Конспект занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Путешествие по России»
Тема:
«Путешествие по России»
Цель:
Закрепить у детей знания о нашей стране.
Задачи:
Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о России как
государстве, в котором они живут, ее столице - Москве; о природном символе
России –березке. Расширять представления о природе России. Закреплять у детей
знания о государственных символах, праздниках. Уточнить представления о
народах, проживающих в России.
Развивающие: Развивать внимание, память, восприятие, мышление, умение
обобщать и делать выводы. Развивать у детей грамматически правильную речь,
умение поддерживать беседу, связно, последовательно и логично отвечать на
вопросы.
Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства по отношению к своей
Родине. Воспитывать навыки общения и взаимодействия со сверстниками и
взрослыми. Создать положительное эмоциональное настроение у детей.
Предварительная работа: Беседы на темы: «Наша страна – Россия», «Главный
город нашей страны», беседы о российской символике; чтение и разучивание
стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, березке. Рассматривание глобуса,
фотографий, городов; рассматривание живописных произведений о Родине,
иллюстраций с изображением людей разных национальностей,
д/и
«Найди свой флаг», «Узнай наш герб»..
Виды детской деятельности: игровая деятельность, коммуникативная,
восприятие художественной литературы, двигательная форма активности ребенка.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, аудиозапись
государственного гимна, песня из мультфильма «Паровозик из Ромашкова»
Демонстрационный материал: дидактическая игра «Собери флаг», «Кому что
нужно».
Длительность: 30 минут
Ход
занятия:
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте мы с вами
поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй, небо и земля (руки вверх)
Здравствуйте мои друзья (руки вперед)
Показ презентации.
1 слайд – название НОД
Воспитатель; Ребята послушайте стихотворение
Е. Аксельрод «Наш дом».
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
II Основная часть
Воспитатель:
- Дети, а как называется наша страна? (Ответы детей). Сегодня я предлагаю вам
отправиться в путешествие по нашей стране - России на поезде. Рассаживайтесь по
вагонам, отправляемся.
(Дети встают друг за другом и идут под песню «Паровозик из Ромашкова»)
СТАНЦИЯ «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ»
слайд 3 -- Карта нашей страны
Воспитатель: Мы приехали на первую станцию. Она называется
"Географическая". На планете много разных стран, но наша страна самая
большая.
Воспитатель: - как называется наша страна?
Дети:Россия
Воспитатель: А как называем мы людей, которые живут в нашей стране?
Дети: Россияне.
Воспитатель: Россия многонациональная страна, на территории России,
проживает более 130 разных народов. Ребята назовите, какие народы живут в
России. (ответы детей) .
Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как
Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель обращает внимание детей на карту
России). Как много места занимает территория России: от запада до востока, от
севера и до юга. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на
другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на
другом - припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца до другого на
поезде надо ехать неделю, а на самолете лететь почти сутки. А какая она наша
Россия?
Дети: Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, гордая,
мужественная.
Воспитатель: А что означают цвета на карте?
Дети: Голубой –вода (реки, озера, моря, океаны, зеленый – леса, желтый – суша,
коричневый – горы.
Дети читают стихотворения:
1.
Как велика моя земля!
Как широки просторы,
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
2. Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
Вдругом снега и вьюга!
Воспитатель:
Россия - наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое Родина?
Дети: Родина-место, где мы родились; страна, в которой мы живем, мой дом.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается, занимайте места в вагонах. Мы
отправляемся в путь.
СТАНЦИЯ «ЛЕСНАЯ»
слайд 4 - Лес
Воспитатель:Следующая станция, на которую мы прибыли, называется
"Лесная". Отгадайте загадку:
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)
Воспитатель:Правильно! Это дерево. Россия - самая богатая лесами страна в мире.
Какие деревья вы знаете?
Дети: Дуб, осина, елка, клен, рябина, береза и др.
слайд 5 - Береза
Воспитатель:Березу милую, родную издавна считают символом России. Россия и
береза! Эти два символа неразделимы. Мы с вами разучили несколько стихотворений
о березе. Давайте их послушаем.
Дети читают стихи:
1.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
2. Белоствольная береза
Символ Родины моей.
Нету, - деревца другого
Сердцу русскому милей.
Физкультминутка
Руки
подняли и покачали.
Это - березы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Руки согнули назад. (Дети выполняют движения, в соответствии с текстом)
Воспитатель: Лес - это наше богатство. Мы с вами должны беречь природу.
Назовите правила поведения в природе. (Ответы детей)
слайд 6 – Правила поведения в природе
Воспитатель: Мы отправляемся дальше, занимайте места.
СТАНЦИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ»
слайд 7 - Москва
Воспитатель:Следующая станция называется "Государственная". Мы
прибыли в главный город нашей страны - столицу. Как называется столица нашего
государства?
Дети: Москва
Воспитатель:Давайте послушаем стихотворение о Москве:
Ребенок:
Москва - это Красная площадь,
Москва - это башни Кремля,
Москва - это сердце России,
Которое, любит тебя.
Воспитатель:А кто глава нашего государства? (Президент.) Как зовут
нашего президента?
слайд 8 - президент.
Воспитатель:Чем занимается президент?
