ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКУ
(праздник подготовлен для учащихся 2 и 4 классов средней образовательной школы)
Целью является развитие интереса к изучению родного языка, формирование положительной мотивации школьной деятельности, навык коллективной работы.
Мы в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поём (Автор С. В. Михалков)
Путешествие в страну грамматику_.doc
И.А.Келеушева
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКУ
(праздник для учащихся 2 и 4 классов)
Цель:
развивать интерес к изучению родного языка, формировать
положительную мотивацию школьной деятельности, навык коллективной
работы.
Мы в родном краю порусски
Пишем, думаем, поём.
С. Михалков
Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня мы должны подвести итоги Недели
русского языка. Для этого важного события четвероклассники пришли в гости к
второклассникам.
Много было интересного в течение Недели. Вы были очень активны и во всем
помогали своим учителям. Ребята узнали много нового о русском языке.
А сегодня мы отправимся в далекий путь – в царство Королевы Грамматики.
Мы поблагодарим ее за все те знания, что вы приобрели. Путь будет долгим и
интересным. Всякие трудности предстоят нам на пути, но с нами будут наши
верные помощники – знания.
– Посмотрите, какой славный паровозик ожидает нас! В путь, друзья!
На доске «появляется» веселый паровозик. Ребята встают со своих мест,
становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящим и
имитируют движения.
ПЕСНЯ
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
И много интересного
Узнаем вновь, друзья.
А солнце ярко светит,
И радостно всем нам.
Мы станем чуть умнее,
Все беды пополам.
Припев:
– Чухчухчух! Чухчухчух!
Все слова исправим, друг!
Точки, запятые, знаки дорогие,
Орфограммы, сочетанья –
Где вы, трудные заданья?
Станция «Стихотворная» Ведущий. Ребята, на станциях нас встречают дежурные.
Дежурный. Здравствуйте, ребята, вы прибыли на станцию «Стихотворная».
Посмотрим, как вы умеете читать стихи. Нука, второклассники, что вы нам
приготовили?
Чтение стихотворения.
ОБ ОТМЕТКАХ
Пришёл я из школы,
От папы – вопрос:
– Ну, сколько отметок
Сегодня принёс?
– Одну, – отвечаю, –
Одну по письму,
А что за отметка –
И сам не пойму.
Похоже, четыре,
А может, и пять
(Марь Ванна забыла
Об этом сказать).
Ты, папа, не веришь?
Да вот, посмотри:
Поставила тройку
И пишет: «Не три!»
П. Голосов
– Четвероклассники, в чём состоит юмор этого стихотворения?
(Используются слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию –
словаомонимы.)
– А теперь послушаем вас.
– Чем необычно это стихотворение?
НЕМНОЖКО НЕОБЫЧНОЕ НЕСТИХОТВОРЕНИЕ
Тим Собакин
Ж
ЖЖЖ
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
ЖЖЖЖЖ
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
БАЦ!
ЖЖЖЖЖ
Ж…Ж…
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
БАЦ! БАЦ!
ЖЖЖЖЖЖЖ
БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ! ЖЖЖЖЖЖЖ
ТОП.
ЖЖЖЖ
ТОПТОП.
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
ТОПТОПТОП.
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
ШЛЁП!!!
ШМЯК.
И стало тихо.
О б о б щ е н и е: русский язык очень богат; с помощью слов можно передать
всё: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине
волшебный русский язык».
К. Паустовский
Звучит песенка, дети поют припев.
Станция «Алфавит»
– Здравствуйте, путешественники! Вы прибыли на станцию, где живут буквы
озорницы. Они любят играть в прятки. Разрешите им поиграть с вами.
И г р а «ПОИГРАЕМ В ШИФРОВАЛЬЩИКОВ».
Вам предлагается зашифрованное письмо. Разгадать его тайну смогут лишь
те, кто хорошо знаком с буквами русского алфавита.
– А известны ли вам секреты тайного письма? (Секрет замены букв.)
– Найдите ключ к шифру и расшифруйте эту фразу.
ШЫРПИР Ю ПЯПЮЖГЫ ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЕСРЫГ, ФЕД ГЯГ, ФЕД ГЯГ,
ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЕСРЫГ.
(О т в е т: «Жилбыл у бабушки серенький козлик». Замена: звонкие
согласные заменены глухими, а глухие – звонкими; буква р заменяется на л, м –
на н, и наоборот; буква й остаётся неизменной; гласные а, о, у заменяются на я,
ю, е и наоборот.)
О б о б щ е н и е: на уроках русского языка продолжим открывать для себя
тайны букв русского алфавита.
Звучит песенка, дети поют припев.
Станция «Знаки препинания»
Дежурный. Здравствуйте, знатоки русского языка! Как вы думаете, почему
наша станция так называется? Познакомьтесь с жителями нашей станции.
