Программа внеурочной деятельности "Посчитай-ка"

  • docx
  • 30.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа внеурочной деятельности.docx

МОУ «Коптевская ОШ»

 

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности «Посчитай-ка»

 

 

 

,

учителя МОУ «Коптевская ОШ»             с.Коптевка,Новоспасского района

 

           Поднебесовой Валентины Владимировны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коптевка, 2025

 

                                                     Пояснительная записка

 

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им важность применения математических знаний во всех сферах жизни человека. В этом случае на помощь приходит курс внеурочной деятельности “Посчитай-ка” .Для детей с ОВЗ он актуален по причине воздействия на зону их ближайшего развития, так как материал курса преподносится в занимательной и простой форме, с использованием игровых приёмов и учётом актуального уровня познавательного развития данной категории детей. И это становится крайне важным для дальнейшего развития УУД.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.

Актуальность программы определяется тем, что младшие школьники с ОВЗ должны иметь мотивацию к изучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки. Решение математических задач, развивающих логическое мышление, закрепит интерес детей к познанию, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников с ОВЗ и предоставляет им возможность работать на доступном для них уровне познания, в то же время, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширение знаний наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.Данная практика поможет школьнику с ОВЗ успешно овладеть общеучебными умениями и навыками. Занятия расширяют познавательные возможности ребенка с ОВЗ.

 

Программа представляет собой технологию педагогического воздействия на формирование психических процессов, на зону ближайшего развития ребенка. Программа дополнена заданиями, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Программа также направлена на оказание практической помощи в социальной адаптации детей с ОВЗ, что является важной составляющей их жизни.


I.   Цель и задачи курса.

 

 

Цель: формирование у учащихся с ОВЗ устойчивого интереса к предмету «математика», выявление и развитие их математических способностей;формирование мыслительных процессов,логического мышления,творческой деятельности;овладение учащимися важными логико-математическими понятиями; полноценное интеллектуальное развитие учащихся.

Общие задачи курса, реализуемые в работе с детьми с ОВЗ (для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1, 5.2), с задержкой психического развития (вариант 7.1, 7.2), для слабовидящих детей: (вариант 4.1), для детей с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.1): обучающие, развивающие, воспитывающие.

 


Задачи:


-          формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

-          формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;

-          обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;

-          расширение,углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;

-          развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;

-          развитие логическогомышления и пространственных представлений;

-          формирование начальых элементо вконструкторского мышления;

-          воспитание интереса к предмету через занимательные задания;

-          формирование усидчивости и терпения;

-          создание прочной основы для дальнейшего обучени яматематике;

-          формирование и развитие различных видов памяти,воображения,общеучебных умений и навыков.


 

II.    ка

Содержание курса «Посчитай-ка» направлено на воспитание интереса к предмету,развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа курса «Веселый счет»предусматривает включение задач и заданий, особенность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от стандартных решений, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений,на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Именно эти умения и следует развивать у детей с ОВЗ.

Программа «Посчитай-ка» учитывает возрастные особенности младших школьников и предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая способствует развитиюифизическихиумственныхспособностей.Сэтойцельювпрограммувключены


подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить другк другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеѐк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований междукомандами. Создание на занятияхситуацийактивногопоиска,предоставлениевозможностисделатьсобственное

«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать своивозможности, приобрести уверенность в своих силах.

 

III.  Формы проведения занятий

Математические (логические) игры, упражнения, графические задания, игры-загадки, задачи- шутки, ребусы, шарады, головоломки, штриховки, построение фигур при помощи трафаретов, дидактические игры и упражнения, конкурсы и др.

 

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, изготовление игрушек в технике оригами. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая, практическая. Обязательны разминка и динамическая пауза.

 

Занятия проводятся в групповой форме, в парах, в малых группах, при необходимости – индивидуально.

 

IV.  Основные методы и технологии

 

Метод

Приёмы

Основные виды деятельности учащихся

1. Словесный метод: рассказ, беседа,обсуждение,словесные оценки

Анализисинтез,сравнение, классификация.Аналогии, обобщения.

Решениезанимательныхзадач; знакомство с научно- популярной литературой, связанной с математикой.

2.Методнаглядности

Использование наглядных пособий, иллюстраций, компьютерныхпрезентаций.

Оформление математических газет;проектнаядеятельность; творческая работа.

