Бюджетное учреждение Омской области
«Комплексный центр социального обслуживания населения
Большеуковского района»
УТВЕРЖДАЮ: И. о. руководителя БУ «КЦСОН Большеуковского района» ____________А.С. Метелёва _________________ 2021 год |
Психокоррекционная программа
по коррекции алкогольной зависимости с осужденными без лишения свободы
«Мой выбор»
Составитель:
К. В. Пудова,
психолог
отделения социальной
реабилитации инвалидов
Большие Уки
2021г.
Содержание программы
1. |
Пояснительная записка |
3-7 |
2. |
Содержание программы |
8-22 |
3. |
Календарно – тематический план |
23 |
4. |
Список литературы |
24- 25 |
5. |
Приложение |
26-28 |
Пояснительная записка
Одним из предметов изучения психологии без лишения свободы является личность больных алкоголизмом и многообразные проявления особенностей их психики при различных ситуациях. В отличие от других людей, важными представляются непривычные, т.е. не основанные на предыдущем опыте, которые складываются у них с окружающими: коллективом осуждённых, сотрудниками учреждения, так как они представляют собой новую избирательную психологическую связь человека с незнакомыми до сих пор сторонами жизни, выражающуюся, прежде всего, в реакциях, переживаниях и действиях.
В концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, на 1 января 2010 г. было указано, что более 90 процентов (около 800 тыс.) осужденных без лишения свободы лиц, состояло на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, из них 26,32 тыс. больных алкоголизмом.
В связи с этим одна из целей концепции развития отвечает актуальности нашей работы: «поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному без лишения свободы, с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики; оптимизация диагностического инструментария психолога и объема психодиагностической работы, внедрение инновационных технологий, адаптация передового отечественного и зарубежного опыта работы;»
По мнению многих авторов (Ю.М. Антонян, М.С. Басеико, А.Я. Гришко, Ю.В. Власова и др.), личность осужденного, имевшего опыт употребления алкоголя и проявляющего признаки аддиктивного поведения, весьма специфична. Все это обусловливает актуальность темы настоящего исследования.
Одна из ключевых идей психокоррекционной программы по коррекции алкогольной зависимости с осужденными без лишения свободы «Мой выбор!» в том, что нет правильного или неправильного выбора. Есть выбор каждого конкретного человека, и есть его ответственность за сделанный выбор. Задача психолога лишь подсказать возможные альтернативы, возможные последствия, которые выбирает осужденный.
Принципы программы
Основными принципами психокоррекционной программы по коррекции алкогольной зависимости с осужденными без лишения свободы «Мой выбор!» являются:
· конкретность и доступность предполагает, что все сведения излагаются ясно и понятно, в соответствии с подготовленностью; – выработка индивидуальных и социальных установок – очень важно, чтобы осужденный понимал, что здоровый образ жизни является проявлением межличностных отношений, нравственной и психологической культуры личности;
· правдивость, доверие, поддержка и стимулирование собственного поиска информации, познание себя и других.
Принцип построения программы позволяет преподносить материал от простого к сложному, причём многие понятия будут повторяться в течение всего курса.
В ходе реализации программы предполагается использование современных компьютерных технологий. Учитывая интерес к компьютерным занятиям, можно предположить, что роль занятий по личностному развитию будет велика, а значит и интерес к изучению соблюдения правил ЗОЖ, принципов морали, нравственности возрастёт. Обеспечивается возможность работать над нормализацией эмоциональной сферы и поведения детей, проявляющихся в эмоциональной неустойчивости, слабости волевых установок, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности или, наоборот, в вялости, апатичности.
В основу профилактической программы «Мой выбор» вошли превентивные программы реализуемые мной в учреждении КЦСОНа. Они имеют предупреждающий, предохранительный эффект, опережая плохие дела и поступки, и охватывают всех категорий граждан осужденных без лишения свободы.
Цели программы:
· Сформировать у осужденных без лишения свободы устойчивую негативную реакцию к употреблению алкогольных напитков и настрой себя на трезвый образ жизни.
· Развивать первичные умения анализировать любую социальную ситуацию, предоставляющую возможность делать правильный обоснованный выбор, принимая на себя ответственность за принятое решение.
Задачи программы:
· Формирования трезвеннических мировоззрений. Исключения мотивов для потребления алкоголя, способности психологической адаптации и реализации планов, устранение состояний дискомфорта.
· Воздействовать на сознание и подсознание осужденных АРТ - терапией, сказотерапией и другими методиками с целью изменения отношения к алкоголю.
· Изменить отношение осужденных к себе, повысить уровень самооценки.
· Расширить кругозор и подобрать для каждого занятие для развития духовных качеств личности.
· Индивидуальная беседа с каждым участником программы, с целью заинтересовать его в изменении своего образа жизни и поставить акцент на решение данной проблемы.
· Проведение активной индивидуальной работы с осужденными без лишения свободы в виде тренингов.
· Проведение занятий по соответствующим тематикам в наиболее доступной форме.
· Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в работе.
· Развитие навыков поведения, обеспечивающих здоровый образ жизни ведущих к здоровью и препятствующих употреблению алкоголя.
Данная психокоррекционная программа по коррекции алкогольной зависимости с осужденными без лишения свободы «Мой выбор»,
рассчитана на 2 месяца. по 1 часу в неделю, 4 часа в месяц по программе для осужденных без лишения свободы.
Кадровое обеспечение
1. автор и непосредственный исполнитель программы – психолог;
2. куратор программы - заведующий отделением социальной реабилитации инвалидов;
Условия реализации программы
Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Большеуковского района» располагает необходимыми условиями для реализации настоящей программы.
