Программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"

  • docx
  • 04.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Основы функциональной грамотности.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя  общеобразовательная  школа  №  8

346900  г.  Новошахтинск  Ростовской  области,  у. Харьковская, 84-а. Тел. (86369) 2-40-0

 

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

Педагогическим советом МБОУ СОШ № 8

Протокол

 от  « _____» _____  2022 года

 

 

 

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 8  _____________С.А.Чекрыжова

ФИО

Приказ №   от «____»   ______  2022_г

   

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности»

 

 

Уровень общего образования (класс, классы)  1Б

Количество часов    33

Учитель   Чернова Л.В.

 

                              

 

  1. Пояснительная записка

 

ПрограммаразработанавсоответствиистребованиямиФедерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижениепланируемыхрезультатов освоенияПрограммы НОО сучётомвыбораучастникамиобразовательных отношений курсов внеурочной деятельности.

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

·        Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

·        Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

·        СанПиН 1.2.3685-21;

·         основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ №2 г. Сычевки.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:

- формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;

- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

-учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

-развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

- обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т.д.;

-воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

-учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;

-  поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

 

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Место курса:

На реализацию  рабочей программы курса « Тропинка в профессию » в 1-м классе отводится 33  часа   1 классе (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 135 часов.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Содержание программы

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

 

3.Планируемые результаты освоения обучающимися программы

 

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

-  осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

 

Метапредметныерезультаты изучения курса:

Познавательные  универсальные учебные действия:

- осваиватьспособырешения проблем творческого и поисковогохарактера: работа над проектами иисследованиями;

- использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки,анализа и представления информации;

- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

-  умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.

 

 

4. Тематическое планирование программы

       1 класс (33 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

 

1

1

 

1

 

1

 

1

 

1

В. Бианки. Лис и мышонок.

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

В. Сутеев. Живые грибы.

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

М. Пляцковский. Урок дружбы.

Грузинская сказка. Лев и заяц.

Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

Е. Пермяк. Четыре брата.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8

 

 

2.

Математическая грамотность

1

 

1

1

1

 

1

1

 

1

 

1

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

Про козу, козлят и капусту.

Про петушка и жерновцы.

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

Про наливные яблочки.

Про Машу и трех медведей.

Про старика, старуху, волка и лисичку.

Про медведя, лису и мишкин мед.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8

 

 

3.

Финансовая грамотность

1

1

1

 

1

 

1

 

1

1

 

1

За покупками.

Находчивый колобок.

День рождения мухи-цокотухи.

Буратино и карманные деньги.

Кот Василий продает молоко.

Лесной банк.

Как мужик и медведь прибыль делили.

Как мужик золото менял.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8

 

 

4.

Естественно-научная грамотность

1

 

1

 

1

 

1

1

 

1

1

 

1

1

Как Иванушка хотел попить водицы.

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

Про репку и другие корнеплоды.

Плывет, плывет кораблик.

Про Снегурочку и превращения воды.

Как делили апельсин.

Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

Иванова соль.

В. Сутеев. Яблоко.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

9

 

 

 

Итого

33

 

 

2 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

 

1

 

1

1

 

1

1

1

1

0,5

 

Михаил Пришвин. Беличья память.

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

Лев Толстой. Зайцы.

Николай Сладков. Веселая игра.

Обыкновенные кроты.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

Полевой хомяк.

Про бобров.

Позвоночные животные.

 

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8,5

 

 

2.

Математическая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

Про беличьи запасы.

Медвежье, потомство.

Про зайчат и зайчиху.

Лисьи забавы.

Про крота.

Про ежа.

Про полевого хомяка.

Бобры строители.

Встреча друзей.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8,5

 

 

3.

Финансовая грамотность

1

1

 

1

1

 

1

1

1

1

0,5

Беличьи деньги.

Поврежденные и фальшивые деньги.

Банковская карта.

Безопасность денег на банковской карте.

Про кредиты.

Про вклады.

Ловушки для денег.

Такие разные деньги.

Встреча друзей.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8,5

 

 

4.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

 

1

1

0,5

Про белочку и погоду.

Лесные сладкоежки.

Про зайчишку и овощи.

Лисьи норы.

Корень часть растения.

Занимательные особенности яблока.

Про хомяка и его запасы.

Материал для плотин.

Позвоночные животные.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8,5

 

 

 

Итого

34

 

 

3 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Про дождевого червяка.

