Программа
развития классного коллектива «Творческая мастерская»
на 2014 – 2017 год
Разработчик программы:
классный руководитель 2-а класса
МОУ «Траковская СОШ»
Петрова Ольга Эриковна
с. Красноармейское – 2014
Паспорт программы
Наименование |
Программа работы с семьёй «Отцы и дети» |
Нормативные документы (основания для разработки программы) |
· «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (от 11.02.02 №393) · Государственная программа «Развитие воспитания детей в РФ до 2010 года» (от 11.02.02) · «Стратегия развития образования до 40-го года в ЧР» (от 21.03.08 №25) · Закон РФ «Об основных гарантиях ребёнка» · Методические рекомендации «О взаимодействии ОУ с семьёй». Приложение к письму МО РФ от 31.01.01г. №90/30-16 · Проект «Наша новая школа» · Подпрограмма «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в ЧР» (от 20.03.06 №55) · Конвенция о правах ребёнка (1990г.). · Устав МБОУ «Траковская СОШ» |
Заказчики программы |
Администрация МОУ «Траковская СОШ» |
Разработчики программы |
Петрова Ольга Эриковна – классный руководитель 2-а класса МБОУ «Траковская СОШ» |
Ресурсы |
Материальные: компьютер, проектор, сенсорный кабинет психолога, актовый зал, спортивный зал, классная комната, канцелярские товары. Кадровые: • Классный руководитель • Заместитель директора по УВР • Психолог • Социальный педагог • Библиотекарь • Педагоги дополнительного образования • Родители учащихся класса Методические: электронные учебники, раздаточный материал, литература, Интернет ресурсы.
|
Цель программы |
Создание образовательной среды, включающую учащихся в творческую деятельность. |
Задачи программы |
1. воспитывать духовно-нравственные и культурные ценности; 2. - формирование положительной мотивации к творческой деятельности 3. развитие общих способностей и их диагностика, 4. психологическая адаптация младших школьников к школьному образовательному процессу, 5. начало формирования коммуникативных навыков |
Сроки реализации программы |
Сентябрь 2014 – май 2017 |
Перечень приоритетных мероприятий |
Празднование государственных праздников: · День Конституции · День защитника Отечества, · Международный женский день · День Победы,
Система общешкольных мероприятий и праздников: · День Знаний, · День пожилых людей, · День Учителя, · Праздник Осени · День Матери · Новогодние праздники, · День рождения детско-юношеской общественной организации «Ростки Яковлева»
Конкурсы по линии Детского Дома творчества: · Конкурс поделок из природного материала · Конкурс «Самой нежной и любимой» · Конкурс «Мастерская Дед Мороза» · Конкурс «Подарок маме своими руками» · Конкурс «Салют, Победа» · Конкурс «Зеленая планета глазами детей» |
Индикаторы |
1. Выполнение программы внеурочной деятельности «Декоративное творчество» во 2-4 классах на 100% 2. Рейтинг участия учащихся в творческих конкурсах разного уровня (1 год реализации -не менее 5, 2 год реализации- 8, 3 год реализации-10) 3. Количество призовых мест на творческих конкурсах разного уровня(1 год реализации -не менее 1, 2 год реализации- 1-2, 3 год реализации-2). 4. Рейтинг участия в общественных делах класса и школы (ежегодно-100% учащихся) 5. Участие обучающих в школьных творческих выставках, мероприятиях.( 1 год реализации - не менее 2, 2 год реализации- 4, 3 год реализации-6) |
Ожидаемые результаты |
|
Риски в реализации программы |
1. Раннее физиологическое развитие отдельных детей, ведущее зачастую к спаду познавательной активности. 2. Негативное влияние на класс детей из неблагополучных семей, учащихся, дублирующих обучение, (их в классе 2 человека) и старших товарищей. 3. Заниженная самооценка, чрезмерная неуверенность отдельных учащихся. 4. Отсутствие заинтересованности со стороны родителей. |
Формы контроля над реализацией |
Система мониторинга один раз в полгода и в конце учебного года. 1. Повышение уровня обученности учащихся, рейтинг успешности. 2. Участие детей в школьных, районных выставках, конкурсах, научно–практической конференции, интеллектуальных играх, в республиканских и всероссийских конкурсах. 3. Вовлеченность в систему дополнительного образования. 4. Уровень удовлетворенности родителей. |
Пояснительная записка
«Творческое воспитание не в том заключается, что на смену одним формам работы придут какие-то другие формы, - нет, эти другие формы
должны изобретаться на ходу, каждый день, и единственная традиция в творческом воспитании - это традиция постоянного принудительного
обновления изобретения и развития».
