Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий
Оценка 4.6

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Оценка 4.6
Работа в классе
dot
обществознание
8 кл—9 кл
12.11.2017
Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий
Предлагаемая программа — одна из попыток, чтобы ответить на вопрос о том, как сформировать у учащихся старших классов важнейшее качество личности современного человека — толерантность. Предлагаемая программа — определенный ориентир. Она вариативна, может быть изменена, дополнена, скорректирована в зависимости от условий, имеющихся в образовательном учреждении, контингента учащихся, их понимания проблемы толерантности и отношения к ней. Цель программы: воспитание учащихся старшего школьного возраста в духе терпимости, формирование толерантности как важного качества совре-менной личности.Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий
толерантность.dot
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая   программа   —   одна   из   попыток,   чтобы   ответить   на вопрос  о том, как сформировать у учащихся старших классов важнейшее качество личности современного человека — толерантность. Предлагаемая программа — определенный ориентир. Она вариативна, может быть изменена, дополнена, скорректирована в зависимости от условий,  имеющихся в образовательном учреждении, контингента   учащихся,   их   понимания   проблемы   толерантности   и отношения к ней. Цель   программы:  воспитание   учащихся   старшего  школьного возраста   в   духе   терпимости,   формирование   толерантности   как важного качества современной личности. Задача  тех,   кто   будет   участвовать   в   реализации  предлагаемой программы,   состоит   в   том,   чтобы   ученики   осознали   значимость проблемы   воспитания  толерантной   личности,   у   них   сформировалась установка   на   восприятие,   отношение   и   действие   в   процессе воспитательной   работы   на   основе   таких   личностных   качеств,   как эмпатия, доброжелательность, аутентичность, терпимость, чуткость. Формирование готовности быть толерантным по отношению к себе и к окружающим людям включает следующие три элемента: •       психологическая готовность —  представляет собой  осознание окружающей действительности и своего места в обществе и си­ стеме   общественных   отношений,   понимание   значимости признания   окружающих   такими,   какие   они   есть,   развитие эмпатических свойств на основе умений поставить себя на место другого человека, формирование позитивного отношения к людям различной национальности; •  теоретическая   готовность   —  характеризуется   системой   знаний школьника   об   окружающем   мире   и   окружающих   людях,   нациях   и народностях,   знаниях   о   себе,   своем   месте   и   роли   в   социальной действительности   в   процессе   взаимодействия   с   разными   людьми   или группами; • практическая готовность — обеспечивается включением учащихся в   процесс   обучения   конструктивным   способам   выхода   из конфликтных ситуаций, выражению своих  чувств и переживаний без конфликтов и насилия, в процесс формирования социальной восприимчивости,   социального   воображения,   доверия,   умения слушать   и   понимать   других   людей,   их   взгляды,   суждения   и обычаи,   в   процесс   развития   коммуникативных   навыков, укрепляющих   социальные   связи, межкультурному пониманию.   в   процесс   обучения Психолого­педагогические средства,  которые  можно использовать в ходе реализации программы: тренинговые занятия, лекции, занятия­ практикумы,   дискуссии,   диалоги,   ролевые   и   имитационные   игры, упражнения,   предполагающие   обратную   связь   и   обмен   чувствами, организация рефлексии «здесь и теперь». Программа включает в себя цикл из 7 занятий, каждое из которых имеет определенную цель и определенную организационную форму. Использование различных организационных форм позволяет, включая элемент   новизны   в   каждое   занятие,   поддерживать   постоянный интерес у участников работы и снимать у них эффект эмоционального пресыщения от использования только одной организационной формы в процессе общения. Занятия целесообразно организовывать в группах по 10—12   человек.   Время   каждого  занятия   различно   и   зависит   от   его содержания.   Каждое  занятие   должно   включать   следующие элементы: •    разминка или обсуждение домашнего задания; •    основное содержание занятия; •       ответы на вопросы или совместное обсуждение возникающих проблем; •    рефлексия. Несмотря на то, что рефлексия проводится чаще всего, когда занятие организуется   в   форме   тренинга,   мы   считаем   целесообразным   ее использование   после   занятий   любой   формы.   