Программа внеурочной деятельности "Внимательный читатель" для 1-4 класса
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности "Внимательный читатель" для 1-4 класса

Оценка 4.8
pdf
02.06.2022
Программа внеурочной деятельности "Внимательный читатель" для 1-4 класса
содержание внимательный читатель.pdf

 

 

 

 

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

 

К концу изучения в начальной школе факультативного курса «Внимательный читатель» будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития

 

1- 2 классы

3-4 классы

Личностные результаты

                   оценивает (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

                   эмоционально

«проживает»текст, выражать свои эмоции;

                   понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает;

                   высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Ученик обладает следующими умения и  качества:

                   эмоциональность;

 умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

                   эмпатия –  умение осознавать и определять  эмоции  других людей;сочувствовать другим людям,  сопереживать;

                   чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова,стремиться к совершенствованию собственной речи;

                   любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

                   понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

                   интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

                   наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

                   ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

                   этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

 

Метапредметные результаты Регулятивные УУД

1 - 2 классы

3-4 классы

-

         определяет и формулирует

   самостоятельно формулирует тему и цели занятия;

   составляет план решения учебной проблемы

 

цель собственной деятельности с помощью учителя;

-

         проговаривает последовате льность действий на уроке;

-         учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; -         учится работать по предложенному учителем плану;

   учится совместно с учителем и другими

ученикамидавать эмоционал ьную оценку деятельности класса 

совместно с учителем;

                   работает по плану, сверяя свои действия с целью,корректирует свою деятельность;

                   в диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки иопределяет степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

ориентируется в книге(на  развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;

преобразовывает информацию из одной формы в другую:

подробно пересказывает неболь шие тексты.

                   вычитывает все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; – пользуется разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

                   извлекает информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

                   перерабатывает и преобразовывает информацию из одной  формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

                   пользуется словарями, справочниками,

инциклопедиями;

                   осуществляет анализ и синтез;

                   устанавливает причинно-следственные связи; – строит рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты и технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД

                   оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушает и понимает речь других;

                   выразительно

читает и пересказывает текст

(его отрывок);

                   оформляет свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

                   адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической формами речи; – высказывает и обосновывает свою точку зрения; – слушает и слышит других, пытается принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 

договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности; – задает вопросы.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты Базовый уровень

– воспринимает на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

 

 

– осознанно, правильно, выразительно читает вслух;

– осмысленно, правильно читает (переход на чтение целыми словами); – отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного; –пересказывает текст; – составляет устный рассказ по картинке; – заучивает  наизусть небольшие стихотворения; – соотносит  автора, название и

героев прочитанных произведений; – различает рассказ и

стихотворение

 

– осознанно, правильно, выразительно ч итает целыми словами; –

 понимает смы сл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливает текст;

 выбирает наиб олее точную формулировку главной мысли из ряда данных; – подробно и выборочно пересказывает

текст;

 составляет ус тный рассказ о герое произведения по плану;

 размышляет о характере и

самостоятельнопрогнозирова ть содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

                   самостоятельно читает про себя незнакомый текст,проводит словарную работу;

самостоятельно формулирует главную мысль текста; – находит в тексте материал для характеристики героя;

                   подробно и

выборочнопересказывает тек ст;

                   составляет рассказ – характеристику героя;

 высказывает иаргументируе т своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

самостоятельноосваивает  незнакомый текст (читает про себя, задаёт вопросы автору по ходу чтения, прогнозирует ответы, осуществляет самоконтроль; проводит словарную работу по ходу чтения);

                   формулирует основную мысль Т;

                   составляет простой и сложный план Т;

–составляет  уст. рассказ на материале прочитанного; – имеет собственные читательские приоритеты, уважительно относится к предпочтениям других; – самостоятельно дает

характеристику героя

 

 

поступках

героя;

-

 различает нар одную и литературную (авторскую) сказку; –

 соотносит авт ора, название и героев прочитанных произведений

 

 

Повышенный уровень

Выпускник получит возможность научиться:

       воспринимать художественную литературу как вид искусства;

       осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать  собственное суждение;

       осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

       определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

       доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

       на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи

(повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

       писать отзыв о прочитанной книге;          работать с тематическим каталогом;     работать с детской периодикой.

       ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

       определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

 

Кроме того, учащиеся:

-   будут больше читать (повысится читательская активность);

-   освоят базовые технологии успешного чтения;

-   обретут дополнительное пространство для самореализации;

-   примут участие в нескольких увлекательных массовых детских проектах, включающих игры, творческие конкурсы, театрализации и т.д; создание школьниками собственных продуктов; 

-   получат дополнительные образовательные возможности открыть для себя новые грани удовольствия от встречи с хорошей книгой;

-   получат возможность подготовиться к выполнению итоговых комплексных работ.              

