Праздник «Прощай, Азбука!»
Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.
Задачи:
· развитие познавательной активности и творческих способностей детей через поисковую деятельность;
· развитие умения работать в группах;
· развитие мыслительных операций в ходе игры;
· воспитание у учащихся интереса к чтению;
· привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Ход урока
Учитель: - Внимание! Приготовились! Подтянулись! Улыбнулись! Наш праздник начинается!
Читают дети:
1.Почему мои друзья
Собрались все вместе?
2.Отчего стихи звучат
И поются песни?
3.Что за праздник здесь собрал
Взрослых и детишек?
4.Это ведь не карнавал?
5. Это праздник книжек! (хором)
Звучит песня “Азбука”. (Входит девочка, переодетая в костюм Азбуки)
Входит Азбука:
Только в школу вы пришли –
Встретилась я с вами.
Дни учебы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А ещё терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас!
Азбука: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я – королева Азбука, а все буквы, с которыми вы познакомились на уроках – мои подданные. Мы все – жители волшебной страны. А знаете, откуда взялось моё имя? Что оно значит? Очень давно наш алфавит открывала буква А, но называлась она тогда по-другому – аз. Вторая буква похожа на нашу букву Б – буки. Отсюда и взялось моё имя – азбука. Я пришла познакомить вас с удивительным миром книг и пригласить в страну Читалию.
Учитель: - Дорогая, Азбука! Садись! Будь сегодня желанной гостей на нашем празднике.
Ученик: Может быть, расскажем,
Девчонки и мальчишки,
Как вы научились
Читать любые книжки?
Читают дети:
1 Мы помним тот звонок весёлый
Что прозвенел нам в первый раз
Когда пришли с цветами в школу
В свой самый лучший первый класс.
2.Садясь за парту осторожно
Чтоб школьной формы не измять
Мы Азбуку свою открыли
Открыли чистую тетрадь.
3.Азбука - первая книга моя!
Как не любить мне за это тебя?
Складывать буквы меня ты учила,
Радость открытий ты мне подарила.
4. Мы знаем буквы, знаем слоги
Умеем говорить, считать!
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать!
(Появляется Буратино.)
Буратино: Погодите, погодите!
Начали праздник и без меня!
Я— Буратино длинный нос!
Скажите, здесь ли первый класс?
Прощанье с «Азбукой» у вас?
(Ответы детей.)
Учитель: Ну, здравствуй, Буратино! Эх, ты «Азбуку» продал совсем новую, даже не открыл! Наверняка ничего не знаешь!
Буратино: Знаю!
Учитель: Ну-ка, расскажи алфавит.
(У Буратино ничего не получается.)
Учитель: А вот наши ребятишки, теперь могут читать книжки.
Ученик: Азбуку прочли до корки,
Заработали пятёрки.
Буквы словно на парад
Друг за дружкой встали в ряд.
Непохож у каждой вид.
Вместе — это алфавит!
Дети встают в алфавитном порядке.
Буратино: Что ж, ребята, докажите —
Ну-ка, хором повторите
Алфавит от «А» до «Я».
Расскажите мне, друзья!
Дети инсценируют стихотворение
АБВГДЕЖ – прикатили на еже.
ЗИКЛМНО – дружно вылезли в окно.
ПРСТУФХ – оседлали петуха.
ЦЧШЩЭЮЯ – все теперь мои друзья.
1. А 5 сестричек опоздали,
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы
Встали в азбучном порядке.
(ё, й, ъ, ы, ь)
2. Познакомься, Буратино,
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
3.Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишним,
Но для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам!
4. В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
5. Прочтёшь ты книги о зверях,
Растениях, машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Ребята дарят алфавит Буратино
(Раздается стук в дверь.)
Ученик:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С А, Б, В на медной бляшке
и на форменной фуражке?
Это он, это он –
Наш знакомый…(почтальон)
Почтальон Печкин:
Получите! Вам письмо!
Очень срочное оно! (Вручает.)
К вам я прибыл издалёка,
Из волшебной стороны.
Ни минуты не теряя,
Вы в путь отправиться должны.
