ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»
Оценка 4.7

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

Оценка 4.7
Документация +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
09.04.2018
ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»
Программа «Академия шахматного искусства» рассчитана на 216 часов и подразделяется на три образовательных модуля: «Шаг за шагом по шахматной доске», «Развитие творческого мышления», «Стратегия и тактика шахматного искусства». Модульный принцип реализации программы способствует выявлению и развитию детской одарённости среди юных шахматистов. Модуль №1 «Шаг за шагом по шахматной доске» рассчитан на погружение детей в шахматный мир и формирование навыка самостоятельной работы с шахматной доской. Юным шахматистам преподается начальный курс обучения, после его прохождения, проводится диагностика, которая направлена на выявление уровня усвоения знаний начального курса обучения, мотивации к дальнейшим занятиям обучающихся шахматами. Модуль №2 «Действуй в уме» рассчитан на формирование умственного развития, то есть способность действовать «в уме». У детей улучшается логическое мышление, появляется умение самостоятельно решать трудные задачи и увеличивается работоспособность. Модуль № 3 «Стратегия и тактика шахматного искусства» рассчитан на углубленное изучение шахмат, систематическое участие в различных соревнованиях. Этот модуль предназначен для юных спортсменов, которые сконцентрированы на шахматах и тратят на них основную часть своего свободного от школы времени.
Академия шахматного искусства.doc
ХАНТЫ­МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА           «Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский»             Муниципальное автономное учреждение           дополнительного образования Белоярского района МОДУЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА» Антропологические технологии           ПРОГРАММА Рассчитана на детей от 10 до 15 лет Срок реализации программы: 1 года Автор­составитель программы: педагог дополнительного  образования Трапезникова Галина Николаевна г. Белоярский, 2016  г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Шахматы   –   нечто   большее,   чем   просто   игра.   Это   интеллектуальное время   препровождение,   в   котором   есть   определённые   художественные свойства   и   много   элементов   научного.   Для   умственной   работы   шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» Рауль Капабланка. Шахматы   с   каждым   годом   пользуются   всё   большей   популярностью   и являются   прекрасным   средством   самовыражения.  В   эпоху   компьютеров   и информационных   технологий   особенно   большое   значение   приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Шахматы играют очень большую роль в формировании логического и системного мышления. Занятия шахматами   способствуют   повышению   уровня   интеллектуального   развития обучающихся, учат концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного   времени,   анализировать   возникающие   ситуации   и   делать выводы. Благодаря этой чудесной игре у ребят есть возможность реализовать себя, быть творческой личностью, общаться с людьми. Шахматы несут в себе соревновательную форму двух личностей. Занятия   шахматами,   а   особенно   участие   в   соревнованиях, непосредственным   образом   влияют   на   формирование   характера,   ибо   в процессе борьбы необходимы такие качества, как воля, стойкость, активность и целеустремленность, вера в конечный успех. Создания программы «Академия шахматного искусства»  продиктована потребностями современных детей и их родителей, а так же ориентирована на Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 2 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА социальный   заказ   общества.   Данная   программа   составлена   с   учётом накопленного теоретического, практического и турнирного опыта педагога, что даёт возможность учащимся не только получить базовый уровень знаний шахматной   игры   в   ходе   групповых   занятий,   а   также   способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.  Необходимо отметить, что в рамках утвержденной Правительством РФ Концепции долгосрочного социально­экономического развития РФ на период до   2020   года   Министерством   спорта   РФ   разработан   проект   Федеральной целевой   программа   «Развития   вида   спорта   шахматы   в   РФ».   Одной   из основных задач проекта является вовлечение максимально возможного числа детей,   подростков   и   молодежи   в   систематические   занятия   видом   спорта шахматы.   Реализация   образовательной   программы   «Академия   шахматного искусства» позволяет сделать популярным и доступным, такой вид спорта как шахматы для детей и подростков и заинтересовать их к систематическому освоению азов шахматного мастерства. Программа   «Академия   шахматного   искусства»   разработана   в соответствии   и   на   основании   основных   действующих   нормативных   и программных документов РФ в области общего образования детей, с учетом приоритетов   развития   системы   дополнительного   образования   и существующего   опыта   реализации   дополнительных   образовательных программ. И на основе авторской программы И. Г. Сухина «Шахматы школе», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.  