2021-2022 уч.год.
Рабочая программа по информатике для 10-11 классов МКОУ «СОШ №2 им Дж.Т. Хагажеева» с.п. Лечинкай составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897;
Примерной программы по информатике для 10-11 классов под ред.
Л.Л.Босова, разработанной в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- основной образовательной программой основного общего образования
МКОУ «СОШ №2 им Дж.Т. Хагажеева» с.п. Лечинкай
- положением о рабочей программе по ФГОС МКОУ «СОШ №2 им Дж.Т.
Хагажеева» с.п. Лечинкай.
Рабочая программа предназначена для изучения информатики в 10-11 классах по учебнику «Информатика» Л.Л.Босова, А.Ю.Босова издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»,2019.
Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях и утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года №253. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» (порядковый номер в ФП 1.2.3.4.1.3.).
В соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ №2 им Дж.Т. Хагажеева» с.п. Лечинкай рабочая программа рассчитана на преподавание информатики в 10-11 классах в объеме 34 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
Личностные результаты:
• научится ориентации на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативности, креативности, готовности и способности к личностному самоопределению;
• научится принятию и реализации ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережному, ответственному и компетентному отношению к собственному физическому и психологическому здоровью;
• научится нравственному сознанию и поведению на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• научится развитию компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
• научится готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательному отношению к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• научится уважению ко всем формам собственности, готовности к защите своей собственности,
Метапредметные результаты:
• научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• научится оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
• научится сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Предметные результаты:
• научиться использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;
• научиться строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано.
• научиться использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах.
• научиться аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
• научиться применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
• использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
• соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
• классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
• понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств;
• использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
• понимать принцип управления робототехническим устройством; научиться осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом;
• использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных;
• научиться узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера.
• научиться переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
• научиться определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации
• научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; научиться использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях и технике.
• научиться строить логической выражение по заданной таблице истинности;
• решать несложные логические уравнения.
• – выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.
• научиться создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств.
• научиться использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
• представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации.
• научиться планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов;
научиться разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.
• научиться определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
• научиться узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных;
• читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
• выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
• создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти).
• научиться использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анализа данных;
• получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти;
• применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
• использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; научиться выполнять созданные программы.
• находить оптимальный путь во взвешенном графе;
• использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования
реальных процессов;
• использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе, вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД;
• описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных.
• использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
• применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне её;
• научиться создавать учебные многотабличные базы данных.
• научиться использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете; вести поиск в информационных системах;
• использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
• научиться использовать в повседневной практической деятельности (в том числе — размещать данные) информационные ресурсы интернетсервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
• научиться использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права;
• научиться анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; научиться понимать общие принципы разработки и функционирования интернет - приложений;
• научиться создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы; организовывать личное информационное пространство;
• научиться критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
• научиться использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
Содержание учебного предмета 10 класса
§ 1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура
1.Информация, её свойства и виды
2.Информационная культура и информационная грамотность
3.Этапы работы с информацией
4.Некоторые приёмы работы с текстовой информацией
§ 2. Подходы к измерению информации
1.Содержательный подход к измерению информации
2.Алфавитный подход к измерению информации
3.Единицы измерения информации
§ 3. Информационные связи в системах различной природы
1.Системы
2.Информационные связи в системах
3.Системы управления
§ 4. Обработка информации
1.Задачи обработки информации
2.Кодирование информации
3.Поиск информации
§ 5. Передача и хранение информации
1.Передача информации
2.Хранение информации
§ 6. История развития вычислительной техники
1.Этапы информационных преобразований в обществе
2.История развития устройств для вычислений 3.Поколения ЭВМ
§7. Основополагающие принципы устройства ЭВМ
1.Принципы Неймана-Лебедева
2.Архитектура персонального компьютера
3.Перспективные направления развития компьютеров
§ 8. Программное обеспечение компьютера
1.Структура программного обеспечения
2.Системное программное обеспечение
3.Системы программирования
4.Прикладное программное обеспечение
§ 9. Файловая система компьютера
1.Файлы и каталоги
2.Функции файловой системы
3.Файловые структуры
§ 10. Представление чисел в позиционных системах счисления
1.Общие сведения о системах счисления
2.Позиционные системы счисления
3.Перевод чисел из q-ичной в десятичную систему счисления
§ 11.Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую
1.Перевод целого десятичного числа в систему счисления с основанием q
2.Перевод целого десятичного числа в двоичную систему счисления
3.Перевод целого числа из системы счисления с основанием p в систему счисления с основанием q
4.Перевод конечной десятичной дроби в систему счисления с основанием q
5.«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления
§ 12. Арифметические операции в позиционных системах счисления
1.Сложение чисел в системе счисления с основанием q
2.Вычитание чисел в системе счисления с основанием q
3.Умножение чисел в системе счисления с основанием q
4.Деление чисел в системе счисления с основанием q
5.Двоичная арифметика
§ 13. Представление чисел в компьютере
1.Представление целых чисел
2.Представление вещественных чисел
§ 14. Кодирование текстовой информации
1. Кодировка ASC11 и ее расширение
2. Стандарт Unicode 3. Информационный объем текстового сообщения.
