Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»
Личностные результаты освоения учебного предмета
· социально значимых мотивов учебной деятельности;
Критерии личностных результатов освоения учебного предмета «Ручной труд» учащихся 4 класса
№ п/п |
критерий |
параметры оценки |
индикаторы |
|
1 |
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину |
Сформированность основ гражданской идентичности |
Элементарные представления о знаменательных для Отечества исторических событиях |
|
Элементарные представления о своей культурной принадлежности |
|
|||
Элементарные представления о Государственных символах России. Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках |
|
|||
Элементарные представления о своем крае: название, столица, название своего города, окружающей природе. |
|
|||
Любовь к своему краю, осознание своей национальности |
|
|||
2 |
Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
Умение выслушать иное мнение уважительно относиться к иному мнению |
|
Уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры |
||||
Сформированность
целостного, |
Выстраивает отношения, общение со сверстниками, на элементарных основах общекультурных принципов |
|||
С уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий |
||||
3 |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
|
Сформированность
представлений о собственных возможностях, о насущно
|
Первичное умение оценивать свои возможности и силы (Различает с помощью учителя «что я хочу» и «что я могу»). |
|
Умение обратиться к взрослому за помощью и кратко сформулировать просьбу, описать затруднение |
|
|||
Умение понимать, что существуют запреты в жизнедеятельности |
||||
Знание правил самообслуживания и применение их (под контролем учителя) |
|
|||
4 |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
Сформированность навыков адаптации |
Умение выстраивать бесконфликтные отношения в учебном коллективе |
|
Принятие и освоение социальной роли учащегося |
||||
Знание первичных правил поведения в любых проблемных ситуациях |
||||
5 |
Овладение
социально-бытовыми умениями, используемыми в
|
Сформированность социально-бытовых умений
|
Знакомство с ТБ: правила поведения на уроке, перемене, в природе, обращение с электроприборами, правила поведения на дороге, в транспорте и при общении с незнакомыми людьми. |
|
Знание первичных правил поведения в школе, прав и обязанностей ученика |
|
|||
Элементарные представления о предназначении окружающих в быту предметов и вещей |
||||
Умение ориентироваться в пространстве школы; в расписании (при помощи учителя) |
|
|||
Наличие интереса к участию в повседневной жизни класса, мероприятиях класса и школы |
|
|||
6 |
Владение
навыками коммуникации и принятыми нормами социального
|
Сформированность
навыков
|
Знание элементарных правил коммуникации |
|
Способность поддерживать коммуникацию с взрослыми |
||||
Способность обращаться за помощью |
||||
Сформированность навыков коммуникации со сверстниками |
Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками |
|||
Знание адекватных способов поведения в разных ситуациях |
||||
Способность обращаться за помощью |
||||
Владение средствами коммуникации |
Представления о разнообразных средствах коммуникации согласно ситуации |
|
||
Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия |
Элементарные представления о ритуалах социального взаимодействия согласно ситуации |
|
||
7 |
Способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нём, принятие |
Сформированность представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, с взрослыми разного возраста и детьми |
Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного возраста, статуса |
|
Сформированность необходимых ребёнку социальных ритуалов
|
Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом близостью и социальным статусом собеседника |
|||
Умение корректно привлечь к себе внимание |
||||
Умение отстраниться от нежелательного контакта |
|
|||
Умение выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу, и др. |
||||
8 |
Принятие и освоение социальной роли |
Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы |
Восприятие важности учебы, элементарный интерес к новому |
|
Ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания |
|
|||
Ученик посильно участвует в процессе обучения |
|
|||
9 |
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Сформированность
навыков |
Умение сотрудничать с взрослыми в повседневной жизни с использованием правил устного общения (обращение, вежливые слова). |
|
Сформированность
навыков |
Бесконфликтное участие в коллективной и групповой работе сверстников, с соблюдением в повседневной жизни первичных норм коммуникации |
|
||
Умение выслушать другое мнение в совместной работе |
||||
10 |
Воспитание эстетических |
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств |
Умение различать «красивое» и «некрасивое» |
|
Готовность к восприятию «прекрасного», которая выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда |
||||
11 |
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей |
