Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Город мастеров», 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социальной направленности «Город мастеров» для учащихся 4 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 13 с УИП эстетического цикла, авторской программы «Город мастеров» Рагозиной Т.М. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Содержательной основой программы являются пособия (тетради для внеурочной деятельности) для 1–4 классов, выпущенные в издательстве «Академкнига/Учебник»: Рагозина Т.М. Технология. Город мастеров. 1–4 классы.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество 135 часов из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Задания составлены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, имеют разный уровень сложности и предусматривают:
— деятельность обучающихся по шаблону с возможностью частичного проявления инициативы;
— стимулирование определенных видов творческой активности;
— исключительно творческую деятельность младших школьников.
Все создаваемые в рамках реализации программы продукты творческой деятельности отличаются новизной, оригинальностью и полезностью.
Программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» в качестве приоритетной задачи развития личности школьника определяет социальное направление.
Программа связана с предметными областями учебного плана «Окружающий мир» и «Технология».
Цель программы — развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;
- формирование универсальных учебных действий младших школьников;
- создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности;
- развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- развитие нравственных качеств, формирование бережного отношения к традициям своего народа и своей семьи.
Основная идея программы заключается в организации совместной деятельности педагогов и обучающихся для создания предметной среды (фигурок, аппликаций, макетов, моделей), обеспечивающей выполнение детьми учебно-познавательных задач образовательной деятельности.
Роль педагога в совместной деятельности предусматривает:
— организацию обсуждения условий предстоящей деятельности и ее результатов, творческий обмен идеями и способами работы;
— оказание помощи детям в распределении работы и подборе материалов;
— демонстрацию и оказание помощи при выполнении сложных технологических операций;
— наблюдение за детьми в ходе работы с опасными инструментами.
Общая характеристика курса
Форма организации: совместная деятельность обучающихся и взрослых (педагогов, родителей, других заинтересованных участников образовательных отношений) в ходе выполнения заданий, представленных в тетрадях для внеурочной деятельности; изготовление поделок.
Виды внеурочной деятельности: выполнение фигурок, аппликаций, макетов, моделей и других изделий в соответствии с конкретными творческими заданиями; совместное обсуждение полученных результатов.
Ценностные ориентиры содержания образования
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
· Патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
· Трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
· Ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
· Ценностного отношения к природе, окружающей среде;
· Ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
· Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
· Формирование информационной грамотности современного школьника;
· Развитие коммуникативной компетентности;
· Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» и ООП НОО в форме выставки работ.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения курса, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, предусматривают:
— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях общения;
— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты предусматривают:
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
— определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических);
— умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.
Виды внеурочной деятельности: выполнение фигурок, аппликаций, макетов, моделей и других изделий в соответствии с конкретными творческими заданиями; совместное обсуждение полученных результатов.
Курс изучается по одному часу в неделю: в 4 классах — по 34 ч.
Задания составлены с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, имеют разный уровень сложности и предусматривают:
— деятельность обучающихся по шаблону, с возможностью частичного проявления инициативы;
— стимулирование определенных видов творческой активности;
— исключительно творческую деятельность младших школьников.
Все создаваемые в рамках реализации программы продукты творческой деятельности отличаются новизной, оригинальностью и полезностью.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием оборудования, технологических операций, форм организации и видов деятельности
4 класс
1. Макет древнейшего славянского поселения (4 ч)
Оборудование: бумага серого цвета, тонкий коробочный картон, ножницы, макетный нож, карандаш ТМ, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги и картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, скручивание, складывание, отгибание, склеивание, надрезание макетным ножом, сборка, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию макета древнейшего славянского поселения, сделанного из бумаги и коробочного картона. Распределите работу между собой, сделайте свой макет для уроков окружающего мира.
2. Многослойная аппликация «Животные ледяной зоны» (4 ч)
Оборудование: цветная бумага и картон, ножницы, карандаш ТМ, линейка, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги и картона, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, складывание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию многослойной аппликации «Животные ледяной зоны». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию для уроков окружающего мира.
3. Композиция «Жители и обитатели тундры» (4 ч)
Оборудование: картон серого цвета, ножницы, резак, карандаш ТМ, клей-карандаш, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: подбор картона, вырезание ножницами, рицовка, прорезание резаком, разметка по шаблону, сгибание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) композицию «Жители и обитатели тундры». Распределите работу между собой. Сделайте свою композицию из картона для уроков окружающего мира.
