МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БРЕДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬННАЯ ШКОЛА №1»
Рассмотрено и согласовано на заседании ШМО Завалишина В.А. «____» ____________2022г. |
Согласовано Зам. директора по УВР Ушакова Л.В.______ «___» ___________2022г. |
Утверждаю Директор школы Ивашкова Т.А.________ «___»___________2022г. |
|
|
|
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Литература» (индивидуальное обучение)8 вид 9 КЛАСС
Программу разработала:
Андреева Е.М. учитель русского языка
и литературы 1 категории
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 9 классе 8 вида составлена на
основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
8 вида 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой и , федерального перечня
учебников, допущенных Министерством образования РФ для общеобразовательных
классов; чтение для 9 класса 8 вида автора – составителя А.К. Аксёновой и
базисного учебного плана на 2013-2014 учебный год.
В классе для детей с особыми возможностями здоровья в старших (5—9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Место литературы в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета из расчета 3 учебных часа в неделю, но т.к. ребенок занимается индивидуально, программа рассчитана на 34 часа.
Учащиеся должны:
— овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
— получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
—научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
—быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с особыми возможностями здоровья является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Школьникам с особыми возможностями здоровья трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Учебно-тематическое планирование по курсу
«Чтение и развитие речи»
количество часов в неделю – 1,5ч количество часов в год - 51ч
№ п/п |
Разделы, темы |
Кол-во часов |
|
Введение |
1 |
1 |
Устное народное творчество |
8 |
5 |
Из произведений Русской литературы XIX века |
25 |
6 |
Из произведений Русской литературы XX века |
13 |
|
Зарубежная литература |
4 |
Всего: |
51 |
Примерная тематика
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере художественной литературы воспитание морально- этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина.
Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, В. М. Инбер, Р. Гамзатова, В. М. Шукшина, Ф; А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л. Н. Ошанина, С. В. Михалкова, Ф. Искандера, А. Рыбакова, Б. Окуджава.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения.
Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).
Работа над планом, над средствами языковой выразительности. Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения
Тематическое планирование
по чтению и развитию речи (51 час)
9 класс
№ урока |
№ по теме |
Дата по плану |
Дата факт. |
Тема урока
|
|
|
1 |
|
|
|
Роль книги в жизни человека |
1. |
|
2 |
|
|
|
Устное народное творчество. Жанры |
|
|
3 |
|
|
|
Русские народные песни. «Колыбельная», «За морем синичка жила». Чтение, беседа по вопросам |
|
|
4 |
|
|
|
Былины как жанр. Знакомство с особенностями жанра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
В/чтение. Былина «Вольга и Микула Селянинович» |
|
|
|
|
|
|
Контрольный урок. Проверка техники чтения |
|
|
6 |
|
|
|
Народная сказка « Сказка про Василису Премудрую» |
|
|
7 |
|
|
|
« Сказка про Василису Премудрую» |
|
|
8 |
|
|
|
Беседа, обсуждение сказки, вопросы |
|
|
9 |
|
|
|
Сказка «Лиса и тетерев». Чтение, беседа об особенностях сказок о животных. Язык сказок. Герои |
|
|
10 |
|
|
|
В.А. Жуковский. Биография. Сказка «Три пояса». |
|
|
11 |
|
|
|
Сказка «Три пояса». |
|
|
12 |
|
|
|
Беседа по содержанию сказки |
|
|
13 |
|
|
|
И.А. Крылов. Знакомство с жизнью и творчеством |
|
|
|
|
|
|
И.А. Крылов. Басня «Кот и повар». Чтение по ролям |
|
|
14 |
|
|
|
Басня «Слон и Моська». Чтение, беседа об особенностях жанра басни. Мораль в басне |
|
|
15 |
|
|
|
А.С. Пушкин. Биография. Рассказ учителя |
|
|
|
|
|
|
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» |
|
|
16 |
|
|
|
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
Повесть «Барышня - крестьянка». Чтение |
|
|
|
|
|
|
А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка» |
|
|
18 |
|
|
|
Беседа о поступках, характерах героев |
|
|
19 |
|
|
|
М.Ю. Лермонтов. Знакомство с жизнью и творчеством поэта по учебнику |
|
|
|
|
|
|
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи». |
|
|
20 |
|
|
|
М.Ю. Лермонтов «Баллада» |
|
|
21 |
|
|
|
Баллада «Морская царевна» |
|
|
22 |
|
|
|
Чтение, работа по содержанию баллады |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
Стихи о Родине, о природе: «Выхожу один я на дорогу», «Листок». Беседа по вопросам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
