Проявление стрессоустойчивости в юношеском возрасте
Оценка 4.7

Проявление стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Оценка 4.7
docx
06.12.2020
Проявление стрессоустойчивости в юношеском возрасте
Проявление стрессоустойчивости в юношеском возрасте.docx

Проявление стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Борзилова А.А.

 

В психологической науке термин «стрессоустойчивость» имеет множество значений. Этот термин С.В. Субботин [22] определяет, как фрустрационная толерантность, стресс-резистентность, психологическая и эмоциональная устойчивость к стрессу.

С точки зрения Б.Б. Величковского термин стрессоустойчивость понимается как взаимосвязь всех компонентов психической деятельности, в особенности эмоциональных: «Стрессоустойчивость можно более конкретно определить, как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности» [3].

Таким образом, стрессоустойчивость определяется как свойство личности, характеризующееся взаимодействием мотивационных, эмоциональных, интеллектуальных и волевых компонентов психической деятельности. Стрессоустойчивость может обеспечить человеку возможность сохранения высокой работоспособности, адекватного функционирования и контроля над своими эмоциями.

Современные психологи определяют юношеский возраст, как «переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости». У молодых людей вызывает тревогу и беспокойство неопределенность этого возраста, что влечет за собой появление кризиса, который связан с способами самоопределения и социальной реализации в обществе. Как отмечает А.А. Андреева [1], социальная ситуация развития юношеского возраста является стрессогенным фактором. 

Очень важно понимание копинг-поведения, в особенности для данного возраста, это может способствовать уменьшению воздействия негативных обстоятельств на развитие личности и поиску наиболее приемлемых стратегий для совладания с критическими ситуациями.

В современном мире перед молодыми людьми ставится одна из самых сложных задач – задача самоопределения, не только социального, но и личностного, означающая своеобразный ориентир и определение своего места в мире. Самоопределение, как известно, является главным психологическим новообразованием в юношеском возрасте.

С самого начала студенческой жизни, обучающиеся попадают в различные стрессовые ситуации, вследствие чего достаточно часто испытывают нервно-психическое напряжение и стресс. Студенческий стресс, как правило, развивается на фоне приспособления к новым условиям окружающей среды и довольно большого числа информационных потоков.

На одном из первых мест среди причин, которые вызывают психическое напряжение у студентов, находится экзаменационный стресс в период сессии. А.Л. Церковский [25] отмечает, что экзамен часто является психотравмирующим фактором. Современными учеными было проведено большое количество исследований, которые подтверждают негативное влияние на сердечно-сосудистую нервную и иммунную системы организма студентов. Итак, можно обозначить три этапа, описывающие процесс психологического напряжения, который связан с экзаменами:

1. Этап мобилизации. Это та неопределенность, в которой студент находится перед экзаменом. В данный период психологическое напряжение происходит одновременно с избыточной активизацией всех ресурсов организма.

2. Этап адаптации. Данный этап вступает в силу после того, как студент взял билет и начал готовиться к вопросам. На данном этапе организм человека с интенсивностью тратит жизненные ресурсы и именно за этот счет ему удается с успешностью справляться с возникающим стрессом.

3. Стадия истощения. Этот этап наступает в той ситуации, если организму не удаётся справиться со стрессом и все ресурсы истощены.

Все вышеперечисленные этапы возможно отследить в течение всего периода подготовки к экзаменам. Однако, стоит отметить, что скорость адаптации у студентов зависит не только от характеристик стрессора, здесь важна и значимость действующего фактора для личности.

По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний человека связано со стрессом. В настоящее время большое внимание уделяется стрессоустойчивости человека в повседневных и экстремальных ситуациях. Большинство исследователей подтверждают, что стресс – является постоянным спутником студенческой жизни. Этому способствуют: постоянное повышение интенсивности учебного процесса, ежедневное напряжение из-за нехватки времени и сил в попытке решить учебные и бытовые проблемы, хронические заболевания, нарушение цикла «сон-бодрствование», внутригрупповые и семейные конфликтны. Стресс, который испытывают студенты также сказывается и на их успехах в обучении, что в свою очередь снижает академическую успеваемость студентов. Трудности с успеваемостью в свою очередь создают дискомфорт, в результате чего, как отмечает В.Э. Мильман [16], общий стресс усиливается, могут возникнуть психосоматические дисфункции. В связи с этим, анализ состояния стрессоустойчивости студентов имеет важное значение не только для разработки способов коррекции их успеваемости, но и для предупреждения нарушений здоровья. Мы же в своем исследовании сделали акцент на разработке способов коррекции стрессоустойчивости и на способах ее формирования. Современные студенты стремятся улучшить показатели своей успеваемости не только в учебной деятельности, но и в других сферах жизни. Им присуще желание быть признанными в референтном обществе, поскольку это соответствует стадии развития личности. Чтобы добиться высоких показателей в какой-либо деятельности в современном обществе, молодым людям необходимы не только талант, желание и навыки, но и ряд личностных характеристик, одной из которых является стрессоустойчивость.

