Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности»
5 - 9 класс
Нормативно - правовые документы, на основе которых разработана данная программа:
Рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность в 5-9классах» составлена на основе следующих нормативных документов:
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2) ФГОС ООО (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г.,31 декабря 2015 г.,11декабря 2020 г.
3) Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения. (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»)
4) Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочнойдеятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе вчасти проектной деятельности, письмо России от 18.08.2017 № 09-1672
5) программа курса «Развитие функциональной грамотностиобучающихся (5-9 классы)» государственного автономного учреждениядополнительного профессионального образования Самарской области "Самарскийобластной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования",одобренной решением Ученого Совета СИПКРО(протокол от 18 марта 2019 г. № 3)
6) серия пособий«Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Сборник эталонных заданий. Учебноепособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой.– М.; СПб.: Просвещение, 2020
7) Учебного плана МОУ Хмельниковская СОШ на 2023 – 2024 учебный год;
Пояснительная записка
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую 32 позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни
Характеристикаобразовательногопроцесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из часов внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного часав неделю в каждом классе.
Такимобразом,общееколичествочасов:169.
Количество часов на один год обучения в 5-8–по 34 ,т.е по 1 часу в неделю, в 9 классе – 33 часа в год:
- 8 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»;
- 8часовдлямодуляестественнонаучнойграмотности;
- 2часанапроведениеаттестации,завершающихосвоениепрограммыпо соответствующему году обучения.
- Модулираспределеныследующимобразом:
|
|
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
1 |
Естественно |
Естественно |
Математиче |
Математическа |
Финансовая |
|
четверть |
научная |
научная |
ская |
я грамотность |
грамотность |
|
|
грамотность |
грамотность |
грамотность |
|
|
|
2 |
Читательская |
Математи |
Финансовая |
Читательская |
Читательская |
|
четверть |
грамотность |
ческая |
грамотность |
грамотность |
грамотность |
|
|
|
грамотность |
|
|
|
|
3 |
Математи |
Читатель |
Читательская |
Финансовая |
Естественно- |
|
четверть |
ческая |
ская |
грамотность |
грамотность |
научная |
|
|
грамотность |
грамотность |
|
|
грамотность |
|
|
|
сть |
|
|
|
|
4 |
Финансовая |
Финансовая |
Естественно |
Естественно- |
Математиче |
|
четверть |
грамотность |
грамотность |
-научная |
научная |
ская |
|
|
|
|
грамотность |
грамотность |
грамотность |
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются текстыразличныепооформлению,стилистике,форме.Информацияпредставленав различномконтексте(семья,дом,друзья,природа,учеба,работаипроизводство,
обществоидр.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученикунеобходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации иее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делатьвыводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, разработчики считают целесообразным проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока),рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
Планируемыерезультаты
Метапредметныеипредметные
|
|
Грамотность |
|||
|
Читательская |
Математическая |
Естественно-научная |
Финансовая |
|
|
5класс |
находити |
находити |
находити |
находити |
|
Уровень |
извлекает |
извлекает |
извлекает |
извлекает |
|
узнаванияи |
информациюиз |
математическую |
информациюо |
финансовую |
|
понимания |
различных |
информациюв |
естественнонауч- |
информациюв |
|
|
текстов |
различном |
ныхявлениях в |
различном |
|
|
|
контексте |
различном |
контексте |
|
|
|
|
контексте |
|
|
6класс |
применяет |
применяет |
объясняети |
применяет |
|
Уровень |
извлеченнуюиз |
математические |
описывает |
финансовые |
|
пониманияи |
текста |
знаниядля |
естественнонауч- |
знаниядля |
|
применения |
информациюдля |
решенияразного |
ныеявленияна |
решения |
|
|
решенияразного |
родапроблем |
основе |
разногорода |
|
|
родапроблем |
|
имеющихся |
проблем |
|
|
|
|
научныхзнаний |
|
|
7класс |
анализируети |
формулирует |