§ 15. Кодирование графической информации
1. Общие подходы к кодированию графической информации
2. Векторная и растровая графика
3. Кодирование цвета
4. Цветовая модель RGB
5. Цветовая модель HSB
6. Цветовая модель CMYK
§ 16. Кодирование звуковой информации
1. Звук и его характеристики
2. Понятие звукозаписи
3. Оцифровка звука
§ 17. Некоторые сведения из теории множеств
1.Понятие множества
2.Операции над множествами
3.Мощность множества
§ 18. Алгебра логики
1.Логические высказывания и переменные
2.Логические операции
3.Логические выражения
4. Предикаты и их множества истинности
§ 19. Таблицы истинности
1.Построение таблиц истинности 2.Анализ таблиц истинности
§20.Преобразование логических выражений
1.Основные законы алгебры логики
2.Логические функции
3.Составление логического выражения по таблице истинности и его упрощение
§ 21. Элементы схем техники. Логические схемы.
1.Логические элементы
2.Сумматор
3.Триггер
§ 22. Логические задачи и способы их решения
1.Метод рассуждений
2.Задачи о рыцарях и лжецах
3.Задачи на сопоставление. Табличный метод
4.Использование таблиц истинности для решения логических задач
5.Решение логических задач путём упрощения логических выражений
Глава 5. Современные технологии создания и обработки информационных объектов
§ 23. Текстовые документы
1.Виды текстовых документов
2.Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации
3.Создание текстовых документов на компьютере
4.Средства автоматизации процесса создания документов
5.Совместная работа над документом
6.Оформление реферата как пример автоматизации процесса создания документов
7.Другие возможности автоматизации обработки текстовой информации Глава 5. Современные технологии создания и обработки информационных объектов
§ 24. Объекты компьютерной графики
1.Компьютерная графика и её виды
2.Форматы графических файлов
3.Понятие разрешения
4.Цифровая фотография
§ 25. Компьютерные презентации
1.Виды компьютерных презентаций.