3.Объяснительно-

иллюстративный

Сообщениеготовой

информации.

Активноеслушание,

обсуждение.

4.Практическийметод

Анализисинтез,сравнение, классификация.Аналогии, обобщения.

Решениезанимательныхзадач, шарад, ребусов; тренировочныеупражнения;

практическиеработы.

5.Частично-поисковыйметод

Анализисинтез, сравнение,

аналогии.

Выполнениечастизаданийдля

достиженияосновнойцели.

 

V.  Описание места курса вучебном плане

Курс изучения программы рассчитан на учащихся с ОВЗ 1–4-х классов. Программарассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в1 классе), по 40 минут в 2-4 классах.


Планируемые результаты Личностными результатами изучения данного курса являются:

-  развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

-развитие внимательности,настойчивости,целеустремленности,умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

-  воспитание чувства справедливости,ответственности;

-  развитие самостоятельности суждений,независимости и нестандартности мышления.

 

Метапредметные результаты:

-   сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

-    моделироватьвпроцессесовместногообсужденияалгоритмрешения,использоватьеговходе самостоятельной работы;

-   применятьизученные способыучебнойработы иприёмы вычисленийдляработы с числовыми головоломками;

-  анализироватьправилаигры,действоватьвсоответствиисзаданнымиправилами;

-  включатьсявгрупповуюработу,участвоватьвобсуждениипроблемныхвопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

-     выполнятьпробноеучебноедействие,фиксироватьиндивидуальноезатруднениевпробном действии;

-   сопоставлять полученный результат с заданным условием, контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

-    анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомыечисла(величины);искатьивыбирать необходимуюинформацию, содержащуюся втексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

-    моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи; использовать соответствующие знаково- символические средства для моделирования ситуации;

-   конструировать последовательность «шагов» (алгоритм)решения задачи, воспроизводить способ решения задачи;

-  объяснять(обосновывать)выполняемыеивыполненныедействия;

-     анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные; выбратьнаиболее эффективный способ решения задачи; оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

-  участвоватьвучебномдиалоге,оцениватьпроцесспоискаирезультатрешениязадачи;

конструироватьнесложныезадачи;

-  ориентироватьсявпонятиях«влево»,«вправо»,«вверх»,«вниз»;

-   выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже, анализировать расположение деталей в исходной конструкции; составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


В процессе освоения программы курса «Веселый счет» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ:

РегулятивныеУУД:

ü  определятьиформулироватьцельдеятельностиспомощью учителя;

ü  учитьсявысказыватьсвоёпредположение(версию)наосновеработысматериалом;

ü  учитьсяработатьпопредложенномуучителемплану.

ПознавательныеУУД:

ü  находитьответынавопросывтексте, иллюстрациях;

ü  делатьвыводыврезультатесовместнойработыдетейиучителя;

ü  преобразовыватьинформациюизоднойформывдругую.

КоммуникативныеУУД:

ü  оформлятьсвоимысливустнойиписьменнойформе(науровнепредложенияили небольшого текста);

ü  слушатьипониматьречьдругих;пользоватьсяприёмамислушания:фиксироватьтему, ключевые слова;

ü  договариватьсясодноклассникамисовместносучителемоправилахповеденияи общения, оценки и самооценки и следовать им; приходить к общему решению в совместной деятельности;

ü  задаватьвопросы;

ü  учитьсяработатьвпаре,группе;выполнятьразличныероли(лидера, исполнителя).

 

 

VI.  Содержание программы.Тематическое планирование.

 

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета –

 

математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и таким образом приводят к упрочению знаний у детей с ОВЗ.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ

 

 

Разделы

1год

2 год

3год

4год

обучения

обучения

обучения

обучения

1.

Числа.Арифметические

14

12

14

10

действия.Величины.

2.

Мирзанимательныхзадач.

6

10

14

18

3.

Геометрическаямозаика.

13

12

8

6

 

Итого

33

34

34

34


1КЛАСС

 

Основныезадачи:формироватьуменияориентироватьсявпространственныхпонятиях«влево»,

«вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА«ПОСЧИТАЙ-КА» -1 КЛАСС

 

 

Наименование раздела

Содержание раздела

1

Числа.Арифметические

Названияипоследовательностьчиселот1до20.

действия.Величины.

Числаот1до100.Решениеисоставлениеребусов,содержащих числа.