распознаети |
анализирует |
|
Уровень |
интегрирует |
математическую |
исследуетличные, |
информациюв |
|
анализаи |
информацию, |
проблемуна |
местные, |
финансовом |
|
синтеза |
полученнуюиз |
основеанализа |
национальные, |
контексте |
|
|
текста |
ситуации |
глобальные |
|
|
|
|
|
естественнонауч- |
|
|
|
|
|
ныепроблемыв |
|
|
|
|
|
различном |
|
|
|
|
|
контексте |
|
|
8 классУровеньоценки(рефлексии)врамках предметногосодержания |
оцениваетформу исодержание текставрамкахпредметногосодержания |
интерпретирует иоцениваетматематическиеданные вконтексте личнозначимойситуации |
интерпретирует иоценивает личные, местные,национальные,глобальныеестественнонауч-ные проблемы вразличномконтекстеврамках предметногосодержания |
оцениваетфинансовыепроблемы вразличномконтексте |
|
9 классУровеньоценки (рефлексии) врамкахметапред-метногосодержания |
оцениваетформу исодержание текста в рамкахметапредмет-ногосодержания |
интерпретирует иоцениваетматематическиерезультаты вконтекстенациональной илиглобальнойситуации |
интерпретирует иоценивает, делаетвыводы и строитпрогнозыоличных, местных,национальных,глобальныхестественнонауч-ных проблемах вразличномконтекстеврамках метапредметногосодержания |
оцениваетфинансовыепроблемы, делаетвыводы,строитпрогнозы,предлагаетпутирешения |
Личностные
|
|
Грамотность |
|||
|
Читательская |
Математическая |
Естественно-научная |
Финансовая |
|
|
5-9классы |
оценивает |
объясняет |
объясняет |
оценивает |
|
|
содержание |
гражданскую |
гражданскую |
финансовые |
|
|
прочитанногос |
позициюв |
позициюв |
действияв |
|
|
позициинорм |
конкретных |
конкретных |
конкретных |
|
|
морали и |
ситуациях |
ситуациях |
ситуацияхс |
|
|
общечелове- |
общественной |
общественной |
позициинорм |
|
|
ческих |
жизнинаоснове |
жизнинаоснове |
морали и |
|
|
ценностей; |
математических |
естественнонауч- |
общечелове- |
|
|
формулирует |
знанийспозиции |
ныхзнанийс |
ческих |
|
|
собственную |
нормморали и |
позициинорм |
ценностей, |
|
|
позициюпо |
общечеловечес- |
морали и |
прави |
|
|
отношениюк |
ких ценностей |
общечеловечес- |
обязанностей |
|
|
прочитанному |
|
ких ценностей |
гражданина |
|
|
|
|
|
страны |
Характеристикаобразовательногопроцесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из частиучебногоплана,формируемогоучастникамиобразовательныхотношенийи/иливнеурочнойдеятельностиивключает4модуля(читательская,естественнонаучная,математическая ифинансовая грамотность).
Разработанныйучебно-тематическийпланпрограммыописываетсодержаниемодуля из расчета одного часа в неделю в каждом класс- комплекте.
Содержаниекурсавнеурочнойдеятельностисуказаниемформ организации занятий и видов деятельности
5 класс
Читательскаяграмотность Определениеосновнойтемывфольклорномпроизведении. Пословицы, поговорки как источник информации.
Сопоставлениесодержаниятекстовразговорногостиля.Личнаяситуациявтекстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типытекстов:текст-описание(художественноеитехническое). Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типызадачнаграмотностьчтения.Примерызадач. Работа со сплошным текстом.
Типызадачнаграмотностьчтения.Примерызадач. Работа со сплошным текстом.
Математическаяграмотность
Применениечиселидействийнадними.Счетидесятичнаясистемасчисления.
Сюжетныезадачи,решаемыесконца.
Задачинапереливание(задачаПуассона)ивзвешивание.
Логическиезадачи:задачио«мудрецах»,олжецахитех,ктовсегдаговоритправду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Нагляднаягеометрия.Задачинаразрезаниеиперекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели
Размерыобъектовокружающегомира(отэлементарныхчастицдоВселенной)длительностьпроцессов окружающего мира.
Комбинаторныезадачи.Представлениеданныхввидетаблиц,диаграмм,графиков.
Естественно-научнаяграмотность
Звуковыеявления.Звукиживойинеживойприроды.Слышимыеинеслышимые.
Устройстводинамика.Современныеакустическиесистемы.Шумиеговоздействиеначеловека. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Природные индикаторы. Вода.Уникальностьводы.
Углекислыйгазвприродеиего значение.
Земля,внутреннеестроениеЗемли.Знакомствосминералами,горнойпородойирудой.
Финансоваяграмотность
Какпоявилисьденьги?Чтомогутденьги? Деньги в разных странах
Деньгинастоящиеиненастоящие. Как разумно делать покупки?
Ктотакиемошенники?
Личныеденьги.
Сколькостоит«своё дело»?
6 класс
Читательскаяграмотность
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении Древнерусскаялетописькакисточникинформацииореалияхвремени.