Кальций.

Сколько весит облако?

Хлеб, всему голова.

Про мел.

Про мыло.

История свечи.

Магнит.

 

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8

 

 

2.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

 

1

1

Дождевые черви.

Полезный кальций.

Про облака.

Про хлеб и дрожжи.

Интересное вещество мел.

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

Про свечи.

Волшебный Магнит.

 

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8

 

 

3.

Финансовая грамотность

1

1

1

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

Что такое «бюджет»?

Семейный бюджет.

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

Как сэкономить семейные деньги?

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8

 

 

4.

Математическая грамотность

1

 

1

 

1

 

1

1

 

1

1

 

1

Расходы и доходы бюджета.

Планируем семейный бюджет.

Подсчитываем семейный доход.

Пенсии и пособия.

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

Подсчитываем расходы.

Расходы на обязательные платежи.

Подсчитываем сэкономленные деньги.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8

 

 

5

Проверочные работы

2

Проверь себя

 

 

Итого

34

 

 

 

4 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

 

1

 

1

 

2

 

 

1

1

Старинная женская одежда.

Старинные женские головные уборы.

Старинная мужская одежда и головные уборы.

Жилище крестьянской семьи на Руси.

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. 

История посуды на Руси.

Какие деньги были раньше в России

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8

 

 

2.

Естественно-научная грамотность

 

1

1

1

1

 

1

1

1

1

Томат.

Болгарский перец.

Картофель.

Баклажан. Семейство Паслёновые.

Лук.

Капуста.

Горох.

Грибы.

 

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8

 

 

3.

Финансовая грамотность

2

1

1

2

 

1

1

Потребительская корзина.

Прожиточный минимум.

Инфляция.

Распродажи, скидки, бонусы.

Благотворительность.

Страхование.

 

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8

 

 

4.

Математическая грамотность

1

2

1

1

2

1

 

В бассейне.

Делаем ремонт.

Праздничный торт.

Обустраиваем участок.

Поход в кино.

Отправляемся в путешествие.

 

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8

 

 

 

Творческие работы

1

1

По выбору.

Составляем словарик по финансовой грамотности.

 

 

Итого

2

 

 

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование курса

  «Основы функциональной грамотности»

1 Б класс

на 2022-2023 учебный год

                                                                                  учитель: Беляева Ж. М.

 

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата проведения

по плану

корректировка

1.       

В. Бианки. Лис и мышонок.

1

01.09.

 

2.       

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

1

08.09.

 

3.       

В. Сутеев. Живые грибы.

1

15.09.

 

4.       

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

1

22.09.

 

5.       

М. Пляцковский. Урок дружбы.

1

29.09.

 

6.       

Грузинская сказка. Лев и заяц.

1

06.10.

 

7.       

Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

1

13.10.

 

8.       

Е. Пермяк. Четыре брата.

1

20.10.

 

9.       

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

1

27.10.

 

10.   

Про козу, козлят и капусту.

1

10.11.

 

11.   

Про петушка и жерновцы.

1

17.11.

 

12.   

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

1

24.11.

 

13.   

Про наливные яблочки.

1

01.12.

 

14.   

Про Машу и трех медведей.

1

08.12.

 

15.   

Про старика, старуху, волка и лисичку.

1

15.12.

 

16.   

Про медведя, лису и мишкинмед.

1

22.12.

 

17.   

За покупками.

1

12.01.

 

18.   

Находчивый колобок.

1

19.01.

 

19.   

День рождения мухи-цокотухи.

1

26.01.

 

20.   

Буратино и карманные деньги.

1

02.02.

 

21.   

Кот Василий продает молоко.

1

09.02.

 

22.   

Лесной банк.

1

02.03.

 

23.   

Как мужик и медведь прибыль делили.

1

09.03.

 

24.   

Как мужик золото менял.

1

16.03.

 

25.   

Как Иванушка хотел попить водицы.

1

23.03.

 

26.   

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

1

06.04.

 

27.   

Про репку и другие корнеплоды.

1

13.04.

 

28.   

Плывет, плывет кораблик.

1

20.04.

 

29.   

Про Снегурочку и превращения воды.

1

27.04.

 

30.   

Как делили апельсин.

1

04.05.

 

31.   

Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

1

11.05.

 

32.   

Иванова соль.

1

18.05.

 

33.   

В. Сутеев. Яблоко. Промежуточная аттестация

1

25.05.

 

 

Итого:

33