Программа "ЮИД" .
Оценка 4.9

Программа "ЮИД" .

Оценка 4.9
doc
18.04.2023
Программа  "ЮИД" .
Программа ЮИД.doc

Рабочая программа

внеурочной деятельности

кружок « ЮИД»

4 класс.

(Учитель начальных  классов Черная  Г. В.)

                                                                        

1.Пояснительная записка.

     Программа «Юные Инспектора Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

     Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков.

         Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.  Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из учащихся пятых классов.  Их активная деятельность, прежде всего, направлена на помощь классным руководителям в обучении ПДД учащихся начальной  школы.

        Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.  Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Актуальность

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в  России   наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.  Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков.

   Как показывает анализ происшествий с детьми,  проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят  по неосторожности детей, из-за несоблюдения или  незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются:

-неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте,

-выход из-за стоящего транспорта,

-неподчинения сигналам светофора,

-нарушение правил езды на велосипедах и т.д.

     Федеральный Закон N 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» с изменениями от 5 мая 2014 года.

Статья 29. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах.

1.     Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение.

    Цель программы - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

     Задачи программы:

  • сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;
  • сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  • обучить грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях  на дороге.
  • выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику
  • обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
  • повысить интерес школьников к велоспорту;
  • практически закрепить знания и умения по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке;

2.     Общая характеристика учебного курса.

         Программа обучения младших школьников Правилам дорожного движения «ЮИД» - это тематическая образовательная программа по дополнительному образованию детей социального направления.

В программу «ЮИД» заложен комплексный, системный подход к обучению детей младшего школьного  Правилам дорожного движения.

 Результаты обучения детей Правилам дорожного движения должны отвечать главной задаче, стоящей перед образовательными учреждениями, педагогами, сотрудниками ГИБДД, родителями – это снижению статистики детского дорожно-транспортного травматизма, и как следствие – снижение детской смертности на дорогах.

      Образовательная программа «ЮИД» - это программа, интегрирующая в себе основное и дополнительное образование – систему организации внеурочной деятельности по Правилам дорожного движения.

     Кроме того, программный материал взаимосвязан с учебными предметами «ОБЖ», «Окружающий мир» и может быть рекомендован как дополнение к реализации данных курсов. Преемственность обучения, интегрированный подход, взаимосвязь обучения Правилам дорожного движения с другими учебными предметами, вот то, что поможет любому педагогу, используя коллективную (индивидуальную), групповую, самостоятельную деятельность обучающихся, в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста обучать детей основам безопасности дорожного движения. Умелое использование современных образовательных технологий, разнообразных форм и методов обучения будет способствовать качественному усвоению детьми учебного материала.

    Программный материал также позволит активировать роль родителей в обучении детей Правилам дорожного движения, привитию интереса школьников к Правилам через совместную познавательную и практическую деятельность: экскурсии, праздники, конкурсы, викторины и др.

Формы работы: поисково-исследовательская (марафон, шефская деятельность в ДОУ, профилактическая работа (участие в акциях, профилактических мероприятиях); учебно-познавательная (беседы, экскурсии, практические занятия на учебном перекрестке и мн.др.), прикладная, творческо-игровая (тематические конкурсы, слеты, фестивали, соревнования, турниры, выступления агитбригад и др.); проведение теоретических и практических занятий на специализированной учебной территории (автогородок, автоплощадка).

Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, беседа, чтение, разучивание стихов, песен; прослушивание аудиороликов;

Наглядные – рисование, показ иллюстраций, пособий, занятия по прикладному и техническому творчеству; экскурсия (виртуальная, реальная), просмотр документальных и учебных фильмов; работа с учебной и специальной литературой, дидактическим материалом;

Практические – моделирование дорожной ситуации (магнитные доски, стенды по БДД), выполнение заданий в рабочих тетрадях, изготовление наглядной агитации, макетов (рисование, аппликация, макетирование); с применением игр: познавательных, ролевых (ситуативный тренинг, минутки безопасности, устный журнал и др.), спортивных, познавательных (конкурсы, турниры, олимпиады и др.); решение задач, тестовых заданий; совместное патрулирование, выставки и мн. др.

