Комитет по управлению образованием
Администрации муниципального района
«Город Краснокаменск и Краснокаменский район»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Принята на заседании педагогического совета протокол №____ от « __» ___________ 20__ г. |
|
«Утверждаю» директор МБУДО «ДЮЦ» __________Ковригина Т.В. «__» ____________ 20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
студии вокала «Звонкие голоса»
(Стартовый уровень. Базовый уровень.)
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 7 - 14 лет
Срок реализации программы: 2 года,
Количество часов в год: 432 часа
Стартовый уровень: 216 часов (6 часов в неделю)
Базовый уровень: 216 часов (6 часов в неделю)
Разработчик:
Белогурова Валентина Владимировна, педагог дополнительного образования МБУДО «ДЮЦ», педагог по вокалу.
Краснокаменск
2020
Оглавление
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.. 3
1.1. Пояснительная записка. 3
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.. 5
Стартовый уровень. 6
Базовый уровень. 9
1.3. Планируемые результаты.. 11
Учащиеся будут. 12
Понимать, как формируется творческая активность; 12
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 12
2.1 Календарный учебный график (Приложение 1) 12
2.2 Условия реализации программы.. 12
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы. 15
Методические материалы.. 15
2.1 Календарный учебный график. 20
Стартовый уровень. 20
Базовый уровень. 25
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программастудии вокала «Звонкие голоса» составлена в соответствии с
¾ Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
¾ Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
¾ Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»;
¾ Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
¾ Письмом Минобрнауки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»;
¾ Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
¾ Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ", утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226);
¾ Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04;
¾ Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» города Краснокаменска.
¾ Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУДО «ДЮЦ»;
¾ Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБУДО «ДЮЦ».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии вокала «Звонкие голоса» имеет художественную направленность.
Вид программы (по степени авторства) – модифицированная.
На стартовом уровне программы происходит
ü освоение основных понятий терминов и определений музыкальной грамоты;
ü развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных навыков и адаптация в коллективе;
ü воспитание потребности в самореализации, самооценки собственного «Я».
На базовом уровне программы решаются следующие задачи:
ü дать базовые знания в области вокала; научить использовать полученные знания в практической деятельности;
ü развитие устойчивой мотивации, творческих способностей; развитие способности самостоятельно действовать.
ü воспитание художественного вкуса, чувства коллективизма и ответственности за свою деятельность.
Актуальность программы студии вокала «Звонкие голоса».
Программа направлена на удовлетворение потребности обучающихся в художественно-эстетическом развитии через занятия вокалом.
Создание программы продиктовано запросом обучающихся и их родителей на программы по вокальному искусству.
Категория учащихся
В группы первого года обучения принимаются все желающие.
Набор осуществляется на основании результатов входной диагностики музыкальных и певческих способностей (прослушивание) и предварительного индивидуального собеседования с целью ознакомления с интересами и потребностями детей, выявления мотивов их выбора и характера заинтересованности в занятиях. Учебные группы могут формироваться не только по возрастному принципу, но и по уровню развития музыкальных способностей и певческих навыков. Дети, опережающие своих сверстников в музыкальном развитии, могут быть переведены в другую возрастную группу.
Форма обучения –очная.
При возникновении необходимости возможна реализация программы в дистанционной форме, с применением электронного обучения и использованием дистанционных образовательных технологий.
Объем и срок реализации программы
Общее количество часов, запланированных на весь период обучения: 432 часа.
Количество часов на Стартовом уровне программы – 216 часов.
Количество часов на Базовом уровне программы – 216 часов.
Продолжительность программы 2 года.
Режим занятий. Занятия проходят 2 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность академического часа 45 минут 10 минут перемена.
Максимальная наполняемость групп на Стартовом уровне –15 человек, на Базовом уровне –15 человек.
Цель программы -развитие и реализация творческого потенциала и музыкальных способностей детей через искусство пения.
Задачи Программы
Обучающие:
· создать условия для развития у детей творческих способностей: пение,
движение, пластика;
· расширить знания, умения и навыки певческого искусства через вокальные тренинги, упражнения на формирование певческого дыхания, на работу в группе, ансамбле, хоре;
· научить правильно интонировать мелодию и работать с микрофоном.
Развивающие:
· развивать творческое воображение, интерес к вокальной деятельности;
· развивать музыкальные способности детей (музыкальный слух, музыкальная импровизация, певческое дыхание).
Воспитательные:
· воспитывать любовь к творчеству;
· создавать условия для формирования творческой активности;
· воспитывать целеустремленность и работоспособность.
Содержание программы
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации (контроля) по разделам |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Введение |
6 |
6 |
- |
Входная диагностика |
2. |
Раздел 1 Вокальная работа и работа с микрофоном |
63 |
23 |
40 |
Практическая работа. Наблюдение. |
3. |
Раздел 2 Теория музыки |
30 |
10 |
20 |
Практическая работа. |
4. |
Раздел 3 Групповые занятия |
67 |
- |
67 |
Практическая работа. Наблюдение. |
5. |
Раздел 4 Работа над сценическим образом |
40 |
- |
40 |
Практическая работа. Наблюдение. |
6. |
Раздел 5 Концертная деятельность |
8 |
- |
8 |
Творческая работа. |
8. |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
Диагностика |
|
Итого |
Общее кол-во часов в год 216 |
Общее кол-во часов 39, отведенных на теоретические занятия |
Общее кол-во часов 177, отведенных на практические занятия |
Отчётный концерт: прослушивание, наблюдение. Промежуточная аттестация. Итоговая диагностика. |
Учебный план 1-го года обучения
Одна из ценностей дополнительного образования детей - возможность на практике применить полученные знания и навыки. Поэтому при проектировании образовательной деятельности возможно запланировать эффективное сочетание теории и практики. Деление на теоретические и практические часы весьма условное, помогающее педагогу проявить практическую деятельность обучающихся.
