Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение Липецкой области «Центр непрерывного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями«Траектория»«Психологическое сопровождение - как компонент формированияличности ребенка с ОВЗ»
Педагог-психолог:
Рыбина Яна Андреевна
ГОАОУ «Траектория»
30.10.2019г
-это комплексная система психологической поддержки и помощи ребёнку с ОВЗ и родителям в решении задач адаптации, развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля.
Психологическое сопровождение
Цель: определение и обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающихся в ситуациях школьного взаимодействия
Задачи:
помощь (содействие) ребенку в решении задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
динамическое отслеживание развития школьников в кризисные моменты школьной жизни (мониторинг психологического статуса ученика)
организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
психологическая поддержка педагогов и родителей
Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.
•Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Цель ПМПк:
Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей и в соответствии с образовательными потребностями, возрастные и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся
своевременное оказание помощи учителям в обеспечении индивидуального и дифференцированного подхода в обучении уч-ся и в выборе эффективных методических приёмов, изучение личности школьника
Состав ПМПк:
Батищева Л.А.зам.директора по УВР
Юдина Т.А.-зам.директора по ВР
Бубликова Е.А.-педагог-психолог, (секретарь по Пмпк)
Рыбина Я.А.-педагог-психолог
Левина Л.А.-учитель-логопед
Муралёва Д.И.-учитель –логопед
Леонова Н.Н.-учитель-дефектолог
Сухарева А.И.-учитель-дефектолог
Удод М.С.-учитель-дефектолог
Гогунская А.О.-социальный педагог
Крапивина Н.В.-медик (старшая медсестра)
Никитина О.Н.-врач детский психиатр
Учителя предметники
Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые
Ежегодные циклы психолого-педагогического сопровождения
-Определение индивидуальных программ, учебных планов по рекомендациям ЦПМПК
-Адаптация обучающихся 1-х классов
-Адаптация обучающихся 5-х классов
- Выделение учащихся «группы риска»
-Готовность обучающихся 4-х классов к обучению по основной общеобразовательной программе
- «Профессиональное самоопределение» 9-х классов.
Основные направления психологического сопровождения
профилактика,
диагностика,
консультирование,
коррекционная работа,
развивающая работа,
просвещение,
экспертиза.
В модель
сопровождения включены
все субъекты
процесса: учащиеся, родители, педагоги
Психологическая диагностика
Углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Психологическая диагностика проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах
Психологическая профилактика
возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Психологическая профилактика
Консультативная деятельность
Оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством специально организованных способов психологического консультирования.
Психологическая коррекционная и развивающая работа
Активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов ;
развитие способностей детей по специальным развивающим программам.
Психологические условия способствуют успешности самореализации личности через познавательные процессы, свойства личности, психологические и эмоциональные состояния.
Самореализация является необходимой особенностью развития человека. Для изучения процесса самореализации были использованы такие диагностические методы, как тестирование с помощью Методики «Стремление
и способности учащихся к самореализации» и анкетирование с помощью
Анкеты «Самореализация школьников в учебно-воспитательном процессе»,
разработанные Е.Н. Степановым
Цель исследования: выявление уровня сформированности у обучающихся
стремления и способностей к самореализации и определение существующих в школьном и классных коллективах возможности и препятствия для проявления обучающимися своих способностей на уроках и во внеурочной деятельности.
В исследовании приняло участие 22 человека, обучающихся в 5,6 ,7,8 и 9 классах.
Уровень сформированности стремления и способностей ксамореализации у обучающихся
У 9 человек коэффициент
свидетельствовал о средней степени сформированности.
У 13 зафиксирована низкая степень сформированности стремления и способностей к самореализации.
На вопрос «Как ты думаешь, где больше всего удается проявлять и
развивать свои способности?» ответы обучающихся расположились по мере убывания в следующем порядке
в жизни коллектива класса,
в общешкольных делах;
в жизни и делах своей семьи,
на занятиях школьных кружков, клубов, секций, студий;
в общении с друзьями и приятелями по месту жительства;
на уроках.
Очень высокую степень проявления способностей ребята отметили на
уроках информатики, физкультуры, ОБЖ, технологии; среднюю степень на
уроках биологии, химии и физику.
На занятиях кружка, клуба, секции или студии высоко используются и раскрываются способности обучающихся, со средней степенью влияют общешкольные мероприятия и проводимые в классе дела.
Внеурочные | Степень использования | |||||
мероприятия и | ||||||
Очень | Высокая | Средняя | Низкая | Очень | ||
занятия | ||||||
высокая | низкая | |||||
Проводимые в | 6 | |||||
классе дела | ||||||
Общешкольные | 3 | |||||
мероприятия | ||||||
Занятия кружка, | ||||||
клуба, секции, | 13 | |||||
студии и т.п. |
Степень использования и раскрытия способностей
обучающихся во внеурочных мероприятиях и занятиях
Позиция обучающихся в классных и общешкольных делах и мероприятиях
14% в классных и общешкольных делах и мероприятиях занимают позицию участник-исполнитель, зритель, 5% – организатора и 3% – чаще всего не принимают участия
Основными препятствиями для проявления способностей обучающихся на уроках по мере убывания являются:
лень и другие отрицательные качества моего характера; чрезмерная сложность предмета ,
мое слабое здоровье,
не сложившиеся отношения с учителем;
преподавание учителем предмета и отставание по предмету; неблагоприятная атмосфера в коллективе класса.
Основными препятствиями для проявления способностей в делах класса и общешкольных мероприятиях старшеклассники отметили следующие: лень и другие отрицательные качества моего характера;
не обладаю знаниями и умениями по подготовке и проведению классных и общешкольных дел;
существующая в классе атмосфера не стимулирует мою активность.
Для успешного проявления способностей на уроках и во внеурочное время обучающиеся предложили внести следующие изменения: хорошие отношение между учащимися в нашем центре;дружба в классе,с педагогами и воспитателями; всё нравится.
Таким образом, проведенная диагностика позволила нам сделать выводы, что обучающиеся, входящие в состав ученического самоуправления, стремятся к самореализации своих возможностей, но большинство показателей находятся на низком уровне, что говорит о необходимости дальнейшей работы по его улучшению.
Правильно созданные условия помогают: раскрыть потенциал личности
обучающегося, выразить собственную позицию и мнение, создать отношения
сотрудничества всех субъектов педагогического процесса, предоставить
обучающимся возможности для самовыражения, самоутверждение,
самоопределения в положительной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.