Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"
Оценка 4.7

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русская литература +1
3 кл—11 кл +1
23.01.2017
Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"
Программа кружка по литературному краеведению рассчитана на 3 года и призвана познакомить детей с фольклорными особенностями края, традициями и обрядами русского и башкирского народов, с их устным народным творчеством. Программа охватывает материал, начиная с мифов и кончая современными авторами. Планировано разнообразное ведение занятий: беседы, лепка из соленого теста, глины героев мифов и сказок, создание композиций из полученных фигурок,выпечка изделий из теста по народным рецептам, рисование, раскраска, сочинение своих загадок, сказок, разучивание народных игр и многое другое.Программа кружка по литературному краеведению
7.Программа кружка Каримова Р.З..docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН Муниципальный конкурс профессионального мастерства  педагогов "Лучший план кружка по краеведению" «Наше наследие»  кружок дополнительного образования детей объединения по литературному краеведению  при  МОБУ СОШ с.Рощинский                                       Автор – составитель: педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы  МОБУ СОШ с.Рощинский                                                                 Каримова Р.З.                                              Возраст детей: 11­12 лет                                              Срок реализации: 3 года 2015 г. Рабочая программа по   литературному краеведению   разработана  Пояснительная записка всоответствии ­ со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образованиив  Российской Федерации",определяющей  содержание образования  определенного уровня и направленности; ­Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного  образования детей, утвержденным  постановлением Правительства  Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233) ­ с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2011­2015 годы»;  ­  с программой  туристско­краеведческого движения обучающихся  Российской Федерации «Отечество»   ­с долгосрочной  целевой  программой «Развитие образования в Республике Башкортостан на 2013­2017 годы» и подпрограммами ­ «Формирование здорового образа жизни и организация отдыха,  оздоровления и дополнительной занятости детей, подростков и учащейся  молодежи»;  ­ «Развитие  дополнительного образования детей в  Республике     Башкортостан на 2012 – 2017 годы»  на основе ­Федерального государственного стандарта основного  общего  образования по литературе (Приказ МО РФ № 1089 от  5 марта 2004 года); ­Примерной программы основного общего  образования по  литературе для общеобразовательных учреждений; ­ авторской «Программы по литературе для 5­11 классов  общеобразовательной школы»  Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А.  Чалмаева (5­е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское  слово, 2010). ­Письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной  поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06­1844 "О  примерных требованиях к программам дополнительного образования  детей"национального проекта «Образование», ­ Концепции модернизации дополнительного образования  детей Российской Федерации до 2015 года в части совершенствования туристско­ краеведческой деятельности в Республике Башкортостан Реализация рабочей программы производится по  Рабочим тетрадям " Наше наследие. Тетрадь №1. Мифы",   "Наше наследие. Тетрадь №2. Устное  народное творчество. Обрядовый фольклор", "Словарь пословиц об  Отечественной войне 1812 года" // автор­составитель Каримова Р.З. Общее количество часов: 336 часа Количество часов в неделю: 4 часа Программа рассчитана на учащихся 5­7 классов общеобразовательных  школ. Срок реализации ­ 3 года. На протяжении тысячелетий важнейшей частью духовной культуры  являлись мифы. В них отражались представления людей о себе и мире,  пространстве и времени, должном и сущем. Не обращаясь к мифам, нельзя  понять духовный мир древнего человека. Актуальность И   на   сегодняшний   день   культура   значительно   отличается   от   культуры наших дедушек и бабушек, но, как и прежде она играет в нашей жизни немаловажную роль.   Невозможно понять и объяснить многие   образы в литературе   и   искусстве   18­20   веков,   не   зная   мифологических   основ произведений. И нашим долгом является не просто знать, но и в какой­то степени владеть фольклором народным, ведь он отражает самые глубинные качества нашего народа. Вызвать у детей желание не просто знать русские и башкирские     народные     мифы,   сказки,   обряды,песни,   игры,   танцы,   но желание эти знания употреблять: петь песни, которые исполняли ещё наши бабушки,   танцевать   танцы,   которые   отражали   суть   нашего   народа,   его широкую   и   неповторимую   душу.   Донести   саму   суть   мифов,   народных обрядов, ведь порой в наше время люди, соблюдающие тот или иной обряд, просто   не   знают   его   смысла   и   что   скрывается   за   еготем   или   иным действием.