Психолого-педагогический класс как механизм профессионального самоопределения и предпрофессионального развития

  • Мероприятия
  • docx
  • 18.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

модели психолого-педагогического класса
Иконка файла материала Белокопытова Н.В. ППК статья.docx

Психолого-педагогический класс как механизм профессионального самоопределения и предпрофессионального развития

 

Последние десятилетия убедительно доказали нам необходимость создания условий способствующих профессиональному самоопределению учащихся уже в стенах школы.

Профориентация и предпрофессиональное развитие являются приоритетными направлениями образовательной системы Ашинского муниципального района, и конкретно школы № 9 г. Аши.

Содержание организационно-педагогических условий: таких как создание актуальной нормативной базы, организации учебной и воспитательной практики в стенах школы, волонтерской и наставнической практики, построение системы социального партнёрства между общеобразовательной организацией и другими организациями, помогает достичь важной цели: обеспечить обучающимся опыт конструирования профессионального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере профессиональной деятельности.

Основной идеей открытия в общеобразовательной школе класса с профориентационной направленностью является проектирование и апробация модели психолого-педагогических классов в общеобразовательной организации с профильным обучением, а также реализация календаря образовательных событий для учащихся психолого-педагогических классов, обеспечивающих профессиональное самоопределение и предпрофессиональное развитие.

Цель модели психолого-педагогического класса (далее ППК) – организация условий через оптимизацию имеющихся ресурсов для формирования у обучающихся представления о педагогической профессии, отношения к учителю как профессионалу.

Достижение цели осуществляется через комплекс задач, которые вы видите на экране:

- изучение образовательных потребностей и интересов обучающихся и их законных представителей;

- организация условий для реализации модели психолого-педагогического класса условия, (формирование содержания, применение инновационных педагогических и воспитательных технологий);

- формирование классов с психолого-педагогической направленностью

- реализация мероприятий для обучающихся по плану работы региональной инновационной площадки

- реализация мероприятий просветительского (мотивационного) характера для учащихся 7-9 классов

- создание сети взаимодействия образовательных организаций среднего и высшего образования;

- реализация учебного процесса, обеспечивающего выполнение ФГОС СОО в условиях реализации проекта

Для организации инновационного проекта в августе был проведен педагогический совет, в рамках которого педагогами школы обсуждались приоритетные направления, на которых коллективу необходимо сосредоточить свое внимание в работе с детьми психолого-педагогических классов.  Это вопросы, касающиеся мероприятий и плана воспитательной работы в направлениях волонтерства и наставничества, патриотизма и нравственности. Это вопросы о содержании образовательных программ. В результате был издан приказ об открытии 10-го класса, универсального профиля обучения, по интегрированной основной образовательной программе среднего общего образования и программы профессионального обучения в рамках элективного курса «Оператор ЭВМ», с реализацией дополнительной образовательной программы «Психология и педагогика», в рамках плана Региональной Инновационной Площадки школы, с реализацией по выбору общеобразовательных программ дополнительного образования для 10 ППкласса «Экология общения» и для 11 ППкласса «Вверх по лестнице к себе».

Психолого-педагогический класс сформирован в рамках национальной системы профессионального роста педагогических работников (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р «Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 2580-р).

На основании приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 29 декабря 2021г. № 01/3314 «О признании организаций, осуществляющих образовательную деятельность, региональными инновационными площадками в Челябинской области на 2022 год» МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)» признана региональной  инновационной площадкой в Челябинской области по направлению «Психолого-педагогические классы как механизм профессионального самоопределения и предпрофессионального развития».

Открытие в общеобразовательной организации психолого-педагогических классов в рамках различных профилей при реализации программ среднего общего образования осуществлялось в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами и методическими материалами: (Которые вы видите на экране)

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413;

- Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 года № 2/16-з);

- Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28 сентября 2020 г. № 28;

- приказом Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 28 августа 2020 г. № 442.

Модель деятельности ППК реализуется через следующие блоки: «Условия и ресурсы», «Психолого-педагогическое сопровождение», «Наставничество», «Мотивация», «Мероприятия», «Обучение», «Сотрудничество».

Блок «Условия, ресурсы» предполагает оптимизацию содержания образовательной среды. Это создание нормативного поля инновационного проекта: приказы, программы, регламентирующие организацию образовательного процесса с элементами инновационной деятельности. Курсовая подготовка кадров по федеральным и региональным программам на базе инновационных школ. А также, участие педагогических кадров в конкурсах и  мероприятиях по обмену опытом. Это и подготовка материально-технического обеспечения проекта. В школу закуплено новое оборудование радиосвязи и повсеместной видеотрансляции. Уже в этом году появится возможность проведения самими обучающимися радио- и видео-уроков, классных часов, «Разговоров о важном». Что послужит формированию общепедагогических и коммуникативных компетенций детей психолого-педагогического класса.

Блок «Психолого-педагогическое сопровождение» предполагает проведение мероприятий диагностического, развивающего, консультационного, коррекционно-профилактического и просветительского (мотивационного) характера.