2.Создание презентаций
Тематическое планирование 10 класса
Темы |
Количе |
В том числе |
№ ур. |
Тема урока |
Количе ство часов |
Дата
|
Примечани е |
|
план |
факт |
|
|||
Информация и информационные процессы -6 ч. |
|
||||
1 |
Правила техники безопасности в кабинете информатики ИОТ-0032013. Информация. Информационная грамотность и информационная культура. |
1 |
|
|
|
2 |
Подходы к измерению информации |
1 |
|
|
|
3 |
Информационные связи в системах различной природы |
1 |
|
|
|
4 |
Обработка информации |
1 |
|
|
|
5 |
Передача и хранение информации |
1 |
|
|
|
6 |
Проверочная работа по теме «Информация и информационные процессы» . |
1 |
|
|
|
Компьютер и его программное обеспечение – 5 ч. |
|
||||
7 |
История развития вычислительной техники |
1 |
|
|
|
8 |
Основополагающие принципы устройства ЭВМ. |
1 |
|
|
|
9 |
Программное обеспечение компьютера |
1 |
|
|
|
10 |
Файловая система компьютера |
1 |
|
|
|
11. |
Тест по теме «Компьютер и его программное обеспечение». |
1 |
|
|
|
Представление информации в компьютере – 9 ч. |
|||||
12 |
Представление чисел в позиционных системах счисления |
1 |
|
|
|
13 |
Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую |
1 |
|
|
|
14 |
«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. |
1 |
|
|
|
15 |
Проверочная работа «Системы счисления». |
1 |
|
|
|
16 |
Представление чисел в компьютере. |
1 |
|
|
|
17 |
Правила техники безопасности в кабинете информатики ИОТ-0032013. Кодирование текстовой информации |
1 |
|
|
|
18 |
Кодирование графической информации |
1 |
|
|
|
19 |
Кодирование звуковой информации |
1 |
|
|
|
20 |
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере» (урок-семинар или |
1 |
|
|
|
|
проверочная работа) |
|
|
|
|
Элементы теории множеств и алгебры логики - 8 ч. |
|||||
21 |
Некоторые сведения из теории множеств |
1 |
|
|
|
22 |
Алгебра логики |
1 |
|
|
|
23 |
Таблицы истинности |
1 |
|
|
|
24 |
Основные законы алгебры логики |
1 |
|
|
|
25 |
Преобразование логических выражений |
1 |
|
|
|
26 |
Проверочная работа : «Элементы теории множеств и алгебры логики». |
1 |
|
|
|
27 |
Элементы схемотехники. Логические схемы |
1 |
|
|
|
28 |
Логические задачи и способы их решения |
1 |
|
|
|
Современные технологии создания и обработки информационных объектов (5 ч.) |
|||||
29 |
Текстовые документы |
1 |
|
|
|
30 |
Объекты компьютерной графики |
1 |
|
|
|
31 |
Компьютерные презентации |
1 |
|
|
|
32 |
Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов» |
1 |
|
|
|
33 |
Проверочная работа: |
1 |
|
|
|
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
«Информатика»
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы:
− личностным, включающим готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к
осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
− метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками
учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
− предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
К личностным результатам, на становление которых оказывает влияние изучение курса информатики на ступени среднего общего образования, можно отнести:
– ориентация учащихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм;
– готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, понимание значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность учащихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД): регулятивной,
познавательной, коммуникативной.
На становление регулятивной группы универсальных учебных действий традиционно более всего ориентирован раздел курса информатики
«Алгоритмы и элементы программирования». А именно, при его освоении выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Наформирование,развитиеисовершенствованиегруппы познавательных универсальных учебных действий более всего ориентированы такие тематические разделы курса как «Информация и информационные процессы», «Современные технологии создания и обработки информационных объектов», «Информационное моделирование», «Обработка информации в электронных таблицах», а также «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики». При работе с соответствующими материалами курса выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
При изучении разделов «Информация и информационные процессы», «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики» происходит становление ряда коммуникативных универсальных учебных
действий. А именно, выпускники могут научиться:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты освоения учебного предмета
«Информатика» Выпускник на базовом уровне научится:
– определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации; – строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических
конструкций;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в
наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения
персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную
базу данных;
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Распределение планируемых предметных результатов, зафиксированных в примерной основной образовательной программе среднего общего образования, в соответствии со структурой авторских учебников информатики для 10 –11 классов.
Компьютер и его программное обеспечение Выпускник на базовом уровне научится:
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах
построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Представление информации в компьютере Выпускник на базовом уровне научится:
– переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации
Элементы теории множеств и алгебры логики Выпускник на базовом уровне научится:
– строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения.
Современные технологии создания и обработки информационных объектов выпускник на базовом уровне научится:
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств.
Обработка информации в электронных таблицах Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
– представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации.
Алгоритмы и элементы программирования Выпускник на базовом уровне научится:
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
– узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных;
– читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных
алгоритмических конструкций;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти).
Информационное моделирование Выпускник на базовом уровне научится:
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты,
получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе, вычисляемые запросы), выполнять сортировку
и поиск записей в БД;
– описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных.
Сетевые информационные технологии
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в
Интернете; вести поиск в информационных системах;
– использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
– использовать в повседневной практической деятельности (в том числе - размещать данные) информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 11 КЛАССА
Глава 1. Обработка информации в электронных таблицах § 1.Табличный процессор.