2

Мир занимательных

Задачи,допускающиенесколькоспособоврешения.Задачис

задач.

недостаточными,некорректнымиданными,сизбыточным

 

составомусловия.Последовательность«шагов»(алгоритм)

 

решениязадачи.Задачи,имеющиенесколькорешений.

 

Обратныезадачиизадания.Ориентировкавтекстезадачи,

 

выделениеусловияивопроса,данныхиискомыхчисел

 

(величин).

3

Геометрическаямозаика.

Пространственныепредставления.Понятия«влево»,«вправо»,

«вверх»,«вниз».Маршрутпередвижения.Точканачала

движения;число,стрелки1→1↓,указывающиенаправление

движения.Проведениелиниипозаданномумаршруту

(алгоритму)—«путешествиеточки»(налистевклетку).

Построениесобственногомаршрута(рисунка)иего описание.

 

1 КЛАСС

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

1

Математика—это интересно.

Решение    нестандартных    задач.     Игра                   «Муха» («муха»перемещаетсяпокомандам«вверх,«вниз»,

«влево»,«вправо»наигровомполе3х3клетки

1

2

Танграм:древняя китайская головоломка.

Составлениекартинкисзаданнымразбиениемна части;счастичнозаданнымразбиениемначасти,

беззаданногоразбиения.Проверкавыполненной работы.

1

3

Путешествиеточки.

Построение    рисунка    (на    листе    в    клетку)                        в соответствии   с           заданной                               последовательностью

«шагов»     (по     алгоритму).     Проверка                    работы. Построениесобственногорисункаиописаниеего

«шагов».

1

4

"Спичечный" конструктор.

Построениеконструкциипозаданномуобразцу. Взаимный контроль. Игры с кубиками.

1


5

Танграм:древняя китайская головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части, без заданного разбиения.Составление картинки, представленнойвуменьшенноммасштабе.

Проверкавыполненнойработы.

1

6

Волшебнаялинейка.

Шкалалинейки.Сведенияизисторииматематики:

историявозникновениялинейки.

1

7

Праздникчисла10.

Игры:    «Задумай    число»,    «Отгадай   задуманное

число».Восстановлениепримеров:поискцифры, которая скрыта.

1

8

Конструирование многоугольниковиз деталей танграма.

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенноммасштабе.Проверкавыполненной

работы.

1

9

Игра-соревнование

«Весёлыйсчёт».

Найти,показатьиназватьчислапопорядку(от1до

20).Числаот1до20расположенывтаблицах(4х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

1

10

Игрыскубиками.

Подсчётчислаточекнаверхнихгранях,выпавших

кубиков        каждого    два    кубика).                  Взаимный контроль

1

11-

12

Конструкторы.

Знакомство с деталями конструктора, схемами- инструкциями и алгоритмами построения конструкций.Выполнениепостройкипо

собственномузамыслу.

2

13

Весёлаягеометрия.

Решение    задач,    формирующих    геометрическую

наблюдательность.

1

14

Математические игры.

Построение           «математических»           пирамид:

«Сложение в пределах10»;«Вычитание в пределах 10».

1

15-

16

«Спичечный» конструктор.

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствиисусловием.Проверкавыполненной

работы.

2

17

Задачи-смекалки.

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение разных видов задач. Воспроизведение способарешениязадачи.Выборнаиболее

эффективныхспособоврешения.

1

18

Прятки с фигурами.

Поиск    заданных     фигур    в    фигурах               сложной конфигурации. Работа       с                таблицей     «Поиск

треугольниковвзаданнойфигуре».

1

19

Математические игры.

Построение           «математических»           пирамид:

«Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; Вычитание в пределах 20». Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов.

1

20

Числовые головоломки.

Решениеисоставлениеребусов,содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

21-

22

Математическая карусель.

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», Математические    головоломки»,                                 «Занимательные

задачи».

2


23

Уголки.

Составлениефигуриз4,5,6,7уголков:пообразцу,

пособственномузамыслу.

1

24

Игравмагазин. Монеты.

Сложение      и      вычитание      в      пределах      20.

Моделирование     приема     выполнения                                действия сложения с переходом через десяток в пределах 20.

1

25

Конструирование фигур из деталей танграма.

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленныхвуменьшенноммасштабе.

Проверкавыполненнойработы.

1

26

Игрыскубиками.