 

 

 

 

Характеристика основных видов деятельности учащихся

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.

 

Воспринимать на слухтексты в исполнении учителя, учащихся.

Характеризоватьособ

енности прослушанного художественного произведения (жанр); передавать последовательность сюжета; описывать героев.

Воспринимать учебно е задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

 

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Характеризовать осо

бенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать  последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответа-ми других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

 

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в  исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения. Характеризоватьпрос лушанное художественное произведение: его жанр, сюжет

(последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывания

Чтение

Читать

вслухслова, предложения; плавно читать

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно,

Читать

вслух осознанно, правильно, выразительно,

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать

 

целыми  слова-ми, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Декламироватьсти хотворение. Читать про себя,отвечать на вопросы по прочитанному. Предполагатьсоде ржание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам. Участвовать в ведении учите-лем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Пересказыватьтек ст худож.

произведения (подробно).

 

используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламироватьстихот ворения, небольшие отрывки прозы. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст:

предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения;. Составлять план. Пересказывать текст подробно и выборочно Характеризовать кни гу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Выбирать книгу в библиотеке

интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи.

Декламировать стихо творение, отрывки прозы. Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы.

Характеризовать тек ст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль). Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые  авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план

соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламироватьстихотв орения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Вычитывать все виды

текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Формулировать основ ную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.

Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения. Составлять простой

план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структ уру книги, самостоятельновыбира ть книгу в библиотеке.

 

 

 

текста.

Выделять ключевые

слова текста (фрагмента). Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подробно и выборочно.

Характеризовать кни гу:анализировать обл ожку, титульный лист, иллюстрации, оглавление. Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

 

Культура речевого общения

 

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Формулировать вопро сы..

Конструироватьмоно

логическое высказывание:

составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

 

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. Высказывать и аргументироватьсвоё отношение к прочитанному. Конструировать устн ое монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка. Создавать (устно) рассказ характеристику героя, устное описание

Участвовать в диалоге.

Конструироватьмонол огическое высказывание.

Создавать устно текст

– рассказхарактеристику героя. Высказыватьаргумент

ировано своё отношение к прочитанному, к героям.

 

Культура письмен

ной речи

 

 

Создавать письменны й текст (описание, отзыв).

Писать сочинение о личных впечатлениях

после предварительной подготовки.

Создавать письменны й текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

 

Каждое занятие направлено как на формирование читательских умений и расширение читательского кругозора ребенка, так и на формирование нравственных ценностей и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою родину и пр.

Круг чтения составляют художественные произведения и научно-популярные статьи. На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями («Почемучка», «Я познаю мир»…), детскими словарями (толковыми, орфографическими, словообразовательными), со словарями синонимов, антонимов и т.д. Акцент делаем на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.

Программа  предусматривает проведение аудиторные и  внеаудиторные занятия. Формы занятий:

       по количеству детей, участвующих в занятии, – фронтальная, групповая, индивидуальная;

       по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, презентация в форме защиты итогов работы, мини-конференция;

       по дидактической цели: вводные занятия, занятия по открытию нового знания, практические занятия, рефлексивные занятия.

Программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.

Для повышения эмоционального воздействия занятий и снижения утомляемости обучающихся предусмотрены разнообразные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

Также данный курс направлен на поддержание традиций семейного чтения, так как предполагает широкое привлечение родителей.

Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний; Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.  

 В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.

 Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом  и нравственном воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, поиск, извлечение и преобразование информации.  Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова.

 Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, на занятиях курса ведущей  является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология  включает в себя три  этапа работы с  текстом.

I  этап. Работа  с текстом до  чтения.

1.   Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение  смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев  по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский  опыт.

2.   Постановка  целей урока с учетом общей  (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II  этап. Работа  с текстом во время  чтения.

1.                 Первичное  чтение  текста.  Самостоятельное чтение в классе, или чтениеслушание,  или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями  текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на  выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской  прочитанного текста.

2.                 Перечитывание  текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его  отдельных фрагментов). Анализ  текста (приёмы: диалог с автором через  текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых  слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.

3.                 Беседа  по содержанию в  целом. Обобщение  прочитанного. Постановка к тексту обобщающих  вопросов. Обращение (в случае необходимости) к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. III  этап. Работа  с текстом после  чтения.

1.      Концептуальная  (смысловая) беседа по тексту.  Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение  читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи  текста или совокупности его главных смыслов.

2.      Знакомство  с писателем. Рассказ о  писателе. Беседа о  личности писателя.

Работа  с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.      Работа  с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение  смысла заглавия. Обращение учащихся  к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с  читательским  представлением.

