ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА
УЧАЩИХСЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«КУЗБАССКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИЙ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 55»
Авторы-составители:
Пушкарёва Наргиза Валиевна,
зам.директора по ВР,
учитель начальных классов;
Павлушина Марина Юрьевна,
учитель начальных классов
Кемерово
2020
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………… |
3 |
Актуальность программы…………………………………… |
3 |
Концептуальное обоснование программы………………… |
4 |
Новизна и отличительные особенности программы……………… |
6 |
Адресат программы………………………………… |
7 |
Понятийный аппарат программы ……………………… |
7 |
Цель, задачи и ожидаемые результаты реализации программы… |
9 |
Механизмы реализации программы……………………………… |
1 |
Направления и виды деятельности………………………………… |
1 |
Основные методы и формы работы …………………… |
1 |
Этапы реализации программы……………………………………… |
|
Содержание программы…………………………………………… |
1 |
Условия реализации программы…………………… |
|
Кадровое обеспечение программы……………………………… |
2 |
Методическое обеспечение программы…………………………… |
2 |
Материально-техническое обеспечение программы…………… |
|
Показатели эффективности реализации программы……………… |
3 |
Список литературы……………………………………… |
3 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы определяется повышением требований к качеству и эффективности работы организаций, осуществляющих детский отдых в каникулярное время.
Лето для детей – это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей. Это период более благоприятного вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лето – это время открытий и приключений, время игры, событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное – самого себя.
Для педагогов это время связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой вопрос: как, с помощью каких форм и методов, организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились в поле зрения взрослых. Важно также, чтобы выбранные формы и методы занятости и отдыха детей были реалистичны с точки зрения условий конкретного образовательного учреждения. Из-за недостаточной разработанности содержательно-методического обеспечения данного педагогического процесса возникает объективная потребность в обращении пристального внимания на досуг детей и подростков в летний каникулярный период.
Деятельность летнего лагеря способствует не только укреплению и сохранению здоровья учащихся, но и активной их социализации, продолжению образования, приобретению первичных навыков в профессиональной деятельности. Надо отметить, что современное состояние общества, социально-экономические преобразования, демократизация, особенности региональных рынков труда, актуальность проблемы дефицита рабочих и узкоспециализированных кадров, вызванная, в том числе, и отсутствием интереса в молодежной среде к получению «мало престижных» профессий, усилили востребованность в области воспитания обучающихся популяризацию разнообразных профессий.
Необходимость профориентации определяется в Федеральном государственном образовательном стандарте, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.
Исходя из этого была разработана программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей профориентационной направленности «Кузбасская академия профессий».
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
В основе концепции программы летнего лагеря с дневным пребыванием детей профориентационной направленности «Кузбасская академия профессий» - эффективно построенная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования представления о мире профессий, получения первичных практических умений, которые в будущем могут оказать большое влияние на предпрофильное обучение и профессиональное самоопределение личности.
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей по продолжительности является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 2-х сезонов.
При реализации программы мы придерживаемся следующих принципов:
1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
2. Принцип включенности воспитанников в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
4. Принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня.
5. Принцип гуманизации отношений (построение отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху).
6. Принцип дифференциации воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с возрастными и индивидуально – психологическими особенностями детей.)
7. Принцип сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
8. Принцип личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
9. Принцип уважения и доверия.
10. Принцип безопасности.
НОВИЗНА И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Новизна программы заключается в представлении возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, в создании условий для самореализации потенциала детей и подростков через применения инновационных технологий по основным направлениям профориентационной работы, популяризацию профессий, в приобщении детей к разнообразному социальному опыту, создании в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на детей и подростков возраста 6–12 лет, может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Программа составлена с учетом интересов, индивидуальных способностей и психолого-возрастных особенностей детей и подростков.
Социальный состав учащихся:
Категория воспитанников |
Планируемое количество |
Из многодетных семей |
Не менее 20 |
Из социально-незащищенных семей |
Не менее 20 |
Из числа детей сирот |
Не менее 5 |
Из неполных семей |
Не менее 20 |
Состоящие на учете в школе |
Не менее 10 |
Состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних |
Не менее 3 |
Из числа детей с ОВЗ |
Не менее 10 |
Из малообеспеченных детей |
Не менее 50 |
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПРОГРАММЫ
Отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Профессия (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом) - род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Самореализация – раскрытие своих возможностей; осуществление своих имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей.
Самосовершенствование – осознанное развитие у себя достойных (нужных по жизни и этичных) навыков и качеств, а на их основе – освоение новых ролей.
