Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова»
Технологическая карта пробного урока по окружающему миру на тему «Пётр Великий»
Составила студентка 331 группы Ларионова Кира Владимировна МАОУ СОШ №16, класс 4 «Б», каб. № 38 Дата проведения занятия: 10.03.2022 Смена 1 Номер урока 4 Начало урока в 10:50 ФИО учителя школы: Бавыка Марина Александровна ФИО преподавателя-консультанта: Фотиева Светлана Владимировна Допущена к проведению урока: ____________________, дата ________ (Подпись преподавателя) ______________________ дата _______ (Подпись учителя) |
Цель: Содержательная: сформировать представление о Петре Первом и времени его правления. Деятельностная: создать условия для формирования УУД Задачи: Личностные: Способствовать формированию уважительного отношения к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества. Способствовать формированию чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие.
Предметные: Развивать умение описывать, а именно Петра Великого, его достижения по иллюстрациям, текстам, высказывать суждения об их значении в истории человечества.
Метапредметные: А) Познавательные: Закрепить умение выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов. Закрепить умение строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Закрепить умение проявлять творческие способности при выполнении заданий.
Б) Регулятивные: Способствовать развитию умения понимать, самостоятельно формулировать и сохранять учебную задачу; Способствовать развитию умения планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
В) Коммуникативные: Закрепить умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. Развивать умение формулировать ответы на вопросы. Закрепить умение слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Закрепить умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование: У учителя: конспект, презентация, ноутбук, проектор, экран, доска, раздаточный материал. У учащихся: учебники, рабочие тетради, ручки, карандаши.
Образовательные ресурсы: · Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, А. Е. Соловьева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2015 — 127 с. — (Школа России). · Учебник · Рабочая тетрадь |
Этапы: |
Деятельность учителя: |
Деятельность ученика: |
Формы: |
1. Организационный момент |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кира Владимировна, и я проведу урок литературного чтения! Займите свои места. |
Приветствуют учителя.
Садятся за свои места. |
|
- На уроке на ваших рабочих местах должен быть полный порядок, поэтому на партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, тетрадь и пенал. Всё лишнее быстренько убираем в сумки. Кто всё убрал глазки на меня и сядьте красиво. - Молодцы! |
Проверка готовности к уроку. |
|
|
- Ребята, на слайде (№2) вы видите высказывание одного великого человека: «Несчастья бояться — счастья не видать» |
|
Высказывание великих (эпиграф) |
|
- Как вы понимаете эти слова? Кто хочет ответить, поднимите руки. |
Ответы детей. |
Фронтальная |
|
- Как вы думаете, какой человек это мог сказать? Опишите его, назовите качества, которыми он обладает, на ваш взгляд. |
Высказывают свои предположения: смелый, храбрый, решительный, мужественный и т.д. |
|
|
- Верно! К этому высказыванию мы вернёмся с вами в конце урока и попытаемся назвать автора. |
|
|
|
2. Актуализация опорных знаний и умений.
|
- Потому что нам важно вспомнить, что вы изучали на прошлом уроке. И чтобы выяснить, что вы усвоили на прошлом уроке, я решила провести для вас тест. Тест решает каждый самостоятельно, вам необходимо будет отметить правильный ответ. Возьмите синие ручки, подпишите бланки. На выполнение вам даётся 3 минуты. |
Выполняют тест. |
Тест Самостоятельная |
- Ребята, время подходит к концу. Всё. Обменяйтесь с соседом по парте бланками. Возьмите простой карандаш и со слайда (№3) проверьте работу одноклассника или одноклассницы. Правильные ответы: 1. торговцем 2. 1612 3. Нижний Новгород 4. Дмитрий Пожарский был торговцем. 5. Польша 6. 17 век 7. Якутск, Красноярск |
Проверяют. Правильные ответы: 1. торговцем 2. 1612 3. Нижний Новгород 4. Дмитрий Пожарский был торговцем. 5. Польша 6. 17 век 7. Якутск, Красноярск |
Взаимопроверка со слайда |
|
- Посчитайте количество правильных ответов. Напишите их, и, согласно слайду (№4), изобразите смайлик. |
Считают количество правильных ответов и оценивают работу. |
|
|
- Обменяйтесь обратно бланками. Посмотрите на свой результат. |
|
|
|
- Теперь поднимите руки те, у которых оценка – улыбающийся смайлик. Молодцы! Это означает, что тест для вас показался лёгким. |
Поднимают руку. |
|
|
- Сейчас поднимут руки те, у кого оценка - смайлик с горизонтальными губами. Неплохо. В каких вопросах у вас возникли затруднения? |
Поднимают руку.
Говорят номера заданий. |
|
|
- Есть те, у которых оценка – грустный смайлик? Ребята, вам дома необходимо будет изучить прошлую тему. Какие задания для вас показались самыми трудными? |
Поднимают руку.