Сформированность этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствам других людей |
Проявление доброжелательности в
отношении к другим людям, эмоциональной отзывчивости и сопереживания к
чувствам родных и |
|
12 |
Развитие и
формирование установки на безопасный,
|
Сформированность установки на здоровый и безопасный образ жизни |
Ориентация на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдение режима дня |
|
Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях |
|
|||
Потребность в двигательной активности |
||||
Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям |
Проявление бережного отношения к результатам своего и чужого труда |
|||
Сформированность
опыта реального
|
Адекватность бытового поведения с точки зрения опасности или безопасности для себя |
|
||
Знание правил поведения с точки зрения сохранности окружающей предметной и природной среды |
|
|||
Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком |
||||
Наличие желания включаться в совместную с взрослым деятельность. |
||||
Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира |
||||
Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и бытового уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя сообразно этому пониманию (выбрать одежду, спланировать свои занятия в соответствии с сезоном и погодой, помыть грязные сапоги, и т.д.). |
||||
13 |
Проявление готовности к самостоятельной жизни |
Социальная готовность |
Знание и соблюдение школьных норм поведения
|
|
Умение жить вместе с другими |
||||
Профессионально-трудовая готовность |
Знание некоторых профессий |
|||
Наличие предпочтений к типу изобразительной деятельности |
|
|||
Морально-волевая готовность, способность к организации личной жизни |
Знания о простых способах проведения досуга |
|||
Знания об условиях создания семьи |
||||
Знания о составе семьи, близких родственниках |
|
Предметные результаты освоения учебного предмета
Достаточный уровень
|
Минимальный уровень
|
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; знание видов художественных ремесел; нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради; знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов; использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами; выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения. |
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знание видов трудовых работ; знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей; пользование доступными технологическими (инструкционными) картами; составление стандартного плана работы по пунктам; владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной);выполнение несложного ремонта одежды. |
Базовые учебные действия
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Содержание учебного предмета
Наименование разделов учебного предмета |
Количество часов, отведенных на изучение разделов учебного предмета |
Содержание тем учебного предмета |
Форма организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
||||
Работа с бумагой и картоном
|
21 |
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: - разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации; - разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке). Понятия: «линейка», применение и устройство; Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами. Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей). Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». |
Очная; учебное занятие |
.Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Выбор инструментов и материалов. Организация рабочего места. Разметка бумаги и картона. Вырезание ножницами из бумаги. Складывание фигурок из бумаги. Соединение деталей изделия. Ориентировка в задании. Сравнивание образца изделия с натуральным объектом, игрушкой. Составление плана работы над изделием. Выполнение изделий с частичной помощью учителя. Изготовление по образцу.Осуществление текущего контроля с частичной помощью учителя. Словесный отчет о проделанной работе. Анализ своего изделия и изделия товарища по отдельным вопросам учителя. |
||||
Работа с металлом |
3 |
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу. Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание». Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой. Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом». Получение контуров букв
|
Очная; Учебное занятие |
Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Выбор инструментов и материалов. Организация рабочего места. Ориентировка в задании. Сравнивание образца изделия с натуральным объектом, игрушкой. Составление плана работы над изделием. Выполнение изделий с частичной помощью учителя. Изготовление по образцу.Осуществление текущего контроля с частичной помощью учителя. Словесный отчет о проделанной работе. Анализ своего изделия и изделия товарища по отдельным вопросам учителя. |
||||
Работа с древесиной |
1 |
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура). Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями. Аппликация из древесных материалов. Клеевое соединение древесных материалов.