Даже   лекция   вызывает   у человека   какие­то   чувства,   отношения,   проблемы,   которые   он   должен высказать. Следует   помнить,   что   эффективность   работы   с   учениками,   а соответственно   и   достигнутые   результаты   будут   зависеть   от   умения педагога   давать   четкие,   недвусмысленные   инструкции,   понятные   всем участникам, от умения излагать материал проблемно, включив в процесс работы самих детей, от умения изучить каждого ребенка и на этой основе включать его в групповую работу. Основные принципы реализации программы: •принцип эвристической среды — реализация предлагаемой программы должна   происходить   в   творческой   форме,   ориентироваться   на   по­ тенциальные возможности участников; •принцип   субъектности   —   каждый   член   группы   должен   принимать активное   участие   в   работе   группы,   проявлять   заинтересованность, высказывая возникшие идеи и пути решения поставленных проблем; *принцип сотрудничества — в ходе работы необходимо заинтересованное взаимодействие ведущего (классного руководителя) с группой в целом и с каждым отдельным ребенком; *     принцип интеграции результатов — выражается в прогностической оценке   воздействий   ведущего   на   группу   и   коррекции   своих воздействий в соответствии с результатами оценки. Тематика и формы занятий № Название занятия Организационная форма занятий 1. Что такое  толерантность 2. Виды толерантности 3. Толерантная и  интолерант­ная  личность 4. Агрессивное поведение — основная причина  формирования  интолерантной  личности Тренинговое занятие Дискуссия Тренинговое занятие Дискуссия Время 1 час 1 час 1 час 1,5 часа 5. Толерантность в  Тренинговое занятие 1,5 часа общении 6. Учимся  толерантности Мини­игры 5 игр по 1 часу 7. Подведение итогов Дискуссия Итого 1 час 11 часов СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЗАНЯТИЕ 1. ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ? Цель занятия: сформировать у участников понятие толерантности. Предлагается два варианта разминки. Ведущий   предлагает   ряд   утверждений,   которые   участники   группы 1­й ВАРИАНТ: оценивают по трехбалльной шкале: «да» — 3 балла; «нет» — 2 балла; «не могу ответить или сомневаюсь» — 1 балл. 1.   Если педагог излагает свою точку зрения,  я никогда с ней не  соглашусь. 2.   Решая проблему, я всегда полагаюсь только на себя и не буду  советоваться ни с кем. 3.   Я всегда избегаю споров и дискуссий. Подсчитывается   общее   количество   баллов,   набранное   группой   по каждому   из   предложенных   утверждений,   и   ведущий   предлагает желающим   прокомментировать   полученные   результаты.   Здесь   не­ обходима не адресная оценка, а общие выводы. 2­й ВАРИАНТ: В виде разминки может выступить процедура «Расскажи мне о себе». Каждый кратко расскажет о себе и попытается сформулировать  свою основную идею или позиции по вопросу воспитания молодежи. Основное содержание занятия: Ведущий раздает всем участникам группы две карточки: Толерантность­это                   Толерантная личность — это Каждый участник должен их заполнить, высказав свое мнение. Поскольку   понятие   толерантности   не   однозначно   для   каждого человека,   мы   получим   различные  представления   о   том,   что   такое толерантность и что собой представляет толерантная личность. Получив карточки, ведущий зачитывает все варианты определений, и участники группы делятся на микрогруппы (на основе сходства взглядов). Следующий   этап   работы   —   каждая   микрогруппа   обосновывает   свое понятие толерантности и толерантной личности. Сформулированные понятия записываются на доске (два, три и т. д., в зависимости от количества микрогрупп). Начинается   процесс   обсуждения,   в   ходе   которого   ведущий   ставит следующие вопросы: •    Можно ли дать одно определение понятию толерантность? •    Что объединяет  все  предложенные определения? •    Чем отличаются предложенные определения? •    Как вы представляете себе толерантного человека? •    Какие качества, на ваш взгляд, характеризуют  интолерантную   личность? Ведущий,   подводя   итог   обсуждению,   предлагает   определения толерантности и толерантной личности. Толерантность  —   это   реализуемая   готовность   к  осознанным личностным   действиям, направленным  на   достижение   гуманистических отношений   между   людьми   и   группами   людей,   имеющими   различные мировоззрения, ценностные ориентации, стереотипы поведения. Толерантная   личность  —   это   личность,   у   которой   сформирована установка   на   восприятие,   отношение   и   действие   в   окружающей социальной действительности и в отношении с другими людьми на основе таких   личностных   качеств,   доброжелательность, аутентичность,   адекватная   конфронтация   и самопознание.   