Учитель: В чём же дело? Объясните.
Почтальон Печкин:
Вы в журнал свой загляните.
Злой волшебник Звукомор
Налетел из дальних гор,
Буквы все у вас украл
И журнал заколдовал.
Если праздновать хотите,
Звукомора победите.
Учитель:
Может, лучше убежим?
Нам не справиться одним!
Звукомор куда сильней!
Как же нам бороться с ним?
(Появляется Звукомор.)
Звукомор:
Здравствуйте, дорогие мои, узнали меня?
Я добрый дядька Звукомор!
Учитель: Известный мастер драк и ссор!
Звукомор: Защитник я и друг детей!
Учитель: Завистник хитрый и злодей!
Звукомор: Люблю, конечно, я вас всех,
Бездельников и неумех.
Спешил я к вам на этот праздник...
Учитель: Он все испортит, безобразник.
Звукомор: (поет).
Буквы разные писать
На обоях и в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Умножать и прибавлять,
Двойки тоже получать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Учитель: Послушай, дядька, уходи!
Звукомор: Ах, вот вы как! Ну, погоди!
Готов сейчас я слово дать:
Букв вам ваших не видать!
Учитель: Что же делать? Как нам быть?
Как нам буквы не забыть?
Вот пришла сейчас пора-
Поиграем, детвора!
Игра «Волшебный мешочек» (В мешок сложить Буквы. По очереди доставать всем учащимся класса по одной букве и называть слово на букву, которую достали из мешочка.)
Учитель: А сейчас поиграем в игру «Живые буквы». У каждого из вас есть буква. Я называю вам слово, у кого в руках буква из названного слова, тот выбегает и с остальными буковками из слова собирают слово. (Зима, портфель, буква, ученик, школа, пенал).
Учитель: Вот я думаю мы и победили Звукомора.
(Появляется Незнайка)
Незнайка: Я тоже хочу с вами поиграть. Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я вроде все буквы знаю, все слова, наверное, знаю. Я даже стихи запоминать научился. Хотите послушать?
Учитель: Ну как, ребята послушаем?
Незнайка:
Тает снег.
Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.
Учитель: Кого-кого? Какое здесь слово должно быть, ребята?
Дети: ГРАЧЕЙ!
Незнайка: Подумаешь, разочек ошибся. Слушайте дальше:
На глазах у детворы
крысу красят маляры!
Учитель: Что? Опять ошибка? Не может быть? А как надо?
Дети: КРЫШУ!
Незнайка: Понял, понял. Больше не собьюсь!
Полюбуйтесь-ка, ребятки,
раки выросли на грядке!
Дети: Не Раки, а Маки.
Незнайка: Говорят, один рыбак в речке выловил башмак, но зато ему потом на крючок попался дом!
Незнайка: Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом!
Незнайка: По дороге вдоль села
Мама с бочками пошла!
Незнайка: Сели в ложку и айда!
По реке туда – сюда!
Незнайка: Ну и ещё, последнее.
На болоте нет дорог,
Я по кошкам скок да скок!
Дети: не кошкам, а кочкам.
Незнайка: Ничего у меня не получается…
Учитель: Миленький наш Незнайка, ты не унывай и не переживай! Ребята тебе помогут.
Учитель: А сейчас музыкальная перемена. Танец « Буги-вуги»
(После танца выходят Злючка - Грязючка и Лень)
Злючка - Грязючка: Это что тут за веселье?
Лень: А меня не позвали! Я — Лень!
Злючка - Грязючка: А я — Злючка - Грязючка! Меня тоже не позвали! Такую очаровашечку!
Лень: Меня! Такую обаяшечку!
Вместе: Здравствуйте, детки! Вы припасли для нас конфетки? Не припасли?
Лень: У, какие вы противные!
Злючка - Грязючка: Лень, родная, дорогая, да мы сейчас их доведём до слёз.
(Показывают конфетку и дразнят детей)
Лень: Ребятки, а мы тем дадим конфетку, которые дадут клятву:
Побольше лениться.
Поменьше учиться.
Почаще терять свой дневник!
Рвать книжки, тетрадки,
Забыть о порядке.