|
Очная; Учебное занятие |
Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Выбор инструментов и материалов. Организация рабочего места. Ориентировка в задании. Составление плана работы над изделием. Выполнение изделий с частичной помощью учителя. Изготовление по образцу. Осуществление текущего контроля с частичной помощью учителя. Словесный отчет о проделанной работе. Анализ своего изделия и изделия товарища по отдельным вопросам
|
||||
Работа с текстильными материалами |
9 |
Элементарные сведения о нитках(откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: Наматывание ниток на картонку (кисточки). Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема». Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка). Раскрой деталей из ткани. Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки) Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).Отделка изделий из ткани. Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки |
Очная; Учебное занятие |
Составление плана работы над изделием. Выполнение изделий с частичной помощью учителя. Изготовление по образцу. Осуществление текущего контроля с частичной помощью учителя. Словесный отчет о проделанной работе. Анализ своего изделия и изделия товарища по отдельным вопросам. Вышивание. Шитьё. Раскрой деталей. |
||||
Календарно –тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
|
1 четверть 8ч |
9ч |
|
1 |
Работа с бумагой и картоном.
Материалы, инструменты и приспособления при работе с бумагой. Вводный инструктаж по технике безопасности. |
1 |
02.09 |
2 |
Работа с бумагой. Складывание из треугольников. |
1 |
09.09 |
3 |
Складывание простых форм из квадрата. |
1 |
16.09 |
4 |
Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. |
1 |
23.09 |
|
Работа с тканью.
|
|
|
5 |
Материалы, инструменты и приспособления при работе с тканью. |
1 |
30.09 |
6 |
Виды работы и технологические операции при работе с нитками и тканью. Скручивание ткани. |
1 |
07.10 |
7
|
Работа с бумагой и картоном.
Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей.
|
1 |
14.10
|
8 |
Вычерчивание окружности с помощью циркуля. |
1 |
21.10 |
9 |
2четверть 7ч
Вводный инструктаж по технике безопасности. Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. |
1 |
11.11 |
10 |
Развёртка изделий. |
1 |
18.11 |
11 |
Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. |
1 |
25.11 |
12 |
Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. |
1 |
02.12 |
13 |
Разметка прямоугольника с помощью угольника. |
1 |
09.12 |
14 |
Разметка наклонных линий с помощью угольника. |
1 |
16.12 |
15 |
Работа с металлом.
Материалы, инструменты и приспособления при работе с металлом. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. |
1 |
23.12 |
|
3 четверть 10ч |
|
|
16 |
Работа с бумагой и картоном.
Вводный инструктаж по технике безопасности. Деление круга на равные части способом складывания. |
1 |
13.01 |
17
|
Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. |
1 |
20.01 |
18 |
Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей. |
1 |
27.01 |
19 |
Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. |
1 |
03.02 |
20 |
Складывание бумаги. |
1 |
10.02 |
21 |
Выполнение разметки с опорой на чертёж. |
1 |
17.02 |
22 |
Линии чертежа. Чтение чертежа. |
1 |
24.02 |
23 |
Работа с нитками.
Связывание ниток в пучок. |
1 |
03.03 |
24 |
Работа с проволокой. Изгибание проволоки. |
1 |
10.03 |
25 |
Сборка изделий из разных материалов (проволока, бумага, нитки). |
1 |
17.03 |
|
|
|
|
|
4 четверть 9ч |
|
|
26
|
Работа с бумагой и картоном.
Вводный инструктаж по технике безопасности. Изготовление открытой коробки способом сгибания бумаги. |
1 |
07.04 |
|
Работа с древесиной.
|
|
|
27
|
Материалы, инструменты и приспособления при работе с древесиной. Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединении деталей. |
1 |
14.04 |
28 |
Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. |
1 |
21.04 |
29 |
Пришивание пуговиц с ушком. |
1 |
28.04 |
30 |
Изготовление и пришивание вешалки. |
1 |
05.05 |
31 |
Картонажно-переплётные работы Переплёт. |
1 |
12.05 |
32 |
Ручные швейные работы. |
1 |
19.05 |
33 |
Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. |
1 |
26.05 |
Лист внесения изменений
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.