принятие   чувств,   как   эмпатия, Домашнее задание: Подумать   над   предложенным   определением   и   подходом.   Если   они принимаются, то суметь обосновать все «за», если не принимаются — все «против ». Занятие заканчивается рефлексией «здесь и теперь». Вопросы для рефлексии: 1.   Вы познакомились с разными понятиями толерантности. Какое вызвало у вас наибольший отклик и почему? 2.   Что вам больше всего понравилось,  а что не понравилось в ходе занятия? 3.   Какая позиция, прозвучавшая на занятии, оказала на вас самое сильное  впечатление? ЗАНЯТИЕ 2. ВИДЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ Цель   занятия:  сформировать   представление   о   различных   видах толерантности. Разминка.  По   кругу   каждый   из   участников   высказывает   пожелание другому. Основное содержание занятия: Всем участникам предлагается прослушать следующий текст: «В настоящем и будущем человеческий род делится и будет делиться на общества, которые мы  называем государствами и которые разделены строго определенными границами и режимами, часто противостоящими. Если не все государства   многонациональны,   то   все   они   поликультурны.   Всякий   раз, когда образуется государство, мы можем быть уверены, что различия себя уже обнаружили и вскоре заявят о себе во весь голос. Ни   одно   общество,   о   чем   убедительно   свидетельствует   история   и   те события, которые происходят в наши дни, не может пока гордиться тем, что оно   наделено   качеством   толерантности.   Сегодня,   в   начале  XXI  века, приходится   признать,   что   прогресс,  достигнутый   человечеством   в различных   областях,   не   привел   к   взаимопониманию   между   людьми.   По­ прежнему сильно стремление к единообразию, к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности. Оно проявляется не только на уровне внешней и внутренней политики государств, хотя именно в этой области его масштабы и разрушительные последствия наиболее зримы, но и в повседневном   межличностном   общении.  Ни   одно   общество   не   обладает иммунитетом против интолерантности, даже если в законах и конституциях этих стран закреплены принципы муль­тикультурности и свободы убеждений и их выражения, а также подтверждена приверженность этим ценностям как образу   жизни.   И   хотя   там   не   зафиксированы   случаи   насилия   на   почве нетерпимости   в   таком   же   масштабе,   как   в   странах,   где   массовое уничтожение,   зверские   убийства   и   многочисленные  потоки   беженцев,   к сожалению,   стали   фактом   повседневной   жизни,   все   же   и   там   нередко поощряют  или,   по   крайней   мере,   терпят   менее   заметные   проявления нетерпимости и другие формы дискриминации, не привлекающие особого внимания средств массовой информации, но остающиеся весьма реальными для страдающих от них людей. Особенно   сильное   воздействие   на   человеческое  сознание   оказывают различные   формы   нетерпимости   на   этнической   почве,   которую   люди испытывают  непосредственно   через   средства   массовой   информации   и которая приобретает наиболее драматический характер, когда физическому насилию подвергается  большое количество людей. Хотя насилие по этни­ ческому   признаку   старо,   как   мир,   совершенно   очевидно,   что   это   не единственная форма насилия, имеющая место в наши дни. Другие, не менее старые   и  не   менее   болезненные   виды   насилия   и   жестокого   обращения, основанные на половых, религиозных, сексуальных и возрастных различиях, а также из­за наличия физических недостатков и недееспособности, все еще наблюдаются в нашей среде и все еще достаточно устойчивы. Кроме того, за прошедшие   двадцать   лет   во   многих   странах   появилась   новая   форма трайбализма, или клановости, хотя  вполне вероятно, что это всего лишь рецидивы старых «болезней», В данном случае интолерантность выражается в насильственных действиях на стадионах во время футбольных матчей или других   спортивных   соревнований.   Мотивами   таких   действий, организованных   группами   болельщиков   соревнующихся   команд, являются глубокие расовые и ультранационалистические предрассудки. Из   этого   можно   сделать   вывод,   что   ситуация   в  целом   такова: толерантность превратилась в ключевую проблему во всем мире; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся стабильными и свободными, признающих   толерантность   как   существенную   составляющую   свободного общества   и   стабильного  государственного   устройства.   