МОУ Судиславская СОШ
Программа профилактического лагеря
с дневным пребыванием
«Краски жизни»
Судиславль, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка стр. 3 – 5
2. Цели, задачи, тип лагеря стр. 6
3. Содержание и формы реализации работы стр. 7 - 11
· Физкультурно-оздоровительное направление стр.7 – 8
· Медико-профилактическое направление стр. 9
· Нравственно-правовое направление стр. 10
· Гражданско-патриотическое направление стр. 11
4. Финансово-хозяйственная деятельность стр.12 – 13
5. Механизм реализации программы смены стр. 14
6. Работа лагеря стр.15 – 19
7. Подведение итогов работы лагеря стр. 20
Пояснительная записка
Программа оздоровительного лагеря для учащихся МОУ Судиславская СОШ составлена как логическое продолжение воспитательно-образовательной работы в области профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних и всестороннего развития личности учащихся школы.
Базисную основу организации деятельности детей составляет комплексная программа «Профилактика правонарушений », являющаяся составной частью годового цикла воспитательной работы ОУ.
К реализации программы активно привлекаются родительская общественность и различные культурно-досуговые, спортивные, общественные и производственные организации.
Потребность разработки данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
· повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях поселка;
· необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования учебно-воспитательного процесса;
· обеспечением преемственности в профилактической работе профильного лагеря предыдущих лет;
· модернизацией старых форм работы и введением новых;
· необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации целей и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания в условиях пришкольного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, так как реализуется в течение весенней оздоровительной кампании. Программа ориентирована на подростковый возраст.
Состав лагеря – это учащиеся 9 классов МОУ Судиславская СОШ. Дети объединены в 2 разновозрастных отряда по 10-15 человек.
Комплектование отрядов осуществляется с учетом интересов детей с целью продолжения познавательной деятельности, учитывается возраст, родственные отношения, симпатии к педагогам и товарищам. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, имеющих родителей–пенсионеров, безработных, инвалидов, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации или состоящим на различных формах учета.
Лагерь создается на постоянной основе и функционирует в период школьных каникул, не являясь юридическим лицом.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
· Конвенции ООН о правах человека;
· Конституции РФ;
· Закона РФ «Об образовании»;
· Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 24-ФЗ;
· Трудового Кодекса РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ;
· Приказа Минобразования РФ от 13.07.2001 № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
· Программы «Профилактика правонарушений» МОУ Судиславская СОШ.
Цель работы лагеря:
Объединение основных участников профилактического процесса (образовательных, социальных, медицинских) для обеспечения условий профилактики употребления алкоголя, для создания условий полноценного развития подростка, его социальной адаптации.
Задачи работы лагеря:
обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних;
организация и проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение употребления алкогольных напитков;
систематическая поддержка связи с межведомственными организациями, занимающимися проблемами безнадзорности и правонарушений несо-вершеннолетних;
повышение качества здоровья школьников;
оказание детям и подросткам консультационной и психокоррекционной помощи;
осуществление антиалкогольной профилактической работы с родителями.
Тип программы - комплексный, программа строится по четырем основным направлениям:
· физкультурно-оздоровительное,
· медико-профилактическое,
· нравственно-правовое;
· гражданско-патриотическое
Содержание и формы реализации работы
1. ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Задачи физкультурно-оздоровительной работы
· охрана и укрепление здоровья школьников;
· совершенствование их физического развития;
· повышение сопротивляемости и защитных свойств организма;
· улучшение физической и умственной работоспособности;
· воспитание у подростков личной физической культуры;
· формирование потребности в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями, навыками;
· воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Для реализации данных задач созданы следующие условия:
- функционирует оборудованный тренажерный зал;
- 3 спортивных зала;
- футбольная площадка;
- медицинский кабинет;
- кабинет психолога.
Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами, как:
1) гигиена режима;
2) закаливающие процедуры;
3) развитие движений;
4) полноценное питание детей.
Принципы организации питания:
· выполнение режима питания;
· калорийность питания, ежедневное соблюдение норм потребления продуктов;
· гигиена приема пищи;
· индивидуальный подход к подросткам во время питания.
Физическое развитие
Основные принципы физического воспитания:
1) физическая нагрузка адекватная возрасту, полу, уровню физического развития, биологической зрелости и здоровья;
2) сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
3) обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики;
4) медицинский контроль за физическим воспитанием.
