Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Светлянская средняя общеобразовательная школа
Воткинского района Удмуртской Республики
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юность»
Среднее общее образование
34 ч.
Составитель: Алатырева О.Г.,
классный руководитель 5 класса
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
§ предметные;
§ метапредметные;
§ личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Занятия проводятся в форме КТД, экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Цели, задачи внеурочной деятельности, принципы программы
Цель внеурочной деятельности
Ø Совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Задачи внеурочной деятельности
Ø оказать помощь в поисках «себя»;
Ø создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
Ø развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
Ø создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
Ø развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
Ø расширить рамки общения с социумом;
Ø воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
Программа рассчитана на 170 часов (34 ч в неделю) и предназначена для учащихся 5 – 9 классов
Программа состоит из 5 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности пятиклассников и направлена на решение спланированных педагогических задач
Срок реализации программы
2018 – 2023 уч. год
Формы реализации программы и ожидаемый результат
Спортивно-оздоровительное направление |
|
Цель |
Создание условий, обеспечивающих становление физически здоровой личности школьника на основе развития его индивидуальности |
Задачи |
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни. Формирование негативного отношения к вредным привычкам. Повышение активности обучающихся в делах класса, формирующих умение и потребность вести здоровый образ жизни. |
Формы реализации программы |
Участие учеников класса в занятиях спортивных секций, проведение физкультминуток на уроках; беседы о ЗОЖ |
Ожидаемые результаты |
Улучшение показателей физического здоровья. Овладение культурой здоровья. Формирование негативного отношения к вредным привычкам. Умение вести здоровый образ жизни. |
Социальное направление |
|
Цель |
Создание условий, обеспечивающих социальную активность школьника на основе развития его индивидуальности |
Задачи |
Расширение знаний о человеке (человек - часть социума, человек в общении с другими людьми, терпимое отношение к людям). Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся . Формирование потребности активно участвовать в социальной жизни класса, гимназии, города, страны. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем. |
Формы реализации программы |
Работа над оформлением классного уголка; проведение классных часов о символике РФ и УР, Уставе школы; подготовка и участие в классных концертах для родителей, в Новогодних праздниках; организация работы с классом: беседа «Учись учиться: где же взять время?»; беседа «Защити себя сам» (правила безопасного поведения дома и в общественных местах), классный час «Они сражались за Родину», посвящённый Дню Победы; организация и проведение классных праздников, посвященных 8 Марта и 23 Февраля; участие в субботниках и гимназических благотворительных акциях; в сборе макулатуры; индивидуальная работа с родителями обучающихся. |
Ожидаемые результаты |
Активное участие школьников в социальной жизни класса, школы, города, страны. Развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем. Формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам. Повышение уровня социальной комфортности в коллективе. |
|
Общеителлектуальное направление |
Цель |
Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности |
Задачи |
Формирование представления о самопознании и его месте в самовоспитывающей деятельности. Развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам деятельности, способствующим постоянному саморазвитию. Повышение активности обучающихся в интеллектуально-творческих проектах, конкурсах, викторинах, олимпиадах, интеллектуальных играх и т.п. |
Формы реализации программы |
Участие учащихся класса в работе кружков общеинтеллектуальной направленности. Повышение активности участия в викторинах, познавательных играх, предметных неделях, олимпиадах, внешкольных интеллектуально-творческих проектах, в т.ч. дистанционных («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «КИТ», «Британский Бульдог» и др.) |
Ожидаемые результаты |
Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время. Интерес учащихся в разносторонней интеллектуальной деятельности. Повышение мотивации к участию в викторинах, познавательных играх, предметных неделях, олимпиадах, внешкольных интеллектуально-творческих проектах. Использование кейс-метода (портфолио) для демонстрации достижений школьников в интеллектуально-творческих проектах. |
Духовно-нравственное направление |
|
Цель |
Создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности |
Задачи |
Формирование представления о духовных и нравственных ценностях. Развитие потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений в семье и обществе. Развитие интереса школьников к духовно-нравственным ценностям народа. |
Формы реализации программы |
Беседы «Человек в обществе: обязанности и права», «У войны не женское лицо»; культпоходы в театры, кинотеатры, музеи, на выставки; участие в олимпиадах по предметам. |
Ожидаемые результаты |
Повышение уровня духовно-нравственной культуры школьников. Развитие потребности жить по законам добра и милосердия, уважать общечеловеческие ценности. |
Общекультурное направление |
|
Цель |
Создание условий, обеспечивающих общекультурное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности |
Задачи |
Формирование представления о культуре личности. Расширение знаний о культурных ценностях народов мира. Развитие потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений с окружающими. |
Формы реализации программы |
Классный час «Что значит быть воспитанным человеком»; посещение кинотеатров, театров и музеев городов Воткинска и Ижевска; экскурсия по селу |
Ожидаемые результаты |
Повышение уровня общей культуры школьников. Развитие потребности соблюдать «золотые правила» этикета, повышать уровень своей культуры, расширять свои знания о культурных ценностях народов мира.