Программа «Академия шахматного искусства» рассчитана на 216 часов и подразделяется на три образовательных модуля: «Шаг за шагом по шахматной доске», «Развитие творческого мышления», «Стратегия и тактика шахматного искусства».   Модульный   принцип   реализации   программы   способствует выявлению   и   развитию   детской   одарённости   среди   юных   шахматистов. Модуль №1  «Шаг за шагом по шахматной доске»  рассчитан на  погружение Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 3 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА детей в шахматный мир и формирование навыка самостоятельной работы с шахматной   доской. Юным   шахматистам   преподается   начальный   курс обучения,   после   его   прохождения,   проводится   диагностика,   которая направлена на выявление уровня усвоения знаний начального курса обучения, мотивации к дальнейшим занятиям обучающихся шахматами. Модуль №2 «Действуй в уме» рассчитан на формирование умственного развития,   то   есть   способность   действовать   «в   уме».   У   детей   улучшается логическое   мышление,   появляется   умение   самостоятельно   решать   трудные задачи и увеличивается работоспособность. Модуль № 3 «Стратегия и тактика шахматного искусства» рассчитан на углубленное   изучение   шахмат,   систематическое   участие   в   различных соревнованиях. Этот модуль предназначен для юных спортсменов, которые сконцентрированы   на   шахматах   и   тратят   на   них   основную   часть   своего свободного от школы времени. Обучаясь по данной программе, воспитанники познакомятся с историей шахмат,   биографией   великих   шахматистов,   освоят   теоретические   основы шахматной игры, приобретут турнирный опыт и смогут получить спортивный юношеский разряды. В зависимости от уровня занимающегося, его возрастных особенностей, при   обучении   детей   предлагаются   индивидуальные   задания   по   шахматам, включены дидактические задания, викторины, мини­соревнования. Используются  информационно коммуникационные технологии  ИКТ – это мультфильмы, слайд­презентации, обучающие программы по шахматам, которые помогают учащимся, познакомится не только с правилами игры в шахматы,   но   и,   начиная   с   решения   простых   шахматных   задач   и   тестов, заканчивать сложными. Таким образом, ранее усвоенный материал становится фундаментом для дальнейшего развития.  Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 4 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА Шахматы не только, доставляют детям много радости, удовольствия, но и   действенное  эффективное   средство  их  умственного   развития, формирования   внутреннего   плана   действий   –  способности   действовать   в уме.  Игра в шахматы развивает наглядно­образное мышление, способствует   воспитывает   усидчивость, зарождению  вдумчивость,   целеустремленность.  Ребенок,   обучающийся   этой   игре, становится   собраннее,   самокритичнее,   привыкает   самостоятельно   думать, логического   мышления, принимать   решения,   бороться   до   конца,   не   унывать   при   неудачах. Экспериментально   же   было   подтверждено,   что   дети,   вовлеченные   в волшебный мир шахмат, лучше успевают  в школе, а так же  положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств,   как   восприятие,   внимание,   воображение,   память,   мышление, начальные формы волевого управления поведением.  А. Алехин писал: «Шахматы  не только  знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни,  но  и модель творчества.  Шахматы, прежде всего, учат быть объективными.   В   шахматах   можно   сделаться   большим   мастером,   лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» (1924 г.).  Актуальность данной программы состоит в том, в центре современной концепции   дополнительного   образования   лежит   идея   развития   личности ребёнка,   формирование   его   творческих   способностей,   воспитание   важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.  Жизнь заставляет  нас на каждом шагу отстаивать правильность  своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 5 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА выдержку   и   твердость,  осторожность   и  смелость,  умение   фантазировать   и умение смирять фантазию. И всё  это же самое требуется в шахматах. Они многогранны   и  обладают   огромным   эмоциональным   потенциалом, дарят   «упоение   в   борьбе»,  но   и   одновременно   требуют   умения концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.   Установлено, что шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми   предметами.   Специфика   шахматной   игры   позволяет   понять   основы различных наук на шахматном материале. Например, обычное поле шахматной доски   может   рассматриваться   как   единица   шахматного   пространства (философский аспект), как элемент множества полей, образующих линию, или как   множество,   являющееся   пересечением   других   множеств   –   вертикали, горизонтали   и   диагонали   (теория   множеств),   как   элемент   кодирования (информатика)   или   как   точка   в   системе   координат   (математика).   