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков(у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа2,3,4,5,6,7,анаграняхвторого—числа4,

5, 6, 7, 8, 9. Выполнение заданий по образцу. Использование метода от обратного. Взаимный контроль.

1

27

Математическое путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычислениявгруппах. 1-й ученик из числавычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5.Ответы к четырём раундам записываютсявтаблицу.1-йраунд:10–3=7,7+2

=9, 9 –3=6, 6 +5 =11.2-й раунд: 11 –3=8 и т.д.

1

28

Математические игры.

«Волшебнаяпалочка»,«Лучшийлодочник»,«Гонки с зонтиками». Решение простых задач, представленных воднойцепочке.Построениеузора поклеточкампозаданномуалгоритму;с

применениемзнанийвизмененных условиях.

1

29

Секретызадач.

Решение    задач    разными    способами.    Решение

нестандартныхзадач.

1

30

Математическая карусель.

Работав«центрах»деятельности:Конструкторы. Математические      головоломки.                                   Занимательные

задачи.

1

31

Числовые

головоломки.

Решениеисоставлениеребусов,содержащихчисла.

Заполнениечисловогокроссворда(судоку).

1

32

Математические игры.

Построение           «математических»           пирамид:

«Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».

1

33

КВН

ПроведениематематическогоКВНа.Подведение

итогов.

1

 

Итого:

 

33 час.

 

Требования к результатамобучения учащихся к концу1 класса

 

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

-пониматькаклюдиучилисьсчитать;

-находитьсуммырядачисел;

-изисториилинейки,нуля,математических

-решатьзадачи,связанныеснумерацией,на

знаков;

сообразительность,задачи-шутки,задачисоспичками;

-работатьспословицами,вкоторых

-разгадыватьчисловыеголоволомкииматематические

встречаются числа;

ребусы;

-выполнятьинтересныеприёмыустного

-находитьвокружающеммирепредметы, дающие

счёта.

представлениеобизученныхгеометрическихфигурах.


2класс

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА«ПОСЧИТАЙ-КА  » -2 КЛАСС

 

Наименование раздела

Содержание раздела

1

Числа.Арифметические

Сложениеи вычитаниечиселвпределах100.Таблица

действия.Величины.

умноженияоднозначныхчиселисоответствующиеслучаи

 

деления.Числовыеголоволомки:соединениечиселзнаками

 

действиятак,чтобывответеполучилосьзаданноечисло,и др.

2

Мирзанимательных задач.

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.Старинныезадачи.Логическиезадачи.Задачина переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартныезадачи.

3

Геометрическаямозаика.

Геометрическиеузоры.Закономерностивузорах.Симметрия.

Фигуры,имеющиеоднуинесколькоосей симметрии.

Расположениедеталейфигурывисходнойконструкции

(треугольники,уголки).Частифигуры.Местозаданнойфигуры

вконструкции.

Расположениедеталей.Выбордеталейвсоответствии

сзаданнымконтуромконструкции.Поискнескольких

возможныхвариантоврешения.

Составлениеизарисовкафигурпособственномузамыслу.

 

2 КЛАСС

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

1

«Удивительная снежинка»

Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работастаблицей«Геометрическиеузоры.

Симметрия»

1

2

Крестики-нолики

Игра     «Крестики-нолики».     Игры     «Волшебная

палочка»,       «Лучший       лодочник»                        (сложение, вычитание в пределах 20).

1

3

Математические игры

Числаот1до100.Игра «Русскоелото».Построение математическихпирамид:«Сложениеивычитание

впределах20(спереходомчерезразряд)».

1

4

Прятки с фигурами

Поиск    заданных    фигур    в     фигурах               сложной конфигурации.Решениезадачнаделениезаданной

фигурынаравныечасти.

1

5

Секреты задач

Решениенестандартныхизанимательныхзадач.

Задачив стихах.

1

6-7

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями.

2


8

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиенияначастиипредставленнойв

уменьшенноммасштабе.

1

9

Числовые

головоломки

Решениеисоставлениеребусов,содержащихчисла.

Заполнениечисловогокроссворда(судоку).

1

10

Шагвбудущее

Игры:«Волшебнаяпалочка»,«Лучшийлодочник»,

«Чьясуммабольше?»

1

11

Геометриявокругнас

Решение    задач,    формирующих    геометрическую

наблюдательность.

1

12

Путешествиеточки

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверкаработы.Построениесобственного

рисункаиописаниеегошагов.