Сопоставлениесодержанияхудожественныхтекстов.Определениеавторскойпозициив художественных текстах.
Работастекстом:какпониматьинформацию,содержащуюсявтексте? Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)
Типызадачнаграмотность.Интерпретационныезадачи.
Работаснесплошнымтекстом:таблицыикарты.
Математическаяграмотность
Числаиединицыизмерения:время,деньги,масса,температура,расстояние.
Вычислениевеличины,применениепропорцийпрямо пропорциональныхотношенийдлярешенияпроблем.
Текстовыезадачи,решаемыеарифметическимспособом:части,проценты,пропорция,движение, работа.
Инварианты:задачиначетность(чередование,разбиениенапары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Графыиихприменениеврешениизадач.
Геометрическиезадачинапостроениеинаизучениесвойствфигур:геометрическиефигурына клетчатой бумаге, конструирование.
Элементылогики,теориивероятности,комбинаторики:таблицы,диаграммы,вычислениевероятности.
Естественно-научнаяграмотность
Телоивещество.Агрегатныесостояниявещества. Масса. Измерение массы тел.
Строениевещества.Атомыимолекулы.Моделиатома.
Тепловыеявления.Тепловоерасширениетел.Использованиеявлениятепловогорасширениядля измерения температуры.
Плавлениеиотвердевание.Испарениеиконденсация.Кипение. Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Модельсолнечнойсистемы.
Царстваживойприроды.
Финансоваяграмотность
Удивительныефактыиисторииоденьгах.Нумизматика.
«Сувенирные»деньги.Фальшивыеденьги:историяисовременность.
Откудаберутсяденьги?Видыдоходов.Заработнаяплата.Почемуувсехонаразная?Отчегоэто зависит?
Собственностьидоходыотнее.Аренднаяплата,проценты,прибыль,дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Какзаработатьденьги?Мирпрофессийидлячегонужноучиться? Личные деньги
6 класс
Читательскаяграмотность
Определениеосновнойтемыиидеивлирическомпроизведении. Поэтический текст как источник информации.
Сопоставлениесодержаниятекстовпублицистическогостиля. Общественная ситуация в текстах.
Работастекстом:какпреобразовыватьтекстовуюинформациюсучётомцелидальнейшего использования?
Типытекстов:текст-объяснение(объяснительноесочинение,резюме,толкование,определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.
Типызадачнаграмотность.Позиционныезадачи.
Работаснесплошнымтекстом:информационныелистыиобъявления,графикиидиаграммы.
Математическаяграмотность
Арифметическиеиалгебраическиевыражения:свойстваоперацийипринятыхсоглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.
Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрическиезадачинапостроенияинаизучениесвойствфигур,возникающихвситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Решениезадачнавероятностьсобытийвреальнойжизни.
Элементытеориимножествкакобъединяющееоснованиемногихнаправленийматематики.
Статистическиеявления,представленныевразличнойформе:текст,таблица,столбчатыеилинейные диаграммы, гистограммы.
Решениегеометрическихзадачисследовательскогохарактера.
Естественно-научнаяграмотность
Почемувсетеланамкажутсясплошными:молекулярноестроениетвёрдыхтел,жидкостейигазов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Механическое движение. Инерция Закон Паскаля.
Гидростатическийпарадокс.Деформациятел.Видыдеформации.Усталостьматериалов.Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их
происхождения.Давлениеводывморяхиокеанах.Составводыморейиокеанов.Структураподводной сферы. Исследование океана. Использование
подводных дронов. Растения. Генная модификация растений Внешнее строение дождевого червя, моллюсков,насекомых.Внешнееивнутреннеестроениерыбы.Ихмногообразие.Пресноводныеи морские рыбы.
Внешнееивнутреннеестроениептицы.Эволюцияптиц.
Финансоваяграмотность
Чтотакоеналогиипочемумыихдолжны платить?
Видыналогов.Подоходныйналог.Какиеналогиуплачиваютсяввашейсемье?Пеняиналоговые льготы Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?
Видысоциальныхпособий.Есличеловекпотерялработу
Историявозникновениябанков.Какнакопить,чтобыкупить?
Всёпрокредит.Вклады:каксохранитьиприумножить?Пластиковаякарта–твойбезопасныйБанкв кармане.
7 класс
Читательскаяграмотность
Определениеосновнойтемыиидеивдраматическомпроизведении. Учебный текст как источник информации.
Сопоставлениесодержаниятекстовофициально-деловогостиля.
Деловыеситуациивтекстах.
Работастекстом:какприменятьинформациюизтекставизменённойситуации?