Это позволяет достичь эффекта, о котором писал еще  Д.   Максвелл:   “нет   лучше   способа   сообщения   уму   знаний,   чем   метод преподнесения   их   в   возможно   более   разнообразных   формах”.   Наиболее близким   к   шахматам   предметом   является   математика,   и   в   частности геометрия.   Геометрическая   составляющая   шахмат   особенно   сильна. Например, правило квадрата и прием «Треугольник» в пешечном окончании расширяют   представления   школьника   об   особенностях   использования геометрических фигур в шахматной борьбе. Уже в начале курса сведения об именах   линий   и   полей   при   изучении   темы   «Шахматная   доска»   являются материалом  по   теме «Кодирование  информации» –  одной  из  важнейших  в школьном курсе информатики. Шахматы   –  это   вдохновение   и  разочарование,  своеобразный   выход   из одиночества,  активный   досуг,  утоление   жажды  общения   и  самовыражения. Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 6 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА Как говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы – нечто большее, чем просто игра.   Это   интеллектуальное   время   препровождение,   в   котором   есть определённые   художественные   свойства   и   много   элементов   научного.   Для умственной   работы   шахматы   значат   то   же,   что   спорт   для   физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...».  Участниками программы являются среднего школьного возраста 10–15 лет. Наполняемость групп соответствует нормативным показателям и нормам СанПиН. Группы укомплектованы учащимися в количестве 15 человек.   Реализация   программы   «Академия   шахматного   искусства» осуществляется на базе ДДЮТ г. Белоярский. Образовательный   цикл   –   1   год,   направленность   программы   – антропологические технологии. Цель программы:  Углубленное освоение практики игровых технологий шахматного спорта посредством   развития   у   обучающихся   неординарных   подходов   к   решению задач. Задачи:  –   приобщить   юных   шахматистов   к   сокровищнице   шедевров   мирового шахматного искусства;  – сформировать соответствующий стилю игры шахматиста собственный дебютный репертуар; –   научить   учащихся   на   основе   тактических   и   позиционных   навыков шахматиста, избирать план (алгоритм) ведения шахматной партии, исходя из требований конкретной позиции, с учетом особенностей детских и юношеских соревнований; –   показать   возможность   использовать   знания   шахматной   игры   в жизненных ситуациях; Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 7 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА – освоить основ позиционной игры в шахматы («Правила хорошего тона» для шахматистов). –   сформировать   опыт   универсальных   способов   мыследеятельности   творческого (абстрактно­логического   мышления,   памяти,   внимания, воображения, умения производить логические операции).  –  организовать   условия  для   достижения   высоких   спортивных результатов, выполнения учащимися спортивных разрядов и званий с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; –   воспитывать   адекватное   восприятие   успехов   и   неудач, психологическую устойчивость во время соревнований.  Планируемые результаты. Образовательные результаты:  Учащиеся должны обладать следующими знаниями: – обладать хорошо отработанным дебютным репертуаром; – уметь разыгрывать различные теоретические окончания; – уметь применять типовые шахматные комбинации; – решать шахматные задачи и этюды; – уметь самостоятельно анализировать свои партии; – самостоятельно пользоваться шахматной литературой; – уметь пользоваться компьютерными шахматными программами. –  к   концу   обучения   учащиеся   обязаны   иметь   юношеский   спортивный разряд и ставить задачу выполнения 1­го разряда. Предметные результаты: –   конструирование   представлений   о   древней   игре,   о   ее   позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 8 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА –   формирование   основных   представлений   о   современной   теории дебютов;  – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом; – стремиться правильно оценивать позицию и выбирать алгоритмы игры – иметь   представление   о   методах   рационального   использования   игрового времени во время турнирной партии; – сформировать представления о различных теоретических окончаниях, типовых шахматных комбинациях, шахматных задачах и этюдах. Компетентностные результаты: – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; –   формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать учебные   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   ее реализации;   определять   наиболее   эффективные   способы   достижения результата; –   формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной деятельности   и   способности   конструктивно   действовать   даже   в   ситуациях неуспеха; –   определение   общей   цели   и   путей   ее   достижения;   умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять   взаимный   контроль   в   совместной   деятельности,   адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Ожидаемый   результат:  личность,   способная   аналитически   и критически   подходить   к   решению   не   только   шахматных,   но   и   жизненных проблем,   а   также   в   воспитании   гармонично   развитого   шахматиста, владеющего   широким   арсеналом   позиционных   и   тактических   приёмов   и Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 9 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА навыков,   способного   концентрировать   внимание,   быстро   и   точно   считать варианты. Формы оценивания   Педагогический   контроль   включает   в  себя   педагогические   методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала,  степень   сформированности   умений   осваивать   новые   виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.    