4.      (Творческие)  задания,  опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Использование ТДМ на занятиях курса создает условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС.

 Данная программа направлена на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: игры и упражнения на развитие речи, памяти, внимания, пространственного восприятия, навыков чтения; словесное, графическое и музыкальное рисование; разные формы творческого пересказа; создание собственных текстов; коммуникативные игры, конкурсы, викторины, уроки-путешествия, инсценировки и  театрализации; библиотечные уроки,  экскурсии, устные журналы; оформление книжных выставок; составление книжек-малышек для детей дошкольных образовательных учреждений; выпуск литературных газет; выступления в ДОУ; праздники («Посвящение в читатели», «Читающая семья»); конкурс презентаций («Моя любимая книга», «Самая старая книга в нашей семье»); презентация книг для самостоятельного чтения; читательские конференции, просмотр экранизации изучаемых произведений и обсуждение прочитанного и просмотренного.  Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

 Занятия должны проходить так, чтобы детям было интересно – читать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, портреты, карты, заполнять путевые дневники.   На занятиях курса предполагается работа с разными видами текста. Это и  художественные произведения, и научно-популярные статьи. На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями, различными видами словарей.  Акцент при этом делается на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.

 Помимо этого, идет ознакомление с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка; формируются следующие умения: понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием; определение особенностей научно-познавательного текста; определение темы и главной мысли текста; поиск опорных (ключевых)  слов; выделение  главного в содержании текста; построение схемы, модели текста, построение плана; воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова,  схему (подробный, частичный  и выборочный пересказ текста).

 Также учащиеся получают библиографические знания: об элементах книги (обложка (переплет), корешок, страницы, содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, иллюстрации); учатся  ориентироваться в характере книги по ее обложке; выбирать книгу на основе  открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке.

 Большое внимание на занятиях курса уделяется формированию навыков чтения (темп, грамотность, выразительность, осмысленность). Для этого на каждом занятии проводятся разминка (дыхательная, артикуляционная и речевая гимнастики). Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом формируются с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения:  упражнения, направленные на развитие четкости произношения, регулирования дыхания, на развитие подвижности речевого аппарата, увеличение поля бокового зрения; упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания, логическое мышление, упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух. Самое главное в данной работе не длительность, а частота  выполнения тренировочных упражнений.

 

 

Содержание учебного курса (на класс);

 

1   год обучения (33 часа)

 

1. Введение (1 час).

Вводная беседа: «Что мы будем делать на занятиях кружка «Внимательный  читатель»?

Задачи: познакомить учащихся с содержанием занятий кружка «Внимательный читатель», вызвать интерес к данным занятиям.

Содержание: каждое занятие вводит первоклассников в мир литературы и детских книг, развивает интерес к читательской деятельности. 2. «О тебе, моя Родина!» (1 час) Содержание:

Стихи о Родине. (1 час) Содержание:

С. Дрожжин «Привет». Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»

3.                 Учимся уму – разуму. (1 часа) Содержание:

Стихи, рассказы о детях. А. Барто «В школу». В. Железников. «История с азбукой». Л. Пантелеев «Буква «ты» ».

4.                 «Потешьте нас, потешки!»(1 час). (Словесные забавы, потешки, скороговорки, загадки, небылицы, докучные сказки, шуточные народные песни).

Содержание:

Бахреевский В. «Лопоухий лопушок». Скороговорки и чистоговорки – М.:ЗАО Изд – во «Эксмо – Пресс», 1999г. - 64с.

«Котенька – коток». Русские народные детские песенки. /Сост. И обраб. Г.

Науменко – М.: Дом, 1994г. - 112с.

«Повторяйка!» Скороговорки. М.: ЗАО Изд – во «Эксмо – Пресс», 1998г. - 56с. «Попробуй, отгадай». Загадки. /Сост.А.А.Доброхотов. – Сиб.: ТОО «Диамант», 1997г., - 40с.

Токмакова И. «Поиграем». Стихи для детей. – М.: ЗАО Изд – во «Эксмо – Пресс», 1999г. – 62 (Для маленьких)

«Трынцы – брынцы, бубенцы». Русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки. колыбельные / Сост. И обраб. Г. Науменко – Любое издание. 5. «Мир родной природы». (2 часа) Содержание:

И. Соколов – Микитов. «Русский лес».

В. Белов. «Родничок».

М. Михайлов. «Лесные хоромы».

6. «Открываем в сказки дверь!». ( 3 часа) Русские народные сказки.

Содержание:

Сказки о животных. (1 час)

«Гуси – лебеди». Русская народная сказка.– Любое издание.

«Зимовье зверей». //Русские детские сказки / В обраб. А.Н.Афанасьева. – М.:

Росмэн, 1995г.