Направления работы по программе:
· Профилактика вредных привычек.
· Профилактические меры охраны здоровья и здорового образа жизни.
· Профилактика употребления алкоголя
· Профилактика нарушений в поведении в быту, на улице, в обществе.
Формы взаимодействия:
Индивидуальные тренинги, диспуты, беседы; консультации; информационно-методическое обеспечение.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, опросник Кеттелла, опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (К.К. Яхин, В.Д. Менделевич), НПН, STAI, ВСК, анкеты, Мандала.
Положения, выносимые на защиту:
1. Осужденные, склонные к алкогольной зависимости, обладают такими чертами личности, как скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, которые ведут к трудностям в установлении межличностных, непосредственных контактов.
2. Осужденным, склонным к алкогольной зависимости, характерно нервно-психическое напряжение.
3. Разработка психокоррекционной программы позволит сформировать устойчивое позитивное отношение к трезвому образу жизни, повысить самооценку и уровень самопознания.
Оценка эффективности программы
· Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям: снижение употребление алкоголя, и совершение негативных поступков связанных с употреблением алкоголя, вредного для здоровья; оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации программы;
· Достижение поставленных задач будет оцениваться в ходе анализа ситуации и итоговой диагностик и характеристики.
· Результаты будут направлены старшему инспектору Тюкалинского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области капитану внутренней службы А.И. Голикову.
По окончании курса должны приобрести:
· значение здорового образа жизни и здоровья для человека;
· последствия вредного влияния на организм алкоголя;
· причины возникновения и распространения алкоголизма;
· влияние вредных привычек на состояние репродуктивной системы мужчин и женщин;
должны по окончанию программы уметь:
· проявлять заботу о своём здоровье и здоровье других людей;
· сказать «нет» алкоголю;
· вести здоровый образ жизни;
· самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужную информацию
Содержание программы
В конце XX века злоупотребление алкоголем, приняло характер эпидемии. Для России в последние десятилетия проблема употребления алкоголя несовершеннолетними и молодёжью так же и взрослыми, превратилась в серьёзную угрозу здоровью населения, социальной стабильности и правопорядку.
Актуальность проблемы подтверждают статистические показатели по омской области:
· Из 100 тысяч населения Омской области 33 чел страдают хроническим алкоголизмом. Ежегодно на каждые 100 тысяч населения выявляют 30 человек больных алкоголизмом;
· Происходит неуклонное «омоложение» алкоголизма: средний возраст приобщения к алкоголю снизился у девочек до 14,6 года, у мальчиков до 14,2 года;
Люди с психофизическими нарушениями в развитии наиболее подвержены к восприятию различных форм негатива: алкоголь, табакокурения. Их неблагоприятная социальная среда, иногда просто от безысходности, подталкивает к употреблению психоактивных веществ. Мы не решим этих проблем, пока не научим людей говорить «Нет!», пока не будет предоставлена доступная информация о вреде алкоголя.
Умение самостоятельно мыслить и принимать решения, не перекладывая собственной ответственности на других, в современной российской жизни необходимо каждому. Умение делать выбор - большое искусство, которому учатся годами. Очень часто выбор делается без участия человека, за него и совсем не в его интересах. Или по-другому: выбирают одни, а отвечают за это другие.
Программа может и должна помочь осужденным без лишения свободы, как можно раньше увидеть проблему выбора, научиться выбирать свой путь, научиться отвечать за свою жизнь. Требования к современному обществу значительно возросли. От него требуется не только дать осужденным без лишения свободы некоторый объем знаний, но и сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе потребность в самостоятельном принятии решений в различных жизненных ситуациях и готовность нести ответственность за принятые решения.
Проанализировав литературу по коррекции алкогольной зависимости, пришли к выводу, что для успешного лечения необходимы два основных условия:
· Желание самого больного излечиться.
· Полное исключение алкоголя из жизни больного.
Исходя из этих условий и учитывая, что наиболее актуальными в нашей системе являются относительно кратковременные психокоррекционные программы, мной была разработана программа по коррекции алкогольной зависимости под названием «Мой выбор». Программа «Мой Выбор» состоит из трех основных этапов и занимает по времени не более 2 х месяцев.
Первый этап заключается в предоставлении информации по проблеме алкоголизма. Это производится с помощью проведения лекции и показа короткометражных роликов специального содержания. Так как в настоящее время психокоррекция может применяться только на основе добровольного волеизъявления осужденных, этот этап несет в себе очень важную задачу, а именно заинтересовать и подтолкнуть осужденных к участию в программе. В конце лекции проводится анкетный опрос, цель которого выявить число желающих принять участие в программе, а так же узнать впечатление, произведенное предоставленной информацией. Первый этап может использоваться отдельно от основной программы, просто как профилактическая лекция.
Второй этап состоит из индивидуальных тренингов направленных на формирование устойчивого позитивного отношения к трезвому образу жизни, повышения самооценки, самопознания, работу с чувствами и их проявлениями, тренинг межличностного общения, проведения основных коррекционных мероприятий (самовнушение, сказкотерапия, мандала). При индивидуальном методе коррекции главным принципом является сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками, то есть групповой динамики, в терапевтических целях.
Главной предпосылкой для развертывания психокоррекционной программы является понимание того, что:
· необходимо воздержание от употребления алкоголя и наркотиков;
· человек в состоянии изменить и совершить перемену в своей жизни;
· изоляция в колонии для алкоголика или наркомана может быть стимулом к изменению своей жизни;
· в психокорекции не применяются никакие медикаменты, программа основана исключительно на психокоррекционных и психотерапевтических мероприятиях;
· у осужденных, начинающих реабилитацию, в большинстве случаев мотивация носит формальный характер, поэтому работа с выявления и формирования устойчивого мотива.