Применяемые   методы   педагогического   контроля   и   наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении   и   реализации.  Это   дает   возможность   отслеживать   динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития.  На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.  Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных   задач.   Контроль   эффективности   осуществляется   при выполнении  диагностических заданий и упражнений,  с  помощью тестов, фронтальных   и   индивидуальных   опросов,   наблюдений.  Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.  Начальная   диагностика   проводится   в   течение   двух   недель   с   начала изучения программы. Ее   цель   –   выявление   стартовых   возможностей   и   индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения. Методы проведения: – индивидуальная беседа;  – тестирование;  – наблюдение; Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 10 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА – анкетирование.  Промежуточное диагностирование проводится после изучения каждого модуля программы или по мере необходимости. Цель  –  отслеживание   динамики   развития   каждого   ребёнка,  коррекция программы.  Итоговая диагностика проводится в конце изучения программы. Цель: подведение итогов освоения дополнительной образовательной  (общеразвивающей) программы «Академия шахматного искусства»  Методы проведения итоговой диагностики вы видите на слайде. ­ творческие задания; ­ контрольные задания; ­ тестирование; ­ олимпиада и т.д.   В   течение   года   дети   участвуют   в   турнирах,   районных   и   городских шахматных первенствах различного уровня, общероссийских соревнованиях. Оценки   результатов   выставляются   по   сумме   набранных   очков   в квалификационных   турнирах   и   турнирах   с   дополнительными   разрядными уровнями. Для оценки результатов используются методические рекомендации А. А. Попова,   С.   В.   Ермакова,   И.   М.   Ремаренко   Оценка   компетентностных результатов   и   достижений,   Габдулхаметовой   Н.   Б.   Педагогическая диагностика в дополнительном образовании. Образовательные форматы  –  сообщение:  (рассказ,   описания,  лекция,  беседа,  работа   с  шахматной книгой); –   демонстрация   (таблицы,   планы,   диаграммы,   плакаты,   раздаточный материал в виде карточек с учебными позициями); Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 11 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА –   экскурсии   (организованное   посещение   учащимися   шахматных соревнований   –   чемпионаты   города   среди   взрослых,   международные турниры); –   упражнения   (решение   специально   подобранных   тематических шахматных   позиций,   направленных   на   выработку   специальных   умений   и навыков); – игра (разыгрывание с партнером учебных позиций или фрагментов из партий, сеансы одновременной игры, конкурсы решения задач); – соревнования (игра в тематических турнирах, с коротким контролем, блиц­партии и т.д.); –   анализ   шахматных   партий   и   типовых   позиций   (разбор   партий гроссмейстеров,   мастеров,   учебных   партий,   разбор   партий   учащихся   на индивидуальных  или групповых  занятиях; анализ типовых позиций дебюта, миттельшпиля, эндшпиля); На   занятиях   по   данной   программе   применяется  групповая   работа с учащимися. На этом уровне дети получают общие знания по изучаемым темам (лекции, тестирование, решение задач, просмотр партий, игровая практика). Осваиваются различные теоретические позиции и шахматные приемы. Именно здесь   закладываются   основы   дальнейшего   развития   личности   спортсмена, подготовка к занятиям на следующем уровне.   Дети   распределяться по   подгруппам в   зависимости   от   уровня подготовки и возраста. Это также зависит от участия в различных городских и районных соревнованиях.   Самыми   насыщенными   по   количеству   информации   являются индивидуальные  занятия   с   детьми.  Чтобы   получить   хороший   результат, учащимся   необходим   запас   знаний   и   умений,   усвоенных   на   предыдущих занятиях. Их накопление – процесс длительный, требующий систематичности, Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 12 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА последовательной   и   умелой   организации,   продвижения   от   простого   к сложному.   