Тема урока: |
А.С. Пушкин в жизни |
Цель урока: |
Познакомиться с необыкновенной личностью поэта , помочь учащимся по-новому взглянуть на того, чьё имя знакомо с детства |
Дидактическая |
сопровождать учащихся в процессе обсуждения темы урока, способствовать формированию умения находить новое в привычном, вырабатывать свою точку зрения |
Тип урока: |
урок изучения нового. |
Тема 2. А.С. Пушкин в жизни.
I. Задания
Задание 1. Воссоздать живой облик А.С.Пушкина помогают сохранившиеся воспоминания современников поэта.
«Физиогномия Пушкина…так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие», - вспоминал современник поэта Н.А.Полевой.
«…особенно обратил мое внимание, вошедший молодой человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым и наблюдательным взором, необыкновенно живой…часто смеющийся в избытке непринужденной веселости и вдруг неожиданно переходящий к думе, возбуждающей участие. Очерки лица его были неправильны и некрасивы…» (В.П. Горчаков)
«Как теперь вижу его, живого, простого в обращении, хохотуна, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими, чистыми и ясными глазами…с белыми блестящими зубами, о которых он очень заботился, как Байрон. Он вовсе не был смугл, ни черноволос… а был вполне белокож и с вьющимися волосами каштанового цвета… В его облике было что-то родное африканскому типу…черты лица его были приятные, и общее выражение очень симпатичное». (М.В. Юзефович)
«Александр Сергеевич Пушкин, среднего роста, худощавый, имел в младенчестве белокурые курчавые волосы, сделавшиеся потом темно-русыми; глаза светло-голубые; улыбку насмешливую и вместе приятную; носил на умном лице отпечаток африканского происхождения, которому соответствовали живость и пылкость характера, раздражительного, но доброго, услужливого, чувствительного. Он в особенности отличался большими своими бакенбардами и длинными ногтями, которыми щеголял. Любезность, острый ум, необыкновенная память и заманчивый веселый рассказ делали его украшением и душою общества». (Д.Н. Бантыш -Каменский)
1. Почему, по мнению Н.А.Полевого, А.С.Пушкин на портретах и в воспоминаниях современников выглядит по-разному? Как вы думаете, легко ли художникам было рисовать поэта?____________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какую черту в облике А.С.Пушкина единодушно отмечают все современники?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. «Множество раз Пушкин изображал себя сам. Сохранилось около 90 его автопортретов. Он был блестящим портретистом-графиком, рисовал точно, верно, несколькими штрихами передавая самое характерное, самое главное, хорошо зная свое лицо, подчеркивал в нем ганнибаловские черты, унаследованные через мать от прадеда – Ибрагима Ганнибала. Поэт гордился ими и говорил о себе «потомок негров безобразный». Но автопортреты поэта позволяют думать, что он не был так уж недоволен своей внешностью. Она его занимала, интересовала своей оригинальностью, своеобразием.
Пушкин любил изображать себя в различных видах. Он фантазировал: то изображал себя морщинистым, то плешивым старцем, то юношей с длинными рассыпавшимися кудрями, то надевал себе парик по моде XVIII века, то представлял себя монахом в черном высоком клобуке на голове, то воином в бурке, то воображал себя слугой-арапом в чалме и ливрее». (И.К.Эткин)
1. Как относился к своей внешности А.С.Пушкин? О какой черте характера это говорит?_________________________________________________ __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как вы думаете, на каких автопортретах лежит отпечаток блестящего пушкинского остроумия?________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. О каких новых талантах А.С.Пушкина вы узнали?______________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. «…Я не встречал людей, которые были бы вообще так любимы, как Пушкин; все приятели его делались скоро его друзьями. Он знакомился скоро, дружил искренно. В большом кругу он был довольно молчалив, серьезен, и толстые губы давали ему вид человека надувшегося, сердитого; он стоял в углу, у окна, как будто не принимая участия в общем веселье. Но в кругу приятелей он был совершенно другой человек; лицо его прояснялось, он был удивительной живости, разговорчив, рассказывал много, всегда ясно, сильно, с резкими выражениями, но как будто запинаясь и часто с нервическими движениями, как будто ему неловко сидеть на стуле. Он любил также слушать, принимал участие в рассказах и громко увлекательно смеялся, показывая свои прекрасные белые зубы. Когда он был грустен, что часто случалось в последние годы его жизни, ему не сиделось на месте: он отрывисто ходил по комнате, опустив руки в карманы широких панталон, и протяжно напевал: «грустно! Тоска!» Но веселый анекдот, остроумное слово развеселяли его мгновенно; он вскрикивал с удовольствием «славно!» и громко хохотал». (Н.М.Смирнов)
1. Как вы думаете, почему у А.С.Пушкина было так много друзей и приятелей?____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Случайно ли из-под пера А.С.Пушкина выходили светлые, солнечные стихи?________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что можно сказать о характере А.С.Пушкина по его манере общения?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Использованная литература
1. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс. — М.: ВАКО, 2010. — (Мастерская учителя-словесника).
2. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-
сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.:
ООО «Русское слово – учебник», 2013
Иллюстративный материал
Рисунки Пушкина:
· https://avatars.mds.yandex.net/i?id=dd66e36b1d538a78733a958c7ad0018033fea751-11389617-images-thumbs&n=13
· https://avatars.mds.yandex.net/i?id=007dd93998ac640569ea7e8055ad9315c48e2aa3-12319715-images-thumbs&n=13
Иллюстрация Пушкин в кругу товарищей - https://topuch.com/proekt-sovremennoe/409135_html_51f1405036dba3c5.jpg
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.