Основными коррекционными методами воздействия на осужденных в нашей программе являются, самовнушение, работа с мандалой и сказкотерапия.
Метод самовнушения.
Внушение это подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая влияние на течение нервно-психических процессов. Самовнушение это процесс внушения, адресованный самому себе. Путем самовнушения можно вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывать воздействие на вегетативные функции организма.
Суть методов самовнушения заключается в формировании позитивных импульсов путем постоянного повторения специально подобранных фраз до тех пор, пока они не превратятся в рабочий инструмент вашего подсознания и оно начнет действовать согласно этому импульсу мысли, трансформируя его в физический эквивалент. Повторение установок для подсознания является основой самовнушения.
Слова и фразы самовнушения должны мысленно произноситься от первого лица повелительным тоном и обязательно в утвердительной форме. Отрицательная частица "не" в словесных формулах исключена. Нельзя говорить "Я не пью". Нужно говорить "Я бросил пить" или "Я перестал пить". Не стоит также произносить длинные монологи. Фразы должны быть короткими, произносить их нужно медленно при полном сосредоточении внимания на предмете внушения. Во время проговаривания каждой фразы самовнушения желательно ярко представлять то, что внушается.
Наиболее эффективно методы самовнушения действуют, когда активные мысли в виде целевых формул (мысли, несущие четкую осмысленную установку подсознанию) протекают на фоне состояния расслабления организма. Чем сильнее расслаблен организм, тем податливее становится подсознание для целевых установок. Сила самовнушения находится в прямой зависимости от степени желания достижения поставленной конкретной цели, от степени концентрации внимания на установках для подсознания.
Метод «Мандала»
В переводе с санскрита "мандала" означает "круг". К. Г. Юнг интерпретировал мандалу как универсальный психический образ, символизирующий самость – глубинную сущность человеческой души.
Бессознательно пространство внутри круга, нарисованного человеком, воспринимается им как проекция его собственной психической структуры. Пространство за линией круга – как окружающий его мир.
Техники работы с Мандалой являются мощным инструментом диагностики и терапии в глубинной психологии.
Символы и художественные образы, цвета и динамика заключенные в мандале обладают не только непостижимым диагностическим потенциалом состояния человека, но и способны оказывать исцеляющее, развивающее, интегрирующее воздействие на психику и физическое тело в целом.
Творя в пространстве мандалы, человек:
-встречается с самим собой на глубине бессознательных переживаний;
-встречается со своей божественной сутью, погребенной под обломками травмирующего опыта, пластами установок и убеждений;
-проходит путь от периферии своего взаимодействия с окружающим миром (маски, роли) к самому центру своего существа, к себе настоящему, осознающему свои поступки, истинные потребности и желания. В процессе работы с мандалой происходит изменение психологических защит, которые проявляются в мыслях, поведении, чувствах. Те, которые устарели и являются дезадаптирующими, мешающими в достижении поставленных целей заменяются на новые, адаптивные к актуальным жизненным ситуациям и отношениям с другими людьми.
Обсуждение и интерпретация изображения позволяет выявить отношение человека к себе, к окружающим людям, к миру в целом, модели поведения с другими членами социума и их причинно-следственные связи.
Терапевтическое воздействие строится на изменении метафорического содержания Мандалы.
Главной целью психотерапии с использованием мандал является раскрытие и единение внутренних сил (ресурсов), которые по разным причинам оказались сдержаны, не доступны человеку, интеграция внутреннего мира и создание внутренней структуры. Исцеление происходит за счет растущей внутренней целостности.
Показания для использования:
-в кризисных состояниях, обусловленных насилием, травмой, острым стрессом, потерей близкого, патологическим течением внутренних и экзистенциальных кризисов и др.;
-при работе с зависимым и созависимым поведением;
-при работе с пограничными и эндогенными расстройствами;
-для отработки базовых потребностей, укрепления Я, безопасности, опор, адекватного формирования границ, получения ресурса и удовольствия;
-для интеграции конфликтных частей психики через анализ и простройку их нового взаимодействия.
Метод сказкотерапии
Казалось бы, терапия зависимостей слишком серьезна для того, чтобы в ней нашлось место сказкам и притчам. Однако это не совсем так. С помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определенным нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии зависимостей.
В связи с этим использование сказкотерапии, с одной стороны, не имеет ограничений. Но, с другой стороны, может быть недостаточно эффективно при сформированной зависимости. Сказкотерапия - прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия пациентом своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии.
Потеря человеком духовных ориентиров, лучших созидательных качеств своей души, превращает его в разрушителя себя и окружающего мира. Решать эту проблему можно только путем возвращения к простым вечным ценностям, дорога к которым проложена в сказках и притчах. Ставя во главу угла «живое слово», мы подразумеваем его сочетание с грамотным медицинским воздействием.
Сказкотерапия зависимостей дает шанс духовного излечения, эффективна для поддержки близких зависимого человека и служит в большей степени профилактическим целям. Ее основа - формирование нравственных ориентиров, стимулирование развития Созидателя в душе взрослого.
Современная сказкотерапия существует в трех аспектах:
• диагностическом,
• воздействующем,
• профилактическом, развивающем.
В сказкотерапии зависимостей используется в большей степени воздействующий аспект сказкотерапии. Основное воздействие осуществляется с помощью психотерапевтических и медитативных сказок.