Содержание учебного плана1-го года обучения
Введение.
Теоретическая часть. Знакомство с обучающимися. Ознакомление с программой. Инструктаж по технике безопасности.Проверка голосовых данных у детей, ознакомление с основами вокального искусства, строение голосового аппарата.
Раздел 1. Вокальная работа и работа с микрофоном
1.1. Постановка корпуса
Теория: певческая установка и Звукоизвлечение.
Практика: положение корпуса тела, рук, ног, головы во время пения.
1.2. Дыхательная гимнастика
Теория: основы певческого дыхания, дыхание на счет, выработка
равномерного дыхания и умения постепенно его распределить на
музыкальную фразу. Типы дыхания.
Практика: упражнения «Свечка», «Маятник».
1.3. Работа над интонацией, формирование качества звука
Теория: формирование вокального звука.
Практика: пение песен-упражнений из 2-х – 3-х соседних звуков с
постепенным расширением диапазона и усложнением; пение гамм вверх и
вниз, тоническое трезвучие; несложных песен с текстом («Лесенка», «Шалунишка», «Карапуз», «Про ежа и про ужа», «Грустная история» и др.); работа над интонацией.
1.4. Работа над развитием артикуляционного аппарата
Теория: понятие дикции, артикуляция при пении.
Практика: проговаривание скороговорок, ритмослогов. Пение упражнений
«Часики», «Ехал Грека через реку».
1.5. Итоговое занятие
Теория: динамические оттенки.
Практика: пение музыкальных фраз, упражнений.
Раздел 2. Теория музыки
2.1. Теория: Знакомство с клавиатурой, регистрами, октавами.
Практика: Показывать расположение регистров, октав на клавиатуре.
2.2. Теория: Нотный стан. Скрипичный ключ. Ноты. Первая октава.
Практика: Запись скрипичного ключа, нот первой октавы. Работа с нотами первой октавы.
2.3. Теория: Четвертная длительность, восьмая длительность.
Практика: Запись нот первой октавы четвертными и восьмыми длительностями.
2.4. Теория: Мажор и минор.
Практика: Играть на фортепиано мажорную и минорную гаммы.
2.5. Теория: Сильная и слабая доли.
Практика: Работа с ритмическими рисунками.
2.6. Теория: Музыкальные размеры 2/4, 3,4
Практика: Умение группировать длительности в размерах 2/4, 3/4.
Раздел 3. Групповые занятия
3.1. Теория: Мини-беседы для детей о вокальном искусстве: «Анатомия и физиология речевого аппарата», «Поговорим о дыхании», «Певческий голос», «Певческая установка» «Сочини «Музыкальный ребус» и др. 22
3.2. Практика: исполнение простых одноголосых песен под фонограмму и фортепиано.
3.3. Практика: брать дыхание одновременно и в характере произведения.
3.4. Практика: пение канонов («Жучка», «Зимою», «Польская песня», «Украинская песня» и др.).
3.5. Практика: исполнять песни с простыми движениями.
3.6. Итоговое занятие: контрольное исполнение выученных песен.
Раздел 4.Работа над сценическим образом
4.1. Практика: знакомство со сценой: психофизический тренинг.
4.2. Практика: ориентирование в сценическом пространстве, общее развитие мышечно-двигательного аппарата (упражнение «Стирка», «Пальма»).
4.3. Практика: постановка корпуса (правильная осанка), головы (упражнение «Как правильно стоять»).
4.4. Практика: жесты вокалиста (движения рук, кистей, глаз, тела).
4.5. Практика: элементы ритмики, тренировка скорости, темпа и контрастности движений.
4.6. Итоговое занятие: закрепление полученных знаний, умений, навыков в концертной деятельности.
Раздел 5. Концертная деятельность
5.1.Участие в Международных и Всероссийских дистанционных конкурсах, и фестивалях.
5.2. Участие в Районных смотрах песни и вокального мастерства.
5.3. Участие в муниципальных концертах, фестивалях, конкурсах.
Итоговое занятие.
Практика: Игра – инсценировка «Дорога к доброму замку музыки».
Практика: Игра – викторина «Как музыка влияет на здоровье человека?»