Актуальность  данной   программы   обусловлена   также   ее практической   значимостью.   Дети   могут   применить   полученные   знания   и практический   опыт   при   работе   над   произведениями   художественной литературы и искусства   на уроках в будущем, при создании собственных проектов, при подготовке к олимпиадам.    Цель программы:     развивающая: ­развитие  кругозора, интереса  к народному слову, его истории; ­приобщение     учащихся   к   чтению   краеведческой,   искусствоведческой литературы;  ­ продолжение   изучения родного края посредством привития интереса к народным   традициям,   фольклорным   произведениям     русского   и башкирского народов;  ­ развитие   гуманитарной   культуры учащихся, приобщение к ценностям национальной культуры,  ­ развитие  чувства  прекрасного, основываясь на произведениях фольклора.              воспитательная: ­воспитание  любви  к Родине, чувства патриотизма;  ­­духовно­нравственное   воспитание   учащихся   через   изучение   традиций народной   культуры   и   приобщение   детей   к   ним,  уважения   к   истории, культуре, традициям своего села и всего народа; ­воспитание  чувства  национальной гордости за свой народ, его культурное наследие; ­воспитание  внимательного  отношения к слову, культуру речи. Задачи, которые призван решить кружок:  ­обеспечить усвоение знаний по краеведческой литературе, фольклорных произведений,   народных   традиций,   народных   промыслов,   связанных   с развитием истории края;  ­   формировать   навыки   работы   с   литературными,   историческими источниками, фольклорными и музыкальными произведениями.     Идея программы                Как известно, школьники 5­6 классов отличаются более сильным воображением,   эмоциональной   активностью,   предметным   восприятием, характеризующим «наивный реализм», свойственный этому возрасту. В то же   время   учащиеся   могут   заменить   важные   для   текста   художественные особенности,   но   ещё   не   всегда   способны   обобщить   свои   впечатления, объяснить их. Поэтому учитель должен помочь им открыть особенности фольклора   русского   и   башкирского   народа   в   процессе   их   изучения   и сопоставления, а также «секреты» автора художественного произведения, помочь   осмыслить   прочитанное   глубоко,   в   меру   их   читательских возможностей и тем самым раскрыть интересный и загадочный мир книги, развить   у   ребят   стойкий   и   мотивированный   интерес   к   предмету.   Ибо художественные   произведения,   прочитанные   во   внеурочное   время   и обсуждённые в группе, расширяют представление школьников об автореи его творчестве, позволяют надеяться на серьёзное, сознательное отношение к   чтению.Содержание   программы   нацелено   на   формирование   культуры творческой   личности,   на   приобщение   учащихся     к   общечеловеческим ценностям   через   собственное   творчество.   Содержание   программы расширяет представления учащихся о художественных стилях,знакомит с историей родного края, формирует чувство гармонии. Все   образовательные   блоки     предусматривают   не   только   усвоение теоретических   знаний,   но   и   формирование   деятельностно­практического опыта.  Практические   задания   способствуют   развитию   у   детей   творческих способностей.  Результаты   обучения   по   данному   курсу   достигаются   в   каждом образовательном блоке.  Программапредусматривает различные  формы работы; беседы, круговые беседы, встречи с носителями народных традиций, посещение школьных и городских   краеведческих   музеев,   выставок,   организация   выездных экскурсий, презентации, самостоятельные работы, сочинение собственных литературных   произведений   (загадок,   сказок,   басен;   киносценариев; рассказов,   стихотворений,   баллад);   инсценирование   понравившихся эпизодов; создание иллюстраций к понравившемуся произведению; создание кукол­   оберегов;   лепка   фигур   героев   мифов,   сказок   из   соленого   теста, глины, создание  бумаги; оформление жанровых  композиций из созданных фигурок;   выпечка   изделий   из   теста   по   народным   рецептам   к   народным календарным праздникам ( блинов, печений­ жаворонков и т.д) Формы   подведения   итогов   программы:   выставки,   презентации, фестивали, конкурсы, соревнования. Требования к уровню подготовки выпускников Предполагается, что в результате изучения программного материала  кружка «Наше наследие». учащиеся должны знать/понимать  героев  русских и башкирских мифов;  названия   и   особенности     народных     семейных   и   календарных праздников;  содержание   изученных   литературных   произведений,   связанных   с мифологией или с мифологическим сюжетом;  основные факты жизни и особенности творчества авторов изученных произведений;  ­ отличительные особенности русского и башкирского  национального костюма;   ­ различные виды народных промыслов России. Учащиеся должны уметь:  правильно,   бегло,   осмысленно   и   выразительно   читать   тексты художественных произведений;  выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;  находить   черты   сходства   и   различия   в   произведениях русского и башкирского народов;  организовывать народные игры с группой детей;  уметь   определять   принадлежность   произведения   к   одному   из   мифологических литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров;  видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.  