Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
пгт Демьяново Подосиновского района»
(КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Демьяново Подосиновского района)
Программа
учебного предмета
«Информатика» (7-9 классы)
(предметная область «Математика»)
Составитель программы:
Попова Н.В., учитель
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки № 1599 от 19.12.2014г.) и с учётом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026).
В результате изучения курса информатики у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.
Изучение информатики направлено на достижение следующей цели:
формирование начальных представлений о компьютерной грамотности.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса информатики; развитие познавательных способностей обучающихся; совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Общая характеристика учебного предмета
В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в силу их психофизических особенностей.
Данный предмет формирует у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.
Данный курс является коррекционным, так как способствует развитию личности каждого ребенка.
В программе данного предмета учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:
- обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;
- доступность материала;
- научность;
- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;
- концентрический принцип размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сложности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. В этой связи предусмотрены возможности выполнения некоторых заданий с помощью. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане данный предмет представлен в обязательной части, предметная область «Математика»
Класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
итого |
количество часов в неделю |
1 |
1 |
1 |
3 |
количество часов в год |
34 |
34 |
34 |
102 |
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия; слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы, выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками).
Достаточный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы, выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками), доступными электронными ресурсами;
- пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
- запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.
Содержание учебного предмета
Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов. Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе, программах Paint, Word, Exel и Power Point. Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок.
Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях.
Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности
№ п/п |
Раздел |
Виды деятельности |
1 |
Человек и информация |
-усваивают правила поведения в компьютерном классе - изучают правила жизни людей в мире информации -выполняют практические задания на знание единиц измерения информации -слушают собеседника, вступать в диалог и поддерживают его |
2 |
Что такое компьютер |
- имеют представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации -знают назначение и основные устройства компьютера -бережно относятся к технике -знают правила жизни людей в мире информации --слушают собеседника, вступать в диалог и поддерживают его |
3 |
Устройство компьютера. |
- умеют включать и выключать компьютер - перемещают указатель мыши - используют клавиши русского алфавита - создают папки и файлы -выполняют действия с папками и файлами: копируют, перемещают, создают, удаляют, сохраняют, создают ярлык -работают с окнами -знают устройства ввода, вывода, обработки и хранения информации - находят нужный файл через проводник или через функцию «Поиск» - слушают собеседника, вступают в диалог и поддерживают его |
4 |
Графический редактор Paint |
- запускают программу Paint - выбирают, настраивают и пользуются инструментами и палитрой графического редактора - редактируют созданные рисунки - пользуются компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации -слушают собеседника, вступать в диалог и поддерживают его |
5 |
Текстовый редактор Word |
- запускают программу Word -набирают текст -удаляют лишние буквы, исправляют ошибки -редактируют текст - оформляют заголовок с помощью WordArt -вставляют в текст рисунок, фигуру - осознанно действуют на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач -форматируют текст: размер, шрифт, поля -нумеруют страницы -создают нумерованный и маркированный списки -работают с фрагментом текста -создают и форматируют таблицу -слушают собеседника, вступать в диалог и поддерживают его |
6 |
Табличный редактор Exel |
- умеют создавать документ Exel -создают таблицу Exel и заполняют её данными |
7 |
Программа калькулятор |
- выполняют простейшие арифметические действия с помощью Калькулятора |
8 |
Компьютерные презентации PowerPoint |
- используют программу PowerPoint для создания анимации и презентации - создают новый слайд в программе PowerPoint - помещают на слайд ранее подготовленные рисунки - форматируют на слайде текст, рисунки -настраивают анимацию отдельных объектов - просматривают анимацию -осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности -слушают собеседника, вступать в диалог и поддерживают его |
9 |
Работа со звуком и видео |
- находят и пользуются в соответствии с инструкцией программами для записи, воспроизведения звуковых файлов - создают простой видеофайла посредством программы Windows Movie Maker» |
10 |
Передача информации в компьютерных сетях |
-выполняют поиск нужной информации в Интернете - пользоваться компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации - создают электронную почту - создают, посылают и получают письма с помощью электронной почты - относятся с уважение к личной информации другого человека - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности -используют Интернет как средство получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач -слушают собеседника, вступать в диалог и поддерживают его |
11 |
Хранение и защита информации |
- создают архивные папки - знакомятся с назначением антивирусных программ |
Материально-техническое обеспечение
1. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки № 1599 от 19.12.2014г.)
2. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Ноутбуки
4. Интерактивная доска
5. Документ-камера
6. Колонки
7. Принтер, сканер, ксерокс
8. Плакаты и таблицы по информатике
9. Технологические карты
10. Программные средства: ОС – Windows 7, файловый менеджер (в составе операционной системы или др.), антивирусная программа, программа-архиватор, клавиатурный тренажер, интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.), почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.), браузер (входит в состав операционных систем или др.).
