Программа профессионально-трудовое обучение "швейное дело" 8-9 класс
Оценка 4.9

Программа профессионально-трудовое обучение "швейное дело" 8-9 класс

Оценка 4.9
docx
09.02.2022
Программа профессионально-трудовое обучение "швейное дело" 8-9 класс
программа профессионально-трудовое обучение (швейное дело) 8Б -9Б класс.docx

Приложение к АООП ООО (вариант 1)

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа «Родник»

(МКОУ «Детский дом-школа «Родник»)

 

 

 


 


Принято

 

 

Педагогическим советом

Протокол №  6

От 31.05.2021г

 

 

 

 

Согласовано

 

Заместитель директора по УВР  МКОУ«Детский дом-школа «Родник»

___________Челбогашева Л.Д.

26.08.2021г

 

 

 

Утверждено

 

Директор МКОУ «Детский дом-школа «Родник»

__________М.А.Кримськая

Приказ № 79а

от 26.08.2021г

 


 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО)»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

ДЛЯ 8Б -9Б КЛАССА

 

 

          Количество часов:

8 Б класс  - 306 часов (34 учебных недели по 9 часов в неделю)

9 Б класс - 374 часа (34 учебных недели по 11 часов в неделю)

 

Всего:  680 часов

 

 

 

 

 

 

г.Таштагол, 2021г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по «Профессионально – трудовое обучение (Швейное дело)» для 8Б-9Б классов, разработана на основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22 декабря 2015 года протокол № 4/15) в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и авторской программы по учебному предмету профессионально – трудовому обучению («Швейное дело»)   В.В. Воронковой, входящей в Рабочие программы по учебным предметам образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. профессионально – трудовому обучению («Швейное дело»)   / Г.Г. Мозговая,  Г.Б. Картушина М.:Просвещение, 2006г.

Рабочая программа ориентирована на учебники:

Технология. Швейное дело. 8 класс: учеб.для общеобразоват. Организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. Программы / Г.Г. Мозговая, Г.Б.Картушина. – М.:Просвещение, 2021.-232с.

Технология. Швейное дело. 9 класс. спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VΙΙΙ вида / Г.Г. Мозговая, Г.Б.Картушина. – М.:Просвещение, 2006.-181с.

 

Адаптированная основная общеобразовательная программа  (далее АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа рассчитана на подготовку учащихся коррекционной школы VIII типа к ручному труду на швейном предприятии.

Знания, полученные ими на уроках труда, с одной стороны, повышают  общий уровень интеллекта и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач.

Многолетняя практика организации трудового обучения и воспитания школьников в коррекционных школах  показывает, что труд является важнейшим средством воспитания детей, способствует их более безболезненной адаптации в обществе в дальнейшем. 

Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  к самостоятельному  выполнению производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья.

Цель - формирование у учащихся, воспитанников необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых  умений и навыков в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.

        Задачи: 

Обучающие:

Ø  изучить виды ручных стежков, научить технологии выполнения ручных стежков.

Ø  изучить устройство машин с ручным, ножным и электрическим приводом, научить принципам работы на них;

Ø  формировать умения снимать мерки и строить чертежи изделий;

Ø  учить практическому применению имеющихся знаний и умений по пошиву швейных изделий;

Ø  расширить представления в областях материаловедения, машиноведения, технологии пошива лёгкой одежды;

Коррекционно-развивающие:

Ø  развивать познавательный интерес к пошиву изделий, корригировать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, произвольное и постпроизвольное внимание, память, мелкую моторику рук, зрительное восприятие;

Ø  активизировать речевую деятельность обучающихся;

Ø  обогащать словарный запас профессиональными терминами.