Психотерапевтические сказки, с одной стороны, создаются психологом как метафорическое изложение истории жизни клиента. С другой стороны, заимствуются из богатого художественного наследия как носители нравственных ценностей и способов выхода из кризиса.
Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения, насыщения бессознательного положительными созидательными образами, для раскрытия личностного ресурса клиента.
Сюжет сказки подсказывает психологу стадии терапевтического консультирования, особенности их поведения. Раскрывает ощущения зависимого клиента и помогает сформулировать «мишени» психологической работы. Стадии терапевтического консультирования в контексте сказкотерапии зависимостей:
1 стадия - поддержка клиента и его близких, убеждение;
2 стадия - проблематизация, усугубление кризисного состояния;
3 стадия - осмысление жизненного опыта;
4 стадия - актуализация и подпитка личностного ресурса клиента;
5 стадия - формирование конструктивного созидательного альтруизма;
6 стадия - профилактика срыва;
7 стадия - формирование созидательной жизненной программы.
У сказкотерапии зависимостей есть общие идеи с Программой «Двенадцати шагов», однако материал, при помощи которого осуществляется воздействие, и его способы существенно различаются.
Итак, ровное течение сказки, отвлечение от основного сюжета на детали окружающего мира, добрый совет, счастливый конец - все это снимает психоэмоциональное напряжение и создает условия для начала работы пациента над собой пока на бессознательно-символическом уровне.
Третий заключительный этап заключается в индивидуальной работе с каждым осужденным. Путем беседы – интервью, выясняются планы осужденного. Отношение к алкогольным напиткам, после проведенной коррекции. Какие изменения произошли в сознании. Цели, основная мотивация к трезвому образу жизни. Производится поддержка и поощрение в эмоциональном плане. Обсуждаются возможные проблемы, пути их решения.
Главное, что нужно отметить в этом параграфе это то, что успешное лечение невозможно без желания самого больного излечиться. Следовательно, нужно вызвать это желание, что мы и делаем на первом этапе программы «Новая жизнь». Информационный блок первого этапа направлен на то, чтобы заставить задуматься осужденных с алкогольной зависимостью о последствиях злоупотребления алкоголем, взглянуть на эту проблему со стороны и увидеть реальную действительность не прикрытой всякими самооправданиями и т. п.
Второй этап также не менее важен, так как на этом этапе проводятся основные психокоррекционные мероприятия, направленные на изменение самосознания зависимых осужденных, их образа мышления, формирование устойчивого позитивного отношения к трезвому образу жизни, повышения самооценки и самопознания. Коррекционное воздействие проводится в группах, что дает возможность сознательно и целенаправленно использовать всю совокупность взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками.
Основными коррекционными методами воздействия на осужденных в нашей программе являются, самовнушение, работа с мандолой и сказкотерапия.
По нашему мнению грамотно проводимое самовнушение имеет огромный потенциал и очень эффективно воздействует на человека. Самовнушение это процесс внушения, адресованный самому себе. Путем самовнушения можно вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывать воздействие на вегетативные функции организма. Ярким примером непроизвольного самовнушения является, всем известный, эффект плацебо.
Суть методов самовнушения заключается в формировании позитивных импульсов путем постоянного повторения специально подобранных фраз до тех пор, пока они не превратятся в рабочий инструмент вашего подсознания и оно начнет действовать согласно этому импульсу мысли, трансформируя его в физический эквивалент. Повторение установок для подсознания является основой самовнушения. Сила самовнушения находится в прямой зависимости от степени желания достижения поставленной конкретной цели, от степени концентрации внимания на установках для подсознания.
Выбор метода Мандалы для моей программы обусловлен тем, что эта техника являются мощным инструментом диагностики и терапии в глубинной психологии.
Символы и художественные образы, цвета и динамика заключенные в мандале обладают не только непостижимым диагностическим потенциалом состояния человека, но и способны оказывать исцеляющее, развивающее, интегрирующее воздействие на психику и физическое тело в целом.
В процессе работы с мандолой происходит изменение психологических защит, которые проявляются в мыслях, поведении, чувствах. Те, которые устарели и являются дезадаптирующими, мешающими в достижении поставленных целей заменяются на новые, адаптивные к актуальным жизненным ситуациям и отношениям с другими людьми.
Терапевтическое воздействие строится на изменении метафорического содержания Мандалы. Главной целью психотерапии с использованием мандала является раскрытие и единение внутренних сил (ресурсов), которые по разным причинам оказались, сдержаны, не доступны человеку, интеграция внутреннего мира и создание внутренней структуры. Исцеление происходит за счет растущей внутренней целостности.
Сказкотерапия также является эффективным средством индивидуальной и групповой терапии, при работе с зависимостями, она дает шанс духовного излечения, ее основа – формирование нравственных ориентиров, стимулирование развития Созидателя в душе взрослого.
В сказкотерапии зависимостей используется в большей степени воздействующий аспект сказкотерапии. Основное воздействие осуществляется с помощью психотерапевтических и медитативных сказок.
Психотерапевтические сказки, с одной стороны, создаются психологом как метафорическое изложение истории жизни клиента. С другой стороны, заимствуются из богатого художественного наследия как носители нравственных ценностей и способов выхода из кризиса.
Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения, насыщения бессознательного положительными созидательными образами, для раскрытия личностного ресурса клиента. Сюжет сказки подсказывает психологу стадии терапевтического консультирования, особенности их поведения. Раскрывает ощущения зависимого клиента и помогает сформулировать «мишени» психологической работы.