Типытекстов:текст-инструкция(указанияквыполнениюработы,правила,уставы,законы) Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работаснесплошнымтекстом:формы,анкеты,договоры
Математическаяграмотность
Работасинформацией,представленнойвформетаблиц,диаграммстолбчатойиликруговой,схем.
Вычислениерасстоянийнаместностивстандартныхситуацияхиприменениеформулвповседневной жизни.
Квадратныеуравнения,аналитическиеинеаналитическиеметодырешения.
Алгебраическиесвязимеждуэлементамифигур:теоремаПифагора,соотношениямеждусторонами треугольника), относительное расположение, равенство.
Математическоеописаниезависимостимеждупеременнымивразличныхпроцессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.
Определениеошибкиизмерения,определениешансовнаступлениятогоилииногособытия. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования.
Естественно-научнаяграмотность
Занимательное электричество. Магнетизмиэлектромагнетизм
Строительствоплотин.Гидроэлектростанции.Экологическиериски. при строительстве гидроэлектростанций.
Нетрадиционныевидыэнергетики,объединенныеэнергосистемы.
Внутренняясредаорганизма.Кровь.Иммунитет.Наследственность.Системыжизнедеятельности человека.
Финансоваяграмотность
Потреблениеилиинвестиции?Активывтрехизмерениях.Каксберечьличныйкапитал?Модельтрех капиталов.
Бизнесиегоформы.Рискипредпринимательства
Бизнес-инкубатор.Бизнес-план.Государствоималыйбизнес.Бизнесподростковиидеи.Молодые предприниматели Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.
6 класс
Читательскаяграмотность
Формированиечитательскихуменийсопоройнатекстивнетекстовыезнания.Электронныйтексткак источник информации.
Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работастекстом:каккритическиоцениватьстепеньдостоверностисодержащейсявтексте информации?
Типытекстов:текст-аргументация(комментарий,научноеобоснование). Составление плана на основе исходного текста.
Типызадачнаграмотность.Аналитические(конструирующие)задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты
Математическаяграмотность
Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Представлениеданныхввидедиаграмм.Простыеисложныевопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими.
Задачислишнимиданными.
Решениетипичныхзадаччерезсистемулинейныхуравнений.
Количественныерассуждения,связанныесосмысломчисла,различнымипредставлениямичисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение
стереометрическихзадач.
Вероятностные,статистическиеявленияизависимости.
Естественно-научнаяграмотность
Насценувыходитуран.Радиоактивность. Искусственная радиоактивность.
Изменениясостояниявеществ.
Физическиеявленияихимическиепревращения.Отличиехимическихреакцийотфизическихявлений. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.
Потокивеществаиэнергиивэкосистеме.Саморазвитиеэкосистемы.Биосфера.Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.
Финансоваяграмотность
Ценныебумаги.Векселяиоблигации:российскаяспецифика.
Рискиакцийиуправлениеими.Гибридныеинструменты.Биржаиброкеры.Фондовыеиндексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Инвестиционное профилирование.
Формированиеинвестиционногопортфеляиегопересмотр.Типичныеошибкиинвесторов.Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Государственное и негосударственное
пенсионноестрахование.
Выбориюридическиеаспектыотношенийсфинансовымпосредником.
Календарно-тематическое планирование
5 класс
|
№ |
Темы |
Часы |
Дата |
Форма проведения занятия |
Примечание |
ЦОР/ЭОР |
|
Естественнонаучная грамотность |
||||||
|
1 |
Устройство динамика. Современныеакустические системы. Шум и его воздействие на человека. |
1 |
|
Наблюдениефизическихявлений |
|
|
|
2 |
Движение и взаимодействиечастиц.Признаки химических реакций. Природные индикаторы. |
1 |
|
Презентация. Учебный эксперимент.Наблюдение физических явлений. |
|
|
|
3 |
Вода.Уникальностьводы. |
1 |
|
|
|
|
|
4 |
Земля,внутреннеестроениеЗемли.Знакомствосминералами, горной породой и рудой. |
1 |
|
Работасколлекциямиминералови горных пород.