11. Видеоматериалы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс (34 ч. в год, 1 ч. в неделю)
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
Практические работы |
Контрольные работы |
1 |
Человек и информация |
3 |
|
|
2 |
Персональный компьютер |
10 |
2 |
1 |
3 |
Обработка текстовой информации |
12 |
8 |
1 |
4 |
Графический редактор Paint |
6 |
4 |
1 |
5 |
Передача информации в компьютерных сетях |
1 |
|
|
6 |
Повторение |
2 |
|
|
|
Итого: |
34 |
6 |
4 |
№ п/п |
Название раздела, темы урока |
Дата |
|
|
|
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Роль информации в жизни людей |
|
2 |
Информация и знания |
|
3 |
История развития вычислительной техники |
|
|
2. Персональный компьютер |
|
4 |
Устройства компьютера |
|
5 |
Виды компьютеров |
|
6 |
Устройства ввода информации |
|
7 |
Устройства вывода информации. |
|
8 |
Клавиатура. Назначение клавиш |
|
9 |
Практическая работа № 1 «Знакомство с клавиатурой и мышью» |
|
10 |
Рабочий стол. Работа с окнами |
|
11 |
Система хранения документов |
|
12 |
Практическая работа № 2 «Знакомство с компьютерным меню, файлами и папками» |
|
13 |
Контрольная работа № 1 «Устройства компьютера» |
|
|
3. Обработка текстовой информации |
|
14 |
Текстовый редактор Microsoft Office Word |
|
15 |
Главное меню текстового редактора |
|
16 |
Открытие и сохранение документа. Работа с фрагментом текста. |
|
17 |
Практическая работа № 3 «Форматирование шрифтов» |
|
18 |
Практическая работа № 4 «Работа со списками» |
|
19 |
Практическая работа № 5 «Работа с колонками» |
|
20 |
Практическая работа № 6 «Работа таблицами» |
|
21 |
Практическая работа № 7 «Работа таблицами» |
|
22 |
Практическая работа № 8 «Работа с рисунками» |
|
23 |
Практическая работа № 9 «Работа с фигурами» |
|
24 |
Практическая работа № 10 «Элементы WordArt» |
|
25 |
Контрольная работа №2 «Текстовый редактор Microsoft Office Word» |
|
|
|
|
26 |
Элементы интерфейса графического редактора Paint |
|
27 |
Практическая работа №11 «Инструменты графического редактора» |
|
28 |
Практическая работа №12 «Инструменты графического редактора» |
|
29 |
Практическая работа №13 «Создание рисунков с помощью инструментов «Эллипс» и «Прямоугольник»» |
|
30 |
Практическая работа №14 «Создание рисунков с помощью инструментов «Линия» и «Кривая»» |
|
31 |
Контрольная работа № 3 «Графический редактор Paint» |
|
|
|
|
32 |
Локальные и глобальные компьютерные сети. Правила безопасной работы в сети интернет. |
|
|
|
|
33 |
Повторение |
|
34 |
Обобщающий урок за год |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (34 ч. в год, 1 ч. в неделю)
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
Практические работы |
Контрольные работы |
1 |
Человек и информация |
2 |
|
|
2 |
Персональный компьютер |
6 |
|
1 |
3 |
Электронные таблицы Microsoft Office Excel |
14 |
9 |
1 |
4 |
Графический редактор Paint |
10 |
8 |
1 |
5 |
Повторение |
2 |
|
|
|
Итого: |
34 |
6 |
4 |
№ п/п |
Название раздела, темы урока |
Дата |
|
|
|
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Единицы измерения информации. |
|
2 |
ПК - универсальное устройство для работы с информацией |
|
|
2. Персональный компьютер |
|
3 |
Повторение: «Устройства компьютера» |
|
4 |
Повторение: «Клавиатура. Назначение клавиш» |
|
5 |
Устройства ввода, вывода информации. |
|
6 |
Программы и файлы. Система хранения документов |
|
7 |
Системный блок: назначение, устройство |
|
8 |
Контрольная работа № 1 «Устройства компьютера» |
|
|
3. Электронные таблицы Microsoft Office Excel |
|
9 |
Редактор электронных таблиц Microsoft Office Excel |
|
10 |
Главное меню электронных таблиц |
|
11 |
Практическая работа № 1 «Создание таблицы» |
|
12 |
Формулы в электронных таблицах |
|
13 |
Практическая работа № 2 «Решение практических задач и примеров с использованием формул» |
|
14 |
Практическая работа № 3 «Решение практических задач и примеров с использованием формул» |
|
15 |
Практическая работа № 4 «Решение практических задач и примеров с использованием формул» |
|
16 |
Практическая работа № 5 «Решение практических задач и примеров с использованием формул» |
|
17 |
Практическая работа № 6 «Решение практических задач и примеров с использованием формул» |
|
18 |
Практическая работа № 7 «Решение практических задач и примеров с использованием формул» |
|