«Кот, петух и лиса». Русская народная сказка. – Любое издание.

« Кривая уточка». Русская народная сказка. – Любое издание.

«Лиса и козёл». « Русские сказки про зверей». /Собр. О. Канина. – М. Русская книга:

ТОО фирма «Грот – М», 1996г.

«Лисичка – сестричка и волк». Русская народная сказка. – Краснодар. Кн. изд – во; 1991г. – 15с.

Сказки о детях. (1 час)

«Мальчик с пальчик». « Русские народные сказки», / В обраб. А.Толстого.

Краснодар. Кн. изд – во; М. : Русская книга.1994г.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка. – Любое издание.

« Сивка –Бурка». /В пересказе М. А. Булатова « Хаврошечка». Русские народные сказки. – М.: Дет. лит., 1992г.

7.                 «Люблю природу русскую» (Стихи и рассказы об осени). (1час) Содержание:

Е. Баратынский. «Осень».

Е. Баратынский. «Стихотворения».

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало».

8.                 « Сказки народов мира» (3 часа). Содержание:

«Айога». Нанайская сказка. – Любое издание.

«Два жадных медвежонка». Венгерская народная сказка

«Сказки народов мира». Кн. для чтения в начальной школе. - СПб.: Спец. лит,, 1996г.

«Умный петух». Африканская сказка.

«Сказки народов Африки. Австралии и Океании». - М.: Дет. лит., 1991г.

« Хвост». Чукотская сказк

« Сказки народов России». Кн. для чтения в начальной школе. – СПб.: Спец. Лит.

1996г.

«Что дороже»? Осетинская сказка.

«Гора самоцветов». Сказки народов СССР в пересказе М. Булатова. – М.: Дет. лит., 1989г.

9.                 « Сказки русских писателей» (4часа). Содержание:

Даль В. «Лиса – Лапотница». «Сказки». – М.: Дрофа, 1999г.

Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке». – Любое здание.

Москвина М. «Что случилось с крокодилом».

Москвина М. «Увеличительное стекло». «Сказки». – М. Малыш. 1998г.

Цыферов Г. «Про цыплёнка, солнце и медвежонка».

Цыферов Г. «Про чудака лягушонка». «Сказки». – М.: Малыш. 1998г.

Чуковский К. «Мойдодыр». – Любое издание.

10.            «Люблю природу русскую» (Стихи и рассказы о зиме). (1 час) Содержание: С. Есенин. «Поёт зима – аукает».

И. Никитин. «Ёлка».

И. Суриков. «Детство».

А. Пушкин. «Стихотворения».

А. Блок. «Снег да снег».

11              . «Сказки зарубежных писателей». ( 4 часа) 11.1. Сказки Г. Андерсена. (1 час) Содержание:

«Гадкий утёнок». « Принцесса на горошине». «Стойкий оловянный солдатик».

«Сказки». - Любое издание.

11.2. Сказки Братьев Гримм. (1час) Содержание:

«Сказки». «Заяц и ёж». – М.: Дет. лит., 1991г.

11. 3. Сказки Ш. Перро. (1 час) Содержание:

«Сказки». «Красная шапочка».

   11.4. Сказки зарубежных писателей. (1 час) Содержание:

Биссет Д. «Всё кувырком». Сказки – Любое издание.

Муур Л. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Сказка – М.: Дет. лит., 1991г.

Поттер Б.» Сказка о плохом невоспитанном кролике». М.: Б. и. 1994г.

Поттер Б. «Кролик Пинтер и другие истории». - М.: Б. и. 1994г.

Франко И. «Заяц и ёж». Украинская сказка. – Киев: Весёлка.1986г.

Франко И. «Когда звери ещё не разговаривали». Сказки о животных. – Киев:

Весёлка, 1986г.

12. «Это читали ваши прабабушки и прадедушки и узнавали мир» ( 3часа)(Рассказы, стихи, сказки, которым 100 и более лет).

12.1 Сказки о животных. (1 час) Содержание:

Гарин – Михайловский Н. «Тёма и Жучка». – Любое издание.

Мамин - Сибиряк Д. «Серая шейка».

Мамин – Сибиряк Д. «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке». Мамин – Сибиряк Д. «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Мамин – Сибиряк Д. «Алёнушкины сказки». – Любое издание.

Тургенев И. «Воробей». Сказка. – Любое издание.

Ушинский К. «Бишка». – Любое издание.

12. 2 Басни И.А.Крылова. (1час) Содержание: «Стрекоза и муравей». «Мышь и крыса». «Слон и Моська». – Любое издание.

 

Это читали ваши прабабушки и прадедушки и узнавали мир» ( 1 час) Содержание:

Лермонтов М. «Казачья колыбельная песня». – Любое издание.