Дети читают стихотворение и предлагают поучаствовать в конкурсе.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Внимание! Внимание! Мы знаки препинания:
Тире,
Знак восклицания,
Кавычки,
Двоеточие,
И прочее,
И прочее…
Мы предлагаем устроить конкурс на лучшее предложение: восклицательное,
вопросительное, побудительное. В конкурсе участвуют и второклассники, и
четвероклассники.
О б о б щ е н и е: на уроках русского языка будем упражняться в составлении
красивых, ёмких, интересных предложений.
Звучит песенка, дети поют припев.
Станция «Культурная»
Дежурный. Здравствуйте, гости дорогие! Я слышал, что вы отправились в
далёкий путь и по дороге демонстрируете свои знания по русскому языку? А
скажитека мне: «Русский язык нуждается в защите?»
Разыгрывание сценок.
2 к л а с с.
ПОГОВОРИЛИ
Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!
– Как живёшь? – спрашиваю.
– Нормально, – отвечает.
– А с учёбой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел… Теперь всё в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь…
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
«Даа, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно… А ведь
когдато был вполне нормальный человек!»
А. Шибаев
4 к л а с с.
ЧАС ВЕЖЛИВОСТИ Школа. Возле входа в класс стоят трое ребят.
Денис (самый активный, расставляет ребят). Ты, Мишка, будешь стоять
здесь! Справа. А ты, Васька, будешь стоять слева. Ты, Мишка, будешь говорить:
«Здравствуйте!» Улыбаешься и кланяешься. Нука попробуй!
Мишка (грубо). Здрасьте!
Денис. Ну кто так здоровается! Надо вежливо и ласково: «Здравствуйте!»
(Показывает.) Ты, Василий, говоришь: «Добро пожаловать!» (Протягивает
руки к дверям, приглашает войти.)
Василий (бурчит под нос). Добро пожаловать!
Денис (возмущенно). Ну, кто так говорит, ты как будто тигров в клетку
приглашаешь! Попробуй нежно и вежливо. (Василий старается.) Ну, ничего,
сойдет. А что же мне сказать? Самые лучшие слова вам раздал.
Мишка. А ты скажи: «До свидания!»
Денис (сердится). Ну и как ты себе это представляешь? Один говорит:
«Здравствуйте!», другой – «Добро пожаловать!», а я – «До свидания». Нет, так
дело не пойдет.
Василий. Ну тогда скажи, как маленьким говорят: «Утютютю! Кто к нам
пришел!»
Денис (передразнивает его). Утютютю! Я тебе сейчас как «утютю»!
(Повторяет несколько раз.) Утютютю! (Показывает пальчиками.) А вообще
ничего, сойдет. Давайте прорепетируем.
Мишка. Здравствуйте! (Кланяется и улыбается.)
Василий. Добро пожаловать! (Протягивает руки к дверям, приглашая
войти.)
Денис. Утютютю! Кто к нам пришел?
По коридору идут девочки, Денис их видит, командует.
Все по местам!
Девочки подходят к классу. Мальчишки сердито смотрят на них,
закрывая вход в класс. Затем, как будто вспоминают чтото, улыбаются.
Мишка. 3дравствуйте!
Василий. Добро пожаловать!
Денис. Утютютю! Кто к нам пришел!
Девочки (испуганно озираются по сторонам и спрашивают недоуменно).
Мальчики, вы, что, заболели? Что случилось? (Хором.)
Ребята еще больше стараются.
Мишка. 3дравствуйте! Василий. Добро пожаловать!
Денис. Утютютю! Кто к нам пришел!
Тут вбегает Петька. Он удивленно наблюдает за происходящим,
опомнившись, кричит.
Петька. Ребята, что вы тут делаете? Там наши проигрывают 4Б в футбол!
Денис. Не мешай, Петька, уйди!
Петька. Ребята, так ведь проигрываем... в футбол... (чуть не плача).
Мишка. Сказано – отвяжись, не видишь, час вежливости у нас!
Петька. А до которого часа у вас этот час?
Ребята (дружно). До четырех!
Петька (обрадованно). Так уже полпятого!
Ребята (дружно). Что, правда? (Как бы опомнившись, бросаются бежать,
расталкивают девочек. Девочки падают.)
Денис. Даешь футбол!
Мишка. Кончай вежливость!
Василий и Петька (кричат). Ура!
Девочки (помогают друг другу подняться).
исправились!
А мыто думали, они
Учитель. Каждый делает вывод сам. Но давайте постараемся сделать так,
чтобы вежливыми быть не на час, не на день, а всегда!
О б о б щ е н и е: каждый из нас должен помнить о культуре речи и о правилах
этикета.
Звучит песенка, дети поют припев.
Станция «Словарная»
Дежурный. «Усердней каждый день смотрю в словарь». (С. Маршак.)
– А вы, знатоки, любите заглядывать в словарь? А какие бывают словари?
– Словари помогают вам учиться?
Второклассник. Мне очень интересно узнавать значения слов, выражений.
Вот хочу спросить у четвероклассников:
– Сегодня в автобусе пассажир сказал одному дяде: «Гражданин, возьмите
себя в руки». А как он мог это сделать?
