Программа по функциональной грамотности

  • docx
  • 06.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа функциональная грамотность.docx

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности»

5 - 9 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативно - правовые документы, на основе которых разработана данная программа:

Рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность в 5-9классах» составлена на основе следующих нормативных документов:

1)      Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2)      ФГОС ООО (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г.,31 декабря 2015 г.,11декабря 2020 г.

3)      Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения. (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»)

4)      Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочнойдеятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе вчасти проектной деятельности, письмо России от 18.08.2017 № 09-1672

5)      программа курса «Развитие функциональной грамотностиобучающихся (5-9 классы)» государственного автономного учреждениядополнительного профессионального образования Самарской области "Самарскийобластной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования",одобренной решением Ученого Совета СИПКРО(протокол от 18 марта 2019 г. № 3)

6)      серия пособий«Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Сборник эталонных заданий. Учебноепособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой.– М.; СПб.: Просвещение, 2020

7)      Учебного плана МОУ Хмельниковская СОШ на 2023 – 2024 учебный год;

 

 

Пояснительная записка

 

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

 

 

 

 

Целеполагание

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую 32 позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);

способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни

 

Характеристикаобразовательногопроцесса

Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из часов внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).

Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного часав неделю в каждом классе.

Такимобразом,общееколичествочасов:169.

Количество часов на один год обучения в 5-8–по 34 ,т.е по 1 часу в неделю, в 9 классе – 33 часа в год:

-           8     часов     на     модули     «читательская       грамотность»,      «математическая грамотность», «финансовая грамотность»;

-    8часовдлямодуляестественнонаучнойграмотности;

-           2часанапроведениеаттестации,завершающихосвоениепрограммыпо соответствующему году обучения.

-   Модулираспределеныследующимобразом:

 

 

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

Естественно

Естественно

Математиче

Математическа

Финансовая

четверть

научная

научная

ская

я грамотность

грамотность

 

грамотность

грамотность

грамотность

 

 

2

Читательская

Математи

Финансовая

Читательская

Читательская

четверть

грамотность

ческая

грамотность

грамотность

грамотность

 

 

грамотность

 

 

 

3

Математи

Читатель

Читательская

Финансовая

Естественно-

четверть

ческая

ская

грамотность

грамотность

научная

 

грамотность

грамотность

 

 

грамотность

 

 

сть

 

 

 

4

Финансовая

Финансовая

Естественно

Естественно-

Математиче

четверть

грамотность

грамотность

-научная

научная

ская

 

 

 

грамотность

грамотность

грамотность

 

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются текстыразличныепооформлению,стилистике,форме.Информацияпредставленав различномконтексте(семья,дом,друзья,природа,учеба,работаипроизводство,

обществоидр.).

В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.

В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученикунеобходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации иее интеграции в единое целое.

В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.

В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делатьвыводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, разработчики считают целесообразным проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока),рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

 

Планируемыерезультаты

Метапредметныеипредметные

 

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно-научная

Финансовая

5класс

находити

находити

находити

находити

Уровень

извлекает

извлекает

извлекает

извлекает

узнаванияи

информациюиз

математическую

информациюо

финансовую

понимания

различных

информациюв

естественнонауч-

информациюв

 

текстов

различном

ныхявлениях в

различном

 

 

контексте

различном

контексте

 

 

 

контексте

 

6класс

применяет

применяет

объясняети

применяет

Уровень

извлеченнуюиз

математические

описывает

финансовые

пониманияи

текста

знаниядля

естественнонауч-

знаниядля

применения

информациюдля

решенияразного

ныеявленияна

решения

 

решенияразного

родапроблем

основе

разногорода

 

родапроблем

 

имеющихся

проблем

 

 

 

научныхзнаний

 

7класс

анализируети

формулирует

распознаети

анализирует

Уровень

интегрирует

математическую

исследуетличные,

информациюв

анализаи

информацию,

проблемуна

местные,

финансовом

синтеза

полученнуюиз

основеанализа

национальные,

контексте

 

текста

ситуации

глобальные

 

 

 

 

естественнонауч-

 

 

 

 

ныепроблемыв

 

 

 

 

различном

 

 