Тогда скажут —
самый плохой ученик!
Злючка - Грязючка:
Девчонок лупите.
Побольше дерзите,
Пищите, визжите, урок не учите.
Тогда про вас будет плохая молва.
Лень: Ну, кто хочет получить звание самого плохого ученика?
(Подходят к детям, уговаривают согласиться, обещают конфетку)
Лень. А как же? Неужели вы без нас обойдетесь? Неужели не будете лениться, баловаться, жадничать?
Злючка - Грязючка: Вы же такие некультурные, невоспитанные, читать-писать научились, а как вести себя — не знаете.
Дети: Знаем!
Лень: Ну-ну, сейчас посмотрим, знаете ли вы волшебные слова.
(Герои читают стихи, а ребята досказывают последнее слово.)
Злючка - Грязючка: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе...(Утро)
Лень: Если в ночь случилась встреча,
Говорим мы... (Добрый вечер)
Злючка - Грязючка: И всегда при расставанье
Говорите... (До свиданья)
Лень: Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слова…(Извините)
Злючка - Грязючка: Если дарят в день рожденья
Вам конфеты и печенье.
Карандаш, альбом и книжку
Или мягкую мартышку,
Не молчи, как в речке рыба,
Говори друзьям...(Спасибо)
Лень: За день и ночь, за солнца луч,
За небо, чистое от туч,
За звезды, утро и зарю
Ты говори...(Благодарю)
Учитель: Молодцы, первоклассники! Не подвели Азбуку!
(Обращаясь к Лени и Злючке-Грязючке).
Учитель: Убедились, что наши ученики научились не только грамоте и письму, но и вежливости и взаимопомощи?
Лень: Да, пожалуй, нам в этом классе делать нечего (обращаясь к Злючке-Грязючке). Бежим в другой класс — может быть там тоже сейчас праздник проходит. Может, мы с ними останемся?
Злючка - Грязючка: А может быть, мы с этими ребятами останемся? Они такие милые, дружные и умные. А? Ребята?
(смотрят просящим взглядом)
Учитель: А, вы исправитесь? Шалить и баловаться не будете?
Злючка - Грязючка и Лень: Мы исправимся (поправляют свой внешний вид)
Учитель: Ну что, ребята, разрешим им остаться с нами?
(Дети соглашаются.)
Учитель: Я предлагаю Злючке - Грязючке и Лени разгадать вместе с детьми ребусы.
Азбука: Ну что ж, пришла пора расстаться,
Осталось только попрощаться.
Выходит Литературное чтение
Азбука: Посмотрите, какая книга. Это ваш новый учебник, которому я уступаю своё место. Теперь он вас дальше поведёт по стране Знаний. Я надеюсь, что вы будете беречь его, заботиться, чтобы страницы были чистыми, чтобы учебник оставался таким же красивым, каким вы его получите.
Литературное чтение: Добрый день, дорогие первоклассники. Мне давно хотелось с вами познакомиться. Надеюсь, что теперь мы станем добрыми друзьями. Я расскажу вам много интересного про нашу Родину, про ребят, про нашу жизнь. Читайте меня внимательно, и вы многое узнаете.
Азбука:
Сегодня я выдам вам удостоверения о том, что вы изучили всю азбуку.
Учитель: Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
Читают дети
1. Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке - спасибо –
Расставаться нам пора!
2. Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за всё благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.
3. До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт.
4. Праздник наш сегодня завершается,
С азбукой простились мы сейчас.
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в первый класс.
5. Нам она свои страницы открывала,
Обучая, развлекая, веселя.
Нужных знаний нам дала немало!
И теперь мы лучшие друзья
6. Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
7. Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всём на свете знает
И со мною говорит.
8. Ничего на свете лучше нету,
Чем прочесть журнал или газету,
Двадцать первого столетья дети,
Мы освоим сайты в Интернете!
Учитель: На этом наш праздник окончен.
И в завершении мы споём песню «Чему учат в школе».
Песня «Чему учат в школе».
Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе. 2 р.
К четырём прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе. 2 р.
Находить Восток и Юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе. 2 р.
Про глагол и про тире
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе. 2 р.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.