Воспитательные:

Ø  воспитывать осознанность перспектив обучения;

Ø  воспитывать у учащихся, воспитанников положительное отношение к труду;

Ø  ответственное отношение к труду и результатам труда

Межпредметные связи

           Межпредметная интеграция занятий по трудовому обучению осуществляется при помощи:

- математики (расчеты для построения, подсчет стоимости);

-  геометрии  (основы графической грамоты, построение чертежей одежды и  шаблонов для изготовления предметов бытового назначения);

- письма и развития речи (обогащение словарного запаса, развитие речи);

- естествознанием, ОБЖ, экологией (деятельность людей в природе, влияние  деятельности на состояние окружающей среды);

- изобразительного искусства (зарисовка орнаментов, выбор и перевод

рисунка для вышивки, аппликации, зарисовка моделей одежды);

- информатики (использование ПК и программных средств при изучении некоторых разделов);

- истории (история возникновения вещей,   костюма и т.д.);

- чтения и развития речи (поговорки, пословицы, произведения о труде,профессиях и людях);

Описание места предмета в учебном плане

 

Рабочая программа по профессионально – трудовому обучению (Швейное дело)   для 8Б-9Б классов, составлена в соответствиии с количеством часов, указанном в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Рабочая программа  в 8Б классе составляет 9 часов в неделю, 306 часов в год (34 недели). Рабочая программа в 9 классе составляет 11 часов в неделю, 374 часа в год (34 недели).

 

            Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 8 класса

должны знать:

строение и основные свойства хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей (из натуральных и искусственных волокон) и их применение, полную характеристику стачных швов (взаутюжку, в разутюжку, обтачных): ширину их в изделиях легкого платья, последовательность соединения основных деталей поясных и плечевых изделий.

должны уметь:

распознавать ткань, качественно выполнять все виды швов, обрабатывать срезы швов, верхние и нижние срезы поясных изделий, составлять план пошива легкой одежды, состоящей из основных деталей, выполнять мелкий ремонт одежды.

рационально организовывать рабочее место;

- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;

- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- мелкого ремонта изделий из различных материалов;

-создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;

- обеспечения безопасности труда.

Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класс

 

Должны знать:

·           правила безопасной работы с ручными инструментами и при машинных работах, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон свойство нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;

·           виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной машины к работе;

·           виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, различные материалы и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах ;

·           возможности лоскутной пластики, основные приемы и материалы, применяемые в лоскутной пластике;

·           правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов;

·           эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения оформления чертежей швейных изделий;

·           правила снятия мерок для построения чертежа и условные обозначения; понятия о композиции в одежде, виды отделки в швейных изделиях, способы моделирования плечевого изделия, правила подготовки выкройки к раскрою;

·           технологию выполнения швейных швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей.

 

Должны уметь:

·         осуществлять поиск необходимой информации в области обработки тканей;

·         определять в ткани основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;

·         включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать скорость, выполнять машинные строчки :по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки, регулировать длину стежка;

·         переводить рисунок вышивки на ткань; подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы;

·         подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладные материалы;

·         читать и строить чертежи, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою

·         выполнять на швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым  срезом и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия, ремонтировать одежду заплатками.

 

Формы контроля знаний, умений и навыков

 

Проверку результативности усвоения учебного материала предполагается осуществлять поурочно путем оценки выполнения задач, поставленных на уроке. Важно оценивать качество практической работы учащихся в сочетании со знанием теории. Комплексная оценка успешного освоения учебной программы осуществляется при выполнении учащимися творческих проектов.

Контроль знаний, умений, навыков производится в двух направлениях:

·                    пятибалльная шкала оценивания;

·                    зачетная система оценивания.

Программа предусматривает систему закрепления и проверки знаний, полученных учащимися в процессе обучения.

 

Виды контроля: текущий, устный опрос (не менее одного раза в четверти для каждого учащегося), практические задания, итоговый.

Для определения уровня учебно-творческой деятельности воспитанников, используются следующие критерии, объединяющие все компоненты художественно-образных качеств учебных и творческих работ:

·                    композиция,

·                    цветовое и колористическое решение,

·                    стилизация изображения,

·                    художественно-образная выразительность,

·                    технологическая последовательность.

