Пути формирования читательской грамотности младших школьников
Оценка 4.7

Пути формирования читательской грамотности младших школьников

Оценка 4.7
docx
16.01.2021
Пути формирования читательской грамотности младших школьников
Захарова, Беляева, статья ЧГ, Полысаевский ГО.docx

С.Ю. Захарова, О.Л. Беляева

МБОУ «Школа № 35»,

Полысаевский ГО

S.Yu. Zakharova, O. L. Belyaeva

MBOU "School number 35",

Polysaevsky GO

E-mail: [email protected]; bol_35 @ mail.ru

 

Пути формирования читательской грамотности младших школьников

Ways of forming the reading literacy of primary schoolchildren

 

Аннотация: в статье рассматриваются пути повышения читательской грамотности младших школьников в урочное и внеурочное время.

Annotation: the article discusses ways to improve the reading literacy of primary schoolchildren in the classroom and after school hours.

Ключевые слова: читательская грамотность, комплексный подход.

Key words: reading literacy, an integrated approach.

 

Гораздо важнее не что мы читаем, а, как и с какой целью.
                                                 Эдмунд Берк

 

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века? Современный человек должен быть функционально грамотным. Исследования по определению уровня функциональной грамотности проводятся в рамках PISA.

В исследованиях PISA результаты наших школьников неутешительные. Так 2018 году по сравнению с исследованием 2015 года Россия опустилась по математике с 23 места на 30, по естественно-научной грамотности – с 32 позиции на 33, по читательской грамотности спустилась с 26 строчки на 31. Выводы по исследованиям PISA следующие: Россия уступает развитым странам по:

- уровню функциональной грамотности;

- числу представителей элиты, имеющей высокий уровень подготовки.

В Указе Президента России от 7 мая 2018 года была поставлена задача по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования.

 Таким образом, проблема формирования функциональной грамотности для нашей страны актуальна, так как низкий уровень ее развития у школьников говорит о низкой конкуренции российских выпускников на мировом рынке.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность так, как именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Поэтому важно, чтобы процесс формирования читательской грамотности ребенка начинался как можно раньше.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 году. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В        проводимых международных исследованиях PISA принято диагностировать три умения читательской грамотности:

1. Умение найти и извлечь информацию из текста.

2. Возможность интегрирования и интерпретации прочитанного.

3. Осмысление и оценивание прочитанного и предполагает опору на знания, опыт, собственные убеждения.

Организация работы по формированию грамотности чтения невозможна без учета основных причин детских неудач в освоении читательских умений. В анализе результатов исследования «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS указывается, что невысокие результаты российских учащихся в том, что в процессе обучения они почти не встречаются:

с заданиями междисциплинарного характера, а общеучебным умениям обучаются в границах учебных предметов;

с жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач, за исключением чтения художественной литературы;

с заданиями, далекими от жизненных интересов и социального опыта обучающихся;

с заданиями с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки;

с напряженным графиком выполнения работы.

Поэтому основными путями совершенствования читательской грамотности российских школьников является:

1.     анализ материалов для чтения;

2.     обеспечение педагогических условий (при переходе из начальной школы в основную) для превращения готовности учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающие самообучение за порогом школы;

3.     формирование стратегий работы с текстами:

- стратегии, направленные на понимание и запоминание информации,

- стратегии краткого изложения основного содержания текста,

- стратегии самоконтроля [6].

По нашему мнению, чтобы результативно сформировать читательскую грамотность младших школьников, необходимо применять комплексный подход в обучении.

Остановимся более подробно на направлениях деятельности педагога по формированию читательской грамотности младших школьников.

Первое направление (содержательный аспект) «Анализ и отбор материалов для чтения на уроках разной предметной направленности».

Наше убеждение, если мы хотим сформировать читательскую грамотность в начальной школе, то читательское умение необходимо формировать на уроках разной предметной направленности. При проектировании уроков различной предметной направленности необходимо отбирать материал по следующим критериям:

- задания носят междисциплинарный характер;

- материал включает жизненные ситуации;

- материал отображает жизненные интересы младших школьников.

Например, на уроке математики можно предложить школьникам решить задачу: Ребята, а здорово было бы сейчас оказаться в Томской Писанице? На чём туда можно добраться? Время отправления автобуса 9 часов утра, время прибытия – 6 часов вечера. Сколько часов из этого времени продлится экскурсия по музею-заповеднику?

Второе направление «Работа с тестом».

Основным способом формирования и развития читательской грамотности является работа с текстом.

Для развития читательской грамотности младших школьников педагоги школы организуют работу с использованием разных видов текстов: сплошные и несплошные.

