ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Задание 1. Поставьте индивидуальную цель, используя схему построения – см. Приложение 1:
Индивидуальная цель _____________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Запишите общую цель занятия.
_________________________________________________________________________________________________________________________
Задание3. Ознакомьтесь с определениями Информации и составьте выводное знание:
Древо Понятия (ДП) ИНФОРМАЦИЯ (лат. Information – разъяснение, изложение) |
|||
|
|||
… – это совокупность каких-либо сведений, данных, передаваемых устно (в форме речи), письменно (в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей, схем, устных обозначений) либо другим способом (например, с помощью звуковых или световых сигналов, электрических и нервных импульсов, перепадов давления или температуры и т.д.) |
…- это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств |
… - это сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов |
… - это мера устранения неопределенности в отношении исхода интересующего нас события |
Выводное Знание ИНФОРМАЦИЯ – это ____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 4. Исследуйте понятие Информация по предложенной схеме и ответьте на поставленные вопросы.
Критерий исследования |
Свойства критерия |
Задания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды информации |
По способу восприятия: 1. зрительная (визуальная) 2. звуковая (аудиальная) 3. тактильная (осязание, на ощупь) 4. вкусовая 5. обонятельная
Практически 90%
информации человек получает при помощи органов зрения,
|
Определите виды подучаемой информации в предложенных ситуациях 1. Хищник догоняет добычу, при этом он получает: ____________________ ________________________________________________________________ 2. Вы слушаете радио, при этом вы получаете _________________________ _________________________________________________________________ 3. Когда едите пересоленный суп ____________________________________ ___________________________________________________________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
По форме представления: 1.текстовая 2.числовая 3.графическая a. растровая b. векторная 4.звуковая 5.видео
Форма представления одной и той же информации может быть различной. Это зависит от цели, которую вы перед собой поставили. |
1. Опишите форму представления музыкальной информации __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Опишите форму представления записи: (a2+b2)=a2+2ab+b2 __________________________________________________________________ ______________________________________________________ 3. Опишите форму представления информации, указанной на рисунке: ___________________________________________________ ___________________________________________________ 4. Приведите примеры, в которых числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе с числовой.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
По общественному значению:
1.личная · наследственность · знания, умения, опыт · эмоции, интуиции 2.массовая · обыденная · общественно-политическая · эстетическая 3.специальная · научная · производственная · техническая · управленческая
|
Какой вид информации получает человек в приведенных ситуациях 1. При просмотре передачи Новости _________________________________ __________________________________________________________________ 2. При изучении дисциплины Математика ____________________________ __________________________________________________________________ 3. К какому виду информации можно отнести опыт всего человечества ____ _________________________________________________________________ 4. К какому виду информации можно отнести умение человека разгадывать кроссворды _______________________________________________________ 5. К какому виду информации можно отнести умение человека разбираться в искусстве и моде __________________________________________________ 6. К какому виду информации можно отнести сферу деятельности человека (его профессиональные обязангности) _________________________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы представления информации - кодирование информации
|
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода, с целью сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.
Для кодирования информации используют: Цифры, Буквы, Знаки, Символы
Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки (русский, английский, китайский и др.) Наряду с естественными языками разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования и др.). Основное отличие формальных языков от естественных состоит в наличии строгих правил грамматики и синтаксиса. Некоторые языки используют в качестве кодов не буквы и цифры, а другие символы, например химические формулы, ноты, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе) и др. Для представления в ВТ числовой информации используют системы счисления: позиционную (двоичную, восьмеричную, и т.д) и непозиционную - аддитивную (римскую – набор 7 символов: I=1, V=5,X=10,L=50 C=100,D=500, M=1000). Для кодирования текстовой информации используют ASCII, ISO Универсальная система кодирования - Unicode |
1.Установите соответствие форм представления с примерами
2. Определите, в каком случае используют естественный язык, в каком формальный: a. b. Quidquid latet apparebit. c. d. Японское письмо называется слоговым, там один значок обозначает слог 3. Представьте в математической форме следующее утверждение: Если сумму чисел от одного до пяти разделить на разность чисел десять и семь, то в результате получится пять ______________________ Какая форма является использует формальный язык, какая естественный?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Свойства информации |