 

 

контексте

 

8 классУровеньоценки(рефлексии)врамках

предметногосодержания

оцениваетформу исодержание

текставрамкахпредметногосодержания

интерпретирует иоцениваетматематическиеданные вконтексте личнозначимойситуации

интерпретирует иоценивает

личные, местные,национальные,глобальныеестественнонауч-ные проблемы вразличномконтекстеврамках

предметногосодержания

оцениваетфинансовыепроблемы вразличномконтексте

9 классУровеньоценки

(рефлексии) врамкахметапред-метногосодержания

оцениваетформу исодержание

текста в рамкахметапредмет-ногосодержания

интерпретирует иоцениваетматематическиерезультаты вконтекстенациональной илиглобальнойситуации

интерпретирует иоценивает, делаетвыводы и строитпрогнозыоличных, местных,национальных,глобальныхестественнонауч-ных проблемах вразличномконтекстеврамках

метапредметногосодержания

оцениваетфинансовыепроблемы,

делаетвыводы,строитпрогнозы,предлагаетпутирешения

 

Личностные

 

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно-научная

Финансовая

5-9классы

оценивает

объясняет

объясняет

оценивает

 

содержание

гражданскую

гражданскую

финансовые

 

прочитанногос

позициюв

позициюв

действияв

 

позициинорм

конкретных

конкретных

конкретных

 

морали и

ситуациях

ситуациях

ситуацияхс

 

общечелове-

общественной

общественной

позициинорм

 

ческих

жизнинаоснове

жизнинаоснове

морали и

 

ценностей;

математических

естественнонауч-

общечелове-

 

формулирует

знанийспозиции

ныхзнанийс

ческих

 

собственную

нормморали и

позициинорм

ценностей,

 

позициюпо

общечеловечес-

морали и

прави

 

отношениюк

ких ценностей

общечеловечес-

обязанностей

 

прочитанному

 

ких ценностей

гражданина

 

 

 

 

страны

 

Характеристикаобразовательногопроцесса

Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из частиучебногоплана,формируемогоучастникамиобразовательныхотношенийи/иливнеурочнойдеятельностиивключает4модуля(читательская,естественнонаучная,математическая ифинансовая грамотность).

Разработанныйучебно-тематическийпланпрограммыописываетсодержаниемодуля из расчета одного часа  в неделю в каждом класс- комплекте.

 

Содержаниекурсавнеурочнойдеятельностисуказаниемформ организации занятий и видов деятельности

 

5 класс

Читательскаяграмотность Определениеосновнойтемывфольклорномпроизведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

Сопоставлениесодержаниятекстовразговорногостиля.Личнаяситуациявтекстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

Типытекстов:текст-описание(художественноеитехническое). Что такое вопрос? Виды вопросов.

Типызадачнаграмотностьчтения.Примерызадач. Работа со сплошным текстом.

Типызадачнаграмотностьчтения.Примерызадач. Работа со сплошным текстом.

Математическаяграмотность

Применениечиселидействийнадними.Счетидесятичнаясистемасчисления.

Сюжетныезадачи,решаемыесконца.

Задачинапереливание(задачаПуассона)ивзвешивание.

Логическиезадачи:задачио«мудрецах»,олжецахитех,ктовсегдаговоритправду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.

Нагляднаягеометрия.Задачинаразрезаниеиперекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели

Размерыобъектовокружающегомира(отэлементарныхчастицдоВселенной)длительностьпроцессов окружающего мира.

Комбинаторныезадачи.Представлениеданныхввидетаблиц,диаграмм,графиков.

Естественно-научнаяграмотность

Звуковыеявления.Звукиживойинеживойприроды.Слышимыеинеслышимые.

Устройстводинамика.Современныеакустическиесистемы.Шумиеговоздействиеначеловека. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.

Природные индикаторы. Вода.Уникальностьводы.

Углекислыйгазвприродеиего значение.

Земля,внутреннеестроениеЗемли.Знакомствосминералами,горнойпородойирудой.

Финансоваяграмотность

Какпоявилисьденьги?Чтомогутденьги? Деньги в разных странах

Деньгинастоящиеиненастоящие. Как разумно делать покупки?