Лермонтов М. «Стихотворения». – Любое издание.

Некрасов Н. «Мужичок с ноготок». – Любое издание.

Толстой Л. «Ваня и Буян». – Любое издание.

Толстой Л. «Два товарища». – Любое издание.

Толстой Л. «Косточка». – Любое издание.

Толстой Л. «Кто страшнее?» – Любое издание.

Толстой Л. «Как гуси Рим спасли». – Любое издание.

Толстой Л. «Пожарные собаки». – Любое издание.

Толстой Л. «Прыжок». – Любое издание.

Толстой Л. «Рассказы». – Любое издание.

Ушинский К. «Рассказы». – Любое издание.

12.            3 «Ребятам о зверятах» (Рассказы и сказки о животных). (1 час) Рассказы В. Бианки (1 час) Содержание:

В. Бианки. « В берлоге». «Воробьиный переполох». «Гололёд». «Наводнение в лесу». «Приспособился». «Птичья столовая». Стеклянная лягушка». «Телеграмма из лесу». «Что делали рыбы зимой». «Рассказы».

 

13.            Рассказы русских писателей (1 час) Содержание:

Ю. Дмитриев. «Ёлкины иголки». «Тропинка в лесу».

Б. Житков. «Про слона».

Л. Пантелеев. «Две лягушки». Сказки.

М. Пришвин. «Берестяная трубочка». «Лесной театр».

К. Паустовский. «Кот- ворюга».

Г. Скребицкий «Заботливая мамаша».

Г. Снегирёв. «Птицы наших лесов». Рассказы.

Э.Шим. «Муравейник». «Про бодливых и пугливых». «Самые быстрые крылья» Рассказы. – Любое издание. Рассказы Н. Сладкова ( 1 час) Содержание:

Н. Сладков. «Медвежья горка». «Бежал ёжик по дорожке». «Сорока и дятел». «Лесные сказки». – Любое издание.

14.«Люблю природу русскую» (Стихи и рассказы о весне.). (1 час) Содержание:

В. Белов. «Весна».

А. Майков. «Весна».

А.Барто «Весенняя гроза».

15.   «Я и мои друзья». (Стихи, рассказы о детях). (1 час) Содержание:

Стихи, рассказы о детях.

А. Барто. «Ку – ку!» Стихотворения.

М. Бородицкая. «Последний день учения».

В. Драгунский. «Друг детства». «Он живой и светится». Рассказы.

О. Григорьев. «Яма». «Бабушка». «Гостеприимство». «Конфеты».

«Прямо по башке». Стихотворения. В. Лунин. «Целыми днями». Г. Остер»Петька микроб».

Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка».

16.   Произведения С. Михалкова.

Содержание:

«А что у вас?» «Мы с приятелем». «Песенка друзей». «Прививка». «Тридцать шесть и пять». «Фома».

« Учимся уму - разуму». (Стихи, рассказы о детях).

Содержание:

Н. Саконская. «Мы с мамой».

Н. Носов. «Фантазёры».

Е. Ильина. «Шум и Шумок».

17.   «Мир сказок». (Сказки о животных) (1час) Содержание:

В. Сутеев. «Палочка - выручалочка». 18. «Улыбка детства». (1 час) Содержание:

Мероприятие «Счастливый случай»по страницам книг

 

К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:

-   правильно называть произведение и книгу;

-   находить и называть фамилию автора и заголовок;

-   определять тему чтения и жанр произведения;

-   самостоятельно читать небольшие по объёму произведения (сказки, стихи, рассказы), уметь ориентироваться в разделах ( о детях, о животных, о природе).

-   работать с доступными книгами – справочниками и словарями.

 

2   год обучения (34 часа)

 

1.   Введение (1 час).

Вводная беседа: : «Что мы будем делать на занятиях кружка «Внимательный  читатель»?

Задачи: познакомить учащихся с содержанием занятий кружка «Внимательный читатель», вызвать интерес к данным занятиям.

Содержание: каждое занятие вводит второклассников в мир литературы и детских книг, развивает интерес к читательской деятельности.

 

2.   Шутки для грамотных. (Шуточные произведения русского и зарубежного фольклора: загадки, дразнилки, считалки, скороговорки, перевёртыши, пословицы в рассказах). (1 час) Содержание:

«Делу - время, потехе – час». Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы.

«Загадки народов России». /Сост.Т.Климова.

 

3.   «Преданья старины глубокой» (библейские истории, мифы, былины). (2 часа)

Содержание:

 «Как Илья из Мурома богатырем стал». «Илья Муромец и Соловей разбойник». «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» /Русские богатыри. Былины и героические сказки в пересказе для детей И.В.Корноуховой.