Н.В. Гоголь. Биография. Знакомство с жизнью и творчеством |
|
|
|
|
|
|
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» Чтение, пересказ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
Чтение, знакомство с особенностями языка повести |
|
|
|
|
|
|
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». |
|
|
|
|
|
|
Н.В. Гоголь «Майская ночь» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
|
|
|
Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» |
|
|
27 |
|
|
|
Устное рисование портретов героев повести, особенности языка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
|
|
|
Н.А. Некрасов. Знакомство с жизнью и творчеством. Игра «Аукцион знаний» |
|
|
29 |
|
|
|
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Рыцарь на час». |
|
|
30 |
|
|
|
Н.А. Некрасов «Рыцарь на час». Беседа по вопросам, обсуждение |
|
|
|
|
|
|
Поэма «Саша» (отрывок). Чтение поэмы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
|
|
|
А.А. Фет. Биография. Знакомство со статьей в учебнике. Беседа по вопросам |
|
|
|
|
|
|
Стихотворение «На заре ты ее не буди». Выразительное чтение |
|
|
|
|
|
|
«Это утро» и др. стихи. Изображение природы и внутренний мир лирического героя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
|
|
|
А.П. Чехов. Биография. Знакомство с жизнью и творчеством. Игра «снежный ком» |
|
|
33 |
|
|
|
А.П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник». |
|
|
34 |
|
|
|
А.П. Чехов. Рассказ «Пересолил». Чтение, беседа об особенностях юмора писателя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35 |
|
|
|
М. Горький. Знакомство с биографией |
|
|
36 |
|
|
|
М. Горький «Песня о Соколе». Чтение, знакомство с особенностями песни |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М. Горький и Нижегородский край. Заочная экскурсия по горьковским местам
|
|
|
37 |
|
|
|
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение на даче» и др. Выразительное чтение учителем стихотворений. |
|
|
|
|
|
|
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение на даче». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
38 |
|
|
|
К.Г. Паустовский. Биография. «Стекольный мастер» |
|
|
39 |
|
|
|
К.Г. Паустовский «Стекольный мастер» |
|
|
40 |
|
|
|
С. А. Есенин. Слово о поэте. |
|
|
|
|
|
|
Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы». Выразительное чтение наизусть, беседа по вопросам |
|
|
41 |
|
|
|
С.А. Есенин «Собаке Качалова» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
42 |
|
|
|
М.А. Шолохов. Биография. Разбор статьи учебника, беседа по плану |
|
|
|
|
|
|
М.А. Шолохов «Судьба человека» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
43 |
|
|
|
Внеклассное чтение. Шолохов «Донские рассказы» |
|
|
44 |
|
|
|
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». |
|
|
45 |
|
|
|
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». |
|
|
46 |
|
|
|
Н.М. Рубцов. Биография поэта. Деревенская тема поэзии |
|
|
|
|
|
|
Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонек», «Зимняя ночь» и др. |
|
|
47 |
|
|
|
Ю.И. Коваль. Слово о писателе |
|
|
|
|
|
|
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». |
|
|
48 |
|
|
|
Р. Стивенсон. «Вересковый мед». |
|
|
|
|
|
|
Р. Стивенсон. «Вересковый мед». Работа над содержанием баллады |
|
|
49 |
|
|
|
Э. Сетон - Томпсон. Рассказ «Снап». |
|
|
50 |
|
|
|
Дж. Даррелл. Слово о писателе. Чтение рассказа «Живописный жираф» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
51 |
|
|
|
Контрольный урок. Проверка техники чтения |
|
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям; высказывать свое отношение к героям и их поступкам; пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка
Литература
Учебник: Аксёнова А.К.Чтение. Учебник для 9 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. –
М: Просвещение, 2013.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рекомендуемая литература
(на выбор)
— А. А. Ахматова Стихотворения.
— А. Р. Беляев «Человек-амфибия».
— В. О. Богомолов «Иван».
— Ю. В. Бондарев «Последние залпы», «Горячий снег».
— В. В. Быков «Альпийская баллада», «Обелиск».
— Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие».
— Жюль Берн «Таинственный остров».
— 3. Воскресенская «Сердце матери».
— А. М. Горький «В людях», «Мои университеты». 10. С. А. Есенин Стихотворения.
И. М. М. Зощенко Рассказы.
— Ф. А. Искандер «Сандро из Чегема».
— К. Г. Паустовский «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий сказочник», «Разливы рек», «Исаак Левитан», «Приточная трава».
— А. А. Сурков Стихотворения.
— Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы» (выборочно).
— М. Н. Цветаева Стихотворения.
— А. П. Чехов «Дом с мезонином».
— В. М. Шукшин «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому». .
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.