Программа Родная литература 1 класс
Оценка 4.6

Программа Родная литература 1 класс

Оценка 4.6
docx
29.05.2021
Программа Родная литература 1 класс
Программа Родная литература 1 класс.docx

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОКОСНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

РАССМОТРЕНО                       СОГЛАСОВАНО                            УТВЕРЖДАЮ

Заседание ШМО учителей          Заседание МС                                   Приказ №________

начальных классов                      МКОУ «Покоснинская                    от

МКОУ «Покоснинская                СОШ»                                                «___» _________2019г.

СОШ»                                           Протокол № _____                           Директор  МКОУ

Протокол «1                                 от «___» августа 2019г.                    «Покоснинская СОШ»

от «__» августа 2019г.                Зам.директора по УВР                     МО «Братский район»

Руководитель МО                        Кузьмина Г.В. ________                  Хрипач Ю.Н._________

Россало Е.Н.__________

 

 

 

Рабочая  программа

«Родная литература на русском языке»

(в соответствии с ФГОС)

для 1 класса

 

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

                                                                                                              адаптированная                               учителем начальных классов

1 категории

                                                                          Ковалевой Мариной Ивановной

 

 

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по факультативному курсу «Родная литература» для  1 класса разработана на основе:

·         Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.

·         Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2016-2020 учебные годы ОУ.

·         Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016-2020 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.

·         Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.

·         Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.

·          Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.

·         Основная образовательная программа МКОУ «Покоснинская СОШ»

 

 

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов,

словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство

самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

 

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий,  наблюдений.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

 

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Цель:

Курс родной литературы направлен на          развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;товладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

 

Задачи:

  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
  • развивать поэтический слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка;
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

 

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

 

 

·         самостоятельные работы;

·         викторины;

·         проекты;

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика учебного предмета

Основная концептуальная идея предмета заключается в том, что литература способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме..

 

Маленький читатель воспринимает изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; воссоздаёт картины жизни, природы, созданные автором; целостно воспринимает образы как один из элементов художественного произведения, понимает авторскую позицию, моделирует собственное поведение по законам этики, выражает своё отношение к изображаемому.

 

Благодаря чтению и осмыслению художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, его нравственно-эстетическое развитие. В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

 

Совершенствуются техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность. Чтение художественного произведения рассматривается как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями, анализирует их поступки, понимает смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому слово рассматривается как средство создания художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

 

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно – исторической ценности, развивает чувство сопричастности великой духовно – нравственной культуре России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз 40 минут. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1-х классов. Разработан в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, реализующего программу начального общего образования на 2016-2020 год. Программа рассчитана на 1 года (1 класс) – 1 час в неделю, всего 17 часов (33 учебных недель).

 

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

-

-

10ч.

7ч.

17ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Личностными результатами изучения курса «Родная литература» в 1-м классе является формирование следующих умений:

 

·         внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

·         мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературы как источнику получения информации;

·         первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отраженных в литературных произведениях;

·         умение отвечать на вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести, жить с чистой совестью?»;

·         умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

·         способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

 

Учащиеся 1 -го класса получат возможность:

·         осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;

·         осознавать, что такое тщеславие, гнев, самообладание;

·         осознавать нравственный смысл понятий поступок, подвиг.

 

 

Метапредметными результатами изучения курса «Родная литература» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·         самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

·         составлять план решения вопросов совместно с учителем;

·         работать в соответствии с заявленным планом;

·         корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

·         в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

 

Учащиеся 1-го класса получат возможность:

·         учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·         планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·         осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·         оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД:

·         осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

·         устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать; создавать собственное высказывание по аналогии;

·         проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

·         находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

·         самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана рассказывать о героях, событии.

 

Учащиеся 1-го класса получат возможность:

·         использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное – и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;

·         находить разные виды информации при помощи текста, иллюстраций, схем, таблиц;

·         преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·         пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

 

Коммуникативные УУД:

·         составлять высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме;

·         владеть монологической и диалогической формой речи;

·         высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·         слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·         строить понятные для партнера (собеседника) высказывание;

·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

Учащиеся 1-го класса получат возможность:

·         работать в паре, группе; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;

·         готовить самостоятельно проекты;

·         создавать письменное высказывание.

 

Предметные УУД:

 

·         осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

·         использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

·         устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопрос по прочитанному или прослушанному произведению;

·         самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

·         находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся 1 -го класса получат возможность:

·         составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

·         сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;

·         сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

·         сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

 

Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться умения:

·         составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

·         самостоятельно составлять аннотацию;

·         самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

·         пользоваться алфавитным и тематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Учащиеся 1-го класса получат возможность:

·         самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;

·         рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

 

Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться умения:

·         сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности;

·         выявлять особенности героя художественного рассказа;

·         выявлять особенности юмористического произведения;

·         находить в тексте сравнения, олицетворение;

·         выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Учащиеся 1-го класса получат возможность:

·         понимать понятия притчи, былины, мифы, литературная сказка;

·         отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

·         сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;

·         сравнивать былину  сказочный текст;

·         сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;

·         определять ритм стихотворения.

