Прямая речь
Ход урока:
1. Орг.момент. Мотивация к совершению учебной деятельности:
- Здравствуйте, ребята! Какой раздел языкознания мы с вами изучаем? (Синтаксис. Пунктуация.) Что в центре внимания синтаксиса?
- Для чего нам нужна пунктуация? (Учит правильно ставить знаки препинания)
- Какие знаки препинания вы знаете? (Точка, запятая, вопросительные, восклицательные знаки, двоеточие, кавычки).
- А вы знаете, когда мы ставим кавычки в предложениях? (Нет)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Прочитайте предложения. (Текст записан на доске, читают дети).
1) Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».
2) Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.
- Какое предложение точнее передает слова Горького? Почему? (дословно) Одно из этих предложений с прямой речью. Какое?
3. Формулирование темы урока, целей и задач.
- Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?)
-Какова тема урока? («Предложения с прямой речью»). Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
Какова цель урока? Чему должны научиться? О чем надо узнать? (Получить представление о ПР, научиться расставлять знаки препинания в предложениях с ПР).
4. Усвоение новых знаний.
Чтобы реализовать поставленную цель, вчитаемся в каждое слово темы. Все ли нам знакомо? Слово речь знакомо? Что такое предложение знаем? (Да)
А чего мы не знаем? (прямая речь) Давайте разберемся. Что значит «прямая»? ( прямо, честно переданная, правдивая).
Запишем: ПР – чьи-либо слова, переданные без измнений.
Для записи прямой речи существуют специальные знаки «» (кавычки).
Прямую речь схематически мы будем обозначать так: «П» (полностью правда)
Обратите внимание, как пишется прямая речь. С большой буквы.
Речь – это и интонация. Как на письме передать интонацию? (знаки препинания)
Если кричал (- !) (ребята-помощники помогают)
Если спросил ( ?)
Если спокойно говорил ( .)
Предложения с прямой речью состоят не только из самой ПР, но и из слов автора, которые вводят в предложение чужую речь. В схемах их будем обозначать так: А, а.
Итак, «П» на письме выделяется кавычками, теперь «П» надо отделить от авторских слов, для этого позовем на помощь знаки препинания «:» и «-».
Разбираем схемы: когда и какой знак мы будем писать? Записать!!!
А: «П?!» «П!?» - а.
Запомните, кавычки всегда идут со знаком «:» или «-».
Мы только что вывели с вами правило.
Как же распознать нам в тексте прямую речь? Что будет опознавательным признаком пунктограммы? (слова автора, вводящие прямую речь)
Прочитаем и запомним глаголы, вводящие прямую речь: Сказал, спросил, крикнул, ответил, подумал, шепнул, произнес, объявил, попросил, проворчал и т.д.
5. Первичное закрепление, упражнения.
Упр. 341 Найдем соответствующие схемы.
6. Включение в систему знаний и повторения
Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.
Мальчик робко проговорил «_ _»
Девочка тихо спросила «_ _»
«_ _» шепотом ответила мама.
«_ _» громко крикнул брат и отворил дверь.
Бабушка громко сказала «_ _»
«_ _» уверенно произнес друг.
Учащиеся составляют предложения. Проверяя, отмечают ошибки.
7. Переделайте предложения так, чтобы получилась прямая речь. Запишите их, начертите схемы.
1) Вова радостно закричал, что пойдет в поход в воскресенье.
2) Вера сказала маме, что задержится в школе.
Проверим:
1) Вова радостно закричал: «Пойду в поход в воскресенье!»
А: «П!»
2) Вера сказала маме: «Мама, я сегодня задержусь в школе» .
А: «П».
8.Восстановление текста
ПР – это чьи-либо слова, передаваемые _________. В предложениях с ПР различают слова автора и _______. ПР заключается в ______ и всегда пишется с ______ буквы.
9. Проверка усвоения материала. Ученикам заранее раздаются карточки с символами из схем («,П, а, А,», !, ?, ) Учитель читает предложения, ученики должны выстроиться в ряд в соответствии со схемой предложения.
1) Учитель спросил Кто готов к уроку
2) Я готов сказал Дима
3) Папа сообщил Завтра мы едем в музей
4) Мы едем в музей крикнула от радости Оля
8. Рефлексия.
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
- В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть?
- Как и где вы можете применить полученные сегодня на уроке знания?
- Оцените свою деятельность на уроке
9. Домашнее задание:
1) выучить правила
2)подобрать 5 предложений с прямой речью из сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», записать их , составить схемы;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.