Ктотакиемошенники?

Личныеденьги.

Сколькостоит«своё дело»?

6        класс

Читательскаяграмотность

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении Древнерусскаялетописькакисточникинформацииореалияхвремени.

Сопоставлениесодержанияхудожественныхтекстов.Определениеавторскойпозициив художественных текстах.

Работастекстом:какпониматьинформацию,содержащуюсявтексте? Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)

Типызадачнаграмотность.Интерпретационныезадачи.

Работаснесплошнымтекстом:таблицыикарты.

Математическаяграмотность

Числаиединицыизмерения:время,деньги,масса,температура,расстояние.

Вычислениевеличины,применениепропорцийпрямо пропорциональныхотношенийдлярешенияпроблем.

Текстовыезадачи,решаемыеарифметическимспособом:части,проценты,пропорция,движение, работа.

Инварианты:задачиначетность(чередование,разбиениенапары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

Графыиихприменениеврешениизадач.

Геометрическиезадачинапостроениеинаизучениесвойствфигур:геометрическиефигурына клетчатой бумаге, конструирование.

Элементылогики,теориивероятности,комбинаторики:таблицы,диаграммы,вычислениевероятности.

Естественно-научнаяграмотность

Телоивещество.Агрегатныесостояниявещества. Масса. Измерение массы тел.

Строениевещества.Атомыимолекулы.Моделиатома.

Тепловыеявления.Тепловоерасширениетел.Использованиеявлениятепловогорасширениядля измерения температуры.

Плавлениеиотвердевание.Испарениеиконденсация.Кипение. Представления о Вселенной. Модель Вселенной.

Модельсолнечнойсистемы.

 

Царстваживойприроды.

Финансоваяграмотность

Удивительныефактыиисторииоденьгах.Нумизматика.

«Сувенирные»деньги.Фальшивыеденьги:историяисовременность.

Откудаберутсяденьги?Видыдоходов.Заработнаяплата.Почемуувсехонаразная?Отчегоэто зависит?

Собственностьидоходыотнее.Аренднаяплата,проценты,прибыль,дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия.

Какзаработатьденьги?Мирпрофессийидлячегонужноучиться? Личные деньги

6        класс

Читательскаяграмотность

Определениеосновнойтемыиидеивлирическомпроизведении. Поэтический текст как источник информации.

Сопоставлениесодержаниятекстовпублицистическогостиля. Общественная ситуация в текстах.

Работастекстом:какпреобразовыватьтекстовуюинформациюсучётомцелидальнейшего использования?

Типытекстов:текст-объяснение(объяснительноесочинение,резюме,толкование,определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.

Типызадачнаграмотность.Позиционныезадачи.

Работаснесплошнымтекстом:информационныелистыиобъявления,графикиидиаграммы.

Математическаяграмотность

Арифметическиеиалгебраическиевыражения:свойстваоперацийипринятыхсоглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.

Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрическиезадачинапостроенияинаизучениесвойствфигур,возникающихвситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

Решениезадачнавероятностьсобытийвреальнойжизни.

Элементытеориимножествкакобъединяющееоснованиемногихнаправленийматематики.

Статистическиеявления,представленныевразличнойформе:текст,таблица,столбчатыеилинейные диаграммы, гистограммы.

Решениегеометрическихзадачисследовательскогохарактера.

Естественно-научнаяграмотность

Почемувсетеланамкажутсясплошными:молекулярноестроениетвёрдыхтел,жидкостейигазов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Механическое движение. Инерция Закон Паскаля.

Гидростатическийпарадокс.Деформациятел.Видыдеформации.Усталостьматериалов.Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их

происхождения.Давлениеводывморяхиокеанах.Составводыморейиокеанов.Структураподводной сферы. Исследование океана. Использование

подводных дронов. Растения. Генная модификация растений Внешнее строение дождевого червя, моллюсков,насекомых.Внешнееивнутреннеестроениерыбы.Ихмногообразие.Пресноводныеи морские рыбы.

Внешнееивнутреннеестроениептицы.Эволюцияптиц.

Финансоваяграмотность

Чтотакоеналогиипочемумыихдолжны платить?