строить   устные   и   письменные   высказывания   в   связи   с   изученным произведением. Система творческих заданий         Система творческих заданий представлена следующими видами работ:  творческие   задания   разных   типов   (сравнительный   анализ литературных   героев;   сопоставление   жанров   фольклора   у башкирского и русского народов; выразительное чтение);  сочинение собственных литературных произведений (загадок, сказок, басен; киносценариев; рассказов, стихотворений, баллад);  инсценирование понравившихся эпизодов;  создание иллюстраций к понравившемуся произведению;  создание кукол­ оберегов;  лепка фигур героев мифов, сказок из соленого теста, глины, создание бумаги;  оформление жанровых  композиций из созданных фигурок;  выпечка   изделий   из   теста   по   народным   рецептам   к   народным календарным праздникам ( блинов, печений­ жаворонков и т.д) Виды контроля и проверки знаний, умений и навыков учащихся        Основными видами контроля и проверки знаний учащихся являются:  фронтальный опрос­беседа;  фронтальный опрос­беседа;  тестовая работа;  система творческих заданий  викторины, КВН, марафоны знатоков. Все   эти   виды   и   формы   деятельности   на   занятиях   кружка   позволяют развивать   у   учащихся   самостоятельность,   творческую   активность   и прививать интерес к предмету. Ожидаемые результаты: 1) Рост познавательной активности учащихся на уроках и во  внеурочной деятельности, которая выражается в участии  обучающихся в различных интеллектуальных и познавательных  конкурсах, а также в исследовательской работе с выбором тем  внешкольной программы; 2) Повышение интереса школьников к предметам словесности,  осознание значимости данных предметов в любой области знаний; 3) Развитие творческих способностей каждого ученика: «В каждом  ребёнке – чудо; ожидай его!»; 4) Реализация индивидуальных способностей учащихся через  индивидуальное творчество с учётом его потенциальных  возможностей; 5) Рост творческой активности учащихся: участие в различных  конкурсах, викторинах, конференциях. Содержание дополнительной образовательной программы Учебно­тематический план  первого года обучения № Содержание тем 1 Введение. 2 Мифология. теория 1 14 Часы практика 1 20 всего 2 34 Примечания (оборудование) Презентации 3 Устное народное творчество 22,5 49,5 72 1,5 2,5 0,5 4 Древнерусска я литература 5 Литературная сказка 6 Из современной литературы нашего края 7 Итоги  Всего часов 42 1 10,5 1 1  84 2,5 13 1,5 1 126 тексты мифов иллюстрации, поделки  детей презентации, тексты сказок мультфильмы иллюстрации художников, поделки детей тексты Мультфильмы Иллюстрации, поделки детей Тексты Иллюстрации художников, рисунки, коллажи, поделки  детей Второго года  обучения № Содержание тем 1 Введение. 2 Мифология теория 1 14,5 Часы практика 1 35 всего 2 49,5 3 Устное народное творчество 4 Мир древнерусской литературы  13,5 21,5 1 35 1 Примечания (оборудование) Тексты, иллюстрации презентации Тексты, иллюстрации презентации тексты 5 6 7 Из литературы 19 века Из литературы 20 века Итоги Всего часов 21 21 18,5 18,5 Тексты, презентации, иллюстрации Тексты, иллюстрации презентации 28 1 98 1 126 Третьего  года обучения № Содержание тем теория Часы практика всего Примечания (оборудование) 1 2. 3. 4. Введение. Из устного народного творчества(42ч.) Фольклор и башкирская топонимика. Итоги Всего часов 1 18 27 46 1 24 43 2 70 2 42 72 2 116 Презентации Рабочая тетрадь Тексты легенд, рисование, пересказ Содержание учебного материала  Рабочая программа – 368 часов: 5 класс – 126 часов, 6 класс ­126 часов, 7класс­116часов   Количество тем: ­6 Содержание программы 5 класс (112 часов)  Тема №1. Введение (2 ч.) Основные понятия: духовное наследие, устное народное творчество народа,  литературная карта, мифология, фольклористы. Форма занятия:психологический тренинг, устные высказывания. Содержание   темы:Цели,   содержание   программы обучения.По страницам интересных книг. Книга и её роль в духовной жизни человека   и   общества.   У   литературной   карты     Башкортостана.   «Моя любимая книга» ­ устное высказывание на тему из 5­6 предложений.    задачи,  Тема №2. Из мифологии (34 ч.) Основные понятия: организация мира, модель мира, мир богов, мир человека,   духи     жилища   и   хозяйственных   построек,   духи   природных пространств, сезонные персонажи, чёрные боги, эпос, легенды, предания.  Представление древних людей об организации мира.  