Во   время   подготовки   ребят   к   соревнованиям   необходимо   поставить дебют, изучить теоретические позиции, проанализировать различные партии, найти   и   устранить   ошибки,   встречающиеся   в   партиях   юных   шахматистов, поработать над психологической подготовкой спортсмена. Все эти проблемы лучше решать с учащимся индивидуально. Основное   внимание   уделяется   характеру   и   индивидуальным особенностям каждого шахматиста. Юные   спортсмены,   которые серьезно   относиться   к   работе,   готовы самостоятельно   выполнять   задания   предлагаемые   педагогом   для   них необходимо   составлять   индивидуальный   план   работы   на   определенный промежуток времени, требовать обязательного его выполнения.  Все   учащиеся   в   течение   года   получают   индивидуальные   задания   в зависимости   от   уровня   подготовки,   способности   выполнять   определенное задание. Каждый   месяц   ребенок   обязан   отчитаться   о   выполнение   проделанной работе.  В течение года ребята участвуют в различных соревнованиях (первенства города, различные городские соревнования, защищают честь команд школы, района, города). После каждого турнира ребенок обязан самостоятельно провести разбор собственных ошибок и представить педагогу отчет о своих ошибках. После этого   совместно   с   педагогом   принимается   решение   о   плане   дальнейшей работы. В случае успешного участия в турнире перед ребенком ставятся новые задачи. Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 13 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА Если   спортсмен   показал   плохой   результат,   принимается   совместное решение   о   возможности   участия   в   новых   соревнованиях   или   пропуске   их, чтобы не травмировать психику ребенка. Для   каждого   ребенка   срок   освоения   программы   является индивидуальным.   Если   шахматист   опережает   своих   сверстников   в   уровне игры,   то   для   такого   ребенка   планируются   дополнительные   задания   более высокого уровня сложности. Перед   началом   учебного   года   перед   ребенком   ставится   задача выполнения спортивного разряда. Техническая платформа Занятия проходят в классе площадью 20 кв. м. В   помещение   имеются   2   демонстрационные   шахматные   доски   для проведения занятий, шахматные часы – 10 шт., 10 наборов шахматных фигур. Используются   компьютеры   и   компьютерные   программы   Шахматная Планета, Шахматная База, CHESS Assictane. Использование   во   время   процесса   обучения   электронных образовательных   ресурсов   (изучение   шахматных   компьютерных   программ, умение  использовать  компьютер  в  качестве   партнера, тренера, помощника, умение   пользоваться   различными   шахматными   базами,   модулями, энциклопедиями). Содержание по тематическим модулям Программа   «Академия   шахматного   искусства»   довольно   практична   и динамична, она направлена на всестороннее развитие личности, расширение круга  общения  и полноценного  самовыражения  и  реализации  способностей детей. Шахматы   положительно   влияют   на   развитие   и   совершенствование   у детей   психических   процессов   и   таких   качеств,   как   память,   внимание, Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 14 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА пространственное воображение, логическое мышление, восприятие, воля и т. д. Шахматы помогают научиться управлять своим поведением, развивают умение   самостоятельно   принимать   решения   в   сложных   ситуациях, воспитывают   организованность   и   дисциплину,   чувство   коллективизма, товарищества и самокритичность. Юным шахматистам будут даны сведения обо всех стадиях шахматной партии (дебют, середина игры, окончание) и знания по самостоятельному изучению шахмат. Никто   не   станет   отрицать,   что   изучение   шахмат   помогает   развитию интеллектуальной   и   эмоциональной   сферы   мышления   ребёнка,   формирует столь необходимые в наше время качества как; организованность, дисциплина, самокритичность. Занятия шахматами по данной программе, предусматривает знакомство учащихся   с «Шахматным  кодексом»,  способствует   формированию   у   детей основ   правового   сознания   на   примере   таких   понятий,   как   «правила», «исключения», «судья», «дисквалификация» и т.д. Все это приводит к более полной   адаптации   ребенка   в   современном   обществе.   Поможет   развитию личности ребёнка и его творческих способностей.  Овладение игровым мастерством на уровне, предусматриваемой данной программой,   предполагает   не   только   дальнейший   рост   шахматного мастерства, но и значительное расширение содержательного досуга учащихся, как   за   счет   собственно   игры   в   шахматы,   так   и   за   счет   изучения   учебно­ методической литературы. Занятия   по   программе   «Академия   шахматного   искусства»   помогут ребятам  углубленному   освоению   практических   игровых   технологий шахматного   спорта   посредством   развития   у   обучающихся   неординарных подходов к решению задач. Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 15 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА Модуль №1: «Шаг за шагом по шахматной доске» Изучение   учащимися   данного   модуля   предполагает   проявление   на занятиях мыслительной активности, что выражается в сознательном освоении учебного материала, осознание и понимание конкретных факторов, правил, сведений,   терминов,   понятий.   