Формы организации физического воспитания:
· физкультурные развлечения, подвижные игры, спортивные игры на свежем воздухе;
· дозированная ходьба;
· элементы туризма;
· утренняя гимнастика;
· индивидуальная работа с детьми;
· работа спортивных секций.
2. МЕДИКО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Воспитание потребности в здоровом образе жизни и формирования навыков безопасного поведения осуществляется по следующим направлениям:
1) санитарно-просветительская работа:
- выпуск санитарных листов;
- информационные десятиминутки о здоровом образе жизни (ежедневно);
- информационный стенд «Будьте здоровы»;
- создание компьютерных презентаций;
- конкурс агитационного плаката по отрядам.
2) контрольно-диагностическая работа
- контроль соблюдения гигиенических правил;
- контроль санитарно-гигиенических условий в помещениях лагеря, соблюдение режима дня (школьный фельдшер, администрация лагеря).
3) психолого-педагогическая помощь:
- организация и осуществление комплексного мониторинга состояния психического здоровья обучающихся, их склонности к правонарушениям (в том числе тестирование по опроснику Кеттелла);
- создание базы данных о состоянии психического здоровья воспитанников лагеря на основе комплексной оценки, данной профессиональными службами ЦРБ, ОУ;
- формирование здорового образа жизни (микроисследования «Отношение к здоровью и здоровому образу жизни», «Самооценка уровня здоровья» и др.);
- предупреждение отклонений в развитии ребенка;
- профилактика девиантного поведения и других зависимостей;
- тренинг уверенного поведения;
- диагностика личностной сферы (самооценка, мотивация, черты характера, система отношений, психические состояния);
- развитие лидерских качеств;
- коррекция агрессивного поведения;
- профилактика подросткового алкоголизма. Воспитание навыков противостояния и сопротивления распространению алкогольной зависимости;
- развитие навыков принятия решений «Мой выбор» и др.
3. НРАВСТВЕННО – ПРАВОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Задачи нравственно - правового воспитания:
· улучшение правового просвещения учащихся;
· организация совместной работы по профилактике правонарушений с Прокуратурой Судиславского района, ИДН, КДН при администрации Судиславского района;
· активизация ценностно-смыслового компонента сознания и личности учащихся, побуждение их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке собственной внутренней позиции, ценностных ориентаций;
· содействие сознательному принятию учащимися нравственных категорий как механизмов регуляции отношений между людьми;
· формирование умения делать выбор в конкретной ситуации, помощь в приобретении навыков личностной рефлексии и психологической безопасности.
Направления деятельности и предполагаемые формы работы:
- Встречи с инспектором ИДН, представителями КДН при администрации с разъяснительными беседами «Права и ответственность несовершеннолетних»;
- Организация и проведение телекоммуникационной викторины по формированию правовой культуры «Я и право»;
- Организация деловых игр, дающих возможность попробовать себя в рамках баллотирующихся кандидатов на должности разного уровня;
- Беседы и викторины по символике Российского государства, Костромской области и Судиславского района.
4.ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Задачи гражданско-патриотического воспитания:
· воспитание чувства патриотизма, используя достижения русского искусства, фольклора;
· развитие художественного вкуса и культуры учащихся на примерах духовных традиций русского народа;
· совершенствование организации досуга, приобщение к художественному творчеству, выявление талантов и дарований
Направления деятельности и предполагаемые формы работы:
- изучение истории своего поселка;
- коллективно-творческие дела гражданско-патриотической тематики;
- устные журналы, беседы, встречи с ветеранами;
- читательские конференции по книгам о защитниках Родины;
- походы и экскурсии по родному краю;
- спортивные турниры по различным видам спорта;
- работа историко-краеведческого кружка совместно с районным краеведческим музеем.
ФИНАНСОВАЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «Главная дорога»
1.1. Пришкольный лагерь финансируется администрацией Судиславского района и органами социального страхования в соответствии с договором между ОУ и учредителем.
1.2.Пришкольный лагерь самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность; по требованию предоставляет учредителю отчет о поступлении и расходовании средств.
1.3. Финансовые средства пришкольного лагеря образуются:
-из бюджетных ассигнований;
-из средств спонсоров, добровольных поступлений (Попечительский совет школы) ;
-стоимость питания в день на 1 ребенка 90 руб.00 коп. ;
-из родительского фонда (10 % от стоимости путевки);
-из средств, заработанных пришкольным лагерем.
1.4. Должностные оклады работников пришкольного лагеря определяются по итогам аттестации на основе единой тарифной сетки оплаты труда.