1

13

Взглядв будущее

Игры:«Волшебнаяпалочка»,«Лучшийлодочник»,

«Чьясуммабольше?»,«Гонкисзонтиками»идр.

1

14

 

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента сиспользованиемциркуля(пообразцу,по

собственномузамыслу).

1

15

Математическое путешествие

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы кпятираундамзаписываются.1-йраунд:34–14=

20, 20 +18 =38, 38 – 16=22,22 +15=37.

1

16-

17

Новогодний серпантин

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере),математическиеголоволомки,

занимательныезадачи.

2

18

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах100», «Вычитаниевпределах 100».Работа спалитрой—основойсцветнымифишкамии

комплектом заданий к палитре по теме «Сложениеи вычитание до 100».

1

19

«Часынасбудятпо утрам…»

Определениевременипочасамсточностьюдочаса. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

1

20

Геометрический

калейдоскоп

Заданиянаразрезаниеисоставлениефигур.

1

21

Головоломки

Расшифровка               закодированных                                      слов. Восстановлениепримеров:объяснить,какаяцифра

скрыта;проверить,перевернувкарточку.

1

22

Секреты задач

Задачи    с    лишними    или    недостающими    либо

некорректнымиданными.Нестандартныезадачи.

1

23

«Что              скрывает сорока?»

Решениеисоставлениеребусов,содержащихчисла: ви3на,100л,про100р, ко100чка,40а,3буна,и100рия

и др.

1

24

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

1


25

Дважды       два                     четыре

Таблица    умножения    однозначных    чисел.    Игра

«Говорящая         таблица        умножения».        Игра

«Математическоедомино».Математическийнабор

«Карточки-считалочки»:заданиясответом.

1

26-

27

Делимиумножаем

Математическиепирамиды:«Умножение»,

«Деление». Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числаточек)наверхнихграняхвыпавшихкубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Заданияпо теме «Табличное умножение и деление чисел».

2

28

Вцарствесмекалки

Сборинформацииивыпускматематическойгазеты

(предварительнаяработавгруппах).

1

29

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере),математическиеголоволомки,

занимательныезадачи.

1

30

Составьквадрат

Прямоугольник.Квадрат.Заданиянасоставление

прямоугольников(квадратов)иззаданныхчастей.

1

31-

32

Мир    занимательных задач

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающиенестандартныерешения.Обратные

задачиизадания.Задача «Оволке,козеи капусте».

2

33

Математические фокусы

Отгадывание    задуманных    чисел.    Чтение    слов:

слагаемое,уменьшаемоеидр.(ходомшахматного коня).

1

34

Математическая

эстафета

Конкурсматематическихдостижений.

1

 

Итого:

 

34 час.

 

 

 

Требования к результатам обучения учащихся к концу2 класса

 

 

 

 

 

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

-пониматьнумерациюдревних римлян;

-использоватьинтересныеприёмыустного счёта;

-некоторыесведенияизисториисчётаи

-применятьприёмы,упрощающиесложениеи

десятичнойсистемысчисления;

вычитание;

-выделятьпростейшиематематические

-разгадыватьисоставлятьпростыематематические

софизмы;

ребусы,магическиеквадраты;

-пользоватьсясведениямииз«Книги

-решатьзадачина сообразительность,

рекордовГиннесса»;

комбинаторные,сгеометрическимсодержанием,

-пониматьнекоторыесекреты

задачи-смекалки;

математическихфокусов.

-находитьпериметриплощадьсоставныхфигур.


3 класс

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПОСЧИТАЙ-КА» -3 КЛАСС

 

 

Наименование раздела

Содержание раздела

1

Числа.Арифметические действия. Величины.

Поиск нескольких решений.Восстановление примеров:поиск цифры, котораяскрыта.Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числаот1до1000.Сложениеивычитаниечиселвпределах 1000.

2

Мирзанимательных задач.

Старинныезадачи.Логическиезадачи.Задачинапереливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартныезадачи. Использование знаково- символических средств для

моделированияситуаций,описанныхвзадачах.

Задачи,решаемыеспособомперебора.«Открытые»задачии задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

3

Геометрическаямозаика.

Разрезаниеисоставлениефигур.Делениезаданнойфигурына равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по

образцу,пособственномузамыслу).