|
Тематическое планирование по направлениям
№ |
Название раздела |
Общее количество часов |
||||
5 кл |
6 кл |
7 кл |
8 кл |
9 кл |
||
1 |
Спортивно – оздоровительное направление |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
2 |
Духовно-нравственное направление |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
3 |
Общеинтеллектуальное направление |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
4 |
Социальное направление |
8 |
7 |
7 |
7 |
7 |
5 |
Общекультурное направление |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
Итого |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
Календарно – тематическое планирование 5 класс
Направление внеурочной деятельности |
УУД |
Тема занятия |
Вид деятельности |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Спортивно – оздоровительное
|
Личностные результаты : • установка на безопасный, здоровый образ жизни; • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; Регулятивные УУД: • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности Познавательные УУД: • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; Коммуникативные УУД: • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; • обращаться за помощью; • формулировать свои затруднения; • предлагать помощь и сотрудничество; • слушать собеседника; • договариваться и приходить к общему решению; • формулировать собственное мнение и позицию; • осуществлять взаимный контроль; • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: • формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе. •овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.) |
За здоровый образ жизни. |
Правила техники безопасности. Беседа. |
1 |
сентябрь |
Акция «18 ноября - всемирный день отказа от курения» |
Беседа о наркотических средствах и о их вреде человеческому организму |
1 |
ноябрь |
||
«Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений |
Поход на лыжах |
1 |
декабрь |
||
Как защититься от простуды и гриппа |
Беседа со школьным медиком о профилактике ОРВИ |
1 |
январь |
||
Спортивно-игровой праздник, посвященный Дню защитника Отечества |
Игры, эстафеты, веселые минутки. |
1 |
февраль |
||
Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель» |
Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель. |
2 |
март |
||
Духовно - нравственное |
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
День Знаний. Праздничная линейка. Экскурсия «Моя школа». |
Линейка, экскурсия по школе. |
1 |
сентябрь |
Профессия «Учитель» |
Профессии. Изготовление открытки к Дню учителя |
1 |
сентябрь |
||
Социальные отношения. Отношения со сверстниками. |
Анкетирование. |
1 |
октябрь |
||
День матери. |
Участие в праздничном концерте посвященное всемирному дню матери. |
1 |
ноябрь |
||
Духовные ценности человечества и литература. |
Посещение сельской библиотеки . |
1 |
декабрь |
||
Мир семейного очага – Международный женский день |
Праздничный концерт. |
1 |
март |
||
9 мая День Победы «Они сражались за Родину…» Книга памяти. |
Митинг Посещение музея |
1 |
май |
||
Обще – интеллектуальное |
Личностные результаты · Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). · В предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор Регулятивные УУД: · Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. · Проговаривать последовательность действий . · Учиться работать по предложенному учителем плану. · Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: · Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. · Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. · Перерабатывать полученную информацию Коммуникативные УУД: · Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи · Слушать и понимать речь других. · Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. · Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
«Интеллектуальный хоккей» |
Интеллектуальная игра |
1 |
октябрь |
Участие во всероссийских интеллектуальных играх «Русский медвежонок» «Золотое Руно» |
Участие в олимпиадном движении |
1 |
ноябрь |
||
День детского кино.
|
Посещение кинотеатров города. Просмотр фильмов. |
3 |
январь |
||
Город мастеров. Профессии |
Ролевая игра |
1 |
апрель |
||
Социальное направление
|
Личностные результаты · оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения; · объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; · в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; · осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Познавательные УУД: · добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; · перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности; Регулятивные УУД: · определять цель деятельности; · учиться обнаруживать и формулировать проблемы; · устанавливать причинно-следственные связи; · вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; · навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; Коммуникативные УУД:
|
«Откуда появились ПДД». |
Беседа, практическое занятие |
1 |
октябрь |
Практическое занятие. Выход на дорогу села.
|
Беседа, практическое занятие |
1 |
ноябрь |
||
«Придумай сказку о Светофоре Светофорыче». |
Игра |
1 |
декабрь |
||
«Азбука дорог». |
Беседа |
1 |
январь |
||
Создание буклета «Юный велосипедист, запомни!» |
Создание буклета |
1 |
февраль |
||
Культура общения и общая культура человека |
Беседа. |
1 |
март |
||
Изготовление и вручение детям – пешеходам буклетов «Помни, пешеход!» |
Изготовление буклетов |
1 |
апрель |
||
«Я с дорогой дружу». |
Игра |
1 |
май |
||
Общекультурное направление
|
Личностные результаты: · формирование познавательных интересов, повышение мотивации, профессиональное, жизненное самоопределение. Регулятивные · целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма: · преодоление импульсивности, непроизвольности; Познавательные · постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; · анализ объектов с целью выделения признаков; · самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
|
Устав школы – документ, регламентирующий нормы поведения учащихся. Правила поведения в школе |
Знакомство со школьным уставом. |
1 |
сентябрь |
Этика общения и поведения со сверстниками и педагогами. |
Правила этикета. |
1 |
октябрь |
||
«Мир прошлого и настоящего». Музейный урок «Памяти М.Т.Калашникова» |
Музейный урок |
1 |
февраль |
||
Час правовых знаний. |
викторина |
1 |
апрель |
||
«Учимся быть культурными» |
Интеллектуальная игра |
1 |
май |
Лист корректировки рабочей программы
Класс |
Название раздела, темы |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующее мероприятие |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.