19 |
Диаграммы и графики в программе Microsoft Office Excel |
|
20 |
Практическая работа № 8 «Создание диаграммы» |
|
21 |
Практическая работа № 9 «Создание графика» |
|
22 |
Контрольная работа №2 «Электронные таблицы Microsoft Office Excel» |
|
|
4. Графический редактор Paint |
|
23 |
Элементы интерфейса графического редактора Paint |
|
24 |
Практическая работа №10 «Создание рисунков с помощью копирования «Олимпийские кольца»» |
|
25 |
Практическая работа №11 «Повторяющиеся элементы вокруг нас» |
|
26 |
Практическая работа №12 «Отражение и поворот объекта» |
|
27 |
Практическая работа №13 «Кукурузный початок» |
|
28 |
Практическая работа №14 «Создание фигур из элементов мозаики» |
|
29 |
Практическая работа №15 «Моделирование окружающего мира» |
|
30 |
Практическая работа №16 «Объёмное изображение на плоскости. Куб» |
|
31 |
Практическая работа №17 «Конструирование из кубиков. Создание однослойных композиций » |
|
32 |
Контрольная работа № 3 «Графический редактор Paint» |
|
|
|
|
33 |
Повторение |
|
34 |
Обобщающий урок за год |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс (34 ч. в год, 1 ч. в неделю)
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
Практические работы |
Контрольные работы |
1 |
Человек и информация |
1 |
|
|
2 |
Персональный компьютер |
7 |
|
1 |
3 |
Электронные презентации Microsoft Office PowerPoint |
12 |
5 |
1 |
4 |
Графический редактор Paint |
8 |
5 |
1 |
5 |
Программа калькулятор |
1 |
|
|
6 |
Передача информации в компьютерных сетях |
3 |
2 |
|
7 |
Повторение |
2 |
|
|
|
Итого: |
34 |
6 |
4 |
№ п/п |
Название раздела, темы урока |
Дата |
|
|
|
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Современные компьютерные технологии. |
|
|
2. Персональный компьютер |
|
2 |
Системный блок: процессор, жёсткий диск, карта памяти, оперативная память, звуковая карта, видеокарта |
|
3 |
Память ПК: внутренняя и внешняя |
|
4 |
Назначение памяти и её виды |
|
5 |
Повторение: «Клавиатура. Назначение клавиш» |
|
6 |
Програмное обеспечение компьютера |
|
7 |
Компьютерные вирусы и антивирусные программы |
|
8 |
Контрольная работа № 1 «Устройства компьютера» |
|
|
3. Электронные презентации Microsoft Office PowerPoint |
|
9 |
Назначение компьютерных презентаций. Интерфейс программы. |
|
10 |
Главное меню программы Microsoft Office PowerPoint |
|
11 |
Шаблоны и цветовые схемы. Добавление на слайд объектов |
|
12 |
Практическая работа № 1 «Создание простой компьютерной презентации» |
|
13 |
Использование фигурного текста и автофигур |
|
14 |
Использование эффектов анимации |
|
15 |
Практическая работа № 2 «Создание компьютерной презентации с эффектами анимации» |
|
16 |
Практическая работа № 3 «Создание компьютерной презентации с эффектами анимации» |
|
17 |
Добавление диаграмм в программу Microsoft Office PowerPoint |
|
18 |
Практическая работа № 4 «Создание компьютерной презентации с добавлением диаграммы» |
|
19 |
Практическая работа № 5 «Создание компьютерной презентации с добавлением таблицы, рисунка, диаграммы и эффектами анимации» |
|
20 |
Контрольная работа № 2 «Компьютерные презентации Microsoft Office PowerPoint» |
|
|
4. Графический редактор Paint |
|
21 |
Элементы интерфейса графического редактора Paint |
|
22 |
Практическая работа №6 «Моделирование окружающего мира» |
|
23 |
Практическая работа №7 «Объёмное изображение на плоскости» |
|
24 |
Практическая работа №8 «Конструирование из кубиков. Создание однослойных композиций » |
|
25 |
Практическая работа №9 «Конструирование по внешнему виду изображения» |
|
26 |
Работа с текстом в графическом редакторе |
|
27 |
Практическая работа №10 «Создание открытки с элементами копирования, отражения, текста» |
|
28 |
Контрольная работа № 3 «Графический редактор Paint» |
|
|
5. Программа калькулятор |
|
29 |
Интерфейс программы. Вычисления с помощью данной программы. |
|
|
6. Передача информации в компьютерных сетях |
|
30 |
Локальные и глобальные компьютерные сети. Правила безопасной работы в сети интернет. |
|
31 |
Электронная почта. Практическая работа № 11 «Создание электронной почты» |
|
32 |
Всемирная глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа № 12 «Поиск информации в сети Интернет» |
|
|
|
|
33 |
Повторение |
|
34 |
Обобщающий урок за год |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.