Информационные (интерактивное обучение) – электронные образовательные ресурсы, в.т.ч. ИКТ технологии с использованием мультимедийных компьютерных тестов, презентаций, компьютерных тестов, сложных программные продукты – компьютерные игры.

 

3.     Описание места учебного курса в учебном плане.

    В программе количество часов аудиторных – 40 %, внеаудиторных активных (подвижных) занятий – 60 %. Продолжительность занятий 45 мин. учебного времени.

Программа “ЮИД” создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №2» в 4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа в год.       

 

4.     Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

     Обновление содержания образования в условиях перехода на ФГО НОО предусматривает новые подходы к обучению детей младшего школьного возраста Правилам дорожного движения.

В программе используются принципы обучения:

·     связь с жизнью:

·       местный, региональный и Федеральный компонент: законодательная база в области обеспечения БДД, особенности организации дорожного движения, знакомство с пассажирским автопредприятиям, службой ГИБДД города и области, история развития Правилам дорожного движения, дорог, детского движения ЮИД (России, Кузбасса, Кемерово); географическое положение Кузбасса, экология и дорожная безопасность;

·       преемственность в обучении;

·       личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении;

·       принцип интеграции: связь с общеобразовательными предметами эстетического, математического, естественнонаучного, гуманитарного цикла, историей, психологией, физической культурой; умственного, физического развития, транспортное воспитание в процессе сочетания различных дидактических инновационных игр, стимулирующих развитие психофизиологических качеств ребёнка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения;

·       принцип политехнизма: знакомство школьников с новейшими информационными технологиями области организации дорожного движения (автоматизированная система управления дорожным движением и др.), профессиями, транспортными средствами, промышленным производством, достижениями науки техники в области дорожного движения;

·       взаимодействие социальных ролей в комплексной системе: транспортное средство – водитель – пешеход – дорожные знаки – среда;

·       система проблемно-развивающего обучения с применением творческо-поисковой деятельности школьников;

·       ситуационный метод, направленный на моделирование и анализ дорожных ситуаций.

Программа обучения младших школьников ПДД «ЮИД» способствует:

·         умственному развитию (обучающиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, учатся логически мыслить, анализировать, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом и оценивать действия других, грамотно излагать мысли, отвечать на вопросы);

·         нравственному развитию (формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, в социуме, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь другим людям по мере необходимости, толерантное поведение по отношению к сверстникам, уважительное и внимательное отношение к старшим);

·         гражданско-патриотическому воспитанию с активной жизненной позицией, через привитие любви к родному краю, традициям, отношению к истории развития дорожного движения, службе обеспечивающей порядок на дорогах – ГАИ-ГИБДД, страшим товарищам ЮИД.

·         эстетическому воспитанию (обучающиеся участвуют в фестивалях, конкурсах творческих работ, рисунков, плакатов и др.; на занятиях работают с красочным наглядным и дидактическим материалом);

·         физическому воспитанию (на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры, соревнования, физкультминутки и различные двигательные задания по темам, тренинги на специализированных территориях (учебных перекрестках, автоплощадках, автогородке).

 

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- самостоятельность в принятии правильного решения;

- убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения ПДД;

- внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения;

- здоровый образ жизни и навык самостоятельного самосовершенствования.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных  учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
  • учиться планировать практическую деятельность;
  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания  материалы и инструменты;
  • учиться предлагать свои приёмы и способы решения важных жизненных ситуаций;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной деятельности.

  • договариваться сообща;
  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

-знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации, правила перехода  улиц и дорог.

-знать названия, назначения и возможные места установки изучаемых дорожных знаков.

- определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует переходить улицу.

- знать название, назначение дорожных знаков, изучаемых за два года обучения и места их установки.

-знать значение сигналов светофора, регулировщиков.

-знать правила безопасного поведения на городских и загородных дорогах.

-самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог, входить и выходить из общественного транспорта.

- знать группы знаков и их назначение, место установки, назначение дорожной разметки и виды.

-знать где разрешено школьникам кататься на велосипедах.

-знать правила безопасного поведения школьников при движении группой и колонной по улице.

- безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школь

 

6. Содержание  учебного курса.