Учебный план 2-го года обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации (контроля) по разделам |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Введение |
6 |
6 |
- |
Входная диагностика |
2. |
Раздел 1 Вокальная работа и работа с микрофоном |
63 |
23 |
40 |
Практическая работа. Наблюдение. |
3. |
Раздел 2 Теория музыки |
30 |
10 |
20 |
Практическая работа. |
4. |
Раздел 3 Групповые занятия |
67 |
- |
67 |
Практическая работа. Наблюдение. |
5. |
Раздел 4 Работа над сценическим образом |
40 |
- |
40 |
Практическая работа. Наблюдение. |
6. |
Раздел 5 Концертная деятельность |
8 |
- |
8 |
Творческая работа. |
8. |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
Диагностика |
|
Итого |
Общее кол-во часов в год 216 |
Общее кол-во часов 39, отведенных на теоретические занятия |
Общее кол-во часов 177, отведенных на практические занятия |
Отчётный концерт: прослушивание, наблюдение. Промежуточная аттестация. Итоговая диагностика. |
Содержание учебного плана 2-го года обучения
Введение
Теория: правила техники безопасности, составление расписания, знакомство с музыкальными материалами.
Раздел 1. Вокальная работа и работа с микрофоном
1.1. Выработка звонкого, не форсированного звучания.
Теория: Глубокое дыхание. Ощущение опоры звука во фразе, в песне в
целом.
Практика: Пение гамм мажорных и минорных тональностей, интервалов от
заданных звуков (кварта, квинта, октава) углубление навыков подвижности и
гибкости. Пение скачков на интервалы, арпеджио («Нехочуха», «Сластена»,
«Скоро Новый год!», «Растяпа» и др.).
1.2. Пение на forte и piano. Фразировка.
Теория: закрепление динамических оттенков.
Практика: пение на forte и piano, с постепенным усилением звука
(крещендо), с постепенным ослаблением звука (диминуэндо).
1.3. Дыхательная гимнастика.
Теория: закрепление теоретического материала, вдох и выдох в движении.
Дыхание на увеличенный счет и в движении.
Практика: закрепление навыков певческого дыхания: упражнение для
подвижности губ «Писать цифры», для языка «Выброс лопаткой»,
«Лодочка», для дыхания «Задуть свечу».
1.4. Правильная артикуляция, дикция.
Теория: работа над артикуляцией.
Практика: правильное, четкое произношение согласных в конце фраз,
твердое произношение согласного звука «Р», проговаривание скороговорок и
ритмослогов («Про сороку и рака», «Пусть ворона мокнет», «Про журавля» и
др.)
1.5. Итоговое занятие: Отчетный концерт.
Работа с микрофоном
1.6. Теория: продолжение знакомства с микрофоном, его техническими
характеристиками.
Практика: закрепление полученных знаний на практике.
1.7. Теория: знакомство с беспроводным микрофоном, его отличие от
проводного.
Практика: закрепление полученных знаний на практике.
1.8. Теория: техника безопасности пользования микрофоном.
Практика: закрепление полученных знаний на практике.
1.9. Теория: продолжение изучения изменения звучания через усилитель.
Практика: закрепление полученных знаний на практике.
1.10. Итоговое занятие: применение полученных знаний, умений, навыков в
концертной деятельности.
Раздел 2. Теория музыки
2.1. Теория: повторение пройденного материала.
Практика: работа в тональности До мажор, ступеневые дорожки.
2.2. Теория: большая и малая секунды.
Практика: построение больших и малых секунд на клавиатуре.
2.3. Теория: главные ступени в тональности, трезвучия.
Практика: построение трезвучий на главных ступенях в тональности До
мажор.
2.4. Теория: интервалы (б2, м2, б3, м3)
Практика: построение интервалов от заданных звуков вверх и вниз на
клавиатуре.
2.5. Теория: знаки альтерации (диез, бемоль, бекар), знаки при ключе.
Практика: работа на клавиатуре по нахождению нот со знаками альтерации.
2.6. Теория: малая октава, басовый ключ.
Практика: нахождение на клавиатуре звуков малой октавы.
Раздел 3. Групповые занятия
3.1. Теория: Мини беседы для детей о вокальном искусстве:
«Слух – регулятор голоса»,
«Мелодия»,
«Вокальная музыка»,
Сочини «Музыкальный кроссворд» и др.
3.2. Практика: пробное сольное пение.
3.3. Практика: пение интервалов на два голоса, элементы двухголосия в
песне.
3.4. Практика: пение канонов («Вьюга», «Утро», «Колокольчик», «Я
большой!», «Волга – матушка»).
3.5. Практика: пение с дирижерским жестом.
3.6. Практика: исполнять песни с более сложными танцевальными
движениями.
3.7. Итоговое занятие: контрольное исполнение выученных песен.
Раздел 4. Работа над сценическим образом
4.1. Практика: совершенствование пространственного ориентирования
обучающихся на сцене.
4.2. Практика: совершенствование двигательной моторики обучающихся
через игровую деятельность («Бусинки», «Зернышко» и т.д.).
4.3. Практика: постановка корпуса, головы, а также классическое положение
рук и ног (умение стоять на каблуках).
4.4. Практика: соответствие жестов и движений тексту песни и музыки.
4.5. Практика: развитие навыков вокально-двигательной ориентации.
4.6. Практика: скульптура тела в движении и статике.
4.7. Итоговое занятие: применение полученных знаний, умений, навыков в
концертной деятельности.
Раздел 5. Концертная деятельность
5.1. Участие в Международных и Всероссийских дистанционных конкурсах, и фестивалях.