·                    аккуратность,

·                    самостоятельность.

Методика контроля осуществляться по следующим параметрам качества:

·                    степень самостоятельности учащихся при выполнении учебных заданий;

·                    характер деятельности (репродуктивная, творческая);

·                    характер выполненных учебных работ и итогового продукта.

Формы оценивания:

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

·         качество изготовленного обучающимся объекта работы.

·         правильность применявшихся практических действий (анализ работы).

·         прилежание во время работы.

 

За теоретическую часть:

·         Оценка «5» ставится обучающемуся, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.

·         Оценка «4» ставится обучающемуся, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

·         Оценка «3» ставится обучающемуся, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

·         Оценка «2» ставится обучающемуся, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

·         Оценка «1» ставится обучающемуся, если не умеет ответить на поставленные вопросы.

 

За практическую работу:

·         Оценка «5» ставится обучающемуся, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

·         Оценка «4» ставится обучающемуся, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

·         Оценка «3» ставится обучающемуся, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

·         Оценка «2» ставится обучающемуся, если работа не выполнена.

·         Оценка «1» ставится обучающемуся, если он не приступал к работе.

 

Содержание программы

 8 класс

 

         Вводное занятие

 

План работы и задачи на год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской.

 

         Сведения о работе швейных машин

 

Теоретические сведения. Челночный стежок: строение, назначение, выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка. Неполадки в работе промышленной швейной машины: виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), исправление. Уход за швейной машиной.

Практические работы.  Установка лапки. Чистка и смазка швейной машины. Разборка и сборка челночного комплекта.

Умение. Чистка и смазка швейной машины. Частичная разборка челночного комплекта

 

          Волокна и ткани

 

Теоретические сведения. Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Ткани из натурального и искусственного шелка: свойства (прочность, сминаемость, гигроскопичность, воздухопроницаемость, скольжение, осыпаемость, прорубаемость), отношение к: воде, теплу, щелочам, правила утюжки. Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи. Виды синтетического волокна (капрон, лавсан, нитрон). Получение пряжи из синтетических волокон и нитей.

Умение. Распознавание шелковой  и синтетической ткани.

Лабораторная работа. Определение тканей из натурального и искусственного шелка по внешнему виду (блеску), на ощупь, по характеру горения нитей. Определение волокон капрона, лавсана, нитрона по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения.
Изучение свойств синтетического волокна (прочности, способ­ности смачиваться водой, стойкость при нагревании). Сравнение шелковой ткани с хлопчатобумажной и шерстяной.

 

            Дополнительные сведения о ткани

 

Теоретические сведения. Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания. Подготовка ткани к раскрою. Декатирование ткани и обмеловка выкройки.

Практическая работа. Составление коллекции образцов тканей с дефектами ткачества, с крупным тематическим и растительным рисунком.

 

            Сведения об одежде

 

Теоретические сведения. Понятие силуэт (в одежде). Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды выреза горловины в платье без воротника (круглый, каре, углом).

Практическая работа. Определение по журналу мод стиля, силуэта и фасона изделий.

Умение. Распознавание фасонов рукавов и воротников.

 

           Изготовление блузок. Прямая блузка без рукавов и воротника.            

                                                                               

 Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами (линия бока начинается от середины проймы).

Теоретические сведения.  Ткани для блузок. Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами. Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных срезов. Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки). Правила раскладки выкройки на ткани. Расчет расхода ткани на блузку.

Умение. Приглаживание копировальных оттисков.

Практические работы. Проверка чертежа и изготовленной выкройки. Перенесение нагрудной вытачки. Раскладка выкройки на ткань и раскрой с припуском на швы. Прокладывание копировальных стежков но контуру выкройки, по линии талии.

 

 Блузка с коротким цельнокроеным рукавом, без воротника.

