Путеводитель в мир диагностики детей: мотивационная готовность к школе
Оценка 4.6

Путеводитель в мир диагностики детей: мотивационная готовность к школе

Оценка 4.6
Подготовка к тестированию
pdf
детская психология
6 кл—8 кл
12.09.2022
Путеводитель в мир диагностики детей: мотивационная готовность к школе
14+ апробированных диагностических методик известных отечественных психологов
Путеводитель в мир диагностики детей.pdf

 

 

 

ПУТЕВОДИТЕЛЬ В МИР

ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ:

мотивационная готовность к школе

 

Составитель: канд. психол. наук, доцент О.Б. Мартынюк Банк методик по диагностике мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе

Методики

Предназначены для возрастной категории

6,5-7 лет

(старший дошкольник)

7-8 лет

(первоклассник)

"Беседа о школе" (Т.А. Нежнова)

+

 

"Беседа о школе" (Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер)

(модифицированный вариант)

+

+

"Персонификация     мотивов      учения"

(М.Р. Гинзбург)

+

 

"Эмоциональное отношение ребёнка к школе" (М.Р. Гинзбург)

+

 

"Кружки́" (Н.Л. Белопольская)

+

 

"Сказка" (Н.И. Гуткина)

+

 

"Игрушки     –     книжки     –      цифры"

(Н.И. Гуткина) (модификация методики "Сказка")

+

 

"Внутренняя      позиция       школьника"

(Н.И. Гуткина)

+

+

"Мотивационные              предпочтения"

(Д.В. Солдатов)

+

+

"Оценка    мотивационной    готовности"

(Д.В. Солдатов)

+

+

Методика изучения мотивационной сферы школьников (М.В. Матюхина) в адаптации В.Д. Солдатова (для

дошкольников)

+

+

"Рисунок школы" (Н.В. Нижегородцева)

+

+

Анкета     "Оценка    уровня     школьной

мотивации" (Н.Г. Лусканова)

 

+

Рисунок "Что мне нравится в школе" (Н.Г. Лусканова)

 

+

"Лесенка побуждений" (Л.И. Божович, А.К. Маркова)

 

+

 

 

"БЕСЕДА О ШКОЛЕ" (школа А и школа Б) (Т.А. Нежнова)

(источник: https://psy.wikireading.ru/29163)

 

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Возраст: 6,5-8 лет.

Форма проведения: индивидуальная.

Инструкция: "Я буду рассказывать истории про две школы, школу А и школу Б, а ты должен самостоятельно выбрать, какая школа тебе больше нравится". 

Взрослый отмечает выбор ребёнка в бланке вопросов. Так как беседа проводится индивидуально он может уточнить выбор ребёнка или повторить вопрос или варианты ответов при необходимости, что позволяет исключить ошибку в ответах ребёнка, связанную с недопониманием.

Задания:

1.                 В школе А расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки чтения, математики, письма, а уроки рисования, физкультуры, музыки – не каждый день. 

В школе Б всё наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю.

В какой школе ты хотел бы учиться?

2.                 В школе А не делают замечаний, если встанешь во время уроков, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу.

В школе Б от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал всё, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти.

В какой школе ты хотел бы учиться?

3.                 В школу А дети должны ходить каждый день, а в школу Б ходят только, когда хотят.

В какой школе ты хотел бы учиться?

4.                 В школе А дети носят разную одежду, школьной формы у них нет, а в школе Б все дети носят школьную форму.

В какой школе ты хотел бы учиться?

5.                 В школе А дети приходят в класс, и их всех учит одна учительница, а в школе Б учительница может приходить к ребёнку домой и учить его одного всему, что проходят в школе.

В какой школе ты хотел бы учиться?

6.                 В школе А детей учат учителя, а в школе Б уроки часто проводят мамы учеников: они им что-нибудь читают, показывают или рассказывают.

В какой школе ты хотел бы учиться?

7.                 В школе А первоклассникам никогда не ставят отметок, но всегда объясняют, что сделано правильно, а что неправильно.

В школе Б детям за выполнение заданий ставят отметки.

В какой школе ты хотел бы учиться?

8.                 В школе А дети на уроках узнают много нового и мало играют, а в школе Б много играют, а нового узнают мало.

В какой школе ты хотел бы учиться?

9.                 В школе А читают разные книжки и смотрят мультфильмы, а в школе Б учатся по учебникам.

В какой школе ты хотел бы учиться?

10.            В школе А часто читают сказки, а в школе Б детям сказки читают редко, зато часто рассказывают о других странах, о природе, о том, как что устроено – о том, что бывает на самом деле.

В какой школе ты хотел бы учиться?

11.            В школе А у каждого ученика есть дневник, куда учитель ставит отметки, и ученик обязательно показывает дневник родителям.

В школе Б дневников нет, детям и родителям рассказывают, как ученик учится, что у него получается и что не получается.

В какой школе ты хотел бы учиться?

 

Обработка результатов

1.     Ответы ребёнка сопоставляются с ключом:

2.     Подсчитывается общее количество ответов, свидетельствующих о преобладании учебной или "дошкольной" мотивации.

 

Интерпретация результатов.

1.                 Преобладание в ответах игровой дошкольной мотивации свидетельствует о несформированности учебной мотивации, об ориентации ребёнка на дошкольные виды деятельности.

2.                 Суммарное преобладание трёх типов ответов, характеризующих учебно-познавательную (основанную на желании узнать, научиться, то есть на познавательной потребности) и позиционную мотивацию (связанную с внешней атрибутикой учения, "позицией ученика"), а также ориентацию на отметку свидетельствует о наличии у ребёнка учебной мотивации разного типа.

3.                 В случаях, когда ребёнок даёт 5 или 6 ответов, относящихся к трём категориям учебных мотивов, и 5 или 6 ответов, свидетельствующих о преобладании дошкольных видов деятельности, делается вывод о примерном равенстве этих типов мотивации.

Соотношение числа ответов, относящихся к каждой категории мотивов, позволяет представить "мотивационный профиль" будущего школьника.

 

 

"БЕСЕДА О ШКОЛЕ" (стандартная) (Т.А. Нежнова)

(источник: Нежнова Т.А. Психологические различия в отношении к школе и учению у шести- и семилетних школьников в начале и в конце первого года обучения / Т.А. Нежнова // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: сб. науч. тр.; под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – Москва: НИИ ОПП, 1981. – С. 79-97. URL  https://rusist.info/book/6158118)

 

Цель: выявление у ребёнка сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Возраст: 6,5-7 лет.

Форма проведения: индивидуальная.