(Л.А. Соловейчик)
Актуальность
Проблема развития творческих способностей не нова для развития личности, но до сих пор актуальна. Детское творчество является мощным инструментом, которое способствует интеллектуальному росту, развитию мелкой моторики рук, расширяет кругозор и фантазию. Если объяснить это с научной точки зрения, то в головном мозге человека близко расположены речевой центр и центр, отвечающий за развитие тонкой моторики или движения. Поэтому, когда ребенок занимается какой-нибудь поделкой, то его речевой центр начинает соответственно активизироваться. То есть работа рук и маленьких пальчиков прямо взаимодействуют с его речевым центром.
Следовательно, для каждого родителя важно, чтобы его ребенок занимался творческой деятельностью.
Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.
Труд - необходимое условие жизни и всестороннего развития человека.
Конституция РФ предоставляет человеку право на выбор занятия и профессии в соответствии со способностями, призванием, потребностями государства в кадрах.
Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач. Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми
способностями ребенка.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.
В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.
Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.
Так, в учебной деятельности решаются учебно - тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило.
В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая, поэтому тему нашего исследования мы обозначили как “ Педагогическое руководство развитием творческих способностей младших школьников”.
В реализации данной программы активное участие должны принимать родители. Совместные занятия с ребенком помогут родителям лучше сблизиться с ним, а ребенок не будет чувствовать себя одиноким или ненужным дома. Совместное творчество в будущем только положительно отразиться на личных отношениях между родителем и ребенком. Ведь когда ребенок станет постарше, у них уже будет налажен между собой контакт и существует определенное чувство откровенности.
Цель программы: Создание образовательной среды, включающую учащихся в творческую деятельность.
Задачи программы:
1. Воспитывать духовно-нравственные и культурные ценности.
2. Формирование положительной мотивации к творческой деятельности
развитие общих способностей и их диагностика.
4. Психологическая адаптация младших школьников к школьному образовательному процессу.
5. Начало формирования коммуникативных навыков.
Принципы реализации программы.
1. Принцип открытости.
Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.
2. Принцип привлекательности.
Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
3. Принцип деятельности.
Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.
4. Принцип свободы участия.
Представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.
5. Принцип обратной связи.
Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и
перспективу участия в будущих делах класса.
6. Принцип сотворчества.
В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.
7. Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям,
окружающему миру.
Вся работа строится на принципе системности.
Этапы и сроки реализации программы:
№ |
Этапы |
Сроки
|
1. |
Подготовительный этап
|
Сентябрь, 2014 |
2. |
Диагностический этап
|
Октябрь, 2016 |
3. |
Развивающий этап
|
Ноябрь, 2014 – апрель, 2016 |
4. |
Обобщающий этап
|
Май, 2017 |
Риски в реализации Программы
Любая программа, какой бы идеальной она ни была, предполагает риск, то есть отклонение или несоответствие ожидаемым результатам. Для минимизации рисков регулярно проводится диагностика и сравнение с прогнозируемыми результатами. Мероприятия корректируются.
1. Раннее физиологическое развитие отдельных детей,
ведущее зачастую к спаду познавательной активности.
2. Негативное влияние на класс детей из неблагополучных семей, учащихся, дублирующих обучение, и старших товарищей.
3. Заниженная самооценка, чрезмерная неуверенность отдельных учащихся.