 

Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами (горловина и проймы обрабатываются окантовочным швом или косой обтачкой).

Теоретические сведения.  Способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроеного рукава. Виды обработки низа блузки в зависимости от ее назначения (двойной строчкой, швом вподгибку с закрытым срезом, притачным поясом).

Практические работы. Сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов. Примерка. Устранение дефектов после примерки. Внесение изменений в выкройку. Раскрой и обработка косой обтачки. Обработка горловины, пройм или низа рукавов косой обтачкой. Обработка швом вподгибку с закрытым срезом нижнего срезаУтюжка и складывание блузки по стандарту.

 

Изготовление цельнокроеного платья на основе выкройки блузки.

 

Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами.

Теоретические сведения. Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Название деталей и контурных срезов выкройки. Детали платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии.

Упражнение. Моделирование выреза горловины в платье без воротника (выполняется в альбоме в масштабе 1 : 4.

Практические работы. Снятие мерки длины изделия. Изменение выкройки основы блузки.
Подготовка выкройки платья к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой.

 

Раскрой и пошив цельнокроеного платья на основе выкройки прямой блузки.

 

Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с цельнокроеными рукавами.

Теоретические сведения.  Виды обтачек (долевая, поперечная, косая и подкройная). Способы раскроя подкройной обтачки. Правила обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки.

Практические работы. Сметывание деталей. Примерка платья. Устранение дефектов после примерки. Обработка вытачек. Стачивание плечевых срезов. Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки. Соединение обтачки по плечевым срезам. Приметывание и обтачивание горловины платья. Обработка отлетного среза обтачки. Стачивание и обработка на краеобметочной машине боковых срезов. Обработка оборкой или швом вподгибку с закрытым срезом пройм (или низа цельнокроеного рукава) и нижнего среза. (Оборкой можно обрабатывать и горловину путем втачивания ее одновременно с обтачкой.) Утюжка и складывание изделия.

Упражнения. Изготовление образцов горловины разной формы (каре, круглый вырез, вырез углом, с застежкой посередине переда или на спинке). Обработанных подкройной обтачкой горловины.

Самостоятельная работа. Раскрой изделия с использованием готовых лекал.

 

Отделка швейных изделий.

 

Изделия. Отделка на изделии (рюш, волан, мелкая складка и защип, мережка).

Теоретические сведения. Виды отделки легкой одежды. Различия между оборками, рюшами и воланами. Правила раскроя отделочных деталей. Мережка столбиком, пучками. Применение вышивки для украшения швейного изделия. Виды вышивки (гладь). Инструменты и приспособления для вышивки. Способы перевода рисунка на ткань.

Умение. Выполнение мережки. Вышивание гладью. Перевод рисунка на ткань.

Практические работы. Раскрой рюшей, воланов. Обработка швом вподгибку вручную и на машине зигзагообразной строчкой обрезных срезов отделочных деталей. Соединение отделочных деталей с изделием: притачивание, втачивание. Настрачивание рюшей. Раскрой и застрачивание деталей изделия со складочками. Выполнение мережки. Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод рисунка на ткань. Выполнение гладьевых стежков.

 

Построение чертежа основы платья

 

Изделие. Выкройка основы платья.

Теоретические сведения. Мерки для платья, правила их снятия. Основные условные линии и ориентирные точки фигуры. Детали платья. Названия контурных срезов выкройки.

Практические работы. Изготовление чертежа основы платья.

 

Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий

 

Изделия. Выкройка короткого рукава. Выкройка воротника на стойке.

Теоретические сведения. Мерки и расчеты для построения чертежей прямого длинного рукава и воротника на стойке. Фасоны воротников. Нанесение линии низа короткого рукава. Название срезов выкройки и кроя. Высшая точка оката рукава. Виды обработки низа короткого) рукава. Обработка воротника. Кокетка: виды, соединение с деталью притачным и накладным способами, обработка нижнего) среза. Отделка

Упражнение. Изготовление образцов короткого рукава и воротника на стойке. Обработка на образце низа короткого рукава (имитация манжетов).