Юный   шахматист   учится   (в   той   или   иной степени   –   это   зависит   от   индивидуальных   способностей)   осознавать   свои ошибки, понимать причины их возникновения. Самым важным является то, что   все   приобретённые   знания,   умения   и   навыки   сразу   же   переносятся   в практическую деятельность. Обучение шахматной игре является сложным и трудоёмким   процессом.   Поэтому   данная   программа   даёт   возможность довести   до   сознания   учащихся   то,   что   достижение   спортивного   успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе, а так же приобщить детей к творческому процессу, развивающему мыслительную деятельность. Обучение основано на принципах личностно ­ ориентированного   образования   детей   и   педагогики   развития,   в   центре внимания   которых   –   ребёнок,   реализующий   свои   возможности.   Поэтому программа   предусматривает   индивидуальную   работу   с   детьми,   учитывает возрастные и психофизические особенности ребёнка.  Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим   арсеналом   шахмат,   вследствие   чего   формируется   следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход.  Чтобы   почувствовать   красоту  и   очарование  игры  в  шахматы,  ребенок должен   твердо   усвоить  сравнительную   силу   фигур.  Если,  например,  он  не знает,   что   ладья   сильнее   слона   (в   большинстве   позиций),   и   поэтому,   как правило, ладью невыгодно отдавать за слона, то он никогда не ощутит то творческое волнение, когда обыденное приносится в жертву неординарному, и более сильная фигура идет под удар менее ценной.  Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 16 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА Сначала  дети  должны  понять,  что  преимущества  в одну  фигуру  чаще всего достаточно для победы и что стремление к материальному перевесу – разумная   стратегия   (при   прочих   равных   условиях).   Только   затем   следует показывать   детям   эффектные   исключения   из   правил   (когда   маленький шахматный   отряд   одолевает   превосходящее   войско   неприятеля).   Это объясняет   структуру   учебного   курса,   в   котором   дети   сначала   учатся реализовывать огромное материальное преимущество (мат ферзем и ладьей, мат   двумя   ладьями,   мат   ферзем,   мат   ладьей)   и   получают   элементарные навыки согласования взаимодействия своих фигур при постановке мата.  Образовательная задача модуля: конструирование представлений об основах шахматной игры.  Учебные задачи модуля: 1. Дать знания о шахматах как о конгломерате науки, культуры и спорта, приобщить юных шахматистов к сокровищнице шедевров мирового шахматного искусства. 2. Научить   понимать   основы   позиционной   игры   в   шахматы («Правила хорошего тона» для шахматистов). 3. 4. Научить записывать партии, решение заданий. Изучать   международную   шахматную   терминологию,   шахматные электронные ресурсы и программы. 5. 6. Развивать у воспитанников целеустремленность, усидчивость. Создавать  условия  для развития аналитических способностей  и психических процессов развития личности воспитанников. 7. 8. Развивать умения работы в коллективе. Создавать   условия   для   социальной   адаптации   и   творческой самореализации каждого воспитанника. Тематические рабочие группы и форматы: Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 17 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА Погружение в основы шахматной игры, умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса и формирование систематичности и последовательности знаний, представлений и понятий в единую, стройную систему.   Содержание   модуля  «Шаг   за   шагом   по   шахматной   доске»   включает элементарный учебный и дидактический шахматный материал, практические игры,   решение   шахматных   задач,   игровые   упражнения,   которые   помогут   в увлекательной игровой форме изучить шахматную доску и закрепить ходы фигур и пешек, узнать их абсолютную и относительную ценность. Учащиеся участвуют   в   коллективном   поиске  вариантов   ходов   шахматных   фигур   на демонстрационной   доске,   воспроизводят   полученные   знания   и   освоенные способы   деятельности   в   процессе   решения   шахматных   задач.   Ключевым моментом   занятий   является   деятельность   самих   детей,   в   которой   они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию,   делают   выводы,   выясняют   закономерности.  Изучение   учащимися программной   темы   предполагает   проявление   на   занятиях   мыслительной активности,   что   выражается   в   сознательном   освоении   учебного   материала, осознание и понимание конкретных факторов, правил, сведений, терминов, понятий. Программа модуля  Образовательная форма сообщение  педагога  лекционно­ практическая Игровая  форма Тема Количество часов  путешествия «В  стране шахматных  чудес».  Волшебный мир  шахмат.  «Правила хорошего  тона».  путешествия  «встречи с  интересными  людьми» 2 4 Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 18 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА теоретические сведения, практикум теоретические сведения, практикум  теоретические сведения, практикум теоретические сведения, практикум практикум игра «Проспекты,  улицы Шахматная доска.   