Проверочная работа
по повести Ч Айтматова «Первый учитель»
1. «Они всегда на виду, точно маяки на горе», «у них свой особый язык и, должно быть, своя особая, певучая душа», «гудят, как бушующее пламя». О чем речь?
2. Какое место в аиле называют «школой Дюйшена»?
3. Кто рассказал автору о «школе Дюйшена»?
4. От чьего лица идет повествование?
5. — Слушай, сынок, — начал он заикающейся скороговоркой, — раньше детей учили муллы, а твоего отца мы знали: такая же голытьба, как и мы. Так скажи на милость, когда это ты успел сделаться муллой? Что ответил Дюйшен на слова старика?
6. Какое Алтынай сделала маленькое доброе дело (когда впервые посетила школу?
7. «Волчонок никогда не станет собакой». Кому принадлежат эти слова и кому они адресованы?
8. Кто и кого в повести назвал «сын бродяги и сам скиталец»?
9. До первых снегов мы ходили в школу вброд через каменистую речку, что шумела под бугром. А потом ходить стало невмоготу — ледяная вода обжигала ноги. Какой «подвиг» совершил учитель по отношению к детям?
10. «Иногда посмотришь на человека со спины — и сразу поймешь, в каком он состоянии, что творится у него на душе. Вот и тогда видно было, что учитель наш убит горем. Он шел с поникшей головой, с трудом волоча ноги». Какое историческое событие «подкосило» учителя?
11. «Старики Сайкал и Картанбай доводились мне дальними родственниками по матери». Какая мысль беспокоила Алтынай по дороге к родственникам?
12. «Ах, если бы они знали, что сердце мое «сдвинулось с места» от великого счастья, о котором я не в силах была рассказать, да, пожалуй, и не сумела бы». О какой радости идет речь?
13. По какой причине весной в школе был избит Дюйшен?
14. «Тропа эта для меня — всем дорогам дорога». О чем речь?
15. Что произошло с Алтынай в 1946 году? Какое событие оставило неизгладимый след в ее жизни?
16. Как сложилась судьба Алтынай? Что стало с учителем?
Какие эпизоды изображены на иллюстрациях?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.