Достоверность – не искажает истинного положения дел Адекватность – создает образ объекта определенного уровня соответствия Краткость – не содержит в себе не нужных сведений Актуальность – несет необходимые сведения Полнота – определен уровень достаточности для понимания и принятия решения Ясность – выражена понятным языком для тех, кому она предназначена Своевременность (оперативность) – не потеряла свою значимость Ценность – мера совокупности сведений, которыми располагает потребитель Доступность – мера возможности получить ту или иную информацию. Объективность/субъективность
|
В следующих примерах определите свойства встречающейся информации: 1. Друг сообщает тебе: «На улице тепло» _______________________________ 2. Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ...не на русском языке. __________________________________________________ 3. На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач. ____________________________________________________ 4. В 1 году - 12 месяцев _________________________________________________ 5. Какая информация является своевременной и одновременно важной: контрольная работа по математике состоится завтра; неделю назад состоялись соревнования по футболу; 6.Приведите пример,в котором есть нарушение свойств информации: __________________________________________________________ __________________________________________________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы передачи информации |
Сигнал – это физический процесс, имеющий информационное значение
* Мимика * Жесты * Устная речь * Письменное сообщение * Радиоволны * Химическая реакция * Генетический год
Дискретный (прерывистый) сигнал - может принимать конечное число значений в конечное число моментов времени (Цифровой сигнал)
Примером дискретного сигнала является сигнал светофора
Аналоговый – непрерывно меняющийся во времени
Примером аналогового сигнала является снятие кардиограммы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Действия над информацией |
Это процесс обработки информации по заданному правилу с помощью инструмента: - Мозг человека -Вычислительная машина Алгоритм обработки информации: 1. сбор информации – накопление информации 2. формализация– приведение в единую форму для сопоставления между собой, повышение уровня доступности 2. фильтрация – отсеивание лишнего 3. сортировка – упорядочение по заданному признаку 4. архивация – хранение в удобной форме 5. защита – комплекс мер по предотвращению утраты 6. преобразование – перевод из одной формы в другую, из одной структуры в другую 7. транспортировка - прием и передача между участниками информационного процесса Информационные процессы – действия, выполняемые с информацией. |
1. Перечислите действия с информацией, которые вы будете выполнять при написании реферата по дисциплине «Информатика»?
2. Приведите примеры ситуаций, в которых информация
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Единицы измерения информации |
Прагматическая мера – измеряет ценность информации например, в экономике: как разность между ожидаемым экономическим эффектом при использовании информации, и тем же эффектом, но без ее использования Семантическая мера – смысловое содержание сообщения (сообщение равно нулю, если его сведения уже известны или субъект не в состоянии его понять) Это меры, предназначенные для качественного измерения. Количественная мера – вероятностный подход: i = log2N i – кол-во информации, содержащееся в сообщении, из N равновероятных событий.
Пример 1: В корзине лежит 16 шаров разного цвета. Сколько информации несет сообщение, что достали белый шар? т.к. N = 16 шаров, то I = log2 N = log2 16 = 4 бит.
В этом случае смысл сообщения не играет роли. Информация, которая не имеет смыслового значения называется данными.
1 бит – единичный объем данных 8 бит = 1 байт 1 Кбайт = 1024 байт 1 Мбайт =1024 Кбайт 1 Терабайт (Тб) = 1024 Гбайта,
В ВТ при вводе текста 1 символ = 1 байт (один пробел = 1 байт)
1 клетка черно-белого рисунка (2-х цветное изображение) = 1 пиксель = 1 бит. Для кодирования 4-цветного изображения требуется два бита на пиксель, для кодирования 8-цветного изображения требуется три бита памяти на один пиксель Пример 2: Объем информации, содержащийся в книге, рассчитывается следующим образом: Страница содержит 35 × 50 = 1750 байт информации. Объем всей информации в книге (в разных единицах): 1750 × 100 = 175 000 байт. 175 000 : 1024 = 170,8984 Кбайт. 170,8984 : 1024 = 0,166893 Мбайт. |
1. Определите объем введенной фразы: Информатика_–_прикладная наука.
Объем равен: __________ 1. Определите объем черно-белого графического объекта. Объем равен: __________ 2. Информационное письмо имеет размер 24576 байт. Его размер в килобайтах равен ___________ 3. Объем текста составляет 984 бита, сколько символов было введено? ________ 4. Укажите сообщения, семантическая мера которых для вас равна нулю: a) Два умноженное на два равно четырем b) Доме́н (фр. domaine) — область; единица структуры. Домен (область) — владения короля либо какого-либо феодала в Средние века. c) d) ДРАЙВЕР (англ. driver — водитель, ведущий) — компьютерная программа, помогающая операционной системе работать с каким-либо устройством (например, управлять устройствами ввода-вывода, клавиатурой, принтером и т. д.).