Изготовление образцов кокеток прямой, овальной и фигурной формы.

Практические работы. Снятие мерок и расчеты для построения чертежа втачного длинного прямого рукава. Построение чертежей рукава и воротника на стойке. Раскрой рукава с учетом направления долевой нити в надставках к рукаву. Раскрой и обработка воротника. Элементарное моделирование кокеток. Раскрой. Обработка притачных кокеток с прямым и овальным нижним срезом. Обработка накладных кокеток с прямым и овальным срезом. Утюжка деталей с кокетками.

 

     Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застежкой доверху

 

Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.

Теоретические сведения. Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником. Фасоны блузок: выбор и описание. Изменение выкройки основы платья. Нанесение линии низа блузки. Припуск на обработку застежки в середине полочки платья. Приспособления к бытовым швейным машинам: линейка для стачивания деталей и прокладывания отделочных строчек; лапки с направляющим бортиком для выполнения накладного и настрочного шва и для отделочных строчек на разные расстояния от края деталей. Связь и соответствие линий проймы и оката рукава, горловины и воротника.

Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Припуск на обработку застежки. Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом. Прокладывание копировальных строчек по контурным срезам и контрольным линиям. Сметывание, примерка, возможные исправления, стачивание деталей. Обработка низа застежки блузки. Обработка воротника. Соединение воротника с горловиной. Разметка и обработка петель. Обработка рукавов. Обработка нижнего среза рукава. Совмещение высших точек оката рукава и проймы. Распределение посадки. Прикрепление, вметывание, втачивание рукава. Утюжка, складывание по стандарту изделия.

 

Изготовление халата  в масштабе 1:4

 

Изделие. Выкройка халата с отложным воротником, притачным подбортом и длинным рукавом на манжете. Выкройка подборта. Выкройка манжеты. Выкройка отложного воротника.

Теоретические сведения. Общее представление о получении нетканых материалов. Фасоны халатов: назначение, ткани для пошива. Нетканые материалы. Особенности изготовления выкройки халата на основе платья. Виды манжет. Ворот и подборт. Подборт: виды и назначение.

Практические работы. Выбор и описание фасона. Изготовление выкройки халата, отложного воротника, подборта и манжеты. Раскладка выкройки на ткани с учетом рисунка и припусков на швы. Раскрой деталей изделия. Прокладывание копировальных стежков.

 

Ремонт одежды

 

Изделие. Заплата.

Теоретические сведения. Виды ремонта в зависимости от характера изделия ткани, формы, виды повреждения, степени износа). Наложение заплаты на легкое верхнее платье.

Практические работы. Определение способа ремонта. Подбор ткани, ниток для заплаты. Подготовка заплаты. Соединение заплаты с изделием на машине стачным или накладным швом при соблюдении одинакового направления нитей и совпадения рисунка. Использование зигзагообразной строчки и нетельных стежков для наложения заплаты в виде аппликации.

Практическое повторение

 

Повторение технических условий на выполнение ручных, машинных и влажно-тепловых работ.

 

 

9 класс

 

Вводное занятие

Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. Ответ­ственность обучения в швейном классе. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. Распределение ра­бочих мест.

 

Промышленные швейные машины

 

Теоретические сведения. Универсальная швейная машина: мо­дели (97-го класса, 1022-го класса «Текстима» и другие), скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва). Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простей­шие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. Спе­циальная швейная машина: виды (цепного стежка, краеобметочная, стачивающе-обметочная), характеристика и назначение видов. За­правка верхней и нижней нитей. Швейные машины-автоматы и по­луавтоматы: характеристика и назначение.                                                                                 

Умение. Работа на универсальной швейной машине.                                                                   

Упражнения. Заправка верхней и нижней нитей на универсаль­ной и специальной швейных машинах. Регулировка натяжения верх­них и нижних нитей на универсальной и специальной швейных машинах.

