Проявление стрессоустойчивости в юношеском возрасте
Борзилова А.А.
В психологической науке термин «стрессоустойчивость» имеет множество значений. Этот термин С.В. Субботин [22] определяет, как фрустрационная толерантность, стресс-резистентность, психологическая и эмоциональная устойчивость к стрессу.
С точки зрения Б.Б. Величковского термин стрессоустойчивость понимается как взаимосвязь всех компонентов психической деятельности, в особенности эмоциональных: «Стрессоустойчивость можно более конкретно определить, как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности» [3].
Таким образом, стрессоустойчивость определяется как свойство личности, характеризующееся взаимодействием мотивационных, эмоциональных, интеллектуальных и волевых компонентов психической деятельности. Стрессоустойчивость может обеспечить человеку возможность сохранения высокой работоспособности, адекватного функционирования и контроля над своими эмоциями.
Современные психологи определяют юношеский возраст, как «переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости». У молодых людей вызывает тревогу и беспокойство неопределенность этого возраста, что влечет за собой появление кризиса, который связан с способами самоопределения и социальной реализации в обществе. Как отмечает А.А. Андреева [1], социальная ситуация развития юношеского возраста является стрессогенным фактором.
Очень важно понимание копинг-поведения, в особенности для данного возраста, это может способствовать уменьшению воздействия негативных обстоятельств на развитие личности и поиску наиболее приемлемых стратегий для совладания с критическими ситуациями.
В современном мире перед молодыми людьми ставится одна из самых сложных задач – задача самоопределения, не только социального, но и личностного, означающая своеобразный ориентир и определение своего места в мире. Самоопределение, как известно, является главным психологическим новообразованием в юношеском возрасте.
С самого начала студенческой жизни, обучающиеся попадают в различные стрессовые ситуации, вследствие чего достаточно часто испытывают нервно-психическое напряжение и стресс. Студенческий стресс, как правило, развивается на фоне приспособления к новым условиям окружающей среды и довольно большого числа информационных потоков.
На одном из первых мест среди причин, которые вызывают психическое напряжение у студентов, находится экзаменационный стресс в период сессии. А.Л. Церковский [25] отмечает, что экзамен часто является психотравмирующим фактором. Современными учеными было проведено большое количество исследований, которые подтверждают негативное влияние на сердечно-сосудистую нервную и иммунную системы организма студентов. Итак, можно обозначить три этапа, описывающие процесс психологического напряжения, который связан с экзаменами:
1. Этап мобилизации. Это та неопределенность, в которой студент находится перед экзаменом. В данный период психологическое напряжение происходит одновременно с избыточной активизацией всех ресурсов организма.
2. Этап адаптации. Данный этап вступает в силу после того, как студент взял билет и начал готовиться к вопросам. На данном этапе организм человека с интенсивностью тратит жизненные ресурсы и именно за этот счет ему удается с успешностью справляться с возникающим стрессом.
3. Стадия истощения. Этот этап наступает в той ситуации, если организму не удаётся справиться со стрессом и все ресурсы истощены.
Все вышеперечисленные этапы возможно отследить в течение всего периода подготовки к экзаменам. Однако, стоит отметить, что скорость адаптации у студентов зависит не только от характеристик стрессора, здесь важна и значимость действующего фактора для личности.
По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний человека связано со стрессом. В настоящее время большое внимание уделяется стрессоустойчивости человека в повседневных и экстремальных ситуациях. Большинство исследователей подтверждают, что стресс – является постоянным спутником студенческой жизни. Этому способствуют: постоянное повышение интенсивности учебного процесса, ежедневное напряжение из-за нехватки времени и сил в попытке решить учебные и бытовые проблемы, хронические заболевания, нарушение цикла «сон-бодрствование», внутригрупповые и семейные конфликтны. Стресс, который испытывают студенты также сказывается и на их успехах в обучении, что в свою очередь снижает академическую успеваемость студентов. Трудности с успеваемостью в свою очередь создают дискомфорт, в результате чего, как отмечает В.Э. Мильман [16], общий стресс усиливается, могут возникнуть психосоматические дисфункции. В связи с этим, анализ состояния стрессоустойчивости студентов имеет важное значение не только для разработки способов коррекции их успеваемости, но и для предупреждения нарушений здоровья. Мы же в своем исследовании сделали акцент на разработке способов коррекции стрессоустойчивости и на способах ее формирования. Современные студенты стремятся улучшить показатели своей успеваемости не только в учебной деятельности, но и в других сферах жизни. Им присуще желание быть признанными в референтном обществе, поскольку это соответствует стадии развития личности. Чтобы добиться высоких показателей в какой-либо деятельности в современном обществе, молодым людям необходимы не только талант, желание и навыки, но и ряд личностных характеристик, одной из которых является стрессоустойчивость.