 

4.   «Гуляй да присматривайся». (Стихи, рассказы, сказки о временах года). (2 часа)

Содержание:

В.Бианки. « А мы их перехитрили». «Календарь земледельца». «Лесной оркестр».

«Синичкин календарь». Рассказы.

Л.Воронкова. «Золотые ключики». «Солнечный денек».

«Времена года». Стихи русских поэтов о природе.

 

5.   «Наедине со сказкой». (Русские народные сказки). (3 часа) Содержание:

«Иван – Царевич и Серый волк».

«Летучий корабль».

«Скатерть, баранчик и сума».

 

6.   «Сказки русских писателей». (7 часов) Содержание:

П.Бажов. «Огневушка – поскакушка». Сказка.

Н.Вагнер. «Чудный мальчик». «Новый год». «Береза». «Сказки кота Мурлыки».

П.Бажов. «Конек горбунок».

В.Жуковский. «Война мышей и лягушек». «За горами, за лесами».

Б.Заходер. «Ма-тари-кари».

Э.Успенский. «Вниз по волшебной реке». Сказка. Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени».

 

7.   Сказки зарубежных писателей». (2 часа) Содержание:

Г.Андерсен. «Штопальная игла».

Д.Родари. «Приключения Чиполлино».

 

8.   «Радости и печали». (Стихи и рассказы о детях). (4 часа) Содержание:

Н.Гарин-Михайловский. «Детство Темы».

Н.Некрасов. «Школьник». «Крестьянские дети».

К.Ушинский. «Дети в роще». Рассказы и сказки.

Л.Чарская. «Умница – головка». Рассказ. «Задушевное слово». Сказки, истории и стихи.

 

9.   «Братья наши меньшие, хитрецы первейшие». (Рассказы о животных). (4 часа)  Содержание:

В.Бианки. «Тайна ночного леса».

В.Дуров. «Мои звери». Рассказы.

Н.Сладков. «Азбука леса». Рассказы, сказки, миниатюры. Е.Чарушин. «Щур». Рассказы.

 

10.            «По все на сете». (Научно - познавательная литература). (3 часа) Содержание:

В.Валькова. А.Смоль. «Книжкин дом».

Ю.Каштанов. «Меч Варяга».

М.Константиновский. «Почему вода мокрая». «Почему земля магнит?»

 

11.            «Что всего важнее». (Стихи, рассказы, сказки, повести о семье, школе, дружбе, долге, чести). (3 часа) Содержание:

С.Махотин. «Заколдованные косички». Рассказы и сказки. (Сказки нашего двора).

С.Михалков. «Будь человеком». «Мой друг». Стихи и сказки. И.Панькин. «Легенды о матерях».

 

12.            «Что может быть милей бесценного родного края». (Стихи, рассказы, повести кубанских писателей).(2 часа) Содержание:

12.1.   Произведения И.Белякова. (1 час)

«Егоркина жизнь». «Улетает ласточка на юг». «Родная деревня». «Лучший цветок». «Мы живем среди полей».

 

 

12.2.   Произведения Л. Мирошниковой. (1 час)

«Невероятные превращения». «Чудесная грачиха». «Про мячик с пятнышком».

«Кому быть воробьем?» «В белых варежках зима». Стихи для детей.

 

 

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

-   различать жанры: сказка, стихотворение, басня, рассказ, повесть, былины;

-   владеть системой действий, навыков и умений по работе с книгой;

-   понимать смысл слова, употреблять в речи образные выражения, пословицы, сравнения;

-   воспринимать художественные произведения как искусство слова;

-   самостоятельно отбирать книги для чтения;

-   самостоятельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие).

 

 

 

3   год обучения (34 часа)

 

1.   Введение (1 час).

Вводная беседа: : «Что мы будем делать на занятиях кружка «Внимательный  читатель»?

Задачи: познакомить учащихся с содержанием занятий кружка «Внимательный читатель», вызвать интерес к данным занятиям.

Содержание: каждое занятие вводит третьеклассников в мир литературы и детских книг, развивает интерес к читательской деятельности.

 

2.   «По дорогам сказки». (Мифы, легенды, былины, басни, народные сказки).(2 часа) Содержание:

«Василиса Микулична и Ставер Годинович». «Садко». Былины. Л.Толстой. «Детям». Басни Эзопа в переводе Л.Толстого.

 

3.   «Сказки русских писателей». (3 часа) Содержание:

П.Бажов. «Хрупкая веточка». Сказы.

Т. Крюкова. «Хрустальный ключ». Повесть – сказка. Э.Шим. «Рассказы». «Сказки».

 

4.   «Сказки зарубежных писателей». (3 часа) Содержание:

Братья Гримм. «Чудо – птица». Сказки. Ш.Перро. «Волшебные сказки». Д.Родари. «Пестрые сказки».