 

Результатом формирования предметных умений будут являться умения:

·         выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

·         составлять самостоятельно тексты разных жанров;

·         писать отзыв на книгу.

Учащиеся 1-го класса получат возможность:

·         делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведений;

·         самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения,

·         репродукций картин художников, серии иллюстраций, личного опыта.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ 1 КЛАСС

п/п

 

Наименование раздела и тем

Часы учеб

ного времени

Дата

плановая

фактическая

 

1.        

«С чего начинается Родина»

1.               М. Матусовский. С чего начинается Родина

2.               В. Степанов. Что мы Родиной зовём

3.               Пословицы и поговорки о Родине

1

 

 

2.

«Русский язык – родной язык русского народа»

1.               М. Крюков. Много языков на свете разных

2.               О. Я. Яковенко.   Русский язык

3.               Сухарев А. Сказка о Великом могучем русском языке

Пословицы и поговорки о языке и речи, о силе доброго и злого слова

1

 

 

Устное народное творчество – 5ч

3.

Малые фольклорные жанры.  Считалки, прибаутки. Заклички – приговорки, небылицы – перевертыши.

«Водят мыши хоровод», «На улице», «Музыканты», «Коза – хлопота»,

1

 

 

4.

.  Малые фольклорные жанры.  Считалки, прибаутки. Заклички – приговорки, небылицы – перевертыши.

«Совушка», «Скок – поскок», «Конь», «Зайка», «Гости», колыбельные.

1

 

 

5.

Сказки

Русская народная сказка «Жихарка».

1

 

 

6.

 Сказки.Русская народная сказка «Утушка».

1

 

 

7.

Докучные сказки: «Про белого бычка», «Про журавля»,«Про Яшку»,

1

 

 

Тематические литературные произведения различных жанров –

Произведения о животных – 2ч

8.

1.     Детки в клетке. С.Маршак

2.     Купанье медвежат. В.Бианки

3.     Как волки учат своих детей. Л.Н.Толстой

4.     Лиса Патрикеевна. К.Д.Ушинский

1

 

 

9.

1.  Кот Агапыч. Б.Емельянов

2.Буренушка. Народная песня  3.Кот. Г.Цыферов

4.Умирание ивы. В.Ерошенко (писатель Белгородчины)

1

 

 

Произведения о детях- 2ч

10.

1.     Саша-дразнилка. Н.Артюхова

2.     В полет. Г.Бойко

3.     Спрятался. В.Голявкин

4.     Арбуз. Л.Сергеев

1

 

 

11

1.Произведения из Белгородского областного журнала для детей и подростков "Большая переменка"

2.Аленкины удивленки. Е.Дубравный (Белгородский писатель-современник)

3.Шкатулка смешинок. Л.Кузубов (Белгородский писатель-современник

1

 

 

Произведения о человеческих ценностях-

12

1.     До первого дождя. В.Осеева

2.     Смородинка. Е.Пермяк

3.     Цветные мелки. Л.Сергеев

4.     Только бы не закричать! Е.Ильина

1

 

 

13

1.Поссорились. А.Кузнецова

2.Сонечка. А.Барто

3.Произведения из Белгородского областного журнала для детей и подростков "Большая переменка"

Бодливая корова. 4.В.Колесник (Белгородский писатель-современник

1

 

 

Произведения о труде и лени - 

14

1.     Катя. А.Барто

2.     Чем болен мальчик. С.Маршак

3.     Страшная история. Э.Успенский

1

 

 

15

1.Лялечка. А.Барто    

2.Наташа и воротничок. И. Демьянова

3.Как Маша стала большой. Е.Пермяк

1

 

 

Творческая мастерская – 2ч

16

Проверочная работа. Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный  русский язык»

1

 

 

17

Инсценирование русской народной сказки «Заюшкина избушка»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

материально – техническое и информационное  обеспечение образовательного процесса

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Автор

Название

Издательство

Год издания

1

Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий

Учебник. Литературное чтение. 1 класс.  В 2 ч.

Просвещение

2018

2

http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

Методическое пособие. Литературное чтение. «Технологические карты» для 1 класса

Просвещение

2018

 

 

 

Технические средства обучения

1.      Классная доска;

2.      Компьютер;

3.      Мультимедийный проектор;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по факультативному курсу «Родная литература» для 1 класса разработана на основе: ·

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по факультативному курсу «Родная литература» для 1 класса разработана на основе: ·

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель:

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

Познавательные УУД: · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; · устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать; создавать…

Познавательные УУД: · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; · устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать; создавать…

Учащиеся 1 -го класса получат возможность: · составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами; · сравнивать произведения…

Учащиеся 1 -го класса получат возможность: · составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами; · сравнивать произведения…

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Докучные сказки: «Про белого бычка», «Про журавля»,«Про

Докучные сказки: «Про белого бычка», «Про журавля»,«Про

Поссорились. А.Кузнецова 2

Поссорились. А.Кузнецова 2

Учебно-методическое обеспечение №

Учебно-методическое обеспечение №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021