5. Определить объем информации, содержащийся на 1 странице, если страница содержит 60 строк, на каждой строке по 40 символов Ответ: ____________
6. В барабане для розыгрыша лотереи находится 32 шара. Сколько информации содержит сообщение том, что выпал номер 15? (Подсказка: ответ не зависит от того, какой именно выпал номер)
Ответ: ________________________________________________________
7. Информационный объем текста, подготовленного с помощью компьютера, равен 3,5 Кб. Сколько символов содержит этот текст?
Ответ: ________________________________________________________
8. Сколько Кб составляет сообщение, содержащее 12288 битов?
Ответ: _______________________________________________________
9. Сколько книг объемом в 350 Кбайт можно разместить на трех дюймовойдискете 1, 44 Мбайта?
Ответ: _____________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Носители информации |
Вещественные объекты: бумага, дерево, камень, оптический диск, кассета и т.д Волны и поля различной природы: акустические, электромагнитные, электростатический заряд, гравитационное поле и т.д. Состояние вещества: температура, давление, объем, концентрация раствора, состояние нервных волокон человеческого мозга и т.д.
|
1. Какой вид носителя дает нам информацию о боли? ____________________________________________________________
2. К какому виду носителей относится светофор? ___________________
____________________________________________________________ 3.
|
Домашнее задание:
1. Подчеркните профессии тех людей, кто получает деньги за создание, хранение, передачу или обработку информации:
металлург, редактор, доярка, учитель, фотограф, переводчик, шофер, композитор, хирург, бухгалтер, директор, парикмахер, архитектор, художник, дворник, продавец, машинистка, балерина, поэт, программист.
2. Определите методы получения информации (ответ оформите в виде схемы):
3. . Заполните таблицу согласно ситуациям:
ситуация |
Вид информации |
Форма представления |
Способ передачи |
Источник |
Вид носителя информации |
a) |
|
|
|
|
|
b) |
|
|
|
|
|
c) |
|
|
|
|
|
d) |
|
|
|
|
|
a) Общение продавца с покупателем. |
b) Ремонт оборудования |
c) Просмотр телепередачи |
d) Изучение результатов анализа молока при приемки его на молокозаводе |
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (ПО). ФАЙЛОВАЯ СТРУКТУРА
Задание 1. Поставьте индивидуальную цель, используя схему построения – см. Приложение 1:
Индивидуальная цель _____________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Запишите общую цель занятия.
________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.: исследуйте материал схемы
Программное обеспечение - Soft ware – совокупность программ и сопровождающей их документацией, предназначенная для решения задач на ПК |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Иерархия ПО
Важной частью ПО является система документации. Она определяет порядок использования ПО, устанавливает требования и правила разработки новых программных компонентов и особенности их включения в состав программного обеспечения. По мере развития ЭВМ программные средства постоянно усложняются по своей структуре и составу программных моделей |
|
Свойства 1. аппаратно-зависимое 2. человекозависимое 3. программно-зависимое
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нормы работы 1. использовать лицензионные программы 2. соблюдать правила установки программ 3. соблюдать правила работы в программах
4. соблюдать правила эксплуатации системного программного обеспечения 5. не осуществлять несанкционированного доступа в чужое ПО
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 4. Определите основное назначение программного обеспечения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5 Дать понятие
Системное ПО ____________________________________________________________________________________________________________
Прикладное ПО ___________________________________________________________________________________________________________
Инструментальное ПО ___________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Изучив материал задания 3 , ответьте на вопросы:
А) текстовый редактор, графический редактор, транслятор, переводчик;
Б) архиватор, текстовый процессор, программа обслуживания дисков, антивирусная программа;
В) транслятор, настольная издательская система, отладчик, интегрированная среда разработки приложений
2. Выберите из предложенных пар то программное обеспечение, которого встречается больше, ответ обоснуйте:
А) Архиваторов или сервисных программ?
Б) Текстовых редакторов или прикладных программ?
В) трансляторов или инструментальных программ?
Г) сервисных программ или системных?
