Логопедическое занятие для детей средней группы
"Прогулка в осеннем лесу"
Описание: Подгрупповое логопедическое занятие с элементами
логоритмики; разработано для детей средней группы. Построено в форме игры –
путешествия в осенний лес.
Задачи:
Образовательные:
1. Способствовать формированию двигательных
навыков.
2. Развивать координацию движения с речью.
3. Активизировать познавательную деятельность.
Развивающие:
1. Развивать дифференцированное дыхание вдох
–носом, выдох – ртом.
2. Воспитывать правильную осанку.
Воспитательные:
1. Воспитывать и развивать чувство ритма.
2. Воспитывать умение выразительно двигаться в
соответствии с заданным образом и характером музыки.
Коррекционные:
1. Развивать артикуляционную моторику.
2. Развивать просодическую сторону речи.
3. Совершенствовать слоговую структуру речи,
прохлопывая ритмический рисунок слова.
4. Закреплять умение образовывать относительные
прилагательные: березовый, кленовый, осиновый, дубовый.
Оборудование: осенние листья; деревянные ложки; шапочки:
зайчиков, лисы, медведя и ветра; музыкальные фонограммы, запись шум ветра;
колечки Су-джок.
Ход занятия:
I.Вводная часть:
1. Приветствие.
Ручки, ручки просыпайтесь, (Потрясти руками)
Здравствуйте! (3 хлопка)
Ласковые ручки наши (Погладить руки от локтя)
Здравствуйте! (3 хлопка)
Пальчики сердитые (Соединять одноименные
пальчики)
Здравствуйте! (3 хлопка)
И ладошки, наши крошки, (Хлопки в ладоши)
Здравствуйте! (3 хлопка)
Наши ушки, наши щечки, (Погладить ушки, щечки)
Здравствуйте! (3 хлопка)
Наши локоны и кудри, (Погладить себя по голове)
Здравствуйте! (3 хлопка)
Вы друг другу улыбнитесь, (Приседания с поворотом)
Гостям головкой поклонитесь, (Наклоны головы)
Здравствуйте! (3 хлопка)
2.Приглашение
детей в осенний лес. Общеразвивающие упражнения
Логопед: Со всеми поздоровались, а сейчас:
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключений
Нам ребята не найти.
Друг за дружкой становитесь
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать. (Маршировка «Вместе весело
шагать»)
По извилистой тропинке
Потихоньку мы идем.
Все листочки обойдем. (Ходьба змейкой «Маленький
ежик»)
На носочки ловко встали
По дорожке побежали. (Бег на носочках «В каждом
маленьком ребенке»)
Мы на пяточках пойдем. (Ходьба на пятках «Белые
снежинки»)
Через лужи перейдем. (Широкий шаг «Белые снежинки»)
И снова по дорожке
Мы весело идем. (Маршировка «Вместе весело шагать»)
(На
экран проецируется слайд с изображением осени)
II Основная часть.
1.Упражнение
на дыхание, формирование навыков словообразования
Логопед: Мы пришли в осенний лес.
Сколько здесь кругом чудес.
Праздник осени в лесу,
И светло, и весело
Ах, какие украшения
Осень здесь развесила.
- Что же это за украшения?
- Какими красками осень листья в лесу
раскрасила?
Логопед: Вы чувствуете, какой в лесу свежий воздух, как
легко дышится. Давайте мы с вами подышим: Посмотрите направо носиком вдох,
прямо – выдох, налево – вдох носиком, прямо – выдох через ротик, (вверх и
вниз). (Дети
выполняют упражнение)
Логопед: Как хорошо осенью в лесу, хочется по лесу
гулять, листочки собирать. Давайте мы с вами так и сделаем: будем под музыку по
лесу гулять, а как только музыка стихнет - возьмем в каждую руку по листочку. --
- Готовы?
(Проводится
игра «Собери
листочки» на развитие слухового внимания под музыку «Осень милая
шурши». Дети под музыку гуляют по «лесу», на экране сменяются кадры с
изображением осени).
Логопед: Какие молодцы, как внимательно музыку слушали.
Какие красивые у вас листочки. А сейчас присядем рядком, да поговорим ладком.
- Ксюша, сколько у тебя листочков?
- У тебя одинаковые листочки?
- Чем они отличаются? (цветом, формой)
- С какого дерева у тебя листочки? ( с березы )
- Значит какие у тебя листочки ? (березовые). (У тебя
березовые листочки?).
Логопед: Поиграем с вашими листочками.
2.Фонопедическое
упражнение
Логопед: Осенние листочки на веточках сидят, осенние
листочки с нами говорят:
Осиновый – а-а-а-а-а,
Рябиновый – у-у-у-у-у,
Березовый – о - о-о-о-о,
Дубовый – и-и-и-и-и.
И все вместе: а – о – у – и.
3.
Упражнение на развитие чувства ритма.
Логопед: А теперь положите листочки рядом с собой и
вставайте на ножки, мы с вами поиграем на свежем воздухе: будем топать и
хлопать под музыку .
(Игровое
упражнение «Топай – хлопай»)
Хлоп – раз, ещё раз, (хлопать в ладоши)
Мы похлопаем сейчас,
А теперь скорей, скорей (хлопать поочередно по
коленям)
Хлопай, хлопай веселей.
Топ – раз, ещё раз,
Мы потопаем сейчас,
А теперь скорей, скорей
Топай, топай веселей.