 

Волокна, ткани и нетканые материалы

 

Теоретические сведения. Ассортимент тканей из синтетичес­ких волокон и нитей. Блузочная, плательная и плащевая синтети­ческие ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. Особенности влажно-тепловой обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей. Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизи­рованных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.                                                                  

Лабораторная работа. Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей.  Изучение  прорубаемости новых тканей (строчка на машине иглами и нитками разным номеров), влагопроницаемости (намачивание водой, сушка, наблюдение за изменени­ем внешнего вида), сминаемости, изменений вида и качества при утюжке, с разным температурным режимом.

 

Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий

 

Изделие.  Короткий рукав «Фонарик»                                                                           

Теоретические сведения. Моделирование рукавов.                                                          

Практические работа. Обработка короткого рукава «фонарик» с образованием одинарной и двойной оборки на образцах.   

 

Изделие. Плосколежащий воротник.                                                                               

Теоретические сведения. Построение чертежа и подготовка выкройки плосколежащего воротника.                                                                                                                           

Практическая работа. Обработка плосколежащего воротника  и соединение воротника с горловиной с помощью двойной косой обтачкой.               

                                                                                                                     

Изготовление платья, отрезного по линии талии или по линии бедер

 

Изделие. Образцы соединения лифа и юбки различными способами.                           

Теоретические сведения. Изготовление выкроек платья в масштабе 1:4 и натуральную величину. Правила соединения лифа с юбкой.                                                                            

 Практические работы. Соединение лифа с юбкой стачным и накладным швами.                                                                                                                                                                 

 

Работа с готовым выкройкам или чертежами одежды в журналах мод

 

Изделия. Платье, юбка, сарафан, блузка несложного фасона.

Теоретические сведения. Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения, описания к выкройке или чертежу. Выбор фасона и его анализ. Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели с отделкой. Норма расхода ткани при разной ее ширине. Анализ выкройки.

Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Проверка раскладки с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы. Раскрой. Пошив и отделка изделия.

 

Организация труда и производства на швейной фабрике

 

Теоретические сведения. Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства. Цеха на швейной фабрике: экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный. Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике. Норма времени (время, необходимое для выполнения данной операции) и норма выработки (количество готовой продукции в единицу времени). Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке. Законодательство по охране труда. Безопасность труда на швейной фабрике: в швейном цехе, на рабочем месте швеи-мотористки, в других цехах. Электробезопасность. Безопасная работа при выполнении ручных и машинных операций, а также при влажно-тепловой обработке изделий. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах. 

                                                                                                                                                      

Технология изготовления прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве

 

Изделие. Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой.

Теоретические сведения. Работа подготовительного и раскройного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя, оборудование для раскроя, проверка качества кроя, маркировка кроя. Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей, хранение, материал для изготовления. Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике: заготовка переда платья, соединение плечевых срезов, обработка горловины, втачивание рукавов в открытую Пройму или обработка проймы подкройной обтачкой. Соединение боковых срезов, обработка низа изделия. Утюжка и складывание изделия.

Практические работы. Раскрой платья по фабричным лекалам. Пошив платья по производственной технологии.

 

Технология изготовления поясных швейных изделий, применяемая в массовом производстве.

 

Изделия. Юбки разных фасонов из ассортимента фабрики. Брюки подростковые и молодежные из ассортимента фабрики.

Теоретические сведения. Ассортимент поясных изделий на фабрике. Ткани, используемые для изготовления поясных изделий: виды, свойства. Лекала, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий. Выбор моделей, подбор ткани и отделки. Подбор лекал, внесение необходимых изменений в выкройку детали изделия.

Практические работы. Составление коллекции образцов тканей.

 

Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий

 

Теоретические сведения. Производственный способ обработки застежек в поясном изделии. Машины для обработки застежки. Новейшая технология обработки пояса. Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса. Современный способ обработки низа поясного изделия.