Формы занятий:Игры «Одень  героя», «Нарисуй бога»­рисование,  рассказ учителя,выпуск альманаха «Герои  славянских и башкирских  мифов», выразительное чтение, чтение по ролям,  викторина, КВН  знатоков, практическая работа,  Заочная (виртуальная) экскурсия в музей  нечистой силы,  экскурсия в музей под открытым небом, исследовательская работа над  текстами произведений, просмотр спектакля, лепка фигур  мифологических существ из глины, соленого теста, пластичной массы,  выпекание  обрядовых печений, изготовление кукол­ оберегов,  раскрашивание костюмов в обережные орнаменты. Содержание   темы:  Сказания   русского   народа.   Славянская мифология и её герои. Мир богов: Перун, Огонь Сварожич, Род, Рожаница, Ярило, Велес. Темные боги: Чернобог, Морана. «Устроение мира», «Первая битва   Правды   и   Кривды»,   «Рождение   Семаргла,   Стрибога»,   «Битва Семаргла и Чёрного Змея».  Мир человека: Духи жилища и хозяйственных построек. Анимизм.  Тотемизм. Духи   природных   пространств   и   сезонные   персонажи   (домовой,   овинник, банник, дворовый, лесовик, леший, полевик и полудница, водяной).   Заочная экскурсия в музей нечистой силы. Башкирская   мифология.   Мир   богов   башкир­язычников.   Эпос   «Урал­ батыр».Легенды и предания земли башкирской. Защитная магия древних.Славянские куклы­обереги. Обереги башкирского народа.Языческие праздники.Магия слова . Тема №3. Устное народное творчество (72 ч.) Основные   понятия:жанры   устного   народного   творчества, фольклор,добрые   помощники   и   злые   силы     в   сказках,   малые   жанры фольклора,   детский   фольклор,   отражение   реалии   жизни   народа     в фольклоре.   сказочные   персонажи, Формы занятий:рассказ,    различные   виды  чтения, рассматривание иллюстраций,   презентации,   практическая,   исследовательская     работа, обобщение результатов опросов, рисование иллюстраций, сочинение своих сказок, инсценирование сказок Содержание   темы:   наделённые мифологической   природой:   Баба­яга,   Кощей   Бессмертный,   герой,   Царь­ девица.   Башкирское   народное   творчество:   Мэскэй­эби,   дэв,   юха, Алпамыша, Камыр­батыр и др.    Русское   народное   творчество   в   Башкирии.   Разновидности   русских   и башкирских народных сказок и особенности сказочного наследия каждого народа:   бытовые,   волшебные,   докучные   сказки,   сказки   о   животных; богатырские,   шуточные   сказки   башкир.   Любимые   сказочные   сюжеты   и сказочные герои. Особенности башкирских сказок. Добрые помощники и злые силы в башкирских и русских сказках.     Фольклорная   ярмарка.   Малые   жанры   фольклора:   пословицы, поговорки,приметы,   загадки,   частушки,   кулямасы.     Детский   фольклор: скороговорки, пестушки, заклички, дразнилки, считалки, народные игры. Отражение   мифологических  представлений   о   мире   в  старинных   детских играх.        Тема №4. Литературная сказка (13ч.) Основные   понятия:  авторская,   литературная   сказка,   писатели­ сказочники, вымысел  и реальность в сказках, киноверсии, анимационные сказки, похожие сюжеты. Формы занятий: пересказ, различные виды чтения, инсценирование, просмотр фильма, исследовательская работа по тексту. Содержание   темы:С.Т.Аксаков   Сказка   «Аленький     цветочек». Вымысел и реальность на страницах сказки. Выводы нравственности. Связь сказки Аксакова с другими сказками народов мира.        Д. Родари. Необычный сказочный мир писателя­юбиляра. Бал литературных сказок. Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсена. Рассказ о прочитанном. Тема №5.  Из литературы 19 века (21ч.). Основные понятия:    мифологические   основы   произведений,  духи, народные, календарные, семейные обряды. Формы   занятий:   различные   виды   чтения,   исследование   текстов художественных произведений. Содержание   темы:отражение   мифов   в   литературе:В.А.Жуковский «Светлана»,   А.С.Пушкин   «Сказка   о   царе   Салтане»,   «Сказка   о   попе   и работнике   его   Балде»,   «Сказка   о   рыбаке   и   рыбке»,   «Сказка   о   золотом петушке»,   «Евгений   Онегин»,   В.И.Даль   «Снегурочка»,   «Башкирская русалка». Н.В.Гоголь   «Майская   ночь   или   утопленница»,   «Ночь   перед Рождеством». Тема №6. Из литературы 20 века (1,5ч.) Основные   понятия:мифологические   основы   произведений,  духи, литература края, детский писатель, традиции детской литературы. Форма занятия: выразительное чтение стихотворений, презентация, работа с текстами, поиск литературных аллюзий. Содержание   темы:отражение   мифов   в   литературе.ГабдуллаТукай «Сыуанасы», «Шурале». Тема №7. Итоги (1 ч.) Основные понятия:  читательский дневник, любимое произведение, личная библиотека, читательское восприятие. Форма занятия: конференция. Содержание   темы:   читательская   конференция   «В   мире   любимых книг». Содержание программы 6 класс (126ч.) Тема №1.  Введение (2 ч.) Основные   понятия:    читательское   восприятие,   читательский дневник, любимая книга, любимый автор. Форма занятия:  рассказ­ знакомство с читательскими дневниками. Содержание   темы:  роль   книги   в   жизни   человека.   Анализ читательских дневников.  Тема №2. Мифология (49,5ч). Основные   понятия:  божества,   языческие   праздники,   обряды календарные, семейные, кубаир, Шульган – таш. Формы   занятий:теоретические практические, исследовательские   занятия   по   текстам   художественных   произведений, исполнение   песен,   обрядов   гадания,   заочная   экскурсия,   чтение литературных произведений, постановка отдельных обрядов для учащихся школы.   