Говорят номера заданий. |
|
|
- Всё! Вы все молодцы! Отложите бланки на край парты. |
|
|
|
- Что мы сейчас вами выполняли? |
Решили тест по прошлой теме и проверили его. |
|
|
3. Постановка целей и задач урока. |
- Верно! Мы с вами продолжим знакомиться с историей нашей страны. Сегодня нам предстоит вспомнить важного человека российской истории. Посмотрите на слайд (№5):
|
Слушают. Смотрят. |
Фронтальная |
- Кто на картине? Что за человек? |
- Пётр Первый. |
|
|
- Да, на картине изображён Пётр Первый. Что Вы о нём уже знаете? |
- Знаю, что есть памятник Петру в Петербурге — Медный всадник. Он основал первый музей — кунсткамера. При нём Новый год стали праздновать с 1 января. |
|
|
- Верно! Как вы думаете, достаточно ли знать лишь эту информацию? |
- Нет. |
|
|
- Я тоже считаю, что этого мало. Тогда предлагаю вам сегодня больше узнать о Петре Первом. Для этого нам необходимо будет составить план нашей работы на уроке, продолжив фразы: (Слайд №6) Узнать … Изучить … Проверить … Слова для продолжения предложений: свои знания о Петре Первом, биографию Петра Первого, то, что создал Пётр Первый. |
- Узнать биографию Петра Первого. Изучить то, что создал Пётр Первый. Проверить свои знания о Петре Первом. (Слайд №7) |
Домысливание |
|
- Выполнив пункт плана я буду ставить «+», но если я вдруг забуду, то вы мне напомните. |
|
|
|
- Составив план работы на уроке, скажите, кого мы будем изучать на уроке? |
- Петра Первого. |
|
|
- А что нам будет помогать на протяжении урока для знакомства с Петром Первым? |
- План работы. |
|
|
4. Открытие нового знания |
- Да. На слайде (№8) вы видите портрет Петра Первого. Опишите его внешний вид, одежду.
|
- У Петра Первого умное волевое лицо, тёмные волосы, высокий рост. Он изображён в парадной одежде, опирается на шпагу. |
|
- Как вы ещё можете описать Петра Первого? |
- Назвать его качества. |
|
|
- Да, вы ещё можете назвать его качества. Назовите. |
Описывают П1. |
|
|
- Верно. Он был именно таким: сильным, смелым, отважным, умным, волевым, серьёзным, деловым. Ребята, теперь откройте рабочие тетради на странице 31. Выполните 1 задание: выберите и подпишите портрет Петра Первого. |
Выполняют задание.
|
|
|
- Какой потрет вы подписали? |
- Второй. |
|
|
- Правильно. П1 изображён на 2-ой картине. А как вы думаете, изображён справа и слева. |
Затрудняются ответить или говорят свои предположения. |
|
|
- Слева от Петра изображён его дед, Михаил Романов, а справа – отец Алексей Романов. Все эти трое людей были правителями России. Закройте рабочие тетради и положите их на край стола. |
Убирают РП. |
|
|
- Ребята, а вы знаете, что П1 называли Великим? |
- Нет. |
|
|
- А как вы думаете, почему он в истории России остался Великим? |
- Много, что создал, был хорошим. |
|
|
(Слайд №9) - Да, действительно, П1 – точно был Великим, потому что Пётр был провозглашён царём в 10 лет, но самостоятельно управлять государством стал позже. Одним из любимых увлечений Петра были военные «потехи». Как вы думаете, что такое потехи? |
- Игры. |
|
|
- Да, это игры. Потому и полк, набранный по его приказу, тоже назвали «потешным». «Воины» — сверстники юного царя из семей придворных и окрестная детвора — были одеты в настоящую военную форму. А может ли со временем детские игры перерасти в более что-то важное? |
-Да. |
|
|
- Со временем детская забава переросла в серьёзное увлечение Петра военными науками. |
|
|
|
- А теперь дальше, ты (обращаюсь к какому-то ребёнку), будешь читать со слайда (№10) громко и выразительно: Пётр не походил ни на одного из европейских государей. Во время путешествия в Европу Пётр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь — простой мастеровой — это было в диковинку. |
- Пётр не походил ни на одного из европейских государей. Во время путешествия в Европу Пётр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь — простой мастеровой — это было в диковинку. |
|
|
- Что такое верфь? Верфь – это место, где строят и ремонтируют суда и корабли. |
- Верфь – это место, где строят и ремонтируют суда и корабли. |
|
|
- ______________, прочитай следующее на слайде (№11): Неутомимый, волевой, царь Пётр всё хотел постичь сам. Он хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Пётр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль. |
