1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» для обучающихся 2-4 классов школы составлена на основе:
1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012
2. Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
3. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 и от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства от 6 октября 2009 года № 373»
4. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ШИООО» д. Харампур Пуровского района
5. Примерной программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И. Савенкова (Самара: Издательство «Учебная литература», 2008)
6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
2. Общая характеристика курса «Я – исследователь»
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у обучающихся умения ставить цели и организовать её достижение, гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции учёных, прочувствовать спектр требований к научной и исследовательской деятельности.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт обучающихся, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации ООП НОО. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в ВУЗах, СУЗах.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время личностно-ориентированный, компетентностный и деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, добровольность, доступность, результативность, преемственность, деятельностный и личностный подходы, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
§ формирование представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
§ обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
§ формирование и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
§ развитие познавательных потребностей, креативность.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я - исследователь» имеет отличительные особенности:
§ имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
§ в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
§ проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
§ проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
§ проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
§ в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
§ реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Основные принципы программы:
ü системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом;
ü гуманизации. Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.;
ü опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них;
ü совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении;
ü обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу;
ü успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение;
ü стимулирования. Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, логике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся учёных – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
ü вести устный диалог на заданную тему;
ü участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
ü участвовать в работе конференций, чтений.
ü участвовать в работе конференций, чтений.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует её выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель предлагает большое число подтем и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — книги, видеоматериалы, материалы из сети Интернет, энциклопедии, рассказы взрослых, экскурсии.
Творческими работами могут быть: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформленный стенд, выставка, доклад, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе и услышать похвалу в свой адрес.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект учащегося – средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения ООП НОО.
Метод проектов в начальной школе имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Результат проектной деятельности – изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 2–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов:
разработка проекта (интеллектуальный поиск),
практическая реализация проекта (материализация проектного замысла практическая деятельность общественно полезного характера),
защита проекта (аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям).
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
ü уровневая дифференциация;
ü проблемное обучение;
ü моделирующая деятельность;
ü поисковая деятельность;
ü информационно-коммуникационные технологии;
ü здоровьесберегающие технологии.
3. Описание места курса «Я – исследователь»
На изучение курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» во 2 - 4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа в год.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу
«Я – исследователь»
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (2 класс) |
Второй уровень результатов (3 класс) |
Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. |
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
|
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. |
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений
2 класс
ü наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
ü пересказывать подробно и выборочно;
ü выделять главную мысль на основе анализа текста;
ü делать выводы из фактов, совокупности фактов;
ü выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
ü выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
ü делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
3 - 4 класс
ü переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
ü отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
ü конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
ü систематизировать учебный план;
ü пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
ü высказывать содержательно свою мысль, идею;
ü формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
ü решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
ü свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
ü переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:
ü получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
ü обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
ü приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
ü получат возможность осознать своё место в мире;
ü познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
ü получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
ü узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
ü различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
ü оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
ü использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
ü учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ü ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
ü способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
ü основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ü чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
ü внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
ü выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
ü устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
ü адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
ü осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
ü эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
ü планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
ü учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
ü осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
ü оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
ü адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
ü различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
ü в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
ü проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
ü самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
ü осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
ü осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
ü строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
ü проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
ü устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
ü строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Выпускник получит возможность научиться:
ü осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
ü записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
ü осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
ü осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
ü осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
ü осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
ü строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
ü адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
ü допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
ü учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
ü формулировать собственное мнение и позицию;
ü договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
ü задавать вопросы;
ü использовать речь для регуляции своего действия;
ü адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
ü учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
ü учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
ü понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
ü аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
ü задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
ü осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
ü адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
ü адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
5. Содержание курса «Я – исследователь». Тематическое планирование.
Тема занятия |
Кол-во часов |
2 класс (34 часа) 1. Что такое проекты. Что такое проблема. 2. Как мы познаём мир. 3-4. Что можно исследовать? Формулирование темы. 5-6. Как задавать вопросы? Банк идей. 7. Источники информации. 8. Тема, предмет, объект исследования. 9. Цели и задачи исследования. 10-11. Учимся выдвигать гипотезы. 12-14. Организация исследования (практическое занятие). 15-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. 18. Конструирование. 19. Экспресс - исследование «Такие разные конструкторы». 20. Что такое эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. 21-22. Сбор материала для исследования. 23-24. Обобщение полученных данных. 25. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите. 26-27. Как подготовить сообщение. Подготовка к защите. 28-31. Подготовка индивидуальных и групповых проектов. Индивидуальные консультации. 32- 34. Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. |
1 1 3 2 1 1 1 2 3 3
1 1 1
2 2 1
2 4
3 |
3 класс (34 часа) 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. 2-3. Обсуждение и выбор тем исследования. 4. Организация групп по интересам. 5-6. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. 7-8. Планирование работы. 9-11. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. 12-13. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. 14-15. Отбор материалов по теме исследования. 16-17. Анализ собранных материалов. 18-19. Исследование объектов. 20-21. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное. 22-23. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. 24. Как сделать сообщение о результатах исследования. 25-27. Оформление работы. Индивидуальные и групповые консультации. 28-29. Оформление презентации. 30-32. Выступления с индивидуальными и групповыми проектами. 33. Конференция по итогам собственных исследований. 34. Анализ исследовательской деятельности. |
1 2 1 2 2 3
2 2 2 2 2
2 1 3 2 3 1 1 |
4 класс (34 часа) 1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. 2-3. Культура мышления. 4-5. Умение выявлять проблемы. 6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. 10-11. Предмет и объект исследования. 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. 13-14. Сбор и анализ материала по данной проблеме. 15-16. Наблюдение и экспериментирование. 17-18. Техника экспериментирования. 19-20. Наблюдение. Совершенствование техники экспериментирования. 21-22. Правильное мышление и логика. 23-24. Обработка и анализ полученных данных. 25-27. Работы над проектами. Индивидуальные и групповые консультации. 28-29. Оформление презентации. 30. Подготовка публичного выступления. 31-33. Защита исследования перед одноклассниками. 34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. |
1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 3 2 1 3 1 |
6. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение. Список литературы для учителя и обучающихся.