Такая   ситуация осложняет проблему воспитания в людях толерантности.  Значит, перед тем, как повсеместно внедрять и распространять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности, ее видов и понятие того,  что мы хотим воспитать в школьниках». Лучше,  если  предложенный  текст  будет   звучать  с   магнитофонной записи,   а   его   прослушивание   сопровождаться   демонстрацией видеофрагментов, в которых зафиксированы факты антигуманного вза­ имоотношения   людей,   проявления   агрессивности   в  среде   детей   и подростков,   нетерпимости   к   представителям   других   наций   и вероисповеданий, факты вандализма молодежи. После окончания прослушивания ведущий задает ряд вопросов: •    Какие виды толерантности вы могли бы назвать? •    Что  значит  быть  толерантной  личностью? •    Можно ли определить границы толерантности? •    Какие шаги нужно предпринимать и каким правилам следовать, чтобы отношения между людьми носили толерантный характер? Результатом   занятия   должна   стать   классификация   и   определение различных видов толерантности. Итоги обсуждения фиксируются на листе ватмана. Рефлексия «здесь и теперь»: 1.   Какая точка зрения, прозвучавшая сегодня на занятии, была для вас наиболее значимой? 2.   Что бы вы хотели добавить к сегодняшнему занятию? 3.   Каким цветом вы хотели бы покрасить стены комнаты, где проходит наше   занятие?   (Последний   вопрос   может   задать   психолог,   если   он участвует   в   процессе   реализации   предлагаемой   программы,   чтобы оценить общее эмоциональное состояние каждого ученика). ЗАНЯТИЕ 3. ТОЛЕРАНТНАЯ И ИНТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ Цель занятия:  познакомиться с основными чертами толерантной и интолерантной личности. Разминка.  Каждый из участников работы по  кругу называет своего любимого героя и основную черту, которая в нем привлекает. Основное содержание занятия: Каждый из участников группы на листочке пишет перечень качеств, которые,   он   считает,   присущи   толерантной   личности,   на   оборотной стороне — перечень качеств, которые присущи интолерантной личности. Путем обобщения составляется общий сводный перечень качеств. Качества   толерантной   личности   фиксируются   на  одном   листке ватмана, интолерантной — на другом. Затем группа делится пополам. Одна   мини­группа   составляет   портрет   толерантной   личности   и проигрывает поведение такой личности в следующих ситуациях: •    Вы видите человека, который попал в сложную ситуацию... •    За невыполненное поручение вас сильно ругают... и т. д. Другая   группа   проигрывает   поведение   в   тех   же   ситуациях интолерантной личности. Ситуации, которые будут проигрываться, могут предлагать педагоги или сами ученики. Заключительное  замечание  ведущего:   Интоле­рантный «Мы видим, что есть два пути развития личности — толерантный и интолерантный. характеризуется представлением   о   собственной   исключительности,   низким   уровнем воспитанности,   преобладанием   чувства   диском­фортности существования   в   окружающей   действительности,   желанием   власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.     путь Другой путь — это путь человека хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового   всегда   прийти   на   помощь,   человека   с   доброжелательным отношением   к   иным   культурам,  взглядам,   традициям,   с   высоким уровнем эмпатии». Рефлексия «здесь и теперь»: 1.   Что больше всего понравилось на занятии? 2.   Согласны ли  вы с  представленным портретом толерантной  личности? ЗАНЯТИЕ 4. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ — ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ФОРМИРОВАНИЯ  ИНТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ Цель   занятия:  познакомить   учащихся   с   понятием   агрессивного поведения молодежи, причинах агрессии. Занятие проводится в форме дискуссии. Разминка.  Каждый   по   кругу   называет   качества,  которые   у   него ассоциируются с агрессивностью. Вступительное замечание ведущего: «Агрессивность   —   это   прямая   противоположность   толерантности. Решая  проблему   формирования толерантной личности, необходимо найти пути, средства и возможности снижения уровня проявления агрессивности у людей. Но прежде чем найти эти оптимальные пути, необходимо понять природу   агрессивного   поведения   и   причины,   ее   порождающие,   а   также научиться   определять   наличие   и   степень   выраженности   различных   форм агрессивных и враждебных реакций у окружающих вас людей». Основное содержание занятия: Ведущий ставит ряд вопросов и просит участников высказаться. Вопросы для обсуждения: •       Чем вы можете объяснить проявление агрессивности в поведении современного человека? •    Может ли успешный человек быть агрессивным? •         Приходилось   ли   вам   на   себе   испытать   агрессивное   поведение окружающих? Как вы вели себя в возникшей ситуации? •         Если   вы   столкнулись   с   проявлениями   агрессии   со   стороны окружающих, что вы будете делать? Рефлексия занятия: 1.   