Видыналогов.Подоходныйналог.Какиеналогиуплачиваютсяввашейсемье?Пеняиналоговые льготы Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?

Видысоциальныхпособий.Есличеловекпотерялработу

Историявозникновениябанков.Какнакопить,чтобыкупить?

Всёпрокредит.Вклады:каксохранитьиприумножить?Пластиковаякарта–твойбезопасныйБанкв кармане.

7        класс

Читательскаяграмотность

Определениеосновнойтемыиидеивдраматическомпроизведении. Учебный текст как источник информации.

Сопоставлениесодержаниятекстовофициально-деловогостиля.

 

Деловыеситуациивтекстах.

Работастекстом:какприменятьинформациюизтекставизменённойситуации?

Типытекстов:текст-инструкция(указанияквыполнениюработы,правила,уставы,законы) Поиск ошибок в предложенном тексте.

Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работаснесплошнымтекстом:формы,анкеты,договоры

Математическаяграмотность

Работасинформацией,представленнойвформетаблиц,диаграммстолбчатойиликруговой,схем.

Вычислениерасстоянийнаместностивстандартныхситуацияхиприменениеформулвповседневной жизни.

Квадратныеуравнения,аналитическиеинеаналитическиеметодырешения.

Алгебраическиесвязимеждуэлементамифигур:теоремаПифагора,соотношениямеждусторонами треугольника), относительное расположение, равенство.

Математическоеописаниезависимостимеждупеременнымивразличныхпроцессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.

Определениеошибкиизмерения,определениешансовнаступлениятогоилииногособытия. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования.

Естественно-научнаяграмотность

Занимательное электричество. Магнетизмиэлектромагнетизм

Строительствоплотин.Гидроэлектростанции.Экологическиериски. при строительстве гидроэлектростанций.

Нетрадиционныевидыэнергетики,объединенныеэнергосистемы.

Внутренняясредаорганизма.Кровь.Иммунитет.Наследственность.Системыжизнедеятельности человека.

Финансоваяграмотность

Потреблениеилиинвестиции?Активывтрехизмерениях.Каксберечьличныйкапитал?Модельтрех капиталов.

Бизнесиегоформы.Рискипредпринимательства

Бизнес-инкубатор.Бизнес-план.Государствоималыйбизнес.Бизнесподростковиидеи.Молодые предприниматели Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.

6        класс

Читательскаяграмотность

Формированиечитательскихуменийсопоройнатекстивнетекстовыезнания.Электронныйтексткак источник информации.

Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работастекстом:каккритическиоцениватьстепеньдостоверностисодержащейсявтексте информации?

Типытекстов:текст-аргументация(комментарий,научноеобоснование). Составление плана на основе исходного текста.

Типызадачнаграмотность.Аналитические(конструирующие)задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты

Математическаяграмотность

Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Представлениеданныхввидедиаграмм.Простыеисложныевопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими.

Задачислишнимиданными.

Решениетипичныхзадаччерезсистемулинейныхуравнений.

Количественныерассуждения,связанныесосмысломчисла,различнымипредставлениямичисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение

стереометрическихзадач.

Вероятностные,статистическиеявленияизависимости.

Естественно-научнаяграмотность

Насценувыходитуран.Радиоактивность. Искусственная радиоактивность.

Изменениясостояниявеществ.

Физическиеявленияихимическиепревращения.Отличиехимическихреакцийотфизическихявлений. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Потокивеществаиэнергиивэкосистеме.Саморазвитиеэкосистемы.Биосфера.Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

Финансоваяграмотность

Ценныебумаги.Векселяиоблигации:российскаяспецифика.

Рискиакцийиуправлениеими.Гибридныеинструменты.Биржаиброкеры.Фондовыеиндексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Инвестиционное профилирование.

Формированиеинвестиционногопортфеляиегопересмотр.Типичныеошибкиинвесторов.Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Государственное и негосударственное

пенсионноестрахование.

Выбориюридическиеаспектыотношенийсфинансовымпосредником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование

5 класс

Темы

Часы

Дата

Форма проведения занятия

Примечание

ЦОР/ЭОР

Естественнонаучная грамотность

1

Устройство    динамика.      Современныеакустические системы. Шум и его воздействие на человека.