Третий заключительный этап заключается в индивидуальной работе с каждым осужденным. Это дает возможность оценить проделанною работу, выяснить планы осужденного на будущее, изменения, произошедшие в сознании. На эмоциональном уровне оказывается поддержка и поощрение к продолжению работы над собой. Обсуждается профилактика возможных срывов.
Алкогольсодержащие напитки, с позиции фармакологии, токсикологии и наркологии - наркотические вещества. Фармакологические свойства алкоголя, складываются из токсического эффекта и наркотического. Доказано, что алкоголь — яд паралитического действия. Он оказывает угнетающее действие на большую часть нервных центров в самом начале своего действия. С медицинской точки зрения алкогольное опьянение – это острое отравление этиловым спиртом. Фармакологи и клиницисты относят алкоголь к наркотическим веществам, вызывающим привыкание и болезненное пристрастие. Это подтверждает высказывание В.М. Бехтерева: "Бесспорно, что алкоголь является наркотическим веществом, каковому свойству алкоголь главным образом и обязан своим распространением". Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения по лекарственной зависимости включил этиловый спирт в число веществ алкогольно-барбитурового ряда, вызывающих зависимость (болезненное пристрастие). Алкоголь обладает практически всеми свойствами наркотических веществ: при длительном употреблении вызывает болезненное влечение, при этом нарастает толерантности (устойчивость) к алкоголю; со временем возникает абстинентный синдром; алкоголь обладает способностью вызывать острые, подострые, затяжные и хронические алкогольные психозы, а также нарушения поведения и специфические изменения личности; имеет выраженное обще-токсическое действие, которое проявляющееся сначала в функциональных, а в дальнейшем в органических поражениях внутренних органов и нервной системы. Алкоголь по своей сути это – наркотический яд, который разрушает организм и личность человека.
Алкоголизм как прогрессирующее заболевание при своем естественном течении протекает в три последовательно сменяющих друг друга стадии. Переход от одной стадии к другой происходит плавно и незаметно. Установление диагноза хронического алкоголизма является ответственным решением врача и входит в компетенцию специалиста - психиатра-нарколога.
В настоящее время пенитенциарные психологи активно осваивают психокоррекционные программы, направленные на оказание психологической помощи лицам, страдающим от наркотической и алкогольной зависимости. Главной мишенью психологического воздействия при работе с больными алкоголизмом является психологическая зависимость от алкоголя, влечение к употреблению спиртных напитков. По мнению большинства исследователей, психологическая коррекция влечения к алкоголю происходит комплексно и на различных уровнях психической деятельности. В процессе психокоррекции применяются как индивидуальные, так и групповые методы, направленные на выработку положительных, социально психологических установок и ценностных ориентаций индивида, обучение его приемам и способам саморегуляции и саморазвития, формирования необходимых умений и навыков в сфере общения, коррекции и развития системы взаимоотношений, повышения устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям.
Считаю, что разработанная психокоррекционная программа по коррекции алкогольной зависимости с осужденными без лишения свободы «Мой выбор», отвечает всем основным требованиям и может успешно применятся для коррекции алкогольной зависимости у осужденных без лишения свободы.
В первую очередь она является относительно кратковременной, что в наше время достаточно востребовано. Имеет широкий спектр воздействия, который состоит из трех основных уровней:
1) Профилактическое, антиалкогольное информационное воздействие;
2) Групповые тренинги с коррекционными мероприятиями;
3) Индивидуальная работа с каждым участником.
Главное, что следует всегда помнить это то, что успешное лечение возможно только при желании самого пациента излечиться. Поэтому при работе с осужденными, страдающих алкогольной зависимостью всегда должна быть направленность на стимулирование этого желания путем их мотивирования, заинтересовывания и поощрения к здоровому образу жизни.
Работа с мандалой, сказкотерапия и метод самовнушения были выбраны нами не случайно, по нашему мнению эти методы отлично подходят для работы с осужденными. Так как они понятны, интересны осужденным и не несут в себе принудительную нагрузку, что является очень важным фактором. Мы считаем, что эти методы имеют достаточный потенциал для исправления осужденных с алкогольной зависимостью и формирования у них нового образа жизни.
ПЕРВЫЙ ЭТАП ПРОГРАММЫ
Для проведения этого этапа требуется лекционный зал, где возможно разместить нужное количество человек и включающий в себя аппаратуру для просмотра видеороликов. Психолог должен быть доброжелательным, что бы расположить к себе слушателей, говорить четким, уверенным голосом.
Ход лекции:
Здравствуйте. Меня зовут… Сейчас Вашему вниманию будет представлена информация на тему алкоголя. Что из себя представляет это вещество, его свойства, а так же последствия от употребления. Для начала я предлагаю просмотреть небольшой видеоролик. Пожалуйста, внимание на экран. Ролик состоит из картинок негативного содержания на тему алкоголизма, последовательно сменяющихся под песню Владимира Высоцкого «Грусть моя, тоска моя».
Картинки имеют определенную логическую последовательность и отображают основные стороны жизни, которые более всего страдают от злоупотребления алкоголем. Продолжительность лекции по времени составляет 40 минут. Так как за 40 минут может значительно ослабнуть внимание слушателей, рекомендуется делать небольшие отступления разряжающего характера. А так же в процессе лекции использовать наглядный материал, например плакаты, слайды с наглядным изображением определенных моментов лекции. Сама лекция содержит информацию о влияния алкоголя на организм и психику человека с яркими примерами. В ходе лекции развенчиваются мифы об алкоголе. Приводится как пример, описание жизни бывшего алкоголика, который стал трезвенником, а так же притчи, что делает лекцию более интересной и доступной к пониманию. В конце делается призыв к осужденным, начать трезвый образ жизни, победить зависимость. То есть, начать НОВУЮ ЖИЗНЬ. Далее показывается еще один видеоролик. Ролик состоит из картинок позитивного содержания на тему здорового образа жизни, последовательно сменяющихся под песню Владимира Высоцкого «Ну вот исчезла дрожь в руках».