3 КЛАСС

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

1

Интеллектуальная

разминка

Повторение    таблицы    сложения    и    умножения.

Устныйсчёт.Головоломки.

1

2

«Числовой»

конструктор

Числаот1до1000.Составлениетрёхзначныхчисел

спомощьюкомплектовкарточекс числами.

1

3

Геометриявокругнас

Конструированиемногоугольниковизодинаковых

треугольников.

1

4

Волшебные

переливания

Задачина переливание.

1

5-6

Вцарствесмекалки

Разборнестандартныхзадач(на«отношения»).

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

2

7

Шагвбудущее

Игры:«Крестики-ноликинабесконечнойдоске»,

«Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование.

1


8-9

«Спичечный» конструктор

Построениеконструкциипозаданномуобразцу. Перекладываниенесколькихспичеквсоответствии

сусловием.Проверкавыполненной работы.

2

10

Числовые головоломки

Решениеисоставлениеребусов,содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

11-

12

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере),математическиеголоволомки,

занимательныезадачи.

2

13

Математические фокусы

Порядок     выполнения     действий     в                    числовых выражениях(безскобок,соскобками).Цифры

наоборот.

1

14

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000». Игры:«Волшебнаяпалочка»,«Лучшийлодочник»,

«Чьясуммабольше?»

1

15

Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаковослеванаправоисправаналево.Числовые головоломки.

1

16

Математическая копилка

Составление сборника числового материала,взятого из жизни (газеты, детские журналы) для составления задач.

1

17

Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый - прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимныйконтроль.1-йраунд:640–140=500,500

+180 =680, 680– 160 =520,520 +150= 670

1

18

Выберимаршрут

Единица    длины    километр.    Составление                   карты путешествия:  на                        определённом           транспорте      по

выбранномумаршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

1

19

Числовые головоломки

Решениеисоставлениеребусов,содержащихчисла. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

20-

21

Вцарствесмекалки

Сборинформацииивыпускматематической газеты.

2

22

Мир    занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями.Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровоезначениебукввусловнойзаписи:СМЕХ

+ГРОМ=ГРЕМИидр.

1

23

Геометрический

калейдоскоп

Конструирование   многоугольников   иззаданных

элементов.Конструированиеиздеталейтанграма.

1

24

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере),математическиеголоволомки,

занимательныезадачи.

1

25

Развернилисток

Задачиизаданиянаразвитиепространственных

представлений.

1


26-

27

От       секунды            до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Однасекундав жизникласса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

2

28

Числовые

головоломки

Решениеисоставлениеребусов,содержащихчисла.

Заполнениечисловогокроссворда(какуро).

1

29

Конкурссмекалки

Задачивстихах.Задачи-шутки.Задачи-смекалки.

1

30

Это было встарину

Старинныерусскиемерыдлиныимассы:пядь,аршин,вершок,верста,пуд,фунтидр.Решение

старинныхзадач.

1

31

Математические фокусы

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа наоднозначноечисло.Поиск«спрятанных»цифрв

записи решения.

1

32-

33

Энциклопедия математических

развлечений

Составление    сборника    занимательных    заданий. Использование              разных                          источников информации

(детскиепознавательныежурналы,книгии др.).

2

34

Математический

лабиринт

Итоговоеоткрытое занятие— викторина.

1

 

Итого:

 

34 час.

 

 

Требования к результатам обучения учащихся 3 класса

 

 

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

-различатьименаивысказываниявеликих

-преобразовывать

неравенства

в

равенства,

математиков;

 

 

составленныеизчисел,сложенныхизпалочекв виде

-

работатьсчислами– великанами;

 

римских цифр;

 

 

 

-

пользоваться

алгоритмамисоставленияи

-решатьнестандартные,олимпиадныеистаринные

разгадыванияматематическихребусов;

задачи;

 

 

 

-

понимать

«секреты»

некоторых

-использоватьособыеслучаибыстрогоумноженияна

математическихфокусов.

 

практике;

 

 

 

 

 

-находить периметр,

площадьиобъѐмокружающих

 

 

предметов;

 

 

 

 

 

-разгадыватьисоставлятьматематическиеребусы,

 

 

головоломки,фокусы.

 

 


4 класс

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « ПОСЧИТАЙ-КА » -4 КЛАСС

 

Наименование раздела

Содержание

1

Числа.Арифметические

Числаот1до1000.Сложение и вычитание чисел в пределах

действия.Величины.