Какую полезную информацию для себя вы получили? 2.       Что,   на   ваш   взгляд,   необходимо   сделать,   чтобы   снизить   уровень агрессивных проявлений у современных людей? 3.   Что бы вы хотели добавить к состоявшемуся разговору? ЗАНЯТИЕ 5. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ОБЩЕНИИ Цель   занятия',  обучение   конструктивным   способам   выхода   из проблемных ситуаций. Разминка.  Назовите  по кругу любое слово,  которое  вам первым пришло в голову. Называемые слова фиксируются на листе ватмана. Затем ведущий обходит всех с конвертом, в котором лежат кружки разного   цвета.   Тот,   кто   вытащил   кружок   белого   цвета,   составляет рассказ   с   ис­пользованием   тех   слов,   которые   записаны   на   ватмане. Группа может помогать рассказчику. Основное содержание  занятия: В в о д н о е   з а м е ч а н и е   ве ду ще го :  «Каждый   из   нас   в   процессе общения с другими людьми попадает в проблемные ситуации, каждый по­своему выходит из этих ситуаций. Можно ли выйти из проблемной ситуации, используя правила толерантного общения?» Ведущий   предлагает   всем   познакомиться   с   раздаточным материалом. ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ Можно привести несколько рекомендаций, направленных на то, чтобы сделать общение более эффективным. •     Будьте открыты к собеседнику и принимайте его таким, каков он есть. Такое отношение к партнеру по общению основано на исходном к нему уважении и ваших положительных намерениях, вне зависимости от того, согласны вы с ним или нет. •           Постарайтесь   услышать   все   сообщение   целиком.  Поскольку сообщение состоит как из фактической информации, так и эмоционально окрашенных моментов, постарайтесь понять и оценить все сообщение полностью, включая эмоциональное отношение. Ваше   внимание   должно   быть   также   и   физическим.   Расположитесь лицом к вашему партнеру.   Ведите   общение   так,   чтобы   ваша   поза, жесты   и   мимика   подкрепляли   ваши   слова.  Сидите   или   стойте   на оптимальном расстоянии,  так,  чтобы  ваш  партнер   чувствовал   себя свободно и раскованно. Не надо, однако, забывать о том, что общение требует концентрации, неважно, говорите вы или слушаете. Участие в общении должно быть активным и ответственным. Если вам что­либо неясно или вы пропустили часть сообщения, немедленно  включайте обратную связь. Она нужна не только слушающему, но и говорящему —   он   должен   знать,   что   его   сообщение   дошло   до   адресата   и получило оценку. Наблюдайте за невербальными реакциями партнера (выражение лица, взгляды, позы, жесты и др.). И в самой речи есть косвенные признаки, помогающие   адекватно   интерпретировать  сообщение:   тональность голоса, его модуляции и переходы, громкость, скорость речи и т. д. Выражайтесь   ясно.   Думайте   о   том,   что   вы   говорите.   Тщательно выбирайте слова. Научитесь говорить так, чтобы люди стремились послушать вас. Наиболее доходчивы и эффективны такие сообщения, которые не содержат предвзятых и поверхностных суждений, однако достаточно экспрессивны, например, так называемые сообщения от первого лица. Будьте настойчивы. Настойчивость сообщения вовсе не означает   агрессивности,   апломба   или  силового  навязывания   своего сообщения другим. Сообщая о ваших чувствах, мыслях или правах, вы должны уважать чувства, мысли или права других. •     Говорите от первого лица. Согласно выводам психологов, сообщения от первого лица, содержащие оценку, но не осуждение, гораздо эф­ фективнее.   Они   позволяют   вам   честно   констатировать,   что   вы чувствуете   по   данному   поводу,   причем   таким   образом,   что   люди захотят вас выслушать или даже послушаться. •     Будьте хорошим слушателем. Как бы ни был красноречив говорящий, коммуникация   будет   неполной,   если   его   не   слушают   или   слушают плохо.   Слушание   требует   сознательного   усилия   и   концентрации. Нужно хотеть слушать. Затем   каждый вспоминает и рассказывает о проблемной   ситуации   в общении с другими людьми, в  которой он находился в затруднительном положении. Группа выбирает наиболее интересные ситуации. Ведущий предлагает их разыграть. Проигрываемые роли участники группы выбирают по желанию. После каждой проигранной ситуации следует обсуждение. Возможно обращение   к   тем   правилам   толерантного   общения,   которые   получил каждый участник группы. Рефлексия, «здесь и теперь»: 1.   