Тренинг для сплочения педагогического коллектива
«Поездка на море»
Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива.
Материалы: карандаши, фломастеры, 2 спичечных коробка, магнитофон, ватман.
Ход работы.
П с и х о л о г:
Уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о психологическом климате коллектива, и поймем важность сплоченности коллектива.
Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.
И чтобы достичь нам максимального уровня комфортности в коллективе, я вам предлагаю сегодня отправиться всем вместе на море.
П с и х о л о г: Чтобы отправиться на море, для начала нам нужно поднять настроение. Для этого нам поможет следующее упражнение.
Упражнение 1. «Только хорошее»
Участникам предлагается поздороваться и вспомнить, что хорошее произошло с ними в это утро.
П с и х о л о г: Вот мы уже находимся в аэропорту, требуется обязательно пройти таможню, и проверить, не везем ли мы контрабанду. Мы разделимся с вами на две команды: «таможенники» и «контрабандисты».
Упражнение 3. «Таможня».
3-4 добровольца берут на себя роли «таможенников». Их задача – выявить среди остальных участников путем расспросов и наблюдения тех, кто транспортирует «запрещенные предметы». Последние (спичечные коробки) даются некоторым участникам тайком, чтобы «таможенники» не видели, кому они достались. После этого каждый участник поочередно подходит к «таможне», там ему могут задать любые вопросы для выяснения того, имеется ли у него «запрещенный груз» (обыск не производится, «контрабандисты» выявляются только путем расспросов). Когда все участники пройдут, «таможенники» совещаются и выносят свой вердикт – кто с их точки зрения, «контрабандист». После этого участники, у которых на самом деле был запрещенный груз, демонстрируют его, что позволяет оценить точность предположений «таможенников».
Рефлексия:
1. На основании чего «таможенники» делали свои предположения?
2. Если произошли ошибки, чем они вызваны?
3. В чем различия между удачливыми и неудачливыми «контрабандистами»? (уверенность, спокойствие, выдержка)
4. Если кто-то оказался «невинной жертвой», то какими особенностями поведения это было спровоцировано, насколько для этого человека характерна позиция «невинной жертвы» в других жизненных ситуациях и как ее можно избежать?
П с и х о л о г: Мы всей командой удачно прошли таможню, и вот, казалось бы, мы уже можем оказаться на море, но необходимо дождаться нашего самолета. И вот мы слышим, как по громкоговорителю что-то объясняют, но ничего не понятно, как «глухонемой передатчик».
Упражнение 4. «Глухонемой передатчик»
Сейчас мы поиграем с вами в игру похожую на испорченный телефон. Общаться можно только при помощи жестов не произнося слов, фразу записываем на листочке и показываем следующему вошедшему. Тот тоже записывает, как понял, показывает другому участнику и так до конца. Каждый раз фраза пишется заново, а предыдущая убирается. В конце, зачитываются фразы в обратном порядке, начиная с конца. Сейчас я попрошу вас выйти, один останется.
П с и х о л о г: И вот мы наконец попали в самолет, теперь нужно занять места согласно купленным билетам! Внимание!
Упражнение 5. «Поменяйтесь местами»
Для того чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть.
Все садятся в круг, один стул необходимо убрать. Тот, кто остался без стула – ведущий. Он предлагает поменяться местами (с соседями нельзя):
• Те, у кого светлые волосы;
• У кого темные глаза
• Кто работает с детьми
• У кого хорошее настроение
• работает всю жизнь в одном учреждении;
• любит свою работу;
• любит яблоки;
• работает педагогом более 10 лет;
• мечтал быть педагогом с детства;
• кто пришёл в юбке и др.
Таким образом, участники «перетасовываются».
П с и х о л о г: Наконец-то мы добрались до долгожданного отдыха! Мы на море! Предлагаю вам немного расслабиться, порелаксировать, подумать.
Упражнение 6. «Отдых на море»
Звуковое сопровождение упражнения: «Шум прибоя». Педагоги ложатся на мягкое напольное покрытие.
Ложитесь поудобнее, расслабитесь, что бы ваши руки и ноги отдыхали и закройте глаза. Представьте, что мы находимся на берегу нежно голубого океана. Мы лежим на мягком теплом песочке… Вам тепло и приятно… Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, рукам, ногам, по животу… Дышим глубоко, ровно, легко… Теплый ласковый ветерок обдувает все тело легкой свежестью. Вам тепло и приятно… Лучики теплого солнышка скользят по вашей коже, приятно согревая ее. Вы спокойно отдыхаете и засыпаете… Дышим глубоко, ровно, легко (дать педагогам побольше время полежать, послушать музыку). Хорошо мы отдохнули, Но уже пора вставать! Потянуться, улыбнутся, всем открыть глаза (кто хочет может маленько полежать) и встать. (10мин.)
П с и х о л о г: Мы всем коллективом проделали такую огромную работу, дружно прошли через все трудности и добрались до места назначения. Но нас всех конечно же не покидает чувство тоски. Тоски по родному дому. Я предлагаю вам следующее упражнение.
Упражнение 7. Коллективный рисунок «Наш дом».
Давайте нарисуем для своего коллектива дом, в котором было бы всем хорошо. Для этого каждый участник подойдет к столу и нарисует на ватмане линию или элемент дома и его окружения. То, что уже нарисовано, стирать нельзя, можно только дорисовывать.
Ведущий начинает первым. Кроме того, он побуждает участников рисовать не только части дома, но и его внутреннюю обстановку, заполнять пространство вокруг него. Можно рисовать «стеклянный» дом. Все. Что делают участники, комментируется весело и доброжелательно. Каждый имеет право рисовать то, что считает нужным. Задание выполняется до тех пор, пока на листе остается место, а у «художников» - энтузиазм.
П с и х о л о г: Посмотрите какой замечательный дом у нас с вами получился! Теперь мы можем придумать ему название. (ответы, предложения).
Как вам наше путешествие? Что понравилось? Что запомнилось? Хотели бы вы в будущем так встречаться? Ваши предложения?
Всем спасибо!
· Те, у кого светлые волосы;
• У кого темные глаза
• Кто работает с детьми
• У кого хорошее настроение
• работает всю жизнь в одном учреждении;
• любит свою работу;
• любит яблоки;
• работает педагогом более 10 лет;
• мечтал быть педагогом с детства;
• кто пришёл в юбке;
· Кто пришел в брюках;
· У кого длинные волосы;
· Кто на диете;
· Кто занимается спортом;
· У кого короткие волосы;
· Кто водит машину;
· Кто играет на музыкальных инструментах;
· У кого голубые глаза;
· У кого темные волосы;
· Кто любит веселиться;
· У кого день рождения осенью;
· У кого в этом году был юбилей или будет:
· Кто умеет плавать;
· Кто живет на 4 этаже;
· У кого 38 размер обуви;
· У кого дома живут домашние животные;
· Кто любит спиртные напитки;
· Кто умеет кататься на велосипеде;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.