4-й год обучения (34 ч.)

Тема 1. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Что можно, а что нельзя делать на улицах и дорогах.

Тема 2. Типы перекрёстков.

Тема 3. Правила перехода проезжей части дороги

Тема 4. Остановочный и тормозной путь автомобиля.

Тема 5. Правила перехода железной дороги.

Тема 6. Правила езды на велосипеде.

Тема 7. Где можно и где нельзя играть? Осторожно, плохая погода!

Тема 8.Светофор и дорожные знаки.

Тема 9. Практическое занятие «Дружим мы со знаками».

Тема 10. Правила поведения пассажиров на посадочных площадках и в транспорте.

Тема 11. Разбор ДТП (по материалам ГИБДД) с приглашением инспектора.

Тема 12. Практическое занятие «Я у перекрёстка».

Тема 13. Пешеход на загородной дороге.

Тема 14.  Обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств.

Тема 15. Настольные игры по ПДД.

Тема 16. Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет».

 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

№     п/п

Содержание темы

Кол-во часов

Основные  виды учебной деятельности

1

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

2

Овладение практическими методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;

2

Типы перекрёстков.

2

Углубленное изучение Правил дорожного движения;

Овладение навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного движения

3

Правила перехода проезжей части дороги.

3

4

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

2

Овладение техническими знаниями;

5

Правила перехода железной дороги.

2

6

Правила езды на велосипеде.

2

Организация работы с юными велосипедистами;

7

Правила поведения пассажиров на посадочных площадках и в транспорте.

2

Организация работы на детской автоплощадке;

8

Светофор и дорожные знаки.

2

Углубленное изучение Правил дорожного движения;

9

Практическое занятие «Дружим мы со знаками».

2

10

Где можно и где нельзя играть? Осторожно, плохая погода!

2

Овладение практическими навыками оказания доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии;

11

Разбор ДТП (по материалам ГИБДД) с приглашением инспектора.

3

12

Практическое занятие «Я у перекрёстка».

1

Организация массовых мероприятий по пропаганде ПДД в школе и внешкольных учреждениях;

13

Пешеход на загородной дороге.

2

14

Обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств.

3

15

Настольные игры по ПДД.

3

Участие в слетах, смотрах, конкурсах и соревнованиях.

16

Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет».

1

 

Итого

34

 

 Обучающиеся 4-го года обучения:

знают:

·       правовые основы области обеспечения БДД на территории РФ, в Международном праве;

·       правила движения специальных транспортных средств;

·       о деятельности ГИБДД;

·       приемы маневрирования на велосипеде, транспортными средствами;

·       закономерности выбора скоростного режима в различных климатических условиях;

·       правила дорожного движения касающиеся остановки, стоянки ТС, приемов пользования внешними световыми приборами;

·       ответственность участников дорожного движения за нарушения ПДД;

·       виды транспорта: водный, воздушный;

·       об истории развития деятельности отрядов ЮИД, положение об отрядах ЮИД.

умеют:

·определять безопасные места для игр на улице;

·определять направление движения транспортных средств; правостороннее и левостороннее движение;

·умеют оценивать и анализировать действия других участников движения в реальных условиях дорожного движения;

·выполнять объемные конструкции из бумаги;

·решать экзаменационные билеты по ПДД на ПК;

·вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшему в ДТП;

·применять на практике главное правило БДД: «Оцени, спланируй, действуй».

владеют:

·приемами безопасного перехода проезжей части дороги по регулируемым и нерегулируемым перекресткам, пешеходным переходам;

·осознанными навыками безопасного поведения в условиях улично-дорожной сети;

·культурой участников дорожного движения через демонстрационное поведение (пешеход-пассажир-водитель).

8. Описание материально-технического обеспечения.

1. Демонстрационный материал

 

Название ресурса

Характеристика ресурса

1

Комплект. Безопасность на улицах и дорогах. Комплект состоит из 12 плакатов

Бумага

2

Набор дорожных знаков

Картон ламинированный

3

Подборка плакатов по ПДД для младшего школьного возраста «Палочка-выручалочка». Комплект состоит из 16 плакатов

Бумага

 

2. Документальный фонд

 

Учебная литература

1

Дорожный саквояж - словарь дорожных понятий и терминов, Кемерово 2014г.

