Программа курса «Театр» в начальной школе
Оценка 4.7

Программа курса «Театр» в начальной школе

Оценка 4.7
doc
12.05.2020
Программа курса «Театр» в начальной школе
Программа ТЕАТР.doc

Программа
курса «Театр» в начальной школе

http://www.school2100.ru/img/blank.gif
http://www.school2100.ru/img/blank.gif

Пояснительная записка

«Театр» в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, преследует те же цели, что и многие дисциплины художественного цикла в рамках Образовательной системы «Школа 2100»:

1) опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка,

 2) помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения,

 3) через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней,

 4) научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе. Специфическая цель курса «Театр» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу.
Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это также цель курса «Театр».
Курс рассчитан на три года обучения в начальной школе при одном занятии в неделю. В конце каждого полугодия педагог дает качественную характеристику каждому ученику: каким был, что изменилось, что сделал, где проявил себя, каким стал.
Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение театров (один раз в месяц) и анализ увиденного в группе. Это не традиционные «походы» с учителем в театр, а семейный просмотр спектакля с одним из своих родителей. Для каждой возрастной группы составляется примерный план просмотра спектаклей на учебный год, который может корректироваться и включать в себя премьеры, гастрольные и фестивальные спектакли.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и посещение театров, музеев, выставок; тематические экскурсии; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины, работа с подручным материалом и изготовление бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток.
Занятия лучше всего проводить не в классе за партами, а в специальном театральном зале, где было бы достаточно свободного места и для игр, и для просмотра спектакля. Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг, в котором педагог становится одним из участников театральной игры.
Урок театра отличает гибкость, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих учеников, учитывать особенности того или иного школьного коллектива.
Одной из идей программы по курсу «Театр» является постепенное усложнение материала от игр через импровизации к сценическим историям, основанным как на литературном материале, так и на выдуманных детских историях.
Одни задания, представленные в программе, являются модификацией уже известных в театральной педагогике актерских упражнений, другие основаны на экспериментальных психологических методах, на собственном опыте педагога, работающего в общеобразовательной школе.
Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Тренинг способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Работа по учебным тетрадям на занятии не должна превышать 20 минут, причем обращаться к ним можно несколько раз в ходе занятия на разных его этапах. Это определяется спецификой предмета и возрастными особенностями учеников начальных классов, которым необходима смена видов деятельности для удержания внимания.
Остальное время отводится на тренинги, этюды, импровизации и другие нетрадиционные методы работы. В тетрадях предложено много видов деятельности: раскрашивание, рисование, вырезание, составление композиций, мозаики, склеивание, изготовление бутафории, игрушек, масок, декорации и т.д. Часто представленные задания вариативны, одно и то же задание можно выполнять по-разному и при этом получать правильный результат.
На занятиях дети как бы включаются в работу существующих в театре технических мастерских: музыкального цеха, цеха по изготовлению декорации и реквизита, костюмерного цеха и т.д., где они не просто смотрят или слушают, но сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д.
Особенностью работы учителя с тетрадями и методическим пособием является то, что педагог ориентируется и на собственный вкус, личные пристрастия и, отталкиваясь от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие. Методическое пособие, в котором есть поурочное планирование, должно рассматриваться только как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель сам конструирует свой урок, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.
Литературные тексты в учебных тетрадях можно дополнить, используя учебники по литературному чтению для 1–4-х классов («Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света») авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Чтение вслух, чтение пьес по ролям, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов – задача не только программы «Чтение и начальное литературное образование», но и курса «Театр» в начальной школе.

1-й год обучения: знакомство с работой актера и режиссера в театре.
l-е полугодие – «Мастерская тела»;
2-е полугодие – «Мастерская чувств».

2-й год обучения: театральные мастерские.
l-е полугодие – «Волшебные краски чудесной страны», или в мастерской художника;
2-е полугодие – «На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа», или музыка в театре.

3-й год обучения: театральный спектакль.
l-е полугодие – «Магия слов», или литературная часть в театре;
2-е полугодие – «Дом для чудесных представлений», или спектакль как объединение работы всех театральных мастерских.

На каждом занятии в той или иной форме присутствуют компоненты всех тематических разделов, но полное объединение всех театральных цехов произойдет в последнем полугодии курса, в работе над сценической историей или спектаклем.
Театр нами рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике.
А сам ребенок во всех мастерских выступает в роли то актера, то музыканта, то художника, на практике узнает о том, что актер – это одновременно и творец, и материал, и инструмент.
После каждой темы педагог может провести уроки-показы, где по-своему разовьет предложенную тему, используя творчество и фантазию детей.
Есть в программе темы, которые повторяются в разные годы обучения, но даются на различном уровне сложности, с разным объемом информации и подбором творческих заданий. Например, тема «Создатели спектакля» есть на каждом этапе обучения, в ней рассматриваются различные театральные профессии, деятельность театральных мастерских.
В программе и учебном пособии автор предлагает оригинальную методику проведения театральных занятий с детьми младшего школьного возраста. Живая и увлекательная форма занятий, основанных на театральных тренингах, пластических импровизациях и играх, помогает ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве.
Младшим школьникам, знакомым с курсом «Синтез искусств», учебниками «По дороге к Азбуке», «Ты – словечко, я словечко…», «Детская риторика в рассказах и рисунках», особенно интересно будет заниматься «Театром» в школе.
Программа адресована педагогам начальной школы, организаторам досуговых мероприятий и всем любителям театра


Программа курса «Театр» в начальной школе

Программа курса «Театр» в начальной школе

Урок театра отличает гибкость, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих учеников, учитывать особенности того или иного школьного коллектива

Урок театра отличает гибкость, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих учеников, учитывать особенности того или иного школьного коллектива

Волшебные краски чудесной страны», или в мастерской художника; 2-е полугодие – «На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа», или музыка в театре

Волшебные краски чудесной страны», или в мастерской художника; 2-е полугодие – «На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа», или музыка в театре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020