Для реализации содержания психолого-педагогической работы реализуются годовой план деятельности психологической службы, учитывающий цели, направленные на работу с обучающимися психолого-педагогического класса, в том числе реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Для обучающихся 10 класса это программа «Экология общения» по развитию коммуникативных навыков. Для учащихся 11 класса предложена программа «Вверх по лестнице к себе». Характерные для старшего подросткового и юношеского возраста психологические особенности – повышенное внимание к своему внутреннему миру, попытки разобраться в себе, своих переживаниях и мыслях, в своих отношениях к миру и другим людям – актуализируются на фоне важнейшей для старшеклассников проблемы – профессионального самоопределения. Прохождение разработанных программ способствует личностному и профессиональному самоопределению и самореализации старшеклассников.

Блок «Наставничество» сопровождает реализацию возможностей обучающихся через участие в мероприятиях воспитательной программы дорожной карты наставничества и волонтерства и ориентации обучающихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности. В декабре 2021 года мы приняли участие в «WorldSkills Russia» в компетенции «Преподавание в начальной школе». В планах на 2022 год участие в Baby Skills – в компетенции «Дошкольное воспитание» и «Преподавание в младших классах».

В октябре этого года ученики психолого-педагогического класса со своим классным руководителем посетили Всероссийский юношеский педагогический форум, проходящий в д/л «Орлёнок». В рамках форума ребята освоили программу, направленную на развитие профессиональных педагогических умений. Для построения индивидуального образовательного маршрута обучающиеся освоили программу «Профессиональные пробы». Ученики выбирали направления по душе: в разделах психологии, биологии, основ вожатского искусства, учебного предмета физическая культура. Этот форум подарил множество позитивных эмоций, научил участников работать в команде и помогать друг другу, ставить перед собой задачи и смело идти к своей цели. Системообразующими элементами в комплексной работе учителя с педагогически одаренными детьми, а также в контексте формирования условий для профессиональной самореализации являются образовательные проекты: «Кубок Губернатора» по проектной деятельности, «WorldSkills Russia». 

Блок «Мотивация» способствует формированию устойчивой положительной мотивации у выпускников для самореализации в человекоориентированных профессиях. Содержание блока предполагает участие в мероприятиях, способствующих раскрытию талантов и формированию возможностей обучающихся для реализации себя в педагогической профессии (школьные мероприятия «День дублера», «День самоуправления»). В октябре этого года ребята участвовали в школьном  мероприятии «Неделя психологии». Цель: развитие креативности, коммуникативных  и организационных способностей. Участие детей в таких мероприятиях развивает необходимые навыки планирования, коллективного взаимодействия, личной ответственности. Также в рамках мотивационной деятельности предполагается участие  обучающихся ППК в региональных мероприятиях. Например, наши обучающиеся и учителя приняли участие в подготовке к конкурсу видеороликов «Педагогическое волонтерство», Результатом участия стала победа.

Блок «Мероприятия» расширяет возможность участия обучающихся в различных мероприятиях, заявленных  в Календаре образовательных событий. В сентябре ребята ППК активно участвовали в школьном профориентационном мероприятии «Калейдоскоп профессии», которое проводилось для всех обучающихся 9 классов города Аши. По плану работы запланировано участие наших учеников в педагогических пробах  «Мои первые шаги в профессии», участие в интерактивном мастер-классе «Это у меня хорошо получается!». Тем самым, прогнозируется развитие профессиональных интересов обучающихся, профессионального самоопределения, соотнесение собственных возможностей с представлениями о профессии.

Блок «Обучение» сопровождает обязательное образование детей по программе среднего общего образования в психолого-педагогических классах. Дополнительным профориентационным моментом для обучающихся школы №9 города Аши является обучение по основным программам профессионального обучения (по выбору и по интересам). Такие программы дополняют общее развитие детей и индивидуализируют их выбор: «Секретарь», «Няня», «Кондитер», «Чертежник», «Оператор ЭВМ», «Лаборант химического анализа», «Портной» и т.д. Всего 14 программ. Эти программы учитывают индивидуальные интересы ребят и формируют компетенции, необходимые для успешного обучения в институтах среднего и высшего образования.

Блок «Сотрудничество». Кроме работы коллектива школы привлекаются специалисты для проведения профессиональных бесед, мастер-классов, профессиональных проб. Реализуется модель психолого-педагогического класса при взаимодействии команды организаций, объединенных общей идеей. Заключаются договоры о сотрудничестве с организациями общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования города, района, области.  К примеру, наша организация активно взаимодействует с Ашинским индустриальным техникумом. С начала этого года ребята посетили ряд профориентационных экскурсий и мастер-классов, которые проводят наши партнеры. В рамках профессии «Воспитатель» ребятам продемонстрировали мастер класс, по работе с детьми в направлении Легоконструирования. Сотрудничество с педагогическим университетом города Челябинска позволило организовать допрофессиональную подготовку наших старшеклассников по программе «Педагогика и психология». В рамках этого сотрудничества организуюся он-лайн встречи с педагогическими кадрами. Детей знакомят с факультетами педагогического Вуза.

Таким образом, представленные педагогические условия сопровождения обучающихся психолого-педагогического класса, на наш взгляд, эффективно дополняют друг друга и позволяют педагогически одаренным обучающимся приобрести теоретические знания и практические умения будущих педагогических профессий, но и способствуют  формированию функциональной грамотности: коммуникативной, информационной, общественной, поведенческой и общей. Коллектив школы также приобретают компетенции инновационной и наставнической деятельности.


 

Скачано с www.znanio.ru