План - график реализации программы
Направление «Прикладное творчество »
План мероприятий
Месяц |
1-й год реализации |
2-й год реализации |
3-й год реализации |
сентябрь |
Планирование деятельности на текущий год. Ознакомление с технологиями: Модульное оригами, бисероплетения, вышивания бисером - Выпуск тематических газет в рамках районной акции «Внимание, дети» |
Планирование деятельности на текущий год Ознакомление с технологиями: квилинг, гофрированная бумага - Выпуск тематических газет в рамках районной акции «Внимание, дети» |
Планирование деятельности на текущий год Ознакомление с технологиями: плетение из газетных трубочек, лепка из соленого теста - Выпуск тематических газет в рамках районной акции «Внимание, дети» |
октябрь |
Поделки из природного материала (выставка-конкурс) |
Поделки из природного материала (выставка-конкурс) |
Поделки из природного материала (выставка-конкурс) |
ноябрь |
-«Сердце матери…» (выставка) -Конкурс детских рисунков "Чувашские продукты – значит вкусно, натурально и полезно!"
|
- Творческий конкурс «Первозданная Чувашия» - «Самой нежной и любимой» (конкурс-выставка) -Конкурс детских рисунков "Чувашские продукты – значит вкусно, натурально и полезно!"
|
«Нежность маминых рук» (выставка) -Конкурс детских рисунков "Чувашские продукты – значит вкусно, натурально и полезно!" |
декабрь |
«Мастерская Дед Мороза» (конкурс-выставка) |
«Мастерская Дед Мороза» (конкурс-выставка) |
«Мастерская Дед Мороза» (конкурс-выставка) |
январь |
Творческий конкурс «Наши верные друзья» |
Творческий конкурс «Наши верные друзья» |
Творческий конкурс «Наши верные друзья» |
февраль |
Мастер-класс «Валентинка» (классный руководитель) |
Выставка «Валентинка» |
«Композиция «Валентинка» (групповая работа) |
март |
«Подарок маме своими руками» (вышивка бисером) -Выпуск тематических газет в рамках районной акции |
«Подарок маме своими руками» (технология квилинг) -Выпуск тематических газет в рамках районной акции |
«Подарок маме своими руками» (технология плетение из газетных трубочек) -Выпуск тематических газет в рамках районной акции |
апрель |
-«Открытка ветерану», -«Подарок ветерану», -конкурс рисунков «Дым и пламя Георгиевской ленты»
|
«Композиция «Подарок ветерану» (индивидуальная работа) |
«Композиция «Подарок ветерану» (групповая работа) |
май |
Конкурс рисунков «Все цвета, кроме черного» |
Конкурс рисунков «Я рисую мир» |
Конкурс рисунков |
Задачи |
Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками |
Основные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками |
Использование навыков трудового творческого сотрудничества |
Планируемые результаты |
Умение создания индивидуальных и групповых поделок , используя технологии модульное оригами, бисероплетения, вышивания бисером |
Умение создания индивидуальных и групповых поделок , используя технологии: квилинг, гофрированная бумага |
Умение создания индивидуальных и групповых поделок , используя технологии: плетение из газетных трубочек, лепка из соленого теста |
Направление «Сценическое творчество»
План мероприятий
Месяц |
1-й год реализации |
2-й год реализации |
3-й год реализации |
сентябрь |
Планирование деятельности на текущий год.
|
Планирование деятельности на текущий год.
|
Общешкольное мероприятие «День знаний» |
октябрь |
-Общешкольное мероприятие «День пожилых людей» -коллективно-творческое дело «Золотая осень» |
-Общешкольное мероприятие «День пожилых людей» -коллективно-творческое дело «Золотая осень» |
-Общешкольное мероприятие «День пожилых людей» -коллективно-творческое дело «Золотая осень» |
ноябрь |
Концертный номер, посвященный Дню матери |
Концертный номер, посвященный Дню матери |
Концертный номер, посвященный Дню матери |
декабрь |
Творческое новогоднее выступление |
Творческое новогоднее выступление |
Творческое новогоднее выступление |
январь |
Русские и чувашские народные игры |
Рождественские песни |
Святочные гуляния |
февраль |
Детский парад юнармейских отделений |
Детский парад юнармейских отделений |
Детский парад юнармейских отделений |
март |
Внутриклассное мероприятие, посвященное международному женскому Дню |
Внутриклассное мероприятие, посвященное международному женскому Дню |
Внутриклассное мероприятие, посвященное международному женскому Дню |
апрель |
Творческое выступление на фестивале ДЮОО «Ростки Яковлева» |