4.Упражнение
на развитие речевого дыхания.
(Звучит
запись «Шум ветра»)
Логопед: Что же за шум?
- Наверное, это ветерок услышал наши голоса, и
ему тоже захотелось с нами поиграть. Поиграем с ветерком, пока он не расшалился
и не превратился в бурю. Возьмите в руки свои листочки, я вам покажу как дует
настоящий ветер: ставим верхние зубки на нижнюю губку и дуем ф – ф – ф .
Вытянули ручки перед собой – поиграем с ветерком и листочками. (Выполнять волнообразные
движения руками в соответствии с текстом)
Дует легкий ветерок – ф – ф – ф
И качается листок - ф – ф – ф
Дует сильный ветерок – ф – ф – ф
Качается сильней листок – ф – ф – ф
Логопед: Посмотрите, ветерку понравилась наша игра, он
устроил для нас настоящий листопад. (на экран проецируется анимированное изображение осеннего
листопада). Покажем, как листочки закружились, полетели и на землю
тихо сели.
(Воспитатель
надевает шапочку ветра.)
Логопед: Ветер, ветер, где ты был?
Ветер: У – у, я по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках,
Встретил белку и лисичку.
Всем листочки подарил,
На полянку пригласил.
(Детям
надеваются шапочки зверей по ходу рассказа.)
5.Упражнение,
направленное на умение выразительно двигаться в соответствии с заданным образом
и характером музыки, координацию речи с движением
Логопед: Вставайте на ножки мы споем с вами песенку и
покажем, как звери на полянку спешат.
Зайка скачет по кусточкам, (Скачут на обеих ногах, сделав
«ушки» из ладошек),
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам, (Прыгают, сложив руки перед
грудью)
Гриб несёт бельчатам деткам.
Ходит мишка косолапый, ( Идут вперевалку)
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек (Двигаются в полу-приседе,
округлив спинки)
Катиться колючий ежик.
Ветер: Вижу, все звери собрались. Отвечайте
звери мне,
Вы готовы ли к зиме?
Логопед: И ответили лисички:
Ребенок: Мы связали рукавички.
Рукавички новые,
Мягкие, пуховые.
Ветер: А всем ли рукавиц хватит?
Учитель-логопед: А мы ветерок тебе сейчас расскажем и покажем,
правда ребята? Берите все по колечку.
6.Пальчиковый
массаж с колечками Су-джок «Рукавицы»
Вяжет бабушка Лисица (Потереть ладони друг друга)
Всем лисятам рукавицы.
Для лисенка Саши, (Поочередно «надевать» на
каждый пальчик «рукавички»
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки – лисички.
В рукавичках - да – да – да!
Не замерзнем никогда! Хлопать в ладоши, соблюдая
ритм
Ветер хвалит
детей: Молодцы лисички,
теплые рукавицы связали, вижу, всем хватит.
Ветер: Ну, а ты Косой, готов встретиться с зимой?
Логопед: Отвечали заиньки:
Ребенок: Что нам вьюга да метель?
Чтоб зимой не мерзли лапки,
Будем делать мы зарядку.
7.Упражнение
координацию речи с движением «Скок – поскок».
Скок – поскок, скок – поскок, (Прыжки на двух ногах)
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет, (Шагать на месте)
В чехарду играть зовет. (Хлопки в ладоши)
Зайцу холодно сидеть, (Присесть)
Нужно лапочки погреть. (Хлопки в ладоши)
Лапки вверх, лапки вниз, (Руки вверх – вниз)
На носочки подтянись. (Потянуться на носочках , руки
вверх)
Лапки ставим на бочок, (Руки на пояс)
На носочках скок –скок- скок. (Прыжки на двух ногах)
А затем вприсядку, (Приседания)
Чтоб не мерзли лапки . (Топать ногами.)
Ветер: Молодец Косой хорошую зарядку приготовил.
Логопед: Вылез ежик из листвы:
Ребенок: Про меня забыли Вы.
Здесь, в кустах, моя избушка,
А в избе – грибов кадушка.
Ветер: Вижу, все звери к зиме готовы. Можно и повеселится. А на ложках вы играть умеете?
Логопед: Конечно, умеем.
Эй, лесные музыканты!
Все отличные таланты!
Не сидите, не скучайте,
Вместе дружно заиграйте!
9.
«Мишка ложечкой стучит» логоритмическое упражнение на развитие чувства ритма
(игра
на ложках под музыкальное сопровождение «Мишка ложечкой стучит»)
III.
Заключительная часть.
Упражнение
на расслабление
Ветер: какой замечательный оркестр. Только мне уже пора. До
свидания ребята! (ребята прощаются с ветерком)
Логопед:
Полетел наш ветер в лес,
Зайка под кусток залез,
Белка спряталась в дупло,
Ежик под листвою,
А Медведь в берлогу.
(рассказывая
стихотворение педагог снимает с детей шапочки)
Лапу в пасть засунул он.
И увидел сладкий сон.
Дети на спину легли,
И, как Мишка, видят сны.
(звучит
фонограмма Фредерик Шопен «Осень»)
Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите!
(звучит
фонограмма щебетание птиц)
Птички станут щебетать,
Будем глазки открывать,
Просыпаться и вставать.
Все проснулись, потянулись.
Пора домой возвращаться.
Друг за другом все вставайте,
1-2-3, и 1-2-3,
Дружно по тропинке
Мы домой пошли.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.