Использование на уроке несплошных текстов в виде билета, афиши, чека из магазина и других способствует не только развитию грамотности чтения, но и активизирует познавательную деятельность младших школьников.

Важным направлением (технологическим) педагогической деятельности является отбор и применение педагогических технологий, приемов, методов, форм.

Для формирования читательской грамотности младших школьников на практике педагоги используют в своей работе технологию формирования типа правильной читательской деятельности, разработанную профессором Натальей Николаевной Светловской (технология продуктивного чтения) [4], РКМЧП, ИКТ-технологии, игровые технологии, технологию оценивания.

Технология продуктивного чтения предполагает три стратегии работы с текстом: стратегия предтекстовой деятельности, стратегия текстовой деятельности и стратегия послетекстовой деятельности.  

Такие приемы продуктивного чтения, как прием «Предваряющие вопросы», «Мозговой штурм», «Чтение с остановками» и другие можно использовать на уроках разной предметной направленности. Данная технология учит осмысливанию текста через использование стратегий осмысленного чтения.

Приемы «Тонкие и толстые вопросы» технологии развития критического мышления учат детей осмысливать содержание прочитанного текста.  Например, толстые вопросы «Дайте несколько объяснений, почему…?», «Предположите, что будет, если…?», «Почему вы так считаете…?», тонкие вопросы «Верно ли…?», «Как звали…?», «Было ли…?» возможно использовать на уроках разной предметной направленности.

Обобщение опыта по формированию читательской грамотности привело к созданию конструктора приемов развития читательских умений, который можно использовать при проектировании уроков разной предметной направленности.  

Конструктор приемов.

         Но читательская грамотность формируется не только на уроках разной предметной направленности. В развитии интереса к чтению, повышении мотивации и воспитании грамотного читателя большую роль играет система внеучебной деятельности.

В своей практической деятельности помимо олимпиад и конкурсов разного уровня педагоги школы ведут различные кружки, например, кружок «Удивительный мир слов», проводят классные соревнования по домашнему чтению с регулярным награждением победителей, выставки лучших ученических и творческих работ, а также выставки портфолио детских работ и достижений. Дети принимают участие в социальных акциях, выполняют междисциплинарные мини-проекты. Педагоги стараются создавать живую учебную атмосферу: выставки детских работ, плакаты, схемы, классные библиотеки, познавательная информация и т.п.

 Таким образом, комплексный подход позволяет формировать читательский навык младших школьников комплексно на уроках разной предметной направленности и во внеурочное время.

 

Литература

1. Блинова Л.В. Педагогическая система формирования функциональной грамотности младших школьников [Тескт] / Л.В. Блинкова, Н.П. Вебер, Л.П. Виноградова // Наука и образование. – 2009. – С. 91-98.

2. Лебедева Е.П. Технологическая компетентность учителя в формировании функциональной грамотности младших школьников [Тескт] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Лебедева Елена Павловна. – Кемерово, 2012. – 23 с.

3. Лутошкина В.Н.  Формирование читательской грамотности младших школьников: учебно-методическое пособие [Тескт / В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова. – Красноярск: КК ИПК ППРО, 2012. –  66 с.

4. Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности [Тескт]: учебное пособие по курсу «Теория литературы и практика читательской деятельности» / Н.Н. Светлакова. – М.: МГПУ, 2009. – 272 с.

5. Сметанникова Н.Н. Стратегический подход к обучению чтению: междисциплинарные проблемы чтения и грамотности [Тескт] / Н.Н. Сметанникова. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 509 с.

6. Оценка читательской грамотности в исследовании PISA (по материалам Г.А. Цукерман «Оценка читательской грамотности» [Электронный ресурс].

 


 

Скачано с www.znanio.ru

С.Ю. Захарова, О.Л. Беляева

С.Ю. Захарова, О.Л. Беляева

В Указе Президента России от 7 мая 2018 года была поставлена задача по вхождению

В Указе Президента России от 7 мая 2018 года была поставлена задача по вхождению

Поэтому основными путями совершенствования читательской грамотности российских школьников является: 1

Поэтому основными путями совершенствования читательской грамотности российских школьников является: 1

Важным направлением (технологическим) педагогической деятельности является отбор и применение педагогических технологий, приемов, методов, форм

Важным направлением (технологическим) педагогической деятельности является отбор и применение педагогических технологий, приемов, методов, форм

Таким образом, комплексный подход позволяет формировать читательский навык младших школьников комплексно на уроках разной предметной направленности и во внеурочное время

Таким образом, комплексный подход позволяет формировать читательский навык младших школьников комплексно на уроках разной предметной направленности и во внеурочное время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2021