занятия,     божества, Содержание   темы:   мифологические   персонажи, воплощения сил плодородия, связанные с сезонными обрядами. Славянские языческие   праздники.   Ярилин   день.   Купальские   обряды.   Кострома. Масленица.   Мифология   башкир­язычников   и   связанные   с   ней   обряды. Кубаир «Акбузат». Заочная экскурсия в пещеру Шульган–таш. Мифологизированные образы растений и животных. Календарные обряды, связанные   с   ними.   Низшая   мифология   и   обряды,   связанные   с   ними. «Заятуляк и Хыухылыу». Народные обряды, связанные с мифами: гадания, заговоры, приговоры.  Тема №3. Устное народное творчество(35ч.). Основные понятия: былина, кубаиры, семейные обряды, народные песни,  Салават Юлаев, частушки, фольклористы. Формы   занятий:теоретические   занятия,   исполнение   частушек, чтение былин, кубаиров по ролям. Содержание   темы:  былины.   Разновидности   былин.   Богатыри. Русские былины, записанные в Башкирии. Кубаиры и сказания башкирского народа. Семейные   обряды   русского   и   башкирского   народа.   Народные   песни. Русские и башкирские   сказания, песни о Салавате Юлаеве.   Частушки. Ученые– фольклористы.  Тема №4. Мир древнерусской литературы (2,5 ч.) Основные понятия:    жанры древнерусской литературы, летописец, летопись, «Домострой», нравственное поведение, литературный памятник. Форма занятия: рассказ учителя о древнерусской литературе, чтение древнерусского текста в оригинале, перевод, обсуждение. Содержание   темы:   «Домострой»:   «Как   детям   почитать   и   беречь отца   и   мать,   и   повиноваться   им,   и   утешать   их   во   всём».   Уроки нравственного поведения.         «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Обзор древнерусского литературного памятника.  Тема №5.  Из литературы 19 века (18,5ч.). Основные понятия:    мифологические   основы   произведений,  духи, народные, календарные, семейные обряды. Формы   занятий:   различные   виды   чтения,   исследование   текстов художественных произведений. Отражение   народных   обрядов   в   литературе   С.Т.Аксаков   «Детские годы Багрова внука».  Тема №6. Из литературы 20 века(18,5ч.) Основные   понятия:   семейные,   календарные   обряды,   семейная хроника, классик литературы. Формы   занятий:     различные   виды   чтения,   исследование   текстов художественных произведений, сравнительный анализ. Содержание   темы:  Отражение   народных   обрядов   в   литературе. И.Шмелёв   «Лето   Господне»,   М.Карим   «Долгое­долгое   детство», В.Астафьев «Последний поклон». Тема №7. Итоги (1 ч.) Основные понятия:  читательский дневник, любимое произведение, личная библиотека, читательское восприятие. Форма занятия: конференция. Содержание темы: читательская конференция «В мире книг». Содержание программы 7 класс (116 часов) Тема №1. Введение (2ч.). Основные понятия:духовное наследие, устное народное творчество  народа,  литературная карта, мифология, фольклористы. Форма занятия: психологический тренинг, устные высказывания. Содержание темы:  Цели, задачи, содержание программы обучения.  По страницам интересных книг. Книга и её роль в духовной жизни человека  и общества. У литературной и географической  карты  Башкортостана Тема №2. Из устного народного творчества (42ч.) Основные понятия:Былины. Богатыри. Кубаиры и сказания башкирского народа.Семейные обряды. Народные  песни. Сказания.  Частушки.  Фольклористы.  Формы занятий:теоретические занятия, исполнение частушек, чтение  былин, кубаиров по ролям. Содержание тем:Былины. Разновидности былин. Богатыри. Русские былины, записанные в Башкирии. Кубаиры и сказания башкирского народа. Семейные обряды русского народа. Семейные обряды башкирского народа. Народные песни. Русские и башкирские  сказания. Песни о  Салавате Юлаеве.  Частушки. Ученые – фольклористы, собиратели  фольклора   Тема №3.Фольклор и башкирская топонимика (72ч.). Основные понятия:Понятие о топонимике и топонимах. Топонимические  легенды и  предания. Оронимы.  Гидронимы.  Ойконимы. Годонимы. Форма занятия:усвоение теоретических понятий,работа с географической  картой, различные виды чтения, исследование текстов художественных  произведений, сравнительный анализ. Содержание темы: У карты Башкирии. Башкирская топонимика.  Особенности башкирской топонимики. Особенности башкирской  топонимики. Легенды и предания Башкортостана о происхождении гор, рек. Легенды и предания о происхождении населённых пунктов.  Легенды и  предания Стерлитамакского района. Топонимика Стерлитамакского  района. Гидронимы. Легенды и предания  Стерлитамакского района  о происхождении рек, озер. Легенды и предания о происхождении гор Стерлитамакского района. Оронимы. Легенды и предания о происхождении населённых пунктов Стерлитамакского района. Ойконимы Мое родное село. История происхождения села. Рощинка, которая дала  название совхозу. Асаво­Зубово. Почему так назвали? Годонимы. Улица  моя. Секреты названия улиц моего села. Тема №4.