Содержание.

Вопросы беседы

Возможные варианты ответов

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А – очень хочу

Б – так себе, не знаю

В – не хочу

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А – интерес к учению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать,

узнать новое

Б – интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель

В – внеучебные    интересы:    в     садике

 

надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, "мама сказала"

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к школе)?

А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счёта: с мамой учили буквы, решали задачки и т. д.

Б – приобретение          формы,      школьных принадлежностей

В – занятия, не относящиеся к школе

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (Предварительно у ребёнка спрашивают, был ли он в школе) 

А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребёнка

Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса

В – уроки                          художественно-

физкультурного цикла, знакомые и близкие ребёнку в дошкольном

детстве и продолжающиеся в школе

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А – занятия учебного типа: "Писал бы буквы, читал

Б – дошкольные занятия:      рисование, конструирование

В – занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными

 

 

Обработка результатов:

А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла

Б – ориентация на внешние атрибуты – 1 балл

В – ориентация на внешкольные виды деятельности – 0 баллов

 

Интерпретация результатов:

10-9 баллов – школьно-учебная ориентация ребёнка и положительное

отношении     к    школе    (внутренняя     позиция     школьника    достаточно

сформирована); 

8-5 баллов – преимущественный интерес ребёнка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника); 

4-0 баллов – ребёнок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"БЕСЕДА О ШКОЛЕ" (Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер) (модифицированный вариант)

(источник: Инструментарий для диагностики готовности к школе:

учеб.-метод.         материал         [Электронный         ресурс].         –         URL 

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2021/12/29/instrumentariy-dlyadiagnostiki-gotovnosti-k-shkole)

 

Цель: выявление у ребёнка сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. 

Возраст: 6,5-8 лет.

Форма проведения: индивидуальная. опросы:

1.                 Тебе нравится в школе?

2.                 Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3.                 Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе ещё ничего не знает. Он тебя спрашивает: "Кто такой – хороший ученик?". Что ты ему ответишь?

4.                 Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?

5.                 Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

6.                 Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: "…?". Подумай, о чём он тебя может спросить.

7.                 Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: "(имя ребёнка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учёбу. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или пятёрку в журнал".

 

Ключ. 

Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счёт сформированности внутренней позиции школьника.

Б – балл в счёт несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

1.     А – да 

Б – не знаю, нет

2.     А – называет школьные предметы, уроки

Б – перемены, игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

3.     А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях

Б – нет ответа или неадекватное объяснение;

4.     А – нет

Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы

(иногда)

5.     А – школа А 

Б – школа Б

6.     А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдёшь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)

Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребёнок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: "А ещё о чём он тебя спросит?")

7.     А – выбор отметки

Б – выбор игрушки, шоколадки.

 

Бланк

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

Ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания:

1.                 Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

2.                 Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков "школьного" типа урокам "дошкольного" типа.

3.                 Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).

 

Уровни оценивания:

0.                 Отрицательное отношение к школе и поступлению в неё.

Обязательно вопросы 1, 4 – Б, в целом преобладание ответов типа Б.

1.                 Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребёнок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. 

Обязательно вопросы 1, 4 – А, вопросы 2, 5 – Б. В целом равенство или преобладание ответов А.

2.                 Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец "хорошего ученика", но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

Обязательно вопросы 1, 4, 7 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.

3.                 Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Обязательно вопросы 1, 2, 4, 5, 6, 7 – А.

 

 

"ПЕРСОНИФИКАЦИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ" (М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок И.Ю. Пахомовой и

Р.В. Овчаровой)

(источник: Гинзбург М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет / М.Р. Гинзбург // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста; под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – Москва: Педагогика, 1988. – С. 37-56. – (Педагогическая наука – реформе школы). – URL: http://psychlib.ru/mgppu/opr/opr-001-.htm

 

Цель: выявить мотивы, которые являются ведущими для ребёнка 6-7 лет в определении его желания ходить в школу.

Форма проведения: индивидуально.

Материал: 6 сюжетных картинок.

Процедура проведения. В основу методики положен принцип "персонификации" мотивов. Персонификация – это приписывание человеческих или личностных качеств некой "абстракции", в качестве которой может быть определённая общественная группа или структура, реальный человек и даже что-то нечеловеческое.

Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

После прочтения каждого абзаца перед ребёнком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция. Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Слушай внимательно.

Содержание.

1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком кладут карточку с рисунком № 1 (а): женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с ранцем. (Внешний мотив – подчинение требованиям взрослых)

 

2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".

Выкладывается карточка с рисунком № 2 (б): фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив – собственно-познавательный мотив)

 

 

3. Третий мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".

Выкладывается карточка с рисунком № 3 (в): фигурки двух детей, играющих в мяч. (Игровой мотив)

 

 

4. Четвёртый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким".

Выкладывается карточка с рисунком № 4 (г). (Позиционный мотив – стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими)

5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать, кем захочешь".

Выкладывается карточка с рисунком № 5 (д). (Социальный мотив – понимание общественной

необходимости учения)

 

 

6. Шестой мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".

Выкладывается карточка с рисунком № 6 (е): фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь с пятёрками. (Мотив получения высокой отметки)

 

 

 

После прочтения рассказа взрослый задаёт вопросы:

   Кто, по-твоему, из детей прав? Почему? (выбор 1)

   С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (выбор 2)

   С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (выбор 3)

 

Ребёнок последовательно осуществляет три выбора, поясняя картинку содержанием соответствующего абзаца. При необходимости ребёнку напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.

 

Обработка результатов: ответы ребёнка (выбор картинок) обозначаются знаком "+" и заносятся в таблицу, а затем оцениваются по предложенной ниже шкале.

 

 

Выборы

 

Номера картинок

 

Итого

1 (а)

2 (б)

3 (в)

4 (г)

5 (д)

6 (е)

Выбор 1

 

 

 

 

 

 

 

Выбор 2

 

 

 

 

 

 

 

Выбор 3

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный выбор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкала:

а) учебный мотив (ребёнку нравится учиться, узнавать что-то новое,

нравится посещать школу) – 5 баллов;

б) социальный мотив (ребёнок ходит в школу потому, что знает:

учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, – так говорят родители и другие взрослые) – 4 балла;

в) позиционный мотив (ребёнок ходит в школу для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых) – 3 балла;

г) получение отметки (ребёнок ходит в школу, чтобы зарабатывать

пятёрки, за которые хвалят родители и учитель) – 2 балла;

д) игровой мотив (в школе ребёнку нравится только играть, гулять,

общаться с детьми) – 1 балл;

е) внешний мотив (собственного желания ходить в школу ребёнок не

проявляет, школу он посещает только по принуждению) – 0 баллов.