Под стрессоустойчивостью мы понимаем способность индивида преодолевать трудности, подавлять отрицательные эмоции. Она характеризуется комплексом индивидуальных личностных качеств, которые позволяют легко преодолевать стресс. В настоящее время очень много внимание уделяется изучению индивидуальных особенностей совладающего поведения личности в стрессовой ситуации, основываясь на его представлениях о субъективной значимости этой ситуации и психологическими ресурсами. Данную проблему рассматривают как в нашей стране, так и за рубежом. Так, в зарубежной психологии изучение проблемы преодоления трудных жизненных ситуаций в настоящее время идет в трех направлениях:

· соотношение стиля совладания и контекста ситуации;

· влияние личностных детерминант на индивидуальное предпочтение копинг-стратегий (П. Коста, Р. МакКрей);

· влияние когнитивных факторов на способы совладания с жизненными трудностями (Р. Лазарус, С. Фолкман).

В исследованиях Н.А. Кора и Ф.Г. Самвеляна [12] выделено множество составляющих устойчивости к стрессу или качества, связанные со стрессоустойчивостью: толерантность, инициативность, стремление к саморазвитию, а также коммуникативные навыки. М.В. Газиева [4] отмечает такие характеристики личности, основанные на стрессоустойчивости, как способность к социальной адаптации, сохранение значимых межличностных связей, обеспечение успешной самореализации. А.В. Михеева указывает на такие характеристики, «как коммуникативные навыки, психологическая и эмоциональная устойчивость, терпимость и безоценочное отношение к людям, стремление к самопознанию и саморазвитию, способность изменять способы решения возникающих в процессе деятельности задач в соответствии с изменяющимися условиями среды» [17]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что юность является периодом завершения физического созревания. В этом возрасте происходит расширение представлений о личных и социальных перспективах на будущее. Также мы хотим отметить, что стрессовая ситуация для студента может являться следствием как объективно заданных параметров (изменчивость ситуации и ее высокая динамика), так и его субъективной интерпретацией, которая связана с личностными особенностями человека, отсутствием жизненного опыта или навыков решения проблем данного типа. После проведенного анализа различных отечественных классификаций копинг-стратегий, мы считаем, что внутренний ресурс студента, который помогает успешно преодолеть жизненные трудности, связан с выбором эффективного копинга, коммуникативными навыками, гибкостью мышления, эмоционального поведения, мобильностью. Это проявляется, например, в быстром усвоении новых правил, стандартов, овладения навыками, в эмоциональной гибкости, умении установить контакт с окружающим социумом. Однако не менее важным фактором является эмоциональная и педагогическая поддержка значимых людей.

 

 

 

 

1.                 Андреева, А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: канд. психол. наук: 19.00.07 / А.А. Андреева. - Тамбов, 2019. – С. 219.

2.                 Бобынцев, И.И. Взаимосвязь стрессоустойчивости функциональных систем восприятия и свойств темперамента в процессе адаптации / И.И. Бобынцев, Д.В. Бердников // Вестник волгоградского государственного медицинского университета: электронный научный журнал. – 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17195032 (Дата обращения: 11.10.2019).

3.                 Величковский, Б.Б. Индивидуальная устойчивость к стрессу как фактор психичесческого и соматического здоровья / Б.Б. Величковский // Здоровье нации и образование: материалы Всероссийского науч.-практ. конгр. - М., 2019. - С. 24-26.

4.                 Газиева, М.В. Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости // Мир науки, культуры, образования: электронный научный журнал. – 2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-probleme-issledovaniya-stressa-i-stressoustoychivosti (Дата обращения: 27.03.2020).

5.                 Гиппенрейтер, Ю.Б. Темперамент, характер, личность: проблемы и решения / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова // Психология индивидуальных различий. – 3-е изд., – М.: Изд-во МГУ, 2018. – С. 247-249.

6.                 Дикая, Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельный подход) / Л.Г. Дикая. - М.: Ин-т психологии РАН. – 2016. – С. 311.

7.                 Журунова, М.С. Значение определения темперамента в учебном процессе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – №. 5-3. – С.410-411.

8.                 Катунин, А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А. П. Катунин. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (44). — С. 243-246. — URL: https://moluch.ru/archive/44/5363/ (дата обращения: 02.04.2020).

9.                 Киселева, Е.В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е. В. Киселева, С. П. Акутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 417-419. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39480/ (дата обращения: 05.10.2020).

10.            Круглова, Т.Е. Связь типа темперамента с стрессоустойчивостью студентов вуза / Т.Е. Круглова, Т.М. Маслова // Современные научные исследования и инновации Изд-во: Международный научно-инновационный центр (Москва). – 2017. – С.312.

11.            Крупнов, А.И. Психические проявления и структура темперамента. – М.: Прогресс. – 2015. – С.120.

12.            Кора, Н.А. Стрессоустойчивость личности как психологический феномен / Н.А. Кора, Ф.Г. Самвелян // StudNet: электронный научный журнал. – 2020. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stressoustoychivost-lichnosti-kak-sihologicheskiy-fenomen (Дата обращения: 18.04.2020).