2

Подборка газет «Добрая Дорога Детства (ДДД). Всероссийская газета.

3

Правила дорожного движения РФ по состоянию на 2015г., издательство «Норматика», 2015г.

4

Правила Дорожного Движения, учебное пособие для 4 класса, Москва «Просвещение, 2014

5.      

Правила поведения на железной дороге, Новосибирск ООО «АРГО», 2005г.

6.      

Рабочая тетрадь по ПДД для 4 класса, издательство «Колан» и «Сократ», 2015г.

7.      

Сборник песен «Звени ЮИДовская песня» 40-летию отрядов ЮИД России посвящается, , 2013г.

 

3. Видеоматериал

 

Название ресурса

Характеристика ресурса

Носитель

1

Азбука безопасности на дороге.

Видео уроки из цикла «Уроки тётушки Совы»

DVD

2

Азбука безопасности. Смешарики на дороге.

- 19 серий

DVD

3

По жизни с ЮИД

Фильм к 35-летию отрядов Юид Кемерово

DVD

4

Юный пешеход

Электронный учебно-методический комплекс

DVD

 

4. Компьютерные программы

 

Название ресурса

Характеристика

Носитель

1

Внеклассная работа по ПДД

Видео игры

DVD

 

5. Цифровые ресурсы:

 

1

Википедия: Свободная энциклопедия (Электронный ресурс).Электронные данные. – URL: https://ru.wikipedia.org

2

Правила дорожного движения для детей и родителей http://scshurma.narod.ru/

3

Сайт «Безопасность детей на дорогах» http://www.bdd.mosuzedu.ru/

4

Сайты по ПДД http://perekrestok.ucoz.com/

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Календарно-тематическое планирование «ЮИД» 4 класс.

1

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

2

 

121-

Типы перекрёстков.

2

 

 

 

 

 

3

Правила перехода проезжей части дороги.

3

4

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

2

 

5

Правила перехода железной дороги.

2

6

Правила езды на велосипеде.

2

 

7

Правила поведения пассажиров на посадочных площадках и в транспорте.

2

 

8

Светофор и дорожные знаки.

2

 

9

Практическое занятие «Дружим мы со знаками».

2

10

Где можно и где нельзя играть? Осторожно, плохая погода!

2

 

11

Разбор ДТП (по материалам ГИБДД) с приглашением инспектора.

3

12

Практическое занятие «Я у перекрёстка».

1

 

13

Пешеход на загородной дороге.

2

14

Обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств.

3

15

Настольные игры по ПДД.

3

 

16

Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет».

1

 

Итого

34

 

 

1

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

2

 

121-

Типы перекрёстков.

2

 

 

 

 

 

3

Правила перехода проезжей части дороги.

3

4

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

2

 

5

Правила перехода железной дороги.

2

6

Правила езды на велосипеде.

2

 

7

Правила поведения пассажиров на посадочных площадках и в транспорте.

2

 

8

Светофор и дорожные знаки.

2

 

9

Практическое занятие «Дружим мы со знаками».

2

10

Где можно и где нельзя играть? Осторожно, плохая погода!

2

 

11

Разбор ДТП (по материалам ГИБДД) с приглашением инспектора.

3

12

Практическое занятие «Я у перекрёстка».

1

 

13

Пешеход на загородной дороге.

2

14

Обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств.

3

15

Настольные игры по ПДД.

3

 

16

Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет».

1

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Краткий словарик терминов дорожного движения

Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных ко­лясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством; а также человек, обучающий вождению.

Вынужденная остановка - прекращение движения транс­портного средства из-за его технической неисправности или опас­ности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) либо появлением препятствия на дороге.

Дорога - обустроенная или приспособленная для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искус­ственного сооружения. Дорога может включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

Дорожное движение - совокупность общественных отноше­ний, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с по­мощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорожно-транспортное происшествие - событие, воз­никшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Железнодорожный переезд - пересечение дороги с желез­нодорожными путями на одном уровне.

Маршрутное транспортное средство - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками).

Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.

Мопед - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющее максимальную конструктивную скорость не бо­лее 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными ха­рактеристиками.

Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него; трех- и четырехколес­ные механические транспортные средства, имеющие массу в сна­ряженном состоянии не более 400 кг.

Недостаточная видимость - видимость дороги менее 300 мет­ров в условиях тумана, дождя, снегопада, а также в сумерки.

Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой поло­сы движения.

Опасный груз - вещества, изделия из них, отходы произ­водственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Организованная перевозка группы детей - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не отно­сящемся к маршрутному транспортному средству.

Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непо­средственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов.

Организованная пешая колонна - группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

Остановка - преднамеренное прекращение движения транс­портного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо за­грузки или разгрузки транспортного средства.

Пассажир - лицо, кроме водителя, которое находится в транс­портном средстве, или входит в транспортное средство (садится на него), или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Перекресток - место пересечения, примыкания или раз­ветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемы­ми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилега­ющих территорий.

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее дорожных работ, в том числе лица, самостоятельно передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Пешеходный переход - участок проезжей части, обозначен­ный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пеше­ходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходно­го перехода определяется расстоянием между знаками.

Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Преимущество (приоритет) - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.    ч

Прилегающая территория - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного дви­жения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоян­ки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двига­телем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.

Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Разделительная полоса — конструктивно выделенный эле­мент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предна­значенный для движения или остановки безрельсовых транспорт­ных средств и пешеходов.

Разрешённая максимальная масса - масса снаряженного транспортного средства (с грузом, водителем и пассажирами), ус­тановленная предприятием-изготовителем в качестве максималь­но допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть транспортных средств, сцеплен­ных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешен­ных максимальных масс всех транспортных средств, образующих состав.

Регулировщик - лицо, наделенное в установленном поряд­ке полномочиями по регулированию дорожного движения с по­мощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование (сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах). Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак.

Стоянка - преднамеренное прекращение движения транс­портного средства на время более 5 минут по причинам, не свя­занным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Темное время суток - промежуток времени от конца вечер­них сумерек до начала утренних сумерек.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей и грузов.

Тротуар - примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.

Уступить дорогу (не создавать помех) - требование, озна­чающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников дви­жения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Участник дорожного движения - лицо, принимающее не­посредственное участие в процессе движения в качестве водите­ля, пешехода, пассажира транспортного средства.

Приложение 2

                                            ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игра «Автобусы»
«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6—7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вто­рые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок - «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он дол­жен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.
Игра «Будь внимательным!»
Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внима­тельно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.
Игра-аттракцион «Внимание, пешеход!»
Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цве­та сигналов светофора.
Регулировщик — ученик старшего класса — показывает ребятам, выст­роившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Уча­стники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого — стоят, при виде зеленого — два шага вперед. Того, кто ошибется, регули­ровщик штрафует — лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается значок, открытка, книжка и т. п

Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»
Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик до­рожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произно­ся при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово « Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, троту­ар, обочина и т. д. На слово « Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить - свето­фор, переход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.
Игра «Лови - не лови»
Участники игры, 6-8 человек, выстраиваются шеренгой в полушаге друг от друга. Ведущий находится в 4-5 шагах от игроков с мячом, бросает его любому игроку, при этом произносит слова, например: «дорога», «переход», «дорожный знак» и т.п. (в этом случае мяч надо ловить), шли слова, обозна­чающие любые другие предметы (в этом случае мяч ловить не следует).
Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке он выбывает из игры. Очень важно, чтобы сначала водящий произнес слово, а потом бросил мяч.

