Психолого-педагогические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалистов
Оценка 4.9

Психолого-педагогические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалистов

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
информатика
Взрослым
17.02.2019
Психолого-педагогические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалистов
В работе рассматривается актуальная проблема внедрения информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалистов среднего звена. Наряду с положительными факторами применения ИКТ в образовательном процессе колледжа выделены и негативные стороны процесса информатизации профессионального обучения. Рассматриваемые аспекты связаны с изменениями в когнитивно - эмоциональной и личностной сфере, являющиеся следствием длительной работой за компьютером
Пихолого педагогические аспекты использования ИКТ.doc
Хасанова Альбина Хабибовна ГАПОУ Стерлитамакский колледж строительства и профессиональных технологий Психолого­педагогические аспекты применения информационно­ коммуникационных технологий при подготовке специалистов  Разработка   инновационных   и   развитие   существующих   педагогических технологий применения средств ИКТ в различных звеньях образования является одной   из   задач   информатизации   образования.   Использование   ИКТ   в образовательном   процессе   приводит   к   изменению   структуры   учебного взаимодействия   между   обучающим   и   обучаемым,   изменению   структуры предоставления   учебного   материала   и   учебно­методического   обеспечения образовательного процесса, изменению условий осуществления информационной деятельности специалиста сферы образования. В   педагогической   практике   использование   средств   информатизации положительно сказывается на оптимизации труда педагогов, и, как правило, на эффективности   обучения   студентов.   Однако,   возможности   ИКТ   не   всегда реализуются в полной мере. Опытные педагоги отмечают, что во многих случаях использование   средств   информатизации   никак   не   сказывается   на   повышении эффективности  обучения, а в некоторых случаях  такое использование имеет негативный эффект. Это обусловлено, прежде всего, тем, что при разработке компьютерных   средств   для   процесса   обучения, психологические закономерности усвоения знаний.    не   учитываются Зачастую,   обучающие   программы   признаются   неэффективными,   по мнению   некоторых   исследователей,   по   причине   оттого,   что   организация учебного процесса основана на представлении мышления, как  деятельности, при которой человек оперирует не реальными объектами, а их моделями. Отсюда возникает   отрыв   процесса   познания   от   его   объекта   и,   как   следствие,   не учитываются   специфические   качества   психики   и   создаются   психологически неадекватные   программы.   Психологи   выделяют   еще   одну   проблему, возникающую   при   разработке   обучающих   программ.   Не   существует однозначного   соответствия   между   осознанным   и   вербализированным,   неясна природа их взаимосвязи. Явления окружающего мира богаче языковых моделей, их описывающих. То есть все, что выражено в речи, может быть осознано, но не наоборот. Не   смотря   на   противоречивые   мнения   педагогов   и   психологов   в отношении   использования   ИКТ   в   обучении,   большинство   из   них   признают преимущества некоторых видов ИКТ при подготовке специалистов. Например, хорошо   зарекомендовали   себя   обучающие   программные   комплексы, имитирующие   профессиональную   деятельность   специалиста.   Подобного   рода тренажеры   позволяют   максимально   приблизить   учебную   деятельность   к естественным условиям профессиональной деятельности. Психологи признают перспективность таких обучающих программ, поскольку они позволяют решать проблему   когнитивного   и   психомоторного   научения.   Но   при   этом   не учитывается   эмоцонально­волевой   аспект   педагогического   процесса   и психофизиологическое состояние обучаемого.  Некоторые   исследователи   признают,   что   основные   трудности эргономического   и   психологического   обеспечения   процесса   индивидуального компьютерного обучения связаны с проблемами коммуникативного общения. В этом   смысле   включение   средств   ИКТ   в   систему   общения   порождает дополнительные   трудности,   что   может   привести   к   отрицательной   мотивации обучающегося   при   использовании   компьютера   в   учебном   процессе.   Поэтому особую актуальность при использовании ИКТ в процессе обучения приобретает вопрос обеспечения обратной связи, как в информационном так и в личностном плане. При   использовании   ИКТ   в   подготовке   специалистов   в   области программирования   и   вычислительной   техники   необходимо   учитывать   также изменения   в   когнитивно   ­   эмоциональной   и   личностной   сфере,   связанные   с длительной работой за компьютером: 1. в когнитивной сфере   повышение независимости от сенсорного поля (выделение фигуры из фона с помехами);  возрастание жесткости когнитивных конструкций;  «эмоциональная сухость» по отношению ко всему, что находится за пределами профессиональных интересов; 2.  в личностной сфере  снижение   потребности   в   эмоциональных   контактах   с «непосвященными людьми»;  снижение конформности;  возрастание   глубины   и   интенсивности   общения   с единомышленниками за пределами учебы или работы. Наиболее   простым   и   очевидным   средством   снижения   указанных негативных   проявлений   является   включение   в   учебный   процесс   занятий, организованный на основе традиционных форм общения: конференции, круглые столы,   деловые   игры   и   т.д.   Однако,   проблема   негативного   влияния использования   средств   ИКТ   в   педагогическом   и   психологическом   аспектах требует научно­ практических исследований педагогов и психологов. Таким образом, применение средств ИКТ в процессе обучения требует учета   психолого­педагогических   аспектов   использования   компьютера   и особенностей профессиональной деятельности будущего специалиста. Учебно­ воспитательный процесс должен строиться на основе корректного, оправданного и уместного использования средств ИКТ, поскольку построение универсальной технологии не представляется возможным. Литература 1. Малыгин, Е.Н., Фролова, Т.А., Чванов, М.С. Инженерная педагогика./ Е.Н.Малыгин, Т.А. Фролова, М.С. Чванов,­ Тамбов, 2002.­ 215 с. 2. Орёл   Е.   А.   Диагностика   особенностей   мыслительной   деятельности специалистов   в   области   информационных   технологий   (программистов): автореферат   дис.к­та   психол.   наук   :   19.00.03/   Орёл   Екатерина   Алексеевна. Москва, 2007. 23 с.  3. Роберт   И.   В.   Основные   направления   процесса   информатизации образования в отечественной школе // Школьные технологии. 2006. №6

Психолого-педагогические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалистов

Психолого-педагогические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалистов

Психолого-педагогические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалистов

Психолого-педагогические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалистов

Психолого-педагогические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалистов

Психолого-педагогические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалистов

Психолого-педагогические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалистов

Психолого-педагогические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалистов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019