Практическая работа.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
Ф.И. учащегося__________________________________________________
Класс ________
Школа __________________________________________________________
Первая часть.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
НАУКА |
ОБЪЕКТ НАУКИ |
... |
Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти |
Правоведение |
Система основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права |
2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Подчеркните это слово (словосочетание).
знания |
мировоззрение |
ценности |
установки |
убеждения |
3. Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) биологические |
2) физиологические |
3) социальные |
4) органические |
5) естественные |
6) эстетические |
4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Обведите цифры, под которыми они указаны.
1) высокая содержательная сложность |
2) демократизм |
3) ориентация на узкий круг ценителей |
4) широкая рекламная кампания |
5) соответствие изысканным вкусам |
6) безграничное самовыражение автора |
5. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК |
|
ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ |
А) образность Б) логическая целостность В) художественный язык Г) чувственно-эмоциональное отражение мира Д) обоснованность |
|
1) наука 2) искусство |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
6. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Обведите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества
2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств
3) нацеленность на приобретение новых знаний
4) нацеленность на развитие физических возможностей
5) нацеленность на овладение определенными умениями
6) нацеленность на приобщение к опыту человечества
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) постиндустриальное общество |
2) отношение |
3) традиционное общество |
4) эволюция |
5) революция |
6) подъем |
7) прогресс |
8) регресс |
9) простая форма |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Вторая часть
Культура формирует личности членов общества, тем самым она
в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет
культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты,
правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает,
что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не
обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение
человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным
бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не
мог бы сформироваться опыт».
О том, насколько важна культура для функционирования индивида
и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.
Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей
джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми,
свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить
упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства
к существованию...
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так
далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд.
Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией»)
и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно
подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные.
Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых
они удовлетворяются...
Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не
должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры
управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде
всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма.
Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже
если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел
знаний, которые может усвоить человеческий мозг...
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры.
Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ
земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию
некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических
джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени
возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго
получать высокие урожаи зерновых.( Н .Смелзер).
21.Какое определение культуры приведено автором?______________________________
___________________________________________________________________________
Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
22.Назовите три причины, которые по мнению автора, ограничивают
«способность культуры управлять человеческим поведением».
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни назовите ещё одну
причину, не указанную в тексте.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
23.Какие три результата социализации названы в тексте?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из
этих результатов.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
24.Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения
высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы
полностью дезориентированы.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях истины, и одно предложение, раскрывающее её сущность.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
26. В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии личности — стремление к удовлетворению культурных потребностей. Конкретизируйте данное положение, подобрав по два примера удовлетворения потребностей, ведущих к развитию индивида и личности.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
27. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.
Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.