и переулки» консультационный анализ нотации игра игра  Шахматная нотация.  Шахматные фигуры. Начальное положение. Шахматные термины. Стадии игры. контрольные  работы Занимательные  задания. 4 8 4 4 10 Модуль №2: «Действуй в уме» Формирование   установки   на   следующий   важный   процесс,   который условно   можно   назвать   действие   в   уме.  Под   способностью   действовать  "в уме"   мы   будем   понимать   интегрированную   характеристику   человеческого сознания,   которая   представляет   собой   единство   воображения,   внимания, памяти и мышления.  Образовательная задача модуля:  Формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно­ логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции), необходимых при игру в шахматы. Учебные задачи модуля:  1. Освоить   основные   алгоритмы   и   схемы   в   типовых   положениях шахматных партий.  Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 19 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА 2. Стимулировать учащихся к неординарным решениям шахматных задач. 3. 4. 5.  Развить тактическое зрение шахматистов. Развивать у воспитанников целеустремленность, усидчивость. Создавать  условия  для развития аналитических способностей  и психических процессов развития личности воспитанников. Тематические рабочие группы и форматы: Формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно­ логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции)  у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого   применения   знаний   на   практике,   подразумевающих,   зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.  Программа   предусматривает   пять   этапов   развития   способности действовать "в уме":  1. Этап фона: когда дети учатся передвижению фигур на шахматной  доске в соответствии с правилами игры и решают задания, передвигая фигуры по доске. 2. Этап репродуцирования: когда ребята решают шахматные задании не  на доске, а по диаграммам – без передвижения фигур, пальцем показывая  верный ход или верный маршрут.  3. Этап манипулирования: это нахождение верных ответов с помощью  шахматной нотации т.е. (сопровождают умственное действие громкой речью). 4. Этап транспонирования: когда обучающие решают с помощью нотации проговаривая шепотом.  5. Этап программирования: это когда решение полностью производится "в уме".  Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 20 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА На каждом этапе решаются свои собственные задачи формирования и развития  творческого мышления.  Таким образом, ранее  усвоенный материал становится фундаментом для дальнейшего развития.    Ключевым   моментом   занятий   является   деятельность   самих   детей,   в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур   и   их   позицию,   делают   выводы,   выясняют   закономерности,   решают шахматные задачи. Программа модуля Образовательная форма теоретические сведения, практикум теоретические сведения, практикум теоретические сведения, практикум теоретические сведения, практикум теоретические сведения, практикум Игровая  форма Игра: один в поле  воин, захват  контрольного поля. Игра:  Ограничение  подвижности. Атака  неприятельской  фигуры. Игра:  Двойной удар. Взятие. Защита  Игра: Выиграй  фигуру. Сними часовых. Игра: перехитри  часовых, игра на  уничтожение. Тема Шахматные фигуры. Этап фона. Шахматные фигуры. Этап репродуцирования. Шахматные фигуры. Этап манипулирования. Шахматные фигуры. Этап транспонирования. Шахматные фигуры. Этап программирования. Модуль №3: «Стратегия и тактика шахматного искусства» Количество часов 10 10 12 12 16 Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 21 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА На   занятиях   по   основам   стратегии   занимающиеся   знакомятся   с различными   приемами   шахматной   игры,   учатся   строить   план   в   шахматной партии, преодолевать возникшие в партии трудности. Изучение модуля «Стратегия и тактика шахматного искусства» включает доступное объяснение на основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие учащихся материал. Дети приобретают умение создавать и реализовывать матовые угрозы при небольшом материальном или позиционном перевесе. И только после этого дети практикуются в нахождении матовых шахматных комбинаций, когда к выигрышу ведет красивый тактический удар (жертвуется одна из фигур).   Среди наиболее ценных инноваций можно выделить:  доступное   объяснение   игры   в   дебюте,   подкрепленное нестандартными дидактическими заданиями;   мата;   приведение большого количества трехходовых партий; необходимое внимание к методам защиты от детского и дурачкого разработка оригинальных дидактических заданий; объяснение   на   занятиях   эндшпильных   позиций, совершенствованию игры в миттельшпиле. Образовательная   задача:  освоение   стратегии   и   тактики   в шахматной игре. Учебные задачи модуля: 1. Научить,   на   основе   тактических   и   позиционных   навыков шахматиста,   избирать   план   (алгоритм)   ведения   шахматной   партии, Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 22 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА исходя   из   требований   конкретной   позиции,   с   учетом   особенностей детских и юношеских соревнований. 