Игра «Огни светофора»
На светофоре - красный свет! Опасен путь - прохода нет! А если жел­тый свет горит, - он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди - свободен путь - переходи.
В игре все дети - «пешеходы». Когда регулировщик дорожного дви­жения показывает на «светофоре» желтый свет, то все ученики выстраи­ваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет - можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете - все замирают на месте. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Когда переходишь улицу - следи за сигналами светофора.
Игра «Разные машины»
Ведущий-регулировщик дорожного движения восклицает: «Грузовые машины!» — и грузовые машины быстро едут к своей черте. А легковые машины, пускаются за ними, стараясь осалить. Ведущий запоминает (или кто-то отмечает) число осаленных. Наступает черед легковых машин ехать к своей дороге. И среди них будут неудачники, которых настигли грузовые машины. И так несколько раз. Ведущий не обязательно вызы­вает команды строго по очереди — интереснее будет, если он неожиданно назовет одну несколько раз подряд. Важно лишь, чтобы общее число вы­ездов у грузовых и легковых машин в конце концов вышло одинаковым. Чтобы создать побольше напряжения в игре, имена команд стоит произ­носить по слогам. Вот звучит: «Ма-ши-ны лег-ко...»
Игра «Сдаем на права шофера»
В игре участвуют 5—7 человек: автоинспектор и водители. Играющие выбирают водящего(автоинспектора). Ему даются дорожные знаки (из набора «Настенные дорожные знаки»), на обратной стороне знака напи­сано его значение. Автоинспектор показывает дорожные знаки (знако­мые учащимся), поочередно меняя их, а водители объясняют значение знаков. За правильный ответ они получают очко (выдается цветной же­тон, кусочек картона). В конце игры подсчитывается, кто из водителей получил большее количество жетонов. Ему присуждается звание шофе­ра I класса, другим соответственно шофера II и III класса.
Игрок, занявший первое место, становится автоинспектором.
Игра повторяется.
                                                                                                                                               

 

 

                               

Приложение 3

Система диагностических заданий по выявлению у детей знаний по  безопасности дорожного  движения

1 задание. «Устройство улицы».
Цель: определить уровень знания детей устройства улицы, перекрёстка.
Материал: макет улицы.
Вопросы (ответь и покажи):
1. По какой части улицы движутся машины, пешеходы?
2. Где можно переходить улицу? Какие виды переходов ты знаешь? Какой самый безопасный? Почему?
3. Если вы не успели перейти улицу, а на светофоре зажёгся красный свет, где вы должны остановиться?
4. Что разделяет проезжую часть дороги с двусторонним движением?
5. Как называется место на улице, где пересекаются две дороги?

2 задание. «Светофор».
Цель: выявить знания о светофоре, его назначении.
Материал: макет транспортной площадки, модели светофоров.
Вопросы:
1. Посмотри на сигналы светофора, что они обозначают?
Задание: расставь светофоры на макете и объясни выбор места установки светофора.

3 задание. «Дорожные знаки».
Цель: определить уровень знания у детей знаков дорожного движения.
Материал: картинки с изображением знаков.
Вопросы:
1. Зачем нужны дорожные знаки?
2. Какие группы знаков ты знаешь?
3. К какой группе относятся эти знаки? (Воспитатель показывает.)
Задание:
назови дорожный знак.

4 задание. «Мы пешеходы».
Цель: выявить знания детей правил поведения на улице – движение по улице и переход через улицу.
Задание (объяснить ситуации):
1. Дети бегут по тротуару, навстречу идёт женщина с сумкой. Ребята столкнулись с женщиной, она выронила сумку. Дети подняли её и отдали женщине. Почему дети столкнулись с женщиной? Что они сделали неправильно?
2. Пешеход переходит улицу, вдруг он останавливается посередине дороги. Почему он это сделал?
3. Мальчик увидел друга на другой стороне улицы, он бежит через дорогу и слышит, как резко тормозит машина. Почему так произошло? Какое правило движения нарушил мальчик? Что он должен был сделать?
4. Дети собираются в поход. Воспитатель просит одного мальчика взять два красных флажка с собой. Зачем воспитателю флажки?
5. Ребята отправились в поход за город. Они должны пройти путь от города до села Ивановка. Самый короткий путь до села по проезжей части. Что должны сделать ребята, чтобы не попасть под машину?

5 задание. «Мы пассажиры».
Цель:
выявить знания детей правил поведения в общественном транспорте.
Материал: сюжетные картинки.
Задание: какое правило нарушается на картинке.
Вопросы:
1. Где пассажиры ожидают транспорт?
2. Почему нельзя высовываться из окна?
3. Почему необходимо держаться в общественном транспорте за поручни?
4. Почему нельзя кричать в общественном транспорте?
5. Кому нужно уступать места?
6. Почему в маршрутном такси нельзя стоять во время движения?