Творческое выступление на фестивале ДЮОО «Ростки Яковлева» |
Творческое выступление на фестивале ДЮОО «Ростки Яковлева» |
май |
Фестиваль инсценированной патриотической песни |
Фестиваль инсценированной патриотической песни |
-Фестиваль инсценированной патриотической песни -Общешкольное мероприятие «Последний звонок» |
Задачи |
Формирование навыков совместной деятельности |
Развитие навыков совместной деятельности |
Развитие навыка самостоятельно поиска решения творческих задач, по собственной инициативе |
Планируемые результаты |
Формирование навыков совместной деятельности при проведении внутриклассных и общешкольных мероприятий |
Применение навыков совместной деятельности при проведении внутриклассных и общешкольных мероприятий |
Организация самостоятельной творческой коллективной работы
|
Направление «Проектная деятельность»
План мероприятий
Месяц |
1-й год реализации |
2-й год реализации |
3-й год реализации |
сентябрь |
Планирование проектной деятельности на текущий учебные год – «Мы маленькие актеры» |
Проектная деятельность « Мои предки» (планирование работы в рамках внеурочной деятельности) |
Предполагаемая проектная деятельность « Дизайнерские идеи для дома и школы» |
октябрь |
Обучение речевой разминки: упражнения на дикцию и артикуляцию |
Изучение древа семьи
|
Изготовление подарков на День пожилых людей
Оформление актового зала ко Дню Учителя |
ноябрь |
Упражнения и этюды на развитие речевой интонации: по одному, диалоги с использованием кукол, шапочек – масок и т.д.; |
Изучение быта и хозяйственной деятельность чуваш |
Изготовление подарков на День матери
Оформление актового зала на общешкольное родительское собрание |
декабрь |
Упражнения на мимику и жесты; |
Изучение символики чувашского орнамента |
Изготовление подарков на Новый год для семьи
Идеи для украшение школы |
январь |
Этюды на развитие воображения, фантазии, творчества; |
Вышивка крестом чувашского орнамента на канве. |
Мастер-класс для учащихся 2-3 классов по изготовлению оригинальных подарков
|
февраль |
Поэтапное разучивание спектакля «Колобок»: отдельные сценки, диалоги, танцы, песенные номера |
Национальная одежда чуваш |
Изготовление подарков на День защитников Отечества
|
март |
Постановка спектакля «Колобок» |
Работа над индивидуальным проектом « Кукла в чувашском национальном костюме» |
Изготовление подарков на Международный женский день
|
апрель |
Поэтапное разучивание спектакля «Красная шапочка»: отдельные сценки, диалоги, танцы, песенные номера |
Защита индивидуальных проектов |
Оформление стенда, посвященный Дню космонавтики |
май |
Постановка спектакля «Красная шапочка»
Планирование проектной деятельности на следующий учебные год
|
Выставка проектных работ « Кукла в чувашском национальном костюме»
Планирование проектной деятельности на следующий учебные год
|
Защита проекта «Мой лучший подарок» |
Задачи |
Приобретение детьми собственного опыта сценической творческой деятельности.
|
Изучение и сохранение традиций чувашского народа.
|
Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки |
Планируемые результаты |
Обучение навыкам исполнительских умений и развитие творческой самостоятельности в создании художественных образов, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации |
Систематизация знаний и представлений в области духовной культуры чувашского народа. |
Активной участие учащихся в творческих конкурсах и мероприятиях разного уровня |
Направление Мир прекрасного»
(художественно - эстетическое воспитание)
План мероприятий
Месяц |
1-й год реализации |
2-й год реализации |
3-й год реализации |
сентябрь |
«В мире прекрасного» (классный час) |
«Добро и зло» (занятие) |
|
октябрь |
Осенняя мелодия (классный час) |
|
|
ноябрь |
|
|
|
декабрь |
|
|
|
январь |
Творч |
Беседа «Как выбрать и как дарить подарки?» |
«Что такое духовное богатство человека» дискуссия |
февраль |
Беседа «Культура одежды» |
Тестирование «Познай самого себя» |
|
март |
"Ты женщина - и этим ты права!" (к 8 марта) конкурс |
"Красота и труд - вместе идут" беседа |
«Красота и труд вместе идут» (беседа) |
апрель |
Юмор в жизни человека (час общения) |
"Слава рукам золотым!" (классный час) |
|
май |
"Музыка и мы" дискуссия |
«Человек среди людей» (размышление) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.