4. Фигурки лесных животных (5 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, складывание, продавливание по линии сгиба, отгибание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию фигурок лесных животных. Обратите внимание на цветную бумагу, из которой выполнены фигурки. Выберите понравившиеся вам фигурки и сделайте их для уроков окружающего мира.
5. Модульные аппликации из цветов (5 ч)
Оборудование: чертежная и цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, линейка, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модульных аппликаций из цветов. Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнены аппликации, и на расположение объектов. Выберите понравившуюся вам аппликацию и сделайте ее для украшения класса к родительскому собранию.
6. Фигурки животных пустыни (4 ч)
Оборудование: серый картон, ножницы, карандаш ТМ, клей карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, рицовка, надрезание ножницами, сгибание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию фигурок животных пустыни, выполненных из серого картона. Сделайте фигурки для уроков окружающего мира.
7. Аппликация «Морские обитатели» (4 ч)
Оборудование: цветная бумага и картон, ножницы, карандаш ТМ, линейка, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги и картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию аппликации «Морские обитатели». Обратите внимание на цвет бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию для уроков окружающего мира.
8. Матрешки (4 ч)
Оборудование: лоскутки хлопчатобумажной ткани (красной, зеленой, желтой, с цветочным рисунком, белой, светло-коричневой с рисунком и без рисунка), узкая тесьма, ножницы, карандаш 2М, нитки швейные, игла швейная, фломастеры, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: подбор ткани, вырезание ножницами, раскройка по выкройке, складывание, склеивание, сметывание деталей швом «вперед иголка», сшивание деталей швами «строчка» и «через край», потайным швом, набивка деталей, приклеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию матрешек. Обратите внимание на цвет ткани, из которой выполнены матрешки. Сшейте одну из матрешек в подарок.
Межпредметные связи учебного предмета, курса.
Программа связана с предметными областями учебного плана «Окружающий мир» и «Технология». Курс «Город мастеров» – это предмет, связанный, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс.
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
№ урока п/п |
№ урока в теме/Тема урока |
Основные виды учебной деятельности |
|
1,2,3,4 |
Макет древнейшего славянского поселения
|
Технологические операции: подбор бумаги и картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, скручивание, складывание, отгибание, склеивание, надрезание макетным ножом, сборка, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию макета древнейшего славянского поселения, сделанного из бумаги и коробочного картона. Распределите работу между собой, сделайте свой макет для уроков окружающего мира |
|
5,6,7,8 |
Многослойная аппликация «Животные ледяной зоны»
|
Технологические операции: подбор бумаги и картона, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, складывание, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию многослойной аппликации «Животные ледяной зоны». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию для уроков окружающего мира. |
|
9,10,1112 |
Композиция «Жители и обитатели тундры»
|
Технологические операции: подбор картона, вырезание ножницами, рицовка, прорезание резаком, разметка по шаблону, сгибание, склеивание. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) композицию «Жители и обитатели тундры». Распределите работу между собой. Сделайте свою композицию из картона для уроков окружающего мира |
|
13,14, 15,16, 17 |
Фигурки лесных животных
|
Технологические операции: подбор бумаги, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, складывание, продавливание по линии сгиба, отгибание, склеивание. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию фигурок лесных животных. Обратите внимание на цветную бумагу, из которой выполнены фигурки. Выберите понравившиеся вам фигурки и сделайте их для уроков окружающего мира. |
|
18,19, 20,21, 22 |
Модульные аппликации из цветов
|
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модульных аппликаций из цветов. Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнены аппликации, и на расположение объектов. Выберите понравившуюся вам аппликацию и сделайте ее для украшения класса к родительскому собранию. |
|
23,24, 25,26 |
Фигурки животных пустыни мира.
|
Технологические операции: подбор картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, рицовка, надрезание ножницами, сгибание, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию фигурок животных пустыни, выполненных из серого картона. Сделайте фигурки для уроков окружающего |
|
27,28, 29,30 |
Аппликация «Морские обитатели» .
|
Технологические операции: подбор бумаги и картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию аппликации «Морские обитатели». Обратите внимание на цвет бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию для уроков окружающего мира |
|
31,32, 33,34 |
Матрешки
|
Технологические операции: подбор ткани, вырезание ножницами, раскройка по выкройке, складывание, склеивание, сметывание деталей швом «вперед иголка», сшивание деталей швами «строчка» и «через край», потайным швом, набивка деталей, приклеивание. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию матрешек. Обратите внимание на цвет ткани, из которой выполнены матрешки. Сшейте одну из матрешек в подарок. |
|
Учебно-тематический план.