5.2. Участие в Районных смотрах песни и вокального мастерства.
5.3. Участие в муниципальных концертах, фестивалях, конкурсах.
Итоговое занятие.
Практика: Импровизированное инсценирование стихотворения
«Мойдодыр» в виде мюзикла.
Практика: беседа о том, как сберечь свой голос от болезни.
После первого года обучения дети будут иметь представление о: сольном и ансамблевом пении; чистоте интонации звучания; певческом дыхании и его отличии от обычного дыхания. Иметь понятие о: голосовом аппарате; четкой дикции и артикуляции.
Обучающиеся выучат к концу года от 3 до 5 песен в сольном и групповом исполнении.
Обучающиеся будут уметь: петь короткие фразы на одном дыхании в начале года и более длинные к концу года; выполнять вокальные упражнения для развития певческого голоса; учиться беречь свой голос от перегрузок.
После первого года обучения дети: будут передавать в простых танцевальных движениях особенности ритма и характер музыкального произведения; будут уметь ориентироваться в пространстве класса и относительно друг друга (осуществлять перестроения); освоят постановку корпуса, рук и ног.
После второго года обучения дети будут уметь: выполнять более сложные сценические движения с одновременной работой с микрофоном.
Дети будут уметь работать в тональности До мажор; строит интервалы и трезвучия в тональностях и на клавиатуре; применять полученные знания и умения на практике и в быту.
Дети будут иметь представление:о том, что такое опора звука; о значении поэтического текста в речи и пении.
Обучающиеся усвоят: как без зажима открывать рот; брать дыхание и распределять его; петь более длинные фразы на одном дыхании;
петь соло и в ансамбле беречь голос.
Обучающиеся выучат за второй год обучения от 5 до 7 произведений в
сольном и групповом исполнении.
Обучающиеся будут уметь исполнять комбинации из шагов в разных ритмических рисунках;правильно сочетать движения рук и ног во время исполнениямузыкального номера;ориентироваться в пространстве музыкального зала.
Результаты воспитывающей деятельности.
Учащиеся будут
Понимать, как формируется творческая активность;
Уметь целеустремленно работать.
Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в повседневной жизни.
Результаты развивающей деятельности.
Учащиеся будут различать мелодию фальшивая она или нет;
Будут красиво петь;
Будут уметь различать лады, будут иметь чувства ритма;
Будут развиты творческие способности,выявлен потенциал для дальнейшего развития своего голоса.
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование кабинета
Ученические столы двухместные с комплектом стульев;
стол учительский;
Планшет и колонки;
Доска на стене;
Фортепиано.
Аудиозаписи:
1-й год обучения
«Со вьюном я хожу» (р.н.п.) обр. Г. Попатенко. (а капелла)
Ю. Чичков. Утро школьное, здравствуй!
Д. Тухманов. Родина моя.
А. Ермолов. Осенний джаз.
В. Зубков «Бабушка и внучек»
А. Ермолов «Праздник»
А. Варламов «Серебристые снежинки»
А. Ермолов «Новый день»
О. Полякова «Журавли»
К. Певзнер «Оранжевая песенка»
В. Варламов «Весѐлая мышка»
В. Цветков «Планета детства»
и др.
2-й год обучения
Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»
Я. Френкель. Журавли.
В. Осошник «Дорога к солнцу»
Я. Дубравин «Песня о земной красоте»
В. Раинчик «Музыка для всех»
Д. Тухманов «Песня о сапожнике»
В. Ударцев «Дети земли»
Ж. Колмогорова «Полѐт»
Ж. Колмогорова «Святая Россия»
Ю. Юнкеров «Полярная звезда»
А. Варламов «Вальс Победы»
А. Варламов «Рождество»
А. Варламов «Подари улыбку миру»
Л. Кудрявцев «Расскажите»
Б. Баккара «Грустные капельки дождя»
А. Ермолов «Восходит солнце»
М. Минков «Старый рояль»
М. Минков «Эти летние дожди »
Т. Пархоменко «Я взрослая»
фонотека песен различной тематики
профессиональные фонограммы;
демонстрационные студийные записи песен.
Видеоматериалы:
запись конкурсных выступлений воспитанников;
видеоматериалы «мастер-классов».
Информационное обеспечение:
1. Бархатова И. Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста / И. Б. Бархатова. – М:. Учебное пособие.1 изд. Издательство «Лань», Москва, 2015. – 64 с.
2. Варламов А. Е. Полная школа пения / А. Е. Варламов. – М:. Учебное пособие. 4 изд. Издательство «Планета музыки», Санкт – Петербург, 2012.–120 с.
3. Гонтареяко Н. Б. Сольное пение / Н. Б. Гонтареяко. – М:. 1 изд. - Ростов на Дону: Феникс, Москва, 2006. – 155 с.
4. Фролова Ю. В. Сольфеджио 1 класс / Ю. В. Фролова. – М:. Издание 11-е. Ростов на Дону, «Феникс», 2008.-109 с.
5. Фролова Ю. В. Сольфеджио 2 класс / Ю. В. Фролова. – М:. Издание 7-е. Ростов на Дону, «Феникс», 2006.-104 с.