В заключительной части ведущий благодарит слушателей за внимание и предлагает заполнить небольшую анкету. Это дает возможность проанализировать продуктивность проведенной работы и узнать количество желающих участвовать в программе по коррекции алкогольной зависимости «Новая жизнь».
ВТОРОЙ ЭТАП ПРОГРАММЫ
На втором этапе программы проводятся групповые или индивидуальные тренинги с осужденными. Участники для групп подбираются заранее. На этом же этапе проводятся все основные коррекционные мероприятия. Второй этап состоит из 7 занятий.
ТРЕТИЙ ЭТАП ПРОГРАММЫ
На третьем этапе ведется индивидуальная работа с каждым из осужденных, участвующих в программе. Выясняются их планы на будущее, впечатление от проделанной работы, делаются наставления поощряющие осужденных на продолжение работы над собой. Путем беседы – интервью, выясняются планы осужденного. Отношение к алкогольным напиткам, после проведенной коррекции. Какие изменения произошли в сознании. Цели, основная мотивация к трезвому образу жизни. Производится поддержка и поощрение в эмоциональном плане. Обсуждаются возможные проблемы и пути их решения.
ЗАНЯТИЕ № 1
1) Знакомство (20 минут). Необходимо предложить участникам тренинга назвать себя, свои ожидания от занятий, предложения по занятиям. Далее провести упражнение «Наши имена», смотреть приложение №7.
2)Принятие правил работы в группе (10-20 минут), конфиденциальность: не выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они узнают о ком-то из участников в ходе работы; безоценочное восприятие других участников группы; поддержка других участников; право высказываться каждому.
4)Упражнение «Солнышко» Работаем с мотивацией и ищем пути решения проблемы.
5)Сеанс самовнушения (10 мин.) Специально разработанный текст, произносится ведущим, повторяется три раза. Текст состоит из небольших, утвердительных предложений, только позитивного характера. Требование от участников повторять мысленно произносимый текст. Сеанс самовнушения проводится на каждом занятии, в заключительной части, исключая последнее занятие. Имеет коррекционное воздействие. Роль ведущего обучить участников самостоятельно проводить такие сеансы.
6)Обратная связь. Участники по очереди рассказывают о своем состоянии на настоящий момент. Что чувствовали во время занятия, изменилось ли отношение к проблеме.
7)Задание для самостоятельной работы. На первом занятии осужденным раздаются тетради и ручки, для работы с ними в индивидуальном порядке. Обложка тетради оформляется логотипом программы. Тетрадь имеет вкладыш, который содержит порядок работы и необходимую информацию. Осужденным дается задание начать заполнение дневника, который будет использоваться только для их личного пользования. Задание №1- определить личный мотив бросить пить и утвердить его в своем сознании. Записать в дневник.
ЗАНЯТИЕ № 2 (1,5-2 часа)
1) Обсуждение группой первого задания. (Высказывается каждый участник)
2) Рассказываем сказку «Околдованный черт». Алгоритм работы со сказкой: Обсуждение мыслей и чувств участников, возникших в ответ на сказку. Интерпретация «сказочных уроков». Каждая сказочная ситуация несет в себе один или несколько жизненных уроков. В совместной работе с участниками происходит их «расшифровка» и интерпретация с позиции вопросов, значимых для клиентов. Выполнение некоторого практического задания, навеянного сказкой и ее обсуждением. Таким заданием в нашем случае является посадка семени или ростка. Этот завершающий шаг необходим для символического «закрепления» сказкотерапевтического воздействия.
3) Сеанс самовнушения.
4) Обратная связь.
5) Задание для самостоятельной работы. Задание №2. Придумать свою сказку. Записать ее в дневник.
ЗАНЯТИЕ № 3 (1,5-2 часа)
1) Обсуждение группой второго задания. (Каждый участник рассказывает свою сказку)
2) Упражнение «Воздушный шар». Учимся отключаться от проблем. Смотреть приложение №10.
3) Сеанс самовнушения.
4) Обратная связь.
5) Задание для самостоятельной работы. Задание №3. Написать в дневнике сочинение на тему: «Почему я решил бросить пить».
ЗАНЯТИЕ № 4 (1,5-2 часа)
1) Обсуждение группой третьего задания. (Высказывается каждый участник)
2) Упражнение, (ролевая игра) «Откажись от предложения выпить»
3) Сеанс самовнушения.
4) Обратная связь.
5) Задание для самостоятельной работы. Задание №4. Написать в дневнике сочинение на тему: «Чем я могу заниматься вместо употребления спиртного»
ЗАНЯТИЕ № 5 (1,5-2 часа)
1) Обсуждение группой четвертого задания. (Высказывается каждый участник)
2) Рисуем мандалу на тему «Мое прошлое»
3) Сеанс самовнушения.
4) Обратная связь.
5) Задание для самостоятельной работы. Задание №5. Написать в дневнике сочинение на тему: «Что я потеряю, если снова стану пить»
ЗАНЯТИЕ № 6 (1,5-2 часа)
1) Обсуждение группой пятого задания. (Высказывается каждый участник)
2) Рисуем мандалу на тему «Мое настоящее»
3) Сеанс самовнушения.