О каких способах толерантного общения вы сегодня узнали? 2.   Каковы преимущества толерантного общения? 3.   Что полезного для себя вы вынесли с сегодняшнего занятия? ЗАНЯТИЕ 6. УЧИМСЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ Цель   занятия:  формирование   у   старшеклассников   готовности понимать, принимать, относиться к другим людям и взаимодействовать с ними на основе сопереживания, сочувствия, эмпатии. Разминка.  Каждый по кругу вспоминает наиболее значимый для него эпизод, который произошел, когда он шел в школу. Основное содержание занятия: В в о д н о е   з а м е ч а н и е   в ед ущ е го :   «Когда мы говорим о  толерантности как о качестве личности, то имеем в виду толерантность к  себе и толерантность к другим. Сегодня я предлагаю вам ряд игр, которые займут не одно, а целый ряд занятий. Эти игры помогут вам приобрести опыт толерантного поведения. А о ваших впечатлениях мы узнаем в процессе рефлексии после окончания игр». С о д е р ж а н и е  и г р  и п р о ц е д у р а  их о р г а н и з а ц и и : Реквизит: свеча, фонограмма спокойной музыки. ИГРА «ИСПОВЕДЬ» Для начала сядем, закроем глаза и глубоко задумаемся. Задумаемся над своими недостатками,  задумаемся о своих нерешенных проблемах, заду­ маемся о том, что мешало вам до сих пор достичь  совершенства, в чем ваши   основные   промахи,   в   чем  особенно   требуется   ваше самосовершенствование. Итак, займите удобное положение, закройте глаза, погрузитесь в размышления в течение минуты о  наиболее несовершенных сторонах вашей сущности. Пожалуйста. (Гонг.) Доверьте своему разуму те чувства,   которые   сами   собой   всплывают   при   воспоминаниях   о   наиболее неудачных   ваших   поступках.  Побудьте   еще   некоторое   время   во   власти воспоминаний   и   грез.  (Гонг.)  Продолжаем   воспоминания...  Пусть   самое сокровенное останется в вашей памяти и сознании. Но, возможно, какими­ то сокровенными воспоминаниями вы хотели с кем­то поделиться.  Есть воспоминания, которые тяготят душу, если ими не поделиться с кем­то... Пожалуйста, откройте кто­нибудь глаза и зажгите свечу. (Гонг.) Теперь! можете все приоткрыть глаза и направить свой взгляд на горящую свечу. Доверьте   огню   ваши   сокровенные   мысли.   Попробуйте   облегчить   свою душу,  мысленно   направив   свою   исповедь   живому   огню   горящей   свечи. Пожалуйста.  (Гонг,  пауза 30 сек.)  Может быть, заметно, как во время мысленной исповеди становится легче на душе. Возможно, кому­то за­ хочется поделиться своими сокровенными признаниями с кем­то из здесь присутствующих,.   Можете   выбрать   себе   напарника,   того   человека,   % которым   вам   хотелось   бы  поделиться   своими   чувствами,  может   быть, получить   совет   или   услышать  доброе   слово   в   ответ   на   откровенные признания. Можно подойти к избранному партнеру и уединиться с  ним где­то   в   стороне   от   всех.   Итак,   желающие   могут  выбрать   для   своей исповеди   кого­то   из   присутствующих   здесь.   Пожалуйста.  (Гонг.)  При трепетном   свете   огня   свечи   и   спокойной   музыке,   располагающей  к откровению, у кого­то появится желание поделиться своим сокровенным наедине друг с другом. При этом годится не только язык слов, но и язык эмоций,   жестов,   просто   понимание   без   слов   находящегося   рядом человека.   Кому­то   удобнее   продолжить  самосозерцание   и   направить исповедь огню зажженной   свечи.  (Гонг,  спокойная   музыка.)  Возможно, многие уже облегчили душу, сняли с себя гнетущее чувство — результат  Возможно,   кто­то   ощутил   пользу своего   былого   несовершенства. самосозерцания и размышлений при свете огня свечи. Все желающие могут поделиться   своими   впечатлениями.   Ведущий,  вам   слово,   пожалуйста. (Гонг.) Спасибо, на этом наша встреча закончена. (Гонг.) ИГРА «ВЫДЕРЖКА» Давайте проведем игру на выдержку. Определим самого выдержанного члена   нашего   коллектива.   Условия   игры   следующие.   В   первом   туре каждый   подыскивает   себе   партнера,   с   которым   он   вместе   выходит вперед, становится напротив, и они внимательно смотрят друг другу в глаза.   Пройдет  совсем   немного   времени,   и   кто­то   либо   моргнет,   либо отведет свой взгляд. Как только кто­то проиграл, победитель поднимает руку и выходит вперед к доске. Там образуется  команда для второго тура. Второй тур проводится у доски, из числа тех, кто хорошо прошел первый тур. Также подбираете  себе партнера, становитесь друг против друга,   концентрируете   взгляд.   