Для детей и родителей
1. Левин Р. Хочу все знать о музыке / Р. Левин. – М:. Издательский дом «Аванта», Москва, 2018. – 96 с.
2. Сергиевская Е. Музыка, секреты и секретики / Е. Сергиевская. – М:. Издательство «Арт – Волхонка», Москва, 2018. – 64 с.
3. Фишу Б. Музыка без тайн / Б. Фишу, Н. Лафит. – М:. Издательство «Питер», Россия, 2020. – 72 с.
Интернет-ресурсы
1. Бесплатный каталог нот песен, фортепианных пьес и др. Режим доступа:
http://notomania.ru
2. Коллекция детских песен. ‒ Режим доступа:
https://deti-online.com/pesni/
3. Минусовки песен ‒ в любой тональности. ‒ Режим доступа:
https://x-minus.me/
4. Сборник детских песен. ‒ Режим доступа:
https://allforchildren-ru.turbopages.org/s/allforchildren.ru/songs/
5. События в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства. ‒ Режим доступа:
http://www.muzklondike.ru
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, имеющий музыкальное образование.
Формы аттестации (контроля): входная диагностика, текущий контроль, промежуточная аттестация.
Входная диагностика. Проводится с целью определения начального уровня сформированности планируемых результатов образования, предусмотренных программой. Результатом проведения входной диагностики является определение уровня, на котором учащийся будет осваивать программу (стартовый, базовый уровень).
1. Оценка образовательных (предметных) планируемых результатов.
Форма проведения: практическое творческое задание
Критерии оценивания: вокальная работа и работа с микрофоном, теория музыки, групповые занятия, работа над сценическим образом, концертная деятельность.(Приложение 2)
2. Входная диагностика и промежуточная аттестация предусматривает оценку творческой активности, достижений, целеустремленности, нравственности обучающегося.(Приложение 3)
Текущий контроль по итогам освоения тем, разделов Программы
Проводится с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов ДООП и индивидуализации форм и методов в дальнейшей организации образовательного процесса в зависимости от уровня освоения обучающимся программного материала.
Основной формой текущего контроля является – концертная деятельность детей, наблюдение активности обучаемого.
Критерии оценивания: вокальная работа и работа с микрофоном, теория музыки, групповые занятия, работа над сценическим образом, концертная деятельность.(Приложение 2)
Промежуточная аттестация
Целью промежуточной аттестации в МБУДО «ДЮЦ» является выявление уровня освоения планируемых результатов стартового, базового уровней ДООП.
Стартовый и базовый уровень
Форма проведения: концертная деятельность детей, наблюдение активности обучаемого.
Критерии оценивания: вокальная работа и работа с микрофоном, теория музыки, групповые занятия, работа над сценическим образом, концертная деятельность.(Приложение 2)
Промежуточная аттестация предусматривает оценку творческой активности, целеустремленности, нравственности обучающегося.(Приложение 3)
Качество освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы студии вокала «Звонкие голоса» конкретным обучающимся определяется по следующим показателям
Высокий уровень - Обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Практическое творческое задание выполнено на высоком уровне.
Средний уровень - Обучающийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Практическое творческое задание выполнено на среднем уровне.
Низкий уровень - Обучающийся демонстрирует низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Практическое творческое задание выполнено на низком уровне.
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации фиксируются в Мониторинговой карте объединения (см. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУДО «ДЮЦ»)
Методические материалы
Педагогические технологии
1. Разноуровневое обучение
2. Коллективная система обучения
3. Здоровьесберегающая технология
4. Технология дистанционного обучения
5. Лекционно – практическая система обучения
Формы организации образовательного процесса
1. Традиционный урок
2. Консультации
3. Семинары
4. Практикумы
5. Практические занятия
6. Творческие и репродуктивные домашние задание
7. Индивидуальная, групповая, коллективная форма организации познавательной деятельности.
Алгоритм учебного занятия
1этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
II этan - проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего
задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового
содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.
IV этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1 Усвоение новых знаний и способов действии.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция.
Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с
объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3.Закрепление знаний.
Применяют тренировочныеупражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
V этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить
перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
VI этап - рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться
работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,
содержание и полезность учебной работы.
VIIэтап: информационный.
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Дидактические материалы
1. Наглядное пособие (ноты, таблицы, картинки и т.д.)
2. Персональный компьютер с аудио файлами
3. Рабочие тетради
4. Профессиональныеминусовки для песен.
Список литературы
1. Бархатова И. Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста / И. Б. Бархатова. – М:. Учебное пособие.1 изд. Издательство «Лань», Москва, 2015. – 64 с.
2. Варламов А. Е. Полная школа пения / А. Е. Варламов. – М:. Учебное пособие. 4 изд. Издательство «Планета музыки», Санкт – Петербург, 2012.–120 с.
3. Гонтареяко Н. Б. Сольное пение / Н. Б. Гонтареяко. – М:. 1 изд. - Ростов на Дону: Феникс, Москва, 2006. – 155 с.
4. Фролова Ю. В. Сольфеджио 1 класс / Ю. В. Фролова. – М:. Издание 11-е. Ростов на Дону, «Феникс», 2008.-109 с.
