-dokumenty
4. https://fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-oge#ru
5. https://rus-oge.sdamgia.ru/
6. https://russkiy-na-5.ru/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.