1000.Числа-великаны(миллионидр.).Числовойпалиндром:

 

число,котороечитаетсяодинаковослеванаправоисправа

 

налево.Поискичтениеслов,связанныхсматематикой

 

таблице,ходомшахматногоконяидр.).Занимательные

 

заданиясримскимицифрами.Время.Единицывремени.

 

Масса.Единицымассы.Литр.

2

Мир занимательных

Анализиоценкаготовыхрешенийзадачи,выбор верных

задач.

решений.Задачинадоказательство,например,найтицифровое

 

значениебуквв условнойзаписи:СМЕХ+ГРОМ=ГРЕМИи

 

др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Воспроизведениеспособарешениязадачи.Выборнаиболее эффективных способов решения.

3

Геометрическаямозаика.

Объёмныефигуры:цилиндр,конус,пирамида,шар,куб.

Моделированиеизпроволоки.Созданиеобъёмныхфигуриз

развёрток:цилиндр,призмашестиугольная,призма

треугольная,куб,конус,четырёхугольнаяпирамида,октаэдр,

параллелепипед,усечённыйконус,усечённаяпирамида,

пятиугольнаяпирамида,икосаэдр(повыборуучащихся).

4 КЛАСС

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

1

Интеллектуальная

разминка

Повторение.    Таблицы    Шульте.     Устный    счёт.

Головоломки.

1

2

Числа-великаны

Как велик миллион?Что такое гугол?

1

3

Мир          занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями.Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.Задачи на доказательство:найти

Цифровое значение букв в условной записи.

1

4

Кточтоувидит?

Задачи   и    задания   на    развитие    пространственных

представлений.

1

5

Римскиецифры

Занимательныезаданиясримскимицифрами.

1

6

Числовые

головоломки

Решениеисоставлениеребусов,содержащихчисла. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

1

7

Секреты задач

Задачивстихахповышеннойсложности:«Начнёмс

хвоста»,«Скольколет?»идр.(Н.Разговоров).

1

8

Вцарствесмекалки

Сборинформацииивыпускматематическойгазеты

(работавгруппах).

1

9

Математический

марафон

Решение        занимательных         задач                      (командное соревнование)

1

10-

11

«Спичечный» конструктор

Построение    конструкции    по    заданному    образцу.

Перекладываниенесколькихспичеквсоответствиис условиями. Проверка выполненной работы.

2


12

Выберимаршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранномумаршруту.Определяемрасстояниямежду

городамии сёлами.

1

13

Интеллектуальная разминка

Работав«центрах»деятельности:конструкторы, электронные    математические    игры    (работа                          на

компьютере),        математические                               головоломки, занимательные задачи.

1

14

Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколькопоследовательныхчиселнатуральногоряда?

Например,6 +7 +8+9 +10;12+13 +14 +15 +16и др.

1

15-

17

Занимательное моделирование

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,усечённыйконус,усечённаяпирамида,

пятиугольнаяпирамида,икосаэдр(повыборуучащихся).

3

18

Математическая

копилка

Составлениесборникачисловогоматериала,взятогоиз жизни(газеты,детскиежурналы),длясоставлениязадач.

1

19

Математические

прятки

Поискслов,связанныхсматематикойвспециальных таблицах и текстах. Обсуждение.

1

20

«Математика—наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьтенаних).Задачиизаданияпопроверкеготовых

решений,втомчисле неверных.

1

21

Решай,       отгадывай,

считай

Вариациисцифрами,оканчивающимисяна 0;решение необычных занимательных примеров.

1

22-

23

Вцарствесмекалки

Сборинформацииивыпускматематическойгазеты.

2

24

Числовые

головоломки

Решениеисоставлениеребусов,содержащихчисла. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

1

25-

26

Мир    занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство:найтицифровоезначениебуквв

условнойзаписи.

2

27

Математические

фокусы

Отгадываниезадуманныхчисел:«Отгадайзадуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

1

28-

29

Интеллектуальная разминка

Работа    в     «центрах»    деятельности:               конструкторы, электронные                        математические игры                  (работа               на

компьютере),           математические                                 головоломки, занимательные задачи.

2

30

Блиц-турнир           по

решению задач

Решениелогических,нестандартныхзадач.Решение задач, имеющих несколько решений.

1

31

Математическая

копилка

Математикавспорте.Созданиесборникачислового материала для составления задач.