1

 

Наблюдениефизическихявлений

 

 

2

Движение      и          взаимодействиечастиц.Признаки химических реакций. Природные индикаторы.

1

 

Презентация. Учебный эксперимент.Наблюдение физических явлений.

 

 

3

Вода.Уникальностьводы.

1

 

 

 

4

Земля,внутреннеестроениеЗемли.Знакомствосминералами, горной породой и рудой.

1

 

Работасколлекциямиминералови горных пород.

 

 

 

5

АтмосфераЗемли.

1

 

 

 

6

Уникальность        планеты        Земля. Условия для существованияжизнинаЗемле.Свойстваживых организмов.

1

 

Беседа.Презентация.

 

 

7

Проведениерубежнойаттестации.

2

 

Тестирование, устный опрос

 

 

Читательская грамотность

11

Определение основной темы в фольклорном произведении.Пословицы,поговоркикакисточник информации.

 

1

 

Беседа,конкурс.

 

 

2

Сопоставлениесодержаниятекстовразговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

1

 

Работавпарах.Ролеваяигра.

 

 

3

Работастекстом:каквыделитьглавнуюмысльтекстаилиегочастей?

2

 

Беседа,дискуссиявформате свободногообменамнениями.

 

 

4

Типызадачнаграмотностьчтения.Примерызадач.

1

 

Квест,игра«Что?Где?Когда?».

 

 

5

Работасосплошнымтекстом.

1

 

Ролеваяигра.

 

 

6

Проведениерубежнойаттестации.

2

 

Тестирование.

 

 

Математическая грамотность

1

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления

2

 

Обсуждение

 

 

2

Сюжетныезадачи,решаемыесконца.

1

 

Обсуждение,практикум,брейн-ринг.

 

 

3

Задачинапереливание(задачаПуассона)и взвешивание.

1

 

Обсуждение,урок-исследование.

 

 

4

Логическиезадачи:задачио«мудрецах»,олжецахи тех, кто всегда говорит правду.

1

 

Беседа,обсуждениепрактикум.

 

 

5

 

Первыешагивгеометрии.Простейшие

геометрическиефигуры.Нагляднаягеометрия.Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

 

 

1

 

Игра,урок-исследование,брейн- ринг, конструирование.

 

 

6

Размеры объектов окружающего мира (от элементарныхчастицдоВселенной)длительность

процессовокружающегомира.

 

1

 

Обсуждение,урок-практикум, моделирование.

 

 

7

Комбинаторныезадачи.Представлениеданныхввиде таблиц, диаграмм, графиков.

1

 

Урок-практикум.

 

 

8

Проведениерубежнойаттестации.

2

 

Тестирование. Устный опрос

 

 

Финансовая грамотность

1

Какпоявилисьденьги?Чтомогутденьги?

1

 

Беседы,диалоги,дискуссии.

 

 

2

Деньгинастоящиеиненастоящие

1

 

Игра,экскурсия.

 

 

3

Какразумноделатьпокупки?

1

 

Игра,круглыйстол.

 

 

4

Ктотакиемошенники?

1

 

Круглыйстол,игра,квест.

 

 

5

Личныеденьги

1

 

Беседы,диалоги,дискуссии.

 

 

6

Сколькостоит«своёдело»?

1

 

Проект,игра.

 

 

7

Проведениерубежнойаттестации.

1

 

Тестирование.

 

 

8

Обобщение пройденного за общий курс

1

 

Групповая беседа

 

 

 

6 класс

Темы

Часы

Дата

Форма проведения занятия

Примечание

ЦОР/ЭОР

Естественнонаучная грамотность

1

Строениевещества.Атомыимолекулы.Модели атома.

1

 

Моделирование.

 

 

2

Тепловыеявления.Тепловоерасширениетел.

1

 

Презентация. Учебный эксперимент.

 

 

3

Использованиеявлениятепловогорасширениядля измерения температуры

1

 

Наблюдение

физическихявлений

 

 

4

ПредставленияоВселенной.МодельВселенной

1

 

Обсуждение.Исследование.

Проектнаяработа

 

 

5

Модельсолнечнойсистемы

1

 

 

 

6

Царстваживойприроды

1

 

Квест.