Дети:Управляет страной.
Воспитатель уточняет, что одному трудно управлять огромной страной, поэтому
президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей. В
Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей
страны.
- Назовите государственные символы России
Дети: Флаг, герб, гимн.
слайд 9 – символы Росии
Воспитатель: Свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг
от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых, вы никогда не найдете. (Дети
рассматривают флаги разных государств) .
слайд 10– флаги разных стран
слайд 11 – флаг Росии
Воспитатель: Какой Российский флаг? Из чего он состоит?
Ребенок: Белый, синий, красный. Флаг состоит из древко, полотнище, навершие.
Полотнище состоит из белого, синего, красного цвета.
Воспитатель; Что означает белый цвет?
Ребенок: Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша
страна миролюбивая. Она ни на кого не нападает. Белый цвет нам напоминает
(Березу, снег, облака, ромашку) .
Воспитатель; Что означает синий цвет?
Ребенок: Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает
ее, верен ей. Синий цвет нам напоминает (Небо, реки, озера, моря).
Воспитатель; Что означает красный цвет?
Ребенок: Красный цвет - цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает
(Солнце, огонь, тепло)
Дидактическая
игра «Собери флаг»
Воспитатель: Дети, у вас на столах лежат цветные прямоугольники. Соберите из
них Российский флаг. Приступайте к работе. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы! А теперь послушаем стихотворение о флаге:
Ребенок: Белый цвет - березка,
Синий - неба цвет,
Красная полоска -
Огненный рассвет.
Воспитатель: А теперь поговорим о гербе.
слайд 12 - Герб
Воспитатель: Герб - это второй символ нашего государства. Герб объединяет
людей, живущих в одной стране, является отличительным знаком государства. На
нем старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет
на гербе имеет свое значение.
Давайте с вами рассмотрим герб. Расскажите о нём.
Ребёнок рассказывает о гербе:
- Герб России представляет собой темно - красный щит, на котором изображен
золотой двуглавый орел. Золотой цвет - это символ солнца. Одна голова орла обращена
на Восток, другая - на Запад. Грудь орла украшена щитом, на нём всадник Георгий
Победоносец. Он сидит на белой лошади с копьём в руках. Этим копьём он убивает
змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом. Наш герб - это
эмблема, символ России.
Воспитатель; Скипетр и держава в лапах орла - царские регалии, которые служат
воплощением государственного порядка и верности закону.
Стихотворение о гербе читает ребёнок;
У России величавой
На гербе орел двуглавый.
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.
Воспитатель: Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб?
Дети: На зданиях госучреждений, на знаменах и флагах, на печатях и штампах, на
наградах, на денежных знаках, на документах.
слайд 13 – различные документы с гербами
Дети рассматривают различные документы с гербами, монеты, купюры.
Воспитатель: А что же такое гимн?
слайд 14 - Гимн России
Дети: Гимн - это самая главная песня нашей страны. Гимн играет на военных
парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют президента нашей
страны и т. д. Гимн слушают стоя.
Воспитатель: Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Этим
мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали:
композитор Александр Александров и поэт Сергей Михалков. У каждой страны свой
гимн. Сейчас мы с вами послушаем гимннашей страны.
(Дети встают и стоят смирно.)
Воспитатель: А наше путешествие продолжается, занимайте места в вагонах,
поехали.
СТАНЦИЯ «ПРАЗДНИЧНАЯ»
Воспитатель: Мы с вами приехали на станцию, которая называется
"Праздничная".
слайд 15 – офицеры и солдаты Российской армии
Воспитатель: Каждый год в нашей стране 23 февраля отмечается День защитника Отечества.
А кто такие защитники Отечества?
Дети: Офицеры и солдаты Российской армии, защищающие нашу Родину.
Воспитатель: Какие войска охраняют нашу Родину на суше?
Дети: Сухопутные войска.
слайд 16 – Сухопутные войска
Воспитатель: На море?
Дети: Военно-морской флот.
слайд17 – Военно морской флот
Воспитатель: А в воздухе?
Дети: Военно-воздушный флот.
слайд 18 – Военно –воздушный флот
Дидактическая игра «Кому что нужно»
Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам картинки с военной техникой, а вы мне
назовите, кому она нужна.
Слайд 19 -25
Воспитатель: Танк нужен кому… танкисту.
Пушка нужна кому… артиллеристу
Автомат нужен кому… пехотинцу.
Бинокль нужен кому… пограничнику
Парашют нужен кому… десантнику
Самолет нужен кому… лётчику
Корабль нужен кому … моряку
Воспитатель: Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Давайте
их вспомним.
слайд 26
Дети:
- Жить - Родине служить.
- Кто за Родину горой, тот истинный герой.
- Родина любимая, что мать родная.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Родина-мать, умей за неё постоять.
Воспитатель: Как вы думаете, чему учат нас эти пословицы?
Дети: Эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от
врагов.
слайд 27 Воспитатель: Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой, мы Родиной
милой,
Мы Родиной нашей зовем.
III Заключительная часть
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Вам оно понравилось? О чем мы с
вами говорили? (ответы детей). Что вам больше всего запомнилось? (ответы
детей). Спасибо за занятие!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.