2. Сформировать   соответствующий   стилю   игры   шахматиста собственный дебютный репертуар. 3. Создать   условия   для   достижения   высоких   спортивных результатов, выполнения учащимися спортивных разрядов и званий с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. 4. Способствовать   формированию   у   воспитанников   навыки публичных выступлений. 5. Изучать   российское   и   международное   законодательство   в области физической культуры и спорта, преимущественно вида спорта «Шахматы»,   Единую   Всероссийскую   спортивную   классификацию, Правила вида спорта «Шахматы», Правила международной шахматной федерации («ФИДЕ»).  6. Воспитывать   адекватное   восприятие   успехов   и   неудач, психологическую устойчивость во время ответственных соревнований. 7. Воспитывать   командную   ответственность   («командный   дух»), волевые качества, ответственность за результат. Тематические рабочие группы и форматы:   На   занятиях   по   основам   стратегии   занимающиеся   знакомятся   с различными   приемами   шахматной   игры,   учатся   строить   план   в   шахматной партии, самостоятельно анализировать позицию и преодолевать возникшие в партии трудности.   Поэтапное   освоение   учащимися,   предлагаемого   модуля,   даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые   соответствуют   их   способностям.   В   основе   модуля   лежит индивидуальный подход к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно­ Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 23 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА ориентированном   подходе   к   ребёнку,   при   помощи   создания   педагогом “ситуации успеха” для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает   эффективность   и   результативность   образовательного   процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.   Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. В программе   предусмотрены   материалы   для   самостоятельного   изучения обучающимися,   для   совершенствования   тактического   мастерства   учащихся (самостоятельное   составление   позиций,   предусматривающих   определенные тактические   удары,   мат   в   определенное   количество   ходов   и   т.д.).   Разбор партий  мастеров  разных   направлений,  творческое   их  осмысление  помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.    Использование   этих   методов   предусматривает,   прежде   всего, обеспечение   самостоятельности   детей   в   поисках   решения   самых разнообразных задач.  Программа модуля Образовательная форма теоретические сведения, практикум  лекционно­ практическая Игровая  форма упражнение   (решение специально подобранных тематических шахматных позиций) игра (разыгрывание с партнером учебных   позиций или фрагментов из партий).   Тема Количество часов Основные тактические приёмы. Матование одинокого  короля. 12 16 Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 24 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА 12 16 14 14 12 теоретические сведения, практикум   игра (разыгрывание с партнером учебных   позиций или фрагментов из партий).   Основные   принципы игры в окончании.  лекционно­ практическая теоретические сведения, практикум сообщение  педагога, практикум  лекционно­ практическая Основные принципы  игры в дебюте и  меттельшпиле. Совершенствование  навыков атаки на  короля. Борьба при необычном соотношении сил и  компенсации за  материал. Игровые занятия.  Разбор и анализ  сыгранных партий. упражнение (решение специально подобранных тематических шахматных позиций) Игра (разыгрывание   с партнером учебных   позиций или фрагментов из партий)     Игра (разыгрывание   с партнером учебных или позиций   фрагментов из партий)   анализа шахматных партий   и   типовых позиций   (разбор партий гроссмейстеров, мастеров,   учебных партий, разбор партий   учащихся на индивидуальных групповых или   занятиях;   анализ   Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 25 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА типовых   позиций дебюта, миттельшпиля, эндшпиля);   игра решения задач); (конкурсы соревнование (игра в   тематических турнирах, с коротким контролем,   блиц­ партии и т.д.);    практикум  практикум   Решения задач и этюдов. Блицтурнир. 12 12 Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 26 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА Список литературы: 1. И. Г. Сухин. Шахматы. Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2014. 2. Н.И.Журавлев.   Шахматы.   Шаг   за   шагом.   –   Москва.  «   Russian CHESS House», 2014. 3. В.Л.Барский. Шахматы. Методика проведения занятий. – Москва, ООО «Дайв», 2011. 4. С.Б.   Позин.   25   уроков   шахмат.   –   Москва.  «   Russian   CHESS House», 2014. 5. С.  Иващенко.  Учебник   шахматных   комбинаций.   Том   1а,1b.   – Москва. 6. « Russian CHESS House», 2015. Трапезникова Галина Николаевна, ДДЮТ г Белоярский 27 АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА «АКАДЕМИЯ ШАХМАТНОГО ИСКУССТВА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018