|
|
|
Рабочая программа
по гражданскому образованию
2 класс
- 2012 –
Структура рабочей программы
- Введение.
- Пояснительная записка.
2.2. Цель и задачи рабочей программы.
2.3. Основания к выбору содержания рабочей программы (УМК).
- Организация общеобразовательного процесса (график прохождения материала).
- Требования к уровню подготовки учащихся по классам и выпускников.
- Содержание обучения (тематические блоки с указанием количества часов).
- Система оценивания.
- Поурочное тематическое планирование.
- Литература.
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Гражданское образование в начальных классах» включен в региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области в качестве национально-регионального компонента. Этот учебный предмет ориентирован на воспитание младшего школьника как гражданина и патриота своей страны, что соответствует основным положениям государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Пояснительная записка
Курс создает условия для нравственного развития, становления духовной сферы и правовой культуры личности. Основой его является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой — уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознания детьми понятий «достоинство», «равенство», «справедливость», «совесть», «честь», «свобода» и др.
Курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть и поэтому имеет интегративный характер, строится с учетом межпредметных связей с другими учебными предметами. Он способствует реализации общих целей начального образовании, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, возможность проведения диагностики их логического и образного мышления, речи, репродуктивного и творческого воображения. Предполагается тесная связь учебного предмета «гражданское образование» с внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволит более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания детей, становления у них мировоззрения, возникновения необходимых ценностных ориентации. Курс гражданского образования является пропедевтическим, он создает базу для усвоения истории и граждановедения в основной школе.
Цель гражданского образования в начальной школе — создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.
З а д а ч и к у р с а
1. Создание условий для становления у детей ценностных ориентации на основе системы общечеловеческих ценностей.
2. Воспитание патриота своей страны и гражданина мира.
3. Нравственное развитие ребенка: его сознания, чувств, поведения.
4. Формирование правовой культуры.
5. Эстетическое развитие ребенка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости.
6. Формирование ребенка как субъекта учебной деятельности.
7. Развитие навыка сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
8. Формирование элементов творческой деятельности и развитие креативности.
9. Развитие образного и логического мышления.
10. Создание условий для приобретения ребенком опыта познания самого себя.
Организация общеобразовательного процесса
В неделю – 1 час, 34 недели – 34 часа в год
Требования к уровню подготовки учащихся
Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, недостаточно представленные в других учебных предметах начального образования.
Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров.
Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями и другими взрослыми. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому, предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания, построены на основе связей с литературным чтением, природоведением, математикой и др.
Содержание обучения
Во 2 классе каждый тематический блок изучается в течение одной четверти и имеет образное название.
1-я четверть. Дом, в котором мы живем. 9 часов
2-я четверть. В путешествие по миру. 7 часов
3-я четверть. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве. 10 часов
4 -я четверть. Я и моя семья. 8 часов
Система оценивания
Оценка выставляется только словесная, эмоциональная, здесь нет бальной системы оценивания. За выполненные задания в конце четверти ставится аттестован(а), если задания систематически не выполнялись, то не аттестован(а).
Литература
Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Гражданское образование в начальных классах: Методическое пособие к учебному комплекту «Кораблик». Часть I. Н.Новгород: Издательский центр «Педагогические технологии», 2008.
Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. «Кораблик». Часть I,II. Н.Новгород: Издательский центр «Педагогические технологии», 2012.
Согласовано на МО Утверждаю
учителей начальных классов зам.директора по УР
Протокол № 1 от 31 августа 2012 г ________________________
«____»____________2012г.
Поурочное тематическое планирование
по курсу «Гражданское образование»
2 класс
I четверть. Дом, в котором мы живем |
|||
1. |
Земля — общий дом для всех людей |
2 ч. |
|
2. |
Отечество. Наша Родина — Россия |
2 ч. |
|
3. |
Москва — столица нашей Родины. |
1 ч. |
|
4. |
Санкт-Петербург |
1 ч. |
|
5. |
Нижний Новгород |
1 ч. |
|
6. |
Нижегородская ярмарка |
1 ч. |
|
7. |
Ярмарочная карусель. Обобщающий урок-праздник |
1 ч. |
|
|
Итого |
9 ч. |
|
II четверть. В путешествие по миру |
|||
1. |
Шар земной именуется миром |
1 ч. |
|
2. |
Открываем Америку. Соединенные Штаты Америки |
2 ч. |
|
3. |
Хождение за три моря. Индия |
1 ч. |
|
4. |
Кругосветное путешествие |
1 ч. |
|
5. |
По новогодней карте |
1 ч. |
|
6. |
Разноцветный новогодний хоровод. Обобщающий урок-праздник |
1 ч. |
|
|
Итого |
7 ч. |
|
III четверть. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве |
|||
1. |
По неведомым дорожкам |
1 ч. |
|
2. |
В суровом северном краю |
2 ч. |
|
3. |
Секреты старого замка |
2 ч. |
|
4. |
Под жарким солнцем Черной Африки |
2.ч. |
|
5. |
Там, где восходит солнце |
2 ч. |
|
6. |
Сказочное путешествие. Обобщающий урок-праздник |
1 ч. |
|
|
Итого |
10 ч. |
|
IV четверть. Я и моя семья |
|||
1 |
Из дальних странствий возвратясь |
1 ч. |
|
2 |
Мир семьи |
2 ч. |
|
3 |
Я и мое имя |
2 ч. |
|
4 |
Свет мой, зеркальце, скажи |
2 ч. |
|
5
|
Вместе — дружная семья. Обобщающий урок-праздник |
1 ч. |
|
|
Итого |
8 ч. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.