 

Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (таблица представлена ниже).

Уровни мотивации

Уровни мотивации

Выбор картинок 1

Выбор картинок 2

Выбор картинок 3

Общая оценка (в баллах)

I

5

5

5

                 13-15

II

4

4

4

10-12

III

3

3

3

7-9

IV

2

2

2

4-6

V

0-1

0-1

0-1

до 3

Интерпретация результатов:

I                     – очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II                  – высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;

III              – нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

IV              – сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

V                 – низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива. "ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ"

(М.Р. Гинзбург)

(источник: Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста; под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – Москва: Педагогика, 1988. – С. 24-25. – (Педагогическая наука – реформе школы). – URL: http://psychlib.ru/mgppu/opr/opr-001-.htm)

 

Цель: изучение общего эмоционального отношения ребёнка к школе и роли школьника

Материал

              11 антонимичных пар прилагательных (например, весёлый – грустный, сильный – слабый, большой – маленький, бодрый – уставший, увлечённый – скучающий, спокойный – тревожный, серьёзный – беззаботный, солнечный – хмурый, дисциплинированный – шумный, старательный – ленивый, решительный – робкий). Каждое прилагательное напечатано на отдельной карточке.

              2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной – дети в школьной форме с портфелями, на другой – ребята, сидящие в игрушечном автомобиле и с игрушками.

Инструкция: "Вот это – школьники, они идут в школу; а это – дошкольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова и давать карточки, а ты подумай, кому они больше подходят: школьникам или дошкольникам. Кому больше подходят, в ту коробочку положишь карточку с написанным на ней словом".

Содержание. Перед ребёнком ставят 2 коробки. Взрослый зачитывает прилагательное и передаёт карточку ребёнку, который помещает её в одну из коробочек ("школьную" или "дошкольную"). Прилагательные предлагаются в случайном порядке.

 

Обработка результатов и их интерпретация. Подсчитывается количество положительных прилагательных (тех, которые в представленных выше парах занимают первое место) в каждой коробочке. 

Чем больше положительных прилагательных в "школьной" коробке, тем сильнее положительное эмоциональное отношение к школе.

 

 

"КРУЖКИ́ " (Н.Л. Белопольская)

                (источник:       Кирейчева Е.В.       Диагностика       и       формирование

психологической готовности детей к обучению в школе / Е.В. Кирейчева,

А.В. Кирейчев.                          – Киев: Педагогічна преса, 2000. – С. 2. – URL:

https://studopedia.su/13_53305_analiz-rezultatov.html)

 

Цель: определение доминирования учебного или игрового мотива поведения в условиях психического пресыщения при выполнении простого задания.

Материал: тетрадный лист в крупную клеточку, карандаш.

Инструкция. Сначала ребёнку сообщают, что сейчас он будет учиться красиво писать букву "О" (или цифру "0"). Если он хочет получить за свою работу самую высокую оценку – "5", то надо красиво писать не менее 1 страницы. (Учебный мотив)

После перерыва перед ребёнком ставят фигурки зайца и волка (можно вместо фигурок использовать изображения этих животных). Ребёнку предлагают поиграть в игру, в которой зайцу надо спрятаться от волка, чтобы тот его не съел. Ребёнок может помочь зайцу, если нарисует для него большое поле с ровными рядами капусты. Полем будет лист белой бумаги, а капуста будет изображена кружками. Ряды капусты в поле должны быть одного размера, тогда заяц сможет спрятаться среди них от волка. (Игровой мотив)

 

Интерпретация результатов: объективным показателем является качество и длительность выполнения задания при учебном и игровом мотиве в условиях психологического перенасыщения.

 

 

"СКАЗКА" (Н.И. Гуткина)

(источник: Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению:

методическое руководство / Н.И. Гуткина. – 3-е изд., перераб. – Москва: Издво МГППУ, 2002. – С. 7-8. – URL:

https://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/images/c/c0/Гуткина.pdf)

 

Цель: определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребёнка.

Материал: игрушки (один предмет из кукольной мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игрушка, один кубик, одна простая машинка).

Процедура. Ребёнку предлагается сделать выбор между игрой в малопривлекательными для него игрушками (в наборе не должно быть любимых игрушек ребёнка) и дослушиванием до конца сказки, прерванной на самом интересном месте.

Ребёнка приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем взрослый подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребёнку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и взрослый спрашивает ребёнка, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца? 

 

Интерпретация результатов:

1.                 Дети с выраженным широким познавательным интересом обычно предпочитают дослушать продолжение сказки.

2.                 Дети со слабой познавательной потребностью с доминирование игрового мотива предпочитают поиграть.

3.                 А. Если ребёнок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит ко взрослому и просит дочитать сказку, то взрослый отказывается, сославшись на то, что выбор уже сделан.

Б. Если ребёнок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берёт одну игрушку и возвращается ко взрослому с просьбой дочитать сказку, то взрослый предлагает ребёнку положить игрушку на место и тогда прийти дослушать сказку. В случае отказа ребёнка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает сказку и говорит ему, что либо сказка, либо игрушка.

Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, то есть как доминирование игровой мотивации, которая не вызывает игровую деятельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек.

В протоколе регистрируется выбор ребёнка, его высказывания и поступки, на основании чего делается вывод о доминировании познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребёнка.

 

Стимульный материал

Сказка "Почему зайцы зимой белые шубки носят"

(источник: Чудесный короб: русские народные песни, сказки, игры, загадки:  [для мл. и сред. возраста; составление, запись и обработка

Г. Науменко. – Москва: Детская литература, 1988. – С. 65. – URL:

https://www.studmed.ru/naumenko-g-sost-chudesnyy-korob_3323cece093.html)

 

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

                   Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

                   Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! – говорит заяц.

                   Нет, одолею!

                   Нет, не одолеешь! – стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

                   Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

                   Давай, – согласился заяц.

(В данном месте чтение прерывается).

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да поёт:

                   Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит – Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: "До чего ж крепкий заяц!" А сам ещё сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу всё нипочем – то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать.