|
|
|
|
5 |
АтмосфераЗемли. |
1 |
|
|
|
|
|
6 |
Уникальность планеты Земля. Условия для существованияжизнинаЗемле.Свойстваживых организмов. |
1 |
|
Беседа.Презентация. |
|
|
|
7 |
Проведениерубежнойаттестации. |
2 |
|
Тестирование, устный опрос |
|
|
|
Читательская грамотность |
||||||
|
11 |
Определение основной темы в фольклорном произведении.Пословицы,поговоркикакисточник информации. |
1 |
|
Беседа,конкурс. |
|
|
|
2 |
Сопоставлениесодержаниятекстовразговорного стиля. Личная ситуация в текстах. |
1 |
|
Работавпарах.Ролеваяигра. |
|
|
|
3 |
Работастекстом:каквыделитьглавнуюмысльтекстаилиегочастей? |
2 |
|
Беседа,дискуссиявформате свободногообменамнениями. |
|
|
|
4 |
Типызадачнаграмотностьчтения.Примерызадач. |
1 |
|
Квест,игра«Что?Где?Когда?». |
|
|
|
5 |
Работасосплошнымтекстом. |
1 |
|
Ролеваяигра. |
|
|
|
6 |
Проведениерубежнойаттестации. |
2 |
|
Тестирование. |
|
|
|
Математическая грамотность |
||||||
|
1 |
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления |
2 |
|
Обсуждение |
|
|
|
2 |
Сюжетныезадачи,решаемыесконца. |
1 |
|
Обсуждение,практикум,брейн-ринг. |
|
|
|
3 |
Задачинапереливание(задачаПуассона)и взвешивание. |
1 |
|
Обсуждение,урок-исследование. |
|
|
|
4 |
Логическиезадачи:задачио«мудрецах»,олжецахи тех, кто всегда говорит правду. |
1 |
|
Беседа,обсуждениепрактикум. |
|
|
|
5 |
Первыешагивгеометрии.Простейшие геометрическиефигуры.Нагляднаягеометрия.Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. |
1 |
|
Игра,урок-исследование,брейн- ринг, конструирование. |
|
|
|
6 |
Размеры объектов окружающего мира (от элементарныхчастицдоВселенной)длительность процессовокружающегомира. |
1 |
|
Обсуждение,урок-практикум, моделирование. |
|
|
|
7 |
Комбинаторныезадачи.Представлениеданныхввиде таблиц, диаграмм, графиков. |
1 |
|
Урок-практикум. |
|
|
|
8 |
Проведениерубежнойаттестации. |
2 |
|
Тестирование. Устный опрос |
|
|
|
Финансовая грамотность |
||||||
|
1 |
Какпоявилисьденьги?Чтомогутденьги? |
1 |
|
Беседы,диалоги,дискуссии. |
|
|
|
2 |
Деньгинастоящиеиненастоящие |
1 |
|
Игра,экскурсия. |
|
|
|
3 |
Какразумноделатьпокупки? |
1 |
|
Игра,круглыйстол. |
|
|
|
4 |
Ктотакиемошенники? |
1 |
|
Круглыйстол,игра,квест. |
|
|
|
5 |
Личныеденьги |
1 |
|
Беседы,диалоги,дискуссии. |
|
|
|
6 |
Сколькостоит«своёдело»? |
1 |
|
Проект,игра. |
|
|
|
7 |
Проведениерубежнойаттестации. |
1 |
|
Тестирование. |
|
|
|
8 |
Обобщение пройденного за общий курс |
1 |
|
Групповая беседа |
|
|
6 класс
|
№ |
Темы |
Часы |
Дата |
Форма проведения занятия |
Примечание |
ЦОР/ЭОР |
|
Естественнонаучная грамотность |
||||||
|
1 |
Строениевещества.Атомыимолекулы.Модели атома. |
1 |
|
Моделирование. |
|
|
|
2 |
Тепловыеявления.Тепловоерасширениетел. |
1 |
|
Презентация. Учебный эксперимент. |
|
|
|
3 |
Использованиеявлениятепловогорасширениядля измерения температуры |
1 |
|
Наблюдение физическихявлений |
|
|
|
4 |
ПредставленияоВселенной.МодельВселенной |
1 |
|
Обсуждение.Исследование. Проектнаяработа |
|
|
|
5 |
Модельсолнечнойсистемы |
1 |
|
|
|
|
|
6 |
Царстваживойприроды |
1 |
|
Квест. |
|
|
|
7 |
Проведениерубежнойаттестации |
2 |
|
Тестирование. |
|
|
|
Математическая грамотность |
||||||
|
1 |
Текстовыезадачи,решаемыеарифметическим способом:части,проценты,пропорция,движение, работа. |
2 |
|
Обсуждениеурок-практикум, соревнование. |
|
|
|
2 |
Логическиезадачи,решаемыеспомощьютаблиц. |
1 |
|
Урок-игра,индивидуальнаяработав парах. |
|
|
|
3 |
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование |
2 |
|
Беседа,урок-исследование, моделирование |
|
|
|
4 |
Элементылогики,теориивероятности, комбинаторики:таблицы,диаграммы,вычисление вероятности |
2 |
|
Обсуждение,урок-практикум, проект, игра. |
|
|
|
5 |
Проведениерубежнойаттестации |
2 |
|
Тестирование. |
|
|
|
Читательская грамотность |
||||||
|
1 |
Определениеосновнойтемыиидеивэпическом произведении |
1 |
|
Беседа,конкурс. |
|
|
|
2 |
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. |
1 |
|
Работавпарах,игравформатеКВН. |
|
|
|
3 |
Работастекстом:какпониматьинформацию, содержащуюсявтексте? |
2 |
|
Квест,круглыйстол. |
|
|
|
4 |
Типы задач на грамотность.Интерпретационныезадачи. |
1 |
|
Квест,игра«Что?Где?Когда?». |
|
|
|
5 |
Работаснесплошнымтекстом:таблицыикарты. |
1 |
|
Беседа,дискуссиявформате свободногообменамнениями. |
|
|
|
6 |
Проведениерубежнойаттестации. |
2 |
|
Тестирование. |
|
|
|
Финансовая грамотность |
||||||
|
1 |
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги:историяисовременность. |
1 |
|
Беседы,диалоги,дискуссии |
|
|
|
2 |
Откудаберутсяденьги?Видыдоходов.Заработная плата.Почемуувсех онаразная? Отчего этозависит? |
1 |
|
Круглыйстол,игра. |
|
|
|
3 |
Собственностьидоходыотнее.Аренднаяплата, проценты, прибыль, дивиденты. |
1 |
|
Круглыйстол,игра,квест. |
|
|
|
4 |
Социальныевыплаты:пенсии,пособия. |
1 |
|
Беседы,диалоги,дискуссии. |
|
|
|
5 |
Какзаработатьденьги?Мирпрофессийидлячего нужноучиться? |
1 |
|
Викторина,квест,квиз. |
|
|
|
6 |
Личныеденьги |
1 |
|
Проект,игра. |
|
|
|
7 |
Проведениерубежнойаттестации. |
2 |
|
Тестирование. |
|
|
|
8 |
Обобщение пройденного за курс |
1 |
|
Групповая беседа |
|
|
7 класс
|
№ |
Темы |
Часы |
Дата |
Форма проведения занятия |
Примечание |
ЦОР/ЭОР |
|
Математическая грамотность |
||||||
|
1 |
Моделированиеизмененийокружающегомирас помощью линейной функции. |
1 |
|
Исследовательскаяработа,урок- практикум. |
|
|
|
2 |
Геометрическиезадачинапостроенияинаизучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневнойжизни,задачпрактическогосодержания. |
1 |
|
Обсуждение,урок-практикум,урок- исследование. |
|
|
|
3 |
Решениезадачнавероятностьсобытийвреальной жизни. |
1 |
|
Урок-игра,урок-исследование. |
|
|
|
4 |
Элементытеориимножествкакобъединяющее основание многих направлений математики. |
1 |
|
Урок-исследование. |
|
|
|
5 |
Решениегеометрическихзадачисследовательского характера. |
2 |
|
Проект,исследовательскаяработа. |
|
|
|
6 |
Проведениерубежнойаттестации. |
2 |
|
Тестирование. |
|
|
|
Финансовая грамотность |
||||||
|
1 |
Чтотакоеналогиипочемумыихдолжныплатить? |
2 |
|
Беседы,диалоги,дискуссии. |
|
|
|
2 |
Что такое государственный бюджет? На что расходуютсяналоговыесборы? |
1 |
|
Игра,круглыйстол,дискуссии. |
|
|
|
3 |
Видысоциальныхпособий.Есличеловекпотерял работу. |
1 |
|
Круглыйстол,игра,квест. |
|
|
|
4 |
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. |
1 |
|
Беседы,диалоги,дискуссии. |
|
|
|
5 |
Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта - твой безопасный Банк в кармане. |
1 |
|
Проект, игра |
|
|
|
6 |
Проведениерубежнойаттестации. |
2 |
|
Тестирование |
|
|
|
Читательская грамотность |
||||||
|
1 |
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. |
1 |
|
Беседа,конкурс. |
|
|
|
2 |
Работастекстом:какпреобразовыватьтекстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? |
1 |
|
Беседа,круглыйстол,ролеваяигра. |
|
|
|
3 |
Поисккомментариев,подтверждающихосновную мысль текста, предложенного для анализа. |