 

5.   «Труд человека кормит, а лень портит». ( 3 часа) Содержание:

 «Голубой ковер». Грузинская сказка.

«Лентяйка». Африканская сказка.

«Кому горшок мыть»? Русская народная сказка.

 

6.   «Ежели вы вежливы…». (3 часа) Содержание:

С.Маршак. «Урок вежливости».

Б.Заходер. «Очень вежливый индюк». И.Пивоварова. «Вежливый ослик».

 

7.   «Жизнь дана на добрые дела». (3 часа) Содержание:

Ю.Мориц. «Разговаривали вещи».

Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». «Ель».

Е.Клюев. «Сказки простого карандаша».

8.   «Наша родина – Россия». (Стихи и рассказы). (4 часа) Содержание:

«Как ты хороша, Родина моя!» Сборник стихов.

М.Пришвин. «Кладовая солнца».

С.Романовский. «Родина». Рассказы. Г.Юдин. «Птица Сирин и всадник на белом коне».

 

9.   «Люблю тебя, природа, в любое время года». (4 часа) Содержание:

Ф.Абрамов. «Где лето с зимой встречаются». Рассказы о родной природе.

«Времена года. Стихи и рассказы о природе». Загадки.

И.Соколов – Микитов. «От весны до весны». Рассказы.

«Родные картинки». Стихотворения. Поэты XIX века.

 

10.            «За доброе дело стой смело». (2 часа) Содержание:

С.Маршак. «Рассказ о неизвестном герое». В.Высоцкий. «Он не вернулся из боя».

 

11.            «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». (2 часа) Содержание:

Н.Артюхова. «Трудный вечер». Г.Виеру. «Мамин день».

 

12.            «Край родной». (Стихи и рассказы кубанских писателей). (3 часа) Содержание:

В. Бардадым. «Ванькины проблемы». Рассказы и стихи. В.Гатилов. «Лесная сказка». Рассказы.

 

13.            «Любовь – волшебная страна» (1 час) Содержание:

«Красавица и чудовище». Французская сказка.

 

К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:

-   ориентироваться в литературоведческих понятиях (художественное произведение, научно – художественное произведение, научно – популярное произведение, присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль, рифма, строка, строфа);

-   формировать свое отношение к произведению и героям;

-   сравнивать персонажей разных произведений, определять время и место событий, описывать пейзаж и портрет героя;

-   работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом; - отбирать книгу для самостоятельного чтения, по теме, по авторской принадлежности;

-   пользоваться справочной литературой.

 

 

 

4   год обучения (34 часа)

 

1.   Введение (1 час).

Вводная беседа: «Что мы будем делать на занятиях кружка  «Внимательныйчитатель»?

Задачи: познакомить учащихся с содержанием занятий кружка «Внимательный читатель», вызвать интерес к данным занятиям.

Содержание: каждое занятие вводит четвероклассников в мир литературы и детских книг, развивает интерес к читательской деятельности.

 

2.   «По дорогам в сказки». (Мифы, былины, народные сказки). (3 часа) Содержание:

«Вильгельм Телль». Средневековая швейцарская легенда.

«Петр I и мужик». Русская народная сказка.

 «Почему у месяца нет платья?» Сербская сказка. 3. «Сказки русских писателей». (4часа) Содержание:

Л.Гераскина. «В стране невыученных уроков». «Волшебное происшествие».

В.Губарев. «Королевство кривых зеркал». Повесть - сказка.

А.Каверин. «Песочные часы». «Легкие шаги». «Летающий мальчик». Сказки. Е.Ланецкая. «Ночь полнолунья».

 

Литературная викторина «Сказки русских писателей» (1 час)

 

4.                 «Сказки зарубежных писателей». (2 часа) Содержание:

А.Линдгрен. «Три повести о малыше и Карлсоне».

 «Праздник встречи с книгой по произведениям зарубежных писателей» (1 час)

 

5.                 «Наша родина – Россия». (Стихи и рассказы). ( 2 часа) Содержание:

С. Алексеев. «Идет война народная». Рассказы из истории Великой Отечественной войны. Н. Кончаловская. «Наша древняя столица». Картины из прошлого Москвы.

 

6.                 «Ученье всем делам начало». (2 часа) Содержание:

В.Маяковский. «Кем быть?»

С.Маршак. «Как печатали вашу книгу».

 

7.                 «Отчизна мира и свободы». (2 часа) Содержание:

С.Михалков. «Разговор с сыном».

С.Алексеев. «Дом».

Конкурс стихов о Родине (1 час) 8. «Природа и человек». (3 часа) Содержание:

К.Паустовский. «Прощание с летом».

Ю.Дмитриев». «Для чего нужен снег».

Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».