Проигрывает   тот,   кто   первым  отведет взгляд.   Победитель   поднимает   руку   и   отходит   в   сторону   окна,   где образуется новая команда для третьего тура. Аналогично   проводим   третий   тур.   А   могут   быть  даже   и дополнительные. В результате образуются победители всего соревнования —   самые   выдержанные  люди.   Они   могут   поделиться   своим   опытом   со всеми. Итак,   определитесь   для   прохождения   первого   тура.   Найдите   себе партнера.   Просим   вас.  (Гонг.)  Заканчиваем.   Готовим   второй   тур. Победители выходят к доске, остальные садятся и наблюдают в качестве  (Гонг.)  Спасибо. членов   жюри.   Начинаем   второй   тур.   Внимание. Подготовим   команды   для   третьего   тура.   Пожалуйста.  (Гонг). Приступаем к  третьему туру. Победитель поднимает руку и выходит к стенке   у   окна.   Просим   вас.  (Гонг.)  Заканчиваем.  (Гонг.)  Победители третьего тура могут решить, сколько туров дополнительно они еще прове­ дут.  туров дополнительных, пока не выяснятся самые выдержанные люди. Просим вас.  (Гонг.)  Заканчиваем. Давайте представим всем победителей этого соревнования.   Пожалуйста.  (Гонг.)  На   этом   наша   встреча   закончена. (Гонг.)   Организуем   их   самостоятельно.   Итак,   несколько ИГРА «ТЕРРОРИСТ» В каждодневной суете мы довольно быстро привыкаем друг к другу и не всегда подозреваем о некоторых скрытых возможностях каждого.   И только   в   чрезвычайной   ситуации   обнаруживается   истинное   глубокое внутреннее духовное содержание каждого. Конечно, приятно, когда жизнь течет   размеренно   и   спокойно.   Но   иногда   жизнь   готовит   нам   самые невероятные   испытания.   Представьте  себе   случай,   который   сегодня,   к сожалению, не является уникальным. Поэтому неплохо бы быть готовым к таким поворотам судьбы. Немного фантазии, и всего через несколько минут в эту комнату ворвется ватага вооруженных экстремистов. Обычно мало кто подготовлен   к   таким   неожиданностям,   и   поэтому   не   удивительно,   если сразу   все   оробеют.  Но   если   заранее   предвидеть   такое,   вполне   можно мобилизовать   свои   глубинные   защитные   механизмы,  чтобы   справиться   с ситуацией, не используя физическую силу, но используя силу слова и те твер­ дые черты характера, которыми, несомненно, каждый наделен в той или иной степени. А когда на карту ставится собственная жизнь, внутренние воз­ можности каждого могут быть мобилизованы весьма неожиданным образом. Сейчас мы предлагаем разбиться на три группы. В первую могут войти те, кто мог бы сыграть роль террористов, берущих в заложники игроков второй группы.   Вторая   группа   может   сесть   поближе   к   двери.   Третью   группу составит группа экспертов и наблюдателей, берущих на себя роль жюри. Итак, делимся на три группы. Террористы выходят из класса и готовятся к нападению. Группа будущих заложников садится у двери. Жюри занимает места поодаль. На обдумывание ваших действий  отводится не более трех минут. Начали.  (Гонг.)  Итак, близится минута неожиданного вторжения. Твердость воли, хорошие душевные качества, врожденная защитная реакция, а также находчивость сейчас решат все. Друзья, внимание! Ждем непро­ шеных гостей. Вот они! (Гонг.) Внимание! В нашей встрече вводится такое правило. Жюри или ведущий могут прервать игру. Для этого кто­то встает с  поднятым платком и говорит слово «стоп». В этом случае все должны застыть на месте, а взявший таким образом слово может уточнить ситуацию и задать какие­то новые условия или сделать пояснения. Внимание! (Гоне.) Мы продолжаем нашу игру. Возможно, ведущий или жюри захотят сделать попутные замечания или уточнить условия. (Гонг.) Мы   завершаем   нашу   встречу.   Надеемся,   жюри  есть   что   сказать   и оценить всю силу душевных порывов и поступков присутствующих здесь. Просим  вас.  (Гонг.)  На этом наша встреча закончена. Всех  благодарим за участие. Надеемся, все, что здесь произошло, будет весьма поучительным. (Гонг.) ИГРА «Только ПРАВДА» Давайте   сегодня   поиграем   в   игру,   которая   прояснит   нам   один   весьма сокровенный вопрос — нашей откровенности. Попытаемся в течение всей нашей   встречи   говорить   только   правду.   Посмотрим,   что   из   этого получится. Для начала окиньте взором всех присутствующих и оцените, с кем вы могли бы общаться весьма откровенно, т.е. называть все своими именами, умалчивая или опуская только отдельные тонкости» Напишите, пожалуйста, эти  фамилии на бумажке и отправьте их ведущему.  