№ урока п/п |
№ урока в теме/Тема урока |
|
Лаборат.р. |
|
|
||
1,2,3,4 |
Макет древнейшего славянского поселения |
4 |
|
5,6,7,8 |
Многослойная аппликация «Животные ледяной зоны» |
4 |
|
9,10,1112 |
Композиция «Жители и обитатели тундры» |
4 |
|
13,14, 15,16, 17 |
Фигурки лесных животных |
5 |
|
18,19, 20,21, 22 |
Модульные аппликации из цветов |
5 |
|
23,24, 25,26 |
Фигурки животных пустыни мира. |
4 |
|
27,28, 29,30 |
Аппликация «Морские обитатели» |
4 |
|
31,32, 33,34 |
Матрешки
|
4 |
|
|
Итого |
34 |
0 |
Календарно-тематический план
курса внеурочной деятельности социального направления
«Город мастеров», 4 класс
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
|
план |
факт |
||
1. |
|
|
1.1.Макет древнейшего славянского поселения |
1 |
2. |
|
|
1.2.Макет древнейшего славянского поселения |
1 |
3. |
|
|
1.3.Макет древнейшего славянского поселения |
1 |
4. |
|
|
1.4.Макет древнейшего славянского поселения |
1 |
5. |
|
|
1.5.Многослойная аппликация «Животные ледяной зоны» |
1 |
6. |
|
|
1.6.Многослойная аппликация «Животные ледяной зоны» |
1 |
7. |
|
|
1.7.Многослойная аппликация «Животные ледяной зоны» |
1 |
8. |
|
|
1.8.Многослойная аппликация «Животные ледяной зоны» |
1 |
9. |
|
|
1.9.Композиция «Жители и обитатели тундры» |
1 |
10. |
|
|
1.10. Композиция «Жители и обитатели тундры» |
1 |
11. |
|
|
1.11. Композиция «Жители и обитатели тундры» |
1 |
12. |
|
|
1.12. Композиция «Жители и обитатели тундры» |
1 |
13. |
|
|
1.13. Фигурки лесных животных |
1 |
14. |
|
|
1.14. Фигурки лесных животных |
1 |
15. |
|
|
1.15. Фигурки лесных животных |
1 |
16. |
|
|
1.16. Фигурки лесных животных |
1 |
17. |
|
|
1.17. Фигурки лесных животных |
1 |
18. |
|
|
1.18. Модульные аппликации из цветов |
1 |
19. |
|
|
1.19. Модульные аппликации из цветов |
1 |
20. |
|
|
1.20. Модульные аппликации из цветов |
1 |
21. |
|
|
1.21. Модульные аппликации из цветов |
1 |
22. |
|
|
1.22. Модульные аппликации из цветов |
1 |
23. |
|
|
1.23 Фигурки животных пустыни мира. |
1 |
24. |
|
|
1.24 Фигурки животных пустыни мира. |
1 |
25. |
|
|
1.25 Фигурки животных пустыни мира. |
1 |
26. |
|
|
1.26 Фигурки животных пустыни мира. |
1 |
27. |
|
|
1.27 Аппликация «Морские обитатели» |
1 |
28. |
|
|
1.28 Аппликация «Морские обитатели» |
1 |
29. |
|
|
1.29 Аппликация «Морские обитатели» |
1 |
30. |
|
|
1.30 Аппликация «Морские обитатели» |
1 |
31. |
|
|
1.31 Матрешки |
1 |
32. |
|
|
1.32 Матрешки |
1 |
33. |
|
|
1.33 Матрешки |
1 |
34. |
|
|
1.34 Матрешки. Промежуточная аттестация. Выставка. |
1 |
|
|
|
|
34 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.