Под стрессоустойчивостью мы понимаем способность индивида преодолевать трудности, подавлять отрицательные эмоции. Она характеризуется комплексом индивидуальных личностных качеств, которые позволяют легко преодолевать стресс. В настоящее время очень много внимание уделяется изучению индивидуальных особенностей совладающего поведения личности в стрессовой ситуации, основываясь на его представлениях о субъективной значимости этой ситуации и психологическими ресурсами. Данную проблему рассматривают как в нашей стране, так и за рубежом. Так, в зарубежной психологии изучение проблемы преодоления трудных жизненных ситуаций в настоящее время идет в трех направлениях:
· соотношение стиля совладания и контекста ситуации;
· влияние личностных детерминант на индивидуальное предпочтение копинг-стратегий (П. Коста, Р. МакКрей);
· влияние когнитивных факторов на способы совладания с жизненными трудностями (Р. Лазарус, С. Фолкман).
В исследованиях Н.А. Кора и Ф.Г. Самвеляна [12] выделено множество составляющих устойчивости к стрессу или качества, связанные со стрессоустойчивостью: толерантность, инициативность, стремление к саморазвитию, а также коммуникативные навыки. М.В. Газиева [4] отмечает такие характеристики личности, основанные на стрессоустойчивости, как способность к социальной адаптации, сохранение значимых межличностных связей, обеспечение успешной самореализации. А.В. Михеева указывает на такие характеристики, «как коммуникативные навыки, психологическая и эмоциональная устойчивость, терпимость и безоценочное отношение к людям, стремление к самопознанию и саморазвитию, способность изменять способы решения возникающих в процессе деятельности задач в соответствии с изменяющимися условиями среды» [17]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что юность является периодом завершения физического созревания. В этом возрасте происходит расширение представлений о личных и социальных перспективах на будущее. Также мы хотим отметить, что стрессовая ситуация для студента может являться следствием как объективно заданных параметров (изменчивость ситуации и ее высокая динамика), так и его субъективной интерпретацией, которая связана с личностными особенностями человека, отсутствием жизненного опыта или навыков решения проблем данного типа. После проведенного анализа различных отечественных классификаций копинг-стратегий, мы считаем, что внутренний ресурс студента, который помогает успешно преодолеть жизненные трудности, связан с выбором эффективного копинга, коммуникативными навыками, гибкостью мышления, эмоционального поведения, мобильностью. Это проявляется, например, в быстром усвоении новых правил, стандартов, овладения навыками, в эмоциональной гибкости, умении установить контакт с окружающим социумом. Однако не менее важным фактором является эмоциональная и педагогическая поддержка значимых людей.
1. Андреева, А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: канд. психол. наук: 19.00.07 / А.А. Андреева. - Тамбов, 2019. – С. 219.
2. Бобынцев, И.И. Взаимосвязь стрессоустойчивости функциональных систем восприятия и свойств темперамента в процессе адаптации / И.И. Бобынцев, Д.В. Бердников // Вестник волгоградского государственного медицинского университета: электронный научный журнал. – 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17195032 (Дата обращения: 11.10.2019).
3. Величковский, Б.Б. Индивидуальная устойчивость к стрессу как фактор психичесческого и соматического здоровья / Б.Б. Величковский // Здоровье нации и образование: материалы Всероссийского науч.-практ. конгр. - М., 2019. - С. 24-26.
4. Газиева, М.В. Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости // Мир науки, культуры, образования: электронный научный журнал. – 2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-probleme-issledovaniya-stressa-i-stressoustoychivosti (Дата обращения: 27.03.2020).
5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Темперамент, характер, личность: проблемы и решения / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова // Психология индивидуальных различий. – 3-е изд., – М.: Изд-во МГУ, 2018. – С. 247-249.
6. Дикая, Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельный подход) / Л.Г. Дикая. - М.: Ин-т психологии РАН. – 2016. – С. 311.
7. Журунова, М.С. Значение определения темперамента в учебном процессе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – №. 5-3. – С.410-411.
