Консультация для педагогов «Психологический климат и психологическое здоровье в педагогическом коллективе»
Цель: Пропаганда психологических знаний в области формирования благоприятного психологического климата в коллективе.
Задачи:
• Раскрыть понятие «психологический климат», выявить его составляющие.
• Настроить педагогов на продуктивное взаимодействие в коллективе. Под психологическим климатом следует понимать эмоциональнопсихологический настрой педагогического коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Из наиболее важных форм проявления эмоциональнопсихологического климата в коллективе выступают совместимость, сработанность и сплоченность.
Под совместимостью принято понимать эффект взаимодействия людей, характеризующийся их максимальной удовлетворенностью друг другом.
Сработанность — процесс и результат взаимодействия людей, который характеризуется максимально возможным успехом деятельности при незначительных эмоционально-энергетических издержках.
Сплоченность коллектива является мерой упорядоченности, согласованности и устойчивости внутригрупповых и межгрупповых межличностных взаимосвязей, обеспечивающих стабильность и преемственность жизнедеятельности коллектива.
Психологический климат оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь, завтрашние взгляды и деятельность воспитанника. Если его не урегулировать в коллективе, то с большим трудом решаются вопросы эффективной организации образовательного и воспитательного процессов. От того, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям.
Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Каждый член коллектива с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения.
Климат в коллективе зависит от личностных интеллектуальных, эмоциональных, волевых черт характера его членов. Познавательная активность, чувство нового, изобретательность отдельных педагогов стимулируют педагогический коллектив к инновационной деятельности, к поиску новых технологий и утверждению истинных ценностей.
Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, также воздействует на психологический климат коллектива. За руководителем признаётся право принятия значимых для коллектива решений. Именно руководитель, должен следить за эффективным использованием времени каждого педагога, созданием и использованием благоприятных условий труда и отдыха, заботиться о здоровье и всестороннем развитии каждого члена педагогического коллектива.
Для благоприятного психологического климата характерны: доброжелательный стиль взаимоотношений, творческая атмосфера коллективного поиска эффективных методов и форм обучения и воспитания детей, единство педагогических требований, высокий уровень трудовой дисциплины и самодисциплины.
Только в коллективе педагог находит вдохновение, поддержку, сочувствие, без которых не может быть полного удовлетворения трудом, только в коллективе получает гарантию и помощь в случае неудач и ошибок. Здесь наблюдается четкая взаимосвязь: удовлетворенность трудом зависит от климата в коллективе, а одним из слагаемых здорового нравственно - психологического климата является удовлетворенность трудом.
Сплочение педагогического коллектива реализуется, прежде всего, в деятельности (профессионально-педагогической, общественной и др.), в общении. В коллективе должны создаваться такие условия, чтобы ни один педагог не чувствовал себя одиноким среди своих коллег. Нельзя упускать характер межличностных отношений (симпатий, антипатий и др.), коммуникативных связей внутри групп, из которых коллектив неизбежно состоит или которые неизбежно образуются в нем в конкретной ситуации.
Сплочению педагогов в коллектив способствует проведение мероприятий, требующих общей ответственности. Очень важно, чтобы педагоги в этих делах смогли реализовать свои возможности, творческие черты своей личности. Это все успешно реализуется через применение нетрадиционных форм работы с педагогами, таких как конкурсы педагогического мастерства, фестивали педагогических идей и т.д. Именно при подготовке и проведении таких мероприятий ощущается настоящее единение всех членов коллектива: администрации, руководителей методических объединений, опытных педагогов и молодых специалистов.
Важная роль в формировании психологического климата принадлежит системе методической работы с педагогическими кадрами. Педагоги, объединенные общей продуктивной деятельностью, коллективным творчеством всегда выступают как команда единомышленников при решении коллективом каких-либо важных и сложных задач, в процессе их коллективной деятельности налаживается продуктивное взаимодействие между педагогами, складывается система конструктивного общения.
Содействуя становлению позитивного психологического климата в коллективе, необходимо также отмечать достижения педагогов, должна быть система материального и морального стимулирования творчески работающих педагогов, педагогов, показывающих стабильные результаты в своей профессиональной деятельности. Для педагога важно не только материальное вознаграждение за работу, но он должен непременно получать удовлетворение от проделанной работы, чувствовать поддержку со стороны коллег, администрации. Эффективным в этом плане является награждение педагогов Почетными грамотами, сертификатами, дипломами за успехи в профессиональной деятельности.
Основными показателями положительного психологического климата является:
• удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда;
• признание авторитета руководителей;
• жизнеутверждающее настроение в коллективе;
• сплоченность и организованность членов коллектива;
• сознательная дисциплина;
• продуктивность работы;
• практическое отсутствие текучести кадров.
Таким образом, можно сделать вывод, что если в педагогическом учреждении будет сформирован благоприятный психологический климат, то это будет способствовать повышению уровня комфортности всех участников образовательного и воспитательного процесса, развитию личности педагогов, их творческой активности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.