2й второклассник. А я слышал, как доктор говорил одной тёте: «Больная,
держите себя в руках!» Как это можно сделать?
Четвероклассники объясняют.
3й второклассник. Я тоже хочу задать вопрос. Я знаю, что слова базар и рынок – синонимы. Значит, выражения «птичий
базар» и «птичий рынок» означают одно и то же?
Четвероклассники объясняют.
Четвероклассники. Мы тоже приготовили для вас вопросы. Скажите: что
означают следующие фразеологизмы?
Клевать носом – … (дремать).
Заячья душа – … (трусливый человек).
И стар и млад – … (все).
Попасть пальцем в небо – … (случайно угадать).
Ведущий. Вас ждут ещё испытания. Один древний мудрец говорил: «Так же,
как из года в год меняют леса свои листья – старые опадают, – так и слова
ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся новые и крепнут, как дети, на смену
другие». (Гораций.)
Слова, как и люди, бывают старые и молодые. Наш язык постоянно
пополняется новыми словами – неологизмами (I). А некоторые слова устаревают
и уходят из нашей речи. Устаревшие слова называют архаизмами (II). А бывает и
так, что устаревшие слова обретают второе рождение (III).
Попробуем распределить данные слова на группы.
Продлёнка, гимназист, этажерка, водолазка, воевода, сударь, шейпинг,
плейер, октябрята, губернатор, миксер.
I – Продлёнка, водолазка, шейпинг, плейер, миксер.
II – Гимназист, этажерка, воевода, сударь, октябрята, губернатор.
III – Гимназист, губернатор.
Определите, в каком случае слово употреблено в прямом, а в каком – в
переносном значении.
Глухой человек
Глухой лес
Глухая стена
Медвежья берлога
Медвежья услуга
Медвежья лапа
Золотое кольцо
Золотые руки
Золотой человек
Золотое сердце
О б о б щ е н и е: будем чаще заглядывать в словари.
Звучит песенка, дети поют припев.
Станция «Орфографическая»
Дежурный. Здравствуйте, рад приветствовать вас на нашей станции. А знаете
ли вы, что означает название нашей станции? («Орфо» – правильно, «графо» –
пишу.)
Грамоте учиться – всегда пригодится.
1. Р а з ы г р ы в а н и е сценкишутки. ИЗЗА ТЕБЯ
слове
коврижка
– Ну почему ты, Петька, учительницу не слушаешь? Сколько раз Евдокия
Васильевна говорила: «Пиши разборчивее!» А ты, как курица, царапаешь. Что ты
в
или о?
– О.
– Вот видишь, теперь изза твоего почерка у меня ещё одна ошибка будет!
2. Р а б о т а с орфографическими правилами.
– Сова, поросёнок, медвежонок, ослик. В какой книге встречаются эти герои?
написал
–
а
(А. Милн «ВинниПух и всевсевсе».)
– На двери одного из домов было написано объявление:
ПРАШУ ПАДЁРГАТЬ
ЭСЛИ НЕ АТКРЫВАЮТ
– Каких правил не знают Кристофер Робин и Сова?
– Предлагаем ещё одно задание: вставьте и объясните орфограммы в
предложении.
Друзья добрались (до) опушки.
О б о б щ е н и е: на уроках русского языка будем внимательно изучать
орфографические правила. Не следует забывать и о каллиграфии.
Звучит песенка, дети поют припев.
Станция «Конечная»
Появляется королева Грамматика.
Грамматика. Здравствуйте, дорогие ребята! Я за вами наблюдала во время
вашего путешествия в своё волшебное зеркало и с нетерпением ждала встречи с
вами. Какие же Вы умелые, сообразительные! Вы все выполняли правильно!
Невозможно объехать всю мою страну. Но то, что вы уже знаете, меня очень
радует! Я поняла, что вы любите свой язык и с удовольствием его изучаете.
Ведущая. Спасибо, дорогая Грамматика, за знания наших ребят! Не покидай
их в трудную минуту, будь всегда рядом, чтобы они выросли умными и
грамотными!
Ученик.
Спасибо, Грамматика,
Наука прекрасная!
За буквы, слова, предложения ясные.
Где трудное место в словах –
Ты же рядом
И правило четко подскажешь, как надо
Писать, говорить, размышлять И трудиться, –
Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!
Грамматика. Спасибо вам, ребята, за теплые слова! Я не прощаюсь, а говорю
вам «до свидания»! Народная мудрость гласит: «Не стыдно не знать, стыдно не
учиться». А русский язык следует изучать всю жизнь. И каждый раз вы будете
делать удивительные открытия! Путешествие в Страну Грамматику
продолжается! До встречи на уроках русского языка!
Ведущая. Успехов вам! Удачи во всем!
Звучит веселая песенка или дети поют сами.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКУ
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКУ
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКУ
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКУ
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКУ
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКУ
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКУ
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКУ
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.