 

 

7

Проведениерубежнойаттестации

2

 

Тестирование.

 

 

Математическая грамотность

1

Текстовыезадачи,решаемыеарифметическим способом:части,проценты,пропорция,движение, работа.

2

 

Обсуждениеурок-практикум, соревнование.

 

 

2

Логическиезадачи,решаемыеспомощьютаблиц.

1

 

Урок-игра,индивидуальнаяработав

парах.

 

 

3

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование

2

 

Беседа,урок-исследование, моделирование

 

 

4

Элементылогики,теориивероятности,

комбинаторики:таблицы,диаграммы,вычисление вероятности

2

 

Обсуждение,урок-практикум, проект, игра.

 

 

5

Проведениерубежнойаттестации

2

 

Тестирование.

 

 

Читательская грамотность

1

Определениеосновнойтемыиидеивэпическом произведении

1

 

Беседа,конкурс.

 

 

2

Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах.

 

1

 

 

Работавпарах,игравформатеКВН.

 

 

3

Работастекстом:какпониматьинформацию,

содержащуюсявтексте?

2

 

Квест,круглыйстол.

 

 

4

Типы     задач     на              грамотность.Интерпретационныезадачи.

1

 

Квест,игра«Что?Где?Когда?».

 

 

5

Работаснесплошнымтекстом:таблицыикарты.

1

 

Беседа,дискуссиявформате свободногообменамнениями.

 

 

6

Проведениерубежнойаттестации.

2

 

Тестирование.

 

 

Финансовая грамотность

1

Удивительные       факты       и      истории       о деньгах. Нумизматика.      «Сувенирные»      деньги.                                  Фальшивые

деньги:историяисовременность.

 

1

 

Беседы,диалоги,дискуссии

 

 

2

 

Откудаберутсяденьги?Видыдоходов.Заработная плата.Почемуувсех онаразная? Отчего этозависит?

 

1

 

 

Круглыйстол,игра.

 

 

3

Собственностьидоходыотнее.Аренднаяплата, проценты, прибыль, дивиденты.

1

 

Круглыйстол,игра,квест.

 

 

4

Социальныевыплаты:пенсии,пособия.

1

 

Беседы,диалоги,дискуссии.

 

 

5

Какзаработатьденьги?Мирпрофессийидлячего

нужноучиться?

1

 

Викторина,квест,квиз.

 

 

6

Личныеденьги

1

 

Проект,игра.

 

 

7

Проведениерубежнойаттестации.

2

 

Тестирование.

 

 

8

Обобщение пройденного за курс

1

 

Групповая беседа

 

 

7 класс

Темы

Часы

Дата

Форма проведения занятия

Примечание

ЦОР/ЭОР

Математическая грамотность

1

Моделированиеизмененийокружающегомирас помощью линейной функции.

1

 

Исследовательскаяработа,урок- практикум.

 

 

2

Геометрическиезадачинапостроенияинаизучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневнойжизни,задачпрактическогосодержания.

 

1

 

 

Обсуждение,урок-практикум,урок- исследование.

 

 

3

Решениезадачнавероятностьсобытийвреальной жизни.

1

 

Урок-игра,урок-исследование.

 

 

4

Элементытеориимножествкакобъединяющее основание многих направлений математики.

1

 

Урок-исследование.

 

 

5

Решениегеометрическихзадачисследовательского характера.

2

 

 

Проект,исследовательскаяработа.

 

 

6

Проведениерубежнойаттестации.

2

 

Тестирование.

 

 

Финансовая грамотность

1

 

Чтотакоеналогиипочемумыихдолжныплатить?

2

 

Беседы,диалоги,дискуссии.

 

 

2

Что      такое      государственный       бюджет?            На           что

расходуютсяналоговыесборы?

1

 

Игра,круглыйстол,дискуссии.

 

 

3

Видысоциальныхпособий.Есличеловекпотерял

работу.

1

 

Круглыйстол,игра,квест.

 

 

4

История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.

1

 

Беседы,диалоги,дискуссии.

 

 

5

 

Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта - твой безопасный Банк в кармане.

 

1

 

Проект, игра

 

 

6

Проведениерубежнойаттестации.