Отступился Мороз от зайца:

                   Разве тебя, косой, заморозишь – ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

 

 

МЕТОДИКА "ИГРУШКИ – КНИЖКИ – ЦИФРЫ" (Н.И. Гуткина)

(модификация методики "Сказка")

(источник: Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Н.И. Гуткина // Психологическая наука и образование. – 2006. – Т. 11. – № 3.      –        С. 17–25.    – URL:

https://psyjournals.ru/files/1468/psyedu_2006_n3_Gutkina.pdf

 

 

"ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА" (Н.И. Гуткина)

(источник: Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению:

методическое руководство / Н.И. Гуткина. – 3-е изд., перераб. – Москва: Издво МГППУ, 2002. – С. 8-12. – URL:

https://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/images/c/c0/Гуткина.pdf)

 

Цель: определение наличия познавательной и учебной мотиваций у ребёнка.

Форма проведения: индивидуальная.

Процедура. Ребёнку предлагается ответить на 12 вопросов.

Вопросы:

1.                 Ты хочешь идти в школу? (да +, нет –). Почему?

2.                 Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду (дома)? (да +, нет –).

Почему?

3.                 Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду? Почему?

(ответ фиксируется)

4.                 Ты любишь, когда тебе читают книжки? (да +, нет – ). Почему?

5.                 Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку? (да +, нет –).

Почему?

6.                 Какие у тебя любимые книжки? (ответ фиксируется)

7.                 Почему ты хочешь идти в школу? (ответ фиксируется)

8.                 Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или бросаешь её? (выполняю +, бросаю –)

9.                 Тебе нравятся школьные принадлежности? (да +, нет –). Почему?

10.            Если тебе   разрешат    дома пользоваться       школьными

принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? (да – почему, нет +)

11.            Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? (учеником + почему?, учителем –)

12.            В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? (перемена – почему?, урок + почему?)

 

Если внутреннюю позицию школьника определяют, когда ребёнок уже учится в первом классе, то вопросы 1, 2, 3 и 7 звучат следующим образом:

1.                 Ты хочешь ходить в школу? (В случае отрицательного ответа спросить: "Почему?")

2.                 Ты хочешь вместо школы опять ходить в детский сад (быть дома)?

Почему?

3.                 Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду?

7. Почему ты хочешь ходить в школу?

 

Анализ результатов.

Шесть вопросов являются ключевыми, то есть в зависимости от ответа ребёнка на эти вопросы делается заключение о наличии или отсутствии у него внутренней позиции школьника.

Шесть вопросов не являются ключевыми, но они дают информацию о познавательном интересе испытуемого, об уровне его развития и о том, как он реагирует на трудности в работе. Знание этих особенностей ребёнка необходимо при развивающей работе с ним. 

Ключевыми вопросами являются вопросы 1 (только в случае отрицательного ответа), 2, 7, 10, 11, 12. 

В вопросе 2 ребёнок, не стремящийся в школу, обычно даёт утвердительный ответ. В случае отрицательного ответа испытуемого надо спросить, почему он не хочет ещё на год остаться в детском саду (для детей, не посещающих детский сад, - "дома"). Бывают случаи, когда нежелание остаться в детском саду связано с тем, что ребёнку там плохо, а не со стремлением пойти в школу. 

В вопросе 7 важно обратить внимание на то, как ребёнок объясняет своё желание идти в школу. Часть детей говорит, что они хотят ходить в школу, чтобы научиться читать, писать и т. д. Такой ответ свидетельствует о наличии учебной мотивации. Но некоторые ребята отвечают, что они хотят в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т. д., то есть желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка. Иногда дети говорят, что они хотят в школу, потому что там у них будет много друзей. Такой ответ прежде всего свидетельствует о неудовлетворённой потребности в общении, но при этом у ребёнка может быть и учебная мотивация. Поэтому дополнительно испытуемого надо спросить: "А ещё почему ты хочешь идти в школу?" Если при дополнительном вопросе он затрудняется с ответом, то скорее всего учебная мотивация развита у него недостаточно. Вопрос 7 также задаётся и тем детям, которые на вопрос 1 ответили, что они не хотят ходить в школу. В этом случае отмечается реакция ребёнка, например, эмоциональность, с которой он напоминает, что он не хочет в школу.

Отвечая на вопрос 10, ребёнок с внутренней позицией школьника не соглашается не ходить в школу. Из ответа на вопрос "почему его не устроит не ходить в школу" становится ясно, насколько сформирована у него учебная мотивация. Так, если он говорит, что принадлежности нужны для школы, а дома он их сломает, испачкает, то такой ответ свидетельствует о слабой выраженности учебных мотивов. Если испытуемый говорит, что дома он ничему не научится, то такой ответ свидетельствует в пользу наличия учебных мотивов. Бывает, что ребенок соглашается с предложением не ходить в школу, объясняя своё согласие тем, что дома бабушка или кто-то ещё всему научит. Такой ответ показывает отсутствие внутренней позиции школьника, хотя не исключает выраженную познавательную потребность. Ребенок действительно учится многому дома, а потребности в социальном статусе ученика у него нет, то есть нет социальных мотивов учения.

Если, отвечая на вопрос 11, дети выбирают роль ученика и объясняют своё желание тем, что ученик всему учится, то такой ответ свидетельствует о наличии внутренней позиции школьника. Он обычно согласуется с ответом на вопрос 12, когда дети выражают желание, чтобы урок был длиннее перемены, так как иначе ничему не научишься. Если, отвечая на вопрос 11, ребята выбирают роль учителя и объясняют своё желание тем, что учитель много знает или учитель главный в школе и т. д., то такой ответ говорит об отсутствии внутренней позиции школьника. Он обычно согласуется с ответом на вопрос 12, когда дети выражают желание, чтобы перемена была длиннее урока, при этом объяснение может отсутствовать или строится на том, что на перемене можно поиграть, отдохнуть, на перемене интереснее и т. д. Бывает, что в ответе на вопрос 11 ребёнок выбирает роль ученика, объясняя свой выбор тем, что учеником быть легче, чем учителем или вообще не может объяснить свой ответ. А в вопросе 12 он хочет, чтобы перемена была длиннее, чем урок, так как на уроке трудно, быстро устаешь, а на перемене можно отдохнуть, побегать с ребятами. Такое соотношение ответов также свидетельствует об отсутствии внутренней позиции школьника. Иногда встречаются испытуемые, выбирающие в вопросе 11 роль учителя без объяснений или объясняя свой выбор тем, что учитель много знает, учитель - взрослый и т. д. А в вопросе 12 они хотят, чтобы урок был длиннее, так как на уроке учитель учит. В этом случае, видимо, оба ответа также говорят о несформированности внутренней позиции школьника, а урок выбирается как деятельность учителя, о которой испытуемые имеют свое представление, как и о деятельности врача, продавца и т. д. 

 

Неключевыми являются вопросы 1 (в случае утвердительного ответа),

3, 4, 5, 6, 8, 9.