Умение. Обработка шлевок. Обработка накладного кармана. Соединение срезов «Джинсовым швом», Обработка застежки в среднем шве. Обработка верхнего среза притачным поясом (два способа). Обработка верхнего среза кулиской. Обработка нижнего среза юбки и брюк.

Упражнения. Заправка

 

Изготовление брюк на основе готовой выкройки.

 

Изделие. Прямые брюки с застежкой в среднем шве.

Практические работы. Раскрой изделия по готовым лекалам. Стачивание вытачек и боковых срезов (при пошиве брюк стачивание среднего и шаговых срезов). Обметывание срезов швов. Влажно-тепловая обработка швов. Обработка застежки в боковом или среднем шве по промышленной технологии. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (или другая отделка). Обработка и соединение пояса с верхним срезом изделия при использовании элементов промышленной технологии. Обработка швом вподгибку с открытым или закрытым срезом низа изделия на универсальной и специальной машинах.

 

Практическое повторение.

Виды работы. Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному.

 

Тематическое планирование

8 класс 

 

№ 
п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Вводное занятие

2

2

Сведения о работе швейных машин

9

3

Волокна и ткани

15

4

Дополнительные сведения о ткани

10

5

Сведения об одежде

11

6

Изготовление блузок. Прямая блузка без рукавов и воротника.

36

7

Блузка с коротким цельнокроеным рукавом, без воротника.

21

8

Изготовление цельнокроеного платья на основе выкройки прямой блузки.

27

9

Раскрой и пошив цельнокроеного платья на основе выкройки прямой блузки.

44

10

Отделка швейных изделий

28

11

Построение чертежа основы цельнокроеного платья

7

12

Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий

50

13

Изготовление плечевых швейных изделий на основе выкройки цельнокроеного платья с застежкой доверху.

20

14

Изготовление халата в М 1:4

17

15

Ремонт одежды.

5

16

Повторение

4

 

Итого

306

 

 

 

9 класс

№ 
п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Вводное занятие

2

2

Промышленные швейные машины

14

3

Волокна, ткани и нетканые материалы

14

4

Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий

11

5

Изготовление  платья, отрезного по линии талии или по линии бедер.

45

6

Работа с готовыми выкройками и чертежами одежды в журналах мод.

43

7

Организация труда и производства на швейной фабрике.

15

8

Технология изготовления прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве.

25

9

Технология изготовления поясных швейных изделий, применяемая в массовом производстве.

7

10

Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий.

79

11

Изготовление брюк на основе готовой выкройки.

93

12

Практическое повторение

26

 

Итого

374

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение к АООП ООО (вариант 1)

Приложение к АООП ООО (вариант 1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по «

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по «

Воспитательные: Ø воспитывать осознанность перспектив обучения ; Ø воспитывать у учащихся, воспитанников положительное отношение к труду; Ø ответственное отношение к труду и результатам труда

Воспитательные: Ø воспитывать осознанность перспектив обучения ; Ø воспитывать у учащихся, воспитанников положительное отношение к труду; Ø ответственное отношение к труду и результатам труда

Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класс

Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класс

Программа предусматривает систему закрепления и проверки знаний, полученных учащимися в процессе обучения

Программа предусматривает систему закрепления и проверки знаний, полученных учащимися в процессе обучения

Содержание программы 8 класс

Содержание программы 8 класс

Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки)

Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки)

Теоретические сведения. Виды отделки легкой одежды

Теоретические сведения. Виды отделки легкой одежды

Изготовление халата в масштабе 1:4

Изготовление халата в масштабе 1:4

Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических

Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических

Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах

Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах

Тематическое планирование 8 класс № п/п

Тематическое планирование 8 класс № п/п

Программа профессионально-трудовое обучение "швейное дело" 8-9 класс

Программа профессионально-трудовое обучение "швейное дело" 8-9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2022