Для осуществления образовательного процесса по курсу «Я - исследователь» необходимы следующие принадлежности:
ü компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
ü набор ЦОР по проектной технологии.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или любой другой специалист в области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
Литература для учителя
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Для обучающихся:
ü Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
ü Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
ü Интернет - ресурсы
ü А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС, 2008
Тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Что такое исследование? |
1 |
2-3 |
Как задавать вопросы? |
2 |
4-5 |
Как выбрать тему исследования? |
2 |
6 |
Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) |
1 |
7-8 |
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») |
2 |
9-10 |
Наблюдение как способ выявления проблем. |
2 |
11-12 |
Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания |
2 |
13-14 |
Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. |
2 |
15-16 |
Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) |
2 |
17-18 |
Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. |
2 |
19 |
Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей |
1 |
20-21 |
Обоснованный выбор способа выполнения задания |
2 |
22-23 |
Составление аннотации к прочитанной книге, картотек |
2 |
24-25 |
Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? |
2 |
26-27 |
Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. |
2 |
28-30 |
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике |
2 |
31-32 |
Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. |
2 |
33 |
Анализ исследовательской деятельности. |
1 |
Итого 33 часа |
Тематическое планирование. 2 класс (34 часа)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Что можно исследовать? Формулирование темы. |
1 |
2-3 |
Как задавать вопросы? Банк идей. |
2 |
4-5 |
Тема, предмет, объект исследования. |
2 |
6-7 |
Цели и задачи исследования. |
2 |
8-9 |
Учимся выделять гипотезы. |
2 |
10-13 |
Организация исследования. (практическое занятие.) |
4
|
14-17 |
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. |
4
|
18-19 |
Коллекционирование. |
2 |
20 |
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» |
1 |
21-22 |
Сообщение о своих коллекциях. |
2 |
23 |
Что такое эксперимент. |
1 |
24 |
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях |
1 |
25-27 |
Сбор материала для исследования. |
3 |
28-29 |
Обобщение полученных данных. |
2 |
30 |
Как подготовить результат исследования. |
1 |
31 |
Как подготовить сообщение. |
1 |
32 |
Подготовка к защите. (практическое занятие.) |
1
|
33 |
Индивидуальная консультация. |
1 |
34 |
Подведение итогов. Защита. |
1 |
Итого 34 часа |
Тематическое планирование. 3 класс (34 часа)
№ |
Тема |
теория |
1 |
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. |
1 |
2-3 |
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. |
2 |
4 |
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) |
1 |
5-6 |
Какими могут быть проекты? |
2 |
7-8 |
Формулирование цели, задач исследования, гипотез. |
2 |
9-10 |
Планирование работы. |
2 |
11-13 |
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. |
3 |
14-15 |
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. |
2 |
16-18 |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. |
2 |
19-21 |
Анализ прочитанной литературы. |
3 |
22-23 |
Исследование объектов. |
2 |
24-25 |
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. |
2 |
26-27 |
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. |
2 |
28 |
Как сделать сообщение о результатах исследования
|
1 |
29-30 |
Оформление работы. |
2 |
31-32 |
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. |
2 |
33 |
Мини конференция по итогам собственных исследований
|
1 |
34 |
Анализ исследовательской деятельности. |
1 |
Итого 34 часа |
Тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. |
1 |
2-3 |
Культура мышления. |
2 |
4-5 |
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. |
2 |
6-7 |
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. |
2 |
8-9 |
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. |
2 |
10-11 |
Предмет и объект исследования. |
2 |
12 |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. |
1 |
13-14 |
Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. |
2 |
15-16 |
Наблюдение и экспериментирование. |
2 |
17-18 |
Техника экспериментирования |
2 |
19-20 |
Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. |
2 |
21-22 |
Правильное мышление и логика. |
2 |
23-24 |
Что такое парадоксы |
2 |
25-27 |
Обработка и анализ всех полученных данных. |
3 |
28-30 |
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. |
3 |
31 |
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. |
1 |
32 |
Защита исследования перед одноклассниками. |
1 |
33 |
Выступление на школьной НПК. |
1 |
34 |
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. |
1 |
Итого – 34 часа |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.