Вопрос 1 в случае утвердительного ответа ребёнка не всегда является информативным, поскольку такой ответ может быть заученным перед собеседованием при поступлении в школу.

Вопрос 3 позволяет выяснить интересы ребёнка: чем ему больше нравится заниматься. По ответам на этот вопрос дети делятся на три группы: одним больше всего нравятся занятия по типу школьных (чтение, арифметика); другим - физкультура, танцы; третьим - эстетические занятия (рисование, аппликация и т. д.)

Вопросы 4, 5, 6 направлены на выявление познавательного интереса ребёнка, а также уровня его развития. О последнем даёт некоторое представление ответ на вопрос 6 о любимых книгах. Дети с хорошим уровнем развития обычно в качестве любимых книг называют произведения, ставшие детской классикой и соответствующие их возрасту ("Приключения Незнайки", "Волшебник Изумрудного города", "Приключения Винни-Пуха" и т. д.). Дети с низким уровнем развития называют комиксы или простые сказки ("Курочка Ряба", "Теремок" и т. д.). Вопрос о любимых книгах обязательно должен задаваться во множественном числе, потому что, спросив ребёнка, какая у него -любимая книга, мы ставим его в трудную ситуацию выбора одного единственного произведения, в результате чего он может вообще отказаться от ответа. Отрицательные ответы на вопросы 4 и 5 могут свидетельствовать как о слабом познавательном интересе, так и о том, что ребёнок уже сам умеет читать, а потому не любит, когда ему читают вслух, и не просит, чтобы ему почитали. Таким образом, чтобы выяснить смысл отрицательных ответов испытуемого на эти вопросы, необходимо спросить его, почему он не любит и не хочет, чтобы ему читали. Бывает, что испытуемый говорит, что он любит, когда ему читают, но сам почитать не просит, так как мама очень занята. Такой ответ не должен интерпретироваться с точки зрения слабого познавательного интереса ребенка. 

Вопрос 8 не является информативным, поскольку мы не можем знать, действительно ли так поступает ребёнок, как он отвечает, но вместе с тем, этот вопрос дает некоторое представление о том, как ребенок реагирует на трудности в работе. 

Вопрос 9 не является информативным, поскольку всем детям нравятся школьные принадлежности. 

 

Интерпретация результатов.

Для того, чтобы сделать вывод о наличии или отсутствии внутренней позиции школьника у ребёнка, необходимо проанализировать его ответы на ключевые вопросы. Положительный вывод делается, если на все ключевые вопросы ребенок даёт ответы, свидетельствующие о наличии внутренней позиции школьника. Отрицательный вывод делается, если на все ключевые вопросы испытуемый даёт ответы, свидетельствующие об отсутствии внутренней позиции школьника. Если часть ответов говорит в пользу внутренней позиции школьника, а часть – против неё, то делается вывод, что внутренняя позиция школьника находится в стадии формирования. 

Ответы на неключевые вопросы позволяют лучше представить особенности познавательного интереса детей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ" (Д.В. Солдатов)

(источник: Солдатов Д.В. Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе: учеб.-метод. пособие; под ред. В.Г. Колесникова

/ Д.В. Солдатов.     –     Обнинск:     Принтер,     2001.     –     91 с.     –     URL:

https://psihdocs.ru/d-v-soldatov-diagnostika-motivacionnoj-gotovnosti-kobucheniyu.html)

 

Цель: выявление иерархии мотивов.

Возраст: 6-9 лет.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: карточки размером 13x18 см, пронумерованные с обратной стороны, на которых одни и те же мальчик и девочка младшего школьного возраста выполняют различные действия: на трёх карточках – игровые, ещё на трёх – трудовые, и ещё на трёх – учебные.

 

 

 

 

Процедура.

На глазах ребёнка взрослый раскладывает на столе 9 карточек одной серии так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было карточек, относящихся к одному виду деятельности – учебной, игровой, трудовой. 

Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть изображения и объясняет, что делают ребята на каждой карточке: "Здесь ребята пишут на доске, здесь – занимаются спортом, на этой карточке они играют с куклами и машинами, здесь они подметают пол ... " и т. д. После того, как ребёнок понял смысл занятий, изображенных на карточках, ему даётся первая инструкция: "На всех карточках ребята заняты разными делами. А что бы тебе хотелось делать больше всего? Выбери карточку, на которой изображено то, чем бы ты хотел заниматься, и дай её мне".

После того, как ребёнок выберет три карточки, на которых изображены наиболее привлекательные для него занятия, даётся вторая инструкция: "А теперь выбери из оставшихся карточек то, что тебе не хотелось бы делать, чем не хотелось бы заниматься". Количество выборов нежелаемых занятий не ограничивается.

Если после выполнения второй инструкции остались карточки, то необходимо добиться, чтобы ребёнок определил среди них более и менее привлекательные.

Задачей взрослого в ходе выполнения ребёнком задания является фиксирование последовательности выбора карточек (записываются их номера в порядке выбора). В записи следует чётко отделить привлекательные для ребёнка занятия от непривлекательных вертикальной чертой, например /. В итоге должна получиться примерно такая запись: 14325 / 8769. Это означает, что деятельность изображённая на карточке № 1, является наиболее привлекательной для ребёнка, а изображенная на карточке № 9 – самая непривлекательная. Полученный ряд цифр отражает иерархию предпочтений ребёнком разных занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"ОЦЕНКА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ" (Д.В. Солдатов)

(источник: Солдатов Д.В. Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе: учеб.-метод. пособие; под ред. В.Г. Колесникова

/ Д.В. Солдатов.     –     Обнинск:     Принтер,     2001.     –     91 с.     –     URL:

https://psihdocs.ru/d-v-soldatov-diagnostika-motivacionnoj-gotovnosti-kobucheniyu.html)

 

Цель: определение мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе.

Возраст: 6-9 лет.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: карточки размером 13x18 см, пронумерованные с обратной стороны, на которых одни и те же мальчик и девочка младшего школьного возраста выполняют различные действия: на трёх карточках – игровые, ещё на трёх – трудовые, и ещё на трёх – учебные (см. предыдущую методику)

Процедура тестирования. Перед ребёнком кладут все карточки в три ряда, но так, чтобы в каждом ряду оказались изображения всех трёх видов сюжетов. Ему предлагается следующее задание: "Посмотри, пожалуйста, на эти картинки и выбери ту, где нарисовано занятие, которым ты хотел бы сейчас заниматься". Выбранная картинка откладывается в сторону, а ребёнку предлагается сделать выбор из оставшихся ещё два раза. Таким образом определяются предпочтительные виды деятельности, к которым ребёнок мотивационно готов.