5. Фролова Ю. В. Сольфеджио 2 класс / Ю. В. Фролова. – М:. Издание 7-е. Ростов на Дону, «Феникс», 2006.-104 с.
Для детей и родителей
1. Левин Р. Хочу все знать о музыке / Р. Левин. – М:. Издательский дом «Аванта», Москва, 2018. – 96 с.
2. Сергиевская Е. Музыка, секреты и секретики / Е. Сергиевская. – М:. Издательство «Арт – Волхонка», Москва, 2018. – 64 с.
3. Фишу Б. Музыка без тайн / Б. Фишу, Н. Лафит. – М:. Издательство «Питер», Россия, 2020. – 72 с.
Интернет-ресурсы
1. Бесплатный каталог нот песен, фортепианных пьес и др. Режим доступа:
http://notomania.ru
6. Коллекция детских песен. ‒ Режим доступа:
https://deti-online.com/pesni/
7. Минусовки песен ‒ в любой тональности. ‒ Режим доступа:
https://x-minus.me/
8. Сборник детских песен. ‒ Режим доступа:
https://allforchildren-ru.turbopages.org/s/allforchildren.ru/songs/
9. События в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства. ‒ Режим доступа:
http://www.muzklondike.ru
Приложение 1
Календарный учебный график
Раздел |
Месяц |
Номер занятия |
Тема занятий |
Форма занятия |
Форма контроля |
Кол-во часов |
Введение |
|
1 |
Знакомство |
Беседа
|
Наблюдение. Творческая работа. |
6 |
Раздел 1 |
|
|
|
|
|
|
Вокальная работа и работа с микрофоном |
|
2 |
Знакомство с голосовым аппаратом |
Беседа
|
Творческая работа |
6 |
|
|
3 |
Диагностика. Прослушивание детских голосов. |
практика |
Практическая работа. Диагностика |
6 |
|
|
4 |
Знакомство со строением голосового аппарата. |
лекция+ практика |
Практическая работа. Творческая работа |
11 |
|
|
5 |
Работа над техникой дыхания. Учимся петь на опоре. |
практика |
Практическая работа. |
6 |
|
|
6 |
Вокально-хоровые упражнения дикцию, артикуляцию. |
Практика Конкурсы
|
Практическая работа. Наблюдение Творческая работа |
6 |
|
|
7 |
Работа над музыкальным произведением. |
Лекция Подготовка к концерту, практика |
Практическая работа. |
11 |
|
|
8 |
Использование элементов ритмики, в исполнении песен. |
Лекция+ практика |
Практическая работа. Наблюдение Творческая работа |
11 |
|
|
9 |
Работа с микрофоном. |
практика |
Практическая работа. |
6 |
Раздел 2 |
|
|
|
|
|
|
Теория музыки |
|
10 |
Работа над чистым интонированием в одноголосном исполнении. |
практика |
Практическая работа. |
12 |
|
|
11 |
Певческая позиция. |
Лекция |
Наблюдение |
8 |
|
|
12 |
Работа над новым музыкальным материалом |
Беседа+ практика |
Практическая работа. Наблюдение Творческая работа |
10 |
Раздел 3 |
|
|
|
|
|
|
Групповое занятие |
|
13 |
Работа с микрофоном. |
практика |
Практическая работа. Наблюдение |
6 |
|
|
14 |
Работа над песнями (характер произведения) |
Практика
|
Практическая работа. Наблюдение |
6 |
|
|
15 |
Развитие музыкальной памяти |
практика |
Практическая работа. Наблюдение |
5 |
|
|
16 |
Работа над чистым интонированием. |
практика |
Практическая работа. Наблюдение |
6 |
|
|
17 |
Работа над мелодическим слухом. |
Практика
|
Практическая работа. Наблюдение |
6 |
|
|
18 |
Пение acappella (акапелла). |
подготовка к концертупрактика |
Практическая работа. Наблюдение |
5 |
|
|
19 |
Ритмический рисунок. |
Лекция |
Творческая работа. |
6 |
|
|
20 |
Отработка полученных вокальных навыков. |
Практика Мастер - класс |
Практическая работа. Наблюдение. |
6 |
|
|
21 |
Вокально-хоровые упражнения (на расширение диапазона |
практика |
Практическая работа. Наблюдение |
5 |
|
|
22 |
Работа над звуковедением (legato, nonstaccato). |
практика |
Практическая работа. Наблюдение. |
5 |
|
|
23 |
Выявление индивидуальных красок голоса. |
практика |
Практическая работа. Наблюдение. |
5 |
|
|
24 |
Вокально-хоровая работа – пение закрытымзвуком. |
практика |
Практическая работа. Наблюдение. Диагностика. |
6 |
Раздел 4 |
|
|
|
|
|
|
Работа над сценическим образом |
|
25 |
Работа над художественным образом песни. |
практика |
Практическая работа. Наблюдение |
8 |
|
|
26 |
Вокализ в музыкальном произведении. |
Практика
|
Практическая работа. Наблюдение |
8 |
|
|
27 |
Работа над певческим дыханием. |
практика |
Практическая работа. Наблюдение |
8 |
|
|
28 |
Упражнения для раскрепощения голосового аппарата |
практика |
Практическая работа. Наблюдение
|
8 |
|
|
29 |
Работа над фразировкой и звуковедением. |
лекция |
Практическая работа.