2

 

Тестирование

 

 

Читательская грамотность

1

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.

 

1

 

 

Беседа,конкурс.

 

 

2

Работастекстом:какпреобразовыватьтекстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

 

1

 

 

Беседа,круглыйстол,ролеваяигра.

 

 

3

 

Поисккомментариев,подтверждающихосновную мысль текста, предложенного для анализа.

 

1

 

 

Деловаяигра.

 

 

4

 

Типызадачнаграмотность.Позиционныезадачи.

1

 

Квест,круглыйстол.

 

 

5

 

Работаснесплошнымтекстом:информационные листы и объявления, графики и диаграммы.

 

2

 

 

Деловаяигра.

 

 

6

Проведениерубежнойаттестации.

2

 

Тестирование.

 

 

Естественнонаучная грамотность

1

Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах

1

 

Беседа.Демонстрациямоделей

 

 

2

Механическоедвижение.Инерция

1

 

Демонстрациямоделей.

 

 

3

Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган,торнадо.Землетрясение,цунами,объяснение

ихпроисхождения.

1

 

Проектнаядеятельность.

 

 

4

Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей иокеанов.Структураподводнойсферы.Исследование океана. Использование подводных дронов

1

 

Ознакомительная беседа

 

 

5

Растения.Геннаямодификациярастений.

1

 

Оформлениеколлажа.Создание журнала «Музей фактов».

 

 

6

Внешнеестроениедождевогочервя,моллюсков,

насекомых.

1

 

 

 

7

Внешнееивнутреннеестроениерыбы.Их

многообразие.Пресноводныеиморскиерыбы.

1

 

 

 

8

Внешнееивнутреннеестроениептицы.Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы.

Сезоннаямиграция.

1

 

 

 

9

Проведениерубежнойаттестации.

1

 

Тестирование

 

 

10

Повторение пройденного за курс

1

 

Коллективная беседа

 

 

 

8 класс

Темы

Часы

Дата

Форма проведения занятия

Примечание

ЦОР/ЭОР

Математическая грамотность

1

Работа с информацией, представленной в форме таблиц,диаграммстолбчатойиликруговой,схем.

1

 

Практикум.

 

 

2

Вычислениерасстоянийнаместностивстандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.

 

1

 

 

Беседа.Исследование.

 

 

3

Математическоеописаниезависимостимежду

переменнымивразличныхпроцессах.

1

 

Обсуждение.Урокпрактикум.

 

 

4

Интерпретациятрёхмерныхизображений,построение фигур.

1

 

Моделирование.Выполнениерисунка.

Практикум.

 

 

5

Определениеошибкиизмерения,определениешансов наступления того или иного события.

1

 

Урок-исследование.

 

 

6

Решениетипичныхматематическихзадач,требующих прохождения этапа моделирования.

1

 

Урок-практикум.

 

 

7

Проведениерубежнойаттестации.

2

 

Тестирование.

 

 

Читательская грамотность

1

Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации.

 

1

 

 

Беседа,конкурс.

 

 

2

Работастекстом:какприменятьинформациюиз текста в изменённой ситуации?

1

 

Беседа,круглыйстол.

 

 

3

Поискошибоквпредложенномтексте.

1

 

Квест,круглыйстол.

 

 

4

 

Типызадачнаграмотность.Информационныезадачи.

1

 

Квест,круглыйстол.

 

 

5

Работаснесплошнымтекстом:формы,анкеты,

договоры(рубежнаяаттестация).

2

 

Деловаяигра.

 

 

6

Проведениерубежнойаттестации.

2

 

Тестирование.

 

 

Финансовая грамотность

1

Потреблениеилиинвестиции?Активывтрех измерениях.

2

 

Беседы,диалоги,дискуссии.

 

 

2

Каксберечьличныйкапитал?Модельтрех

капиталов.

2

 

Круглыйстол,игра.

 

 

3

 

Бизнесиегоформы.Рискипредпринимательства.

1

 

 

Викторина,круглыйстол,дискуссии.

 

 

4

Кредитидепозит.Расчетно-кассовыеоперациии риски связанные с ними.

1

 

Проект,игра.