После этого инструкция меняется. Перед ребёнком лежат уже не девять, а шесть оставшихся карточек. Ему предлагается выбрать среди них те изображения, где нарисовано то, чем ребёнок не хочет заниматься: "А теперь покажи мне то, чем бы ты совсем не хотел заниматься". Выбранная карточка откладывается, а реб"нку предлагается сделать такой же выбор ещ" два раза. Подобный отрицательный выбор определяет те виды деятельности, которые ребёнка в настоящее время не интересуют.

В заключение из оставшихся трёх изображений детских действий ребёнку предлагается выбрать одно с предпочтительным видом деятельности, а затем одно — с отрицаемым видом деятельности.

В конце всей процедуры карточки должны быть разложены на три группы: в первой группе – четыре с предпочитаемыми видами деятельности, во второй группе – четыре с отрицаемыми видами деятельности и в третьей – одна, оставшаяся не выбранной.

 

Обработка результатов. Количественной обработке – суммарному подсчёту – подлежат карточки с изображениями предпочитаемых видов деятельности. Так, каждая карточка с сюжетом учебной деятельности оценивается в 2 балла, каждая карточка с изображением трудовой деятельности – в 1 балл и игровой – 0 баллов. Таким образом, максимально возможное число баллов равно 7, а минимальное, которое ребёнок теоретически может набрать, равно 0 баллов.

 

Интерпретация результатов:

6-7 баллов – у ребёнка вполне сформированная мотивационная готовность к обучению в школе

4-5 баллов – хорошая мотивационная готовность ребёнка к учебной деятельности от 1 до 3 баллов – сниженная мотивационная готовность: от ребёнка в первые же месяцы школьной жизни можно ожидать проявления нежелания ходить в школу, учиться на уроках.

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ (М.В. Матюхина) в адаптации В.Д. Солдатова (для дошкольников)

(источники: Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников:

монография / М.В. Матюхина. – Москва: Педагогика, 1984. – 144 с. – (Образование. Педагогические науки).

Солдатов Д.В. Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе: учеб.-метод. пособие; под ред. В.Г. Колесникова / Д.В. Солдатов. – Обнинск: Принтер, 2001. – 91 с. – URL: https://psihdocs.ru/d-v-soldatovdiagnostika-motivacionnoj-gotovnosti-k-obucheniyu.html)

 

Цель: выявление структуры учебных мотивов ребёнка.

Материал: 21 карточка, на которых написаны суждения, выражающие соответствующие мотивы.

Инструкция (для работы со старшими дошкольниками). Все карточки разбивают на три серии так, чтобы в каждую вошли суждения на выявление всех семи групп мотивов, изучаемых в методике. Например, карточки 1, 2, 3,

содержащие вербализацию мотивов долга и ответственности, должны оказаться в разных сериях. И так далее по всем группам мотивов (см. интерпретациярезультатов).

Ребёнку последовательно предлагаются серии карточек: взрослый читает ребёнку суждения, написанные на карточках, и просит выбрать в каждой серии по три суждения-мотива, наиболее важные для ребёнка.

После проведения всех трёх серий окажутся выбранными 9 карточек, обозначающих наиболее ценные, актуальные для ребёнка мотивы. Среди этих девяти карточек, при повторном прочтении, ребёнку предлагается выбрать только три карточки, обозначающих "самые-самые" важные для него суждения-мотивы.

Утверждения:

1.                 Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2.                 Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3.                 Понимаю свою ответственность за учение перед классом.

4.                 Хочу закончить школу и учиться дальше.

5.                 Понимаю, что знания мне нужны для будущего.

6.                 Хочу быть культурным и развитым человеком.

7.                 Хочу получать хорошие отметки.

8.                 Хочу получать одобрение учителей и родителей.

9.                 Хочу, чтобы товарищи всегда были хорошего мнения обо мне.

10.            Хочу быть лучшим учеником в классе.

11.            Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

12.            Хочу занять достойное место среди товарищей.

13.            Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохое учение.

14.            Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

15.            Не хочу получать плохие отметки.

16.            Нравится узнавать на уроке о слове и числе.

17.            Люблю узнавать новое.

18.            Нравится, когда учитель рассказывает что-нибудь интересное.

19.            Люблю решать задачи разными способами.

20.            Люблю думать, рассуждать на уроках.

21.            Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

 

Интерпретация результатов

Выбранные ребёнком три карточки можно считать указанием на наличие соответствующих мотивов.

                Суждения    1-3     направлены    на    выявление     мотивов    долга     и

ответственности

4-6 – самоопределения и самосовершенствования

7-9 – благополучия

10-12 – престижной мотивации

13-15 – мотивации избегания неприятностей

16-18 – мотивации содержанием учения 19-20 – мотивации процессом учения. 

Суждения 1-15 направлены на выяснение социальных мотивов, заложенных в учебной деятельности.

Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовешенствования), узколичностные (благополучия и престижа), учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения) и мотивы избегания неприятностей.

 

 

"РИСУНОК ШКОЛЫ" (Н.В. Нижегородцева)

(источник: Нижегородцева Н.В. Комплексная диагностика готовности детей к началу обучения в школе (КДГд): учеб.-метод. пособие

/ Н.В. Нижегородцева. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – С. 55-56. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26345484)

 

Цель: определение отношения ребёнка к школе и уровня школьной тревожности.

Материал: ребёнку дают лист А4, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция. На листе бумаги нарисуй школу.

Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

 

Обработка результатов. Эмоциональное отношение ребёнка к школе и учению оценивается по трём показателям:

1)   цветовая гамма;

2)   линия и характер рисунка;

3)   сюжет рисунка.

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляются оценки: "+", "-", "+ -". Затем эти оценки переводят в баллы. 

1.   Цветовая гамма.

"+" – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их

сочетания (жёлтый, светло-зеленый, голубой и т. д.)

"-" – рисунок выполнен в тёмных тонах (тёмно-коричневый, тёмнозелёный, чёрный)

"+ -" – в равной степени присутствуют светлые и тёмные тона

2.   Линия и характер рисунка.

"+" – а) объекты прорисованы очень тщательно и аккуратно; 

б) используются длинные, сложные линии различной толщины,

нет "разрывов" контура

"-" – а) объекты изображены нарочито небрежно, схематично; 

б) линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и

толщины, слабая линия;

"+ -" – в рисунке присутствуют обе характеристики.

3.   Сюжет рисунка. 

