1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных
в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному
из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
- определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств создании художественных образов литературных произведений.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Личностные результаты:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви
к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
- способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе обучения.
- положительное отношение к учению, познавательной деятельности, приобретать новые з
нания, совершенствовать имеющиеся
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения.
- способность оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения.
В результате изучения учебного предмета ученик научится:
- правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе
и наизусть;
- устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, чтение актёров;
осуществлять устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) —
небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
- составлять план характеристики героев, составлять устные и письменные характеристики
литературного героя или героев (в том числе групповую, сравнительную) в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 7 классе;
- давать нравственную оценку героям рассказа, повести;
- составлять сообщение о поэте, писателе, баснописце и устно рассказывать о нём;
- определять значения незнакомых слов с помощью словарей и справочной литературы;
- эстетически воспринимать произведения изобразительного искусства, книжной графики, созвучные изучаемым произведениям;
- устно иллюстрировать художественное произведение;
- создавать, представлять и защищать собственные иллюстрации;
- находить цитатные примеры, иллюстрирующие литературоведческие понятия, изучаемые в курсе литературы 7 класса.
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять черты фольклорной традиции в литературной сказке, рассказе, повести;
- характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоционального
содержание;
- выявлять этапы развития сюжета;
- выявлять элементы композиции повести, рассказа;
- составлять план анализа эпизода и анализировать его по плану;
- анализировать различные формы выражения авторской позиции;
- сопоставлять реальные и фантастические эпизоды;
- составлять план (в том числе цитатный) литературного произведения, план устного и письменного ответа на проблемный вопрос, план письменного высказывания;
- составлять устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
2. Содержание учебного предмета
Введение.
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (эпос, лирика, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.
Из устного народного творчества
Былины .
«Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», А.К.Толстой «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Русские народные песни.
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Из древнерусской литературы .
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Из русской литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ .
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Г.Р. ДЕРЖАВИН .
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Д.И. ФОНВИЗИН .
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Из русской литературы XIX века
А.С. ПУШКИН.
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ.
Стихотворения: «Три пальмы», «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Н.В. ГОГОЛЬ .
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Н.А. НЕКРАСОВ.
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН.
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Л.Н. ТОЛСТОЙ .
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Н.С. ЛЕСКОВ.
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
А.А. ФЕТ.
Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Произведения русских поэтов XIX века о России.
Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»
Из русской литературы XX века
М. ГОРЬКИЙ.
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
И.А. БУНИН.
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
А.И. КУПРИН
Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
А.С.ГРИН
Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Своеобразие образного мира повести. Экранизация повести.
В.В. МАЯКОВСКИЙ.
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
С.А. ЕСЕНИН.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
И.С. ШМЕЛЕВ.
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С.Лескова.
М.М. ПРИШВИН.
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ.
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ .
Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ.
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Лирика поэтов – участников Великой отечественной войны.
Н.П. Майоров «Творчество»; Б.А. Богатков «Повестка»; М.Джалиль «Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов – участников войны.
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ .
«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
В.М. ШУКШИН.
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Внутренняя простота и нравственная высота героя.
Поэты XX века о России.
Г.Тукай «Родная деревня»
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»
М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»
И.Северянин «Запевка»
Н.М.Рубцов «В горнице»
Я.В. Смеляков. «История».
А.И.Фатьянов. «Давно мы дома не были...»
А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»
А.А.Вознесенский. «Муромский сруб».
К.Ш.Кулиев «Когда на меня навалилась беда…»
Р.Г.Гамзатов «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан»
А.Д.Дементьев. «Волга».
Из зарубежной литературы.
У. ШЕКСПИР.
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
МАЦУО БАСЁ.
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры.
Р. БЁРНС .
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Р.Л. СТИВЕНСОН.
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть 3, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ .
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Р.БРЕДБЕРИ
Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.
Я. КУПАЛА
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М.Горький и М.Исаковский – переводчики Я. Купалы.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Из Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).
А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору.
М.Ю. Лермонтов. «Родина».
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение — по выбору.
М.Горький «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»)
С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору.
Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения — по выбору.
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»
А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»
У. Ш е к с п и р. Один сонет — по выбору.
М.Басё. Несколько стихотворений (по выбору)
3. Тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
1. |
Введение. |
1 |
1.1. |
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения. |
1 |
2. |
Из устного народного творчества. |
4 |
2.1. |
Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа. |
1 |
2.2. |
«Илья Муромец и Соловей-Разбойник». А.К. Толстой «Илья Муромец». Конфликт былины, поучительная речь, отражение народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). |
1 |
2.3. |
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»). |
1 |
2.4. |
Лирические песни («Подушечка моя пуховая...», лиро-эпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка. Многозначность поэтического образа. Быт, нравственные представления и судьба народа в песне. |
1 |
3. |
Из древнерусской литературы. |
2 |
3.1 |
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»). Поучительный характер древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности. |
1 |
3.2. |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, твёрдость духа, религиозность как народные идеалы древнерусской литературы. |
1 |
4. |
Из русской литературы 18 века |
6 |
4.1. |
М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок). |
1 |
4.2. |
М.В. Ломоносов. «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория «трех штилей» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы. |
1 |
4.3. |
Биография Г.Р. Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом. |
1 |
4.4. |
Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматического произведения. Основной конфликт пьесы и ее проблематика. |
1 |
4.5. |
Образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя. |
1 |
4.6. |
Контрольное сочинение №1 по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». |
1 |
5. |
Из русской литературы 19 века |
25 |
5.1. |
А.С.Пушкин. Личность поэта. Тема дружбы и долга, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». |
1 |
5.2. |
А.С.Пушкин. Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». |
1 |
5.3. |
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение, провидение; вера и суеверие. |
1 |
5.4. |
Поэма А.С. Пушкина «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история произведений. |
1 |
5.5. |
М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Философский смысл стихотворения «Три пальмы». Образ России в стихотворении «Родина». |
1 |
5.6. |
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».. Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни..» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть). |
1 |
5.7. |
Центральные образы поэмы и художественные приемы их создания; речевая характеристика героев. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…» |
1 |
5.8. |
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. |
1 |
5.9. |
Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла. |
1 |
5.10. |
Подготовка к контрольному (домашнему) сочинению №2 по повести Н.В. Гоголя «Шинель». |
1 |
5.11. |
И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева). |
1 |
5.12. |
И.С. Тургенев. Рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство произведения. |
1 |
5.13. |
Н.А.Некрасов. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. |
1 |
5.14. |
Н.А.Некрасов. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, достоинство; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе. |
1 |
5.15. |
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о писателе. «Смех сквозь слёзы» в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». |
1 |
5.16. |
Сказка «Дикий помещик» Своеобразие сюжета; проблематика сказки; труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя. Сказка «Премудрый пескарь» Своеобразие сюжета; проблематика произведения. |
1 |
5.17. |
Контрольная тестовая работа №1. |
1 |
5.18. |
Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. |
1 |
5.19. |
Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек на войне, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. |
1 |
5.20. |
Н.С. Лесков. Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего» (Л.Н. Толстой). Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения. |
1 |
5.21. |
А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация. |
1 |
5.22. |
Поэзия русских поэтов 19 века о России. Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь». А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!» |
1 |
5.23. |
А.П. Чехов. Сведения о писателе. Рассказ «Хамелеон». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоунижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказа, позиция автора. |
1 |
5.24. |
Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, чинопочитания, самоунижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказа; позиция автора. |
1 |
5.25. |
Контрольное сочинение №3 «Проблемы и герои в произведениях писателей XIX века». |
1 |
6 |
Из русской литературы ХХ века. |
24 |
6.1. |
И.А.Бунин. Сведения о писателе. Человек и природа в стихах И.А. Бунина. Размышления о своеобразии поэзии: «Как я пишу». Стихотворение «Догорал апрельский светлый вечер..». |
1 |
6.2. |
И.А.Бунин. Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные мотивы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и их значение в раскрытии художественной идеи рассказа. |
1 |
6.3. |
А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Чудесный доктор». Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея. |
1 |
6.4. |
А.И. Куприн. Рассказ «Allez!». Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея. |
1 |
6.5. |
М. Горький. Слово о писателе. Повесть «Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической прозе. Проблематика произведения. Становление характера юного героя в произведении. |
1 |
6.6. |
М. Горький. «Старуха Изергиль»: «Легенда о Данко», проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость); авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия идеи. |
1 |
6.7. |
Подготовка к контрольному (домашнему) сочинению №4 на тему «Сочинение-характеристика литературного героя по повести М. Горького «Детство». |
1 |
6.8. |
Александр Грин. Сведения о писателе. Повесть «Алые паруса». Творческая история произведения. Своеобразие образного мира повести «Алые паруса». Экранизация произведения. |
1 |
6.9. |
В.В.Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. |
1 |
6.10. |
С А. Есенин – певец природы отчего края. Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…». |
1 |
6.11. |
Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. Стихотворения «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом». |
1 |
6.12. |
И.С. Шмелев. Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова. |
1 |
6.13 |
М.М. Пришвин. Слово о писателе. Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. |
1 |
6.14. |
К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Повесть «Мещерская сторона». Главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство». |
1 |
6.15. |
К.Г. Паустовский. Повесть «Мещерская сторона». Главы «Леса», «Луга», «Бескорыстие». |
1 |
6.16. |
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. «Не позволяй душе лениться!…». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, труд – основные нравственные достоинства человека. |
1 |
6.17. |
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского. Стихотворения: «Прощаемся мы с матеря ми... , «На дне моей жизни...». |
1 |
6.18. |
Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского. |
1 |
6.19. |
Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны. Н.П. Майоров «Творчество»; Б.А. Богатков «Повестка»; М. Джалиль « Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало».Особенности восприятия жизни и творчества поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов-участников войны. |
1 |
6.20. |
Б.Л. Васильев. Слово о писателе. Повесть «Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль в раскрытии художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. |
1 |
6.21. |
В.М. Шукшин. Слово о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя. |
1 |
6.22. |
В.М. Шукшин. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. |
1 |
6.23. |
Русские поэты XX века о России. Г. Тукай «Родная деревня»; А.А. Ахматова «Мне голос был. Он звал утешно...»; М.И. Цветаева «Рябину рубили зорькою...»; И. Северянин «Запевка»; Н.М. Рубцов «В горнице»; Я.В. Смеляков «История»; А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были»; А.Я. Яшин «Не разучился ль...»; К.Ш. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»; Р.Г. Гамзатов «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан»; А.А. Вознесенский «Муромский сруб»; А.Д. Дементьев «Волга». Своеобразие раскрытия темы Родины в стихах поэтов XX века. |
1 |
6.24. |
Контрольная тестовая работа №2. |
1 |
7. |
Из зарубежной литературы. |
7 |
7.1. |
У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира. |
1 |
7.2. |
Мацуо Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры. |
1 |
7.3. |
Роберт .Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе. |
1 |
7.4. |
Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя. |
1 |
7.5. |
А. де Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора. |
1 |
7.6. |
Р. Брэдбери. Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли. |
1 |
7.7 |
Я. Купала. Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы. |
1 |
8. |
Заключительные уроки. |
1 |
8.1. |
Защита творческих проектов. |
1 |
|
Итого: |
70 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.