Просим вас. (Гонг.) Пока ведущий напишет на доске список всех перечисленных в записках фамилий, каждый продумайте — с кем из названных вами лиц вы смогли бы быть абсолютно откровенными, т. е. говорить обо всем безо всякого  исключения.  Подумайте, просим  вас.  (Гонг.)  Теперь, когда фа­ милии   на   доске   перечислены,   каждый   желающий   может   встать   и подчеркнуть тех людей в списке, с которыми вы могли бы быть абсолютно откровенными.   Пожалуйста,   просим   вас.  (Гонг.)  Итак,   мы  можем познакомиться с самыми надежными людьми в нашем коллективе. Теперь есть возможность услышать от самых откровенных людей их откровенное мнение о том, чего не хватает всем осталь  ным, чтобы попасть  в этот список. Если нет возражений, выслушаем откровения. Приглашаем жела­ ющих по очереди к доске. А может быть, лучше все­таки поговорить с глазу   на   глаз?   Пожалуйста.  (Гонг.)  Мы   заканчиваем   нашу   встречу. Надеемся, все сделали правильные выводы. (Гонг.)   ИГРА «Манеры поведения» «Что такое хорошо, что такое плохо», — эти   вопросы волнуют нас с детства,   но   порою   в   течение  всей   жизни   так   и   не   удается   на   них ответить.   Что  хорошо   в   одной   ситуации,   может   оказаться   плохим  в другой.   И,   наверное,   у   каждого   в   жизни   встречались   ситуации,   в которых   он   поступал   не   самым  оптимальным   образом.   Давайте попробуем все вместе воспроизвести наиболее интересные и ответственные ситуации, в которых ваше поведение, как потом оказывается, было не самым оптимальным. Попробуем предложить наиболее рациональные ва­ рианты поведения в этих случаях. Пусть каждый подумает и вспомнит такие   ситуации.   Можно   также   предложить   совершенно"   абстрактные ситуации. Просим вас сейчас продумать такую ситуацию и   записать ее на маленьком листочке бумаги в тече ние одной­двух минут.   Итак, взяли листочки бумаги и кратко описы­ ваем ситуацию с указанием действующих лиц. Время — 1—2 минуты. Начали.  Заканчиваем.   Продумаем   теперь,   кто   бы   мог участвовать в каждой из таких сценок. Кого вы пригласите на главные роли,  какова будет ваша личная  роль. Продумайте и переговорите с вашими коллегами. Просим вас. (Гонг.) Заканчиваем. Теперь утвердим жюри. В его составе, невидимому, будет ведущий и, на его усмотрение, кто­то   из   участников.   Ведущий,   сформируйте   жюри.   Просим   вас. (Гонг.)  (Гонг). А  теперь   начнем   игровую   часть   нашей   встречи.  Самый   смелый предлагает свою ситуацию, распределяет роли и предлагает эту ситуацию всем на обсуждение.  Жюри оценивает  и указывает на недостатки  игры актеров. И основное, что требует обсуждения, —  верность подхода, манер при общении друг с другом.  Ведущий, берите инициативу в свои руки и предоставляйте слово последовательно всем командам, а  затем и жюри. Просим   вас.  (Гонг.)  Заканчиваем.   Предоставим   заключительное   слово жюри. Пожалуйста. (Гонг.) На этом наша встреча закончена. (Гонг.) Полученные   в   ходе   коррекционной   работы   результаты,   сдвиги   в поведении   ребенка   в   сторону   адекватных   поведенческих   реакций,   не противоречащих   общепринятым   нормам   и   правилам,   закрепляются   в процессе реабилитационной работы. Рефлексия после занятий: 1. Какие чувства возникали у вас в процессе игры? 2. Что вам больше всего понравилось? 3. Что вы взяли для себя из этого цикла занятий? 4. Что бы вы хотели пожелать ведущему? Предлагаемые игры составлены с использованием материалов книги под редакцией В. В. Петру­синского «Игры, обучение, тренинг, досуг» (М., 1994). ЗАНЯТИЕ 7. ПОДВЕДЕМ ИТОГ Цель занятия: повторить, обобщить и проанализировать полученные знания, умения и навыки. Разминка. Каждый участник на листочке пишет две фразы и передает соседу. И так до конца, пока последнюю фразу не напишет ведущий. Затем зачитывается получившийся текст. Основное содержание  занятия: Данное   занятие   носит   характер   обобщающей  рефлексии.   Ведущий предлагает  участникам   по кругу   высказать   свое   мнение   по   следующим вопросам: •    Что вам больше всего понравилось и запомнилось в ходе  занятий? •    Какое занятие вам особенно запомнилось и почему? •    Обсуждение каких вопросов, на ваш взгляд, было  особенно   важным  и  значимым? •    Как  вы собираетесь использовать то,  чему научились? •    Что   бы   вы   хотели   пожелать  участникам группы? •    Какие пожелания вы хотели бы высказать в адрес ведущих  занятия? Итог обсуждения обозначенных вопросов подводит ведущий.

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий

Программа воспитания толерантности у старшеклассников с серией занятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2017