13.            Куликов, Л.В. Стресс и стрессоустойчивость / Л.В. Куликов // Теоретические и прикладные вопросы психологии. - СПб.: Изд.-во СПбГУ 2015. - Ч.1. – С. 126.

14.            Лисова, Н.А. Особенности темперамента и волевой саморегуляции у студентов спортивного и гуманитарного профилей обучения / Н.А. Лисова, С.Н. Шилов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. – 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-temperamenta-i-volevoy-samoregulyatsii-u-studentov-sportivnogo-i-gumanitarnogo-profiley-obucheniya (Дата обращения: 11.10.2019).

15.            Лозгачева, О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: дис. канд. психол. наук: 19.00.03. - Екатеринбург, 2016. – С. 152.

16.            Мильман, В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В.Э. Мильман. // Стресс и тревога в спорте. - М.: ФИС, 2019. – С. 24-46.

17.            Михеева, А.В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения // Полилингвиальность и транскультурные практики: электронный научный журнал. – 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stressoustoychivost-k-probleme-opredeleniya (Дата обращения: 18.03.2020).

18.            Питкевич, М.Ю. Стрессовые состояния и стрессоустойчивость человека // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: электронный научный журнал. – 2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stressovye-sostoyaniya-i-stressoustoychivost-cheloveka (Дата обращения: 17.03.2020).

19.            Русалов, В.М. Формально-динамические свойства индивидуальности человека (темперамент). Краткая теория и методы измерения для различных возрастных групп. Методическое пособие. М.: ИП РАН, –2015. – С.136.

20.            Смирнова, Н.Н. Структура стрессоустойчивости сотрудников полиции / Н.Н. Смирнова, А.Г. Соловьёв // Журнал медико-биологических исследований: электронный научный журнал. – 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-stressoustoychivosti-sotrudnikov-politsii (Дата обращения: 18.03.2020).

21.            Снегирева, Е.С. Особенности показателей жизнестойкости и стрессоустойчивости у сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: электронный научный журнал. – 2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pokazateley-zhiznestoykosti-i-stressoustoychivosti-u-sotrudnikov-gosudarstvennoy-protivopozharnoy-sluzhby-gps-mchs (Дата обращения: 18.03.2020).

22.            Субботин, С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / С.В. Субботин. – Пермь, 2018. – С. 132.

23.            Сухотина, Е.В. Связь свойств темперамента с индивидуальным стилем учебной деятельности студентов-психологов / Е.В. Сухотина, Н.Р. Хакимова // Вестник Кемеровского государственного университета: электронный научный журнал. – 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-svoystv-temperamenta-s-individualnym-stilem-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-psihologov (Дата обращения: 11.10.2019).

24.            Томская, В.А. Социологическое исследование стрессоустойчивости работников гражданской обороны МЧС // Достижения вузовской науки: электронный научный журнал. – 2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskoe-issledovanie-stressoustoychivosti-rabotnikov-grazhdanskoy-oborony-mchs (Дата обращения: 18.03.2020).

25.            Церковский, А.Л. Cовременные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник Витебского государственного медицинского университета: электронный научный журнал. – 2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vzglyady-na-problemu-stressoustoychivosti (Дата обращения: 15.03.2020).

26.            Ящук, Н.Ю. Взаимосвязь темперамента и стрессоустойчивости личности // Актуальные концепции развития гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, аспекты: материалы международной научно-практической конференции (27 июня 2016 г.)/отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. Саратов: Изд-во «Академия управления». – 2016. – С. 130-131.


 

Проявление стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Проявление стрессоустойчивости в юношеском возрасте

В современном мире перед молодыми людьми ставится одна из самых сложных задач – задача самоопределения, не только социального, но и личностного, означающая своеобразный ориентир и…

В современном мире перед молодыми людьми ставится одна из самых сложных задач – задача самоопределения, не только социального, но и личностного, означающая своеобразный ориентир и…

Все вышеперечисленные этапы возможно отследить в течение всего периода подготовки к экзаменам

Все вышеперечисленные этапы возможно отследить в течение всего периода подготовки к экзаменам

Под стрессоустойчивостью мы понимаем способность индивида преодолевать трудности, подавлять отрицательные эмоции

Под стрессоустойчивостью мы понимаем способность индивида преодолевать трудности, подавлять отрицательные эмоции

Также мы хотим отметить, что стрессовая ситуация для студента может являться следствием как объективно заданных параметров (изменчивость ситуации и ее высокая динамика), так и его…

Также мы хотим отметить, что стрессовая ситуация для студента может являться следствием как объективно заданных параметров (изменчивость ситуации и ее высокая динамика), так и его…

Здоровье нации и образование: материалы

Здоровье нации и образование: материалы

Изд-во: Международный научно-инновационный центр (Москва)

Изд-во: Международный научно-инновационный центр (Москва)

Дата обращения: 18.03.2020). 2

Дата обращения: 18.03.2020). 2

Сухотина, Е.В. Связь свойств темперамента с индивидуальным стилем учебной деятельности студентов-психологов /

Сухотина, Е.В. Связь свойств темперамента с индивидуальным стилем учебной деятельности студентов-психологов /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2020