1

32

Геометрические

фигурывокругнас

Командныесоревнования:поискгеометрических фигур и воспроизведение их на бумаге и телесно.

1

33

Математический

лабиринт

Интеллектуальныймарафон.     Решениезанимательных задач. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.

1

34

Математический

праздник

Задачи-шутки.Задачив стихах.Игра«Задумайчисло». Подведение итогов.

1

 

Итого:

 

34 час.


Требованиякрезультатамобученияучащихся4 класса

 

 

Обучающийсянаучится:

Обучающийсяполучитвозможностьнаучиться:

-проводитьвычислительныеоперации

-выполнятьупражнениясчертежейна нелинованной

площадейиобъёма фигур;

Бумаге;

-конструироватьпредметыиз

-решатьзадачинапротиворечия;

геометрическихфигур;

-анализироватьпроблемныеситуацийвомногоходовых

-разгадыватьисоставлятьпростые

задачах;

математическиеребусы,магические

-работатьнад проектами.

квадраты;

 

-применятьприёмы,упрощающиесложение

 

и вычитание.

 

 

К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ« ПОСЧИТАЙ-КА » УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:

 

Раздел

Общие результаты

Числа.

—сравниватьразныеприёмыдействий,выбиратьудобныеспособыдля

Арифметические

выполненияконкретногозадания;

 

 

действия.Величины:

—моделироватьвпроцессесовместногообсужденияалгоритмрешения

 

числовогокроссворда;использоватьеговходесамостоятельнойработы;

 

—применятьизученныеспособыучебнойработыиприёмывычислений

 

дляработысчисловымиголоволомками;

 

 

 

—анализироватьправилаигры,действоватьвсоответствиисзаданными

 

правилами;

 

 

 

 

 

—включатьсявгрупповуюработу,участвоватьвобсуждении

 

проблемных

вопросов,

высказывать

собственное

мнение

 

аргументироватьего;

 

 

 

 

—выполнятьпробноеучебноедействие,фиксироватьиндивидуальное

 

затруднениевпробномдействии;

 

 

 

—аргументироватьсвоюпозициювкоммуникации,учитыватьразные

 

мнения,использоватькритериидляобоснованиясвоегосуждения;

 

—сопоставлятьполученный(промежуточный,итоговый)результатс

 

заданнымусловием;

 

 

 

 

—контролироватьсвоюдеятельность:обнаруживатьиисправлятьошибки.

 

 

Мир занимательных задач:

  анализироватьтекстзадачи:ориентироватьсявтексте,выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  искатьивыбиратьнеобходимуюинформацию,содержащуюсявтексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

  моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующиезнаково-символическиесредствадлямоделирования ситуации;

  конструироватьпоследовательностьшагов(алгоритм)решениязадачи;

  объяснять(обосновывать)выполняемыеивыполненныедействия;

  воспроизводитьспособрешениязадачи;

   сопоставлятьполученный(промежуточный,итоговый)результатс заданным условием;

    анализироватьпредложенныевариантырешениязадачи,выбиратьиз них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

  оцениватьпредъявленноеготовоерешениезадачи(верно,неверно);

    участвоватьвучебномдиалоге,оцениватьпроцесспоискаи результат решения задачи.


Геометрическаямозаика

  конструироватьнесложныезадачи.

  ориентироватьсявпонятиях«влево»,«вправо»,«вверх»,«вниз»;

  ориентироватьсянаточкуначаладвижения,начислаистрелки1→1↓ и др., указывающие направление движения;

  проводитьлиниипозаданномумаршруту(алгоритму);

  выделятьфигурузаданнойформынасложномчертеже;

  анализироватьрасположениедеталей(танов,треугольников,уголков, спичек) в исходной конструкции;

  составлятьфигурыизчастей,определятьместозаданнойдеталив конструкции;

  выявлятьзакономерностиврасположениидеталей;составлятьдеталив соответствии с заданным контуром конструкции;

  сопоставлятьполученный(промежуточный,итоговый)результатс заданным условием;

  объяснять(доказывать)выбордеталейилиспособадействияпри заданном условии;

  анализироватьпредложенныевозможныевариантыверногорешения;

—моделироватьобъёмныефигурыизразличныхматериалов(проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

  осуществлятьразвёрнутыедействияконтроляисамоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.



 

Скачано с www.znanio.ru