"+" – а) симметричное        изображение        (рисунок    школы        занимает центральное место на листе); 

б) наличие деталей и украшений, элементов декорирования,

изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах и т.д.); 

в) изображение детей, идущих в школу или сидящих за

партами, изображение учителя и "процесса учения"; 

г) время года - весна, лето (светит солнце, нет туч),

изображение светлого времени суток "-" – а) асимметричность рисунка; 

б) отсутствие деталей и украшений; 

в) отсутствие на рисунке людей либо изображены дети,

уходящие из школы; 

г) время года – осень, зима (тёмное небо, идёт дождь или снег),

время суток – ночь или вечер

"+ -" – в рисунке присутствуют обе характеристики.

 

Показатель отношения ребёнка к школе (ОШ) – балл, начисленный за рисунок с учётом трёх выделенных параметров.

 

Анализ результатов:

9-7 баллов – у ребёнка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем

6-4 баллов – у ребёнка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей

3-0 баллов – у ребёнка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками 

 

 

"ОЦЕНКА УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ" (Н.Г. Лусканова)

(источник: Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: учеб.-метод. пособие / Н.Г. Лусканова. – Москва: Фолиум,

1999. – 32 с.                                                –                                                URL:

https://vk.com/doc6711949_532082244?hash=7TP790L328tuVMI0Fr8iGqih9eZk YEXqm2e3zR4g6Ps&dl=V5Xn4ZcXHdNNjr3i9U2yBzdOOuExs8vtbfzZNWe4K

5P)

 

Цель: выявление уровня школьной мотивации (высокий, средний, низкий).

Возраст: первоклассники.

Форма проведения. Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

              вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят;

              анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднён в первом классе, так как дети ещё плохо читают.

Анкета по истечении времени может быть использована повторно, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а её повышение – положительной динамики в обучении и развитии.

Вопросы анкеты:

1.                 Тебе нравится в школе?

а) не очень

б) нравится

в) не нравится

2.                 Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома

б) бывает по-разному

в) иду с радостью

3.                 Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошёл бы в школу или остался бы дома?

а) не знаю

б) остался бы дома

в) пошёл бы в школу

4, Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится

б) бывает по-разному

в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы

б) не хотел бы

в) не знаю

6, Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю

б) не хотел бы

в) хотел бы

7.        Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто

б) редко

в) не рассказываю

8.        Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а) точно не знаю

б) хотел бы

в) не хотел бы

9.        У тебя в классе много друзей?

а) мало

б) много

в) нет друзей

10.   Тебе нравятся твои одноклассники?

а) да

б) не очень

в) нет

 

Обработка результатов:

                   ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

                   нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т. п.) оценивается в 1 балл;

                   ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жёсткое и надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

 

 

Ключ:

№ вопроса

Оценка за ответ "а"

 Оценка за ответ "б"

 Оценка за ответ "в"

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

1

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

 

Уровни школьной мотивации:

              25-30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

              20-24 балла – средняя норма школьной мотивации. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

              15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

              10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

              Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

 

 

Рисунок "ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ В ШКОЛЕ" (Н.Г. Лусканова)

 

Цель: выявление эмоциональных переживаний ребёнка, которые им полностью не осознаются или о которых он предпочитает не рассказывать.

Материал: лист бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры.

Схема оценки рисунка.

1. Несоответствие теме указывает на:

А. Отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего этими мотивами оказываются игровые мотивы. В этом случае ребёнок рисует машины, игрушки, военные действия, узоры и т. п. Такие рисунки свидетельствуют о мотивационной незрелости.

Б. Детский негативизм. В этом случае ребёнок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к чёткому выполнению школьных требований.

В. Неверное истолкование поставленной задачи, её непонимание. Ребёнок или ничего не рисует, или срисовывает сюжеты у других детей. Это может наблюдаться при нарушениях психического развития.

При несоответствии рисунка заданной теме при количественной обработке проставляется 0 баллов.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, т. е. что именно изображено:

А. Учебные ситуации — учитель, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т. п. Такие сюжеты свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребёнка, наличии у него познавательных учебных мотивов (30 баллов).

Б. Ситуации неучебного характера – школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. п. Такие рисунки свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты (20 баллов).

В. Игровые ситуации – качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Такие рисунки свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

Для большей надёжности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребёнка, что он изобразил, почему он нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию. В ряде случаев по рисунку и пояснениям ребенка к рисунку можно судить не только об уровне его учебной мотивации, об его отношении к школе, но и выявить те стороны

школьной   жизни,        которые     являются    для    ребёнка      наиболее привлекательными.

 

"ЛЕСЕНКА ПОБУЖДЕНИЙ" (Л.И. Божович, А.К. Маркова)

(источник: Типология мотивов учения "Лесенка побуждений" (Л.И. Божович, А.К. Маркова) // Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособие / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – Москва: Изд-во Института

Психотерапии,              2002.              –              C. 78.              –              URL:

https://vk.com/doc217153012_598539537?hash=GPF8ZHIM6WZnwHHseDnraxri PZjgaOV4NX8sFjbhM9z&dl=IUyzsjMG0OLpzemgJeiGbZhA2AmzQle5ynlB2Ts hvZc)

 

Цель: выявление преобладающих мотивов учения познавательных или социальных.

Материал:8 карточек с написанными на них мотивами учения (4 утверждения, соответствующие познавательным и 4 социальным мотивам).

Инструкция. Давай построим лесенку, которая называется "Зачем я учусь". Прочитай, что написано на карточках (написано, зачем школьники учатся в школе). Но нас интересует не то, для чего все учатся, а для чего учишься ты сам, что для тебя самое главное.

Выбери карточку, где написано самое главное. Это будет первая ступенька. Из оставшихся карточек снова выбери ту, где написано самое главное, – это вторая ступенька (положи её ниже первой). Продолжай строить лесенку самостоятельно.

Утверждения.

Познавательные мотивы:

1.   Я учусь для того, чтобы все знать.

2.   Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

3.   Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

4.   Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

 

Социальные мотивы:

1.   Я учусь, чтобы быть полезным людям.

2.   Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами.

3.   Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей.

4.   Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

 

Обработка и интерпретация результатов.

Посмотреть, какие мотивы занимают первые 4 места в иерархии. Если 2 социальных и 2 познавательных, то делается вывод о гармоничном сочетании. Если эти места занимают 3 или 4 мотива одного типа, то делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения.

 

Рекомендации по использованию методик диагностики мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе

1.                 О мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе нельзя судить на основе одной методики.

2.                 Вместе с тем должно быть соблюдение принципа необходимости и достаточности использования диагностических методик (их оптимальное количество).