1 |
|
Деловаяигра. |
|
|
|
4 |
Типызадачнаграмотность.Позиционныезадачи. |
1 |
|
Квест,круглыйстол. |
|
|
|
5 |
Работаснесплошнымтекстом:информационные листы и объявления, графики и диаграммы. |
2 |
|
Деловаяигра. |
|
|
|
6 |
Проведениерубежнойаттестации. |
2 |
|
Тестирование. |
|
|
|
Естественнонаучная грамотность |
||||||
|
1 |
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах |
1 |
|
Беседа.Демонстрациямоделей |
|
|
|
2 |
Механическоедвижение.Инерция |
1 |
|
Демонстрациямоделей. |
|
|
|
3 |
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган,торнадо.Землетрясение,цунами,объяснение ихпроисхождения. |
1 |
|
Проектнаядеятельность. |
|
|
|
4 |
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей иокеанов.Структураподводнойсферы.Исследование океана. Использование подводных дронов |
1 |
|
Ознакомительная беседа |
|
|
|
5 |
Растения.Геннаямодификациярастений. |
1 |
|
Оформлениеколлажа.Создание журнала «Музей фактов». |
|
|
|
6 |
Внешнеестроениедождевогочервя,моллюсков, насекомых. |
1 |
|
|
|
|
|
7 |
Внешнееивнутреннеестроениерыбы.Их многообразие.Пресноводныеиморскиерыбы. |
1 |
|
|
|
|
|
8 |
Внешнееивнутреннеестроениептицы.Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезоннаямиграция. |
1 |
|
|
|
|
|
9 |
Проведениерубежнойаттестации. |
1 |
|
Тестирование |
|
|
|
10 |
Повторение пройденного за курс |
1 |
|
Коллективная беседа |
|
|
8 класс
|
№ |
Темы |
Часы |
Дата |
Форма проведения занятия |
Примечание |
ЦОР/ЭОР |
|
Математическая грамотность |
||||||
|
1 |
Работа с информацией, представленной в форме таблиц,диаграммстолбчатойиликруговой,схем. |
1 |
|
Практикум. |
|
|
|
2 |
Вычислениерасстоянийнаместностивстандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. |
1 |
|
Беседа.Исследование. |
|
|
|
3 |
Математическоеописаниезависимостимежду переменнымивразличныхпроцессах. |
1 |
|
Обсуждение.Урокпрактикум. |
|
|
|
4 |
Интерпретациятрёхмерныхизображений,построение фигур. |
1 |
|
Моделирование.Выполнениерисунка. Практикум. |
|
|
|
5 |
Определениеошибкиизмерения,определениешансов наступления того или иного события. |
1 |
|
Урок-исследование. |
|
|
|
6 |
Решениетипичныхматематическихзадач,требующих прохождения этапа моделирования. |
1 |
|
Урок-практикум. |
|
|
|
7 |
Проведениерубежнойаттестации. |
2 |
|
Тестирование. |
|
|
|
Читательская грамотность |
||||||
|
1 |
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. |
1 |
|
Беседа,конкурс. |
|
|
|
2 |
Работастекстом:какприменятьинформациюиз текста в изменённой ситуации? |
1 |
|
Беседа,круглыйстол. |
|
|
|
3 |
Поискошибоквпредложенномтексте. |
1 |
|
Квест,круглыйстол. |
|
|
|
4 |
Типызадачнаграмотность.Информационныезадачи. |
1 |
|
Квест,круглыйстол. |
|
|
|
5 |
Работаснесплошнымтекстом:формы,анкеты, договоры(рубежнаяаттестация). |
2 |
|
Деловаяигра. |
|
|
|
6 |
Проведениерубежнойаттестации. |
2 |
|
Тестирование. |
|
|
|
Финансовая грамотность |
||||||
|
1 |
Потреблениеилиинвестиции?Активывтрех измерениях. |
2 |
|
Беседы,диалоги,дискуссии. |
|
|
|
2 |
Каксберечьличныйкапитал?Модельтрех капиталов. |
2 |
|
Круглыйстол,игра. |
|
|
|
3 |
Бизнесиегоформы.Рискипредпринимательства. |
1 |
|
Викторина,круглыйстол,дискуссии. |
|
|
|
4 |
Кредитидепозит.Расчетно-кассовыеоперациии риски связанные с ними. |
1 |
|
Проект,игра. |
|
|
|
5 |
Проведениерубежнойаттестации. |
2 |
|
Тестирование. |
|
|
|
Естественнонаучная грамотность |
||||||
|
1 |
Занимательноеэлектричество. |
2 |
|