Основные сведения
1. Объекты табличного процессора и их свойства
2. Некоторые приёмы ввода и редактирования данных
3. Копирование и перемещение данных
§2. Редактирование и форматирование в табличном процессоре
Редактирование книги и электронной таблицы
1. Форматирование объектов электронной таблицы
§3. Встроенные функции и их использование
1. Общие сведения о функциях
2. Математические и статистические функции
3. Логические функции
4. Финансовые функции
5. Текстовые функции
§ 4. Инструменты анализа данных
1. Диаграммы
2. Сортировка данных
3. Фильтрация данных
4. Условное форматирование
Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования
§5. Основные сведения об алгоритмах
1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма
2. Способы записи алгоритма
§6. Алгоритмические структуры
1. Последовательная алгоритмическая конструкция
2. Ветвящаяся алгоритмическая конструкция
3. Циклическая алгоритмическая конструкция
§7. Запись алгоритмов на языках программирования
1. Структурная организация данных
2.Некоторые сведения о языке программирования Pascal
§8. Структурированные типы данных. Массивы
1.Общие сведения об одномерных массивах 2.Задачи поиска элемента с заданными свойствами
1.Проверка соответствия элементов массива некоторому условию
2.Удаление и вставка элементов массива
3.Перестановка всех элементов массива в обратном порядке
4.Сортировка массива
§9. Структурное программирование
1.Общее представление о структурном программировании
2.Вспомогательный алгоритм
3.Рекурсивные алгоритмы
4.Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal Глава 3. Информационное моделирование
§10. Модели и моделирование
1. Графы, деревья и таблицы
§11. Моделирование на графах
1. Алгоритмы нахождения кратчайших путей
§12. База данных как модель предметной области
1. Общие представления об информационных системах
2. Предметная область и её моделирование
3. Представление о моделях данных
4. Реляционные базы данных
§13. Системы управления базами данных
1. Этапы разработки базы данных
2. СУБД и их классификация
3. Работа в программной среде СУБД
4. Манипулирование данными в базе данных
Глава 4. Сетевые информационные технологии
§14. Основы построения компьютерных сетей
1. Компьютерные сети и их классификация
2. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей
3. Работа в локальной сети
4. Как устроен Интернет
5. История появления и развития компьютерных сетей
§15. Службы Интернета
1. Информационные службы
2. Коммуникационные службы
3. Сетевой этикет
§16. Интернет как глобальная информационная система
1. Всемирная паутина
2. Поиск информации в сети Интернет
3. О достоверности информации, представленной на веб-ресурсах Глава 5. Основы социальной
Информатики
§17. Информационное общество
§18. Информационное право и информационная безопасность
1. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
2. Правовые нормы использования программного обеспечения
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАССА
№ п/п |
Название темы |
Всего часов |
В том числе |
||
Практические работы |
Контрольные работы |
||||
1 |
Обработка информации в электронных таблицах. |
6 |
|
Контрольная работа №1. Обработка информации в электронных таблицах. |
|
2 |
Алгоритмы и элементы программирова ния. |
10 |
Практическая работа №1 Алгоритмы и исполнители. Практическая работа № 2. Запись алгоритмов на языке программирования Практическая работа № 3. Анализ алгоритмов Практическая работа № 4. Способы заполнения и типовые приёмы обработки одномерных массивов. Практическая работа № 5. Решение задач по обработке одномерных массивов. Практическая работа № 6. Рекурсивные алгоритмы. |
|
|
3 |
Информационно е моделирование.
|
8 |
Практическая работа № 7. Пути в графе. Практическая работа № 8. Дерево игры. Практическая работа № 9. Информация в таблицах. |
Контрольная работа № 2. Информационное моделирование.
|
|
4 |
Сетевые информационны е технологии.
|
6 |
Практическая работа № 10. Основы построения компьютерных сетей. Практическая работа № 11. Поисковые запросы в сети Интернет. Практическая работа № 10. Основы построения компьютерных сетей. Практическая работа № 11. Поисковые запросы в сети Интернет. |
Контрольная работа № 3. Сетевые информационные технологии.