4) Обратная связь.
5) Задание для самостоятельной работы. Задание №6. Сделать выводы по проделанной работе. Записать в дневник.
ЗАНЯТИЕ № 7 (1,5-2 часа, заключительное)
1) Обсуждение группой шестого задания. (Высказывается каждый участник)
2) Рисуем мандалу на тему «Мое будущее»
3) Медитация-визуализация. «Горная вершина». Смотреть приложение №13
4) Обратная связь.
5) Обсуждаем проделанную работу. Делаем общие выводы.
Календарно – тематический план
№ п/п |
Наименование разделов, блоков, тем. |
Всего |
1 |
Диагностика: мои способности, интересы |
1 |
2 |
Ценностные ориентиры. |
1 |
3 |
Дискуссия «Можно ли быть свободным без ответственности?» |
1 |
4 |
Час общения «К чему люди стремятся в жизни?» |
1 |
5 |
Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие |
1 |
6 |
Вредные привычки |
1 |
7 |
Твое настроение |
1 |
8 |
Опасные и безопасные ситуации. |
1 |
9 |
Положительный образ Я. Мой характер. |
1 |
10 |
Какой у тебя характер? |
1 |
11 |
Мы выбираем здоровье. |
1 |
12 |
Поле чудес со здоровыми привычками |
1 |
13 |
Мы за здоровый образ жизни |
|
14 |
Учусь говорить «нет». |
|
15 |
Алкоголь в компании. |
|
16 |
Как научиться сопротивляться давлению? |
|
17 |
Учусь говорить «нет». |
|
18 |
Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни |
|
19 |
От чего зависит продолжительность жизни? |
|
20 |
Главные враги твоего здоровья. |
1 |
21 |
Алкоголизм – величайшее зло человечества. |
1 |
22 |
Игра «Викторина «В плену вредных привычек» Лекарство для слабых» |
1 |
23 |
Что ты знаешь о пользе здорового образа жизни? Ты не одинок. |
1 |
24 |
Стадии развития алкоголизма. |
1 |
25 |
Профилактика вредных привычек |
1 |
26 |
Помоги себе сам. |
1 |
27 |
Отказать трудно, но возможно |
1 |
Список литературы
1. Аллен Карр. Легкий способ бросить пить / Ален Карр; пер. с англ. – М.: Издательство «Добрая книга», 2008. – 272с.
2. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. - СПб, 2001
3. Бородкин Ю.С., Греков Т.И. Алкоголизм: причины, следствие, профилактика. СПб., 1987г.
4. Борисов Е.В., Василевская Л.П. Алкоголь и дети. М., 1981г.
5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга М: Издательство "Ось-89", 1999
6. Веко А.В. Алкоголизм: избавление от зависимости, лечение, профилактика с. 4. // Современный литератор. 1999. 16.07.
7. Гуавин, Дональд Алкоголизм/ Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2002. – 224 с.
8. Дроздов Э.С., Зенченко Е.И. Алкоголизм: 100 вопросов и ответов. М., 1988г.
9. Джонсон, Вернон. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться/ Пер. с англ. – М., 2002. – 193 с.
10. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М., 1999г.
11. Ерышев, О.Ф. Алкогольная зависимость: Формирование, течение, терапия/ Ерышев О.Ф., Рыбакова Т.Г. и др., – СПб.: Элби-СПб., 2002. – 193 с.
12. Ерёменко Н.И. Профилактика вредных привычек. – Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. С Пб.: (Электронный учебник)
14. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. – Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
15. Краснова М.Н., Кущенко Г.И. Осторожно: алкоголь! М., 1984г.
16. Короленко, Ц.П. Личность и алкоголизм/ Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю. – Новосибирск, Наука, 1998. – 165 с.
17. Лещинский Л.А. Берегите здоровье. - М., ИНФРА-М, 2001
18. Методические рекомендации по работе с осужденными группы риска, имеющими алкогольную зависимость. СПб, 2006.
19. Мельников А. В. Алкоголизм. Руководство по выздоровлению для пьющих людей и их близких. (электронная книга)
20. Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: Учебно-методическое пособие. – М.: НИИ ФСИН России, 2006. – 220 с.
21. Меннингер К. Война с самим собой / Перевод Ю. Бондарева. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. C. 192. (Серия «Психология. XX век»).
22. Серов В.И. Технология психологической коррекции несвободной личности: Моногр. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2005. – 125с.
23. Сытин Г.Н. Мысли, избавляющие от вредных привычек. 2-ое изд., перераб. И доп. – СПб.: ИГ «Весть», 2007. – 256с. (Реальное продление жизни).
24. Формирование здорового образа жизни у младших школьников/авт. сост. Т.Н. Захарова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. 10. Ахметова И. и др. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. 2003
25. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. / Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.С.126
26. Черясова И. А. Как избавиться от вредных привычек быстро и без проблем / И.А. Черясова. - М.: РИПОЛ классик, 2008.-192с.
27. http://www.alcoholism.ru/chapter10.htm
28. http://vodka.com.ua/articles/other/145.htm
29. Copyright 2008 PSYSOCIALIS.RU Профилактика, диагностика и лечение. Психические расстройства и алкоголизм. Нейрофизиология. http://www.psysocialis.ru/alcogolizm_diagnostic/
30. geniusmaster.name — фрагмент лекции проф. Сибирского гуманитарного экономического института В.Г. Жданова «О влиянии алкоголя на мозг человека».