Итоги (2ч.). Основные понятия:родной край, краеведение, топонимика, легенды  края,  связанные с топонимикой. Форма занятия:викторина. Содержание темы: ответы на вопросы,  обобщающие курс года,  определение лучшего краеведа, знатока года, исследователя года. Древние верования  башкир и славянских народов и их отражение в I год обучения фольклоре и литературе Содержание тем Дата № п/п Часы Практик а Теор ия Всего Примечание (оборудование) Раздел IВведение.  1 Знакомство с  кружковцами и  планом работы       По страницам  интересных книг.  Книга и её роль в  духовной жизни  человека и  общества. У  литературной карты  Башкортостана.  «Моя любимая  книга». Раздел 2  Мифы 2 Представление  древних людей об  организации мира 3 4 Модель мира  у  славян Мир богов древних  славян: Перун,  Огонь Сварожич,  Ярило, Род,  Рожаница, Велес.  Темные боги:  Чернобог, Морана. 5 6 7 8 Мир человека в  славянской  мифологии.  Духи  жилища и  1 1 2 2 4 2 6 5 1 2 1 2 2 1 1 2 1 2 2 Презентация Краски  Иллюстрации, Рабочая тетрадь Презентация Рабочая тетрадь Презентация Рабочая тетрадь 9 10 11 12 13 хозяйственных  построек. Духи природных  пространств и  сезонные персонажи. Отражение мифов в  литературе: «Сказка  о попе и работнике  его  Балде»А.С.Пушкина Отражение мифов в  литературе: «Ночь  перед Рождеством»  Гоголя Н.В. 14 15 Мир богов башкир­  16 17 18 19 язычников Духи жилища и  хозяйственных  построек. Духи природных  пространств и  сезонные персонажи  у башкир «Сыуанасы»,  «Шурале» Габдуллы  Тукая 20 Отражение мифов в  башкирской легенде  «Заятуляк и  Хыухылыу» в  пересказе В.И.Даля  («Башкирская  русалка»). 21 Анимизм  22 23 24 Тотемизм  Защитная магия  2 2 2 1 4 2 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 6 2 2 2 2 4 Соленое тесто, Краски, картон Презентация Рабочая тетрадь Презентация Рабочая тетрадь Глина, краски Рабочая тетрадь Рабочая тетрадь Рабочая тетрадь 25 древних 26 27 Славянские куклы­ обереги Языческие  праздники Магия слова 28 29 30 31 32 Отражение  народных обрядов в  литературе.  В.А.Жуковский  «Светлана» 33 Отражение  народных обрядов в  литературе.  А.С.Пушкин  «Евгений Онегин». Отражение  мифологических  представлений о  мире в старинных  детских играх Легенды и предания  Башкортостана о происхождении  гор, рек Легенды и предания  о происхождении  населённых пунктов Легенды и предания  Стерлитамакского  района 34 35 36 37 38 39 40 41 42 Экскурсия в  деревню Аючево к  памятнику Кахым  туре, музей школы и  к памятной стеле  племени Юрматы 43 КВН  «Знатоки  2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 5 2 4 4 4 2 2 4 4 4 4 5 Рабочая тетрадь Ткань, нитки, линейка, циркуль Рабочая тетрадь Рабочая тетрадь Рабочая тетрадь Разучивание игр  Тексты легенд, рисование Тексты легенд, рисование, пересказ Тексты легенд, рисование, пересказ Автобус, экскурсовод 2/ презентация мифологии» 32 Раздел 3.  Устное народное творчество. Сказки. 44 2 Викторина по  русским и  башкирским сказкам 45 Русские и  башкирские  народные сказки 46 Сказки о животных 47 Бытовые сказки Волшебные  сказки 48 49 50 Персонажи русских  сказок, наделённые  мифологической  природой: Баба­яга  – Кощей  бессмертный – герой ­ Царь­девица 51 Персонажи  башкирских сказок,  наделённые  мифологической  природой: Мэскэй­ эби, дэвы, богатыри 52 Сравнительный  анализ образов из  мира мертвых Бабы  яги и Мэскэйэби в  народных сказках 50 Сравнительный  анализ образов  Кощея  Бессмертного и дэва 1 2 2 2 1 2 2 2 3 2 48 80 2 2 2 2 4 2 2 3 2 Игра  Тексты сказок, чтение, рассматривание иллюстраций, презентаций  Тексты сказок, чтение, рассматривание иллюстраций, презентаций Тексты сказок, чтение, рассматривание иллюстраций, презентаций Тексты сказок, чтение, рассматривание иллюстраций, презентаций Рассказ, чтение, рассматривание иллюстраций, презентаций Тексты сказок, чтение, рассматривание иллюстраций, презентаций Работа с текстами сказок Работа с текстами сказок (дейеупэри) Герой башкирских и  русских сказок Организация  исследовательской  работы.  Индивидуальные  консультации,    Интеллектуальная  игра 51 52 53­ 61 62­ 63 1 10 2 14 3 24 Раздел 4. Исследовательская работа 8 8 20 Работа с текстами сказок 2 53 2 73 126 Устное народное творчество, семейные и календарные обряды башкир и славян  и их отражение в литературе II год обучения № п/п Содержание тем Дата Часы Теория Практик Всего а Раздел 1. Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. 1. Малые жанры  фольклора. Русские и башкирские  пословицы 2. Поговорки. 3. Скороговорки. Конкурс на лучшего  рассказчика  скороговорок. 4. Пестушки 5. Заклички 6. Считалки 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 7. Считалки моего  2,5 2,5 Чтение, сравнение, подбор аналогов Чтение, сравнение, подбор аналогов Чтение, сравнение, подбор аналогов Чтение, сравнение, подбор аналогов Чтение, сравнение, подбор аналогов Чтение, сравнение, подбор аналогов Чтение, сравнение, 1 1 1 1 1 1,5 детства. Исследовательская  работа 8. Народные приметы 9. Загадки. 10. Конкурс на лучшего  отгадчика загадок 11. Как сделаны загадки? Конкурс на лучшую  придуманную загадку. 