|
|
5 |
Основы социальной информатики. |
2 |
Практическая работа № 12. «Основы социальной информатики». |
|
|
6 |
Повторение |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего: |
34 |
12 |
3 |
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
|
Обработка информации в электронных таблицах – 6 часов |
||||
1 |
Табличный процессор. Некоторые приемы ввода и редактирования данных. Копирование и перемещение данных в электронных таблицах |
1 |
|
|
|
2
|
Редактирование и форматирование в табличном процессоре Встроенные функции и их использование. Математические и статистические функции. |
1
|
|
|
|
3 |
Логические функции. Финансовые функции Текстовые функции |
1 |
|
|
|
4 |
Инструменты анализа данных. Диаграммы Сортировка данных. Фильтрация данных Условное форматирование. Подбор параметра |
|
|
|
|
5 |
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обработка информации в электронных таблицах» |
1 |
|
|
|
6 |
Контрольная работа №1 «Обработка информации в электронных таблицах |
1 |
|
|
|
Алгоритмы и элементы программирования – 10 часов |
|||||
7 |
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Понятие сложности алгоритма. Алгоритмические структуры. Следование. Ветвление. Циклическая алгоритмическая конструкция |
1 |
|
|
|
8 |
Практическая работа №1 «Алгоритмы и исполнители». |
1 |
|
|
|
9 |
Понятие структуры данных. Основные сведения о языке и примеры записи алгоритмов на языке программирования Паскаль. |
1 |
|
|
|
11 |
Практическая работа №2 «Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль». Анализ программ с помощью трассировочных таблиц. Функциональный подход к анализу программ |
1 |
|
|
|
12 |
Практическая работа №3 «Анализ алгоритмов» |
1 |
|
|
|
13 |
Структурированные типы данных. Массивы. Поиск элементов с заданными свойствами в одномерном массиве. Проверка соответствия элементов массива некоторому условию. Задачи на удаление. Вставку и перестановку элементов Массива. Сортировка массива |
1 |
|
|
|
14 |
Практическая работа №4 «Способы заполнения и типовые приёмы обработки одномерных массивов» |
1 |
|
|
|
15 |
Практическая работа №5 «Решение задач по обработке массивов» |
1 |
|
|
|
16 |
Структурное программирование. Вспомогательные алгоритмы. Рекурсивные алгоритмы. Практическая работа №6 «Рекурсивные алгоритмы». |
1 |
|
|
|
Информационное моделирование –8 часов |
|||||
17 |
Модели и моделирование. Компьютерное моделирование. |
1 |
|
|
|
|
Списки, графы, деревья и таблицы. Моделирование на графах |
|
|
|
|
18 |
Практическая работа №7 «Пути в графе» |
1 |
|
|
|
19 |
Знакомство с теорией игр Практическая работа №8 «Дерево игры» |
1 |
|
|
|
20 |
Общие представления об информационных системах. База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных |
1 |
|
|
|
21 |
Практическая работа №9 «Информация в таблицах» |
1 |
|
|
|
22 |
Системы управления базами данных. Работа в программной среде СУБД. Проектирование базы данных. Разработка базы данных |
1 |
|
|
|
23 |
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информационное моделирование» |
1 |
|
|
|
24 |
Контрольная работа №2 «Информационное моделирование» |
1 |
|
|
|
Сетевые информационные технологии – 6 часов |
|||||
25 |
Компьютерные сети, их аппаратное и программное обеспечение. Как устроен Интернет |
1 |
|
|
|
26 |
Практическая работа № 10 «Основы построения компьютерных сетей» |
1 |
|
|
|
27 |
Информационные службы Интернета. Коммуникационные службы Интернета. Сетевой этикет |
1 |
|
|
|
28 |
Коммуникационные службы Интернета. Сетевой этикет. Интернет как глобальная информационная система. |
1 |
|
|
|
29 |
Достоверность информации, представленной в сети. Практическая работа № 9 «Поисковые запросы в сети Интернет» |
1 |
|
|
|
30 |
Контрольная работа №3 «Сетевые информационные технологии» |
1 |
|
|
|
Основы социальной информатики –2 часов |
|||||
31 |
Информационное общество, право и безопасность. |
1 |
|
|
|
32 |
Обобщение и систематизация изученного материала по теме |
1 |
|
|
|
|
«Основы социальной информатики». Тест по теме «Основы социальной информатики» |
|
|
|
|
|
Итоговое повторение - 2 часа |
||||
33 |
Основные идеи и понятия курса |
1 |
|
|
|
34 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.