"Путешествие в страну Грамматики"

  • docx
  • 13.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала моё занятие.docx

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в страну Грамматики»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.
ЗадачиОбразовательные:
• Продолжать учить различать согласные и гласные звуки.

• Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

Закреплять у детей представление о понятии «Слог»; упражнять в делении слов на слоги, определении слогов в слове
• Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)
Развивающие:
• Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха.
• Развивать зрительное восприятие, внимание, память;
• Развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка;
• Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнять её.
• Обогащать лексику.
• Обеспечивать двигательную активность детей для повышения умственной работоспособности детей.
Воспитательные:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, активность и самостоятельность.
• Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила;
• Желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Материалы к занятию: 
Демонстрационный: интерактивная презентация, доска, указка, фишки красного, синего, зеленого цветов ; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е. домики синего и зелёного цвета, схемы слов, картинки (книга, зебра, корова, лев, кенгуру, волк, жираф) , смайлики.

Раздаточный материал: фишки красного, синего, зеленого цветов ; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е , домики синего и зелёного цвета, схемы слов, тематические  картинки , смайлики.


Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
Игры по обучению грамоте: «Найди букву», «Подбери звуковую схему», «Найди место звука в слове» и др.; звуковой анализ слов.

Ход занятия

 

Этап

 

Содержание

Слова педагога

Предположительные ответы и

действия детей

I

 

Организационный момент.

 

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

 А также порадуемся улыбчивым лицам,

  Всем тем, кто живет на нашей планете,

  «Доброе утро! » - скажем гостям и детям.

Ребята, сегодня к нам пришел необычный гость из Цветочной страны. -Кто же это? Отгадайте загадку?

-Давайте все вместе вспомним, кто живет в Цветочной стране?

 

 

 

 

 

-Правильно, Незнайка как и вы готовится к поступлению в школу. И ему очень нужна ваша помощь.

-Что же нам делать?

-Отлично, мы поможем Незнайке. И сейчас мы отправимся в страну Грамматики, расскажем Незнайке

всё что мы знаем по грамоте и потом отправим ему письмо.

Дети  встают в полукруг около доски.

 дети поднимают руки вверх,

 

улыбаются друг другу,

 

разводят руками в стороны,

 

 

обнимают друг друга.

 

 

Отгадывают загадку.  (Знайка)

 

 

Незнайка, Знайка, Пилюлькин, Винтик и Шпунтик, Гусля, Гунька, Цветик,Ромашка и Кнопочка, Ворчун, Молчун, Авоська, Пулька, Торопыжка, Растеряйка, Сиропчик.

 

 

 

Помочь Незнайке

II

Основная часть.

Присаживаемся на стулья.

+ Руки?

+Ноги?

+Локти?

+Спина?

+ Я очень рада видеть всех вас. Настроились на работу, у нас с вами все получится! Работаем активно, поднимаем руки, с места не кричим.

 

1        задание:

- Ребята, мы с Вами уже знаем, что есть звуки и есть буквы.

А чем буква отличается от звука?

- Какие бывают звуки?

 

- Назовите гласные звуки которые вы знаете.

 

 

- Какими бывают согласные звуки?

- В сказочном царстве Грамматики живут звуки и каждый звук живет в своем домике : Красном, Зеленом и Синем.

- Как вы думаете, какие звуки живут в красном доме?

- Какие звуки живут в синем доме?

- Какие звуки живут в зеленом доме.

- Молодцы ,с первым заданием справились.

И теперь я вам предлагаю поиграть в игру.

 

 

 

 Игра «Найди свой домик».

Воспитатель: Ребята, в конверте номер 1  находятся домики синего цвета и зеленого цвета, а так же   карточки с гласными буквами .Те гласные  звуки , которые делают согласный звук твердым, отправятся в гости в синий домик. А те звуки которые делают согласный звук мягким, отправятся в гости в зеленый домик.

 

Молодцы ,с первым заданием справились.

 

2 задание.

А теперь, ребята, послушайте следующее задание.

Звуковой анализ слова книга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь поиграем. Игра «Подбери слово».

Внимание на экран. Первое слово состоит из трёх звуков: первый звук согласный мягкий, второй звук гласный, третий звук согласный твёрдый. Даны пять картинок: мёд, пень, лев, кит, мяч. Какие слова подходят к данной схеме.

А теперь возьмите конверт номер 2. В каждом конверте лежит звуковая схема слова и картинки. Попробуйте отгадать какое слово спрятано в схеме.

 Давайте проверим, как вы справились.

молодцы ,и с этим заданием справились. Ну а теперь пришла пора отдохнуть.

 Физкультминутка

«Моя тетя весельчак» (под музыку)

 

 

3        задание

Игра  «Раздели слово на слоги»

- Посмотрите, ребята, какие интересные картинки приготовил для вас Знайка!

-Назовите, что изображено на картинках.

- Ребята, из чего состоят слова?

-Как узнать, сколько слогов в слове?

 

 

– На нашем пути три дома – «Слогознайки». В первом доме живут слова, состоящие из одного слога, во втором доме – состоящие из двух слогов, в третьем доме – состоящие из трёх слогов. У вас на столах карточки с картинками животных,  определите количество слогов в названии каждого животного.

 

Ну что ж, ребята, вы молодцы, с заданиями  справились. И Знайка дарит вам в подарок Буквари. Один Букварь мы отправим письмом Незнайке, чтобы он тоже готовился к школе. Я надеюсь, что вы и дальше будете стремиться к тому, чтобы стать еще умнее и еще грамотнее. 

 

 

НА МЕСТЕ

НА МЕСТЕ

У КРАЯ

ПРЯМАЯ.



 

 

 

 

Буквы мы видим и пишем.

 

Гласные и согласные.

 

 

А О У Ы Э Я Ё Ю И Е

 

 

 

Согласные звуки бывают твердые и мягкие.

 

 

 

 

 

В красном доме живут гласные звуки.

В синем доме живут твердые согласные.

В зеленом доме живут мягкие согласные.

 

 

 

 

 

 

Синий дом – А О У Ы Э

Зелёный дом – Я Ё Ю И Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно («к», «нь», «и», «г», «а»), характеризует их (гласный, твердый или мягкий согласный) и обозначает соответствующей фишкой.

 

 

Трое детей по очереди у доски подбирают слова по заданной схеме. (Мёд,лев, кит)

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети самостоятельно подбирают слова по схемам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волк, зебра, корова, жираф, кенгуру, лев.

Слова состоят из слогов.

 

При помощи хлопков или касаний руки подбородком, сколько в слове гласных, столько и слогов.

 

 

-Лев, волк. Эти слова состоят из одного слога и они живут в первом доме.

– Зебра, жираф. Эти слова состоят из двух слогов и живут во втором доме.

-Корова, кенгуру. Эти слова состоят из трёх слогов и живут в третьем доме.

 

III

Подведение итогов занятия.

-Понравилось  вам ребята наше занятие ?

-Какие задания были интересными, и что понравилось вам больше?

- Ребята, а у вас на столах лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

-Чем они отличаются?

 

-Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если трудно – грустного.

 

 

Да.

 

Ответы детей.

 

 

 

настроением: радость, задумчивость, грусть.