12. Кулямасы 13. Устное народное  творчество. Былины. 14 Разновидности былин 15. Богатыри. 16. Русские былины,  записанные в  Башкирии 17. Русские былины,  записанные в  Башкирии 18. Конкурс на лучшее  исполнение  былин 19. Проба пера. Сочиняем  былину 20. Былины и сказания  1 1 1,5 2 1 2 1,5 1 1 2,5 2,5 2,5 2,5 2 подбор аналогов Чтение, сравнение, подбор аналогов Чтение, сравнение, подбор аналогов Подбор, отгадка Составление своих загадок Оформление книжки загадок Чтение по ролям презентация Презентация, чтение текстов Иллюстрации художников Чтение текста былины «Вавила и скоморохи» и  анализ 2 2,5 2 2 2 2,5 2 2,5 2,5 2,5  Чтение текста «Илья Муромец и дочь его» рабочая тетрадь 2,5 2,5 3 Чтение текстов жителей  Башкортостана о  Салавате Юлаеве 21. 22. Мифология.  Божества,  мифологические  персонажи,  воплощения сил  плодородия, связанные с сезонными обрядами 2,5 4,5 Рабочая тетрадь Раздел 2.Календарные обряды. 2 23. Славянские языческие  праздники. Ярилин  день. Купальские  обряды. 24. 25. Кострома.  Масленица. 26. . 27. Мифология башкир­ язычников и связанные  с ней обряды. 28. 29. Эпос «Акбузат». 30. 31. Эпос «Акбузат».  Заочная экскурсия в  32. пещеру Шульганташ. 33. Календарные обряды. Сабантуй – священный  для башкир праздник 34. Башкирские  календарные обряды. 2 1 1 2 2 1 2 2 1 1 2 2 2 1 4 2 2 4 4 2 2 2 Рабочая тетрадь Чтение текста Чтение текста Рабочая тетрадь Чтение текста Рабочая тетрадь Чтение текста Рабочая тетрадь Раздел 3. Отражение мифов в семейно­бытовых обрядах. 35. Мифологизированные  1,5 1 2,5 образы растений и  животных. 36. Мифологизированные  образы растений и  животных. Обряды,  связанные  с  мифологизированными образами растений и  животных. Низшая мифология и  обряды, связанные с  ними. 38. 39. Традиционны обряды  37. 1 2 2,5 Чтение текста Рабочая тетрадь 1,5 2 2 4 2 Чтение текста Рабочая тетрадь башкир, связанные с  предметами  вооружения. 40. Семейные обряды  русского народа 41. Семейные обряды  русского народа 42. Семейно­бытовые  обряды башкир 1 1 1 Раздел 4. Отражение мифов в литературе. 43. Отражение мифов в  литературе: «Сказка о  царе Салтане» 44. Отражение мифов в  литературе: «Майская  ночь или утопленница» Н.В.Гоголя 45. Отражение мифов в  литературе: «Страшная месть» Гоголя Н.В. 46. Литературные  сказки. С.Т.Аксаков  «Аленький цветочек» 1,5 1,5 1,5 2 2 2 2 2,5 2,5 2,5 2 2 2 2 Чтение, просмотр мультфильма 47. «Аленький цветочек» и 2,5 2,5 Сравнительный анализ «Красавица и  чудовище» 48. Отражение мифов в  башкирской легенде  «Заятуляк и  Хыухылыу» в  пересказе В.И.Даля  («Башкирская  русалка»). 49. «Лесные сказки»  ДжалиляКиекбаева Народные обряды,  связанные с мифами:  гадания 50. 51. 1 2 1,5 2,5 2 2,5 2,5 4 52. Отражение народных  обрядов в литературе.  В.Астафьев  «Последний поклон». 53. Отражение   календарных  праздников в  литературе.  В.Астафьев  «Последний поклон». 54. Народные обряды,  связанные с мифами:  заговоры, приговоры. 55. Отражение народных  обрядов в литературе.  В.Астафьев  «Последний поклон». 56. Отражение семейных  обрядов в литературе.  И.Шмелёв «Лето  Господне». 57. Отражение семейно­ бытовых  обрядов в  литературе.  С.Т.Аксаков «Детские  годы Багрова­внука» 58. Отражение семейных  обрядов в литературе.  М.Карим «Долгое­ долгое детство».  Читательская  конференция 59. Итого : 2,5 2,5 2 2 2 2 2,5 2,5 2 3 2 3 2,5 2,5 2 90 2 126 36 3 год обучения Фольклор и топонимика № Содержание тем Дата Часы Примечание Тео­ Практи­ Всего рия ка 1 1 п/п Раздел I.Введение.  1. Знакомство с  кружковцами и  планом работы.  У литературной  карты   Башкортостана.  Раздел II. Из устного народного творчества(42ч.) 1 1 2. Былины.  3. Разновидности  былин 4.  Богатыри. Русские былины,  записанные в  Башкирии. 5. 6. 7. Кубаиры и сказания  башкирского народа. 2 1 2 1 2 2 2 (оборудование) Презентация Краски  Иллюстрации, Рабочая тетрадь Презентация Рабочая тетрадь 2 2 4 2 4 6 Презентация Рабочая тетрадь 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Семейные обряды  русского народа.  Семейные обряды  башкирского народа. Народные песни. 18. 19. Русские и  башкирские   сказания. 20. Песни о Салавате  Юлаеве.   21. Частушки.  Ученые –  фольклористы,  собиратели  фольклора 22. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 1 1 1 1 6 6 4 4 2 4 23.  У карты Башкирии.  Башкирская  2 4 Презентация Рабочая тетрадь Презентация Рабочая тетрадь 24. топонимика. 25. 26.  Особенности  башкирской  топонимики. 27. Работа  над  исследовательскими  проектами 28. Работа  над  исследовательскими  проектами.  Подготовка к  конференции «Шаг в будущее» 29. Особенности  башкирской  топонимики. 30. Особенности  башкирской  топонимики. 31. 32. 33. 34. 35. Легенды и предания  Башкортостана о происхождении гор, рек. Легенды и предания  Башкортостана о происхождении  гор, рек Работа над  исследовательским  проектом 1 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 4 Рабочая тетрадь Рабочая тетрадь Рабочая тетрадь 6 Рабочая тетрадь 36. 37. 38 39. 40. 