Ковалева Марина Ивановна
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
(в соответствии с ФГОС)
для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по факультативному курсу «Занимательная грамматика» для 2 класса разработана на основе:
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.
· Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2011-2015 учебные годы ОУ.
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.
· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.
· Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.
· Основная образовательная программа МКОУ «Покоснинская СОШ»
.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, математика, музыка,
изобразительное искусство.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
· игровые элементы, игры,
· дидактический и раздаточный материал,
· пословицы и поговорки,
· физкультминутки,
· рифмовки,
· считалки,
· ребусы,
· кроссворды,
· головоломки,
· грамматические сказки.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
· лекции;
· практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
· анализ и просмотр текстов;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
· игровая;
· теоретическая;
· практическая.
Общая характеристика учебного предмета
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз 40 минут в 2 классе. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. Разработана в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, реализующего программу начального общего образования на 2016-2017 год. Программа рассчитана на 4 года (1-4 класс), 2 класс - 1 часа в неделю, всего 34 часа (34 учебных недель).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
За год |
9ч. |
7ч. |
10ч. |
8ч. |
34ч. |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2кл. «Секреты орфографии»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
· занимательность;
· научность;
· сознательность и активность;
· наглядность;
· доступность;
· связь теории с практикой;
· индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Личностными результатами изучения курса «Занимательная грамматика» в 2-м классе является формирование следующих умений:
· Осознавать роль языка и речи в жизни людей;
· Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
· Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметными результатами изучения курса «Занимательная грамматика» в 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УДД:
· Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
· Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
· Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УДД:
· Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УДД:
· Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
· Выразительно читать и пересказывать текст;
· Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
· Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема
|
Количество часов
|
1 |
Как вы обходились без письма? |
1 |
2 |
Древние письмена |
1 |
3 |
Как возникла наша письменность? |
1 |
4 |
Меня зовут Фонема |
2 |
5 |
Для всех ли фонем есть буквы? |
3 |
6 |
«Ошибкоопасные» места |
2 |
7 |
Тайны фонемы |
1 |
8 |
Опасные согласные. |
2 |
9 |
На сцене гласные. |
1 |
10 |
«Фонемы повелевают буквами». |
1 |
11 |
Ваши старые знакомые. Практическое занятие |
1 |
12 |
Правила о непроизносимых согласных |
2 |
13 |
Волшебное средство- «самоинструкция» |
2 |
14 |
Память и грамотность |
1 |
15 |
Строительная работа морфем |
1 |
16 |
Где же хранятся слова? |
1 |
17 |
Поговорим обо всех приставках сразу |
3 |
18 |
Слова- «родственники» |
1 |
19 |
Кто командует корнями? |
3 |
20 |
«Не лезьте за словом в карман!» |
2 |
21 |
«Пересаженные» корни. |
1 |
22 |
Итоговое занятие. Олимпиада |
1 |
|
Всего: |
34 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Как вы обходились без письма? (1ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенды о Тесе. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена. (1ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы – «священные знаки».
Тема 3. Как возникла наша письменность? (1ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4-5. Меня зовут Фонема. (2ч.)\
Звуки – смыслоразличители. Игра «Наперенгонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Тема 6-8. Для всех ли фонем есть буквы? (3ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «Двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква – подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актеры.
Тема 9-10. «Ошибкоопасные» места (2ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 11. Тайны фонемы (1ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки- «запоминалки».
Тема 12-13. Опасные согласные. (2ч.)
Звуки-«волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительной согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 14. На сцене гласные. (1ч.)
Добрый «волшебник»- ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 15. «Фонемы повелевают буквами». (1ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещен, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие. (1ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи- щи, чу- щу, ча- ща, чк, чн ,щн, нщ.
Тренировочные упражнения.
Тема 17-18. Правила о непроизносимых согласных. (2ч.)
Песенки- «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слово!. Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
Тема 19-20. Волшебное средство- «самоинструкция» (2ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди походящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21. Память и грамотность. (1ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 22. Строительная работа морфем. (1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 23. Где же хранятся слова? (1ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика- наука о языке. Работа со словарями.
Тема 24-26. Поговорим обо всех приставках сразу. (3ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С.Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка- «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 27. Слова- «родственники» (1ч.)
Правильные корни и корни- уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировачные упражнения.
Тема 28-30. Кто командует корнями? (3ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 31-32. «Не лезьте за словом в карман!» (2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра- собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 33. «Пересаженные» корни. (1ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада. (1ч.)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
· Усвоение базовых знания по русскому языку; ключевые понятия.
· Овладения способами исследовательской деятельности.
· Формирование творческого мышления.
· Способствование улучшения качества решения заданий различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» 2 КЛАСС
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
|
плановая |
фактическая |
|||
1 |
Как обходились без письма? |
1 |
03.09 |
03.09 |
2 |
Древние письмена. |
1 |
10.09 |
10.09 |
3 |
Как возникла наша письменность? |
1 |
17.09 |
17.09 |
4-5 |
Меня зовут Фонема. |
2 |
24.09 01.10 |
24.09 01.10 |
6-8 |
Для всех ли фонем есть буквы? |
3 |
08.10 15.10 22.10 |
08.10 15.10 22.10 |
9 |
«Ошибкоопасные» места |
1 |
29.10 |
29.10 |
10 |
Тайны фонемы |
1 |
12.11 |
12.11 |
11-12 |
Опасные согласные |
2
|
19.11 26.11 |
19.11 26.11 |
13 |
На сцене гласные |
1 |
03.12 |
03.12 |
14 |
«Фонемы повелевают буквами» |
1 |
10.12 |
10.12 |
15 |
Когда ь пишется, а когда не пишется? |
1 |
17.12 |
17.12 |
16 |
Ваши старые знакомые |
1 |
24.12 |
24.12 |
17-18 |
Правила о непроизносимых согласных |
2 |
17.01 24.01 |
17.01 24.01 |
19-20 |
Волшебное средство – «самоинструкция» |
2 |
31.01 07.02 |
31.01 07.02 |
21 |
Строительная работа морфем |
1 |
14.02 |
14.02 |
22-23 |
Где же хранятся слова? |
2 |
21.02 28.02 |
21.02 28.02 |
24-25 |
Поговорим о всех приставках сразу |
2 |
07.03 14.03 |
07.03 14.03 |
26-27 |
Слова – «родственники» |
2 |
21.03 05.04 |
21.03 05.04 |
28-30 |
Кто командует корнями? |
3 |
12.04 19.04 26.04 |
12.04 19.04 26.04 |
31-32 |
«Не лезьте за словом в карман!» |
2 |
03.05 10.05 |
03.05 10.05 |
33 |
«Пересаженные» корни |
1 |
17.05 |
17.05 |
34 |
Итоговое занятие |
1 |
24.05 |
24.05 |
материально – техническое и информационное обеспечение образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.