6 задание. «Регулировщик».
Цель: выявить знания детей о профессии регулировщика, соответствие сигналов светофора и регулировщика.
Материал: картинки с изображением сигналов светофора и сигналов-движений, подаваемых регулировщиком.
Вопросы:
1. Иногда на сложных участках дороги движением управляет регулировщик. Как вы думаете, когда это происходит?
2. Что означают сигналы регулировщика?
Задание: дидактическая игра «Найди пару».

7 задание. «Где и как надо играть, ездить на велосипеде».
Материал: сюжетные картинки.
Вопросы:
1. Где можно кататься на велосипеде?
2. Почему велосипедистам не разрешается ездить по тротуару?
3. Как велосипедист должен пересекать улицу?
4. Где детям разрешается играть?
Задание: объясни, какие правила движения нарушены на этой картинке.
8. Зачётная игра.
Материал: транспортная площадка, светофор, знаки дорожного движения, нагрудные знаки, макеты домов, пост ГИБДД, автозаправка.
Задания:
1. Расставь знаки на площадке.
2. Пройти от дома в школу, в больницу, столовую, магазин.
3. На машине проехать к автозаправке, в больницу, в школу.
4. Организовать движение по перекрёстку, регулируемому регулировщиком.

Оценка
Высокий уровень – ребёнок выполняет задания самостоятельно, их выполнение не вызывает затруднений, на вопросы отвечает уверенно, поясняя свои ответы.
Средний уровень – ребёнок задания выполняет с небольшими затруднениями, после наводящих вопросов самостоятельно справляется с заданием, на вопросы отвечает правильно, но не всегда может объяснить свой ответ.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется выполнять задания, только по подсказке взрослого, с его помощью, на вопросы ответить затрудняется, объяснить свои ответы не может.

 


Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок «

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок «

Актуальность Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем

Актуальность Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем

Общая характеристика учебного курса

Общая характеристика учебного курса

Умелое использование современных образовательных технологий, разнообразных форм и методов обучения будет способствовать качественному усвоению детьми учебного материала

Умелое использование современных образовательных технологий, разнообразных форм и методов обучения будет способствовать качественному усвоению детьми учебного материала

Описание места учебного курса в учебном плане

Описание места учебного курса в учебном плане

Программа обучения младших школьников

Программа обучения младших школьников

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать…

Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать…

Содержание учебного курса. 4-й год обучения (34 ч

Содержание учебного курса. 4-й год обучения (34 ч

Тема 12. Практическое занятие «Я у перекрёстка»

Тема 12. Практическое занятие «Я у перекрёстка»

Где можно и где нельзя играть?

Где можно и где нельзя играть?

ПДД на ПК; · вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшему в

ПДД на ПК; · вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшему в

Правила поведения на железной дороге,

Правила поведения на железной дороге,

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах

Приложение 1. Краткий словарик терминов дорожного движения

Приложение 1. Краткий словарик терминов дорожного движения

Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него; трех- и четырехколес­ные механические транспортные средства, имеющие массу в сна­ряженном состоянии не более

Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него; трех- и четырехколес­ные механические транспортные средства, имеющие массу в сна­ряженном состоянии не более

Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд

Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд

Участник дорожного движения - лицо, принимающее не­посредственное участие в процессе движения в качестве водите­ля, пешехода, пассажира транспортного средства

Участник дорожного движения - лицо, принимающее не­посредственное участие в процессе движения в качестве водите­ля, пешехода, пассажира транспортного средства

Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть

Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть

Система диагностических заданий по выявлению у детей знаний по безопасности дорожного движения 1 задание

Система диагностических заданий по выявлению у детей знаний по безопасности дорожного движения 1 задание

Ивановка. Самый короткий путь до села по проезжей части

Ивановка. Самый короткий путь до села по проезжей части

Низкий уровень – ребёнок затрудняется выполнять задания, только по подсказке взрослого, с его помощью, на вопросы ответить затрудняется, объяснить свои ответы не может

Низкий уровень – ребёнок затрудняется выполнять задания, только по подсказке взрослого, с его помощью, на вопросы ответить затрудняется, объяснить свои ответы не может
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2023