Социальный опыт – накопленный результат активного взаимодействия окружающим миром.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ организация детского отдыха, обеспечивающая формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества путем раннего профориентирования для детей 6-12 лет, готовности к самореализации и творческого развития личности.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Обеспечить комплекс условий, способствующих раннему профориентированию, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в летний период.
2. Создать условия для самореализации детей и подростков, достижения каждого воспитанника лагеря состояния успешности через включение их в различную деятельность.
3. Способствовать формированию уважительного отношения к разным видам профессионального труда через приобщение к миру профессий, воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам, собственному труду.
4. Организовать сотрудничество детей и взрослых.
5. Предупредить правонарушения, безнадзорность среди несовершеннолетних в период летних каникул.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы «Кузбасская академия профессий» позволит выработать у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, выяснить первые профессиональные предпочтения у учащихся и подготовить их к профессиональному и социальному самоопределению.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется на основе организационной модели. Моделирование дней летнего отдыха детей осуществляется по типам профессий через игровую деятельность. Основной подход к организации отдыха основывается на главных ценностях современной педагогики каникул: свобода, интерес, игра. В игре потенциально заложены условия, обеспечивающие творческий, интеллектуальный, нравственный, физический рост личности через активное ее включение в жизнь и деятельность временного детского коллектива.
Программа предусматривает свободный выбор кружков, секций, клубов по интересам.
Модель организации лагеря с дневным пребыванием детей представлена на схеме 1.
Схема 1. Модель организации лагеря с дневным пребыванием детей
НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность лагеря с дневным пребыванием детей организуется по следующим направлениям:
⮚ социально-педагогическое,
⮚ гражданско-патриотическое,
⮚ экологическое,
⮚ художественно-эстетическое,
⮚ спортивно-оздоровительное,
⮚ интеллектуально-познавательное,
⮚ туристико-краеведческое,
⮚ культурно-досуговое,
⮚ трудовое.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход.
В ходе практической реализации целей и задач используются различные группы методов: метод воздействия на чувства, сознание (эмоциональное заражение, подражание, пример); методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (беседа, практические занятия); методы изучения конкретной ситуации (наблюдение, анализ, анкетирование); методы прогнозирования возможных воспитательных последствий (моделирование).
В рамках деятельности лагеря с дневным пребыванием детей используются формы работы:
Спортивно-оздоровительные:
❖ Посещение спортивных секций
❖ Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
❖ Проведение бесед по охране здоровья.
❖ Участие в спортивных соревнованиях.
Общекультурные формы:
❖ Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
❖ Проведение тематических бесед по эстетике внешнего вида, культуре поведения и речи;
❖ Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
Общеинтеллектуальные формы:
❖ Библиотечные часы;
❖ Конкурсы, экскурсии, олимпиады;
❖ Проектная деятельность;
Духовно-нравственные формы:
❖ Встречи с ветеранами ВОВ и труда, посещение школьного музея.
❖ Выставки рисунков.
❖ Оформление газет, стендов.
❖ Подготовка к участию в фестивале летних детских лагерей на базе общеобразовательных организаций района.
❖ Парад профессий.
Социальные формы:
❖ Акция «Чисты двор» и др.
Образно-художественные формы
❖ Концерты
❖ Праздники
❖ КТД
Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.
Трудовые формы:
❖ Работа по оформлению кабинета отряда
❖ Уход за комнатными растениями
❖ Организация дежурства в отрядных комнатах и в школьной столовой
❖ Помощь школьному библиотекарю
❖ Трудовые десанты
В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.
Игровые (досуговые) формы работы
❖ Совместные праздники
❖ Подготовка концертов
❖ Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
❖ Соревнования
❖ Конкурсы
❖ Экскурсионные прогулки в парк
❖ Экскурсионные поездки
Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.