Неутомимый, волевой, царь Пётр всё хотел постичь сам. Он хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Пётр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль. |
|
|
- Прочитав, это что мы можем сказать о П1? |
- То, что он был самострельным, умным, волевым. |
|
|
- Да. Был царь крут нравом, не любил, когда шли наперекор его воле. Нередко бывало, что жестокая расправа ожидала тех, кто осмеливался его ослушаться. |
|
|
|
- Ребята, что мы сейчас делали? |
- Познакомились с биографией П1. |
|
|
- Значит, какой пункт плана выполнили? (Отмечаю «+») |
- Первый. |
|
|
- Немного поговорив о Петре Первом, вот и пришло время для работы в группах. Но перед работой нам необходимо повторить правила. Как вы будете работать в группах? |
- Называют правила работы в группах. Слайд № 12 |
|
|
- Молодцы! Вы разделитесь на группы по 4-5 человек следующим образом: 1-ая парта поворачивается ко 2-ой, 3-ая – к 4-ой, 5-ая – к 6-ой, 7-ая – к 8-ой. (Если кто-то остался один, то говорю ему подсесть к кому-то). |
Делятся на группы. |
|
|
- Все группы получили лист с информацией и бланки для составления вопросов. Задание у всех одинаковое: прочитать и составить 4 вопроса по тексту. На выполнение задания вам даётся 7 минут. |
Работают по группам. |
Вопросы к тексту. |
|
- Всё. Время закончилось, будем проверять. Каждая группа выберите того, кто будет отчитываться за проделанную работу. |
|
|
|
- Начинаем. Читающий из 1-ой группы, прочитай составленных вами 2 вопроса и ответьте на него. Остальные внимательно слушают. И докажи примером из текста, почему вы так считаете. |
|
|
|
- Читающий из 4-ой группы, прочитай составленных вами 2 вопроса и ответьте на него. Остальные внимательно слушают. И докажи примером из текста, почему вы так считаете. |
|
|
|
- Молодцы! Спасибо. Читающий из 2-ой группы, прочитай составленных вами 2 вопроса и ответьте на него. Остальные внимательно слушают. И докажи примером из текста, почему вы так считаете. |
|
|
|
Читающий из 5-ой группы, прочитай составленных вами 2 вопроса и ответьте на него. Остальные внимательно слушают. И докажи примером из текста, почему вы так считаете. |
|
|
|
- Умницы! Читающий из 3-ой группы, прочитай составленных вами 2 вопроса и ответьте на него. Остальные внимательно слушают. И докажи примером из текста, почему вы так считаете. |
|
|
|
Читающий из 6-ой группы, прочитай составленных вами 2 вопроса и ответьте на него. Остальные внимательно слушают. И докажи примером из текста, почему вы так считаете. |
|
|
|
- Замечательно! Уберите свои места и обратно сядьте все за свои места. Много новой информации мы с вами узнали о Петре Первом. Прочитайте 2 пункт плана. |
- Изучить то, что создал Пётр Первый.
|
|
|
- Можно ли сказать, что мы узнали то, что создал П1. |
- Да. |
|
|
(Отмечаю на бумаге) |
|
|
|
5. Закрепление нового знания |
- А __________, прочитай последний пункт нашего плана? |
- Проверить свои знания о Петре Первом. |
|
- Да. Сейчас вы будете работать в паре со своим соседом по парте. Работать вам необходимо будет тихо, сообща и дружно. Ваше задание заполнить кластер. МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕКСТ ИЗ УЧЕБНИКА для заполнения кластера???? |
Заполняют кластер. |
Кластер |
|
Предлагаю 2 двум самым активным парам представить свой кластер. А почему вы так считаете? Докажите. |
2 самые активные пары представляют свои кластеры. |
|
|
- Спасибо. Ребята, все сейчас открыли РП на странице 32, нашли задание два. Выполните его самостоятельно. |
|
|
|
- А сейчас проверим! Во сколько лет П1 сал императором? |
- в 10 лет. |
|
|
- Как назывался первый музей, открытый П1. |
- Кунсткамера. |
|
|
- Новый основанный П1-ым город, чем стал? |
- Новой столицей России. |
|
|
- Полки, набранные по указу юного П1, назывались? |
- Потешными». |
|
|
- Молодцы! Посмотрите на план нашей работы и скажите, все пункты мы выполнили? |
- Да. |
|
|
6. Рефлексия деятельности Подведение итогов урока |
- Вспомните, какого Великого человека изучали? |
- Пётр Первый. |
|
- Что вам больше всего о нём запомнилось? Отвечаем по поднятой руке. |
Ответы детей. |
|
|
- Посмотрите на план. Все пункты мы выполнили? |
- Да. |
|
|
- Хорошо. Сейчас каждый продолжит фразы: Я сегодня узнал … На уроке мне понравилось … |
|
Продолжи фразу |
|
- Урок окончен. |
|
|
|
- Верните мне все листы и бланки. Передаём с последней парты на переднюю. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.