 

9.                 «Чудо в лесу и дома». (Сказки, рассказы, повести о животных). ( 3 часа) Содержание:

А.Куприн. «Белый пудель».

С.Старикович. «Замечательные звери». Е.Чарушин. «Захочешь есть – говорить научишься». «Военная собака».

 

10.            «Я познаю мир» (Научно - познавательная литература). (2 часа) Содержание:

А.Зарецкий. «А я был в компьютерном городе». «Взаправдашная сказка». Ю.Кургузов. «По следам почемучки».

 

11.            «Сколько на свете разных детей». (Сказки, рассказы, повести и стихи о детстве). ( 4 часа) Содержание:

В.Василевская. «Комната на чердаке».

А.Гайдар. «Чук и Гек». Рассказы и повести.

И.Пивоварова. «Рассказы Люси Синицыной». Р.Погодин. «Книжка про Гришку». Повесть.

 

Литературная викторина «Сколько на свете разных детей». (1 час)

 

12.            «Когда, зачем и почему»? (Познавательная литература). (2 часа) Содержание:

М.Ильин. «Сто тысяч почему?»

К.Паустовский. «Признание старого сказочника».

 

К концу четвёртого года обучения учащиеся должны:

знать:

-   имена, отчества и фамилии авторов почитанных художественных произведений;

-   элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация); - различать и сравнивать произведения фольклора, жанры художественной литературы, сказки народные и литературные, словари и справочники; уметь:

-   использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

-   работать со справочной литературой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности "Внимательный читатель" для 1-4 класса

Программа внеурочной деятельности "Внимательный читатель" для 1-4 класса

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты

Средством развития познавательных

Средством развития познавательных

Т; – составляет простой и сложный план

Т; – составляет простой и сложный план

Повышенный уровень Выпускник получит возможность научиться : • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное…

Повышенный уровень Выпускник получит возможность научиться : • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное…

Характеристика основных видов деятельности учащихся 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Характеристика основных видов деятельности учащихся 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Чтение Читать вслух слова, предложения; плавно читать

Чтение Читать вслух слова, предложения; плавно читать

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания

Составлять план соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение

Составлять план соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение

Выделять ключевые слова текста (фрагмента)

Выделять ключевые слова текста (фрагмента)

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения

Акцент делаем на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации

Акцент делаем на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации

Технология включает в себя три этапа работы с текстом

Технология включает в себя три этапа работы с текстом

Данная программа направлена на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую…

Данная программа направлена на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую…

Большое внимание на занятиях курса уделяется формированию навыков чтения (темп, грамотность, выразительность, осмысленность)

Большое внимание на занятиях курса уделяется формированию навыков чтения (темп, грамотность, выразительность, осмысленность)

Повторяйка!» Скороговорки. М.:

Повторяйка!» Скороговорки. М.:

Сказки народов Африки. Австралии и

Сказки народов Африки. Австралии и

Это читали ваши прабабушки и прадедушки и узнавали мир» ( 3часа) (Рассказы, стихи, сказки, которым 100 и более лет)

Это читали ваши прабабушки и прадедушки и узнавали мир» ( 3часа) (Рассказы, стихи, сказки, которым 100 и более лет)

Л. Пантелеев. «Две лягушки». Сказки

Л. Пантелеев. «Две лягушки». Сказки

Введение (1 час). Вводная беседа: : «Что мы будем делать на занятиях кружка «Внимательный читатель»?

Введение (1 час). Вводная беседа: : «Что мы будем делать на занятиях кружка «Внимательный читатель»?

Иван – Царевич и Серый волк». «Летучий корабль»

Иван – Царевич и Серый волк». «Летучий корабль»

С.Михалков. «Будь человеком». «Мой друг»

С.Михалков. «Будь человеком». «Мой друг»

Василиса Микулична и Ставер Годинович»

Василиса Микулична и Ставер Годинович»

Люблю тебя, природа, в любое время года»

Люблю тебя, природа, в любое время года»

Введение (1 час). Вводная беседа: «Что мы будем делать на занятиях кружка «Внимательныйчитатель»?

Введение (1 час). Вводная беседа: «Что мы будем делать на занятиях кружка «Внимательныйчитатель»?

Отчизна мира и свободы». (2 часа)

Отчизна мира и свободы». (2 часа)

- элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация); - различать и сравнивать произведения фольклора, жанры художественной литературы, сказки народные и литературные, словари и справочники; уметь:…

- элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация); - различать и сравнивать произведения фольклора, жанры художественной литературы, сказки народные и литературные, словари и справочники; уметь:…

Программа внеурочной деятельности "Внимательный читатель" для 1-4 класса

Программа внеурочной деятельности "Внимательный читатель" для 1-4 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2022