Психологические формы
❖ Беседы
❖ Психологические упражнения
❖ Тренинги
На протяжении реализации программы действует система стимулирования и поощрения, она предусматривает индивидуальный и коллективный характер.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Характеристика этапов |
Сроки |
I этап |
Организационно- методический: подготовительный |
- подбор методического материала на основе учета тематики форм занятости несовершеннолетних в летний период, - пожеланий и запросов родителей и обучающихся; - проведение совещания при директоре и заместителе директора по УВР по подготовке школы к летнему сезону, по проведению летней оздоровительной кампании; - издание приказа директора школы о проведении летней оздоровительной кампании на основе постановления Коллегии Администрации Кемеровской области и постановления Администрации города Кемерово; - установление внешних связей социальными партерами; - подбор кадров для работы с детьми и подростками; - разработка и утверждение программы летнего лагеря с дневным пребыванием детей, реализуемой на базе школы; - формирование пакета психолого-педагогических диагностик и анкет для разных категорий детей и подростков, их родителей и педагогов; - разработка методических рекомендаций для педагогов, занимающихся планированием работы с детьми; - разработка нормативных документов по обеспечению безопасности; - подбор и подготовка методического материала для педагогов, задействованных в реализации программы; - подготовка необходимой: положения, должностные обязанности, инструкции, договора с социальными партерами о совместной деятельности, план-сетка и др.); - подготовка помещений школы, задействованных в летней оздоровительной кампании; - размещение информации об организации отдыха учащихся на официальном сайте учреждения, в официальных группах социальных сетей. |
март – май 2020 года |
|
Организационно-методический: организационный |
- презентация направлений программы летнего лагеря с дневным пребыванием детей; - открытие сезона летнего лагеря; - встреча детей и подростков, распределение их по отрядам; - проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей детей и подростков; - знакомство детей и подростков с деятельностью летнего лагеря. |
2 – 3 дня в начале каждого сезона |
II этап |
Реализация программы основной |
- реализация основной идеи в дни летних каникул в городских условиях летних школьных каникул; - вовлечение детей и подростков в различные виды деятельности; - постоянное наблюдение детей и подростков со стороны педагогов-воспитателей, медицинского работника; - подведение итогов реализации Программы в каждый сезон; - награждение наиболее активных участников коллективно-творческих и социально значимых дел в течение каждого сезона; - проведение заключительного мероприятия; - итоговое анкетирование детей и подростков каждой смены; - диагностика уровня здоровья, уровня развития социальной активности личности; |
Июнь – июль 2020 года |
III этап |
Подведение итогов: заключительный |
- анализ данных психолого-педагогических диагностик; - определение результативности работы педагогического коллектива в реализации программы согласно критериям и показателям; - презентация для родителей, обучающихся опыта работы педагогического коллектива в летнем лагере с дневным пребыванием детей 2020 года; - составление итоговой документации; - заседание педагогического совета «Летняя оздоровительная компания 2020: итоги и перспективы»; - анализ и определение перспективных задач на следующий 2021 год. |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ |
Наименование мероприятия |
Дата |
Место проведения |
Ответственный |
1. |
Профориентационный лагерь «Кузбасская академия профессий» |
1 сезон с 01.06. по 27.06 2 сезон с 29.06. по 22.07 |
МБОУ «СОШ № 55» |
Фадеенко Н. В
Пушкарёва Н. В. |
Содержание работы профориентационного блока по типу профессий
День |
Тематическая направленность событий, дел |
||||
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
|
Знакомство с профессиями типа |
|||||
недели |
«Человек- природа» |
«Человек- техника»
|
«Человек- человек»
|
«Человек – художественный образ» |
«Человек- знаковая система» |
1-ая |
эколог егерь |
водитель строитель |
врач стоматолог
|
художник дизайнер |
картограф фотограф |
2-ая |
садовник флорист |
шахтёр космонавт |
парикмахер продавец |
актер музыкант |
фармацевт программист |
3-я |
метеоролог вирусолог |
водолаз |
экскурсовод библиотекарь |
дизайнер визажист |
экономист бухгалтер |
4-я |
ветеринар пчеловод |
повар технолог
|
полицейский пожарный |
- |
- |
Содержание работы кружков, секций, клуба по интересам
№ |
Наименование |
Дата |
Место проведения |
Ответственный |
|
Клубы по интересам |
|||
1 |
«Мы вместе» Анкетирование, тренинги, игры
|
1 сезон с 01.06. по 27.06 2 сезон с 29.06. по 22.07 |
МБОУ «СОШ «55» Кабинет № 20 |
Юдина О. А., педагог-психолог |
2 |
«Летний театр» |
1 сезон с 01.06. по 27.06 2 сезон с 29.06. по 22.07 |
Кемеровский областной театр драмы Театр для детей и молодежи Музыкальный театр Кузбасса им.А.Боброва Государственная Филармония Кузбасса |
Начальник лагеря Фадеенко Н. В Пушкарёва Н. В.