Беседа.Демонстрациямоделей. Презентация |
|
|
|
2 |
Магнетизмиэлектромагнетизм. |
1 |
|
Учебныйэксперимент. Наблюдениефизическихявлений |
|
|
|
3 |
Внутренняясредаорганизма.Кровь.Иммунитет. Наследственность. |
2 |
|
Моделирование.Виртуальное моделирование. |
|
|
|
4 |
Системыжизнедеятельностичеловека. |
2 |
|
|
|
|
|
5 |
Проведениерубежнойаттестации. |
2 |
|
Тестирование |
|
|
|
6 |
Обобщение и повторение пройденного за курс |
1 |
|
Групповая беседа |
|
|
9 класс
|
№ |
Темы |
Часы |
Дата |
Форма проведения занятия |
Примечание |
ЦОР/ЭОР |
|
Финансовая грамотность |
||||||
|
1 |
Ценныебумаги.Векселяиоблигации:российская специфика. |
1 |
|
Беседы,диалоги,дискуссии. |
|
|
|
2 |
Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. |
2 |
|
Круглыйстол,игра. |
|
|
|
3 |
Паевыеинвестиционныефонды.Рискииуправление ими. |
1 |
|
Круглыйстол,дебаты. |
|
|
|
4 |
Инвестиционноепрофилирование.Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичныеошибкиинвесторов. |
1 |
|
Круглыйстол,игра,квест. |
|
|
|
5 |
Государственное и негосударственноепенсионное страхование. |
1 |
|
Дебаты,беседы. |
|
|
|
6 |
Проведениерубежной аттестации. |
2 |
|
Тестирование. |
|
|
|
Читательская грамотность |
||||||
|
1 |
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. |
1 |
|
Беседа,конкурс. |
|
|
|
2 |
Работастекстом:каккритическиоцениватьстепень достоверности содержащейся в тексте информации? |
2 |
|
Квест,круглыйстол. |
|
|
|
3 |
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. |
1 |
|
Квест,круглыйстол. |
|
|
|
4 |
Работасосмешаннымтекстом. Составныетексты(рубежнаяаттестация). |
2 |
|
Деловаяигра. |
|
|
|
5 |
Проведениерубежнойаттестации. |
2 |
|
Тестирование. |
|
|
|
Естественнонаучная грамотность |
||||||
|
1 |
Насценувыходитуран.Радиоактивность. |
1 |
|
Демонстрациямоделей. |
|
|
|
2 |
Искусственнаярадиоактивность. |
1 |
|
Дебаты |
|
|
|
3 |
Изменениясостояниявеществ |
1 |
|
Беседа.Демонстрациямоделей |
|
|
|
4 |
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.Биогенетическийзакон.Закономерности наследованияпризнаков. |
1 |
|
Беседа.Демонстрациямоделей. Учебныйэксперимент. Наблюдение явлений. |
|
|
|
5 |
Закономерностиизменчивости:модификационнаяи мутационная изменчивости. Основные методы селекциирастений,животныхимикроорганизмов. |
2 |
|
|
|
|
|
6 |
Потокивеществаиэнергиивэкосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующаядеятельностьорганизмов. Круговоротвеществвбиосфере.Эволюциябиосферы. |
1 |
|
Демонстрациямоделей. Моделирование. |
|
|
|
7 |
Антропогенноевоздействиенабиосферу.Основы рационального природопользования. |
1 |
|
|
|
|
|
8 |
Проведениерубежнойаттестации. |
2 |
|
Тестирование |
|
|
|
Математическая грамотность |
||||||
|
1 |
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. |
1 |
|
Моделирование.Конструирование алгоритма. Практикум. |
|
|
|
2 |
Задачислишнимиданными. |
1 |
|
Обсуждение.Исследование. |
|
|
|
3 |
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществомвычислений,вычислениямивуме, оценкойразумностирезультатов. |
1 |
|
Обсуждение.Практикум. |
|
|
|
4 |
Решениестереометрическихзадач. |
1 |
|
Обсуждение.Практикум. |
|
|
|
5 |
Вероятностные, статистическиеявления и зависимости. |
1 |
|
Исследование. Интерпретация результатоввразныхконтекстах. |
|
|
|
6 |
Проведениерубежнойаттестации. |
1 |
|
Тестирование. |
|
|
|
7 |
Повторение и обобщение пройденного за курс |
1 |
|
Групповая беседа |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.