1.5.В пределах заработной платы работникам пришкольного лагеря устанавливаются надбавки: 20% от ставки за организацию и проведение лагерной смены
1.6. В распоряжение детей предоставляется игровое и учебное оборудование, книжный фонд, аудио и видео техника, рабочие инструменты, материалы.
1.7. Работники лагеря несут ответственность за экономное расходование выделяемых средств.
1.8. Педагоги и персонал организуют деятельность учащихся, направленную на увеличение материальной базы школы, посредством привлечения учащихся к продуктивной деятельности (изготовление произведений декоративно-прикладного искусства, ремонт, уход за имеющимся оборудованием и т.п.)
1.9. Хозяйственная деятельность лагеря имеет двустороннюю направленность:
- позволяет рационально использовать выделяемые на организацию отдыха средства;
- способствует социализации воспитанников посредством предоставления им реального права наблюдать за финансово - хозяйственной деятельностью взрослых и принимать посильное участие в ней.
Смета расходов
|
Кол-во дней |
Кол-во детей |
Стоимость дня |
Итого |
Всего |
Родит.плата |
Итого |
Профильный лагерь «Краски жизни» |
март 5 дней |
25 |
90 |
2250 |
11250 |
1125 |
12375 |
Механизм реализации программы смены:
1. Подготовка к открытию лагеря
Задача: создать условия для открытия лагеря «Краски жизни».
Срок реализации: весенние(25 человек) каникулы 2013-2014 учебного года.
Краткое описание деятельности:
Согласование сроков проведения лагеря с руководством школы.
Разработка программы лагеря.
Проведение рекламы лагеря в виде презентаций для желающих участвовать в работе.
Составление списков учащихся.
Приобретение необходимого оборудования и материалов.
Заключение договоров.
2. Работа лагеря
(одна из возможных схем на примере лагерной смены в марте 2014г.)
№ |
Краткое описание мероприятий |
Ответственные |
Первый день День знакомства
|
||
1. |
Открытие лагеря. Создание отрядов «ЗОЖ», «Интернет» |
Начальник лагеря, воспитатели, вожатые |
2. |
Мониторинг здоровья воспитанников лагеря и склонности к правонарушениям |
Медработник, психолог, социальный педагог
|
3. |
Беседа «Права и ответственность несовершеннолетних»
|
Инспектор ИДН |
4. |
Деловая игра «Пить или не пить» |
Воспитатели, социальный педагог |
Второй день День здоровья
|
||
1. |
Устный журнал «Алкоголь и последствия его употребления»
|
Вожатые, учитель химии |
2. |
Конкурс агитационного плаката «Пить - здоровью вредить»
|
Воспитатели, советы отрядов |
3. |
Встреча с врачами ЦРБ «Береги здоровье» |
Врач-педиатр, медработник |
Третий день «Мы за здоровый образ жизни»
|
||
1. |
Выпуск информационного бюллетеня «Спорт- это жизнь»
|
Вожатые, воспитатели |
2. |
Телекоммуникационная викторина «Я и право» |
Организатор воспитательной работы, учитель информатики |
3. |
Спортивные соревнования |
Учитель физкультуры, физорги |
Четвертый день «Мы - дети России» |
||
1. |
Конкурс агитбригад по пропаганде здорового образа жизни |
Организатор воспитательной работы, вожатые |
2. |
Экскурсия в краеведческий музей «Мой Судиславль»
|
Воспитатели |
3. |
Викторина «Государственные символы» |
Совет школьного музея |
Пятый день «Дружба остается навсегда»
|
||
1. |
Подготовка исследовательского проекта «Дети и их здоровье в школе»
|
Вожатые |
2. |
Итоговый мониторинг |
Психолог, социальный педагог |
3. |
Закрытие лагеря «Карнавал здоровья» |
Организатор воспитательной работы, вожатые |
|
3. Подведение итогов работы лагеря
1. Совещание при директоре.
2. Отчет о работе лагеря заместителя директора по воспитательной работе на Совете школы.
3. Поощрение отличившихся педагогов и работников школы, участвующих в организации работы лагеря
4. Перспективное планирование работы летнего пришкольного лагеря.
Ожидаемые результаты:
· Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости подростков в каникулы;
· улучшение отношений в среде учащихся, устранение негативных явлений, искоренение вредных привычек;
· создание в школьном коллективе атмосферы сотрудничества и взаимодействия;
· укрепление здоровья детей;
· развитие интеллектуальных способностей, гигиенической, правовой и физической культуры школьников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.