Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии. Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы предупреждения загрязнения.
Преподнести экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем.
ЭКО-знайка программа кружка.doc
Программа экологического кружка «ЭКО знайка»
Пояснительная записка.
Последнее время интерес к экологическому воспитанию резко возрос.
Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы,
которые существуют в окружающем мире. Только живя в полном согласие с
природой, мы сможем лучше понимать её тайны, сохранить жизнь на Земле.
Экологическая ситуация, сложившаяся в стране и во всем мире,
глобальный характер экологических проблем и своеобразные их проявления в
каждом регионе, настойчиво требует скорейшей перестройки мышления
человечества и каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи
неисчерпаемости природных богатств, возможности покорении природы,
пренебрежении законами динамики и устойчивости природных систем.
Формирование отношения к окружающей среде и природе, как её части не
может дальше происходить стихийно,
поскольку это приводит к
безответственному отношению к окружающей среде обитания. На сегодняшний
день у большинства людей преобладает потребительский подход к природе. Еще
низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых,
поверхностные знания об объектах природы и принципах их охраны, не развита
потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности.
Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. С начала
от таких исследований зависела жизнь, позднее люди позволили себе роскошь
заняться наукой с познавательными целями.
Экология, биология и химия – дисциплины с необъятным полем
деятельности для проведения научных изысканий силами школьников.
Знания, получаемые в школе, например по химии, мы не очень часто
используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с
химией в профессиональном плане. Тем не менее этот предмет может стать
источником знаний о нашем здоровье, так как только при изучении химии мы
знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря ему мы узнаем, каким
образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в
целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и,
наконец, что вредно и до какой степени.
Организм человека – это сложная химическая система, которая не может
функционировать самостоятельно, без взаимосвязи с окружающей средой. А
взаимосвязь человека с окружающей средой – это экология.
Валеологическая информация нашего кружка способствует реализации
принципа связи школы с жизнью, актуализации изучаемого материала,
мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, развития
интереса к предметам. Актуальность программы: воспитание поколения, которое сможет
отвечать за свои поступки, которое будет себя чувствовать не только крохотной
частички нашей галактики, но и центром всей Вселенной, которое будет знать,
что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой
необратимые экологические последствия.
Цель: углубление знаний учащихся в данных областях, формирование
экологической культуры учащихся, улучшение охраны окружающей среды,
развитие природоохранной деятельности учащихся.
Задачи:
Образовательные:
1. Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с
понятиями экологии. Показать необходимость устранения экологических
последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей
среды и возможные способы предупреждения загрязнения.
2. Преподнести экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и
одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной
экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем.
Воспитательные:
1. Прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки
работы с лабораторным оборудованием.
2. Способствовать развитию у кружковцев ценностномотивационных
качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики;
этики ответственности в их отношениях с природой; мотивации украшать
комнатными растениями квартиры и школьный интерьер.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся
в процессе углубленного изучения экологии и химии.
2. Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение
сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании
полученных результатов, вести дискуссию.
Основные методы работы
Занятия проводятся один раз в две недели (21 час в год). Большое
внимание уделяется практике с использованием иллюстративного и природного
материала. К практическим занятиям относятся выступления, участие в
конкурсах, смотрах, конференциях, проведение всевозможных природоохранных
мероприятий, изготовление поделок и листовок.
При работе с химическими реактивами руководитель кружка выбирает те
практические работы, которые могут сделать кружковцы с учетом своих способностей при наличии материальнотехнического обеспечения этих работ.
Задания могут быть индивидуальными и групповыми. В случае выполнения
группового задания следует предусмотреть четкое распределение обязанностей
между членами группы.
Возраст обучаемых 12–15 лет.
Тематический план
Тема
Число часов для занятий
Теория Практик
а
Экскурсия
1. Вводное занятие. Правила поведения учащихся.
Техника лабораторных работ и правила
безопасной работы в лаборатории.
2. Общие вопросы охраны природы.
3. Особо охраняемые природные территории
Саратовской области.
4. Земля – наш общий дом.
5. Флора и фауна.
6. Вода: её свойства и значения.
7. Воздух: его состав и значение. Охрана
воздушной среды.
8. Почва: её состав и свойства. Земные недра и их
охрана.
1
1
1
1
1
1
1
1
9. Международная деятельность в области
охраны природы.
1
10.
Выполнение индивидуальных заданий,
подготовка докладов и рефератов к
конференциям.
Проведение экологических
викторин, ролевых игр в школе, участие в
различных конкурсах района, города, республики,
подготовка к олимпиадам.