3.                 Должно быть разнообразие форм проведения методик (беседа, рисуночный тест, практические задания и др.).

3.                 Время выполнения ребёнком тестовых заданий или ответов на вопросы не должно быть продолжительным (соблюдение требования по ограничению во времени).

4.                 Необходимо обеспечить чередование с методиками диагностики других компонентов психологической готовности ребёнка к обучению в школе

(интеллектуальной, коммуникативной, волевой и др.).

 

ПУТЕВОДИТЕЛЬ В МИР ДИАГНОСТИКИ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ В МИР ДИАГНОСТИКИ

Сказка" (Н.И. Гуткина) + "Игрушки – книжки – цифры" (Н

Сказка" (Н.И. Гуткина) + "Игрушки – книжки – цифры" (Н

Взрослый отмечает выбор ребёнка в бланке вопросов

Взрослый отмечает выбор ребёнка в бланке вопросов

В школе А детей учат учителя, а в школе

В школе А детей учат учителя, а в школе

Подсчитывается общее количество ответов, свидетельствующих о преобладании учебной или "дошкольной" мотивации

Подсчитывается общее количество ответов, свидетельствующих о преобладании учебной или "дошкольной" мотивации

БЕСЕДА О ШКОЛЕ" (стандартная) (Т

БЕСЕДА О ШКОЛЕ" (стандартная) (Т

Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к школе)?

Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к школе)?

Б – ориентация на внешние атрибуты – 1 балл

Б – ориентация на внешние атрибуты – 1 балл

БЕСЕДА О ШКОЛЕ" (Т.А. Нежнова,

БЕСЕДА О ШКОЛЕ" (Т.А. Нежнова,

Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: "(имя ребёнка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую…

Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: "(имя ребёнка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую…

А ещё о чём он тебя спросит?") 1

А ещё о чём он тебя спросит?") 1

Обязательно вопросы 1, 4 – А, вопросы 2, 5 –

Обязательно вопросы 1, 4 – А, вопросы 2, 5 –

Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей

Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей

Выкладывается карточка с рисунком № 3 (в): фигурки двух детей, играющих в мяч

Выкладывается карточка с рисунком № 3 (в): фигурки двух детей, играющих в мяч

Кто, по-твоему, из детей прав?

Кто, по-твоему, из детей прав?

Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (таблица представлена ниже)

Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (таблица представлена ниже)

I – низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива

I – низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива

Содержание . Перед ребёнком ставят 2 коробки

Содержание . Перед ребёнком ставят 2 коробки

Ребёнок может помочь зайцу, если нарисует для него большое поле с ровными рядами капусты

Ребёнок может помочь зайцу, если нарисует для него большое поле с ровными рядами капусты

Затем взрослый подзывает его к себе и предлагает послушать сказку

Затем взрослый подзывает его к себе и предлагает послушать сказку

Стимульный материал Сказка "Почему зайцы зимой белые шубки носят" (источник:

Стимульный материал Сказка "Почему зайцы зимой белые шубки носят" (источник:

Подарил Мороз зайцу белую шубку

Подарил Мороз зайцу белую шубку

Почему? 1.

Почему? 1.

Ты хочешь вместо школы опять ходить в детский сад (быть дома)?

Ты хочешь вместо школы опять ходить в детский сад (быть дома)?

Такой ответ прежде всего свидетельствует о неудовлетворённой потребности в общении, но при этом у ребёнка может быть и учебная мотивация

Такой ответ прежде всего свидетельствует о неудовлетворённой потребности в общении, но при этом у ребёнка может быть и учебная мотивация

Он обычно согласуется с ответом на вопрос 12, когда дети выражают желание, чтобы перемена была длиннее урока, при этом объяснение может отсутствовать или строится на…

Он обычно согласуется с ответом на вопрос 12, когда дети выражают желание, чтобы перемена была длиннее урока, при этом объяснение может отсутствовать или строится на…

Вопросы 4, 5, 6 направлены на выявление познавательного интереса ребёнка, а также уровня его развития

Вопросы 4, 5, 6 направлены на выявление познавательного интереса ребёнка, а также уровня его развития

Для того, чтобы сделать вывод о наличии или отсутствии внутренней позиции школьника у ребёнка, необходимо проанализировать его ответы на ключевые вопросы

Для того, чтобы сделать вывод о наличии или отсутствии внутренней позиции школьника у ребёнка, необходимо проанализировать его ответы на ключевые вопросы

Цель : выявление иерархии мотивов

Цель : выявление иерархии мотивов

Процедура . На глазах ребёнка взрослый раскладывает на столе 9 карточек одной серии так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было карточек, относящихся…

Процедура . На глазах ребёнка взрослый раскладывает на столе 9 карточек одной серии так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было карточек, относящихся…

А что бы тебе хотелось делать больше всего?

А что бы тебе хотелось делать больше всего?

ОЦЕНКА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ" (Д

ОЦЕНКА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ" (Д

Подобный отрицательный выбор определяет те виды деятельности, которые ребёнка в настоящее время не интересуют

Подобный отрицательный выбор определяет те виды деятельности, которые ребёнка в настоящее время не интересуют

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ

После проведения всех трёх серий окажутся выбранными 9 карточек, обозначающих наиболее ценные, актуальные для ребёнка мотивы

После проведения всех трёх серий окажутся выбранными 9 карточек, обозначающих наиболее ценные, актуальные для ребёнка мотивы

Люблю думать, рассуждать на уроках

Люблю думать, рассуждать на уроках

Цель : определение отношения ребёнка к школе и уровня школьной тревожности

Цель : определение отношения ребёнка к школе и уровня школьной тревожности

Сюжет рисунка. "+" – а) симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); б) наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих…

Сюжет рисунка. "+" – а) симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); б) наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих…

Показатель отношения ребёнка к школе (ОШ) – балл, начисленный за рисунок с учётом трёх выделенных параметров

Показатель отношения ребёнка к школе (ОШ) – балл, начисленный за рисунок с учётом трёх выделенных параметров

Возраст: первоклассники. Форма проведения

Возраст: первоклассники. Форма проведения

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошёл бы в школу или остался…

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошёл бы в школу или остался…

Тебе нравятся твои одноклассники? а) да б) не очень в) нет

Тебе нравятся твои одноклассники? а) да б) не очень в) нет

Уровни школьной мотивации : • 25-30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

Уровни школьной мотивации : • 25-30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой

Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой

При несоответствии рисунка заданной теме при количественной обработке проставляется 0 баллов

При несоответствии рисунка заданной теме при количественной обработке проставляется 0 баллов

Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М

Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М

Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами

Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2022