8. Катунин, А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А. П. Катунин. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (44). — С. 243-246. — URL: https://moluch.ru/archive/44/5363/ (дата обращения: 02.04.2020).
9. Киселева, Е.В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е. В. Киселева, С. П. Акутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 417-419. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39480/ (дата обращения: 05.10.2020).
10. Круглова, Т.Е. Связь типа темперамента с стрессоустойчивостью студентов вуза / Т.Е. Круглова, Т.М. Маслова // Современные научные исследования и инновации Изд-во: Международный научно-инновационный центр (Москва). – 2017. – С.312.
11. Крупнов, А.И. Психические проявления и структура темперамента. – М.: Прогресс. – 2015. – С.120.
12. Кора, Н.А. Стрессоустойчивость личности как психологический феномен / Н.А. Кора, Ф.Г. Самвелян // StudNet: электронный научный журнал. – 2020. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stressoustoychivost-lichnosti-kak-sihologicheskiy-fenomen (Дата обращения: 18.04.2020).
13. Куликов, Л.В. Стресс и стрессоустойчивость / Л.В. Куликов // Теоретические и прикладные вопросы психологии. - СПб.: Изд.-во СПбГУ 2015. - Ч.1. – С. 126.
14. Лисова, Н.А. Особенности темперамента и волевой саморегуляции у студентов спортивного и гуманитарного профилей обучения / Н.А. Лисова, С.Н. Шилов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. – 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-temperamenta-i-volevoy-samoregulyatsii-u-studentov-sportivnogo-i-gumanitarnogo-profiley-obucheniya (Дата обращения: 11.10.2019).
15. Лозгачева, О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: дис. канд. психол. наук: 19.00.03. - Екатеринбург, 2016. – С. 152.
16. Мильман, В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В.Э. Мильман. // Стресс и тревога в спорте. - М.: ФИС, 2019. – С. 24-46.
17. Михеева, А.В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения // Полилингвиальность и транскультурные практики: электронный научный журнал. – 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stressoustoychivost-k-probleme-opredeleniya (Дата обращения: 18.03.2020).
18. Питкевич, М.Ю. Стрессовые состояния и стрессоустойчивость человека // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: электронный научный журнал. – 2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stressovye-sostoyaniya-i-stressoustoychivost-cheloveka (Дата обращения: 17.03.2020).
19. Русалов, В.М. Формально-динамические свойства индивидуальности человека (темперамент). Краткая теория и методы измерения для различных возрастных групп. Методическое пособие. М.: ИП РАН, –2015. – С.136.
20. Смирнова, Н.Н. Структура стрессоустойчивости сотрудников полиции / Н.Н. Смирнова, А.Г. Соловьёв // Журнал медико-биологических исследований: электронный научный журнал. – 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-stressoustoychivosti-sotrudnikov-politsii (Дата обращения: 18.03.2020).
21. Снегирева, Е.С. Особенности показателей жизнестойкости и стрессоустойчивости у сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: электронный научный журнал. – 2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pokazateley-zhiznestoykosti-i-stressoustoychivosti-u-sotrudnikov-gosudarstvennoy-protivopozharnoy-sluzhby-gps-mchs (Дата обращения: 18.03.2020).
22. Субботин, С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / С.В. Субботин. – Пермь, 2018. – С. 132.
23. Сухотина, Е.В. Связь свойств темперамента с индивидуальным стилем учебной деятельности студентов-психологов / Е.В. Сухотина, Н.Р. Хакимова // Вестник Кемеровского государственного университета: электронный научный журнал. – 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-svoystv-temperamenta-s-individualnym-stilem-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-psihologov (Дата обращения: 11.10.2019).
24. Томская, В.А. Социологическое исследование стрессоустойчивости работников гражданской обороны МЧС // Достижения вузовской науки: электронный научный журнал. – 2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskoe-issledovanie-stressoustoychivosti-rabotnikov-grazhdanskoy-oborony-mchs (Дата обращения: 18.03.2020).
25. Церковский, А.Л. Cовременные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник Витебского государственного медицинского университета: электронный научный журнал. – 2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vzglyady-na-problemu-stressoustoychivosti (Дата обращения: 15.03.2020).
26. Ящук, Н.Ю. Взаимосвязь темперамента и стрессоустойчивости личности // Актуальные концепции развития гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, аспекты: материалы международной научно-практической конференции (27 июня 2016 г.)/отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. Саратов: Изд-во «Академия управления». – 2016. – С. 130-131.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.