 

 

5

Проведениерубежнойаттестации.

2

 

Тестирование.

 

 

Естественнонаучная грамотность

1

Занимательноеэлектричество.

2

 

Беседа.Демонстрациямоделей.

Презентация

 

 

2

Магнетизмиэлектромагнетизм.

1

 

Учебныйэксперимент.

Наблюдениефизическихявлений

 

 

3

Внутренняясредаорганизма.Кровь.Иммунитет.

Наследственность.

2

 

Моделирование.Виртуальное моделирование.

 

 

4

Системыжизнедеятельностичеловека.

2

 

 

 

5

Проведениерубежнойаттестации.

2

 

Тестирование

 

 

6

Обобщение и повторение пройденного за курс

1

 

Групповая беседа

 

 

 

9        класс

Темы

Часы

Дата

Форма проведения занятия

Примечание

ЦОР/ЭОР

Финансовая грамотность

1

Ценныебумаги.Векселяиоблигации:российская специфика.

1

 

Беседы,диалоги,дискуссии.

 

 

2

 

Риски      акций      и      управление       ими.                Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы.

 

2

 

 

Круглыйстол,игра.

 

 

3

Паевыеинвестиционныефонды.Рискииуправление

ими.

1

 

Круглыйстол,дебаты.

 

 

4

Инвестиционноепрофилирование.Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр.

Типичныеошибкиинвесторов.

 

1

 

 

Круглыйстол,игра,квест.

 

 

5

Государственное      и                                   негосударственноепенсионное страхование.

1

 

Дебаты,беседы.

 

 

6

Проведениерубежной аттестации.

2

 

Тестирование.

 

 

Читательская грамотность

1

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации.

 

1

 

 

Беседа,конкурс.

 

 

2

 

Работастекстом:каккритическиоцениватьстепень достоверности содержащейся в тексте информации?

 

2

 

 

Квест,круглыйстол.

 

 

3

Типы       задач       на      грамотность.                Аналитические (конструирующие) задачи.

1

 

Квест,круглыйстол.

 

 

4

Работасосмешаннымтекстом.

Составныетексты(рубежнаяаттестация).

2

 

Деловаяигра.

 

 

5

Проведениерубежнойаттестации.

2

 

Тестирование.

 

 

Естественнонаучная грамотность

1

Насценувыходитуран.Радиоактивность.

1

 

Демонстрациямоделей.

 

 

2

Искусственнаярадиоактивность.

1

 

Дебаты

 

 

3

Изменениясостояниявеществ

1

 

Беседа.Демонстрациямоделей

 

 

4

Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.Биогенетическийзакон.Закономерности

наследованияпризнаков.

 

1

 

Беседа.Демонстрациямоделей.

Учебныйэксперимент. Наблюдение явлений.

 

 

5

 

Закономерностиизменчивости:модификационнаяи мутационная изменчивости. Основные методы

селекциирастений,животныхимикроорганизмов.

 

2

 

 

 

6

 

Потокивеществаиэнергиивэкосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера.

Средообразующаядеятельностьорганизмов.

Круговоротвеществвбиосфере.Эволюциябиосферы.

 

 

1

 

Демонстрациямоделей.

Моделирование.

 

 

7

Антропогенноевоздействиенабиосферу.Основы рационального природопользования.

1

 

 

 

8

Проведениерубежнойаттестации.

2

 

Тестирование

 

 

Математическая грамотность

1

Построение      мультипликативной       модели    

с тремя составляющими.

1

 

Моделирование.Конструирование алгоритма. Практикум.

 

 

2

Задачислишнимиданными.

1

 

Обсуждение.Исследование.

 

 

3

Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществомвычислений,вычислениямивуме,

оценкойразумностирезультатов.

 

1

 

 

Обсуждение.Практикум.

 

 

4

Решениестереометрическихзадач.

1

 

Обсуждение.Практикум.

 

 

5

Вероятностные,           статистическиеявления        и

зависимости.

1

 

Исследование. Интерпретация результатоввразныхконтекстах.

 

 

6

Проведениерубежнойаттестации.

1

 

Тестирование.

 

 

7

Повторение и обобщение пройденного за курс

1

 

Групповая беседа

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru