Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике для начальных классов общеобразовательного учреждения разработана на «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., издательство М.:Просвещение, 2012.
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.
· Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2011-2015 учебные годы ОУ.
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.
· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.
· Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.
· Основная образовательная программа МКОУ «Покоснинская СОШ»
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой. По сравнению с авторской программой данная рабочая программа не претерпела изменений и соответствует структуре изучаемых тем и количеству часов.
Психолого-педагогические особенности детей данного класса обусловлены:
- формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
- изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.
- моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
В данной программе учитываются также характерные особенности для этого школьного возраста:
- центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
- существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и•т.•д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель программы:
· формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
· воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
· развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
· обогащение знаний о музыкальном искусстве;
· овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи:
· формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Межпредметные связи: литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа.
Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно- временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус. Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структура ТДМ, с одной стороны, отражает обоснованную в методологии общую структуру учебной деятельности (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.), а с другой стороны, обеспечивает преемственность с традиционной школой в формировании у учащихся глубоких и прочных математических знаний, умений и навыков. Например, структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет следующий вид:
1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо — хочу — могу».
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково (в форме эталона). Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) выполняют типовые задания на освоение нового способа действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Таким образом, происходит, с одной стороны, формирование навыка применения изученных способов действий, а с другой — подготовка к введению в будущем следующих тем.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Все уроки также строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребёнком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.
Технология деятельностного метода обучения может использоваться в образовательном процессе на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации: базовом, технологическом и системно-технологическом.
Базовый уровень ТДМ включает в себя следующие шаги:
1) мотивация к учебной деятельности;
2) актуализация знаний;
3) проблемное объяснение нового знания;
4) первичное закрепление его во внешней речи;
5) самостоятельная работа с самопроверкой;
6) включение нового знания в систему знаний и повторение;
7) рефлексия учебной деятельности на уроке.
Структура урока базового уровня выделяет из общей структуры рефлексивной самоорганизации ту её часть, которая представляет собой целостный элемент. Таким образом, не вступая в противоречие со структурой деятельностного метода обучения, базовый уровень ТДМ систематизирует инновационный опыт российской школы об активизации деятельности детей в процессе трансляции системы знаний. Поэтому базовый уровень ТДМ используется также как ступень перехода учителя от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к деятельностному методу.
На технологическом уровне при введении нового знания учитель начинает использовать уже целостную структуру ТДМ, однако построение самими детьми нового способа действия организуется пока ещё с отсутствием существенных компонентов (этап проектирования и реализации проекта).
На системно-технологическом уровне деятельностный метод реализуется во всей полноте.
Для формирования определённых ФГОС НОО универсальных учебных действий как основы умения учиться предусмотрена возможность системного прохождения каждым учащимся основных этапов формирования любого умения таких, как:
1) приобретение опыта выполнения УУД;
2) мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);
3) тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;
4) контроль.
На уроках по ТДМ «Школа России» учащиеся приобретают первичный опыт выполнения УУД. На основе приобретённого опыта они строят общий способ выполнения УУД (второй этап). После этого они применяют построенный общий способ, проводят самоконтроль и при необходимости коррекцию своих действий (третий этап). И наконец, по мере освоения данного УУД и умения учиться в целом проводится контроль реализации требований ФГОС (четвёртый этап).
Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения «Школа России»
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, не получая знания в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» относится к предметной области «Искусство» для 2 класса. Разработана в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, реализующего программу начального общего образования на 2016-2017 год. Программа рассчитана на 4 года (1-4 класс), 2 класс - 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебных недель).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
За год |
9ч. |
7ч. |
10ч. |
8ч. |
34ч. |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально- творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно- эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку.
Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно- познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 2-м классе является формирование следующих умений:
· чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
· уважительное отношение к культуре других народов:
· эстетические потребности, ценности и чувства
· развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
· развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
· способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
· умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
· освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
· умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты изучения курса «Музыка» в 2-м классе является формирование следующих умений:
· основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
· воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
· начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема урока |
Количество часов |
1. |
«Музыка вокруг нас» |
16 |
2. |
«Музыка и ты» |
17 |
|
Всего: |
33ч |
Содержание курса
I четверть (9 часов)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Урок 1. Мелодия. Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.
Урок 2. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Этот урок знакомит учащихся с песнями Ю.Чичкова (сл. К.Ибряева) «Здравствуй, Родина моя!» и Г. Струве (сл. Н Соловьевой) «Моя Россия» - о Родине, о родном крае. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.
Урок 3. Гимн России. Сочинения отечественных композиторов о Родине(«Гимн России» А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.
Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)
Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано). Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.
Урок 5. Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.
Урок 6. Танцы, танцы, танцы… Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.
Урок 7. Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 8. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).
II четверть (7 часов)
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (5 ч.)
Урок 10. Великий колокольный звон. Звучащие картины. Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов («Великий колокольный звон» М.П.Мусоргского).
Урок 11. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата («Александр Невский» С.С.Прокофьев).Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.
Урок 12. Сергий Радонежский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.Народные песнопения.
Урок 13. Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов (пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»).
Урок 14. С Рождеством Христовым! Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление о религиозных традициях. Народные славянские песнопения.
Урок 15. Музыка на Новогоднем празднике. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику – «Новый год».
Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть.
III четверть (10 часов)
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Урок 17. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.
Урок 18. Разыграй песню. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».
Урок 19. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей.
Урок 20. Проводы зимы. Встреча весны. Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (5ч.)
Урок 21. Сказка будет впереди. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога.
Урок 22. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Урок 23. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
Урок 24. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Урок 25. «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.
Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3 четверть.
IV четверть
Тема раздела: «В концертном зале » (5 ч.)
Урок 27. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»). Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
Урок 28. «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.
Урок 29. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)
Урок 30. Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах! Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.
Урок 31. Все в движении. Попутная песня. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).
Урок 32. Музыка учит людей понимать друг друга. «Два лада» (легенда).Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Урок 33. Природа и музыка. «Печаль моя светла». Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Урок 34. Первый (международный конкурс П.И.Чайковского). Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев). Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира.Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.