Программа
курса «Театр» в начальной школе
Пояснительная записка
«Театр» в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, преследует те же цели, что и многие дисциплины художественного цикла в рамках Образовательной системы «Школа 2100»:
1) опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка,
2) помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения,
3) через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней,
4) научить творчески,
с воображением и фантазией, относиться к любой работе. Специфическая цель
курса «Театр» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного
театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями,
собственным мнением.
Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической
природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его
добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться,
творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть
непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры
дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский
треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ
адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его
умения создавать доброжелательную атмосферу.
Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве –
это также цель курса «Театр».
Курс рассчитан на три года обучения в начальной школе при одном занятии в
неделю. В конце каждого полугодия педагог дает качественную характеристику
каждому ученику: каким был, что изменилось, что сделал, где проявил себя, каким
стал.
Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение театров (один раз в
месяц) и анализ увиденного в группе. Это не традиционные «походы» с учителем в
театр, а семейный просмотр спектакля с одним из своих родителей. Для каждой
возрастной группы составляется примерный план просмотра спектаклей на учебный
год, который может корректироваться и включать в себя премьеры, гастрольные и фестивальные
спектакли.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы
работы, так и посещение театров, музеев, выставок; тематические экскурсии;
просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из
театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины, работа с
подручным материалом и изготовление бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и
марионеток.
Занятия лучше всего проводить не в классе за партами, а в специальном
театральном зале, где было бы достаточно свободного места и для игр, и для
просмотра спектакля. Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в
круг, в котором педагог становится одним из участников театральной игры.
Урок театра отличает гибкость, возможность отталкиваться от интересов и
потребностей самих учеников, учитывать особенности того или иного школьного
коллектива.
Одной из идей программы по курсу «Театр» является постепенное усложнение
материала от игр через импровизации к сценическим историям, основанным как на
литературном материале, так и на выдуманных детских историях.
Одни задания, представленные в программе, являются модификацией уже известных в
театральной педагогике актерских упражнений, другие основаны на
экспериментальных психологических методах, на собственном опыте педагога,
работающего в общеобразовательной школе.
Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится
регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом
возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую
фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Тренинг
способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной
системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к
своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой
индивидуальности.
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная
заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха
выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы,
непосредственность, смелость.
Работа по учебным тетрадям на занятии не должна превышать 20 минут, причем
обращаться к ним можно несколько раз в ходе занятия на разных его этапах. Это
определяется спецификой предмета и возрастными особенностями учеников начальных
классов, которым необходима смена видов деятельности для удержания внимания.
Остальное время отводится на тренинги, этюды, импровизации и другие
нетрадиционные методы работы. В тетрадях предложено много видов деятельности:
раскрашивание, рисование, вырезание, составление композиций, мозаики,
склеивание, изготовление бутафории, игрушек, масок, декорации и т.д. Часто
представленные задания вариативны, одно и то же задание можно выполнять
по-разному и при этом получать правильный результат.
На занятиях дети как бы включаются в работу существующих в театре технических
мастерских: музыкального цеха, цеха по изготовлению декорации и реквизита,
костюмерного цеха и т.д., где они не просто смотрят или слушают, но сами,
собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д.
Особенностью работы учителя с тетрадями и методическим пособием является то,
что педагог ориентируется и на собственный вкус, личные пристрастия и,
отталкиваясь от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие.
Методическое пособие, в котором есть поурочное планирование, должно
рассматриваться только как рекомендации. Программа играет роль общего
ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель сам
конструирует свой урок, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей
учеников.
Литературные тексты в учебных тетрадях можно дополнить, используя учебники по
литературному чтению для 1–4-х классов («Капельки солнца», «Маленькая дверь в
большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света») авторов Р.Н.
Бунеева, Е.В. Бунеевой. Чтение вслух, чтение пьес по ролям, заучивание наизусть
стихотворных и прозаических текстов – задача не только программы «Чтение и
начальное литературное образование», но и курса «Театр» в начальной школе.
1-й год обучения: знакомство с работой актера и режиссера в театре.
l-е полугодие – «Мастерская тела»;
2-е полугодие – «Мастерская чувств».
2-й год обучения: театральные мастерские.
l-е полугодие – «Волшебные краски чудесной страны», или в мастерской
художника;
2-е полугодие – «На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного
ключа», или музыка в театре.
3-й год обучения: театральный спектакль.
l-е полугодие – «Магия слов», или литературная часть в театре;
2-е полугодие – «Дом для чудесных представлений», или спектакль как
объединение работы всех театральных мастерских.
На каждом занятии в той или иной форме присутствуют компоненты всех
тематических разделов, но полное объединение всех театральных цехов произойдет
в последнем полугодии курса, в работе над сценической историей или спектаклем.
Театр нами рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной
школе даются общие представления о его специфике.
А сам ребенок во всех мастерских выступает в роли то актера, то музыканта, то
художника, на практике узнает о том, что актер – это одновременно и творец, и
материал, и инструмент.
После каждой темы педагог может провести уроки-показы, где по-своему разовьет
предложенную тему, используя творчество и фантазию детей.
Есть в программе темы, которые повторяются в разные годы обучения, но даются на
различном уровне сложности, с разным объемом информации и подбором творческих
заданий. Например, тема «Создатели спектакля» есть на каждом этапе обучения, в
ней рассматриваются различные театральные профессии, деятельность театральных
мастерских.
В программе и учебном пособии автор предлагает оригинальную методику проведения
театральных занятий с детьми младшего школьного возраста. Живая и увлекательная
форма занятий, основанных на театральных тренингах, пластических импровизациях
и играх, помогает ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве.
Младшим школьникам, знакомым с курсом «Синтез искусств», учебниками «По дороге
к Азбуке», «Ты – словечко, я словечко…», «Детская риторика в рассказах и
рисунках», особенно интересно будет заниматься «Театром» в школе.
Программа адресована педагогам начальной школы, организаторам досуговых
мероприятий и всем любителям театра
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.