|
|
Секции |
|||
3 |
«Здоровое поколение» |
1 сезон с 01.06. по 27.06 2 сезон с 29.06. по 22.07 |
Спортивные мероприятия Посещение бассейна «СИБИРЬ», соляной пещеры «Доктор Соль»
|
Спортивный организатор Бочарова Н. Д. Богомолов А. И. Воспитатели отрядов |
4 |
«Мой край родной» |
по договоренности с музеями г. Кемерово |
Музей-Заповедник "Красная Горка" Музей Боевой Славы Кузбасса Кемеровский Областной Краеведческий Музей Музей космонавта А.А.Леонова Кемеровский Областной Музей Изобразительных Искусств Музей Физкультуры и Спорта Кузбасса Музеи школ № 12, 33, 48 г. Кемерово |
Начальник лагеря Фадеенко Н. В Пушкарёва Н. В. |
|
Кружки |
|||
5 |
«Школа ЗОЖ»
Беседы, пятиминутки по ПДД, по безопасному поведению «Осторожно клещ», «У воды», «Действия при ЧС» по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности. |
1 сезон с 01.06. по 27.06 2 сезон с 29.06. по 22.07 |
МБОУ «СОШ «55» Кабинет № 23, 26, 27 |
Начальник лагеря Фадеенко Н. В Пушкарёва Н. В. Воспитатели отрядов Сотрудники МЧС, МВД мед. работник |
6 |
«Пресс-центр информирует» Оформление стендов, презентация событий |
1 сезон с 01.06. по 27.06 2 сезон с 29.06. по 22.07 |
МБОУ «СОШ № 55» холл 1 этаж |
Начальник лагеря Фадеенко Н. В Пушкарёва Н. В.
|
7 |
«ОЧумелые ручки» Проведение мастер-классов |
1 сезон с 01.06. по 27.06 2 сезон с 29.06. по 22.07 |
МБОУ «СОШ «55» Кабинет № 20 |
Начальник лагеря Фадеенко Н. В Пушкарёва Н. В.
|
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют занятость детей в летний период. В реализации программы участвуют сотрудники центра.
Начальник лагеря осуществляет общий контроль и руководство реализацией программы, руководит деятельностью педагогического коллектива, анализирует текущую ситуацию и вносит педагогические коррективы по эффективности программы, оказывает методическую помощь.
Педагоги-воспитатели, спортивный организатор организуют досуговую, воспитательную деятельность работы лагеря.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- наличие документации по организации летнего отдыха детей;
- планы и программы работы профориентационного блока, клуба по интересам, секций и кружков;
- проведение инструктажей с сотрудниками;
- сценарии: коллективных творческих дел; творческих мастерских; тренингов; и т. д.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- канцелярские принадлежности и материалы;
- игровой реквизит и спортивный инвентарь;
- технические средства (аудио-, видеомагнитофоны, телевизор, звуковая аппаратура, фотоаппарат, компьютер);
- материалы для эстетического оформления и творчества детей.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Снижение числа правонарушений и асоциальных действий учащимися во время работы летнего лагеря.
2. Реализация интеллектуальных, спортивных и творческих способностей и возможностей детей и подростков, принимавших участие в реализации программы организации летнего лагеря. (показатели участия, побед в конкурсах).
3. Уровень удовлетворенности родителей и учащихся организацией школьного летней оздоровительного лагеря (данные анкетирования, отзывы).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дворцова, Н.Б. Инновационные идеи в моделировании воспитательной системы образовательного учреждения : учебно-методическое пособие / Н.Б. Дворцова, Н.А. Полякова. – Саратов : Научная книга, 2005. – 32 с.
2. Копытина, О.И. Организация работы в оздоровительном лагере: теория и методика : учеб.-метод. пособие / О.И. Копытина, М.Л. Самойлова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Курганский гос. ун-т. – Курган :КГУ, 2011. – 116 с.
3. Лаврентьева, З.И. Международное сотрудничество лагерей / З.И. Лаврентьева // Народное образование. – 2014. – № 2. – С. 51–54.
4. Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров) [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 г. № 09-260 «О методических рекомендациях».
5. Фролов, В.В. Настольная книга директора детского оздоровительного лагеря / В.В.Фролов. – Воронеж : Департамент образования, науки и молодежной политики Воронеж. обл., 2012. – 201 с.
6. Организация жизнедеятельности временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере : метод. пособие / авт.-сост. Н. П. Царёв. –СПб. : ЛОИРО, 2013. – 91 с.
7. Суховейко, Г.С. Организация детского отдыха и оздоровление: по сути / Г.С. Суховейко //Российское образование. – 2014. – № 2. – С. 31–33.
8. Фришман, И.И. Идеи современных российских концепций организации летнего отдыха и подростков / И.И. Фришман // Внешкольник. – 2013. –№ 1.
9. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.