Программа профориентационной работы.
Обоснование необходимости создания программы по профессиональной ориентации учащихся МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14».
Профессиональная
подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Одной из приоритетных задач
современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника
к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в
подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не
может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей
будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых,
психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи,
социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника
и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую
необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача общеобразовательного
учреждения на сегодняшний день – подготовить ученика (а затем и выпускника
школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к
последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо
сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические)
регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать
внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в
профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение – процесс
развития личности, внутренним содержанием которого является формирование
системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности,
практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.
Необходимость создания программы по
профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного
направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией
деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности
профориентационной работы среди учащихся, их родителей, её конкретизацией с
учетом потребностей предприятий НПР и перспективы размещения производительных
сил на территории города; в-третьих, важностью создания взаимодействия школы с
предприятиями города на основе признания значимости проблемы управления
трудовыми ресурсами и профориентационной работы.
Цели:
В «Программе развития школы на год» разработана модель выпускника 2022 года: умение жить в условиях рынка и информационных технологий, знания компьютерной техники и иностранных языков, готовности к жизни в со-временном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира;
умение жить в условиях рынка и информационных технологий, знания компьютерной техники и иностранных языков, готовности к жизни в со-временном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира;
способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры.
На основе «Программы развития школы выдвигаются следующие задачи:
– Координация
действий руководителей, педагогов, психолога, по повышению эффективности
профориентационной работы среди учащихся и их родителей с учетом потребностей
предприятий НПР и перспективы размещения производительных сил на территории района.
– Создание системы взаимодействия школы и предприятий города на основе
признания важности проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной
работы среди школьников.
– Скоординировать работу классных руководителей по преемственности
профориентационной работы между ступенями образования, по организации
индивидуальной работы с учащимися, их родителями для формирования обоснованных
профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу
методобъединения классных руководителей. Профориентационная
деятельность школы осуществляется через систему педагогической,
психологической, информационной и организационной поддержки детей с 1по 11
класс, работу школы с семьей и социумом.
|
1 ступень(1-4кл.) · Изучение индивидуальных психологических особенностей учащихся. · Изучение профессиональных намерений, интересов. |
|
2 ступень(5-7кл.)
· Знакомство с профессиями родителей. · Изучение способностей учащихся. · Знакомство с миром профессий, с востребованными профессиями. · Анкетирование о возможностях допрофессиональ-ного образования. · Вовлечение учащихся во всевозможные виды деятельности. |
Работа с учащимися по профессиональному самоопределению |
3 ступень(8,9кл.)
· Активизация интереса к выбору профессии. · Формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение. · Проба сил в централизованном тестировании. · Уточнение сведений об учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий. · Углубленное изучение предметов. |
|
4 ступень(10,11кл.)
· Углубленное изучение предметов. · Курсовая подготовка в учреждениях профессионального образования. · Участие в научных обществах. · Тематические экскурсии. · Анкетирование. · Встречи с центром занятости населения города. · Заключение договоров о целевой подготовке. |
|
• Взаимодействие с предприятиями города (экскурсии, встречи с руководителями).
Цель: активизация работы по профориентации с вовлечением в эту проблему
всего педагогического сообщества.
Мероприятия
1.Организация экскурсий на предприятия города:
–аптека;
–почтовые отделения;
–администрация города;
–пожарная часть;
-милиция;
-ВТГБ;
-библиотека;
-лесообрабатывающие предприятия;
ВТМЗ
2.Встречи школьников с
представителями предприятий города( классные часы по профориентации).
• Система работы с образовательными учреждениями города и области
Цель: Целенаправленная работа по мотивации выпускников на освоение
рабочих профессий.
Мероприятия:
1.Профпробы в Баранчинском механическом и Верхнетуринском механическом
техникумах.
2. Участие в днях открытых дверей.
3. Встречи с представителями
СПО области.
• Система работы педагогов с выпускниками и школьниками
Цель: Создать условия для реализации программы по профориентации,
мотивировать учащихся к осознанному самоопределению.
Мероприятия:
1.В планы воспитательной работы классных руководителей включить мероприятия по
профориентационной деятельности.
2. Проведение экскурсий на предприятия города
3.Активизирующие опросники: «Престижная профессия», «Труд в современном
обществе»
• Система работы психолога
Цель: Профориентационная помощь.
Мероприятия:
1.Диагностика Сентябрь-октябрь
2.Индивидуальные консультации по выбору профессии
• Информационное обеспечение профориентационной деятельности
Мероприятия:
1.Оформление информационного стенда со сменной информацией: «Куда пойти
учиться».
2.Создание презентации и проектов о рабочих профессиях. Проведение конкурса
среди учащихся.
№ |
Мероприятия |
Кол-во |
1. |
Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города |
В течении года |
2. |
Часы общения. Встречи с родителями разных профессий . |
1 раз в месяц |
3. |
Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправленностн. |
1-я четверть |
4. |
Проведение классных часов по данному направлению (согласно возрастным особенностям). |
1 раз в четверть |
2. |
Встречи с представителями разных профессий |
1 раз в четверть |
3. |
Встречи с представителями учебных заведений области: а) Нижнетагильский железнодорожный техникум б) Уральский горнозаводской колледж имени Демидовых в) |
4-я четверть
|
Концепция: «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» (Программы развития «МКОУ СОШ №14»)
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны в ближайшей перспективе.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.
Настоящий проект базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.
№ |
Мероприятие |
Кол-во |
1. |
Экскурсии в Высшие учебные заведения области в рамках «дня открытых дверей»: а) УрГПУ г. Н. Тагил (филиал) б) УрГПУ г. Екатеринбург в) УрГУ г. Екатеринбург г) УрФУ г. Екатеринбург |
7. 10. 2018 4-я четверть
ноябрь |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.