МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
средняя общеобразовательная школа № 8
346900 г. Новошахтинск Ростовской области, у. Харьковская, 84-а. Тел. (86369) 2-40-0
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению Педагогическим советом МБОУ СОШ № 8 Протокол от « _____» _____ 2022 года
|
|
Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 8 _____________С.А.Чекрыжова ФИО Приказ № от «____» ______ 2022_г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности»
Уровень общего образования (класс, классы) 1Б Количество часов 33 Учитель Чернова Л.В.
|
ПрограммаразработанавсоответствиистребованиямиФедерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижениепланируемыхрезультатов освоенияПрограммы НОО сучётомвыбораучастникамиобразовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
· Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
· СанПиН 1.2.3685-21;
· основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ №2 г. Сычевки.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:
- формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
-учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
-развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т.д.;
-воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
-учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Место курса:
На реализацию рабочей программы курса « Тропинка в профессию » в 1-м классе отводится 33 часа 1 классе (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 135 часов.
2.Содержание программы
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
3.Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
-
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметныерезультаты изучения курса:
Познавательные универсальные учебные действия:
- осваиватьспособырешения проблем творческого и поисковогохарактера: работа над проектами иисследованиями;
- использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки,анализа и представления информации;
- овладевать логическими
действиями сравнения, обобщения,классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей,
построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
-
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;-
оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
-
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные
результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
-
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
4. Тематическое планирование программы
1 класс (33 ч)
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Содержание |
Формы внеурочной деятельности |
1 |
Читательская грамотность |
1 1
1 1
1
1
1
1 |
В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
2. |
Математическая грамотность |
1
1 1 1
1 1
1
1 |
Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мед. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
3. |
Финансовая грамотность |
1 1 1
1
1
1 1
1 |
За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
4. |
Естественно-научная грамотность |
1
1
1
1 1
1 1
1 1 |
Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. В. Сутеев. Яблоко. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
9 |
|
|
|
Итого |
33 |
|
|
2 класс (34 ч)
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Содержание |
Формы внеурочной деятельности |
1 |
Читательская грамотность |
1
1
1 1
1 1 1 1 0,5
|
Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Полевой хомяк. Про бобров. Позвоночные животные.
|
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8,5 |
|
|
2. |
Математическая грамотность |
1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 |
Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. Встреча друзей. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8,5 |
|
|
3. |
Финансовая грамотность |
1 1
1 1
1 1 1 1 0,5 |
Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. Такие разные деньги. Встреча друзей. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8,5 |
|
|
4. |
Естественно-научная грамотность |
1 1 1 1 1 1
1 1 0,5 |
Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Материал для плотин. Позвоночные животные. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8,5 |
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
3 класс (34 ч)
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Содержание |
Формы внеурочной деятельности |
1 |
Читательская грамотность |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Магнит.
|
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
2. |
Естественно-научная грамотность |
1 1 1 1 1 1
1 1 |
Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит.
|
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
3. |
Финансовая грамотность |
1 1 1
1
1
1
1
1 |
Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги? |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
4. |
Математическая грамотность |
1
1
1
1 1
1 1
1 |
Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
5 |
Проверочные работы |
2 |
Проверь себя |
|
|
Итого |
34 |
|
|
4 класс (34 ч)
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Содержание |
Формы внеурочной деятельности |
1 |
Читательская грамотность |
1 1
1
1
2
1 1 |
Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
2. |
Естественно-научная грамотность
|
1 1 1 1
1 1 1 1 |
Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы.
|
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
3. |
Финансовая грамотность |
2 1 1 2
1 1 |
Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование.
|
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
4. |
Математическая грамотность |
1 2 1 1 2 1
|
В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Отправляемся в путешествие.
|
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
|
Творческие работы |
1 1 |
По выбору. Составляем словарик по финансовой грамотности. |
|
|
Итого |
2 |
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
Календарно-тематическое планирование курса
«Основы функциональной грамотности»
1 Б класс
на 2022-2023 учебный год
учитель: Беляева Ж. М.
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
Дата проведения |
|
по плану |
корректировка |
|||
1. |
В. Бианки. Лис и мышонок. |
1 |
01.09. |
|
2. |
Русская народная сказка. Мороз и заяц. |
1 |
08.09. |
|
3. |
В. Сутеев. Живые грибы. |
1 |
15.09. |
|
4. |
Г. Цыферов. Петушок и солнышко. |
1 |
22.09. |
|
5. |
М. Пляцковский. Урок дружбы. |
1 |
29.09. |
|
6. |
Грузинская сказка. Лев и заяц. |
1 |
06.10. |
|
7. |
Русская народная сказка. Как лиса училась летать. |
1 |
13.10. |
|
8. |
Е. Пермяк. Четыре брата. |
1 |
20.10. |
|
9. |
Про курочку рябу, золотые и простые яйца. |
1 |
27.10. |
|
10. |
Про козу, козлят и капусту. |
1 |
10.11. |
|
11. |
Про петушка и жерновцы. |
1 |
17.11. |
|
12. |
Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. |
1 |
24.11. |
|
13. |
Про наливные яблочки. |
1 |
01.12. |
|
14. |
Про Машу и трех медведей. |
1 |
08.12. |
|
15. |
Про старика, старуху, волка и лисичку. |
1 |
15.12. |
|
16. |
Про медведя, лису и мишкинмед. |
1 |
22.12. |
|
17. |
За покупками. |
1 |
12.01. |
|
18. |
Находчивый колобок. |
1 |
19.01. |
|
19. |
День рождения мухи-цокотухи. |
1 |
26.01. |
|
20. |
Буратино и карманные деньги. |
1 |
02.02. |
|
21. |
Кот Василий продает молоко. |
1 |
09.02. |
|
22. |
Лесной банк. |
1 |
02.03. |
|
23. |
Как мужик и медведь прибыль делили. |
1 |
09.03. |
|
24. |
Как мужик золото менял. |
1 |
16.03. |
|
25. |
Как Иванушка хотел попить водицы. |
1 |
23.03. |
|
26. |
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. |
1 |
06.04. |
|
27. |
Про репку и другие корнеплоды. |
1 |
13.04. |
|
28. |
Плывет, плывет кораблик. |
1 |
20.04. |
|
29. |
Про Снегурочку и превращения воды. |
1 |
27.04. |
|
30. |
Как делили апельсин. |
1 |
04.05. |
|
31. |
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. |
1 |
11.05. |
|
32. |
Иванова соль. |
1 |
18.05. |
|
33. |
В. Сутеев. Яблоко. Промежуточная аттестация |
1 |
25.05. |
|
|
Итого: |
33 |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.