|
8 |
Раздел 5 |
|
|
|
|
|
|
Концертная деятельность |
|
30 |
Отрабатывание музыкального материала на концерты |
практика |
Наблюдение Творческая работа |
1 |
|
|
31 |
Развитие артистических способностей детей. |
практика |
Наблюдение Творческая работа |
1 |
|
|
32 |
Работа над художественным исполнением произведений. |
практика |
Практическая работа. Наблюдение Творческая работа |
1 |
|
|
33 |
Сценическая культура. |
лекция |
Творческая работа |
1 |
|
|
34 |
Работа с фонограммой. |
практика |
Практическая работа. |
1 |
|
|
35 |
Работа над строем в ансамбле. |
Подготовка к конкурсу |
Практическая работа |
1 |
|
|
36 |
Движение под музыку. |
практика |
Практическая работа.
|
1 |
|
|
37 |
Работа над художественным исполнением произведений. |
Открытый урок |
Практическая работа. Диагностика |
1 |
Итоговое занятие |
|
|
Игра – инсценировка Игра – викторина |
практика |
Практическая работа. |
2 |
Итого |
|
|
|
|
|
216 часов |
Раздел |
Месяц |
Номер занятия |
Тема занятий |
Форма занятия |
Форма контроля |
Кол-во часов |
Введение |
|
1 |
Знакомство |
Беседа
|
Наблюдение. Творческая работа. |
6 |
Раздел 1 |
|
|
|
|
|
|
Вокальная работа и работа с микрофоном |
|
2 |
Знакомство с голосовым аппаратом. |
Беседа
|
Творческая работа |
6 |
|
|
3 |
Диагностика. Прослушивание детских голосов. |
практика |
Практическая работа. Диагностика |
6 |
|
|
4 |
Знакомство со строением голосового аппарата. |
лекция+ практика |
Практическая работа. Творческая работа |
11 |
|
|
5 |
Работа над техникой дыхания. Учимся петь на опоре. |
практика |
Практическая работа. |
6 |
|
|
6 |
Вокально-хоровые упражнения дикцию, артикуляцию. |
Практика Конкурсы
|
Практическая работа. Наблюдение Творческая работа |
6 |
|
|
7 |
Работа над музыкальным произведением. |
Лекция Подготовка к концерту |
Практическая работа. |
11 |
|
|
8 |
Использование элементов ритмики, в исполнении песен. |
Лекция+ практика |
Практическая работа. Наблюдение Творческая работа |
11 |
|
|
9 |
Работа с микрофоном. |
практика |
Практическая работа. |
6 |
Раздел 2 |
|
|
|
|
|
|
Теория музыки |
|
10 |
Работа над чистым интонированием в одноголосном исполнении. |
практика |
Практическая работа. |
12 |
|
|
11 |
Певческая позиция. |
Лекция |
Наблюдение |
8 |
|
|
12 |
Работа над новым музыкальным материалом |
Беседа+ практика |
Практическая работа. Наблюдение Творческая работа |
10 |
Раздел 3 |
|
|
|
|
|
|
Групповое занятие |
|
13 |
Работа с микрофоном. |
практика |
Практическая работа. Наблюдение |
6 |
|
|
14 |
Работа над песнями (характер произведения) |
Практика
|
Практическая работа. Наблюдение |
6 |
|
|
15 |
Развитие музыкальной памяти |
практика |
Практическая работа. Наблюдение |
5 |
|
|
16 |
Работа над чистым интонированием. |
практика |
Практическая работа. Наблюдение |
6 |
|
|
17 |
Работа над мелодическим слухом. |
Практика
|
Практическая работа. Наблюдение |
6 |
|
|
18 |
Пение acappella |
подготовка к концерту практика |
Практическая работа. Наблюдение |
5 |
|
|
19 |
Ритмический рисунок. |
Лекция |
Творческая работа. |
6 |
|
|
20 |
Отработка полученных вокальных навыков. |
Практика Мастер - класс |
Практическая работа. Наблюдение. |
6 |
|
|
21 |
Вокально-хоровые упражнения (на расширение диапазона |
практика |
Практическая работа. Наблюдение |
5 |
|
|
22 |
Работа над звуковедением (legato, nonstaccato). |
практика |
Практическая работа. Наблюдение. |
5 |
|
|
23 |
Выявление индивидуальных красок голоса. |
практика |
Практическая работа. Наблюдение. |
5 |
|
|
24 |
Вокально-хоровая работа – пение закрытым звуком. |
практика |
Практическая работа. Наблюдение. Диагностика. |
6 |
Раздел 4 |
|
|
|
|
|
|
Работа над сценическим образом |
|
25 |
Работа над художественным образом песни. |
практика |
Практическая работа. Наблюдение |
8 |
|
|
26 |
Вокализ в музыкальном произведении. |
Практика
|
Практическая работа. Наблюдение |
8 |
|
|
27 |
Работа над певческим дыханием. |
практика |
Практическая работа. Наблюдение |
8 |
|
|
28 |
Упражнения для раскрепощения голосового аппарата |
практика |
Практическая работа. Наблюдение
|
8 |
|
|
29 |
Работа над фразировкой и звуковедением. |
лекция |
Практическая работа.
