Прямая речь
Оценка 4.7

Прямая речь

Оценка 4.7
docx
16.01.2024
Прямая речь
прямая речь.docx

Прямая речь

Ход урока:

1. Орг.момент. Мотивация к совершению учебной деятельности:

- Здравствуйте, ребята! Какой раздел языкознания мы с вами изучаем? (Синтаксис. Пунктуация.) Что в центре внимания синтаксиса?

 - Для чего нам нужна пунктуация? (Учит правильно ставить знаки препинания)

-  Какие знаки препинания вы знаете? (Точка, запятая, вопросительные, восклицательные знаки, двоеточие, кавычки).

- А вы знаете, когда мы ставим кавычки в предложениях? (Нет)

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Прочитайте предложения. (Текст  записан на доске, читают дети).

1) Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».

2) Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.

- Какое предложение точнее передает слова Горького? Почему? (дословно) Одно из этих предложений с прямой речью. Какое?

3. Формулирование темы урока, целей и задач.

- Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?)

-Какова тема урока? («Предложения с прямой речью»). Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.                               

Какова цель урока? Чему должны научиться? О чем надо узнать? (Получить представление о ПР, научиться расставлять знаки препинания в предложениях с ПР). 

4. Усвоение новых знаний.

Чтобы реализовать поставленную цель, вчитаемся в каждое слово темы. Все ли нам знакомо? Слово речь знакомо? Что такое предложение знаем? (Да)

А чего мы не знаем? (прямая речь) Давайте разберемся. Что значит «прямая»? ( прямо, честно переданная, правдивая).

 Запишем: ПР – чьи-либо слова, переданные без измнений.

Для записи прямой речи существуют специальные знаки «» (кавычки).

Прямую речь схематически мы будем обозначать так: «П» (полностью правда)

Обратите внимание, как пишется прямая речь. С большой буквы.

Речь – это и интонация. Как на письме передать интонацию? (знаки препинания)

Если кричал (- !) (ребята-помощники помогают)

Если спросил ( ?)

Если спокойно говорил ( .)

Предложения с прямой речью состоят не только из самой ПР, но и из слов автора, которые вводят в предложение чужую речь. В схемах их будем обозначать так: А, а.

Итак, «П» на письме выделяется кавычками, теперь «П» надо отделить от авторских слов, для этого позовем на помощь знаки препинания «:» и «-».

Разбираем схемы: когда и какой знак мы будем писать? Записать!!!

А: «П?!»       «П!?» - а.

Запомните, кавычки всегда идут со знаком «:» или «-».

Мы только что вывели с вами правило.

Как же распознать нам в тексте прямую речь? Что будет опознавательным признаком  пунктограммы? (слова автора, вводящие прямую речь)

Прочитаем и запомним глаголы, вводящие прямую речь: Сказал, спросил, крикнул, ответил, подумал, шепнул, произнес, объявил, попросил, проворчал и т.д.

 

5. Первичное закрепление, упражнения.

Упр. 341 Найдем соответствующие схемы.

 

6. Включение в систему знаний и повторения

Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.

Мальчик робко проговорил «_ _»

Девочка тихо спросила «_ _»

 «_ _»  шепотом ответила мама.

«_ _» громко крикнул брат и отворил дверь.

Бабушка громко сказала «_ _»

«_ _» уверенно произнес друг.

Учащиеся составляют предложения. Проверяя, отмечают  ошибки. 

 

7. Переделайте предложения так, чтобы получилась прямая речь. Запишите их, начертите схемы.

1) Вова радостно закричал, что пойдет в поход в воскресенье.

2) Вера сказала маме, что задержится в школе.

Проверим:

1) Вова радостно закричал: «Пойду в поход в воскресенье!»

                     А: «П!»

2) Вера сказала маме: «Мама, я сегодня задержусь в школе» .

                    А: «П».

8.Восстановление текста

ПР – это чьи-либо слова, передаваемые _________. В предложениях с ПР различают слова автора и _______.  ПР заключается в ______ и всегда пишется с ______ буквы. 

 

9. Проверка усвоения материала. Ученикам заранее раздаются карточки с символами из схем («,П, а, А,», !, ?, ) Учитель читает предложения, ученики должны выстроиться в ряд в соответствии со схемой предложения.

1) Учитель спросил Кто готов к уроку

2) Я готов сказал Дима

3) Папа сообщил Завтра мы едем в музей

4) Мы едем в музей крикнула от радости Оля

 

8. Рефлексия.

- Какие цели мы ставили на уроке?  Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?  - Что помогло нам их преодолеть?

- Как и где вы можете применить полученные сегодня на уроке знания?

- Оцените свою деятельность на уроке       

 

9. Домашнее задание:         

1) выучить правила

2)подобрать 5 предложений с прямой речью из сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», записать их , составить схемы;

                                                


 

Прямая речь Ход урока: 1. Орг

Прямая речь Ход урока: 1. Орг

Разбираем схемы: когда и какой знак мы будем писать?

Разбираем схемы: когда и какой знак мы будем писать?

Папа сообщил Завтра мы едем в музей 4)

Папа сообщил Завтра мы едем в музей 4)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2024