41. Легенды и предания  о происхождении  населённых пунктов Легенды и предания  Стерлитамакского  района Топонимика  Стерлитамакского  района. Гидронимы. 42 Легенды и предания  Стерлитамакского  района  о происхождении  рек, озер 43. Легенды и предания  о происхождении  гор Стерлитамакского  района. Оронимы. 44. 45. 46. 47. Легенды и предания  о происхождении  гор Стерлитамакского  района. Оронимы Легенды и предания  о происхождении  населённых пунктов Стерлитамакского  района. Ойконимы 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 Рабочая тетрадь Рабочая тетрадь 4 4 4 2 2 Рабочая тетрадь Разучивание игр 4  Тексты легенд, рисование 4 Тексты легенд, рисование, пересказ 48. 49. Легенды и предания  о происхождении  населённых пунктов Стерлитамакского  района. Ойконимы 50. Мое родное село. История  происхождения села. 51. Рощинка, которая  дала название  совхозу. 52. Асаво­Зубово.  Почему так назвали? 53. Годонимы. 54. Улица моя. Секреты  названия улиц моего  села. 55. Улица моя. Секреты  названия улиц моего  села. 56. Выставка­ презентация работ  года 57.   Игра­викторина  «Знаешь ли ты  свой  край?» 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 Тексты легенд, рисование, пересказ 4 Автобус, экскурсовод презентация 2 2 2 2 2 2 2 46 70 116 Ресурсное обеспечение дополнительной образовательной программы Список литературы для учителя. 1.Ф.Абсаликова Кукла: игра и мировоззрение.­ «Ватандаш» №6 2003. 2.А.Азнабаев Ещё раз об этнониме башкир. – «Ватандаш» №6 2002. 3.Г.Багаутдинова   Традиционные   обычаи,   обряды   и   поверья   башкир, связанные с предметами вооружения.­ «Ватандаш» №4 2001. 4.Г.Х.Бухарова Башкирская ономастика в контексте духовной культуры. Словарь мифотопонимов.­ Уфа, «Гилем»,2006. 5.А.Баязитова,   Р.ШакурКосмонимия   у   башкир   и   других   тюркоязычных народов.­ «Ватандаш» №1 2003. 6.Детская   литература.   Учебное   пособие   для   учащихся   педагогических училищ.­ М., «Просвещение», 1985. 7.Р.Дюсаев Сабантуй ­ священный для башкир праздник.­ «Ватандаш» №5 2000. 8.А.Зарипов Башкирский эпос: идея этноса и её развитие.­ «Ватандаш» №9 2001. 9.А.Инан Обряды, связанные с культом воды у тюрков. О словах буре­корт и юк­хэйер.О божестве Умай.­ «Ватандаш» №6 1998. 10.Кайсаров   А.С.,   Глинка   Г.А.,   Рыбаков   Б.А.   Мифы   Древних   славян. Велесова   книга.­   сост     В.И.Вардугин.­   Саратов, «Надежда»,1993. 11.Л.Нагаева   Башкирские   народные   праздники,  обряды   и   обычаи.­   Уфа: Китап, 1999. 12.Назарова Архетипы и символы в эпосе «Урал батыр»­ «Ватандаш» №49 2001. 13.Русская мифология. Энциклопедия. М., «ЭКСМО»2007. 14.Руская народная словесность: Книга для чтения в 5­9 классах/ Автор­ составитель Н.Н.Костанян.­ М.: Просвещение, 1994. 15.Русское народное творчество в Башкортостане.­ Уфа, 1957. 16.М.М.Сагитов   Мифологические   и   исторические   основы   башкирского народного эпоса. – Уфа: Китап, 2009. 17.М.Сулейманова   Традиционные башкирского народа и мусульманской религия.­ «Ватандаш» №6 2005. 18.Р.Султангареева   Семейно­бытовой   обрядовый   фольклор   башкир   – «Ватандаш» №5 2003. 19.Ф.Хисаметдинова  Кот в башкирской мифологии.­ «Ватандаш» №1 2002.   представления .А.И.Баженова,   демонические 20.Ф.Хисаметдинова Понятие «Олош» в башкирских мифах – «Ватандаш» №1 2003. 21.Лечебная   и   охранительная   магия   башкир.   Тексты.   Составление, подготовка текстов Ф.Г.Хисаметдиновой.­ Уфа, 2009. 22.Г.Хусаинов Культ змеи у башкир – «Ватандаш «№5 2005. 23.Г.Хусаинов Башкирские мифы.­« Ватандаш» №8 1998. 24.Г.Шагапова   Игра   и   её   роль   в   воспитании   мальчиков   в   башкирском обществе.«Ватандаш»  №1 2002. 25.Р.ЯнгузинЗ.Рахматуллина   Башкирский   сабантуй­   праздник   весны.­ «Ватандаш» №6 2003. Список литературы для обучающихся. 1.Башкирское народное творчество в 12 тт.­ Уфа: Башкирское книжное  издательство, 1987­2010. 2.В.И.Даль Пословицы русского народа.  М.,  Русский язык.­  Медиа 2007. 3.Е.С.Ефимова Башкирский мифологический словарь.­ Уфа: Вагант,2008 4. . Русская мифология. Энциклопедия. М., «ЭКСМО»2007. 5. Русское народное творчество в Башкортостане.­ Уфа, 1957. 6.М.Семенова   «Мы   ­     славяне!»   Санкт­Петербург,   Издательский   дом «Азбука ­ классика», 2008. 7. Урал батыр. Башкирский народный эпос. Уфа, Информреклама, 2005. 8.М.А.Гузик Русская культура: занимательные игры: кн. Для учащихся.­М.:  Просвещение,1997. Медиаресурсы. 1.Организация исследовательской работы по краеведению  ­http://59209s036.edusite.ru/p16aa1.html http://dissers.ru/avtoreferati­dissertatsii­pedagogika/a243.php 2. Интернет­портал "Исследовательская деятельность школьников"­ esearcher.ru›methodics/method/gum_napravl/a 3.Изучение фольклора в школе  ­vestnik.yspu.org›releases/1995_2/izuchenie.pdf 4.Игра­викторина "По страницам русского народного фольклора"  ­festival.1september.ru›articles/613106/  5. Игротека ­solnet.ee›Игротека›20progimnazia.ru› 6.spasskoye­lutovinovo.ru›Конкурсы 7.http://zanimatika.narod.ru/

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"

Программа кружка по литературному краеведению "Наше наследие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017