1
1
1
1
1
5
1
1
ИТОГО:
9
10
2 ПРОГРАММА.
1. Вводное занятие. Правила поведения учащихся. Техника лабораторных
работ и правила безопасной работы в лаборатории. (2 часа)
Содержание и общий план занятий. Основная деятельность кружка.
Условие и характер самостоятельной работы членов кружка.
2. Общие вопросы охраны природы. (2 часа)
Что изучает экология и химия, их взаимосвязь. Основные понятия и определения.
Что мы не замечали (или не хотели замечать) в объяснениях термина “экология”
Э.Геккелем, и к чему это привело?
Структура современной экологии. Химическая экология. История охраны
природы. Влияние хозяйственной деятельности на природу.
Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека (предприятия
нашей местности, загрязняющие природу)
3. Особо охраняемые природные территории Саратовской области (2 часа)
Статус ООПТ. Перспективы развития сети ООПТ. Значение ООПТ в защите и
сохранение мирового биоразнообразия.
Государственные заповедники,
заказники и памятники природы
Пр.р. Выпуск газеты «Охраняемые территории Балтайского района района»
4. Земля – наш общий дом. (1 час)
Происхождение Земли, её строение и вид. Природные богатства планеты.
Географическое положение России. Природные ресурсы.
5. Флора и фауна. (3 часа)
Растительный и животный мир. Красная книга Российской Федерации и
Саратовской области.
Леса – легкие планеты. Лес: проблемы и перспективы. Лесное хозяйство России.
Лесные пожары и борьба с ними. Значение леса в жизни человека. Охрана леса
и рациональное использование его продуктов.
Экскурсия в лес. Сбор гербариев.
6. Вода: её свойства и значения. (2 часа) Состав и свойства воды. Классификаци природных вод. Запасы воды на Земле.
Водные ресурсы Российской Федерации. Водопользование и водопотребление.
Источники загрязнения воды.
Практическая работа. Отбор и анализ водных проб; взятие проб снега и льда на
территории с.Садовка, школы. Определение количественных показателей
природной воды: температуры, прозрачности, общего содержания примесей,
реакций среды, жесткости воды, наличие нитратов, примесей нефтепродуктов.
7. Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды. (1 час)
Состав атмосферы и потребности в кислороде на Земле. Источники загрязнения
атмосферы и их состав. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые
дыры. Последствия загрязнения атмосферы для жизни на Земле. Воздух и его
охрана. Вопросы эксплуатации автотранспорта и борьба с вредными
последствиями. Мероприятия по охране воздушной среды и их эффективность.
8. Почва: её состав и свойства. Земные недра и их охрана. (2 часа)
Почвы и её состав. Охрана и рациональное использование почв. Пестициды в
почве. Ядохимикаты и фауна..
Рациональное использование полезных ископаемых и охрана недр.
Практическая работа. Определение кислотности почвы. Исследование образцов
минерального сырья.
9. Международная деятельность в области охраны природы. (2 часа)
Международные организации охраны природы. Их структура и деятельность,
печатные издания, акции.
Практическая работа. Работа в интернетсайтах международных экологических
организаций.
10. Выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов и
рефератов к конференциям. Защита работ. Проведение экологических
викторин, ролевых игр в школе, участие в различных конкурсах района,
города, республики, подготовка к олимпиадам. (5 часов)
Литература 1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия
развития, 1998 .
2. Рянжин С.В. Экологический букварь (для детей и взрослых). Санкт
Петербург: Печатный двор, 1994 г.
3. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Лесная промышленность, 1967.
4. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А. П. Экология (9 класс). М:
Дрофа.1997.
5. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (9–11 класс). М: АО МДС,
Юнисан,1995.
6. Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая
среда (9 класс). М.: Просвещение, 1997.
7. Колбовский Е.Ю. Изучаем малые реки Ярославль: Академия развития,
2004.
8. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии М:
«МДС», 1998.
9. Жигарев И.А. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и
практических работ М.: Дрофа, 2002.
МБОУ СОШ с.Садовка
«Утверждаю»
Зам. директора по УВР
Чашкина О.В._________
«___»______________2016 г.
Программа экологического кружка «ЭКО знайка»
Автор: учитель биологии и химии
Набатова Татьяна Васильевна
2016 год
Программа кружка "Эко - знайка"
Программа кружка "Эко - знайка"
Программа кружка "Эко - знайка"
Программа кружка "Эко - знайка"
Программа кружка "Эко - знайка"
Программа кружка "Эко - знайка"
Программа кружка "Эко - знайка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.