А) На попытку сохранить информацию на диске появляется диагностика «Диск заполнен»_____________________________________________
Б) Частный предприниматель собирается вести всю документацию и бухгалтерию на своем домашнем компьютере_______________________
Г) Вы скачиваете информацию из ИНТЕРНЕТ, не забывая проверять ее на вирусы __________________________________________________
Материал для самостоятельного изучения |
|
|||||
ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ОС) неотъемлемая часть компьютера. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
НАЗНАЧЕНИЕ1.поддержка работы программ; обеспечение их взаимодействия с аппаратной частью и друг с другом; 2.распределение ресурсов (процессорного времени, оперативной памяти, дискового пространства и т.п.); организация файловой системы (системы хранения данных на внешних носителях информации); учет использования ресурсов, управление видеосистемой; 3.обработка ошибочных ситуаций; защита информации; 4.поддержка возможности для пользователя управлять машиной с помощью специальных команд (обработка командного языка в процедурной среде) или воздействием на определённые объекты (кнопки и др. в объектно-ориентированной среде 5.поддержка сети.
Основная часть ОС - ядро - загружается в оперативную память при включении компьютера и находится там постоянно в течение всего периода работы ПК (т. е. резидентно).
Прикладные программы могут работать только в среде какой-либо операционной системы. Для каждой разновидности ОС разрабатывается свой набор прикладных программ (приложений).
Ситуация, когда программа, разработанная для одной операционной системы может выполняться в среде другой ОС непосредственно, встречается нечасто. Чаще программные продукты, ориентированные на какую-то конкретную ОС не могут функционировать в среде другой ОС (программная несовместимость). |
СВОЙСТВА (характеристики) 1. разрядность (для ПЭВМ 8-разрядные, 16-разрядные, 32-разрядные, 64-разрядные ОС); 2. число программ, одновременно выполняемых под управлением ОС (одно - и многозадачные ОС). Многозадачные ОС поддерживают параллельное выполнение нескольких программ, работающих в рамках одной вычислительной системы, в один момент времени. Однозадачные ОС поддерживают режим выполнения только одной программы в отдельный момент времени; 3. Многопоточность - это технология, позволяющая приложением должным образом осуществлять многозадачное выполнение своих процессов.Одна программа может выполнять несколько процессов одновременно; 4. тип пользовательского интерфейса: интерфейс командной строки, текстовый оконный интерфейс, графический оконный интерфейс пользователя (ИКС, ТИП, ГИП); 5. требование к аппаратным ресурсам; 6. производительность; 7. надежность (устойчивость в работе, защищенность данных от несанкционированного доступа); 8. обеспеченность прикладными программами; 9. наличие сетевых возможностей (сетевые, локальные ОС);
Сетевые ОС предназначены для управления ресурсами компьютеров, объединенных в сеть с целью совместного использования данных, и предоставляют мощные средства разграничения доступа к данным при обеспечении их целостности и сохранности |
ВИДЫ 1. Ms Dos 2.семейство WINDOWS: WINDOWS 95/98/NT/XP/2000 3.OS/2 4.семейство UNIX 5.Linux
|
||||
СТРУКТУРА · программы организующие файловую структуру, управляющие работой файлов · программы, управляющие работой внешних устройств – драйвера внешних устройств · программы, обеспечивающие диалог пользователя с ПК – процессор командного языка – пользовательский интерфейс |
||||||
MS DOS (Microsoft Disk Operating System-дисковая операционная система фирмы Microsoft) была выпущена в 1981 году в связи с появлением IBM PC. |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
||
Свойства 1.однозначная 2.16-ращрядная 3.однопользовательская |
Особенности DOS - Интерфейс командной строки (управление идет через ручной ввод команд) - Небольшой объём доступной без специальных средств оперативной памяти(640 Кбайт) - Низкие аппаратные требования, большой объём прикладных программ. |
Структура 1.ядро: - BIOS – базовая система ввода/вывода, которая храниться в энергозависимой постоянной памяти и может работать уже в момент включения компьютера - Загрузчик – программа, которая загружает в память два системных файла io.sys и msdos.sys. 2. драйверы внешних устройств 3. командный процессор (процессор командного языка, интерпретатор команд) – обеспечивает диалог пользователя с компьютером. Она храниться в файле command.com.В его функции входит исполнение файла autoexec.bat – файл автозапуска |
Основные команды DIR просмотр содержимого текущего каталога
COPY копирование информации
CD переход из одного каталога в другой |
|
||||
Недостатки: отсутствие средств защиты от несанкционированного доступа; низкая надёжность; отсутствие сетевых возможностей |
|
|||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.