Приложение 1
Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (К.К. Яхин, В.Д. Менделевич)
Применяется с целью выявления признаков алкоголизма и бытовых форм пьянства. Инструкция. Отметьте знаком «+» те утверждения, с которыми вы согласны, знаком «-» те, с которыми не согласны.
1. Принято ли у Вас хранить в доме запасы спиртных напитков?
2. Легко ли Вас переспорить?
3. Отказывались ли Вы от затеи выпить, если у Вас не хватало немного денег?
4. Верно ли, что нужно много доказательств для убеждения людей в какой-нибудь истине?
5. Приходилось ли Вам одалживать деньги на выпивку?
6. Верно ли, что большинство людей честны лишь из-за страха на обмане попасться?
7. Вы считаете, что Ваша семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства Ваших знакомых?
8. Бывает ли, что Вас иногда подмывает затеять с кем-нибудь драку?
9. Бывали ли у Вас периоды, когда Вы что-то делали, а потом не знали, что именно Вы делали?
10. Верно ли, что скандал из-за лишней рюмки часто разрушает семью?
11. Вам все равно, что о Вас думают другие?
12. Вы считаете, что «длинные» тосты мешают хорошему проведению застолья?
13. Верно ли, что жены сами часто виноваты в том, что их мужья много пьют?
14. Ваши родственники часто были настроены против Ваших знакомых?
15. Считаете ли Вы проявлением неуважения к компании, если человек отказывается от выпивки, ссылаясь на состояние здоровья?
16. Верно ли, что единственная интересная страница в газетах – это раздел юмора?
17. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволил себя обмануть?
18. Оправдываете ли Вы начальство за выговор человеку, пришедшему на работу с похмелья после поминок?
19. Думали ли Вы в разгар застолья о том, чтобы «припасти» спиртное на утро?
20. Приходилось ли Вам сожалеть (испытывать чувство неловкости) о своем поведении в нетрезвом виде, о котором Вы сами не помнили?
21. Прежде чем что-нибудь сделать, Вам обычно необходимо остановиться и подумать, даже если речь идет о мелочах?
22. Может ли умеренно пьющий человек случайно попасть в медвытрезвитель?
23. Ослабевает ли у Вас желание выпить после сытного обеда?
24. Считаете ли Вы, что будущее настолько неопределенно, что бессмысленно строить какие-либо серьезные планы?
25. Играли ли Вы в домино, в шашки во дворе после работы?
26. Меняло ли Ваше настроение мысли о предстоящей выпивке?
27. Опохмелялись ли Вы?
28. Бывало ли, что Вы не помнили на утро то, что делали в нетрезвом виде накануне?
29. Часто ли на следующий день после выпивки Вы плохо себя чувствовали?
30. Легко ли изменить мнение, если до этого оно казалось Вам окончательным?
31. Приходилось ли Вам изредка сожалеть о том, что не хватало выпивки?
32. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, нет прежней энергичности?
33. После сна Вы чувствовали себя усталым и «разбитым» (неотдохнувшим)?
34. Замечали ли Вы, что прежняя работа давалась Вам труднее и требовала больших усилий?
Обработка: выбранные ответы анализируют на основании диагностических таблиц, суммируя полученные баллы (коэффициенты) по всем вопросам.
Интерпретация: уровень алкоголизма – ниже -12,8 баллов; уровень бытового пьянства от +12,8 до -12,8; уровень здоровья – выше +12,8 баллов.
Приложение 2
АНКЕТА №1
Анкета заполняется анонимно. Пожалуйста, будьте предельно искренними при ответах на вопросы. Спасибо.
1. Сколько Вам было лет когда вы в первый раз попробовали спиртной напиток?_______________
2. Возникали ли у Вас конфликты или проблемы в результате употребления спиртных напитков? Да □ Нет □
3. Критиковали ли Вас родные и близкие за употребление алкоголя?
Да □ Нет □
4. Пытались ли Вы ограничить употребление спиртного или бросить пить? Да □ Нет □
5. Считаете ли Вы, что злоупотребляли спиртными напитками находясь на свободе? Да □ Нет □
6. Бывал ли у Вас хотя бы раз в жизни запой? Да □ Нет □
7. Обсуждали ли Вы с кем-нибудь проблемы, связанные с употреблением алкоголя? Да □ Нет □
8. Находились ли Вы в алкогольном опьянении, когда совершили преступление? Да □ Нет □
9. Если Вы находились в алкогольном опьянении при совершении преступления, считаете ли Вы, что не совершили бы его, будь Вы трезвым? Да □ Нет □
10. Вы против употребления спиртных напитков вашими детьми? Да □ Нет □
Приложение 3
АНКЕТА №2
(Заполняется после первого этапа коррекционного мероприятия)
Анкета заполняется анонимно. Пожалуйста, будьте предельно искренними при ответах на вопросы. Спасибо.
1. Узнали ли Вы что-нибудь новое о алкоголе? Да □ Нет □
2. Изменилось ли Ваше отношение к спиртным напиткам после прослушанной информации? Да □ Нет □
3. Считаете ли Вы для себя возможным стать трезвенником? Да □ Нет □
4. Хотите ли Вы участвовать в программе по коррекции алкогольной зависимости « НОВАЯ ЖИЗНЬ»? Да □ Нет □
5. Являетесь ли Вы верующим человеком? Да □ Нет □
6. Что из полученной информации произвело на Вас большее впечатление (больше запомнилось)? ______________________________________________________
7. Ваша оценка полезности информации по пятибалльной шкале________________________________________________________________________
Ваши замечания и предложения: ________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.