|
8 |
Раздел 5 |
|
|
|
|
|
|
Концертная деятельность |
|
30 |
Отрабатывание музыкального материала на концерты |
практика |
Наблюдение Творческая работа |
1 |
|
|
31 |
Развитие артистических способностей детей. |
практика |
Наблюдение Творческая работа |
1 |
|
|
32 |
Работа над художественным исполнением произведений. |
практика |
Практическая работа. Наблюдение Творческая работа |
1 |
|
|
33 |
Сценическая культура. |
лекция |
Творческая работа |
1 |
|
|
34 |
Работа с фонограммой. |
практика |
Практическая работа. |
1 |
|
|
35 |
Работа над строем в ансамбле. |
Подготовка к конкурсу |
Практическая работа |
1 |
|
|
36 |
Движение под музыку. |
практика |
Практическая работа.
|
1 |
|
|
37 |
Работа над художественным исполнением произведений. |
Открытый урок |
Практическая работа. Диагностика |
1 |
Итоговое занятие |
|
|
Игра – инсценировка Игра – викторина |
практика |
Практическая работа. |
2 |
Итого |
|
|
|
|
|
216 часов |
Критерии оценивания готового продукта творческой деятельности
1. Вокальная работа и работа с микрофоном:
Выработка звонкого, не форсированного звучания;
Пение на forte и piano. Фразировка;
Дыхательная гимнастика;
Правильная артикуляция, дикция.
- самостоятельное выполнение работ; (8-10 б.);
- выполнение работ с помощью педагога (5-7 б.);
- не может выполнить задание (1-4 б.).
2. Теория музыки:
Работа в тональности До мажор, ступеневые дорожки;
Построение больших и малых секунд на клавиатуре;
Построение трезвучий на главных ступенях в тональности До
Мажор;
Построение интервалов от заданных звуков вверх и вниз на
Клавиатуре;
Работа на клавиатуре по нахождению нот со знаками альтерации;
Нахождение на клавиатуре звуков малой октавы.
- самостоятельное выполнение работ; (8-10 б.);
- выполнение работ с помощью педагога (5-7 б.);
- не может выполнить задание (1-4 б.).
3. Групповые занятия:
Сольное пение;
Пение интервалов на два голоса, элементы двухголосияв
Песне;
Пение канонов;
Пение с дирижерским жестом;
Исполнение песни с более сложными танцевальными
движениями.
- самостоятельное выполнение работ; (8-10 б.);
- выполнение работ с помощью педагога (5-7 б.);
- не может выполнить задание (1-4 б.).
4. Работа над сценическим образом:
Пространственное ориентирования обучающихся на сцене;
Пластика;
Постановка корпуса, головы, а также классическое положение
рук и ног;
Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки;
Навыки вокально-двигательной ориентации.
- самостоятельное выполнение работ; (8-10 б.);
- выполнение работ с помощью педагога (5-7 б.);
- не может выполнить задание (1-4 б.).
5. Концертная деятельность:
- поведение на сцене; (1-10 б.);
- правильное звукоизвлечение (1-10 б.);
- чистота звучания песни (1-10 б.).
Результаты полученных баллов суммируются и заносятся в таблицу.
Итоговая сумма баллов определяет уровень творческих способностей.
Высокий уровень – 40 – 50 баллов
Средний уровень – 30 – 39 баллов
Низкий уровень - 5 - 29 баллов.
Приложение 3
Оценка творческой активности, достижений, целеустремленности, нравственности обучающегося
Критерий |
Начальный (низкий) уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Форма проведения/ метод оценивания |
Творческая активность |
Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Способен решить проблемы с помощью педагога. |
Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но не может оценить их и выполнить.
|
Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей. |
Беседа, наблюдение |
Достижения |
Активное участие в делах объединения, детско-юношеского центра |
Значительные результаты на муниципальном уровне. |
Значительные результаты на региональном, федеральном, международном уровне. |
Портфолио |
Целеустремленность |
Не считает нужным ставить перед собой конкретные цели, полагается на рекомендации взрослых и товарищей. Четко не представляет, кем и каким хочет стать. |
Может поставить перед собой цель, но не всегда добивается ее осуществления. Осознает, кем и каким хочет стать, но упорства не проявляет. |
Умеет ставить перед собой цель и добиваться ее осуществления, осознает, кем и каким хочет стать. Стремиться глубоко изучить предмет или будущую профессию |
Наблюдение |
Гуманность, нравственность |
Нравственен при благоприятных условиях и требованиях извне. Помогает окружающим и товарищам по поручению учителя или коллектива |
В основном действует в соответствии с общественными нормами. Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых делах, но не пресекает грубость других |
Руководствуется общественными нормами морали. Пресекает грубость, недобрые отношения к людям, заботиться об окружающих проявляет человечность, сопереживает, сочувствует товарищам и взрослым, отзывчив, порядочен |
Методика определения уровня воспитанности М.И. Шиловой |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.